НА КАКУЮ ЦЕЛЬ НАПРАВЛЕНА ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

на 2020 – 2023 годы

«Новый взгляд на жизнь»

Индикатором эффективности социальной политики государства выступает социальное здоровье общества. Профилактика правонарушений среди подростков – сложная социальная задача. На ее решение сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления, и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится подразделениям по делам несовершеннолетних (ОПДН), которые на основе закона осуществляют широкий сектор профилактических мер. В их основе – выявление фактов противоправных поступков детей и подростков, а также причин и условий, порождающих девиантное  поведение несовершеннолетних.

На протяжении многих лет в России отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения. Подростковая и молодежная преступность имеет место быть. В значительной мере нарушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков. Подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, в этом возрасте они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.

Большинство подростков вырастают достойными гражданами своей страны. Некоторые же подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, а иногда и преступные действия. По сравнению с преступлениями взрослых преступления лиц, не достигших совершеннолетия, как правило, менее опасны. До 80 % всех преступлений несовершеннолетних составляют хищения предметов, представляющих для подростков непосредственно потребительский интерес (сладости, спиртное, спортивные принадлежности, мобильные телефоны), а также менее опасные виды хулиганства. Такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, составляют 6 – 8 %. К опасным последствиям в ряде случаев могут привести неосмотрительные действия подростков, пренебрегающих обычными правилами предосторожности (например, разогревание на костре найденных взрывоопасных предметов, неосторожное обращение с огнем и др.). В последнее время несколько увеличилось число угонов автомашин. Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 22 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 – 3 человек.

Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением старается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого, толкает подростков на совершение различного рода преступлений. Также следует принять во внимание тот факт, что большинству подростков свойственны противоречивые психологические особенности: чаще всего это чувствительность, ранимость, тревожность, сочетающиеся с конфликтностью, вспыльчивостью и даже агрессивностью. Многим подросткам присуще стремление освободиться от навязчивого контроля и опеке родителей; критически относятся они и к ценностям, существующим в обществе. Нередко подростки доказывают, что они «уже не дети», подражая внешним признакам взрослости. В этом возрасте подросткам важно чувствовать себя успешными и  признанными другими людьми – сверстниками. Если подростку не удаётся добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, тут – то и начинаются нарушения дисциплины, прогулы и правонарушения. Некоторые правонарушения подростки совершают ради любопытства, из – за желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников. И чем старше становиться подросток, тем чаще их поведение становиться асоциальным.

Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних  является многоплановой, межотраслевой и межведомственной задачей. На ее решении сосредоточены усилия  многих государственных органов  и учреждений,  призванных воздействовать на причины и условия,  способствующие распространению  безнадзорности и правонарушений в подростковой среде.

Профилактическая работа в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический» (школа) дает положительные результаты благодаря системности работы педагогического коллектива, специалистов на протяжении ряда лет. Анализируя состояние правонарушений среди обучающихся за последние три года, необходимо отметить, что основными причинами их совершения является   бесконтрольность  со стороны родителей (законных представителей) за поведением  несовершеннолетних и аморальный  образ жизни  родителей (законных представителей). В связи с чем все более актуальна необходимость усиления взаимодействия образовательного учреждения, правоохранительных органов   и семей обучающихся в проведении профилактической работы по предупреждению административных и иных правонарушений в подростковой среде.

Профилактика правонарушений среди подростков включает в себя комплекс мер.  Этот комплекс объединяет в себя не только усилия различных инстанций и учреждений, совокупность различных мер по организации педагогической помощи подросткам их родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, но и различные виды работы с подростками во времени, в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов роста и развития, необходимых для этого условий. Наличие программ по профилактике правонарушений в школе неотъемлемая часть образовательной деятельности. Реализация данной программы позволит формировать социально – активную личность, культуру здорового образа жизни, активно  вовлечь семьи обучающихся в процесс воспитания, формировать осознанный  выбор    подростков, сопротивление к совершению правонарушений.

данной программы является – формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.

Для достижения положительного результата действия программы используются следующие воспитательные

методика свободного выбора;

технология педагогического общения;

технология педагогической поддержки;

технология социальных и творческих проектов;

игровая театральная методика.

Основные формы работы – беседы, классные часы, круглые столы, ролевые игры, акции, спортивные мероприятия, тренинги, экскурсии, т.д.

Механизм реализации программы – программа рассчитана на 2020-2023 г.г. Реализация программы будет проводиться исполнителями, привлеченными в соответствии с данной программой под контролем администрации школы.

Исполнители программы – администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, сотрудники учреждений профилактики, классные руководители, учителя предметники.

Программа содержит 4 блока:

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору обучающегося  своего жизненного пути.

Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:

Планы мероприятий по блокам работы:

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

Знания,  умения и навыки,  которые необходимо   сформировать к концу  каждого учебного года.

Планируемые результаты по блокам

Управление и контроль  над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог – психолог.

Здание школы введено в эксплуатацию – в 1990 году (типовое кирпичное здание), этажность – 3.

Проектная мощность – 600 человек

Показатели библиотечного фонда на 2019 год.

  • Количество книг в библиотеке – 9141
  • Научно – педагогическая и методическая литература – 4876
  • Количество брошюр – 1090
  • Учебная литература всего – 5171
  • Литературы по формированию ЗОЖ-243

План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы

План совместных мероприятий инспектора ОПДН МОМВД

и администрации МБОУСОШ п. Коммунистический

по предупреждению правонарушений и преступлений среди обучающихся школы

на 2019-2020 учебный год

Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях

Ханты – Мансийский автономный округ- Югра

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя  школа №19»

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

– рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

– массовые нарушение прав детей;

– рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

– омоложение преступности;

– увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СШ №19.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и          правонарушений составляют:

–  Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– Указы Президента РФ;

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

– принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ;

– Закон ХМАО-Югры от 10.07.2009 №109-оз «О мерах по реализации отдельных Положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка В Российской Федерации» в ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ автономном округе – ЮГРЕ.

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

–   создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

– повышение уровня воспитательной  и  профилактической  работы с подростками в образовательной  организации;

защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

– создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

– осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

– осуществление  консультативно-профилактической работы  среди обучающихся,   педагогических  работников, родителей.

– развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по безопасности.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

Планы мероприятий по каждому блоку работы:

1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ТКДН И ЗП и ОП.

2. Организация работы школьного Совета профилактики.

3. Проведение тематических педагогических советов.

4. Педагогический всеобуч для  родителей.

5. Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска».

6. Составление социального паспорта классов, школы.

7. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

8. Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

9. Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

– реализация системы  воспитательной работы школы;

проведение мероприятий совместно с МКДН и ЗП и ОП;

– классные часы по пожарной безопасности;

– организация правового всеобуча;

– профориентационная работа;

– проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

– Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

– Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

– Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

– Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;

– Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

– выявление причин отклонений в поведении;

– беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;

– приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;

– беседы инспектора ОП;

– вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

– направление ходатайств в ТКДН и ЗП;

Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

1. Выбор родительского комитета в классах.

2. Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

3. « День открытых дверей» для родителей.

4. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

5. Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

6. Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

7. Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.

Проведение родительского всеобуча:

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма».

обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма, а так же формирования установок толерантного сознания среди обучающихся школы.

– воспитание у обучающихся стойкого понятия, что Конституция РФ – основной закон государства.

– разъяснение на классных часах, других мероприятиях воспитательного характера с обучающимися и их родителями, что всякие призывы к изменению существующего строя, осуществление террористической деятельности, публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности является признаками экстремизма.

– формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

– распространение норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии.

-обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;

– обеспечение координации деятельности всех субъектов профилактики в отношении обучающихся школы;

– развертывание воспитательной работы направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

– развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков.

Принципы профилактики экстремизма и терроризма в среде учащихся и их родителей, формирования установок толерантного сознания:

– воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

– воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;

– формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

– через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

– вести широкую пропаганду миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;

– противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;

– внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;

– воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

– отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

Работа строится по 3 разделам.

“Личность” предусматривает проведение мероприятий направленных на воспитание учащихся в духе толерантности, способствующего созданию мотивации безопасности поведения, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.

“Семья” предусматривает проведение комплекса мероприятий по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности, миролюбия и в снижении социальной напряженности в обществе.

“Общество и государство” предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму.

Подпрограмма «Мы за жизнь».

профилактика вреда курения, алкоголизма, наркотиков; формирование навыков здорового образа жизни.

– изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;

– формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

– формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».

Работа ведется по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми:

– общая воспитательная педагогическая работа с обучающимися;

– работа с детьми «группы риска»;

– работа с детьми, употребляющими табачные изделия

2. Работа с педагогическим составом:

– подготовка учителей к ведению профилактической работы;

– организационно-методическая антинаркотическая работа.

3. Работа с родителями:

– информирование и консультирование родителей по проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Профилактическая работа строится и ведется по принципу непрерывности.

осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

(по биологии, химии, праву, физической культуре): обеспечивают организацию профилактической работы на уроке, проведение тематических уроков.

благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, работа с родителями, медицинским работником.

обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

В практике работы школы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании используются: методическое пособие «Наркомания: смерть при жизни», «Школа без наркотиков», «Профилактика подростковой наркомании».

Критерии отслеживания эффективности программы

В последнее время для России безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью общества, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

В обществе сложились опасные для подрастающего поколения тенденции:

Современное состояние подростковой преступности в России можно оценить как неоднозначное. С одной стороны, официальная статистика демонстрирует снижение подростковой преступности в последние годы, уменьшение числа подростков, пребывающих в колониях. С другой стороны, во многом это снижение связано с демографическими тенденциями и сокращением численности соответствующей возрастной группы в целом.

Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал привели к тому, что многие родители теряют рабочие места и вынуждены постоянно находиться в поиске заработка, что приводит к безусловному росту безнадзорных детей. Считая себя никому не нужными, подростки ищут поддержку и влияние в маргинальных группах сверстников, в которых они могут чувствовать себя «своими», общаться на равных. Оказавшись под влиянием уличной среды, подросток формирует асоциальную идентификацию, закрепляет негативные нормы, установки, образцы поведения. Происходит процесс асоциального формирования личности, закладываются предпосылки совершения правонарушений несовершеннолетними.

подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на антиобщественное поведение.

Эти тревожные факторы свидетельствуют о необходимости совершенствования индивидуально-профилактической работы и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом.

С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в СПб ГБОУ СОШ № 180 Красногвардейского района.

1.2. Анализ условий для реализации программы.

Для нашего ОУ актуальность программы обусловлена тем, что среди школьников обучаются учащиеся с девиантным поведением, с низким уровнем культурно-эстетического развития, некоторые школьники, которые, перевелись в ГБОУ СОШ 180 из других учебных заведений, уже успели попасть в Городскую базу правонарушений, встать на учет комиссии по делам несовершеннолетних.

За последние три года в школе выросло количество прогульщиков, значительно снизился уровень учебной мотивации. Родители обучающихся порой уклоняются от своих прямых обязанностей в воспитании детей. А некоторые из них порой сами нуждаются в особом контроле со стороны правоохранительных органов.

В школе созданы необходимые условия для реализации данной программы: современная материально-техническая база, библиотека, стадион, спортивный зал, актовый зал. Для раскрытия спортивного и творческого потенциала обучающихся работают кружки и секции.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы дисциплины обучающихся, заслушивается отчеты классных руководителей, имеющих большое количество пропусков занятии без уважительных причин. Решая воспитательные задачи, школа строит работу в условиях социально-педагогического комплекса, включающего в себя сотрудничество образовательного учреждения с городскими организациями и объединениями. Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся педагогом-психологом.

1.3 Нормативно-правовое обеспечение

2. Концептуальные подходы

2.1 Основные понятия

– лицо, не достигшее возраста 18 лет;

– несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

– преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;

Проблема профилактики правонарушений привлекает внимание специалистов различных областей знания: криминологии, социологии, психологии. Не остается в стороне от нее и педагогическая наука.

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой сложный многоуровневый процесс. Количество исследований по указанной проблематике достаточно велико в каждой научной области. Так, среди исследований, выполненных на стыке педагогики и криминологии, следует назвать работы Ю. М. Антоняна, А. С. Белкина, А. Н. Литвинова, Д. В. Гурова и др. По мнению В. Д. Гурова, одна из задач современной педагогической науки – это решение проблемы склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения.

Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути ее формирования отражены в трудах таких ученых, как С. А. Беличева, А. И. Захаров, Ю. А. Клейберг и др. Отдельные направления профилактики правонарушений среди школьников раскрыты в исследованиях Т. С.Шестаковой (профилактика правонарушений в сфере свободного времени), Н. Г. Тищенко (профилактическая работа с детьми в общеобразовательной школе),А. Н. Пыхарева (профилактика правонарушений средствами культурно-просветительной работы), Т. Н. Краснобаевой (профилактика правонарушений средствами физического воспитания) и др. Проблеме профилактики противоправного поведения школьников посвящены труды отечественных педагогов и психологов. Причины и особенности правонарушений среди школьников, содержание и специфика работы в данном направлении раскрыта А. Е. Тарасом. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема актуализирована в работах М. А. Паздникова. Педагогические особенности предупреждения трудновоспитуемости подростков охарактеризованы в исследовании Н. Н. Верцинской. Г. Ф. Бедулиной определено содержание социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростка. Многочисленные исследования подтверждают актуальность и междисциплинарный характер проблемы профилактики правонарушений среди подростков.

3. Основная часть

3.1. Цель программы:

Создание условий для снижения уровня правонарушений среди обучающихся школы.

3.2. Задачи реализации программы:

3.2. Основные этапы реализации программы

3.3. Условия реализации программы.

Для того, чтобы программа успешно себя реализовала необходимы следующие условия:

– наличие кабинета для индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями);

– усиление взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений;

– активное сотрудничество всех педагогов и администрации школы;

– активное сотрудничество учителей школы и родителей (законных представителей);

Ожидаемые результаты реализации программы:

– снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися школы;

– формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

– уменьшение факторов риска приводящих к безнадзорности правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками;

– уменьшение количества обучающих, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;

– расширение знаний учителей по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних, создание информационно-методической копилки.

3.5. Точки риска при реализации программы:

– отсутствие должного взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений;

отсутствие общей, четко сформулированной идеологии среди учителейвыражающей единство взглядов на цели и задачи образовательного и воспитательного процессов, а также на методы и подходы к реализации профилактической работы с подростками;

нежелание родителей (законных представителей) заниматься воспитанием ребенка. Внутренние разногласия в семье, злоупотребление родителями алкоголя;

– нежелание подростка понять и осознать пагубность последствий совершения;правонарушений. Склонность подростка к девиантному поведению;

Планирование деятельности социального педагога

III.  ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

IV.  ЗАЩИТНО-ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  • Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов/ Г. Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007
  • Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / Под ред. М.И. Рожкова – М., 2001.
  • Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб.пособие.-М.,2001
  • Лютова Е. К.,МонинаТ. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- сПб.,2001
  • Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних / Авт.- сост.: Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – М.: Издательство «Глобус», 2009
  • Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *