Цель задания. Определение характера и уровня обобщения.
Ход выполнения задания
1. Прочитав слова каждого ряда, вычеркнуть «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова:
собака, корова, овца, лось, кошка;
собака, корова, овца, лось, лошадь.
Ответ. В первом случае «лишнее» слово — лось, остальные слова обозначают домашних животных, во втором случае — собака, остальные слова обозначают копытных животных.
2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;
футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон.
Ответ. В первом случае «лишнее» слово — баскетбол, так как во всех остальных играх имеется вратарь, во втором случае— бадминтон, так как в остальных играх играют команды, а в (бадминтон игра идет один против одного.
Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка;
Енисей, Обь, Печора, Лена,Дон.
Ответ. В первом случае «лишнее» слово — Печора, так как остальные названные географические объекты находятся в Азии, во втором случае — Дон, так как остальные реки текут на север.
Обработка полученных результатов
При обработке результатов следует ответить на следующие вопросы. Какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы прийти к правильным обобщениям?
Чем отличался процесс обобщения первого и второго рядов слов в каждой группе?
Обобщая ответы, целесообразно сделать вывод о взаимосвязи всех мыслительных операции, об их роли в мыслительном процессе, о возможности обобщения, анализа, сравнения т.д. по различным основаниям, о важности выбора существенных оснований.
Цель задания. Выяснить влияние установки на способ решения задач.
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №14 Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт- Петербурга. Презентация по ознакомлению с окружающим ( младшая группа) Тема : Корова и лошадь- домашние животные. Воспитатель: Сакович Людмила Станиславовна
Цель : познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных; познакомить с обобщающим понятием «домашние животные» , учить узнавать их по описанию, развивать внимание, память, мышление. Установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. Развивать интерес к домашним животным, желание помогать взрослым по уходу за ними; воспитывать заботливое отношение к животным . Используемые технологии Здоровьесберегающая Обучающая Игровая Моделирование
Программное содержание : формировать у детей представление о том, что корова и лошадь- домашние животные (живут у человека- в коровнике, конюшне) , не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу – корова дает молоко, лошадь -используют в хозяйстве. Человек заботится о них , создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит , поит, заготавливает сено .
Му-му , му , молока кому? Корова
Живет в деревне в коровнике, дает молоко
Человек кормит и ухаживает
Из молока готовят разные молочные продукты
Молочные продукты очень полезны детям
У кого есть хвост и грива?
Пасутся на лугу Пьют воду из реки Зимой питаются сеном
Человек ухаживает: чистит и купает
Лошадь сильное и выносливое животное
Используют как транспорт Работает в цирке
Продолжать закреплять название домашних животных. (Живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит)
Развивать у детей операции мышления (обобщение, сравнение, анализ, слуховое и зрительное внимание, память
Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное (заботливое) отношение к животным. Воспитывать желание и умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: игрушка мишки, иллюстрации с изображением доярки, лошади и коровы, фигурки этих животных, сено
Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила Мишку. Он проснулся раньше времени и решил посмотреть, как в лесу пасутся корова и лошадь.
(Дети замечают, что воспитатель ошибся, и указывают на то, что корова и лошадь в лесу не пасутся, т.к. это домашние животные)
А почему лошадь и корову называют домашними животными?
(Потому что они живут рядом с человеком)
картинки с загадками
Ребята, посмотрите на доску (картинки лошади и коровы) и скажите, чем похожи и чем отличаются лошадь и корова?
( У них похожее тело, 4 ноги, 2 уха, копыта. Отличия: у лошади есть грива и пушистый хвост, у коровы есть рога)
Воспитатель: (проблемная ситуация)
У меня в руках лошадь? (показываю корову), дети спорят и доказывают, что это корова
А вы знаете, как называются детеныши лошади и коровы?
Может быть кто-то знает, как называются жилища лошади и коровы? (коровник и конюшня).
Ребята, посмотрите на картинку и расскажите, что вы видите на ней?
(беседа по картине)
На картине изображена женщина, которая доит коров – доярка. Запомните это новое слово, давайте вместе проговорим его.
«Му-му-му! — мычит корова. —
Забодаю Катю с Вовой.
Вы не пьете молоко?
Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.
Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Разбегаются по группе.
Вот немного отдохнули, давайте продолжим наш разговор. Подумайте как и где человек использует лошадь и корову?
(Корова дает молоко, лошадь используют, как рабочую силу и средство передвижения)
Ребята, а кто знает, чем питаются лошадь и корова? (сеном)
А что такое сено?
Сено – это сухая трава, которую косят, сушат и складывают в стог.
Я вам сегодня принесла немного сена. Понюхайте его, чем оно пахнет?
Я слышал, что у лошади есть подкова. А что это такое, и зачем она ей? (ответы детей)
Есть такое поверье, если подкову повесить над дверью, то в доме будет счастье.
Давайте мы с вами нарисуем подкову на счастье.
Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.
Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:
1. утро – вечер
2. корова – лошадь
3. лётчик – танкист
4. река – птица
5. дождь – снег
6. маленькая девочка – большая кукла
7. обман – ошибка
8. волк – луна
9. ботинок – карандаш
10. золото – серебро
11. молоко – вода
12. сани – телега
13. очки – деньги
14. озеро – река
15. поезд – самолёт
16. стакан – петух
17. ось – оса
18. яблоко – вишня
19. лыжи – коньки
20. красный – зелёный
21. ворона – воробей
22. ветер – соль
Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:
Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».
Обработка и анализ результатов
Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.
1. часть (время) суток
2. домашние (сельскохозяйственные) животные
3. военная профессия (управление военной техникой)
5. атмосферные осадки
6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра
7. причинно – следственное искажение действительности
10. драгоценные металлы
11. жидкость для питья
12. сельский (гужевой) транспорт
14. естественные водоёмы
18. плоды фруктовых деревьев
19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)
Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.
Закономерности числового ряда
Цель: исследование логического аспекта математического мышления.
Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.
1) 24 21 19 18 15 13 – – 7
2) 1 4 9 16 – – 49 64 81
3) 16 17 15 18 14 19 – –
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
5) 7 16 9 5 21 16 9 – 1
6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94
7) 24 22 19 15 – –
Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».
1) 12 9
2) 25 36
3) 13 20
4) 36 38
6) 44 46
7) 10 4
Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
по развитию устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
«Домашние животные. Лошадь. Корова. Свинья»
с применением элементов метода проектов
Составила учитель: Фомина О. В.
Тема: «Домашние животные. Лошадь. Корова. Свинья»
Цель: обобщить знания детей по теме: «Домашние животные. Лошадь. Корова. Свинья».
Составить альбом, посвящённый домашним животным.
Образовательные задачи: закрепить у учащихся знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках, происхождении домашних животных, условиях содержания и их выращивании человеком.
Учащиеся должны знать о пользе домашних животных, приносимой людям.
Коррекционные задачи: обогащать словарный запас учащихся.
Развивать связную речь детей через полные и осознанные ответы на вопросы на основе пересказа отдельной информации о домашних животных и авторских произведений.
Учащиеся должны уметь связно и последовательно пересказывать текст по плану.
Воспитательные задачи: Пробудить у детей интерес к окружающему миру.
Воспитывать бережное и внимательное отношение к домашним животным.
Воспитывать чувство ответственности и коллективизма при составлении альбома о домашних животных.
На сегодняшнем уроке нужно
Много нам успеть.
Давайте все работать дружно
И при этом не шуметь.
2. Повторение учебного материала с прошлых уроков
Учитель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных.
Предлагает внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы:
* «Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт». (корова)
* Как называется детёныш коровы? (телёнок)
* Из молока какого животного делают кумыс? (лошадь)
* У неё толстое округлое тело, хвостик колечком и стройные ноги с копытцами. (свинья)
* Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)
* Кто является вожаком коровьего стада? (бык)
* У них розовые пятачки, забавные хвостики колечком и мягкая редкая щетинка. (поросята)
* Как называется папа – самец у поросят? (хряк, боров)
* «На спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Когда он бежит, земля дрожит, изо рта пена валит». (конь)
Учащиеся вешают картинки на доску, отгадав название животного
Данных животных нужно разделить на семейства.
Учащиеся группируют карточки с изображением животных:
конь, лошадь, жеребёнок; бык, корова, телёнок; боров, свинья, поросёнок.
К какой группе относятся все эти животные? (домашние)
Учитель вывешивает на доске табличку ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Почему этих животных называют домашними? (Они живут рядом с человеком, а люди заботятся о них, кормят, используют в своём хозяйстве. Люди получают молоко, мясо, кожу, удобрение, рабочую силу).
Скажите, ваши родители или родственники разводили или разводят данных
домашних животных? Для чего?
3. Сообщение цели урока
Как называется помещение, где ваши родители держали домашних животных?
(двор – подворье)
Учитель демонстрирует картинку с изображением подворья.
Подворье – это специальная постройка для содержания и выращивания домашних животных отдельной семьёй. Подворье находится рядом с жильём человека.
А где ещё занимаются разведением домашних животных?
Учитель демонстрирует картинку с изображением фермы.
Животноводческая ферма – это специальное помещение, построенное человеком для
выращивания и содержания домашних животных в больших количествах. За этими
животными ухаживают специалисты, чтобы в домах людей были продукты и
Учитель соотносит табличку с картинками.
подворье животноводческая ферма
К сожалению, в настоящее время даже в сельской местности мало осталось семей, которые занимаются разведением домашних животных. Кроме этого, сократилось количество ферм.
Я думаю, некоторые из вас редко встречали лошадь или корову на лугу или наблюдали за тем, как нежится свинья в луже. А ребята, младше вас, вообще не видели этих животных или видели по телевизору, в цирке, зоопарке.
Поэтому, чтобы мы с вами имели полное представление об этих животных, я предлагаю вам составить альбом, посвящённый домашним животным.
Учитель демонстрирует папку с названием темы урока.
Этот альбом будет особенно полезен и необходим своим содержанием ребятам 1,2,3 классов, которые в 4 классе будут проходить эту тему.
Как вы думаете, что должно быть в альбоме, который мог бы дать полную информацию о домашних животных? (текст, картинки, рисунки, стихи, рассказы)
На прошлых уроках развития речи вы отдельно знакомились с каждым из этих домашних животных, делая записи и рисунки в тетради. Пользовались учебником. В любой момент можете вернуться к ним, если захотите что – то вспомнить.
А к сегодняшнему уроку вы нашли дополнительную информацию, выполнили рисунки домашних животных, нашли картинки и стихи. Всё это оформили на
альбомных листах и поместили в файлы. Чтобы справиться с этой задачей, вы
разделились на группы по несколько человек, которым ближе знакомо то или иное животное. У каждой группы получились объёмные доклады. Они и будут содержимым нашего альбома.
4. Доклады детей и составление альбома о домашних животных
Дети заранее были разделены на группы с опорой на жизненный опыт (у одних
бабушка имела корову, другие – разводили лошадей, третьи – свиней).
Информацию о домашних животных нужно сообщить по плану:
План читается вслух.
Вспомним первое домашнее животное, с которым познакомились на уроке развития речи.
Учащиеся при пересказе о домашних животных демонстрируют свои доклады на
доске. (5 минут каждая группа)
Доклад «Лошадь» по плану (См. Приложение 1)
Краткий пересказ и чтение отрывков из произведений К. Ушинского «Слепая лошадь», Л. Толстого «Как я ездил верхом» (демонстрация книг и детских рисунков к ним)
Какими качествами мы можем охарактеризовать героя этих произведений – лошадь?
5. Игра «Узнай по голосу»
Один учащийся встаёт спиной к классу у доски, а все учащиеся читают:
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем,
Кто позвал тебя – узнай!
По картинке домашнего животного, которую показал учитель, один учащийся класса
подаёт голос этого животного, а стоящий спиной у доски узнаёт имя учащегося.
Доклад «Корова» по плану (См. Приложение 2)
Краткий пересказ и чтение отрывка рассказа Л. Толстого «Корова».
Как народ называет корову за то, что она нас кормит?
Почему детям необходимо пить молоко?
Доклад «Свинья» по плану (См. Приложение 3)
Краткий пересказ А. Чехова «Каштанка».
Какими качествами обладает свинья?
7. Подведение итогов урока
Посмотрите, какой толстый альбом, посвящённый домашним животным, получился благодаря нашим стараниям.
Мы много узнали о домашних животных. А ещё больше узнают о них ребята младших классов. Им будет очень интересно полистать и почитать каждую страничку альбома, в котором есть не только информация о домашних животных, но и
ваши рисунки, картинки, стихи о них.
Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам – домашним животным.
Они не только поят, кормят нас, но и отдают свою привязанность, ласку и тепло, пробуждая в нас добрые чувства.
О домашних животных придумано немало пословиц и поговорок. Вот несколько из
них. В левом столбике – начало, а конец пословицы нужно подобрать из правого столбика.
У хорошего хозяина а жмыхом да мукой.
Гладь корову не рукой, свинка, как картинка. У хорошего свинаря нет плохой лошади.
Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?
В конце нашей беседы я приготовила вопросы, которые проверят, как вы запомнили материал. Сложив картинки, получите иллюстрацию из русской народной сказки. («Зимовье зверей»). Какие домашние животные изображены на картинке? Почему они ушли зимовать в лес?
Ребята приготовили нам хорошее стихотворение о домашних животных:
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дают,
Нет шерсти овечьей пышней.
Нам кошка Мурлыка подарит уют
И всех переловит мышей.
Помощники наши – корова, баран
И конь вороной темногривый
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Что запомнили на уроке?
Что нового узнали?
Resource id #5650