НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Позиционная. Базис. Цифры. По вертикали

III. Решение задач

  1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.

  2. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.

  1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.

  2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.

  3. Символы, при помощи которых записывается число.

тема урока: Системы счисления

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.

Продолжительность урока: 40 мин.

закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

  1. акрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
  2.  Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
  3.  воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости. Прививать навыки самостоятельной работы.

 компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал.

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.

урок обобщения систематизации знаний.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний. (10 мин.)
  3. Решение задач. (20 мин.)
  4. Рефлексия. (5 мин.)
  5. Домашнее задание. ( 3 мин.)
  1.  Приветствие учащихся, отметка  отсутствующих на уроке учащихся.

 Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления»
(Демонстрируется слайд 1. Титульный)
.  Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.
 
Сегодня на уроке вам предстоит также оценить свои знания, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем.

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока.  Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально. За правильный ответ помощник учителя дает ученику жетон. Каждый правильный ответ оценивается 1-м баллом.

 

  1.  

в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;

г) последовательность цифр 0, 1.

а) интерпретация цифры в записи числа зависит от ее позиции;

б) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения знака в старшем разряде;

в) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения числа;

г) интерпретация цифры в записи числа не зависит от ее позиции.

а) экономию памяти компьютера;

б) компактность двоичной системы счисления;

в) наглядность и понятность записи чисел в двоичной системе счисления;

г) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера «включено», «выключено» и операции «сдвиг».

Результат выполнения задания:  1 – в ; 2 – а; 3 – а, б, в, д; 4 – в; 5 – г

Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
 

тема урока: Системы счисления

Учебник: Н. Угринович, 10 класс.

Продолжительность урока: 45 мин.

закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

  1. акрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
  2.  Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
  3.  воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости; воспитание духа соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма. Прививать навыки самостоятельной работы.

 компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал.

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.

урок обобщения систематизации знаний.

  1. Систематизация теоретических знаний.
  2. Подведение итогов урока.

Учитель. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План нашего урока следующий:

  1. Подведение итогов урока.
  1. Систематизация теоретических знаний.

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (
). Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» – 6, за задание «Заполнение таблицы» – 5.    

Результаты заносятся в итоговую таблицу.

. Заполнение таблицы.

 (Правильно заполненная таблица имеет вид)

Если утверждение верно, ученик ставит «+», если неверно, то знак «-».

1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

2. Римский способ записи чисел – это позиционная система счисления.

3. В двоичной системе счисления 11+1=12.

4. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в двоичной системе счисления.

5. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

 (Результат выполнения задания:  

Задание 3. Докажите, что  (использую триады и тетрады):

Решение неравенств. ( Задание оценивается 2-мя баллами.)

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

          
    
 

  
     
  
  
            
 

Проверяем задание 4 (

 Решение задач (готовимся к ЕГЭ).

Чему равна сумма чисел 43

4. Творческое задание
 
Учащиеся выполняют задания за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор».  Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Результаты заносятся в итоговую таблицу, и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.

Рисуем по точкам –

Таблица 1: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления.

Таблица 2: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления.

Таблица 3: приведены номер точки и её координаты, записанные в различных системах счисления.

Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости.

Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некий рисунок.

Учитель объявляет, что правильно выполненная работа по таблице 3 дает оценку – 5, по таблице 2 – 4, а по таблице 1 – 3.

Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.

(Получившиеся на координатной плоскости рисунки представляют собой цифру 3 для таблицы 1, цифру 4 для таблицы 2 и цифру 5 для таблицы 3.)

Задания 7, 8 являются дополнительными и предлагаются тем ученикам, которые раньше других справились с выполнением творческого задания.

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания.

Сколько значащих нулей в двоичной  записи числа  148?

5. Подведение итогов урока.

Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.

 

—  Какое задание было самым интересным?

—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

— Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

Составить кроссворд по теме: Системы счисления.

ФИО учащегося ______________________________ класс_____________

Буйских Татьяна Анатольевна

Учитель информатики, категория высшая

МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Тема урока: Системы счисления

закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

актуализация знаний по теме «Системы счисления»;

дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;

стимулирование интереса к изучаемой теме;

развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

формирование навыков самоорганизации и инициативы.

урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: 


словесный, наглядный, практический – индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

Место проведения урока: 

компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.

 

1. Организационный момент   – 1 мин.

2. Вводное слово учителя  – 2 мин.

3. Систематизация знаний – 12 мин.

4. Решение задач – 20 мин.

5. Заключение  – 4 мин.

6. Задание на дом  – 1 мин.

Учащиеся делятся на команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.

2. Вводное слово учителя.

Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.

План работы на уроке следующий:

2.    Заполнение таблицы.

4.  Выполнение арифметических действий

3. Систематизация  знаний.

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока.

В какой с.с. нет числа 120?

Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел. (алфавит)

Как называются цифры десятичной с.с.? (арабские)

Чему равно следующее число М

Назовите два вида систем счисления

Базис – это.


Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:

341 , 123 , 111

Символы, при помощи которых записывается число.(цифры)


Как называется позиция цифры в числе? (разряд)


Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)


Число 5 в двоичной системе счисления?

(Правильно заполненная таблица имеет вид)

После выполнения заданий 1-2 жюри проверяют работы команд и выставляют оценку по следующим критериям:

Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «блиц-опрос» – 5, за задание «Заполнение таблицы» – 3.    


Результаты заносятся в итоговую таблицу.

4. Решение задач.

На данном этапе урока учащиеся выполняют задания, не используя при этом компьютер. Каждая команда выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.

 

    


(Задание оценивается 2-мя баллами.)


Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.


          


    


  


            

. Выполнить следующие арифметические действия:

Основание двоичной системы счисления сложить с количеством бит в одном байте.

Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 100

К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.

Ответ перевести в двоичную систему счисления.

Оценивается правильность и скорость выполнения задания (2 балла)

(2+8)*4+5=45

45

 



(Задание оценивается 2-мя баллами.)

t1594109937aa.png

 



Загадка (Задание оценивается 2-мя баллами.)

В саду 100 кустов малины- 28 чёрной и 61 красной. В какой системе счисления посчитаны кусты?


Числовой лабиринт. ( Задание оценивается 10-ю баллами.)


Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют  соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.




Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.

Написание синквейна (пятистрочника)

В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы поделились  своими мыслями через написание синквейна (алгоритм написания синквейна представлен в рабочих картах и на слайде). За основное понятие можно взять любое понятие с урока ( система счисления, базис, и т. д.).

Алгоритм написания синквейна (пятистрочника)

Представляю вашему вниманию синквейн, составленный мною:

Ускользает, тянется, УЧИТ


Невосполнимый ресурс и первостепенная ценность


Не потеряйте же время и дорожите им!



Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке). 

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

Задание на дом.

Составить кроссворд по теме: Системы счисления.

Старомайнская средняя школа №1

открытого урока по информатике и ИКТ в

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Подготовил учитель информатики




Представление числовой информации с помощью систем счисления



изучения нового материала и первичного закрепления изученного материала.


Формы работы учащихся:



 



– объяснить учащимся понятие «система счисления», научить переводить числа из одной системы счисления в другую:


– развивать интерес к теме, память, наглядно-образное мышление;

– воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность при решении задач.


  • способствовать запомина­нию цифрового материала как ориентира для понимания теории о системах счисления;


    способствовать по­ниманию теории о системах счисления, способах записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязи между системами счисления;


    способствовать формированию навыков выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и обратно;


  • развитие познавательного интереса, внимания учащихся;


    развитие навыков индивидуальной практической деятельности;


    развитие коммуникационной компетентности у учащихся;


    развитие мышления учащихся при решении задач;


  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;


    формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;


    формирование навыков самоорганизации и инициативы.


Организационный момент (2 мин)

Объяснение нового материала (20 мин).

Актуализация новых знаний (10 мин)

Самостоятельная работа учащихся (10 мин)

Подведение итогов (1 мин).


Домашнее задание (2 мин)

(слайд 1 )


Здравствуйте, ребята, а также уважаемые учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с системами счисления, рассмотрим основные понятия которые присутствуют при изучении данной темы и научимся переводить числа из одной системы счисления в другую.

Объяснение нового материала


(слайд 2 )



– это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.


Системы счисления бывают позиционные и непозиционные. В позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее значения в числе, а в непозиционной не зависит от ее позиции в числе



Непозиционные системы счисления.



Как только люди начали считать, у них появилась потребность в записи чисел. Находки археологов на стоянках первобытных людей свидетельствуют о том, что первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков: зарубок, черточек, точек.

Такая система записи чисел называется единичной, так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу

Единичной системой счисления пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст или используя для этого счетные палочки.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить римская система счисления, которая начала применяться более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме.


Каждая позиционная СС имеет

определенный алфавит цифр и основание.



Основание системы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите.



В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряды числа возрастают справа налево


от младших разрядов к старшим,


причем значения цифр в соседних разрядах числа различаются в количество раз, равное основанию системы.


В настоящее время наиболее распространенной позиционной системой счисления является десятичная система.


В десятичной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе. Например рассмотрим число 757, вес цифры в первой и третьей позиции разный: 7*100 и 7*1


Развернутая форма записи числа


    

 

В позиционной системе счисления любое число может быть представлено в развернутом виде.

 

Возьмем число в десятичной системе счисления 247,32, и представим его в следующем виде:


 

= 2*100 + 4*10+7*1+3/10+2/100 = 2*10

 

 

 

 


     Мы записали число в развернутой форме, в которой:

         2,4,7,3,2 – цифры числа

        10 – основание системы счисления

         показатели степени:  2,1,0,-1,-2  соответствуют номеру позиции цифры в числе.



Рассмотрим таблицу на которой представлены самые распространенные СС.


НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Рассмотрим алгоритм перевода числа из любой системы счисления в десятичную. Для этого нам нужно представить число в развернутом виде и произвести вычисления.



Теперь рассмотрим перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую



Для того, чтобы перевести число из 10-ой СС, в любую другую, нужно выполнять целочисленное деление исходного числа на основание той СС, в которую нужно перевести число. При этом важен

от деления и


. Частное нужно делить на основание до тех пор, пока


не останется 0.


После этого все остатки нужно выписать в

порядке – это и будет число в новой системе счисления.


Например, перевод – числа 25 из десятичной системы счисления в двоичную будет выглядеть следующим образом:


Выписав остатки в обратном порядке, получим


Перевод из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления производится по абсолютно точно таким же правилам.


Вот пример перевода 393

 в шестнадцатеричную систему счисления:


НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Выписав остатки в обратном порядке, получим





Вызываю учеников к доске для выполнения следующих задач:

Записи чисел в развернутом виде и перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Самостоятельная работа учащихся

Показываю задачи на слайде, которые нужно самостоятельно выполнить:

5. Подведение итогов

Выставляю оценки наиболее активным ученикам.

6. Домашнее задание.

Прошу открыть дневники и записать домашнее задание

Подготовить сообщение о малоизвестной системе счисления, которая используется в настоящее время.

Подготовить сообщение о самой необычной, оригинальной системе счисления.

Сообщения не более 5 мин.

Перевести числа в указанную СС:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №11»


города Прокопьевска Кемеровской области


Технологическая карта урока


», 10 класс



Плотникова Ирина Борисовна



Технологическая карта урока 3


Организационная структура урока 6

Приложение 2 9

Приложение 3 10



Технологическая карта урока

Информатика. Углубленный уровень / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


Системы счисления. Позиционные системы счисления


(тема «Кодирование информации» – 14 часов; данный урок 5 в этой теме)


Открытие нового знания


Расширение понятийной базы о системах счисления за счет



включения в нее новых элементов;




Формировать у учащихся навыки и умения переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую и наоборот;


Усвоить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий на системы счисления;


Проблемный или частично-поисковый, постановка и решение проблемы


Интерактивный (работа с ФЦИОР);

Практический (самостоятельная работа учащихся);


Продолжить знакомить учащихся с понятиями: системы счисления;




алфавит и основание различных систем счисления; формы записи чисел в позиционных системах счисления; непозиционные и позиционные системы счисления и их примеры; Составить алгоритм перевода целых и дробных чисел из р-ичной СС в десятичную и наоборот; Познакомить со схемой Герона и возможностью её использования для решения задач на системы счисления.

Активизировать познавательную деятельность учащихся


Формирование эмоционально-целостного отношения к миру и к себе;


Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;




Учить анализировать и систематизировать известный материал;


Ставить и разрешать проблемы


Формирование элементов системного мышления; Создание условий для развития умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать; Формирование социальной направленности любой деятельности; развитие учебно-познавательной и общекультурной компетентности учащихся;

Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;


Умение работать в группах


Планируемые образовательные результаты:



Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую; обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. Владение базовым понятийным аппаратом; практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению задач; Выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; Формирование понимания смыслового аспекта темы

Понятия алфавит системы счисления, система счисления. Виды систем счислений (позиционные и непозиционные). Правила перевода чисел из р-ичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот


записывать число в развёрнутой форме, переводить целые и дробные числа из р-ичной в десятичную и наоборот


: постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи)

 


 

выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; умений применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач практического характера; овладение умением классифицировать, наблюдать, делать выводы,

обобщать изученный материал; развитие умения организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике


: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность.


Смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения заданий на системы счисления),


Оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач);


Формирование информационной культуры,


Формирование познавательных интересов и мотивов;


Развитие логического мышления


Компьютер, интерактивный комплекс, компьютеры для учащихся с доступом к сети Интернет, установленный

Плеер на компьютеры учащихся.




Ресурсы с сайта ФЦИОР можно загрузить на компьютеры учащихся, создав хранилище для них.


ЭОР Определите системы счисления её основание и алфавит


Алгоритм перевода целых чисел из Р-ичной системы счисления в 10-тичную


Алгоритм перевода целых чисел из 10-тичной системы счисления в Р-ичную


Системы счисления. Позиционные системы счисления


Алгоритм перевода дробных чисел из 10-ой системы счисления в Р-ичную


Организационная структура урока

Ответьте на вопросы. Учебник Стр. 88-92




(стимулирует мыслительные процессы)


Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.


(активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)


Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости (слева направо) «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками


Коррегирующая гимнастика для глаз



(полезно при всех видах нарушения зрения). Моргайте на каждый вдох и выдох


: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, посмотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз


(облегчает зрительную работу на близком расстоянии)


Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.


: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 против часовой стрелки


: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша


(снижает напряжение в области глаз)


Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе, глаза при этом мягко прикрыты


Открытый урок по теме:

2 квалификационной категории

МОУ «Гимназия №52»

Приволжского района г. Казани

  1. Познакомить с историей возникновения и развития цифр у разных народов.
  2. Научить учащихся переводить числа в позиционных системах счисления.

 Данный урок отличается тем, что призван активизировать познавательную деятельность учащихся. Предполагается вовлечение максимального числа учащихся в работе  по изучению нового материала и  закрепления его.

 фронтальная и индивидуальная

 объяснительно – иллюстративный

 бланки с заданиями, экран с проектором

Изучение нового материала
 – 40 мин.

        Историческая справка – 15 мин.

        Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно – 25 минут

 – 3 минуты

 – 2 минута

Изучение нового материала

 “Мысль выражать все числа десятью знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна. Как нелегко было прийти к этому методу, мы видим на примере величайших гениев греческой учености Архимеда и Апполония, от которых эта мысль осталась скрытой.” П. Лаплас

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами – они с нами везде. А две тысячи лет назад что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Ученые утверждают, что и тогда люди могли записывать числа и выполнять над ними арифметические действия, но делали они это совершенно по другим принципам, чем в делаем это мы. Сейчас мы узнаем о системах счисления, возникших в глубокой древности, ныне исчезнувших, но заложивших основы современных систем счисления.

Мы с вами познакомимся с наиболее известными системы счисления:

  1. Нумерация индейцев Майя
  2. Славянская кириллическая нумерация
  3. Славянская глаголическая нумерация
  4. Современная арабская нумерация

Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.

Древняя греческая нумерация

В древнейшее время в Греции была распространена так называемая Аттическая нумерация. В этой нумерации числа 1, 2, 3, 4 изображались соответствующим количеством вертикальных полосок:
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
. Число 5 записывалось знаком
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
(древнее начертание буквы “Пи”, с которой начиналось слово “пять” – “пенте”. Числа 6, 7, 8, 9 обозначались сочетаниями этих знаков:
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Число 10 обозначалось
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
– заглавной “Дельта” от слова “дека” – “десять”.
 

Примерно в третьем веке до нашей эры аттическая нумерация в Греции была вытеснена другой, так называемой “Ионийской” системой. В ней числа 1 – 9 обозначаются первыми буквами греческого алфавита:

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. Наша теперешняя нумерация
 
тоже поместная. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют
. Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков:
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
для единицы, и
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
для десятка. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. При отсутствии разряда вставлялся значок
НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА
, игравший роль нуля.

Нумерация индейцев Майя

Эта нумерация очень интересна тем, что на ее развитие не
 ни одна из цивилизаций Старого Света. Однако в ней использованы все те же принципы. Сначала эта нумерация обслуживала пятеричную систему счисления, а потом ее приспособили для двадцатеричной
 

Эта нумерация одна из старейших и самых прогрессивных, поскольку в нее заложены такие же принципы, как и в современную арабскую, которой мы с Вами пользуемся. Возникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому назад в Китае.

Славянская кириллическая нумерация

Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для переписки священных книг для славян греческими монахами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием в IX веке. Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел. Если посмотреть внимательно, то увидим, что после “а” идет буква “в”, а не “б” как следует по славянскому алфавиту, то есть используются только буквы, которые есть в греческом алфавите. До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории современной России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию.

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Славянская глаголическая нумерация

Эта нумерация была создана для переписки чисел в священных книгах западных славян. Использовалась она нечасто, но достаточно долго. По организации она в точности повторяет греческую нумерацию. Использовалась она с VIII по XIII в.

Латинская (Римская) нумерация

Это, наверное, самая известная нумерация, после арабской. С нею мы достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Это номера глав в книгах, указание века, числа на циферблате часов, и т. д.

Возникла эта нумерация в древнем Риме. Использовалась она для аддитивной алфавитной системы счисления

Современная арабская нумерация

Такая система счисления годится для записи чисел, и она очень удобна для счета. Любое из действий арифметики и алгебры может быть выполнено легко. Для счета здесь не нужна большая сноровка.

Впервые такая система, вернее ее зачатки появилась в Древнем Вавилоне, почти в то же время она была изобретена в
, потом в Индии, откуда перекочевала на Аравийский полуостров, а затем и в Европу. Здесь эту систему счисления назвали
, и под этим именем она разошлась по всему миру. Так что, говоря “арабские числа” надо иметь в виду, ну, хотя бы индийские

Позиционные системы счисления

Хотя десятичная система счисления является наиболее широко применимой, это отнюдь не означает, что она самая лучшая. Широкое распространение во многом объясняется тем анатомическим обстоятельством, что у нас на руках и ногах по десять пальцев.

Для перевода целого числа N в систему счисления с основанием q необходимо разделить N на q с остатком. Затем неполное частное, полученное от этого деления снова разделить на q с остатком и т.д., пока последнее частное не станет равным нулю. Получившиеся остатки выписать в обратном порядке.

Переведем числа 75 и 12 из десятичной системы счисления в двоичную.

 

Задание для учащихся.

Переведите десятичные числа в двоичную. И запишите свои ответы в бланки.

2 вариант         –        

 

Для перевода правильной десятичной дроби N в систему счисления с основанием q необходимо умножить N на q, записанное в той же десятичной системе, затем дробную часть полученного произведения снова умножить на q, до тех пор пока дробная часть не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность. Получившиеся результате произведения целые части дроби выписать сверху вниз.

Переведем число  0,1875 и 0,12 (с точностью до 6 знаков) из десятичной системы счисления в двоичную.

Задание для учащихся.

Переведите десятичные дробные числа в двоичную. И запишите свои ответы в бланки.

2 вариант         –
0,75        и 0,4 (с точностью 4 знака)

 

 

Переведем число 111001,1
  в десятичную систему счисления. ( Демонстрация презентации)

Задание для учащихся.

Переведите числа в десятичную систему счисления. И запишите свои ответы в бланки.

        
 

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

2. Переведите число в десятичную систему счисления:

        110 000, 111
        

Мы с вами познакомились с различными системами счисления и научились ими оперировать. На следующем занятие мы будем изучать какие арифметические операции можно совершать над двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами.

Выставление оценок активно работавшим на уроке ученикам.

1. Переведите 2004 и 3004 в двоичную систему счисления

1. Устройство ввода буквенной и цифровой информации. 

2. ” Волшебная” палочка для игры на компьютере. 

3. То, во что мы смотрим, работая на компьютере, чтобы получить информацию.

4. Устройство печати.

5. Хранилище информации.

7. Долговременный гибкий носитель информации

8. Устройство ввода графической информации.

9. ” Сердце” компьютера.

Приложение к уроку

Бланки для записи ответов

Дедова Татьяна Аль
бертовна

учитель информ
атики и ИКТ

СПб ГБОУ СПО
«Колледж олимпи
йского резерва № 1»

Планконспект
урока «Системы сч
исления. Представление чисе
л в

позиционных сис
темах счислени
я.» (повторение).

Информатика и И
КТ. Базовый уровень.

ПЛАНКОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № (10 класс)

Тема
урока
«
Системы
счисления.
Представление
чисел
в
позиционных
системах


Повторить
и
закрепить
знания
о
понятиях


позиционные
системы
счисления,

основание
системы
счисления,
алфавит
систе
мы
счисления
,
разверну
т
ая
и
свернутая


Закрепить
ум
ения
и
навыков

пере
вода
числа
из
одной
п
озиционной
системы

счисления в другую позиционную систему
счи
сления


развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,


развитие алгоритмического,
аналитического
и с
ин
тезиру
ющего мышления, пам
яти,


воспитание общей и информационной культуры,


воспитание
умения работать в коллективе


воспитание умения четко организовать самостоятельную работу,


воспитание культуры речи.


повторить
алгоритм
перевода
ч
ис
ел

из
системы
с
основанием
в
систему
с


содействовать развитию интереса к предмету;


обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья;


создать положительн
ую, эмоцио
на
льнопсихологическую обстановку;


повышать
об
уча

ющи
хся уверенность в

себе.



Тип урока

Технология Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.

Методы обучения: словесный, наглядноиллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, гру

пп


овая и индивидуальная.


раздаточный материал (карточки с индивидуальным заданием).

I.
Организационный
момент.

II.
Постановка цели занятия перед учащ
имися.


III.

IV.
Теоретическая часть (повторение).

V.

VI.

VII.

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

I.
Организационный момент, характеризующийся внеш
ней и вн
утренней

(психологической) готовностью учащихся к уроку.

Приветствие, отметка присутствующих на уроке.

II.
Постановка цели занятия перед учащ
имися.


Целью
наших
последних
у
роков
является
обобщение
и
повторение
уч
ебного

материала
за
год.
Сегодня
мы
повторяем
тему
«
Си
стемы
счисления».
Мы
вс
п
омни
м
что

такое система
счисления,
что такое
развернутая и
свернутая
запись числа и

алгоритмы

перевода
чисел
из

одной
п
озиционной
системы
счисления
в
другие
пози
ционные
системы

III.

Давайте вместе вспомним:

1.
Какие
основные
аспекты
теоретической
информатики
мы
рассматривали
в
10
классе?

(Самые
важные:
информация,
информационн
ые
процесс
ы,
м
оделирование
и

формализация, кодирование информации).

2.
Перечислите
основные
понятия
информатики
(Основные
пять:
ин
формация,

информационные процессы, система, модель,
у
пр
авление, можно еще сказать п
ро

3.
Если
мы
говорим
об
информации
ка
к
сигнале
,
то
как
ра
зличают
сигналы
п
о
способ
у

их представления? (Аналоговые и дискретные)

4.
Какие
разли
чия
между
аналоговым

и
дискретн
ым
сигналами?
(Аналоговый


меняется
плавно,
дискретный


имеет
к
онкретные
дискретные
з
начения
в

определенные моменты времени)

5.
Возможно
ли
аналоговый
сигнал
преобразовать
в
цифровой?
(да,
это
делают

аналогоцифровые преобразователи, процесс –
дискретизация)

6.
Человек
благодаря
своим
органам
ч
у
вств

привык
иметь
дело
с
аналоговой

7.
Что
такое
код?
(Код



это
набор
условных
обозначений
(или
сигналов)
для
записи

(или передачи) некоторых заранее определенных понятий.

8.
Для
записи
(кодирования)
информации
о
к
оличес
тве
объектов
исполь
зу
ются
числ
а.

Современные
компьютеры
оп
ериру
ют
числовыми
данными
в
двоичной
системе

счисления,
а
не
числовые
данн
ые
(такие
как
з
ву
к
,
т
екст,
изображение)

IV. Теоретическая часть (повторение).

Итак, давайте вспомним:

1.
Что
такое
система счислени
я? (
Система счисления
это



это
способ записи
числа
с

помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

непозиционные системы счисления

цифры зависит от ее позиции в числе).

6.
Лю
бое
число
в
позиционной
системе

счисления
мо
жно
записать
в
развернутом

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

7.
Лю
бое
число,
записанное
в
десятичной
системе
с
числения
можно
запи
сать
в

любой
дру
гой
позиционной
системе
счисления,
используя
метод
деления
нацело

на
основание
желаемой
системы
счисления
с
последующей
записью
остатков
от

целочисленного
деления
так,
что
последний
остаток
при
частном
равном
0
станет

цифрой
будущего
числа
жел
аемой
системы
счисления,
имеюще
й
самый
высокий

разряд, а первый остаток –
нулевой разряд.

8.

1)

25

записать
в шестнадцатеричной
системе счисления.
(Решение у доски:
число

переводим
в
10ю
систему

счисления
через
раз
верну
т
ую
запись
числа,
потом
в

16- ю методом деления нацело на основание 16).

2)

( Решение
у

доски:
числа

переводим в
10ю систем
у счисления

через развернутую запись числа, потом
складываем в 10й системе счисления, а

результат переводим в 8ю
методом деления нацело на основание 8

3)

1000000111


пе ревес
ти
в
16ю
и

18ю
системы
счисления.
(Решение
у

доски:

число
переводим
в
10
ю
систему
счисления
через
развернутую
запись
числа,

потом
в 16ю
методом деления
нацело на
основание 16

и

методом деления

нацело
на
основание
8Есть
ли
дру
гой
более
удобный
способ
перевода
числа

из 2ой системы счисления в 16ю и 8
ю систе
мы счисления?

9.
Как
п
еревес
ти
число,
записанное
в
двоичной
системе счисления
,
в
в
осьмеричн
у
ю

Для того чтобы
перевести в
восьмеричную систему счисления
двоичное число, его

нужно
разбить



гр
у
п
пы
по
3
цифры
справа
налево
(если
количество
цифр
не

кратно
3 ,
то впереди
нужно дописать
ну
ж
ное количество
ну
л
ей) и
заменить

ка ждую гру
пп
у соответству
ющей во
сьмеричной цифрой.

10.
Как
перевести
число,
записанное
в
двоичной
системе
счисления

шестнадцатеричную?

Для
того
чтобы
пер
евес
ти

в
восьмеричную
систем
у

счисления двоичн
ое число,
его
нужно разбить
на
гру
пп
ы по
4
цифры справа

на лево
(если
коли
чество
ц
ифр
н
е
к
ратно
4

,
то
впереди
нужно
дописать
ну
жное

количество
нулей)
и
заменить
каждую
гру
пп
у

соо
тветствующей

11.
Представим, что кто
то использует незнакомые нам системы счисления,
например,

5-6- ю
системы
счисления.
Вам

необходимо
выполни
ть
вычислить
следующий

результат с этими
числами 100

и записать его в
2


ой системе счисления.

(Решение
у
доски:
чи
сла

переводим
в
10ю
си
стему

счисления
через
разверну
т
ую

запись
числа,


потом
делаем
вычислени
я


деление
и
сложение,
п
отом
рез
ультат

записываем в 2ю методом деления нацело на основание

12.
Итак, делаем вывод

1)
чисел
из
одной
системы
счисления
выбираем
наиболее
удобный

2)
При
выполнении
вычислений
с
числами,
запи
санными
в
разных
системах

счисления,
необходимо
все
числа
представи
ть
в
одной
системе
счисления,

выполнить
вычисления
по
правилам
арифмет
ики
в
этой


системе
счисления,
а

потом результат записать в ну
жной
системе счисления

V.

Практическая работа
на компьютерах.
Задание: файл
«
Кодировани
е чисел1
»
для

первого
варианта (неч
етный
номер рабочего
места)
или
«Кодирование
чиселчетный

номер
рабочего места(приложение
1),
который н
аходиться на
рабочем
столе, скопи
ровать
в

свою
папк
у

МОИ
ДОКУМЕНТЫ/10
класс/Фамилия),
выполнить

задания,
к
оторые

содержаться
в
файле,
ответы
напечатать
и

сохранить
файл
с
тем
же
и
менем.
Результаты

обсудим на следующем уроке.

VI.

Повторить пройденный материал, выполнить практические у
пр
ажнения.

VII. Подведение итогов урока.

Оценки за урок (за высту
пл
ения). Спасибо за у
рок! Мне с вами сегодня было очень

интересно работать! До свидания!

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

1.
Подчеркните правильно записанные числа:

2.

3.
Числа, записанные в 2

ой системе счисления, запишите в 8
ой и 16

Дополнительные задания на 4

4.
Вычислите и результат запишите в 16

ой системе счисления:

5.
Подчеркните те числа, которые в 10

ой системе счисления будут четными:

Дополнительные задания на 5

6.
Сравните числа:

7.
Вычислите и результат запишите в 10

ой системе счисления:

1.
Подчеркните правильно записанные числа:

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

2.

3.
Числа, записанные в 2

ой системе счисления, запишите в 8
ой и 16

Дополнительные задания на 4

4.
Вычислите и результат запишите в 8

ой системе счисления:

5.
Подчеркните те числа, которые в 10

ой системе счисления будут четными:

Дополнительные задания на 5

6.
Сравните числа:

7.
Вычислите и результат запишите в 10

ой системе счисления:

1.
Подчеркните правильно записанные числа:

2.

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

3.
Числа, записанные в 2

ой системе счисления, запишите в 8
ой и 16

Дополнительные задания на 4

4.
Вычислите и результат запишите в

16- ой системе счисления:

5.
Подчеркните те числа, которые в 10

ой системе счисления будут четными:

Дополнительные задания на 5

6.
Сравните числа:

> 1000011

> 3571

7.
Вычислите и результат запишите в 10

ой системе счисления:

1.
Подчеркните правильно записанные числа:

2.

НА ТЕМУ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

3.
Числа, записанные в 2

ой системе счисления, запишите в 8
ой и 16

Дополнительные задания на 4

4.
Вычислите и результат запишите в 8

ой системе счисления:

5.
Подчеркните те числа, которые в 10

ой системе счисления будут нечетными:

Дополнительные задания на 5

6.
Сравните числа:

> 1576

< 1000

7.
Вычислите и результат запишите в 10

ой системе счисления:

= 8*10+7 =
87

1.
Шелепаева А. Х. По
у
рочн
ые разработки по информатике:
базовый уровень. 10

11 классы. –
М.:ВАКО, 2007. 352с. –
(В помощь школьному учителю).

2.
Угри
нович Н. Д. Информатика и информацион
ные техн
ологии. Учебник для

10- 11 классов / Н. Д. Угринович. –
4- е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2007.

3.
Угри
нович. Н.Д. У МК по информатике для 10


11 классов базовый и

углубленный уров—
М.: БИНОМ. Ла
борат
ория знаний, 2012г.

4.
Угри
нович Н. Д. Информатика и ИКТ: уч
ебник для 10 класса.

М.: БИНОМ

Лаборатория знаний, 2010.

5.
Угри
нович Н. Д. Препода
вание к
у
рса
«
Инфор
матика и ИКТ
»
в основной
и

старшей школе. 811 кл.: методическое пособие. –
М.:БИНОМ. Лаборатория

Помощники учителя объявляет сумму баллов, набранную каждым учеником в ходе выполнения заданий.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

  1.  Раздаются карточки с заданиями. (

Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.

Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. Определите зашифрованное изречение, которое получите, собирая двоичные числа и переведя их десятичные. ( Для задания В – полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером).

б) Прочитай фразу”

Раздаются карточки с заданиями. (

Учащиеся выполняют эти задания самостоятельно. После выполнения (или если возникают затруднения), учащиеся по желанию могут проверить ответ, решив задание при помощи стандартной программы “Калькулятор”.

Каждый учащийся находит в таблице свой ответ и говорит букву-код в соответствии с номером его карточки по порядку. В результате, буква за буквой на доске записывается фраза:

Больше науки – умнее руки.

Вопросы для рефлексии:

  1. Каковы твои результаты?
  2. Какие задания понравились больше всего?
  3. Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
  4. Над чем ещё надо поработать?
  5. Готов ли ты к контрольной работе?
  6. Определи в процентах степень своей готовности к контрольной работе.
  7. Своей работой на уроке я:
  1. не совсем доволен;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *