Физкультминутки и их место в режиме дня
Федеральный государственный образовательный стандарт «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.» (см. п. 1.6 ФГОС ДО). ” Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. ” (см. п. 2.6 ФГОС ДО). ФГОС большое внимание уделяет здоровьесбережению. Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физминутки. СанПин в разделе XI «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» в пункте 11.11. регламентирует время образовательной нагрузки, и время физкультминуток. « Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.»
Методика проведения физминуток (кратко)
Физкультурная минутка (или, как еще ее называют, физкультурная пауза)– это один из обязательных, обдуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна.
Цель выполнения физминуток: внесение эмоционального заряда, продвижение общей моторики, выработка отчетливых координированных движений во взаимосвязи с речью, восстановление и активизация организма.
СанПиН рекомендует использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и занятия физической культурой на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и др.
Условие к методике выполнения физкультурных минуток для детей: упражнения должны быть элементарны по структуре, увлекательны и упражнения должны быть такими, чтобы дошкольники хорошо их знали. Они должны быть комфортны для выполнения.
Программное содержанием занятия должно сочетаться с содержанием физкультминуток. В зависимости от вида образовательной деятельности её содержания, подбираются комплексы физкультминуток. Упражнения должны быть такими, чтобы дети могли их выполнять. Упражнения должны включать движения, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем и воздействующие на крупные группы мышц
В методику организации физкультурных пауз на занятиях у дошкольников входят три этапа: подготовительный, основной, заключительный. При помощи этих трех этапов мы подбираем комплексы нагрузки, определяем цели. Потом проводим сами упражнения, и в конце обязательно анализируем действия воспитанников в ходе выполнения.
Проводить физкультминутку не следует в том случае, если детки действуют на обучающем занятии сосредоточенно, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть их к работе будет сложно. Нет смысла устанавливать перед воспитанниками сразу несколько сложных задач. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая проблема может «отбить» интерес к выполнению физкультминутки.
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, при
ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой
движения глаз.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные
мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив
мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на
счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем
открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и
зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть
вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда
влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо
вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6;
затем налево вверх направо вниз и посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на
счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом
перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать
медленно круговые движения глазами
вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону:
вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с
фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо;
после чего аналогичным образом вниз-прямо)
вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по
диагонали в одну и другую стороны с переводом
глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не
напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с
закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4,
затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять
глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и
перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от
глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом
перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения
в правую сторону, столько же в левую сторону и,
расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на
счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Приложение 8 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое).
Комплексы упражнений физкультурных
минуток
Физкультминутка общего воздействия
ФМ общего воздействия комплектуются из
упражнений для разных групп мышц с учетом их
напряжения в процессе деятельности. В комплекс
упражнений общего воздействия можно также
включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с
глаз.
ФМ общего воздействия (вариант 1)
1. И.п – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу,
потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны
руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью,
голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп
быстрый.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед., 1 – поворот
туловища направо, мах левой рукой вправо, правой
назад за спину. 2 и.п. 3-4 – то же в другую сторону.
Упражнения выполняются размашисто, динамично.
Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1- согнуть правую ногу вперед и, обхватив
голень руками, притянуть ногу к животу. 2 –
приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4
– то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
ФМ общего воздействия (вариант 2)
1. И.п. – о.с. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в
лицевой плоскости. 3-4 – то же, но круги наружу.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед,
левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в
боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4
– заканчивая круг, правую руку на пояс, левую
вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два
пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и.п.
1-4-то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
Темп средний.
ФМ общего воздействия (вариант 3)
1. И.п. – стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в
стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя
плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном
вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед,
кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево
” удар ” правой рукой вперед. 2 – и.п. 3-4 -то же в
другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не
задерживать.
ФМ общего воздействия (вариант 4)
1. И.п – руки в стороны. 1-4 – восьмеркообразные
движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону.
Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три
пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п.
плечевого пояса. 4 и.п. Повторить 4-6 раз в каждую
сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п.- о.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову
повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову.
4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп
медленный.
Физкультминутка для улучшения
мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают
механическое воздействие на стенки шейных
кровеносных сосудов, повышают их эластичность,
раздражают вестибулярный аппарат вызывают
расширение кровеносных сосудов головного мозга.
Дыхательные упражнения, особенно дыхание через
нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это
усиливает мозговое кровообращение, повышает его
интенсивность и облегчает умственную
деятельность.
ФМ для улучшения мозгового
кровообращения (вариант 1)
1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести
пошире, голову наклонить назад . 2 – локти вперед.
3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить
вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах
левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 –
встречными махами переменить положение рук. Махи
заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8
раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и
плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить
вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.
ФМ для улучшения мозгового
кровообращения (вариант 2)
1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг
правой рукой назад с поворотом туловища и головы
направо. 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз.
Темп медленный.
2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони
вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за
плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и.п. То
же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть
голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8
раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления
с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с чередованием
напряжения и расслабления отдельных мышечных
групп плечевого пояса и рук, улучшают
кровоснабжение, снижают напряжение.
ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 1)
1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить
плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с,
расслабить мышцы плечевого пояса. Темп
медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два
пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 –
то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре
последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же
вперед. Руки не напрягать, туловище не
поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить
расслаблением. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 2)
1. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи
руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх,
одновременно делая ими небольшие
воронкообразные движения. 5-8 – дугами в стороны
руки расслабленно вниз и потрясти кистями.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести
вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад,
прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и
потрясти расслабленно. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 3)
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони
кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку
влево с хлопками в ладони, одновременно туловище
повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4
зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 –
руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны,
слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого
пояса, “уронить” руки и приподнять их
скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 4)
1. И.п. – о.с. 1 -дугами внутрь, руки вверх – в
стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за
голову, голову наклонить вперед. 3 – “уронить”
руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 –
напряженно повернуть руки предплечьями и
выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной
вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п.
Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и
встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 –
переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперед. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления
с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и
спины усиливают венозное кровообращение в этих
частях тела и способствуют предотвращению
застойных явлений крово- и лимфообращения,
отечности в нижних конечностях.
ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 1)
1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам,
прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3-
наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п . Повторить 6-8
раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 –
круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 -то же в
другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно
потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 2)
1. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь,
вверх в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу,
дугами внутрь руки вниз. 3-4 -то же в другую
сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки
вперед – в стороны. 3 – встать на правую, мах левой
назад, руки вверх. 4 – приставить левую, руки
свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8-то же с
махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед,
правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая,
сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8-то же в
другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 3)
1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах
правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в
стороны. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в
стороны. 1- полуприсед на правой, левую ногу
повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п.
3-4-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
3. И.п. – выпад левой вперед. 1 – мах руками направо с
поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево
с поворотом туловища налево. Упражнения
выполнять размашисто расслабленными руками. То
же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 4)
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 –
полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз.
Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и
передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками
влево. 2-то же в другую сторону. Упражнения
выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе,
руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед,
руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз.
Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко
по вернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз
налево. Во время поворотов плечевой пояс
оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое)
Комплексы упражнений физкультурных
пауз
Физкультурная пауза (ФП) – повышает
двигательную активность, стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и мышечной систем, снимает общее
утомление, повышает умственную
работоспособность.
Физкультурная пауза (вариант 1)
1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1.
Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) 1
-руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны,
ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх,
прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон
назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
3. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову,
поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки
в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 –
выпрямиться, руки за голову, поворот туловища
налево.4- и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6
раз. Темп средний.
4. И.п.- руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в
стороны. 2- и.п. 3
– присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую
сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
Физкультурная пауза (вариант 2)
1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. – о.с.
Руки за голову. 1-2 – встать на носки, прогнуться,
отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни,
слегка наклониться вперед, локти вперед.
Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 –
повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить
левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и
вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 –
то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон
вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – и.п. 3-4 то
же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
4. И.п. – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в
стороны или на поясе. 1-3 – три пружинистых
полуприседа на левой ноге. 4 – переменить
положение ног. 5-7 – то же, но правая нога впереди
левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с.
Темп средний.
5. И.п. – стойка ноги врозь пошире. 1 – с поворотом
туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 –
сохраняя положение туловища в повороте,
пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 – и.п. 5-8 –
то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6
раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. – придерживаясь за опору, согнуть правую
ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на
левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в
сторону – назад. 2 – и.п. 3-4 – то же, но согнуть левую
ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. – о.с. 1 – руки назад в стороны, ладони наружу,
голову наклонить назад. 2 – руки вниз, голову
наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп
медленный.
Физкультурная пауза (вариант 3)
1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. – о.с.
Правой рукой дугой внутрь. 2-то же левой и руки
вверх, встать на носки. 3-4 -руки дугами в стороны.
И.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны, ладони
кверху. 2 – с поворотом туловища направо дугой
кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 –
выпрямиться. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-3 – руки в стороны,
наклон вперед и три размашистых поворота
туловища в стороны. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
4. И.п. – о.с. 1-2 – присед, колени врозь, руки вперед.
3-4- встать, правую руку вверх, левую за голову. 5-8 –
то же, но правую за голову. Повторить 6-10 раз. Темп
медленный.
5. И.п.-o.c. 1- выпад влево, руки в стороны. 2-3 – руки
вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 ~ и.п. 5-8-то
же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
6. И.п.- правую руку на пояс, левой поддерживаться
за опору. 1 -мах правой ногой вперед. 2 – мах правой
ногой назад, захлестывая голень. То же проделать
левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой.
Темп средний.
7. И.п. – o.c. 1-2 -правую ногу назад на носок, руки
слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову
наклонить назад. 3-4 ногу приставить, руки
расслабленно опустить, голову наклонить вперед.
5-8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6-8
раз. Темп медленный
Публикация «Консультация „Физминутка — важнейший элемент учебного процесса“» размещена в разделах
Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.
Физминутки в 1– 4 классах помогают:
• переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
• настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
• дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования, глазам (на занятиях чтению, а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
• расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
• поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).
Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке, в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.
С этой целью на уроках можно использовать физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику).
Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации.
На уроках, очень интересно использовать рифмованные упражнения. Проговаривание рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения. Рифмованные физминутки не только отвлекают детей от усвоения информации, но и тренируют их память и речь. Такие минутки обычно предполагают шуточный стишок, который может сопровождаться элементарными действиями (сгибанием-разгибанием пальчиков, движением глаз по кругу, приседаниями и т. д).
Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физминутки позволяют заниматься профилактикой, и не допустить зрительного утомления. В презентации несколько тем с сюжетами детских мультфильмов. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. В физминутки добавляются и двигательные упражнения, которые помогают расслабить и костно-мышечный аппарат ребенка, укрепляют осанку
Утомление на уроке обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. Проведение физминуток помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.
Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.
Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.
В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.
Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.
По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.
В состав упражнений для физминуток входят :
• упражнения по формированию осанки,
• укреплению зрения,
• укреплению мышц рук,
• отдых позвоночника,
• упражнения для ног,
• релаксационные упражнения для мимики лица,
• дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.
Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Упражнения для профилактики близорукости.
И. п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вcе Сказки – зарядки.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз,
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
“Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Упражнения для снятия зрительного утомления:
Капля первая упала «кап – кап» – пальцем стучать
И вторая побежала «кап – кап» – по ладошке
Мы на небо посмотрели – смотреть вверх
Капельки «кап – кап» запели – постучать по голове
Намочились лица, – вытирать лицо
Мы их вытираем.
Туфли – посмотрите – посмотреть на туфли
Мокрыми стали – показать руками
Плечами дружно поведем – трясти плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим – бег на месте
Под кусточком посидим – присесть
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.
Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
4. Глазодвигательный тренинг.
Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!
Творческий подход учителя к планированию урока реализуется не только в выборе учебного материала, но и в систематизации, отработке физминуток. Главное, чтобы такие паузы были вовремя, то есть не прерывали сосредоточенную работу детей, а становились своего рода переходным элементом от одного этапа занятия к другому.
Физминутки в начальной школы крайне важны не только для того, чтобы дети меньше утомлялись, не теряли интерес к уроку, но и для сохранения здоровья подрастающего поколения. Педагог может воспользоваться имеющимися разработками или придумать свои, основываясь на интересах и увлечениях младших школьников. Ведь малыши с удовольствием декламируют рифмовки, поют песни и играют, особенно если учитель не просто наблюдает за ними, а столь же азартно и весело участвует.
Васюк Евгения Витальевна
учитель начальных классов
КГУ «Банновская средняя школа
отдела образования акимата
Когнитивные физминутки
Дидактические игры с движениями
При показе картинки или названии предмета воспитанники выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.
Двигательные действия и задания
Игры на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, нахождения различий, сравнения, воображения объединения в целое, выделение противоположностей. Допустим, упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – детки показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом.
При помощи мимики, чередование радости и грусти, выражение разнообразных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – имитация зевоты, расслабление голосовых связок.
Требования к проведению физкультминуток
СанПиН рекомендует пользоваться формой двигательной активности:
Методика выполнения физкультурных минуток в процессе образовательной деятельности
Методика проведения физминуток у детей. Физкультурные минутки – физические упражнения, обладающие целью предупреждение утомления, возобновления интеллектуальной трудоспособности в ходе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Они улучшают кровообращение, снимают усталость мышц, психики, активизируют познание воспитанников, создают положительные эмоции и увеличивают интерес к образовательной деятельности. Физкультурные минутки рекомендуется проводить начиная со средней группы, их продолжительность 1,5-2 минут;
Креативные физминутки
Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно оотнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.
Задания типа: как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.
Такие игры, как сюжетно-ролевые вводят дошкольников в мир взрослых. Чаще всего физкультурные упражнения проводятся в стихах.
Методика проведения физминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.
“Сова” – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.
Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.
При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.
Двигательно-речевые физминутки
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения: “Задуй свечу”, «Подражания животным», “Звук вокруг” – при помощи звуков детки демонстрируют: дождь, полет шмеля, полет вертолета или же самолета, проезжавшую рядом машину и т д.
“Сгибание стопы” – упражнение, которое отвечает за речь и язык. При помощи данных упражнений происходит влияние на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращение напряжения.
А также в эту категорию относим инсценировку небольших стихотворений.
Детки коллективно читают небольшие стихи и одновременно проделывают различные движения, будто инсценируя их.
Спортивно-физкультурные физминутки
Эта гимнастика, проделывается под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на усиление определенной категории мышц.
Это могут являться игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала аналогично игре “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
Организация проведения физкультминутки
1. Выбрать физкультминутку необходимо с учётом:
2. Установить цели проведения физкультурной минутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.
3. Выбрать место где она будет проведена.
4. Определить время выполнения.
5. Организовать специальный инвентарь, если нужен для проведения упражнений.
6. Для выполнения физкультурной минутки необходимо составить конспект, который включает:
2. Основной этап:
а) в соответствии с конспектом нужно проводить инструктаж выполнения выбранного физкультурного комплекса физической нагрузки:
Если проводится новая физминутка:
а) взрослый демонстрирует воспитанникам движения физкультурного комплекса. Если физминутка выполняется на основе стихотворения, то:
1) с обратной стороны доски надо заранее написать ее слова;
2) в начале взрослый прочитывает стихотворение;
3) одновременно с его прочтением проделывает движения. Если физминутка уже знакома детям – то слова стихотворения повторяют на память, при необходимости;
б) взрослый просит детей подняться с рабочих мест и выполнить физминутку вместе (открывает часть доски со словами физминутки) ;
в) вместе с детьми проделывает физминутку не меньше 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью деток,
г) предлагает одному из ребят в качестве ведущего провести физминутку с остальными,
д) предлагает сесть на рабочее место ;
3. Итог (рефлексия)
— взрослый наблюдает отношение детей к выполнению данного комплекса физической нагрузки.
1. В ходе выполнения физминутки, взрослый должен проанализировать действия ребят:
— определить значимость выполненного физкультурного комплекса для воспитанников (наблюдения и беседы с отдельными детьми после урока)
— определить причины недисциплинированности отдельных ребят.
2. Изменить процесс проведения физминутки или подобрать новую.
Публикация «Физкультминутки и их место в режиме дня» размещена в разделах
Становясь старше, дети все больше времени проводят в ОД. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется,пусть в течение десяти-пятнадцати минут,не принесут детям пользы, а,наоборот, вызовут утомление, безразличие к происходящему. Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
Физкультминутки – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но возможный фактор здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Физкультминутки помогают детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность физкультминуток. Физкультминутка проводится ориентировочно на 8 – 12 минуте от начала ОД (в зависимости от возраста, в течение 2-3 мин. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство детей: ёрзание на стуле, зевание, ослабление внимания, отвлечение и т. д.
На занятиях рисованием и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины, во время этих занятий детям даются движения для кисти, пальцев (пальчиковые гимнастики,потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др., наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо и влево и др.
На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система Детям даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы.
В физкультминутку рекомендуется включать 2-3 несложных упражнения для мышц шеи, туловища, конечностей (наклоны, повороты, движения руками, прыжки на месте и т. п.) или движения образно-имитационного характера (распускается цветок, спящий ёжик просыпается, деревья качают ветками и т. п.).
Хочется подчеркнуть, что не следует связывать содержание физкультминутки с выполнением детьми умственных заданий: сделать столько же движений, сколько раз воспитатель ударит в бубен, наклониться на один раз меньше (больше, чем кружков на карточке. В этом случае физкультминутка становится частью занятия, так как выполняет ещё и обучающую функцию, не позволяя полноценно отдохнуть ребёнку и переключиться на другие виды деятельности.
Формы проведения физкультминуток:
ОРУ- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами(«Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.)
В форме танцевальных движений- используются между структурными частями ОД под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные; (капельки-прыг,прыг,капельки-хлоп,хлоп,капельки-топ,топ,топ,топ,топ)
В форме выполнения движений под текст стихотворения;
В форме любого двигательного действия и задания
– отгадывание загадок не словами, а движениями;
-использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требование к проведению физкультминуток:
-Проводятся на начальном этапе утомления (8-12-я минута ОД, зависит от возраста, вида деятельности, сложности материала);
-Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
-Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
-Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
-Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
-Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
-Выполнять упражнения следует вместе с детьми.
-Нельзя принуждать делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания.
• Физкультурные паузы (двигательные разминки) предотвращают развитие утомления и снятия эмоционального напряжения в процессе ОД, требующих умственной нагрузки, что способствует более быстрому восприятию программного материала и увеличению двигательной активности детей.
•Обычно двигательные минутки состоят из трех- четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Закати в лунку шарик», «Перетягивание каната», «Удочка», «Сбей городок», «Прокати шарик по дорожке», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Основные требования к проведению физкультурных пауз:
• упражнения должны быть хорошо знакомы детям;
• просты по содержанию, с небольшим количеством правил;
• В конце двигательной разминки надо предложить детям различные дыхательные упражнения.
• Длительность двигательной паузы не должна превышать 10 минут, и проводиться в хорошо проветриваем помещении.
Отличие физкультминуток от физкультурных пауз.
Во время проведения физкультминуток при помощи нескольких гимнастических упражнений локального воздействия решаются более частные задачи, то есть снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определённую работу.
При проведении физкультурных пауз, кроме достижения этих целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшение памяти, внимания.
В работе можно использовать методическую литературу, картотеки, составленные по различным лексическим темам.
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка необходимо сохранять
постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Чем планомернее и более систематично ведется работа по формированию у
дошкольников разнообразных навыков, тем легче и без ущерба для здоровья они справляются с необходимыми обязанностями.
Физкультминутка способствует общению взрослых с детьми, развивает речь,координацию движений и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей совершенствуется осанка, усиливается обмен веществ в организме,развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
Классификация физминуток
Различных физкультурных минуток большое количество. Их можно обнаружить в книгах и в сети интернет.
Представленная классификация поможет профессиональной няне, организовать картотеку физминуток по видам и применять их на занятиях. При желании, можно составить картотеку по своему усмотрению, например, разделив физкультурные минутки их на группы по обучающей тематике.