Светлана Духовник Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР
Развитие активной речевой подражательной деятельности является одной из основных задач в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи первый уровень речевого развития на начальном этапе. В ходе использования игровых ситуаций привлекаются разные анализаторы – зрительный, тактильный, слуховой, в результате чего, необходимый материал закрепляется прочнее.
Базарова Наталия Леготехнология в работе с неговорящими детьми как средство активизации речевого подражания
Леготехнология в работе с неговорящими детьми как средство активизации речевого подражания.
Отсутствие речи может наблюдаться у детей разного возраста и при различных диагнозах: алалии, задержке речевого развития, дизартрии, аутизме, умственной отсталости.
По результатам логопедического обследования неговорящего ребёнка логопеды, как правило, делают заключение о наличие у него общего недоразвития речи при первом уровне речевого недоразвития. Успешность логопедической коррекции будет во многом зависеть от того, на каком фоне возникло общее недоразвитие речи, имеются ли сопутствующие неврологические нарушения, психические заболевания, наличие или отсутствие медикаментозного лечения.
Людмила Тихонова Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания. В речевую практику ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с постепенным наращиванием их количества: ау, ауи, ауиэ и т. д. Затем ребенку предлагают произносить ряд гласных, изменяя их место в ряду: ауи, аиу, уиа и т. д. Следующее задание — по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных, птиц, людей: ам, му, ко-ко и т. д. Затем цепочка звукоподражаний увеличивается до 3— 4 слогов: ко-ко-ко-ко, ам-ам-ам-ам. Для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия можно предложить выполнить задания, связанные с произнесением слогов сначала со сменой гласного (му-ма, а затем — со сменой согласного (му-ку, постепенно увеличивая ряд.
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ
В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.
Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: “Сделай, как я делаю”. Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы (“Полетели, как птички”; “Постоим на одной ножке” и т.п.). Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами, желательно в стихотворной форме.
Публикация «Активизация речевого подражания» размещена в разделах
В этот период коррекционной работы дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими (приложение, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.
Нельзя обойти этот этап и начать работу с неговорящими детьми с ра-зучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять и автономную речь детей. Активизация их речи или вызывание речевого подражания должны быть тесно связаны с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, как организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, наконец, от изобретательности и творческого подхода логопеда.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной рече-вой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще : «Сделай, как делаю я». Нужно научить детей подражать действиям с предметами (игры с машиной, мячом, куклой, кубиками, движениям рук, головы, ног («полетели, как птички», «поскакали, как зайчики», «пошевелили ушками, как зайчики» и т. д.).
В работе над речевой активностью (повторение звукоподражаний за логопедом) следует учитывать индивидуальные особенности детей. У одних легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му, у других — задненёбные (ка-ка, га-га, у третьих — переднеязычные (ди-ди, ти-ти). Удавшиеся звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком до 5—6 раз в различной тональности. Произнести эти звукосочетания тихо, громко, быстро, медленно, сердито, нежно, ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями, поданными в игровой форме.
В итоге логопедической работы на этом этапе формирования слоговой структуры слова дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, постоянно находящихся перед глазами ребенка, действий, совершаемых им или знакомыми ему людьми, некоторых состояний (холодно, тепло, вкусно). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых звукоречевых выражениях.
Публикация «Леготехнология в работе с неговорящими детьми как средство активизации речевого подражания» размещена в разделах
Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой предложено пять этапов формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи. В основе каждого этапа лежит обучение ребёнка составлению различных видов предложений.
Обязательным условием в занятиях логопеда с неговорящим ребёнком является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта. У логопедов-практиков нередко возникают трудности при выборе форм организации совместной деятельности. Какие формы предложить, чтобы ребёнку было интересно, как создать игровую ситуацию, в которой бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
Активизация речевого подражания должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой. От того, как интересно организована игра, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящего ребёнка и будет зависеть конечный результат.
Для активизации речи неговорящих детей, для создания игровых ситуаций, мы предлагаем использовать конструкторы ЛЕГО ДУПЛО, так как конструктор воспринимается детьми прежде всего как игрушка.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
Электрофизиологические исследования учёных Т. П. Хризман и М. М. Звонарёвой доказали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с неговорящими детьми. Очень важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Движущими силами процесса развития речи являются труд, деятельность. Факт зависимости развития речи от деятельности ребёнка проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи окружающих людей и становления собственной его речи. Всё богатство представлений, понятий, которое дети получают от нас, зиждется на его собственной деятельности с предметами. Как только ограничивается деятельность ребёнка, так накопленные им речевые богатства утрачиваются: объём понятий сужается, словарь беднеет.
Используя наборы ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом» и «Ферма» мы успешно решаем задачи первого этапа обучения. Предлагаем подбор игр и игровых ситуаций для развития понимания речи и активизации речевого подражания у неговорящих детей.
Развитие понимания речи
Накопление пассивного предметного словаря: показать членов семьи, животных.
Расширение пассивного глагольного словаря: понимание действий, выполняемых членами семьи.
Дедушка кормит корову.
Петя катается с горки.
Понимание действий, когда они даны без обозначения объектов или субъектов действий:
– Кто готовит?
– Кто кормит?
– Кто сидит?
– Кто спит?
– Кто катается?
– Кто умывается?
– Кто пьёт?
– Кто играет?
Предложить детям совершать действия с фигурками членов семьи в определё нной последовательности:
Мама умылась и причесалась.
Мама пошла на кухню.
Мама готовит завтрак.
Мама поставила на плиту чайник.
Мама накрыла на стол.
Мама пошла в детскую.
Мама разбудила детей. И. т. д.
Активизация речевого подражания у неговорящих детей.
«Животные на ферме» (набор ЛЕГО ДУПЛО «Ферма»)
Цель: вызвать аморфные слова («му», «мяу», «гав», «бе», «ме», «и-го-го», «ку-ка-ре-ку»).
– На ферме живут разные животные. ( Выставляются фигурки животных: корова, кошка, собака, коза, овца, лошадь, петух).
– Покажи корову, кошку и т. д.
– Как говорит корова (кошка, собака, коза, овца, лошадь, петух?
– Кто кричит «му»? («мяу», «гав», «бе», «ме», «и-го-го», «ку-ка-ре-ку»).
– Спрячь корову в сарай.
– Кто спрятался?
Корова мычит тихо – «му»
Аналогично прячем всех животных.
Звукосочетания повторяем тихо, громко, медленно, быстро, сердито, ласково.
– Корова хочет есть. Мычит «му» сердито.
– Корову покормили, она мычит ласково «му».
«Кто в домике живёт?» (набор ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом»)
Цель: вызвать аморфные слова («ма», «па», «ба», «де», «да», «нет»).
– В доме живёт семья. ( Выставляются фигурки: мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка).
– Кто это? (мама, папа, бабушка, дедушка, Толя, Таня). ( Имена детей меняются).
– Спрячь маму (ребёнок открывает дверь домика и прячет маму).
– Видишь маму? (Логопед побуждает ребёнка к произвольному произнесению слова «нет»).
Открываем окно домика.
– Видишь маму? (Логопед побуждает ребёнка к произвольному произнесению слова «да»).
– Подари маме цветочек: «Мама, на».
Аналогично со всеми членами семьи
«Прятки» (наборы ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом», «Ферма»)
Цель: вызвать аморфные слова («ау», «да», «нет»).
Построить дом и ферму.
Фигурки детей, машина, трактор, горка.
– Таня, Катя и Толя решили поиграть в прятки. Таня и Катя прячутся, а Петя их ищет.
– Спрячь Таню за дом, а Катю за горку.
– Петя ищет их и кричит «ау, ау».
– Как кричит Петя?
– Кто спрятался? И т. д.
«Кормление животных» (наборы ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом», «Ферма»)
Цель: вызвать аморфные слова («ам», «мама», «папа», «баба», «деда»).
Фигурки животных и членов семьи.
– Животных пора кормить.
– Папа кормит корову, дедушка – лошадку, мама – козу, бабушка – овечку, Петя – кролика, Таня – петушка. ( Ребёнок выполняет действие).
– Как ест корова («ам»).
– Кто кормит корову? («папа»)
– Как корова просит есть? («му») И т. д.
Методические указания. Ответственным моментом в логопедической
работе с безречевыми детьми будет
создание потребности подражать слову
взрослого. Подражательные речевые
реакции могут выражаться в любых звуковых
комплексах. Поэтому логопеду необходимо
создать условия, в которых бы у ребенка
появилось желание произносить (повторять)
одни и те же звукосочетания неоднократно.
Так, например, по просьбе логопеда
ребенок подражает крикам животных и
птиц: “ам”, “му”, “ко-ко” и
т.д.; цепочка этих звукоподражаний
удлиняется до 3-4 слогов: “ам-ам-ам”
(подражает лаю собаки) или “ко-ко-ко”
(подражает кудахтанью курицы).
В этот период развития речи
дети могут называть игрушки, знакомые
предметы, действия, совершаемые ими или
их близкими, а также выражать свои
желания или нежелания в доступной им
звуковой форме.
Словесные просьбы должны
учитывать привычное для ребенка
местонахождение названных предметов:
цветы на окне, книги в шкафу, карандаши
в коробке и т. д.
Активизация речи детей, или
вызывание речевого подражания, должна
быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка, с игрой, с
наглядной ситуацией, что достигается
при различных, но обязательных условиях:
эмоциональности контакта с ребенком,
определенного уровня понимания речи,
устойчивости внимания, наличия
подражательной мотивации. Многое будет
зависеть от того, насколько интересно
организованы игры, насколько глубоко
затронуты положительные эмоции
неговорящих детей, насколько изобретательным
будет логопед.
Чтобы достичь нужного
эффекта в активизации подражательной
речевой деятельности, надо начинать с
развития подражания вообще: “Сделай,
как я делаю”. Необходимо научить детей
подражать действиям с предметами
(например, игра в мяч), научить подражать
движениям рук, ног, головы (“Полетели,
как птички”; “Постоим на одной
ножке” и т.п.). Свои действия и действия
детей логопед сопровождает словами,
желательно в стихотворной форме.
Особенно усердно советуем
развивать подражание движениям кистей
рук (развитие подражания движению рук,
а не развитие мелкой моторики рук).
Задание 14Научить ребенка
класть кисти рук на стол таким образом,
как кладет их взрослый.
Приемы к выполнению задания
Логопед предлагает положить
ладони на стол так, как он показывает.
Вначале дети выполняют только одно
движение обеими кистями рук (например,
кладут руки на стол)
Задания 14-17 имеют одну общую
цель — развитие подражания телесным,
мимическим, дыхательным, артикуляционным,
голосовым движениям ладонями вниз).
Выполнив это движение по подражанию за
взрослыми, дети убирают руки со стола,
кладя их себе на колени. Затем им
предлагается попеременно положить руки
ладошками вверх, поставить их на ребро,
зажать в кулачок и т.п. После того как
ребенок научится воспроизводить всего
одно движение кистями рук, ему предлагается
соединить два движения (например,
положить кисти рук ладонями вниз и здесь
же их поставить на ребро, а затем уже
убрать со стола). Отрабатывая репродукцию
двух попеременно сменяющихся поз кистей
рук, дети постепенно овладевают серией
движений, которые логопед может
сопровождать коротким четверостишием:
Ладошки вверх, ладошки
вниз, а теперь их на бочок и зажали в
кулачок.
Задание 15. Провести
дыхательно-голосовые упражнения для
удлинения речевого выдоха.
С этой целью детям предлагается
понюхать цветы, погреть руки, выдуть
мыльный пузырь и т.д.; потянуть звуки
“а-а-а-а” (девочка плачет), “у-у-у”
(труба гудит), “ау” (заблудились
дети), “и-и-и” (плачет мышонок), “уа”
(плачет Ляля), “ой-ой, аи-аи” (укусила
оса).
Задание 16. Провести
упражнения для губ (например, сделать
трубочку, остановить лошадку (“тпру”),
попеременно вытягивать губы в трубочку,
а затем показывать зубы).
Задание 17. Провести
упражнения для языка (например, облизывать
губы; показать, как кошка лакает молоко;
сделать “уколы” в каждую щеку;
“почистить” зубы языком; пощелкать
языком).
Публикация «Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР» размещена в разделах
При разработке комплекса игровых ситуаций учитывались общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия:
1. Онтогенетический принцип, который предполагает знание и учёт закономерностей развития речи и различных видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
2. Принцип деятельностного подхода. Коррекция нарушения речи осуществляется в процессе деятельности по сюжету игровой ситуации.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности, последовательности и систематичности. В процессе развития у ребёнка речевых возможностей, игровые ситуации, упражнения и задания постепенно усложняются.
5. Принцип индивидуального подхода. Выбор методов, способов, приёмов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями ребёнка.
6. Принцип активности, инициативности.
7. Воспитывающий характер обучения. В игровом сюжете рассматриваются ситуации, которые способствуют воспитанию таких качеств личности как доброта, отзывчивость, честность.
Комплекс разработанных игровых ситуаций по активизации речевого подражания у детей 3 – 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития) состоит из четырёх разделов.
Раздел 1. Гласные звуки.
Повторение отдельных звуков.
Раздел 2. Звукоподражания.
Раздел 3. Слова.
Раздел 4. Фразы.
Повторение коротких фраз, объединение в одном предложении нескольких слов.
При активизации речевого подражания у детей 3-4 лет с ОНР использовались следующие методы:
практические методы: упражнение, игра, моделирование, продуктивные виды деятельности;
наглядные методы: демонстрация, наблюдение;
словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.
В логопедической работе традиционно реализуются два взаимосвязанных направления: коррекция речевого нарушения и предупреждение, преодоление вторичных отклонений познавательной и эмоционально–волевой сферы. Это учитывалось при разработке игровых ситуаций, таким образом, кроме основной задачи, решаются задачи по следующим направлениям:
развитие общей и мелкой моторики,
формирование игровой деятельности,
развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия,
развитие просодической стороны речи,
Также использование игровых ситуаций на логопедических занятиях способствует преодолению речевого негативизма, развитию умений, направленных на восприятие, осмысление и понимание речевого общения.
Каждая игровая ситуация имеет своё название, содержит задачи, описание игровой ситуации, оборудование. Игровые ситуации имеют короткий и несложный сюжет. Решению задач подчинены все компоненты игровой ситуации – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и др. Задачи логопедического занятия определяют выбор той или иной игровой ситуации.
Описание игровой ситуации определяет не только сюжет, инструкции и действия педагога, но и деятельность ребёнка. При знакомстве с игровой ситуацией и её сюжетом необходимое оборудование предлагается педагогом, при повторном выполнении предоставляется возможность ребёнку самостоятельно действовать с игровым оборудованием, поощряется самостоятельность ребёнка и «оречевляются» все действия.
Игровые ситуации разработаны таким образом, что в ходе их развёртывания, педагог имеет возможность определять необходимые виды помощи ребёнку, способ деятельности ребёнка, степень самостоятельности речи ребёнка (сопряжённая речь, отражённая речь, вопросно-ответная форма речи).
В качестве оборудования используются игрушки, мозаика, конструктор, фигурки животных, настольный деревянный театр, театр на магнитах, персонажи, изготовленные из фетра на основе липкой ленты, деревянные вкладыши, мелки, карандаши и др. Использование оборудования разнообразного по фактуре, а также возможность активно взаимодействовать с ним, не только увлекает и поддерживает интерес к заданию, но и обогащает тактильные ощущения ребёнка.
В процессе выполнения игровых заданий следует применять такие словесные приёмы, как речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Различные формы обращений с привлечением кукольных персонажей, интересные увлекательные истории, разнообразные формы поощрений помогают создать у детей положительный эмоциональный настрой, вызвать у них желание отвечать не только действием, но и словом (звукосочетанием, т. е. подражать речи взрослого.
Морковь для зайчат
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выставляет героев.
– У зайчат около дома был огород. В огороде росла морковь. Однажды зайчата утром вышли из дома и очень удивились: «о-о-о», какая большая морковка выросла в огороде. Как удивились зайчата? (ребёнок повторяет). Помоги зайчатам выдернуть морковь. Большую морковь клади в большую корзинку, а маленькую морковь – в маленькую (ребёнок выполняет).
– В лесу на полянке два медвежонка стали играть в прятки. Один медвежонок спрятался за ёлочку, а другой никак не мог его найти. Когда медвежонку стало скучно стоять за ёлочкой, он тихо зарычал: «э-э-э» (ребёнок повторяет), другой медвежонок услышал и подбежал к ёлочке. Увидев медвежонка, он громко зарычал: «э-э-э» (ребёнок повторяет). Вот так весело играли медвежата.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выставляет героев.
– Однажды папа медведь, мама медведица и маленький медвежонок пошли в магазин, чтобы купить себе новые кофты. Продавец показал им три кофты. Одна кофта была большая, вторая поменьше, третья – самая маленькая. Помоги медведям выбрать кофты (ребёнок соотносит одежду по величине). Медведям очень понравились кофты, папа медведь зарычал низким голосом: «э-э-э» (ребёнок повторяет), мама – медведица – средним голосом: «э-э-э» (повторяет), медвежонок – высоким голосом: «э-э-э» (повторяет). Довольные медвежата ушли из магазина с покупками.
– На полянке две лошадки весело скакали, а потом стали спорить, о том, кто из них лучше поёт. Одна лошадка пела высоким голосом: «и-и-и» (ребёнок повторяет), а другая лошадка пела голосом пониже: «и-и-и» (ребёнок повторяет), их песенки услышала собачка, она прибежала на полянку и пролаяла: «Не спорьте, вы обе красиво поёте».
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённым объектом; развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выкладывает героев.
– Однажды во дворе поспорили котёнок, щенок и цыплёнок, кого мама больше любит. Щенок пролаял: «Пусть каждый позовёт свою маму, и посмотрим, чья мама быстрее прибежит, та мама и больше любит своего малыша». Котёнок громко замяукал: «мяу-мяу» (ребёнок повторяет), щенок громко залаял: «ав-ав» (повторяет), цыплёнок запищал: «пи-пи-пи» (повторяет). Мамы быстро прибежали к своим малышам и спросили: «Что случилось?». Щенок пролаял: «Вот видите, каждая мама очень любит своего малыша».
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённым объектом, предметом.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует собачку.
– У нас на занятии грустная собачка. Ты можешь показать, как грустно лает собачка (ав-ав-ав). Я знаю что случилось, у собачки развалилась будка. Педагог демонстрирует молоток, журнал, мячик. Выбери то, что надо для того, чтобы починить будку (ребёнок выбирает молоток). Стучи молотком и говори: тук-тук-тук (ребёнок выполняет). Ты всё правильно сделал. Педагог демонстрирует отремонтированную будку. Собачка обрадовалась и весело залаяла (ав-ав).
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённой ситуацией.
Игровой сюжет: Педагог размещает на доске медвежат с санками на горке.
– Медвежата пришли на горку кататься на санках, они быстро едут с горки. Проведи мелом линию вниз и скажи: «ух» (ребёнок проводит линию и говорит «ух»).
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённым объектом; развивать умение рисовать предметы круглой формы.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует паровозик.
– Поможем паровозику отправиться в путешествие, скажи громко: «ту-ту» (ребёнок повторяет) и нарисуй колечки дыма из трубы.
Задачи: формировать умение понимать вопрос где? и отвечать с помощью слов это, вот; формировать умение выбирать предмет заданного цвета из ряда других.
Игровой сюжет: Педагог выставляет медвежонка и выкладывает варежки основных цветов:
– Помоги медвежонку, найди пару для каждой варежки. Где красная (жёлтая, зелёная, синяя) варежка?
Ребёнок находит варежку соответствующего цвета и говорит: «это» или «вот».
Зайчик в огороде
Задачи: активизировать речевое подражание; развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует огород.
– Однажды, в огород забежал зайка и схватил морковку. Выбежала собачка и громко пролаяла: «Дай!», что пролаяла собачка? (ребёнок повторяет), а зайка спрятал морковку и тихо говорит: «Нет», что говорит зайка? (ребёнок повторяет).
Задачи: формировать звуковую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует ёлку .
– Скоро праздник Новый год, а ёлку ещё не нарядили. Вешай на ёлку шарики и называй, что на них нарисовано.
Речевой материал: зайка, кофта, мёд, дом, дуб, кот, лимон, юбка, ягода.
Задачи: формировать умение отвечать на вопросы по картинке с выделением объекта и действия; развивать зрительно-моторную координацию.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует картинку зимнего леса и медведя.
– Закончилась зима, но весна ещё не наступает. Вышел медведь из берлоги и грустно прорычал: «Солнышко не светит». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Солнышко услышало и засветило (ребёнок выкладывает солнышко на лист бумаги). Солнышко что делает? (светит). Светит что? (солнышко). Медведь прорычал: «Ручеёк не бежит». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Ручеёк услышал и побежал (ребёнок выкладывает голубую полоску). Ручеёк что делает? (бежит). Бежит что? (ручеёк). Медведь зарычал: «Цветы не растут». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Цветы стали расти (ребёнок выкладывает цветы). Цветы что делают? (растут). Что растёт? (цветы) . Медведь зарычал: «Птички не поют». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Птички запели (ребёнок выкладывает). Птички что делают? (поют). Поют кто? (птички). Посмотрел медведь и прорычал: «Весна пришла!». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет).
Подарок для мамы
Задачи: развивать умение называть и показывать цветы, выделять и называть части растения; развивать умение составлять двухсловные предложения с помощью слова вот; развивать зрительно-моторную координацию.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует медвежонка.
– Медвежонок хочет сделать своей маме в подарок открытку, давай ему поможем. Надо выложить одуванчик и ромашку. ( Педагог демонстрирует образец, ребёнок выкладывает и «оречевляет» свои действия)
– Вот стебель. Вот лист. Вот лепесток. Вот цветок.
– Назови цветы, которые ты выложил. ( Это ромашка. Это одуванчик.)
Дом и его части
Задачи: развивать умение составлять двухсловное предложение с помощью слов это, вот; развивать умение распознавать основные цвета, фигуры.
Игровой сюжет: Из геометрических фигур на основе липкой ленты педагог предлагает выложить дом для куклы на доске и рассказать про дом.
– Это стена (квадрат). Это крыша (треугольник). Это окно (квадрат). Это дверь (прямоугольник). Это труба (прямоугольник).
Предложить ребёнку нарисовать мелом дым из трубы (круги тёмного цвета).
– Это дым.
– Где стена? (ребёнок отвечает: Вот стена) и т. д.
– Покажи все квадраты (треугольники) и т. д.
– Покажи, что синее (красное, жёлтое).
Используя указательный жест, ребёнок произносит слово «это»
Задачи: формировать умение называть и показывать насекомых; развивать умение составлять двухсловные предложения (обращение + глагол в повелительном наклонении); развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует луг и выкладывает насекомых (бабочка, муха, пчела, жук, комар).
– Покажи и назови насекомых, которые умеют летать (ребёнок выполняет). На лугу летало много насекомых. Вдруг начался дождь и все насекомые спрятались под листики (ребёнком размещает насекомых под листики). Идёт сильный дождь (педагог громко говорит: «кап-кап», ребёнок повторяет), дождь заканчивается (педагог тихо говорит: «кап-кап», ребёнок повторяет). Дождь закончился, но насекомые об этом ещё не знают, давай им скажем, что можно лететь.
– Бабочка, лети!
– Муха, лети!
– Пчела, лети! И т. д.
Развитие активной речи ребенка
Создание потребности
подражать слову взрослого – ответственный
момент в логопедической работе с
безречевыми детьми. Необходимо отметить,
что развитие речевого подражания –
естественный период в развитии детской
речи как в норме, так и в случае речевых
нарушений. Неправильно было бы
«перескочить» этот период и начинать
логопедическую работу с неговорящими
детьми с разучивания правильно
произносимых слов или, что еще хуже, с
постановки звуков.
При этом
не следует впадать в другую крайность
– расширять и закреплять автономную
речь детей, когда употребляемые ребенком
звукосочетания понятны лишь близким
взрослым. Необходимо переходить к
обучению произнесению слов и словосочетаний
при первой же возникшей у ребенка
возможности воспроизводить по подражанию
хотя бы части некоторых слов.
Методические указания. Ответственным
моментом в логопедической работе с
безречевыми детьми будет создание
потребности подражать слову взрослого.
Подражательные речевые реакции могут
выражаться в любых звуковых комплексах.
Поэтому логопеду необходимо создать
условия, в которых бы у ребенка появилось
желание произносить (повторять) одни и
те же звукосочетания неоднократно. Так,
например, по просьбе логопеда ребенок
подражает крикам животных и птиц: “ам”,
“му”, “ко-ко” и т.д.; цепочка
этих звукоподражаний удлиняется до 3-4
слогов: “ам-ам-ам” (подражает лаю
собаки) или “ко-ко-ко” (подражает
кудахтанью курицы).
В этот период развития речи дети могут
называть игрушки, знакомые предметы,
действия, совершаемые ими или их близкими,
а также выражать свои желания или
нежелания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться “перескочить”
этот естественный период в развитии
детской речи и начинать логопедическую
работу с неговорящими детьми с разучивания
правильно произносимых слов или, что
еще хуже, с постановки звуков. Однако
не следует расширять автоном
Словесные просьбы должны учитывать
привычное для ребенка местонахождение
названных предметов: цветы на окне,
книги в шкафу, карандаши в коробке и т.
д.
Активизация речи детей, или вызывание
речевого подражания, должна быть тесно
связана с практической деятельностью
ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией,
что достигается при различных, но
обязательных условиях: эмоциональности
контакта с ребенком, определенного
уровня понимания речи, устойчивости
внимания, наличия подражательной
мотивации. Многое будет зависеть от
того, насколько интересно организованы
игры, насколько глубоко затронуты
положительные эмоции неговорящих детей,
насколько изобретательным будет логопед.
Чтобы достичь нужного эффекта в
активизации подражательной речевой
деятельности, надо начинать с развития
подражания вообще: “Сделай, как я
делаю”. Необходимо научить детей
подражать действиям с предметами
(например, игра в мяч), научить подражать
движениям рук, ног, головы (“Полетели,
как птички”; “Постоим на одной
ножке” и т.п.). Свои действия и действия
детей логопед сопровождает словами,
желательно в стихотворной форме.
Особенно усердно советуем развивать
подражание движениям кистей рук (развитие
подражания движению рук, а не развитие
мелкой моторики рук).
Задание 141Научить ребенка
класть кисти рук на стол таким образом,
как кладет их взрослый.
Логопед предлагает положить ладони на
стол так, как он показывает. Вначале
дети выполняют только одно движение
обеими кистями рук (например, кладут
руки на стол
Задания 14-17 имеют одну общую цель —
развитие подражания телесным, мимическим,
дыхательным, артикуляционным, голосовым
движениям
ладонями вниз). Выполнив это движение
по подражанию за взрослыми, дети убирают
руки со стола, кладя их себе на колени.
Затем им предлагается попеременно
положить руки ладошками вверх, поставить
их на ребро, зажать в кулачок и т.п. После
того как ребенок научится воспроизводить
всего одно движение кистями рук, ему
предлагается соединить два движения
(например, положить кисти рук ладонями
вниз и здесь же их поставить на ребро,
а затем уже убрать со стола). Отрабатывая
репродукцию двух попеременно сменяющихся
поз кистей рук, дети постепенно овладевают
серией движений, которые логопед может
сопровождать коротким четверостишием:
Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь
их на бочок и зажали в кулачок.
Задание 15. Провести дыхательно-голосовые
упражнения для удлинения речевого
выдоха.
С этой целью детям предлагается понюхать
цветы, погреть руки, выдуть мыльный
пузырь и т.д.; потянуть звуки “а-а-а-а”
(девочка плачет), “у-у-у” (труба
гудит), “ау” (заблудились дети),
“и-и-и” (плачет мышонок), “уа”
(плачет Ляля), “ой-ой, аи-аи” (укусила
оса).
Задание 16. Провести упражнения для
губ (например, сделать трубочку, остановить
лошадку (“тпру”), попеременно
вытягивать губы в трубочку, а затем
показывать зубы).
Задание 17. Провести упражнения для
языка (например, облизывать губы;
показать, как кошка лакает молоко;
сделать “уколы” в каждую щеку;
“почистить” зубы языком; пощелкать
языком).
Развитие речевого подражания
Речевое подражание –
воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов,
фраз.
Речевое подражание
маленького ребенка вначале похоже на
эхо: взрослый говорит – ребенок тут же
повторяет. Со временем появляется
возможность отстроченного во времени
повторения. Чтобы подражание ребенком
речи взрослого было осмысленным, речь
должна быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка.
Развитие
у ребенка раннего возраста речевого
подражания требует соблюдения ряда
условий:
Необходимо создать
такие условия обучения, в которых у
ребенка появилось бы желание произносить
(повторять) одни и те же звукосочетания
неоднократно. Ребенок не станет повторять
слова за незнакомым взрослым или если
отсутствует взаимное доверие между
ребенком и взрослым. Поэтому очень важно
перед началом работы наладить эмоциональный
контакт с малышом, что обеспечит
необходимую мотивацию речевой деятельности
(см. раздел «Развитие эмоционального
общения со взрослым», с. 21).
Чтобы
достичь нужного эффекта в активизации
подражательной речевой деятельности,
надо начинать с развития подражания
вообще (см. раздел «Развитие общего
подражания», с. 35).
Для развития
речевого подражания необходим определенный
уровень развития внимания и слухового
восприятия (см. главу «Развитие слухового
восприятия», с. 71), а также дыхания (см.
раздел «Развитие речевого дыхания», с.
111).
Для развития речевого
подражания необходим определенный
уровень понимания речи (см. раздел
«Развитие понимания речи», с.
167).
Активизация речи детей
(вызывание речевого подражания) должна
быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка, с наглядной
ситуацией, с игрой. Только в этом случае
возникают мотивы, побуждающие ребенка
говорить. При этом удается избежать
возникновения «попугайного» повторения
– воспроизведения слов без подлинного
осмысления (см. раздел «Развитие делового
общения со взрослым», с.60, а также игры,
приведенные ниже в данной главе, раздел
«Использование ритма в развитии речи»,
с. 207).
Активизация подражательной
речевой деятельности ребенка подразумевает
определенные требования к речи
взрослого:
речь должна быть
правильной и чистой, без речевых
нарушений;
артикуляция
должна быть четкой, ребенок должен
видеть движения губ взрослого;
речь
должна быть не только эмоциональна, но
и хорошо интонирована, с выделением
ударного слога;
слова и
фразы, предлагаемые ребенку для
повторения, должны произноситься
неоднократно;
взрослый
стимулирует активную речь ребенка при
помощи вопросов;
взрослый
дает ребенку только образцы правильной
речи, не следует повторять за ребенком
воспроизводимые им слова-заменители.
Требования
к речи ребенка: ответы ребенка принимаются
в любом виде. На этапе развития речевого
подражания не следует слишком многого
требовать от ребенка и его речи. Главное
– добиться того, чтобы ребенок начал
говорить. Не следует требовать от ребенка
точного звукопроизношения. В раннем
возрасте наиболее важным представляется
развитие коммуникативной функции
речи.
Подражание речи
взрослого проходит несколько этапов.
В зависимости от уровня речевого развития
ребенка можно предложить ему повторение
слогов, слов или фраз.
Этапы
развития речевого подражания:
Повторение
отдельных звуков, несущих смысловую
нагрузку, в игре.
Повторение
аморфных слов. Это слова-звукоподражания,
слова-слоги, несущие собственную
смысловую «начинку». К таким словам
относятся подражания голосам животных
– му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам
музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду,
динь-динь и др.; подражания транспортным
шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие
аморфные слова: малыш может заменять
ими любые слова, которые еще не может
произнести.
Повторение слов.
Вначале это простые короткие слова –
мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На
этом этапе возможно употребление
«облегченных» вариантов слов: не «кошка»,
а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По
мере развития речи ребенок учится
произносить двух– или трехсложные
слова, воспроизводя интонационно-ритмический
рисунок слов. При этом на протяжении
раннего возраста ребенок может
воспроизводить звуковой состав слов
приближенно. Понимание речи и активный
словарный запас ребенка стремительно
увеличивается на протяжении этого
периода. Особое внимание необходимо
уделить усвоению ребенком глаголов
(слов-действий), так как именно они играют
ключевую роль в процессе развития
детской речи: чем больше слов-названий
действий в речи ребенка, тем выше уровень
его развития!
Повторение
коротких фраз. Это этап объединения в
одном предложении нескольких слов (на
начальном этапе – 2–3 слова). Например:
Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно
количество слов в произносимой ребенком
фразе увеличивается, а ребенок учится
словоизменению и грамматически
правильному сочетанию слов в предложении.
Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня
хороший мальчик. Маша хорошая
девочка.
Хотелось бы более
подробно остановиться на том, что же
такое аморфные слова, ведь данный термин
будет не один раз использоваться в
описанных ниже играх. Аморфные слова –
это грамматически неизменяемые
слова-корни. В контексте нашей книги
можно уточнить значение термина «аморфные
слова».
Помимо правильно
произносимых слов (обычно это простые,
доступные по артикуляции для ребенка
слова – мама, папа, дай, на, да и т. п.)
в ходе нормального развития речи и в
случаях нарушенного речевого развития
в детской речи присутствуют «аномальные
слова»:
Слова-фрагменты, то
есть такие, в которых сохранены только
части слова. Например, «мако» (молоко),
«дека» (девочка), «сина» (машина) и
т. п.
Слова-звукоподражания,
которыми ребенок обозначает предметы,
действия, ситуацию. Например, слова-предметы
«мяу» (кошка), «му» (корова), «би-би»
(машина) и т. п.; слова-действия «ам-ам»
(кушать), «бух» (упал), «куп-куп» (купаться),
«ду-ду» (играть на дудочке) и
т. п.
Контурные слова, в
которых правильно воспроизводятся
ударение и количество слогов. Например,
«папата» (лопата), «тититики» (кирпичики),
«патина» (машина) и т. п.
При
помощи аморфных слов ребенок пытается
«заполнить пробелы»: он заменяет ими
те слова, которые пока недоступны для
воспроизведения в правильной форме. На
логопедических занятиях используются
прежде всего слова-звукоподражания.
Кроме
этого, в речи детей могут присутствовать
слова, которые совершенно не напоминают
слова родного языка или их фрагменты.
Однако нами уже упоминалось, что
закреплять и поддерживать такую
автономную речь ребенка нельзя.
В
каких ситуациях можно вызывать речевое
подражание ребенка? Побуждать ребенка
к повторению слов и фраз можно как в
ситуациях повседневной жизни, так и в
ходе специально организованных игр и
занятий, во время чтения стихов, загадок,
пения песен.
Развитие речевого подражания.
Главная цель работы на этом этапе – сформировать у ребёнка речевое подражание. Это одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. В норме речь при соблюдении 3 условий развивается автоматически, в случае ЗРР нужно приложить значительные усилия, чтобы «прорвать плотину» молчания, чтобы ребёнок начал пользоваться речью. Качество речи на этом этапе не важно, ребёнка нельзя поправлять, исправлять, важно поощрять любое речевое проявление. Если ребёнок начал повторять за взрослым – это крайне важный момент, т.к. ребёнок превращается из неговорящего в плохо- говорящего и у него формируется главный механизм, на основе которого можно производить обучение речи: подражание, ребёнок начинает повторять за взрослым.
При выполнении упражнений этого уровня, необходимо помнить, что речь формируется по принципу условных рефлексов, т.е. для закрепления речевого звука, возгласа, звукосочетания, слова необходимо многократное повторение. Если в какой-то ситуации речевая реакция появилась, то эту ситуацию нужно повторять чаще для закрепления речевого проявления. Избегаем слов «скажи, повтори», которые могут вызывать негативизм. Проводим вызывание, стимулирование речи в игровых ситуациях, придерживаясь алгоритма деятельности, описанного выше: сначала взрослый даёт речевой образец, стимулируя повторение, затем, если получилось и ребёнок дал желаемую реакцию, отрабатываем сопряжённое проговаривание, после – закрепляем возможность произнести звук, слово по речевой инструкции (просьбе) взрослого.
Во время занятий на этом уровне специалист использует особый речевой режим: взрослый сам задаёт вопрос, делает короткую паузу, давая возможность ответить ребёнку, затем чётко , с протягиванием гласных даёт правильный ответ. Например, как Аня плачет? – Ааааа. Аня, не плачь! Аня опять плачет. Как она плачет? И т.д.
На этом этапе велики роль родителей или других близких людей. Все описанные ниже виды работ нужно разъяснить родителям и довести до их понимания, что речь их детей – в их руках.
Ещё раз напоминаем родителям о необходимости многократного повторения всех игровых ситуаций и чёткого речевого сопровождения.
ААА – плачет девочка; ууу – воет волк, летит самолёт, едет машина.
Все слова проговариваются медленно с протягиванием гласных, по несколько раз.
Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп:
– животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу;
– инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток), бом-бом (колокол), ду-ду (дудочка) и т.д.
– транспорт: ту-ту (поезд), чух-чух (поезд), би-би (машина) и т.д.
– шумы: кап-кап (дождь), топ-топ и т.д.
Для закрепления можно придумывать свои сказки и разыгрывать их. Например, звери пришли в гости к ребёнку. Взрослый показывает, как зверюшки и птицы идут, поют свои песни. Даже вне игры взрослый предлагает ребёнку: «Помнишь, к нам вчера мышонок приходил? Как он пищал? А курочка? И т.д.
Также для закрепления активно используются детские потешки и стихи. Как курочки говорят? – Ко-ко, ко-ко, не ходите далеко!
А коровки как говорят? – Му,му, молока кому?
Если ребёнок произносит звукоподражания из 2 элементов (пи-пи), начинаем повторять из 3 элементов: пи-пи-пи. В случае, если ребёнку доступно произнесение звукоподражания из 1 элемента, последовательно отрабатываем слова из 2 элементов, затем – из 3.
7) Стимулируем речевую активность в процессе совместной сюжетной игры. Взрослый инициирует игру с куклой, мишкой, в которой разыгрываются часто повторяемые игровые действия. Например, укладываем мишку спать. Взрослый говорит: «Миша, надо спать, надо спать! Не слушается меня мишка, а-я-яй, давай вместе его позовём. Миииша, иди сюда! Надо спать, ложись, миша, баю-бай, баю-бай!» И т.д.
Правила реализации речевого режима:
-«Односторонний диалог». Взрослый не просто комментирует то, что происходит и называет предметы, а постоянно обращается к ребёнку с вопросом;
-если взрослый будет просто комментировать, то некоторые дети будут воспринимать это как фоновый шум, т.к. у многих недостаточно развито понимание речи;
– «Говорим только о том, что делаем». Говорить надо только о том, что происходит в данный момент, а не то, что происходит за окном, происходило вчера и т.д.;
Другой пример, обыгрывающий действие, которое совершается многократно в течение дня: мытьё рук.
Взрослый: «Давай мыть руки! Что будем делать? Мыыыть руки. Что ты будешь мыть? Руууки. Где наши руки? Вот руки. Что это, руки или ноги? Рууки. А чем ты будешь мыть руки? Водичкой. Водичка, водичка, вот вода-водичка.
– «Даём речевой образец». Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: дай пить, дай ам-ам и т.д.
– «Альтернативные вопросы». Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: что ты будешь, молоко или хлеб. Напоминаем, что на этом этапе взрослый поощряет любое речевое проявление и не поправляет ребёнка, а только фоном чётко произносит правильный образец.
– «Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно». Когда взрослый говорит очень много, то ребёнку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.
– «Повторение – мать учения, или помним о том, как образуются условные рефлексы».
Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д. Если нет этих слов, то нужно сконцентрироваться на них, если простые слова есть, то повторяем по правилам речевого режима простые сочетания: дай пить, хочу гулять, идём гулять, надо спать и т.д.