НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ АЛАЛИИ

Общие сведения

Сенсомоторная алалия ‒ смешанная форма речевой патологии, сочетающая элементы моторной и сенсорной алалии. В современной логопедии относится к тяжелым патологиям речи, поскольку затрагивает все уровни речевой организации. В детской популяции различные виды алалии выявляются у 1% дошкольников. Поскольку все виды речи имеют тесную взаимосвязь, у моторных алаликов часто вторично нарушается восприятие и понимание речи, а у сенсорных – собственная речь. При сенсомоторной алалии может преобладать речедвигательная или фонематическая недостаточность.

Сенсомоторная алалия – это глубокое недоразвитие речевой функции, возникающее при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет. Характеризуется нарушениями речевого праксиса, слухового гнозиса, приводящим к невозможности говорения и непониманию чужой речи. Речевому дефекту сопутствуют нарушения моторики, внимания, гиперактивность. Диагностика основывается на обследовании устной речи и высших психических функций. Логопедическая работа направлена на коррекцию рецептивной и экспрессивной речи. По показаниям проводится терапия ноотропами, физиотерапия.

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Моторная алалия – это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (реже – гиперактивность), нарушения ВПФ. Интеллект, физический слух, строение периферических речевых органов и понимание речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая коррекция ведется поэтапно: запуск речи, наращивание словаря, формирование связного высказывания и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры.

Моторная алалия – нейропсихологический синдром, при котором нарушаются процессы производства речевого высказывания. В МКБ-10 ему соответствует «расстройство экспрессивной речи». Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет; большинство моторных алаликов составляют мальчики. Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до незначительных фонетических и грамматических погрешностей.

Синдром может протекать в изолированной моторной форме, но нередко, при диффузном поражении речевых центров, возникает сенсомоторный (или мотосенсорный – в зависимости от преобладающего компонента) вариант. Учитывая полисиндромный характер алалии, ее изучение ведется в различных аспектах: с точки зрения практической логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Симптомы сенсомоторной алалии

Смешанная алалия диагностируется у детей старше 3-х лет, у которых речь отсутствует изначально. Ведущие симптомы – стойкое непонимание чужой речи и отсутствие собственной речевой продукции. В анамнезе отмечается позднее формирование речевых реакций: гуления, лепета, первых слов. С раннего возраста ребенок не реагирует на неречевые звуки, голос матери, свое имя.

Импрессивный словарь не сформирован: дошкольник не знает названия предметов, не показывает их на картинке, не выполняет элементарные вербальные инструкции. Характерна неустойчивость слухового внимания, снижение объема слуховой памяти, отвлекаемость на различные внешние стимулы. Ребенка с сенсомоторной алалией не привлекает прослушивание аудокниг, чтение и рассказывание сказок. Контакт возможен только с помощью элементарных жестовых указаний, эмоциональных реакций, мимики.

Речевая активность либо отсутствует полностью, либо имеет лепетный характер в виде звуковых цепочек. Иногда отмечаются эхолалии, персеверации, но бессвязное и нечленораздельное повторение слов нестойкое, не несет смысловой нагрузки и не закрепляется в речи. Вследствие трудностей с поиском правильных кинестезий при повторах слов допускаются множественные звуковые замены, ошибки в ударении, искажение слогонаполняемости.

Поведение детей с сенсомоторной алалией часто гиперактивное, иногда имеет аутистические черты (склонность к уединению, стереотипным действиям, вспышкам агрессии). Отмечается неловкость движений, нарушения координации и переключаемости, трудности при выполнении действий (рисовании, аппликации, одевании, застегивании пуговиц). У старших дошкольников и младших школьников формирование графомоторных навыков происходит медленно.

Симптомы моторной алалии

Тяжесть речевого недоразвития может варьировать от незначительных вербальных трудностей до отсутствия разговорной речи. В последнем случае моторных алаликов иногда называют «неговорящими» или «безречевыми» детьми. Нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны.

Ранний этап развития протекает с бедными речевыми реакциями, иногда у ребенка совсем отсутствует лепет. Первые слова появляются к 3-4 годам или позднее. В процессе коммуникации дети пользуются звукоподражанием, жестами и примитивными лепетными словами. Речь изобилует литеральными парафазиями (звуковыми заменами), элизиями (пропусками фонем), персеверациями (повторением звуков или слогов), контаминациями (соединением слогов из разных слов).

Активный словарь беден, фразы редуцированы, аграмматичны. В речи преобладают имена существительные, отсутствуют предлоги и союзы, практически не используются глаголы, наречия и прилагательные. Члены предложения не согласуются по числу, падежу, роду и времени. Затруднено повторение отдельных звуков, звуковых цепей, слов и целой фразы по просьбе взрослого. Страдают операции отбора и правильного употребления слов соответственно ситуации. Все это делает речь малопонятной для окружающих. Понимание обращенной речи в основном сохранено, ребенок может выполнить команду или инструкцию.

Кроме речевых проблем, определяется целый ряд нарушений в неврологическом и психологическом статусе. Обычно моторные алалики малоактивны, реже – импульсивны или уравновешенны. К своему речевому недостатку некритичны. Их отличает неуклюжесть и неловкость движений, дискоординация. Грубо нарушена моторика пальцев рук, мелкие точные действия трудновыполнимы. В познавательной сфере выявляется инертность мышления, малый объем памяти, расстройства восприятия, неустойчивость внимания. Дети плаксивы, страдают частой сменой настроения, нарушениями сна и аппетита.

Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

К сенсомоторной алалии приводят органические повреждения корковых отделов слухоречевого и речедвигательного анализаторов и их проводящих путей доминантного по речи (чаще левого) полушария. Патологические изменения происходят на стадии внутриутробного развития или в раннем детском возрасте (до 3 лет). Непосредственными этиофакторами сенсорно-моторной алалии могут выступать:

Факторы риска

Определенные условия сами по себе не вызывают речевой недостаточности, но потенцируют влияние биологических причин. Такими факторами риска речевого недоразвития могут послужить:

Некоторые исследователи считают, что не бывает «чистых форм алалии (только импрессивной или только экспрессивной). Все виды алалии носят смешанный характер с различной степенью выраженности сенсорного или моторного компонента.

Происхождение патологии связано с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно – моторных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминантного полушария. На ранних этапах онтогенеза формирующиеся мозговые структуры крайне уязвимы к различным воздействиям, поэтому их повреждение сопровождается нарушением речевых и неречевых процессов. С учетом срока влияния повреждающего фактора различают:

Тяжесть алалии напрямую коррелирует со временем повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения. Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить воздействие не одного, а целой группы патологических факторов.

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Патогенез

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Моторная алалия – лечение в Москве

1. Ребенок все понимает, но не говорит в 3,5 года. Моторная алалия. О НР – 1 уровень.

2. Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (ОНР – 2 уровень).

3. Моторная алалия. О НР – 3 уровень. Развитие речи неговорящих детей.

4. Моторная алалия ОНР 4

5. Моторная алалия излечима. Выход из алалии – норма

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Мои статьи по Моторной алалии:

Лечение (коррекция) Моторной алалии

Представление о Моторной алалии

Моторную алалию часто путают с другими диагнозами

моторная алалия, моторная алалия у ребенка, сенсорно моторная алалия, моторная алалия лечение, моторная алалия работа, моторная алалия речь, моторная алалия признаки, моторная алалия у детей лечение, моторная алалия 3 года, уровни моторной алалии, этапы работы моторная алалия, занятия с ребенком с моторной алалией, моторная алалия у детей признаки, моторная алалия симптомы, моторная алалия отзывы, моторная алалия 4 года, моторная алалия форум, логопед моторная алалия, моторная алалия коррекция, моторная алалия у ребенка 3, моторная алалия у ребенка 3 лет, моторная алалия у ребенка 4, моторная алалия у детей признаки и лечение, конспекты моторная алалия, моторная алалия уровни речевого развития, моторная алалия у ребенка 4 лет, моторная алалия прогноз, моторная алалия конспект занятия, этапы коррекционной работы при моторной алалии, моторная алалия с чего начать, моторная алалия 5 лет, моторная алалия диагноз, моторная алалия 1 уровень, характеристика моторная алалия, моторная алалия онр, раннее речевое развитие +при моторной алалии, особенности моторной алалии, особенности моторной алалии, моторная алалия логопедическая работа, моторная алалия логопедические занятия, моторная алалия как лечить, моторная алалия дизартрия, моторная алалия первый уровень, индивидуальное занятие ребенка с моторной алалией, конспект логопедического занятия моторная алалия, алалия моторная диагностика, моторная алалия излечима, моторная алалия этапы логопедической работы, конспект индивидуального занятия моторная алалия, нарушения речи моторная алалия, моторная алалия характеристика детей, моторная форма алалии, сенсорно моторная алалия излечима, моторная алалия у детей прогноз, моторная алалия у ребенка 3 лет симптомы, выход из моторной алалии, моторная алалия лечение и прогноз, системное недоразвитие речи моторная алалия, моторная алалия 2 уровень, механизм моторной алалии, речевые проявления моторной алалии, моторная алалия у ребенка как лечить, моторная алалия механизм, моторная алалия работа логопеда, моторная алалия у ребенка 5 лет, синдром моторной алалии, моторная алалия задания, моторная алалия и сенсомоторная, алалия моторная коррекционной занятие, моторная алалия с сенсорным компонентом, моторная алалия 6 лет, моторная алалия 6 лет, моторная алалия с сенсорным компонентом, моторная алалия коррекционно развивающая работа, сенсорно моторная алалия занятия, моторная алалия школа, моторная алалия степени, моторная алалия мкб, пособие моторной алалией, причины моторной алалии у детей, моторная алалия как заниматься, моторная алалия это системное недоразвитие, чтение слушание и моторная алалия, лечение моторной алалии у детей отзывы, обследование детей с моторной алалией, моторная алалия у ребенка 3 лет лечение, эфферентная моторная алалия, моторная алалия коррекционная работа логопеда, моторная алалия когда ребенок заговорит, моторная алалия что делать, моторная алалия 7 лет, моторная алалия логопедия, моторная алалия и инвалидность, моторная алалия у дошкольников, ковшиков моторная алалия, моторная алалия и инвалидность, сенсорно моторная алалия излечима отзывы, моторная алалия когда ребенок заговорит, моторная алалия у ребенка 2 года лечение, тяжелая моторная алалия, моторная алалия анамнез, моторная алалия книги, моторная алалия проявляется, моторная алалия занятия дома, логопедическое заключение моторная алалия, моторика при моторной алалии, моторная алалия заговорит ли ребенок, моторная алалия восприятие речи, сенсомоторная концепция алалии, моторная алалия форум симптомы, сенсорно моторная алалия инвалидность, моторная алалия код мкб 10, ребенок все понимает но не говорит

Различные патогенные влияния приводят к повреждению нейронов моторных и сенсорных центров речи (постцентральной, премоторной, верхней височной коры и дугообразного пучка), а также проводящих путей, обеспечивающих межполушарные связи (мозолистое тело). При этом нервные клетки остаются функционально незрелыми, их возбудимость снижена, передача нервных импульсов нарушена. Возникает слуховая агнозия, орально-артикуляционная апраксия.

При сенсомоторной алалии грубо нарушается речевой онтогенез, недоразвитие охватывает всю речевую систему: страдает произносительный компонент, понимание речи, словарный запас, навык построения фразы. Ребенок не овладевает языковыми навыками в нормативные сроки. Сенсомоторная алалия наблюдается у детей с первично нормальным интеллектуальным развитием и периферическим слухом.

Сенсомоторная алалия – лечение в Москве

Обследование неговорящих детей проводится специалистами медицинского звена (педиатром, детским неврологом, детским отоларингологом) и психолого-педагогической службы (логопедом, детским психологом). Цель комплексной диагностики – разграничение алалии и иных форм безречья. Диагностическая тактика включает:

Дифференциальная диагностика

Сделать вывод о наличии у неговорящего ребенка моторной алалии можно только в процессе динамического наблюдения, при исключении других форм психоречевого дизонтогенеза. Алалию дифференцируют с отсутствием речи при олигофрении, ЗРР, аутизме, анартрии, детской афазии, псевдоалалическом синдроме, глухонемоте, мутизме и др.

Коррекция алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

Прогноз и профилактика

Эффективность преодоления моторной алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности, профессиональных компетенций логопеда. В случае учета всех аспектов коррекционной работы и раннего комплексного воздействия прогноз для речевого и психического развития благоприятный: дети догоняют сверстников, могут успешно обучаться в обычной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости полной компенсации достичь не удается.

Профилактика речевой недостаточности включает предупреждение вредных воздействий на развивающийся плод, родовых травм и ранних постнатальных повреждений головного мозга. Успешность коррекции любых речевых недостатков во многом зависит от атмосферы в семье, родительской настойчивости в достижении положительных результатов.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Различные аспекты изучения моторной алалии, как системного нарушения речи, нашли отражение в ее классификациях. В основу клинического подхода к систематизации положен топический аспект – локализация поражения головного мозга. С учетом этого критерия выделяют два вида экспрессивной алалии:

Лингвистическая классификация алалии базируется на выделении ведущего типа нарушения языковой системы – первичного или вторичного. Согласно ей, встречается четыре формы экспрессивной алалии:

Понимание механизмов моторной алалии неоднозначно у различных исследователей. Все существующие теории делятся на психофизиологические, психологические и психолингвистические.

Осложнения

Отсутствие экспрессивной речи, ограниченность круга общения, неразвитость ВПФ резко сдерживают полноценное развитие ребенка. У некоторых алаликов выражен речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение коммуницировать со сверстниками. На фоне несформированности экспрессивной речи может развиваться интеллектуальная недостаточность, носящая вторичный характер. В массовой школе дети с алалией с трудом осваивают навыки письма, на этой почве у них часто возникают различные формы дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии возможно появление речевых запинок – заикания.

Дефицитарное речевое развитие не обеспечивает ребенку необходимого общения с близкими и сверстниками, должной социализации. В результате этого развиваются личностные нарушения: проблемы с поведением, особенности эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессивность), вторичная ЗПР. В школе учащиеся с сенсомоторной алалией имеют значительные трудности при овладении навыками письма, чтения. Обучение осуществляется по коррекционной программе, но даже ее усвоение дается с трудом.

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Интенсивная системная коррекция алалии приводит к хорошим результатам. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, вступает в активную коммуникацию с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью корригированная сенсомоторная алалия служит риск-фактором специфических расстройств развития школьных навыков (дислексии, дисграфии, дизорфографии). Катамнестическое наблюдение и помощь логопеда требуется ребенку на протяжении всей начальной школы.

Профилактика тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, начинается в пренатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные этиофакторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода и рожденного ребенка. При выявлении задержки речевого развития требуется незамедлительное обращение к логопеду.

Сенсомоторная алалия часто маскируется под нарушения слуха и различные формы общего дизонтогенеза, поэтому представляет определенные сложности для диагностики. Только мультидисциплинарный подход позволяет правильно определить проблему и выстроить грамотный коррекционный маршрут:

На этапе диагностики необходимо исключить темповую задержку речевого развития, сенсоневральную и кондуктивную тугоухость, расстройства аутистического спектра, олигофрению. Иногда верный диагноз можно установить только при динамическом наблюдении ребенка, для чего требуется неоднократное посещение специалистов.

Лечебно-коррекционный процесс носит разностороннюю направленность. Медицинский аспект включает проведение курсов фармакотерапии, физиопроцедур, направленных на компенсацию мозговых нарушений. Психологическая помощь заключается в коррекция нарушенных ВПФ, эмоциональной и поведенческой сферы. Оптимально, чтобы педагогическая работа была начата в раннем возрасте (до 3-4-х лет), проводилась систематически и поэтапно в условиях специализированного ДОУ. Содержание логопедического воздействия включает:

Коррекция сенсомоторной алалии

В лечении сенсомоторной алалии применяется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логотерапии назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Доказанное стимулирующее действие на ЦНС имеет физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез на ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия).

Логопедическая коррекция

Дети с сенсомоторной речевой недостаточностью нуждаются в ежедневных занятиях с логопедом, поэтому ребенка с алалией необходимо определять в логопедическую группу детского сада (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала неречевые окружающие звуки, потом речь. В дальнейшем ведется работа над расширением словаря, как пассивного, так и активного за счет глагольных конструкций. Используется опора на сохранный зрительный анализатор (показ картинок, предметов), формируется соотнесенность зрительного и звукового образа слова.

С 4-х лет детей с сенсомоторной алалией обучают грамоте: письму, глобальному чтению. С расширением словаря и появлением фразы акцент смещают на совершенствование фонетико-фонематический системы, слоговой структуры слова. Занятия должны проводиться 4-5 раз в неделю при соблюдении единого речевого режима, как в группе, так и дома. Длительность коррекции сенсомоторной алалии – 3-4 года.

Для выработки речевых кинестезий проводится артикуляционная гимнастика, логомассаж. Из методов нейрокоррекции при сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, Томатис-терапия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *