НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ГЛАСНЫЙ ЗВУК В КОРНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Атласова Виктория Ивановна – учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Терютьская средняя общеобразовательная школа им. Г.А. Кривошапкина, село Терють, Оймяконский улус, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье раскрывается объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования посредством использования современных инновационных образовательных технологий. Инновационное обучение является новым подходом в образовательной системе, включающий в себя личностный подход, прочность знаний, умений и навыков, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям – это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу, включение в познавательную деятельность его эмоционального, интеллектуального потенциала. Ключевые слова: инновационные технологии, интеграция, коммуникативная деятельность, дифференциация, метод проектов, компьютеризация.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AT RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS AS A CONDITION FOR ENSURING THE MODERN QUALITY OF EDUCATION

Atlasova Victoria Ivanovna – Teacher of Russian language and Literature, MUNICIPAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION TERUTSKAYA SECONDARY SCHOOL NAMED AFTER G. A. K RIVOSHAPKIN, VILLAGE TERUT, OIMYAKONSKY DISTRICT, REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

Abstract: the article reveals the objective necessity and condition for the achievement of modern education high quality through the use of innovative educational technologies. Innovative learning is a new approach in the educational system including a personal approach, strength of knowledge, skills, creativity, professionalism, use of the latest technologies. Learning Russian language and literature using innovative technologies is an organization of educational process in a new way, focused on the desire of students to active communication activities, dialogue, inclusion in cognitive activity of its emotional, intellectual potential.

Keywords: innovative technology, integration, communicative activities, differentiation, method of projects, computerization.

В последние десятилетия учителя в своей работе активно применяют современные образовательные технологии. Каждый педагог отбирает более приемлемую для себя и учащихся технологию. И это не случайно. Сегодня основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, при котором ребенок вовлекается в общий учебный труд,

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Они позволяют повысить интерес учащихся не только к предмету, но и обучению в целом. Творчество на таких уроках проявляется не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Такие уроки проходят в необычной нетрадиционной обстановке. Это создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учащихся, реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности, а также создаются условия для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существуют несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов (урок-лекция, урок-семинар, урок – КВН, урок-защита проекта, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.). Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени со стороны учителя, и со стороны ученика.

В своей практике мы наиболее удачно используем несколько нетрадиционных форм урока: викторина, путешествие, интегрированный урок, урок-проект. конкурс. Выбор зависит от нескольких условий : во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

На уроках русского языка и литературы особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет развивать критическое мышление, исследовательские способности и творческую деятельность.

Используя информационные виды проектов, нами проведены в 11 классе урок литературы по теме «Серебряный век в русской поэзии». Работа над проектом проходит 6 стадий: формируются группы исполнителей; разрабатывается план работы над проектом; определяются сроки; выполнение заданий; обсуждение в группе результатов каждого задания; отчет по проекту. Учащиеся получают задание подготовить сообщение об отдельных поэтах «Серебряного века», выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений, исследовать одежду и быт той эпохи.

Класс делится на 3 группы, выбирают ведущего.1 группа представляет литературное направление «Символизм», вторая – «Акмеизм», третья – «Футуризм». На уроке ведущая знакомит с основными направлениями поэзии «Серебряного века», а каждый участник группы делает сообщение о поэте и декламирует его стихи. На следующем этапе урока идет знакомство с поэтами «вне направлений. Все участники проекта показывают творческую интерпретацию стихотворения Саши Черного «Жалобы обывателя». Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у этого поэта чудесными, сжатыми штрихами. Произведения Саши Черного милы, просты, веселы и бесконечно увлекательны, поэтому читаются и воспринимаются с одинаковым наслаждением как взрослыми, так и детьми.

Следующий этап – это чтение переводов стихотворений поэтов «Серебряного века» на якутском языке. Сопоставление родного языка с русским помогает лучшему восприятию стихотворений, пробуждает интерес к поэзии. В конце урока все исполняют песню на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Эти этапы урока включают в себя связь с жизнью, приводят к мысли, что и в наше время многие люди находят в творчестве поэтов «Серебряного века» отклик своим мыслям и чувствам.

Таким образом, урок – проектная деятельность помог обучающимся узнать много новых сведений о жизни и творчестве поэтов, познакомиться с переводом стихотворений своих сверстников из Майинской гимназии и узнать, что стихи М. Цветаевой переложены в музыку – романс из популярного кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром».

Конечно, полученный результат обладает лишь субъективной новизной, но насколько она важна для участников проекта. Теперь это их знания, добытые творческим, а значит, не скучным трудом. А атмосфера творчества не забывается. Вкус к исследованию и радость труда – это надолго. И это, пожалуй, самый главный результат проекта.

На уроках нами чаще всего используется технология развития активного мышления. В 8 классе включаем в урок работу по исправлению текстов или исправлению ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, учащиеся сами должны найти правила и указать ошибки. Например:

Кот залез под дом, который украл нашу колбасу. Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят.

Активность мышления и интерес учащихся повышается в условиях проблемной ситуации, когда он сам формулирует проблему, вызывает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Например: при соотнесении фонетического и графического образа слова -произношении и написании (при изучении орфографии); лексического значения слов, фразеологизмов и их роли в речи (при изучении лексики и фразеологии); в 11 классе при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения ( часть «С» в КИМ -ах ЕГЭ по русскому языку).

А задания поискового и исследовательского характера можно предложить при изучении разделов грамматики.

В 5 классе при изучении темы: «Непроизносимые согласные» предлагаю на слух анализировать слова с непроизносимыми согласными. Звуковой анализ проводится сначала на слух. Почему они исчезают? Сопоставляя слова, ребята приходят к выводу, что слова со стечением согласных трудно выговаривать, поэтому при произнесении один из них исчезает. Чтобы правильно написать это слово, надо подобрать родственные слова, в котором этот звук четко слышится. Например: солнце – солнечный.

Излюбленной формой урока ребят среднего звена остается урок – игра.

Отличительной особенностью игровых технологий является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают

фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки – викторины и т.д.

Рассмотрим урок-игру «Кто хочет стать грамотеем?» по русскому языку, проведенном в 7 классе. Правила игры соответствуют правилам популярной телеигры «Кто хочет стать миллионером?» (есть * Звонок другу, *Помощь зала, *50/ 50).

Игра состоит из 5 тем: Фонетика. Лексика. Морфемика и словообразование. Орфография. Пунктуация. Каждая тема содержит по 5 вопросов-тестов. Участники выбирают из 4 вариантов ответа только 1 правильный. Максимальная сумма баллов равна 5 баллам. Например:

1. « Фонетика» (слайд 1) 1. В каком слове букв больше, чем звуков? А. плести В. объезд Б. приют Г. деньги

Среди новых педагогических технологий в последнее время начинают выделяться информационно-коммуникативные технологии.

Информационные технологии наряду с другими средствами обучения стали надежными помощниками учителя. Используются они на различных этапах урока -при освоении нового материала, его закреплении и обобщении, при проведении творческих и контрольных работ.

Интересный урок «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» с использованием мультимедийных средств и ИКТ можно провести по русской литературе в 5 классе. Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, слайд – презентация, задания с карточками. Ученики становятся путешественниками и, преодолевая препятствия, должны посетить 8 станций на своем пути: «Сказочник», «Снежная королева», «Сто одному», «Талант», «Лукоморье», «Ключ», «Волшебная шкатулка», «Конечная». Демонстрируя слайды, учитель задает вопросы проблемного характера, ставит их в различные ситуации. Как педагогическая технология игра создает эмоциональный подъем, познавательную активность, внимание, а использование информационно-коммуникативных технологий повышает эффективность и качество учебного процесса.

Учитывая, что значительная часть преподавателей, которая в настоящее время работает в учебных заведениях различных уровней, не имела возможности получить необходимую подготовку в области применения современных мультимедийных средств и ИКТ во время обучения в вузе, осознавая, что развитие компьютерных технологий идет очень быстрыми темпами, важнейшей задачей сегодня является необходимость организации переподготовки и информационно – методической поддержки преподавателей в сфере компьютеризации.

Внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она поможет выпускникам школы стать мыслящими людьми, умеющими дать альтернативу в сложной жизненной ситуации.

В заключение хочется подчеркнуть, что каждый учитель желает, чтобы его занятия заинтересовали его учеников. Каждый урок должен приносить им чувство удовлетворения, стать ценным опытом в становлении их как творческой, думающей личности. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить учащихся понимать всю глубину и красоту родного или второго языка, выражать себя в творческой деятельности. Также оно помогает воспитать образованных, высоконравственных людей, которые смогут в будущем умело строить отношения с другими людьми, быть успешными в профессиональной деятельности, правильно выражать свои мысли. При этом надо помнить, что целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к данной проблеме.

Список литературы /References

1. Бахвалов В. А. Методики и технологии образования. Рига, 1997.

2. Горбич О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. Первое сентября, 2009. № 23.

3. Гостева Ю. И. Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку. М.: Современное образование, 2012. № 6.

4. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

5. Рыжова В. Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника // Журнал «Завуч», 2008. № 8.

6. Шаламов И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Повторение по теме «Правила правописания»

повторение изученного материала.

проверить знания учащихся о правилах правописания; отработать  практические  навыки  в написании слов с изученными орфограммами; закрепить способы проверки орфограмм корня; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных

формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Формы и методы: работа в парах, группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.

Планируемые предметные результаты: уч-ся научатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Работа с учебником, разъяснение, постановка проблемы, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый.

Здравствуй (вся ладонь) Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем здороваться пальчиками.

Во всем   (безымянный)

И везде (мизинец)

II. Минутка чистописания.

1. В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эм и о. Какая это буква? (эн) Вспомним написание буквы.

Дайте информацию об этой букве. ( Буква эн обозначает звук   н  . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).

Запишите в тетради  одну строку этой буквы.

2. На следующей строке запишите слова

ноябрь сентябрь январь

(Уч-ся по цепочке выходят к доске и вставляют букву в слова. Другие уч-ся пишут в тетради).

Взаимопроверка. Открываются слова под «шторкой». Поднимите красные кружки кто сделал так.

2. Работа с предложением.

-Ребята, посмотрите на доску, подул сильный ветер и предложение рассыпалось.

-Какие буквы в корне  слова надо проверять?

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Правила правописания)

-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

Упр. 220 стр. 127

АМО «Земля, воздух, огонь и вода»

Ребята по моей команде вы будете изображать одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

2. Работа в группах.

Упр. 221 стр. 127

У каждой группы таблица. Учащиеся работают в группах. Читают слова, объясняют правописание орфограмм, записывают слова в таблицу.

– Подберите по одному слову к каждой орфограмме, запишите.

-Первая группа читает, что у них получилось. Докажите правильность своего ответа. Правило расскажите.

-Слушаем вторую группу. Докажите правильность своего ответа. Правило расскажите. И.т.д.

V. Закрепление  изученного материала.

Самостоятельное выполнение упр. 222 стр. 128.

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу в группе передают разноцветные лепестки и отвечают на вопросы, относящиеся  к уроку, к целям.

-Что  вспомнили  на уроке?

-О каких орфограммах говорили на уроке?

– Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с орфограммами?

А сейчас мне хочется, чтобы  в нашем классе стало ещё больше цветов. Но каждый из них будет выражать ваши знания: красный цветочек – я всё понял; жёлтый цветочек – я затрудняюсь; зелёный цветочек – я ничего не понял. Выберите свой цветочек, подпишите его и прикрепите на доску.

“Всеми возможными способами нужно
воспламенять в детях горячее стремление к знанию
и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения
учиться, не боясь никаких трудов, если учитель
сможет развить в детях интерес и творческий
подход к учению”.

Главной задачей образования становится
сегодня не столько овладение суммой знаний,
сколько развитие творческого мышления
школьников, формирование умений и навыков
самостоятельного поиска, анализа и оценки
информации, самоактуализации, самоутверждения и
самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из
способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Мы живем в век научно-технической революции, и
жизнь во всех ее проявлениях становится
разнообразнее и сложнее; она требует от человека
не шаблонных, привычных действий, а подвижности
мышления, быстрой ориентировки, творческого
подхода к решению больших и малых задач. Человеку
с творческим складом ума легче не только сменить
профессию, но и найти творческую “изюминку” в
любом деле, увлечься любой работой и достичь
высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс
становления качеств творческой личности. И очень
важно правильно организовать этот процесс. Тема
моей творческой работы – “Развитие творческих
способностей учащихся на уроках русского
языка”.

Актуальность выбранной темы исходит из
следующих проблем:

Следовательно, цель моей работы: предложить
банк идей, педагогических находок для развития
творческих способностей учащихся на уроках
русского языка. Для достижения этой цели передо
мной стояло несколько задач:

В своей работе я опиралась на научные выводы
автора многочисленных работ по педагогике
В. А. Сухомлинского, который считает, что
творческий подход учителя к учебному процессу
способно пробудить в ребёнке скрытые
способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения
К. Д. Ушинского. Он утверждал, что
самостоятельность учащихся в добывании знаний
принесёт больше плодов, чем готовый материал,
предоставленный наставником. И задача учителя
заключается в том, чтобы грамотно организовать
учебный процесс

Глава 1. Роль самостоятельной работы в
процессе развития творческого потенциала.

Основной задачей на уроках русского языка я
считаю – обучение умению целесообразно и
правильно пользоваться языковыми средствами для
выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно
развить способность владеть словом, понимать
слово, рассматривать его с разных сторон. Детей
необходимо как можно чаще ставить в позицию
автора, давать возможность выразиться, раскрыть
свою личность, выявить отношение к
происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед
собой задачу – научить мыслить, выражать свои
мысли в устной и письменной форме, анализировать
ответы сверстников, принимать участие в спорах
по тем или иным вопросам, как с преподавателем,
так и с классом. Развитие творческого потенциала
учащихся – одна из задач обучения в школе. Какие
же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок
учился с охотой и желанием и одновременно
развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих
способностей:

Известно, какое значение придавал
самостоятельной работе школьников К. Д. Ушинский.
Активность и самостоятельность учащихся – один
из основных принципов его дидактической системы.
Великий педагог считал, что задача учителя
состоит не в том, чтобы давать детям готовые
знания, а в том, чтобы направлять их умственную
деятельность. Учащиеся должны по возможности
трудиться самостоятельно, а учитель –
руководить этим самостоятельным трудом и давать
для него материал. При этом важно, чтобы
практические задания выполнялись школьниками не
механически, а сознательно, нужно добиваться,
чтобы в практическую работу дети вносили
элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся
состоит в том, чтобы научить детей мыслить,
анализировать и обобщать языковые факты, что в
свою очередь положительно сказывается на
усвоении учебного материала. В этих целях
практикую задания типа “Объясни”, “Докажи”.

Большое место в преподавании русского языка у
меня занимают творческие самостоятельные
работы. Работа творческого характера повышают
интерес детей к учению, развивают их
наблюдательность, учат их самостоятельно решать
поставленные цели. Важно и то, что в творческих
письменных работах проявляются индивидуальные
качества учащихся и особенности их языка.

Глава 2. Уроки развития речи.

Широко использую работу с опорными словами,
сочинения-миниатюры по картине, сочинения на
заданную тему, сочинения по пословице, по
аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся,
составление письма подруге или другу, сочинение
по началу. Описанные выше упражнения выполняются
под моим руководством, при этом степень
самостоятельности учащихся постоянно
возрастает. Когда же дети усваивают материал
достаточно прочно и овладевают “техникой”
выполнения соответствующего вида работы,
аналогичные задания предлагаются учащимся на
дом. Умение анализировать, обобщать, логически
правильно, чётко, а так же эмоционально строить
свою речь необходимы при написании хорошего
сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им
речевую деятельность. ” Речевая деятельность” –
это активный, целенаправленный процесс создания
и восприятия высказываний, осуществляемый с
помощью языковых средств в ходе взаимодействия
людей в различных ситуациях общения.

Я применяю следующие этапы подготовки к
сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель –
создание мотива, обеспечение необходимого
эмоционального настроя, пробуждение интереса к
работе, организация наблюдений, обсуждение задач
и условий ситуации; 2) предварительная
подготовка. Цель – создать базу для последующей
работы, организовать накопление необходимых
знаний, впечатлений; 3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста
является чистота и непосредственность
восприятия. Необычна и богата детская фантазия,
воображение, потребность выдумывать и сочинять.
Учащимся 5 класса я предложила написать свои
книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На
первых страницах поместились сказки. Знакомясь с
педагогическим наследием В. А. Сухомлинского, я
обратила внимание на одну цитату: “Через сказку,
фантазию, игру из неповторимого детского
творчества верная дорога к сердцу ребенка”.

Я убедилась, что составление сказок
благотворно влияет на развитие творческих
возможностей детей, сближает их с природой,
развивает наблюдательность и любознательность,
воспитывает добрые чувства, оживляет и делает
интересным учебный процесс. При написании сказок
расширяется словарный запас детей. Ребята учатся
излагать свои мысли письменно. Особенно велик
интерес детей к волшебным сказкам, что
объясняется ничем не ограниченной свободой
передвижений и действий в сказочном мире.
Стараюсь разнообразить уроки развития речи,
используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи
живыми.

1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь!
Рискуя получить упрек в повторении уже
сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то,
что этот вид работы очень важен для развития
речи.

2. ” Мой дневник “- пиши о том, что сейчас
вспомнил. Выполнение этого вида работы можно
стимулировать знакомством  с опубликованными
дневниками разных людей или с дневниками
литературных героев.

3. ” Фантазия-картинка” – опиши словами
картинку, которой нет, которую видишь только ты в
своем воображении. Если написанное будет свежо и
выразительно, слова могут быть воплощены в
рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по
репродукциям картин профессиональных
художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью
такой жанр, как сочинение по картине.

5. Cценарий мультфильма по выполненным на
доске рисункам удовлетворяет потребность
подростка в оживлении рисунка и написании
сочинения-повествования вместо
сочинения-описания.

6. Музыкальное сочинение.

7. Сочинение – продолжение написанного накануне
изложения или диктанта.

8. Сочинение – ассоциации по мотивам когда-то
написанного диктанта или изложения.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы
выделить сочинения – описания природы в разное
время года. Этот вид работы очень нравится моим
детям. Природа на их страницах оживает, принимает
облик человеческий. Прежде чем приступить к
такому творческому процессу, мы собираем
материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая
написанные сочинения на тему “Золотая пора”,
учащиеся обращали внимание на построение
предложений, на красочное описание осенней
природы. Каждому ребенку осень раскрывается
по-своему. А при помощи сочинений это время года
для всех нас становится богаче и выразительнее. К
недостаткам в работах детей можно отнести то, что
в некоторых из них отсутствует вывод.
Размышление над сочинением пробуждает у ребят
интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом
оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции,
прививает интерес к урокам русского языка. Дети
стали внимательнее относиться к слову, стали
более самостоятельными, появилась четкая
структура высказывания, обоснованность мысли,
отмечается умелое использование
образно-выразительных средств языка.  Опыт
работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят
надо научить рассказывать на заданную тему,
правильно строить предложения, выбирать нужные
слова, обогащать словарный запас. На этих уроках
у детей возникает чувство гордости за свой край,
любовь к родной природе и русскому языку,
проявляется бережное отношение к ним.

В творческий процесс включаю и этап обучения
изложению на уроках русского языка. Изложение –
работа творческая. С одной стороны, оно
предусматривает не дословное, а самостоятельное,
свободное воспроизведение прочитанных учителем
текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику
чёткую сюжетную и лексическую канву, которая
помогает скомпоновать связный рассказ. В
воспитательных целях использую материал не
только литературно – художественных
произведений, но и материал публицистического
характера – из газет, детских и юношеских
журналов, газет, энциклопедий, повествующий о
жизни и делах человека, о взаимоотношении с
природой, о дружбе и товариществе, о честности и
гуманности. К текстам изложений задаю учащимся
задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю
изменить название текста в соответствии с
основной мыслью, дополнить собственное
рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и
контрольные, подробные и сжатые, выборочные и
творческие, с элементами описания и с
грамматическими заданиями – и все они
представляют огромное поле деятельности как
учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю
лингвистическому анализу текста, когда учащиеся
должны не только определить основную мысль
читаемого произведения, его эмоциональное
восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи,
но и произвести полный анализ текста:
определение темы и основной мысли высказывания,
стиля и типа речи, определение способов связи
предложений, наблюдение над функционированием
языковых средств. Практика показывает, что
подобная работа не только развивает творческие
способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9
классе.

Известно, что внимание школьников средних
классов непроизвольно, недостаточно устойчиво,
ограничено по объёму. Поэтому весь процесс
обучения и воспитания ребенка подчинен
воспитанию культуры внимания. С достаточно
развитой речью детям можно предложить приём
рисования по ходу слушания текста (памятки –
зарисовки), этот приём развивает внимание,
память, мышление, проявляются предпосылки к
творчеству. Ученики, прошедшие обучение
изложению по памяткам – зарисовкам, и становятся
активными учениками на этапе обучения изложению
с элементами сочинения.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых
учениками при написании изложения, я выбрала
следующий алгоритм обучения изложению:

Глава 3. Творческие словари.

Творческие потенциалы учащихся могут
способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество
слов с непроверяемыми орфограммами, и научить
писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших
задач, стоящих перед учителем. С проблемой
запоминания слов я столкнулась с первых шагов
работы в школе. Длительная работа по запоминанию
этих слов не всегда результативна, а наглядно –
иллюстративный материал из школьного
“картинного словаря” лишь привлекает внимание
учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой
буквы он не способствует; но есть способ, который
позволяет запомнить букву интересно.

К. Д. Ушинский подметил: “Ребёнок мыслит
образами”. Я согласна с ним полностью. Мы
“оживили” букву, создали её “образ” в
конкретном слове. Когда мы начали такую работу с
ребятами, результаты не заставили себя ждать.

И буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в
колёса, в слове ШОССЕ – в дорожный знак. А в
словарике появились слова из привычных букв в
сочетании с рисунками – буквой:

А писать и одновременно рисовать – запоминать
трудную букву интересно, весело, легко, мы
становимся волшебниками, ведь обычная буква О
превращается то в циферблат часов, то в планету:

На букве О очень легко нарисовать помидор, а
буква И – это нож, которым можно его разрезать:

П О М И Д О Р

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от
крика:

К Р А П И В А

И з бананов очень легко можно выложить букву А,
но невозможно выложить букву О.

Б А Н А Н

Не бывает аллеи без деревьев:, а еще по аллеи
гуляют люди, и не один – два, а много:

А Л Л Е Я

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Б А ТА Р Е Я

Почему бы не пофантазировать так!

Ф А Н Т А З И Я

Ну, какой восход без солнца?

В О С Х О Д

А какой барабан без палочек?

Б А РА Б А Н

Когда разыграется аппетит, никто не откажется
от парочки котлет или эскимо.

А П П Е Т И Т

Рисунки надо делать только на тех буквах,
которые вызывают затруднения при написании,
иначе происходит “нагромождение” образов.
Рисунок должен обязательно соответствовать
смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и
полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не
только позволяет им запомнить словарные слова,
но и развивает воображение.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать
рисунок, отражающий смысловое значение слова или
ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых
случаях для запоминания применялся приём “слово
в слове”. Например, слово путешествие
запоминали так: учащиеся находили в нём по
заданию моему слово шест, объясняли значение
этого слова. Затем учащиеся читали заранее
написанное на доске стихотворение: Шест в
путешествие возьмём, с шестом мы легче путь
пройдём.

Рифмованные строки использовались и для
запоминания слова хорошо: Хорошо, что х орошо
пишется через три О.

Использую так же приём “сквозная буква”: К А
С Т Р Ю Л Я

В кастрюле часто готовят горячие блюда, и
поэтому из неё идет пар. ” ПАР поднялся из
кастрюли: это суп готовит Юля”.

Запоминание у нас не обходится без шуток. В
слове СУББОТА 7 букв, столько же, сколько дней в
неделе, и 2 буквы “Б”, столько же, сколько
выходных. Если кто- нибудь ошибался и писал одну
букву “Б”, то дети шутили “Теперь у Вовы будет
один выходной!”

Эти творческие словарики дают мне возможность
ускорить процесс запоминания детьми словарных
слов, а так же развивают творчество, умение
выделять главное в определенном слове,
сопоставлять его с другими явлениями и
предметами.

Глава 4. Использование игр на уроках.

Ученики развиваются в деятельности, ищут,
добывают знания, сравнивают, группируют,
классифицируют, благодаря представленной им
свободе для самовыражения. Однако, различная
подготовленность детей не позволяет у всех
выявить скрытые способности. Необходимы
дидактические, ролевые игры, в которых особенно
активизируются умственные способности детей,
развивается их творчество и воображение.

Игра – это органическая форма деятельности
младшего школьника. Она значительно
активизирует мышление, внимание, память, интерес
к результату. Игры развивают наблюдательность,
творческие способности. Очень полезны игры –
соревнования, например, “Аукцион”. Подобрать
как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать,
что игра – естественная потребность для детей
среднего школьного возраста. В игре ребёнок
раскрепощается, а раскрепостившись, он может и
творить, и познавать в творчестве. У детей есть
потребность одушевить неодушевлённые предметы,
обратить словесный образ в материальный, видимый
и осязаемый. Для активизации мыслительной
деятельности на уроке много возможностей.

Глава 5. Формы проведения творческих уроков.

Повышению интереса к урокам русского языка
способствует и занимательная форма их
проведения: уроки – сказки, конкурсы, уроки –
путешествия в страну Грамматику, по станциям
Словотворск, Сказуменция, Подлежащиха,
Звукогорск:

В уроки – сказки включается материал известных
детям сказок, иногда сказочные герои
сопровождают учащихся в течение всего урока,
помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство
ответственности каждого из них за общее дело и
позволяют знакомый материал преподнести
по-новому. Затем работа проводится в группах,
обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа
заканчивается заключением эксперта – учителя.

Уроки – семинары помогают мне обобщить,
систематизировать и углубить знания учащихся по
теме. К таким урокам дети готовятся заранее,
получают вопросы, изучают литературу, стремятся
найти новый дополнительный интересный материал,
что, несомненно, способствует развитию
творческих и познавательных интересов. Уроки –
семинары помогают развить монологическую речь.

Дети с удовольствием рассказывают, показывают
книги, которые им удалось прочитать к уроку,
ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки
проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны
уроки – праздники.

Творческие способности личности на уроках
русского языка могут осуществляться в
творческой деятельности не только на уроках, но и
при выполнении домашних заданий. Широкое
применение в моей практике получили проблемные
ситуации, возникающие в результате побуждения
школьников к выдвижению гипотез,
предварительных выводов, обобщений. Являясь
сложным приемом умственной деятельности,
обобщение предполагает наличие умения
анализировать явления, выделять главное,
абстрагировать, сравнивать, оценивать,
определять понятия. В то же время любая
познавательная деятельность требует от человека
умения оперировать не только общими приемами, но
и специфическими, что обусловлено содержанием
изучаемого предмета. В достижении таких
результатов мне помогает творческая работа
детей дома, где они обобщают и закрепляют
изученный материал.

По результатам исследований американских
ученых, домашние задания достигают порой
обратного результата: вместо серьезной работы по
самообразованию – бесчисленное копирование
учебников, поголовное списывание и зубрежка.
Вместо пользы- вред, вместо радости –
отчаяние. Чтобы избежать этого, следует
практиковать нетрадиционные виды домашних
заданий по каждой теме: составление словарей,
наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов.
Наряду с традиционными, привычно скучными
упражнениями можно давать задания творческого
характера. Это может быть написание сказок,
стихотворений, придумывание загадок,
кроссвордов.

Можно внести в название темы домашнего
сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы
ребенок с удовольствием взялся за выполнение
задания. Например, сочинение “Как я провел
день” учитель просит написать от имени собаки,
кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения
“Моя комната” предлагает написать сочинение
“Моя комната в 2030 году”. Интересно и такое
задание на дом: по вырезанной из журнала
фотографии придумать историю, иллюстрацией к
которой могла бы стать эта фотография. На
следующем уроке выбирается лучшая работа.
Задание списать текст, изменив его начало или
конец, также способствует развитию творческих
способностей учащихся, воодушевляет ребят,
потому что здесь можно писать не то, что
“положено”, а то, что хочется. Такие виды
работ развивают воображение, смекалку,
раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир
свежим взглядом.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в
процессе обучения обеспечивает постоянное
включение учеников в самостоятельную поисковую
деятельность, направленную на разрешение
возникающих проблем, что неизбежно ведет к
развитию и познавательной самостоятельности, и
творческой активности, а это, прежде всего,
сказывается на качестве знаний учащихся,
повышению активности.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что
воспитание всесторонней, гармоничной и
творческой личности – главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников
способствует росту их активности на уроках,
качества знаний, формированию положительных
мотивов учения, активной жизненной позиции, что в
совокупности и вызывает повышение эффективности
процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости
формировать и развивать у учащихся
исследовательских умений: работать с научно –
популярной литературой и справочниками;
анализировать языковые единицы; формулировать
выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать
творческие способности детей, их мировоззрение и
убеждения, то есть способствовать воспитанию
высоконравственной личности. Эта основная цель
обучения может быть достигнута только тогда,
когда в процессе обучения будет сформирован
интерес к знаниям. Нужно так строить обучение,
чтобы ребёнок был активным участником –
субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого
опыта над формированием и развитием творческого
потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих
способностей школьников необходимо
использовать различные приёмы, методы, формы
работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно
добытое знание усваивается детьми прочнее,
поэтому нужно чаще придавать заданиям
проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он
подаётся не в “сухой” форме, а посредством
обыгрывания ситуации, занимательности,
творческого подхода как ученика, так и учителя.

Используя подобные методы, я достигла
определённых результатов:

1. Мои дети могут свободно и грамотно
пользоваться словом при написании сочинений и
изложений.

2. Ученица Зарешева Айна пишет стихи с5 класса.

3. Положительная динамика в изменении
показателя грамотности и качества знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *