Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Соцсети сегодня — неотъемлемая часть личной и профессиональной коммуникации. Собственный блог может стать для учителя не только площадкой для общения с коллегами и единомышленниками, но и способом найти подход к ученикам, источником дополнительного заработка. На какой платформе лучше завести аккаунт, что и когда постить и как привлечь подписчиков — своим опытом поделились педагоги-блогеры.
Определиться с целью
На первом этапе стоит понять, откуда вообще желание вести блог, и зачем он нужен конкретному педагогу (вам). От этого зависит, чем будем делиться и на каких платформах.
Мария Тихонова, учитель из Санкт-Петербурга, консультирует преподавателей по вопросам монетизации в Инстаграме и помогает преодолеть трудности в ведении блога:
«Учителю нужно подробно прописать концепцию профиля, исходя из своих ценностей, взглядов и потребностей. Если этого не сделать, то очень скоро наступит ступор, а еще через какое-то время — выгорание», — говорит она.
Чтобы помочь педагогам определиться с направлением аккаунта, Мария проводит настоящее исследование:
«Сначала я интервьюирую человека и на основании его взглядов разрабатываю концепцию. Как правило, подписчиков привлекает сильная личность либо ежедневные полезные рассылки. Но лучше искать золотую середину».
Существующие блоги преподавателей Мария делит на три большие группы:
В них учителя делятся методиками с коллегами, а заданиями — с учениками, постят полезные статьи и подробно разбирают сложные темы по своему предмету.
Учительский лайфстайл — каналы и аккаунты, где преподаватели рассказывают широкой аудитории о рабочих буднях. Обычно их читают ученики, родители, другие педагоги и просто ностальгирующие по школе (такие люди тоже есть).
В таких блогах учителя делятся всем, что им интересно, — от событий в жизни, путешествий и увлечений до рабочих моментов и учебных материалов. Это не узкопрофессиональные социальные сети, а, скорее, контент для души.
Когда преподаватель отнес свой блог к одной из этих групп, следующий шаг — выбрать площадку, с которой он будет «глаголом жечь сердца людей».
Выбирать платформу
Социальные сети разнятся по форме и содержанию.
Для длинных постов с обилием материала лучше подходят ВКонтакте, Фейсбук и Телеграм-каналы. По итогам 2021 года ВКонтакте по-прежнему остается самой популярной соцсетью рунета: ежедневно ее посещают 46 процентов всех пользователей на территории России.
Учителям, которые предпочитают проговаривать или визуализировать контент, подойдут платформы, «заточенные» под видео.
Ютуб — площадка для обучающих видео и серьезных лекций. Зрители готовы смотреть здесь записи, длительность которых превышает час. ТикТок же создан, чтобы делиться короткими развлекательными роликами. Инстаграм пытается не отставать от ТикТока и активно продвигает формат коротких видео. Хотя по старой памяти, здесь больше в почете фото.
По статистике, визуальным контентом пользователи делятся в 40 раз чаще, чем текстовым.
Эти аккаунты наглядно демонстрируют, что ТикТок и Ютуб — две разные вселенные, где видео будут различаться буквально всем: начиная с вертикальной и горизонтальной ориентации и заканчивая хронометражем и темами. Хотя ТикТок давно перестал быть площадкой, на которой подростки снимают видео под музыку, для лекций и серьезных обучающих видео он не подходит. Зато на этой платформе пользователи проводят больше всего времени — в среднем восемь часов в неделю.
В блоге Марии Тихоновой, например, фотографиями занимается отдельный человек:
«У меня есть помощники, которые работают над оформлением. Визуальный образ в блоге я стараюсь строить так, чтобы он отражал меня, мой характер и ценности, а также вызывал определенные эмоции у подписчиков. Мой ассистент продумывает локации и образы для фото и делает съемку на основе моего запроса по цветам и эмоциям», — говорит преподаватель.
Рабочая необходимость или бесплатный труд педагога?
Многие педагоги образовательных организаций оказывались в ситуации, когда администрация, прикрываясь словами о переходном периоде и производственной необходимости, заставляла вести одновременно учебный журнал в электронной и бумажной форме. А это законно?
Для работы нам понадобится
– Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 536);
– Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» (далее – письмо Минобрнауки).
Практически все педагоги образовательных организаций сталкивались с ситуациями, когда администрация, прикрываясь словами о переходном периоде, производственной необходимости и т.д., заставляла вести одновременно учебный журнал в электронной и бумажной форме. Так вот, данное требование незаконно и противоречит нормам права.
Согласно абз.3 п. 2.3 Приказа № 536 в образовательной организации осуществляется ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме. То есть Минобрнауки само исключает одновременное ведение двух журналов, зато администрации школ успешно это практикуют.
В письме Минобрнауки подробным образом описывается процедура внедрения электронного журнала.
Так, согласно письму, вводится переходный период, во время которого приводится в порядок нормативная база и создается материальная база для использования электронного журнала (компьютеры, интернет и т.д.). Далее создается рабочая группа, которая занимается наполнением электронного журнала и тестирует его. В рабочую группу включаются работники образовательной организации на основании приказа директора, а так как эта работа не входит в должностную инструкции, то она должна дополнительно оплачиваться. Все остальные сотрудники проходят обучение работе с электронным журналом. В переходный период с электронным журналом работает ограниченный круг лиц, которые поименованы в приказе директора, все остальные ждут только своего обучения (повышения квалификации).
Проект объяснительной записки учителя, который не заполняет электронный журнал параллельно с бумажным, не отмененным в образовательной организации
Я, Иванов Иван Иванович, не вношу данные в электронный журнал образовательной организации в связи с тем, что не был включен в рабочую группу по внедрению электронного журнала в порядке, предусмотренном ст. 60.2 ТК РФ, не давал письменного согласия на выполнение дополнительной трудовой функции, более того, не получаю за это доплату.
Абз.3 п.2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» предусматривает ведение учебных журналов и дневников обучающихся в образовательной организации исключительно или в бумажной, или электронной форме.
Источник – проект «Омбудсмен образования»
Шпионаж за учителем или право обучающихся?
Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ – да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.
Нам понадобятся
– Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;
– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
А теперь правовое обоснование
Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне” дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. – это не секретная информация.
Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»
Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.
Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.
Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).
В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).
Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: “Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста”.
На следующий день в газете:
” Великий учёный признался: “Все мои суждения бессмысленны”.
Надеюсь, смысл понятен.
Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.
Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.
Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации
– Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
– Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
– Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
– Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).
В качестве бонуса
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.
Источник – проект “Юрист для учителя”
Составить контент-план
Легче всего найти свою золотую середину в подаче материалов с помощью контент-плана — графика публикаций. Это таблица, в которой нужно прописать рубрики и темы постов или историй, время и платформу (если социальных сетей у педагога несколько).
Для разных соцсетей удобнее создавать индивидуальные планы. Если публиковать один и тот же контент на всех площадках, вскоре можно будет заметить, что развивается только одна — та, под которую контент изначально создавался.
Контент-план — необязательное условие и не строгий порядок, его можно (и нужно!) корректировать. Это способ вести блог регулярно и заранее продумывать темы, анализировать, что больше нравится аудитории.
«Золотая формула контента»
Писатель Майкл Стелзнер в своей книге утверждает, что вывел «золотую формулу контента». Его правилу следуют многие блогеры, которые становятся популярными в социальных сетях:
Сколько постов давать
Специалисты СММ-платформы Hootsuite, в свою очередь, изучили, каким должно быть количество постов в неделю, чтобы аккаунт оставался «живым», но при этом не казался подписчикам слишком назойливым:
По исследованиям компании «Делойт», наиболее активно аудитория пользуется соцсетями в промежутке с 12 до 18 часов (21 процент опрошенных). Чуть меньше — 19 процентов — с 9 до 12 и с 18 до 21 часа. Аудитория ВКонтакте активнее всего в понедельник, пассивнее ― в субботу.
Правил много, но какие из них сработают для подписчиков конкретного блогера, можно выяснить только на практике. Самый действенный метод — как водится, метод проб и ошибок.
Полезные ресурсы для планирования постов
Впрочем, контент-планы, стратегии и «охваты» — это хорошо и важно. Но ведение блога — сродни творчеству. И главное в этом занятии — получать удовольствие от процесса.