Ефремова Е. В., учитель начальных классов, школа №147, г. Казань
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
: в статье раскрывается сущность основных форм и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
: универсальные учебные действия, формы, методы, младший школьник.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем сказать, что УУД необходимо начать формировать с первого класса. Для этого используются специальные технологии, формы и методы в рамках внедрения ФГОС ООО. Такие как: проблемное обучение; трудовая деятельность; использование иформационно- комуникационных технологий; технология развития критического мышления через чтение и письмо; уровневая дифференциация; кейс технология; портфолио; модерация; деловые игры и практикумы и др. Дадим краткую характеристику некоторым из перечисленных технологий, форм и методов.
Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат),познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями),личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта– способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
амообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия.
– современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ . Кейс может содержать: пакет учебной литературы, задания по определенной теме, различные электронные материалы.
собирается самим обучающимся. В него входят достижения обучающегося в различных сферах деятельности, его интересы, склонности. В нем он может продемонстрировать весь спектр своих способностей. Портфолио сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося. Меняется роль учителя: он играет роль наставника или как сейчас модно говорить – тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.
Использование этих форм и методов на современном уроке, поможет педагогу обеспечить познавательную активность и самостоятельность школьников, что в свою очередь приведет к формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Из этого следует, что освоение учебных универсальных действий (УУД) способствуют формированию у учащихся способности самостоятельно организовывать процесс усвоения новых знаний, умений и компетентности, т.е. умений учиться. Формирование УУД должно проходить не стихийно, а планомерно с заранее заданными свойствами (осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность), обеспечивает переход от осуществляемой совместной учебной деятельности ученика и педагога к деятельности самообразования и самовоспитания.
2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В. Калабух, Е. В. Клеманова.-Волгоград: Учитель, 2015.100с.
3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие/Под общ.ред. С. С. Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. 112с.
Автором данной статьи рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях модернизации образования. Раскрываются подходы известных ученых к поэтапному формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, этапы формирования УУД, младшие школьники
В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по решению данной проблемы возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с детьми. Однако необходимо отметить, что недостаточно внимания уделяется вопросу подготовки специалистов к данной работе — педагогов, педагогов-психологов образовательных учреждений.
Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматриваются в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме. В изученных нами работах, однако, однозначного решения, на наш взгляд, не было представлено.
Изучаемый нами вопрос с точки зрения педагогической проблемы рассматривается нами следующим образом.
Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Данная задача — несомненно стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.
Так же важным аспектом, определяющим формирование познавательных УУД у младших школьников является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
И. М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же как и любая другая) включает в себя несколько компонентов — действий, операций, мотивов, задач.
Можно выделить следующие характеристики деятельности обучения, которые отличают ее от других:
– она сконцентрирована на освоение учебного материала, а так же решение учебных задач;
– изучение научных понятий и способов действий;
– обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся;
Анализируя проблематику формирования познавательных УУД младших школьников, можно сказать, что разработан большой объем теоретического материала, который может служит основой работы педагогов школы по решению данной проблемы. Но, не смотря на это, можно сказать, что существует проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, к тому же, данные теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании.
С точки зрения психологической проблемы мы рассматриваем данный вопрос следующим образом.
Понятие об универсальных учебных действиях исходит из психологии, так как предваряет изменения в психике и сознании ребенка. Для более качественной оценки и целенаправленного планирования занятий выделяют несколько видов УУД: личностные; регулятивные (в том числе саморегуляция); познавательные и коммуникативные. В данной статье рассматривается формирование познавательных УУД, как наиболее важных и значимых для освоения необходимого объема знаний ребенком. Они включают в себя общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения задач. Познавательные универсальные учебные действия — один из главных факторов достижения успеха в обучении в школе и ВУЗе, к тому же, они оказывают влияние на развитие и эффективность различных видов деятельности, самооценку, самоопределение учащегося.
Что же содержат в себя познавательные универсальные учебные действия? К ним можно отнести следующие умения:
– умение читать и осмысливать тексты, относящиеся к различным стилевым и жанровым категориям и соотносить их с целями;
– умение производить логические действия для сравнения, анализа, обобщения, нахождения причинных связей;
– умение выделять принципиальные отличия в предметах и явлениях;
– умение применять базовые понятия, изучаемые на различных предметах;
– умение использовать различные знаково-символические средства для предоставления информации;
Формирование данных умений в контексте формирования познавательных универсальных учебных действий способствует включению разных видов памяти, развивает наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы.
П. Я. Гальперин сформулировал теорию планомерного поэтапного формирования действий и понятий, а так же выделил этапы формирования УУД, то есть интериоризации действия:
Формирование действия, понятия или образа может проходить с «пропуском» некоторых этапов, указанных выше, исходя из прошлого личного опыта каждого обучающегося, которое способствует более быстрому овладению новыми формами деятельности.
Анализируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что достижение поставленной цели — формирования познавательных УУД младших школьников, не возможно без целенаправленной работы педагога-психолога. Данный специалист должен в своей работе использовать актуальные данные о проблеме, составлять и реализовать программу по планомерному формированию (на протяжении всего обучения) УУД у обучающихся. Но нельзя не выделить тут ряд проблем: отсутствие исследований по подтверждению эффективности программ работы педагога-психолога, а также отсутствие во многих образовательных учреждениях (например, в малокомплектных школах) должности психолога, который будет осуществлять сопровождение обучающихся.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников является на данный момент важной психолого-педагогической проблемой, требующей решения. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. В настоящее время, в век компьютеров и новых информационных технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться». Изучение данных вопросов является перспективой исследования и, в дальнейшем, нами более подробно будет отражен вопрос психолого-педагогического сопровождения процесса формирования универсальных учебных действий.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, проблема, проблема формирования, школьник, обучающийся, умение, учебная деятельность, формирование, внешняя речь, Федеральный государственный образовательный стандарт.
В
статье дается обоснование актуальности проблемы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Автор раскрывает сущность основных терминов: «УУД», «личностные УУД», «регулятивные УУД», «познавательные УУД», «коммуникативные УУД». В статье приводятся примеры заданий, направленных на формирование отдельных универсальных учебных действия в разных учебных дисциплинах.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьный возраст.
Formation of universal educational actions in primary schoolchildren
Pryadko Darya Nikolaevna, student
Belgorod National Research University
The article substantiates the relevance of the problem of forming universal educational actions in primary school children. The author reveals the essence of the main terms: «UUD», «personal UUD», «regulatory OOD», «the OOD cognitive», «communicative UUD». The article provides examples of tasks aimed at the formation of separate universal educational programs in different academic disciplines.
Keywords:
universal learning actions, personal universal learning actions, regulatory universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, primary school age.
В младшем школьном возрасте, который выступает важным периодом жизни ребенка, происходит переход на принципиально новую ступень его личностного развития. От полноценного проживания этого периода зависит уровень интеллекта, мотивации, желания и умения учиться, уверенности в своих силах. У ребенка перестраивается вся система отношений с действительностью, происходят различные изменения в организме, сознании и личности, т. е. наступает переломный момент, которому свойственно приобретение определенных новообразований. Все это является сензитивным периодом для становления мироощущения, необходимых навыков учебной работы, формирования универсальных учебных действий, организованности и саморегуляции.
Проблеме формирования отдельных аспектов универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста посвящены исследования Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. На важность формирования универсальных учебных действий младших школьников указывали Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.
В исследованиях установлено место и роль универсальных учебных действий в учебной деятельности (А. Г. Асмолов); перечислены и обоснованы психологические требования к развитию УУД на всех этапах обучения (А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова). Также определены основные критерии проверки эффективности формирования УУД (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова) разработаны метапредметные тесты для диагностики УУД (А. Г. Асмолов, Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, Л. Г. Петерсон).
Принято выделять следующие функции УУД:
– обеспечение возможностей обучающегося к самостоятельному осуществлению деятельности обучения, постановке учебных целей, поиску и исправлению необходимых средств и способов их достижения, контролю, оценке процесса и результата деятельности;
К концу обучения в начальном звене у всех обучающихся по всем учебным дисциплинам должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, выступая основой умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия включают сформированность внутренней позиции обучающегося, высокую мотивационную готовность к приобретению знаний, включая образовательно-познавательную мотивацию, ориентацию на моральные ценности и правила, их соблюдение, способность к преодолению эгоцентричной личности — децентрации.
Регулятивные универсальные учебные действия предполагают овладение всеми видами учебных действий, которые включают способность принимать и сохранять учебную цель и задачи образовательной деятельности, планировать и реализовывать данную цель, контролировать и оценивать собственные действия, корректировать их в процессе выполнения.
Познавательные универсальные учебные действия подразумевают умение использовать знакомые и символические средства, овладевать моделированием и различными видами логической деятельности, в том числе основными приемами решения задач.
Приведем примеры заданий, которые можно предложить младшим школьникам на разных уроках с целью формирования УУД.
Так, для формирования личностных УУД младшими школьникам на уроках русского языка рекомендуется применять задания такого вида: «Выбери из текста наиболее ценную для тебя информацию», «Вырази свое отношение к уроку, к одноклассникам», «Оцени себя, дай оценку своей работе» и т. д.
На уроках литературного чтения следует использовать такие задания как «Дай оценку действиям героя», «Проанализируй и охарактеризуй эмоциональное состояние и чувства героев произведения», «Сделай выбор, как правильно поступить?».
На уроках окружающего мира: «Оцени жизненную ситуацию (поступки людей) со своей точки зрения», «Определи и выскажи самые простые общие для всех людей правила поведения», «Сравни разные точки зрения» и др.
С целью формирования познавательных УУД на уроках математики рекомендуется использовать задания подобного типа: «Определите границы знания и незнания материала», «Выявите аналогию с предыдущим материалом», «Используй знаково-символические средства для создания моделей и схем», «Найди ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке» и т. п.
На уроках изобразительного искусства можно использовать: «Сравни и сгруппируй предметы и их образы», «Выдели признаки и свойства объектов», «Сделай различие между обоснованными и необоснованными суждениями», «Выяви особенности (признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения)» и т. д.
На уроках технологии: «Сделай выводы в результате совместной работы всего класса», «Обоснуй этапы решения учебной задачи», «Произведи анализ и преобразуй информацию», «Используй графическую модель для выполнения задания», «Презентуй подготовленную работу» и пр.
Для формирования коммуникативных УУД в уроки русского языка можно включать такие задания: «Прослушай и задай уточняющий вопрос», «Выполните задание, а затем поменяйтесь ролями», «Выслушай ответ другого и дай оценку», «Учитывай разные мнения и позицию собеседника», «Прочитай задание и объясни его партнеру» и т. д.
На уроках литературного чтения можно использовать: «Сравни разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида», «Выбери текст, соответствующий поставленной учебной задаче», «Проанализируй и исправь деформированный текст», «Составь план текста: раздели его на смысловые части, озаглавь каждую; перескажи по плану» и др.
На уроках окружающего мира: «Поучаствуй в диалоге на заданную тему» «Выполни заданные в учебнике проекты в группах», «Воспринимай текст с учетом поставленной учебной задачи, находи в тексте информацию, необходимую для ее решения», «Приведи аргументы, подтверди фактами» и пр.
Для формирования регулятивных УУД на уроках математики следует использовать такие задания как «Совместно с учителем сформулируй учебную проблему», «Самостоятельно определи цель своей деятельности», «Планируй работу на уроке», «Следи за намеченным планом», «Оцени и скорректируй полученный результат» и т. д.
На уроках изобразительной деятельности рекомендуется использовать следующие задания: «Объясни свои впечатления от картины», «Выясни значения непонятных для тебя слов», «Скорректируй свою работу», «Спланируй способы достижения намеченной цели», «Осуществи итоговый контроль деятельности» и др.
На уроках технологии можно использовать такие задания как «Выполни задание по алгоритму, плану, схеме», «Оцени полученный результат», «Оцени (сравни с эталоном) результаты чужой деятельности» и др.
Подводя итоги, пришли к выводу о том, что формирование системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий определяют развитие психологических особенностей личности и ее способностей, осуществляющихся в рамках нормативного развития личностной и познавательной сфер ребенка, в соответствии с возрастом. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности младшего школьника, определяя при этом зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, OOD, UUD, задание, младший школьный возраст, урок, литературное чтение, начальное общее образование, поставленная учебная задача, русский язык.
Выступление на педагогическом совете.
Формирование УУД на уроках математики
Требования к метапредметным результатам обучения. Понятие УУД. Состав и функции УУД. Средства формирования и развития познавательных УУД на уроках математики. Примеры заданий, направленных на формирование УУД.
Российское образование вступило на трудный путь внедрения новых образовательных стандартов. На первый план в обучении выходит задача интеллектуального развития, в частности развития способности человека к усвоению новых знаний, самостоятельному поиску и усвоению новой информации.
Наряду с предметными результатами обучения согласно новым ФГОС планируется достижение метапредметных и личностных результатов, формирование у каждого из обучающихся универсальных учебных действий (УУД) и компетенций, создающих условия для развития умения учиться.
Требования к метапредметным результатам включают:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия;
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;
организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
построение индивидуальной образовательной траектории.
В соответствии с ФГОС ООО, универсальные учебные действия (далее – УУД) представляют собой «совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса».
В широком смысле термин УУД означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение социального опыта.
Возникновение понятия «УУД» связано с изменением важнейшей задачи современного образования: от цели знаний, умений и навыков к цели развития и саморазвития личности учащегося при их освоении. Понятие «УУД» соотносится с традиционными для дидактики и методики обучения математике категориями: «общеучебные умения», «обобщенные умения», «метапредметные умения».
Таким образом, образовательный результат школьников будет зависеть от многообразия видов и уровней развития УУД.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования (таблица 1) разработчики программы развития УУД положили возрастные психологические особенности учащихся и специфику возрастной формы УУД, факторы и условия их развития.
Таблица 1. Состав и функции универсальных учебных действий учащихся основной школы
Говоря о том, что все УУД формируются у каждого конкретного ученика на основе его личного опыта, А. В. Хуторской возражает против выделения личностных УУД: «Если же разработчики стандартов считают, что с одной стороны есть личностные результаты образования, а с другой – неличностные (метапредметные и предметные), тогда это противоречит самой концепции личностно-ориентированного образования, поскольку ведет к отчуждению планируемого образования (предметного и метапредметного) от личности учащихся».
Следует признать, что «универсальные учебные действия» – многозначная категория, поэтому создание единой классификации этих действий вызывает определенную трудность и встречает критику.
Аналогичные споры идут в научных кругах относительно классификации общеучебных умений и навыков. Перечень видов общеучебных умений и навыков у различных авторов практически одинаков, хотя и приводятся различные их группировки, например:
учебно-организационные (обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ школьниками собственной учебной деятельности);
учебно-информационные (обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач);
учебно-интеллектуальные (обеспечивают чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач);
учебно-коммуникативные (позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми).
Отсутствие единой классификации можно объяснить тем, что основанием для неё служит учебно-познавательная деятельность, а перечисленные общеучебные умения и навыки и УУД не существуют изолированно друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии.
Познавательные УУД – это то, что педагоги традиционно формировали (развивали) у школьников в рамках своей предметной области. Однако до появления ФГОС требования к результатам обучения в области познавательных УУД описывались строго в приложении к тому или иному учебному курсу после когнитивной (знаниевой) составляющей результатов.
ФГОС систематизировал требования к УУД и поставил задачу их системного развития перед каждым учителем. В этой ситуации очень важно понять:
Какими приемами, обеспечивающими формирование познавательных УУД, владеет учитель?
Формирование каких познавательных УУД учитель обеспечивает достаточно, а для формирования каких нужно включить в работу дополнительные задания?
Насколько эффективно происходит формирование познавательных УУД?
В соответствии с программой формирования УУД, к познавательным действиям относятся: общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблем. Их функция — обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков.
Освоение учебного материала на уроках математики напрямую связано с развитием познавательных УУД. Многочисленные задания учебников по предмету дают ученикам возможность:
отрабатывать логические, знаково-символические действия, работать с информацией, создавать математические модели, обнаруживать в тексте информацию, отвечающую на заданный вопрос;
обнаруживать в тексте новую информацию, создавать схемы и таблицы, извлекая информацию из условий задач;
проверять выдвигаемые гипотезы;
аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
критически оценивать качество представленной аргументации;
выдвигать гипотезы для объяснения фактов и экспериментально проверять гипотезы;
сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям;
выделять характерные причинно-следственные связи и т. п.
Разумеется, развитие личности в процессе изучения математики невозможно без адекватного содержания математического образования. Нет сомнения, что ознакомление с математическими фактами, разбор и усвоение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают способности человека и оказывают известное влияние на формирование его личности.
Однако этими средствами, особенно средствами традиционными, к которым многие школы привыкли, задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, в современном обществе, обеспечена быть не может.
Эффективным средством формирования и развития познавательных УУД средствами математики могут выступать, например:
специально разработанная система заданий и задач, направленная на формирование логических умений и навыков у учащихся и постепенный их переход к выполнению УУД;
комплекс задач, обладающий свойствами целостности, структурности, иерархичности;
навыки самостоятельного составления задач;
средства проектной технологии и включение учащихся в учебно- исследовательскую деятельность;
комплекс учебных текстов и заданий, использующий предметный опыт учащихся и т.д.
Давно было замечено, что эффективность и качество обучения определяются не только глубиной и прочностью овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, но и уровнем их интеллектуального развития, степенью подготовки к самостоятельному освоению знаний.
Уровень умственного развития человека проявляется в умении использовать знания в новых нестандартных ситуациях, в готовности к самостоятельному решению учебных проблем. Поэтому необходимо учить школьников применять свои знания, т. е. производить продуктивные познавательные действия при изучении математики.
Рассмотрим некоторые задания, развивающие УУД на занятиях по математике в шестом классе, включенных в спаренный урок по теме «Простой процентный рост». На многих этапах процесс выстроен в форме соревнования, в котором участники могут зарабатывать очки, преобразуемые затем в баллы.
Любую информацию школьник может воспринять, только соотнося её со своим личным опытом. Как пишет А. В. Хуторской, «с точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов».
Занятие начинается со вступления учителя, мотивирующего к деятельности отнесением содержание урока к уже изученным задачам на проценты. В качестве пробного учебного действия ученикам предлагается задача о вычислении полной стоимости квартплаты за месяц с учетом пени за просроченный на много дней платёж. По условию, пеня начисляется в процентах от квартплаты за каждый день просрочки. Слайд с текстом задачи выводится на экран:
«Какую сумму необходимо заплатить Ивану Ивановичу за ноябрь, если его квартплата составляет 5000 рублей в месяц и просрочена на 50 дней, а пеня составляет 1% от суммы квартплаты за каждый день просрочки?»
Естественной проблемой у шестиклассников становится определение значения слова «пеня». Учитель предлагает учащимся подобрать синонимы, отталкиваясь от известных однокоренных слов и от смысла задачи. Работу учеников можно организовать как в индивидуальной форме, так и в группах. В последнем случае учитель озвучивает алгоритм их формирования (по колонкам, по алфавиту и т. д.) и просит во время обсуждения выдвинуть выступающего от каждого объединения. На размышления дается 1 минута. За это время участникам групп необходимо определится с ответом и выбрать оратора, способного выразить общее мнение лаконично, правильным русским языком. В таком действии на первый план выходят ориентация в социальных ролях и межличностные отношения в командах. Выслушав выступления, учитель озвучивает свою версию и называет ответившего наиболее правильно. За победу дается 1 очко.
После «открытия» учащимися понятия «пеня» их вниманию представляется слайд с вопросным планом:
«1) Для чего нужна квартплата? 2) К чему приводит несвоевременная оплата коммунальных услуг? 3) Можно ли не платить за услуги вовремя? 4) Почему за несвоевременную оплату назначается пеня?»
На размышления отводится 3 минуты. Краткие ответы предлагается записать, а затем представить на суд остальных участников в устной форме. В случае групповой работы, отвечает оратор. После выступлений учащиеся сами выбирают лучших, аргументируя свой выбор. Учитель помогает выявить победителей, которым отдаются 3, 2 или 1 очко соответственно.
При последовательном ответе на поставленные вопросы у учащихся происходит осмысление экономического и нравственного аспектов ситуации. Складывается еще один фрагмент миропонимания. Формируется видение того, зачем необходимо решение подобных задач. Дальнейшая работа становится осознанной.
Таким образом развиваются действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания поведения. Взаимодействие в группах помогает также формированию коммуникативных УУД. В качестве вариантов пробных заданий по этой теме могут быть выбраны задания о процентной ставке накопительного вклада или процентной ставке по кредиту.
В качестве типового задания на формирования регулятивных УУД можно использовать следующий фрагмент того же урока. Продолжая развитие темы «Простой процентный рост» в задаче о квартплате с пеней, приходим к проблеме построения алгоритма решения.
На первый план здесь выходят: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Подходя к этапу конструирования алгоритма, учитель просит нескольких учащихся изобразить на доске известные из предыдущих уроков формулы задач на проценты. После этого всем дается 1 минута для решения пробной задачи. Используемые учащимися формулы не дадут абсолютному большинству возможности быстро решить проблему. На этом этапе учитель организует фиксацию во внешней речи причины затруднения – знаний, которых недостает для решения исходной задачи и, вообще задач такого типа. Ученики подводятся к выводу о том, что им необходима новая формула.
Учащимся надо дать канву для получения формулы в проектной деятельности. Учитель предлагает сократить количество дней просрочки в условии задачи до одного и записать выражение для нахождения суммы платежа без дальнейших вычислений. Этим шагом организуется актуализация уже изученного способа действий – нахождения процента от числа, достаточного для построения нового алгоритма. Ученики решают задачу в тетрадях, учитель проводит фронтальную проверку с фиксацией результатов на доске. При необходимости результаты корректируются. На доске появляется выражение:
Учитель фиксирует актуализированные способы действий в речи учащихся, задавая вопросы относительно инструментария, которым они пользовались при составлении данного выражения. Далее ученикам предлагается упростить сумму, использовав распределительное свойство. На доске появляется выражение:
На этом этапе, по необходимости, также проводится коррекция. Учащиеся должны узнать в таком произведении уже использованную ими ранее в задачах на проценты конструкцию. Далее учащимся предлагается составить подобные выражения и для двух и трёх дней просрочки и упростить их. На доске появляются выражения:
Учитель просит записать выражения в скобках короче, с помощью определения произведения. На доске появляются следующие строки:
После этого учитель предлагает обозначить суммы для одного, двух и трёх дней просрочки, соответственно, как:
На этом этапе можно отпустить учеников в самостоятельное плавание – осуществление проекта выхода из затруднения. Учащиеся объединяются в группы с заданием за 2 минуты сформулировать цель деятельности и составить план работы. Версия, представленная одной из групп, берётся за основную, остальные работают на коррекцию и дополнение. Варианты цели деятельности могут быть такими: найти быстрый способ решения задач на проценты, вывести алгоритм решения задач на проценты предложенного типа, построить формулу. В плане же должны присутствовать следующие пункты: решить данную задачу для меньшего количества дней, проанализировать ход решения, найти закономерность, построить формулу. Учитель, в случае необходимости, также корректирует цель и план работы.
Далее учащимся дается 3 минуты на анализ и обобщение полученных сведений. По ходу обсуждения учитель подсказывает, что итоговую сумму, первоначальную сумму, количество дней и количество процентов можно заменить буквами исоответственно, а 1% необходимо записать обыкновенной дробью. Полученные формулы анализируются на предмет ошибок. Когда формула простого процентного роста зафиксирована на доске и в тетрадях всех учащихся, то последним снова предлагается решить поставленную задачу. За скорость выполнения заданий командам даются соответствующие очки.
После того как этап построения нового алгоритма пройден, можно приступить к отработке нового способа действий. Вниманию учеников представляется слайд с образцом записи условия и решения пробной задачи. Учащимся предлагается выполнить в тетради подобное задание. Учитель на этом этапе помогает в освоении нового способа, отвечая на вопросы, корректируя решения.
После решения ребятами задачи на экране появляется подробный образец. Для того чтобы каждый мог понять, что он достиг цели урока, ученикам предлагается полностью самостоятельно решить две задачи. Любой учащийся получает возможность самоконтроля всех этапов своего решения и выполнения самооценки при последующем сравнении с эталоном, выведенным на экран.
Саморегуляции способствует фиксация нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Эти действия целесообразно организовать в конце занятия по освоению новых знаний.
Как было сказано, освоение учебного материала на уроках математики напрямую связано с развитием познавательных УУД.
Приведём примеры заданий из того же урока для шестого класса по теме «Простой процентный рост»:
1. Из нескольких приведенных формул требуется отобрать ту, которая соответствует условию задачи: «начальная сумма составляет 20 тыс. рублей и ежегодно увеличивается на 15% от начальной суммы». В этом задании можно попросить учеников полностью аргументировать свою гипотезу, опираясь на эталон.
2. В задании сформулирован некоторый контекст и предложена частично заполненная таблица с четырьмя колонками, соответствующими четырем переменным, входящим в формулу простого процентного роста. Учащимся предлагается заполнить пустые клетки, пользуясь данными, имеющимися в таблице и формулой.
Коммуникативные УУД на уроках математики можно эффективно развивать в групповой работе на уроке. Примером может послужить вторая – рефлексивная часть всё того же спаренного урока для шестого класса по теме «Простой процентный рост».
Учитель назначает несколько учеников лидерами групп и предлагает набрать себе команду. Для того чтобы соблюсти равномерность набора, право выбора переходит к следующему лидеру после каждого выбранного члена команды. Всем командам предлагается один и тот же набор задач для решения. Задачи в наборе имеют разную сложность и, соответственно, разную стоимость в баллах. Ученикам дается определённое время для решения.
Лидер группы должен распределить задачи между участниками или утвердить их распределение. Также он может назначить эксперта, который будет помогать в решении остальным участникам, отвечая на их вопросы. Лидер несёт ответственность за то, чтобы как можно большее количество задач оказалось решённым. Сам он тоже должен решать задачи.
В соревновании побеждает та команда, лидер которой представит большее число правильных ответов учителю. Каждый член команды получает количество баллов, заработанных сообща, отнесенное к числу членов объединения, но только в том случае, если он решил хотя бы одну задачу. Лидер премируется дополнительным баллом, если его команда выходит на первое место, либо штрафуется на балл, если группа получает последнее место.
При таком способе организации урока отрабатываются навыки планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
После завершения соревновательного этапа команды получают эталоны решений всех задач набора, что позволяет провести «разбор полётов» внутри команды и обсудить трудные места с учителем.
Задания, предлагаемые для групповой работы, позволяют ученикам отрабатывать навыки учёта позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и т.п.
Итак, технологии деятельностного метода, формирующие УУД, всё активнее входят в жизнь подавляющего числа учителей. Они требуют серьёзной подготовительной работы ко всем этапам урока от учителя, но при этом делают процесс обучения более эффективным и осмысленным для учеников.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Л. И. Боженкова. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре.
Л. И. Боженкова «Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике».
«Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 2» Приложение №29 к научно-методическому журналу «Концепт», 2014 г.