НАСТОЯЩИЙ ДРУГ КЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 2 И 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ НАШ НАСТОЯЩИЙ БРАТ

Тема :   «Кто  такой настоящий друг? »

1. Аудиозаписи песен о дружбе.

2. Карточки со словами: друг, приятель, товарищ, с пословицами о дружбе.

3. Плакат, краски, ножницы, карандаши, бумага цветная, клей.

4. Компьютер с колонками, тест в Excel «Кто такой настоящий друг?»

– оформить выставки книг, репродукций, фотографий;

– учащиеся готовят сообщения о дружбе;

– группа чтецов подбирает стихи о дружбе;

– группа музыкальных оформителей подбирает песни о дружбе.

Участники: учащиеся 5-6 классов

Форма проведения: деловая игра

Эпиграфы к классному часу

Самый прекрасный подарок после мудрости, кото рым могла бы одарить нас природа, – это дружба.  (Ларошфуко)

Дружба кончается там, где начинается недоверие.  (Сенека )

Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.  (Сократ)

Дружба исчезает там, где равенство перестает суще ствовать. ( Обер)

Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. ( Лабрюйер)

Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. ( Ларошфуко)

Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом. ( Боше)

Ход классного часа:

Друзей познаешь лишь тогда,

Когда к тебе придет беда.

Учитель читает отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба? Каждый знает.              Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?

2. Вступительная беседа –  диалог с учащимися

– О чем будем говорить? /О дружбе./

– На доске слова: друг, приятель, товарищ.

3. Рассказ учителя.

– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.

Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия «друг», «товарищ». Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как? Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

4.   О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Предлагаю детям обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой.

Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

-Ребята, почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего?

7.  Игровое упражнение.

Игра 1. “ Давайте говорить друг другу комплименты”.

Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.

Игра 2. “ Круговая беседа”.

Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.

Землю обогнули тоненькие нити,Нити параллелей и зеленых рек. Протяните руку, руку протяните,Надо, чтобы в дружбу верилКаждый человек.

Моделирование “Кодекса дружбы”

Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать.   (работа в группах по составлению правил дружбы)

(правила,  составленные детьми, освещаются в классной газете)

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

9. Конкурс песен о дружбе:  «Угадай мелодию»

Учащиеся делятся на 2 команды и  слушают отрывки тех песен, где  есть слова о дружбе, друзьях. Выигрывает та команда, которая правильно назовет песню и исполнит хотя бы 4 строчки из этой песни.

10.  Представьте, что у вас остался только один волшебный лепесток,   и вы можете загадать только одно желание, запишите его на лепесточке.

Давайте выберем лучшие из ваших желаний (вклеиваются в газету)

Прочитайте ваши желания.

Какие из желаний вам понравились больше?

Кого мы называем другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

11. А каким другом является каждый из вас? (Тест

«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечис ленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность – он никогда вас не подведет;

б) солидарность – он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость – он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность – он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость – вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сде лаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообе щаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем со чувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осоз нанной жизни?

а) ни одного;

д) четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

б) почти все;

в) не все;

д) двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы ус пели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы до веряете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разуз наете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и зани маетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друга на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от кон кретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже вся кий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом – вот только надо убедить в этом других. Но в глубине ду ши вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас со гревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказы ваетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой про являете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представ ляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к са мопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей – вели кодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не раб ской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

12.  Заключительное слово классного руководителя.

Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили усло вия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О. Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья». Согласны ли вы с этим мнением? Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, об мен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.

Список использованной литературы

1.  Словарь Ожегова

2. Лаврентьева  Л. И.   и  др.   “Нравственное  воспитание   в   начальной школе” // Завуч начальной школы, №№ 3,4,5, 2004 г.

3.  Юдина И. Г. , Портфолио ученика средней школы, Издательство «Учитель», 2006г.

4.   Степанов Е. Н., Классному руководителю о воспитательной системе класса, Москва, 2001 г.

5.   Угольникова       Е. Ю.       Качество,       эффективность,       результат воспитательного   процесса.   Критерии   и   инструментарий   оценки,  Оханск, апрель, 2005 г.

6.   Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 г.

8. С.С. Степанов «Что вы знаете и не знаете о себе и других, «Феникс», 1996 г.

9. Компакт-диск «Портфолио ученика»,  Издательство «Учитель», 2006 г.

12. Караоке песен о дружбе

Если останется время: Обсуждение ситуаций.

В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше назы вать вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись места ми, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

(Обсуждение 1-и ситуации.)

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упа ковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпа лось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной

моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

Классный час «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ: КТО ОН?»

Цель: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом.

– определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;

– изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;

– развивать умения аргументировать свою точку зрения;

– воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

Оборудование: видеоролики из мультфильма «Лунтик. Как стать другом», макет дерева, листочки для записи качеств настоящего друга, карточки для работы в группе.

-Сегодня у нас с вами час общения. А общение начинается с рукопожатия. Давайте все встанем, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнёмся. Мы все вместе – одна команда. А сообща можно решить любые вопросы и проблемы.

Видеоролик «Лунтик. Как стать другом»

– Вы догадались правильно, мы сегодня поговорим о дружбе, о том, как стать настоящим другом.

– Что обозначает слово друг? Предлагаю вам заглянуть в толковый словарь.

Знаете ли вы, как возникло слово «друг»? Вот одно из предположений.

Когда ещё никто не знал ни слова –       Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”,      Соседям древний человек привык,      Показывать кулак или язык,      И корчить рожи, (что одно и то же).      Но словом стал гортанный резкий звук,      Осмысленней лицо, умнее руки,      И человек придумал слово ДРУГ,      Стал друга ждать и тосковать в разлуке.      Ему спасибо за друзей моих.      Как жил бы я, что делал бы без них?

2. Проблемная ситуация.

– Ответьте на вопрос Лунтика.

3. Работа в группах

– Чтобы разобраться поработаем в группах и попробуем выяснить, каким должен быть настоящий друг и создадим «Дерево Дружбы».

Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте качество настоящего друга.

Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.

Карточки для первой группы:

1) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

Какой совет дадите Маше?

А) Умей радоваться успехам друга.

Б) Надо такую подругу бросить.

Правило. Умеет радоваться успехам друга.

2) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать

Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет.

Какой совет дадите Наташе?

А) Не ищи выгоду от друзей

Б) Заставь друга делать всё за тебя.

Правило. Не ищет выгоду от друзей

Карточки для второй группы:

3) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

А) помоги другу разрисовать домик.

Б) Останови друга, если он делает что-то плохое.

Правило. Не предлагает другу совершать плохие поступки.

4) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по самбо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься самбо”.

Как вы предложите, поступить Володе.

А) Не навязывать другу свои увлечения

Б) Друзья должны иметь одни увлечения.

Правило. Не навязывает другу свои увлечения

Карточки для третьей группы:

5) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

Дай совет Коле.

А) Всегда давай другу списать. Подсказывай ему на уроке.

Б) Помогай другу, но не делай за него

Правило. Помогает другу, но не делает за него

Что посоветуете Тане?

А) Извиниться перед другом.

Б) Больше никогда не дружить с Олей.

Правило. Настоящий друг тот, кто не обижает друзей.

– Вот и выросло у нас «Дерево Дружбы», на котором растут самые важные качества настоящего друга.

Представим, что мы – настоящие друзья. Давайте разберем несколько ситуаций.

4. Моделирование ситуации.

Стих. С.Михалкова «Хорошие товарищи»

– Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?

– Как к этому относятся одноклассники?

– Как правильно в такой ситуации поступить?

– Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?

Ситуация. – Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. ( Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). – Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему? – Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). – Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. – Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». – Почему мы дольше помним обиды? – Нравиться ли нам, когда нас обижают? – Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? – Как быть добрее? Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Ситуации для 1 группы:

Ситуации для 2 группы:

Ситуации для 3 группы:

7. Итог классного часа.

Итак, вернёмся к Лунтику. Какой ответ он получил на свой вопрос?

Видеоролик из мультфильма «Лунтик. Как стать другом»

Давайте пофантазируем, чего каждый из вас добьётся, если рядом с вами будут ваши друзья?

– А если рядом не будет друга, сможете ли вы чего-нибудь добиться? Почему?

Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание “Дерева Дружбы”. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга.

Исполняется «Песенка друзей».

Закончим мы наш час общения также как и начали: встанем, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу.

Спасибо всем за работу. Спасибо вашему классному руководителю.

Нош д. Каримово

Арсланова Гузаль Минивазировна

«Настоящий друг: каков он?»

раскрыть сущность понятия «дружба»;

– помочь детям разобраться в том, какими качествами должен обладать настоящий друг;

– показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

– развить стремление дружить с окружающими;

План классного часа.

Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей.  Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Знакомьтесь: Маша и Даша.

Итак, Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается, а еще      сочинение по русскому языку писать.

Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

О! Ес! Ты настоящая подруга!

: –  Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?

– Как вы думаете, как поступила Маша по отношению к своей подруге?

– Как бы вы поступили на месте Маши?

: настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Ситуация 2. В ней участвуют Денис и Антон.

: На самостоятельной по математике Денис обнаружил, что чернила в ручке закончилась.

: Ой, чернила в ручке закончилась.

А у меня запасная ручка есть!

Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

: А что ты мне за это дашь?

: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится?

: Да ладно, давай уж!

:  – Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?

– Как бы вы поступили на его месте?

– Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?

: настоящий друг должен быть бескорыстным

II. Сообщение темы и цели занятия

Итак, какова же тема нашего классного часа? (Ответы детей)

Сегодня мы подумаем и  выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, каким он должен быть, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием “дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах. У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

Каждый ряд после составления читает пословицу.

– Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:

– Какая общая тема пословиц?

– А как вы понимаете слово “дружба”?

– близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

– человек, который связан с кем-нибудь дружбой. – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С. И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.

IV. Чтение и обсуждение стихотворений

(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

Кл. рук.: Каким же должен  быть настоящий друг? (ответы детей)

Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно  поиграть, поговорить или просто погулять.

А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья!

2.(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С. В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!Мы такие с ним друзья – Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,Все соседи знают нас. Только мне звонить – четыре,А ему – двенадцать раз.

И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,Целый день поют над намиДва приятеля-чижа.

И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижейЗнают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.

Кл. рук.: А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

– Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

-Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Кл. рук.: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? (ответы детей)

(дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?»

VII. Продолжение беседы.

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями? – Должны ли родители быть друзьями детства?

озговой штурм. Настоящий друг, какой он?

А сейчас мы проведем операцию под названием «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы будем решать с вами следующую проблему: настоящий друг, какой он?

Ваша задача: называть слова или словосочетания, относящиеся к данной проблеме. Ваши слова я буду записывать  на доске.

Ребята называют слова: помогает, доверяет, уважает, защищает, говорит правду, поддерживает в беде, откровенный

Ну а теперь попробуем ответить на вопрос: кого можно назвать настоящим другом?

– Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

– Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду.

– Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

– Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

– Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.

Беседа «Друзья и товарищи».

: – Ребята, как вы думаете, много ли должно быть у человека настоящих друзей?

:  – Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, нужно с ним съесть пуд соли. Многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Даже все одноклассники не могут быть близкими друзьями. Какие же отношения должны быть в классном коллективе?

: отношения в классе должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

Деловая игра «Учимся сотрудничать».

: Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены  тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас я предлагаю вам провести деловую игру под названием «Учимся сотрудничать». Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.  Всем претендентам нужно пройти испытание – за определенное время собрать картинку из нескольких деталей, наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

Итак, кто хочет пройти испытание? Желающие 9 человек прошу  подойти ко мне.

Предлагаю каждому выбрать по одному кружочку. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.

Итак, претенденты выбраны. А все остальные будут выступать в роли специалистов, которые будут оценивать, какая тройка оказалась самой сплоченной и дружной. Пожалуйста, группы занимайте свои рабочие места.

ремя на решение задачи – 5 минут. Не забудьте прикрепить лист бумаги на доску.

Испытание закончилось. У меня по два вопроса к каждой команде.

– Участники, довольны ли вы своей работой?

– Что вам мешало работать?

А теперь послушаем мнение специалистов.

– Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоченной, дружной и показала лучший результат?

– Кто показал себя лидером, командиром? (ответы учащихся)

Кл.рук-ль: Итак, специалисты пришли к выводу, что команда под номером ____достойна прошла свое испытание и в будущем, возможно,  их можно пригласить для выполнения ответственной научной работы.

XI. Составление цветка “Дружбы” из качеств настоящего друга.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок “Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

– Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

XII. Определение “Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.3. Радуйтесь вместе с друзьями.4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-Вы согласны с этими законами?

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

XIII. Самоанализ и саморефлексия.

Давайте каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки, на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.

Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросите эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чём признались только себе

. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»

И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

XV. Подведение итогов.

Песня «Если с другом вышел в путь».

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!

1) А дома подумайте и запишите, как вы поступите в данных ситуациях.

Если мой друг добился в чём-то успеха, то я

Если я обидел своего друга, то я

Если я думаю, что мой друг предал меня, то я

Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я

Если моего друга ругают за меня, то я

Если моего друга не справедливо ругают, то я

Если мой друг называет меня грубо, то я

Если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я

Если у меня есть конфета, то

Если у меня есть интересный фильм, то я

Если мой друг не сделал домашнее задание, то я

Если мой друг не умеет играть в игру, то я

2) Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте эмблему настоящего друга.

Классный час «Вот что значит настоящий верный друг»

Учитель начальных классов 1 квалификационная категория

МОАУ СОШ №1 С. Возжаевки, Белогорского района, Амурской области

Кухоренко Ольга Михайловна

Тема: «Вот что значит настоящий верный друг»

Цель: Раскрыть сущность понятия «дружба», показать, какими качествами должен обладать

настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни, воспитывать стремление дружить с

I. Вступительная беседа.

Тема нашей беседы очень интересная и серьезная. Разгадав кроссворд, мы узнаем о чем будем

говорить. Для этого нужно отгадать загадки:

1) Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

2) Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает. ( Дверь)

3) В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет. ( Муравьи)

4) С неба – звездой, в ладошку –

5)Стоит Антошка на одной ножке. ( Гриб)

6) Из горячего колодца через нос водица льется. ( Чайник)

– Итак, о чем пойдет беседа? (о дружбе)

Сегодня нам предстоит выяснить кто такой друг, что такое дружба, какими качествами должен

обладать настоящий друг, для чего нужны друзья.

О дружбе размышляли во все времена, ученые и философы, крестьяне и дворяне.

Например, философ Сократ, который жил тысячи лет назад, сказал так : « Никакое общение между

людьми невозможно без дружбы»

А сейчас мы выясним, какими качествами должен обладать настоящий друг.

, составим цветок с хорошими качествами)

Итог: Каким должен быть друг?

А сейчас посмотрев сценку, скажите, хотели бы вы дружить с таким как Сережа?

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

– друзья! Поиграем вместе?

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машинку.

-Пожар! Пожар! –

Подбежали другие ребята.

-Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

— Васин друг, и я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровозик с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

– твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов?

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

-Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил!

— вчера, сказал Сережа. Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровозик с

вагончиками. Сегодня я с ним дружу!

В словаре Ожегова я нашла толкование слова «друг»

Друг – это тот, кто связан с кемнибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общих

– А какие общие интересы могут быть у друзей?

– Кого можно считать своим другом?

– Можно ли маму считать своим другом?

А маме, как о друге, сложена пословица.

(Нет лучше дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, а при матери добро.)

-Как вы понимаете эти пословицы.

– А кого из домочадцев вы считаете своим самым лучшим другом? (нарисуйте сердечко напротив

(Дети рассказывают о своем друге)

В толковом словаре В. И. Даля дано такое определение дружбы:

Дружбаэто бескорыстная стойкая приязнь (бескорыстиеэто отсутствие стремления к личной

выгоде наживе, т.е. человек не ждет ничего взамен на свой поступок) На 1ом месте ученый

ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

О такой бескорыстной дружбе мы посмотрим сценку.

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне

такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а

Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?

Настоящего друга не так то просто и найти. Вот девочка из стихотворения А. Барто

«Требуется друг» не может найти себе друга, а почему?

А сейчас Полина Дорошенко расскажет нам это стихотворение

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

И характер кроткий.

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: Но ты учти

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы1

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

Учитель: Как вы думаете, ребята, рассуждая так, найдёт ли героиня А. Барто себе подругу?

Действительно, некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы друзья прислушивались

только к его мнению, подчинялись ему. Эти плохие качества мешают установить доверчивые

отношения между людьми.

А сейчас назовем слова близкие по смыслу к слову «друг»

Своего друга нужно беречь. Умейте прощать друга, если он сделал чтото не так.

«Мирисьмирись, да больше не дерись»

-Вы слышали когда-нибудь такой совет?

-Как можно помириться?

Если поссоришься с другом, то не нужно винить его надо выяснить, может быть, ты сам в чем то

виноват. Постараться поговорить, выслушать друг друга и помириться.

Послушайте стихотворение «Поссорились» и скажите:

можно ли этих девочек назвать настоящими подругами? Почему?

Мы поссорились с подругой

И, уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала

Только с мишкой убежала

И сказала: «не отдам!»

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

-Почему друзья ссорятся и мирятся?

Ссорятся, потому что у каждого есть своя точка зрения и каждый может ошибаться.

А какая из пословиц подойдет к этому стихотворению:

1. Друга ищи, а нашелбереги

2. Друг узнается в беде

-Как и где можно найти друга?

1. Благодаря общему делу(на кружке, на секции

2. во дворе

3. в школе

4. в д/саду

5. если дружат родителиУчитель: Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного

писателя Феликса Кривина. Попробуйте ответить на вопрос: Для чего человеку нужен друг?

Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела:

каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один

хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай. Это и есть

настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину

трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

Учитель: Итак, ребята, для чего вам нужен друг?

-Поддержит в трудную минуту и не только в трудную.

-Выручаем друг друга.

-Посочувствует, если надо.

Иногда дружба способна творить чудеса

«Марина за два месяца до выпускных экзаменов вынуждена была оставить школу – заболевание

центральной нервной системы: катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более

десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии была принимать пищу.

Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство

непреодолимой пропасти между ней, лежащей, и ими, стоячими: садиться не садились, были

скупы на слова. Первым вышел из оцепенения Серёжа. Под его руководством посадили перед

окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли

одну, дежурили или группами, или поодиночке.

Прошли годы, и дружба сделала своё дело, она исцелила безнадёжно больную девочку. Они

рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех.

Каждый мечтает о таких друзьях.

Дружба излечить может, дружба горы может свернуть, дружба реки переплывёт и надежду даст.»

– В каком произведении герои строили Дом Дружбы? ( Крокодил Гена)

– Кто им мешал? (Старушка Шапокляк)

Шапокляк прислала нам письмо, в котором пишет: «Кто людям помогает, тот время тратит зря,

хорошими делами, прославиться нельзя.

– а мы с ней согласимся или нет?

В своём письме она настоятельно утверждает, что злость, жадность, зависть, грубость,

враждебность и предательство вот главные и основные черты характера для настоящего друга.

А мы знаем, что караз эти черты не совместимы с дружбой. Поэтому мы можем с уверенность

сказатьчто нам нужно от них отделываться. Поэтому я предлагаю вам подумать и найти в себе ту

черту характера, которая мешатьвам дружить. Я знаю способ, как от этого избавиться., и сейчас

я вам помогу это сделать. Давайте возьмём ручки, и на листочке напишем те черты характера,

которые у вас иногда проявляются. Теперь берем, сворачиваем их, и бросим их в урну. Выбросив,

эти листочки мы можем быть уверены, что навсегда искоренили в себе то, о чём только, что

признались себе.

1. Один за всех – все за одного.

2. Не спорь с другом по пустякам.

3. Помоги другу в беде.

4. Поделись с другом радостью.

5. Радуйся успехам друзей.

6. Первым прощай ошибки друга.

7. Не ревнуй друга к другим людям.

8. Храни доверенные секреты друга.

9. Не зазнавайся. Если у тебя получилось чтото очень хорошо.

10. Не сердись, не падай духом, если чтото не получилось.

Вывод: Если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей.

– Наша беседа подходит к концу, а теперь давайте вернёмся к предложению, которое мы начали

составлять в начале урока:

Настоящий верный друг – это тот , кто в беде не бросит, лишнего не спросит, словом, делом вам

Я желаю, вам чтобы в вашей жизни встречались всегда только настоящие, верные преданные

Источники информацииотрывки из произведений писателя Феликса Кривинасловарь

Ожегова; толковый словарь В. И. Даля; сборник загадок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *