МЫШОНОК ПИК ЗАДАНИЯ

Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»

А мышонка несло и несло на _______________________________ кораблике. Ветер гнал __________________ всё дальше от _______________. Кругом плескались _______________________ волны. Река была широкая – целое ______________ для крошечного Пика.

______ Дети посадили мышонка в долблёное судёнышко.

______ Мальчик нашёл мышонка.

______ Пика заметили чайки.

______ Мышонок спасся.

______ Корабль перевернулся.

______ Со дна реки поднялась щука.

1) Что сестрёнка делала из тряпочки?

2) Что ребята пускали по реке?

3) Как дети назвали мышонка?

4) Кто поднялся со дна реки?

5) Как звали крупную хищную птицу, которая схватила мышонка?

Главная мысль произведения: ______________________________________________

Произведение учит нас: ___________________________________________________

Данная разработка окажет помощь в проверке содержания прочитанного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Проверочная работа по произведению В. Бианки “Мышонок Пик”»

Итоговые вопросы по повести В. Бианки «Мышонок Пик»

«Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка»

На конце стебля находил вкусный голосок

Стал теребить и рвать их зубами

Перегрызал стебли у самой земли

Принялся сосать все листья и стебли

Лазать по деревьям Играть

Проверка готовности обучающихся к уроку.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и тихо садитесь. Давайте настроимся на хорошую работу.

1). Послушайте небольшое стихотворение. Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

– Кто услышал, о каком писателе я вам прочитала?

– Что вы о нём уже знаете?

Виталий Бианки (1894 – 1959)

Красивая певучая фамилия досталась Виталию Валентиновичу от предков – итальянцев, а профессия биолога – от отца ученого – орнитолога. Бианки любил все живое, то что дышит, цветет и растет.

2). Посмотрите на выставку книг. О ком и о чем писал Виталий Бианки? Какие произведения этого писателя вам уже знакомы? «Мышонок Пик»

– Кто главный герой этой сказки?

– Почему автор так назвал сказку?

Вывод Итак, главным героем произведения является мышонок Пик, полевой дикий мышонок, который относится к мышам-малюткам, о которых расскажет Ш. Арина. Слушайте внимательно, эти знания вам пригодятся.

3). Сообщение о мышке – малютке

«Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. Они обитают на полях с зерновыми культурами или у реки среди кустарников. Летом устраивают из растений шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела мышки 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых мышей окраска шерсти коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая. Мышь-малютка питается насекомыми, свежей зеленью и зерновыми кормами.

4). Домашнее задание проверим с помощью теста. Тест (взаимопроверка), оценивание.

5). Речевая разминка.

«Ты всё шуршишь – не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

Шуршать я буду тише».

– Прочитайте скороговорку медленно, грустно, тихо, быстро, хором.

– Почему Мышонок говорит : «Шуршать я буду тише?»

– Рядом могут быть враги . . .

Сегодня мы познакомимся еще с одной главой сказки, которая называется «Соловей – разбойник».( Тема на доске)Постарайтесь догадаться, о ком предстоит нам читать. Рассмотрим схему и порассуждаем. Соловей – кто это ? Кто такой разбойник?

На доске дана схема:

1. Чтение учителем главы «Соловей – разбойник»2. Проверка первичного восприятия текста

– Кто главный герой этой части сказки ?

– Почему автор так назвал птицу?

– Как на самом деле называется эта птица?

– Как мышонку удалось спастись от соловья-разбойника?

– Что помогло мышонку спастись от соловья- разбойника? (быстрота, терпение)

Сорокут – жулан размером чуть крупнее воробья. Обитает на лесных опушках, в садах и парках. Гнездо устраивает невысоко от земли, обычно на колючих кустарниках. Питается крупными насекомыми и мелкими зверьками, птицами, лягушками, мышами, ящерицами. Часто запасает корм, накалывая добычу на шипы колючего кустика или острый сучок дерева.

Вышла мышка как – то раз

Поглядеть, который час .

1, 2, 3, 4 –

Мышки дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

1). Подготовка к чтению

Потренируемся читать трудные слова.

на – пра – вить –ся раз – бу – ди – ла

ко – рич – не – вой о – пом – нить – ся

за – хо – те – лось крюч – ко – ва – тым

2) Чтение детьми по цепочке

3) Беседа по содержанию

– Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку?

– Почему Пик не испугался и решил подойти ближе к врагу? – Какая получилась встреча? – Что спасло Пика?

– Как «соловей-разбойник» пытался заманить мышонка в свою ловушку?

– Почему Пик до захода солнца вынужден был прятаться?

4) Выборочное чтение

– Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?

– Как автор описывает кладовую?

– Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника?

5) Игра «Восстанови слово»

Кр.сно – к.р.чн.вая сп.нка

– Кого характеризуют эти слова?

6)Задания для каждой группы:1 группа

Описание мышонка Пика.

2 группаНазвать животных, с которыми пришлось встретиться мышонку.

Чем питался мышонок Пик?

Составить картинный план

– С каким произведением познакомились ?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит это произведение? (Чтобы мы лучше узнали о жизни животных и задумались о нашем отношении к ним)

-Такая история могла произойти на самом деле?

– Какая цель была у мышонка Пика? (идти дальше и найти других мышей)

– Как вы думаете, чему научился мышонок в этой главе? (быть более осторожным и не доверять тем, кого не знаешь).

– Какие чувства (эмоции) вы испытывали во время чтения сказки? (страх за мышонка, жалость, переживание)

1ряд – художники

2 ряд – музыканты

С. 79 – 81, чтение и пересказ. ( Найти книгу и прочитать до конца)

Урок чтения в 3 классе

Тема: В. В. Бианки « Мышонок Пик».

Цель: Познакомить с произведением В. Бианки « Мышонок Пик», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность; интерес к литературному чтению; прививать любовь к животным, природе, родному краю.

Оборудование: Портрет В. Бианки, книга « Мышонок Пик»; выставка книг В. Бианки, картинки изображений различных видов грызунов из детской энциклопедии «Кирилла и Мефодия»; толковый словарь В. И. Даля.

-С творчеством, какого автора мы сегодня познакомимся?

– Вы можете узнать, ответив на вопрос.

– Кто из писателей написал « Лесную газету»? ( В. Бианки)

– Сегодня мы познакомимся с творчеством В. Бианки.

– Тема урока: В. Бианки «Мышонок Пик».

– Но прежде давайте сделаем речевую разминку.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

– Грош – это старинная русская монета в 2 копейки.

-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте, разделяя слова на слоги.

-Прочитайте с удивлением.

-Прочитайте с восхищением.

IV. Введение в тему.

-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта К. Обойщикова.

Богат животный мир Кубани-

Медведь и зубр, олень и лось.

Когда б ходить в лесу пришлось,

Увидел бы следы кабаньи.

В полях и степях обитают полевые мыши, степная пеструшка. Все они приносят вред сельскому хозяйству. Живут в норах, питаются зерном, листьями.

Но, Виталий Валентинович Бианки, проследил в природе за жизнью этих грызунов и написал рассказ: «Готовятся к зиме». Послушайте его.

«В лесу и в поле каждый готовится к зиме по-своему. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мыши-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах или под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай».

– Так почему мыши-полевки заготавливают на зиму много корма?

-Чем вредны они для урожая?

Но встречаются и интересные факты из жизни этих животных. Живут у нас и летучие мыши. У них такой тонкий слух, что они улавливают даже шорох крыльев насекомых. Летучие мыши охотятся по ночам, обнаруживая летающих насекомых путем эхолокации: они испускают высокие звуковые сигналы с определенными интервалами, принимают их отражение от тела насекомого и по нему определяют местоположение жертвы.

а) Предварительная беседа.

-Ребята, что вы знаете о мышах? ( Рассказы учащихся.)

-Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. ( Произведение называется «Мышонок Пик.»)

-Кто автор этого произведения? ( Виталий Бианки.)

б) Учитель показывает выставку книг писателя и рассказывает о нем.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959 гг.)

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком и был Бианки.

Родился он в семье ученого-орнитолога (Ученый, который занимается изучением птиц.)

Окончил естественнонаучное отделение Санкт- Петербургского университета. Побывал в экспедициях в разных уголках страны, изучал природу. Герои Бианки живут своей обычной жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше узнать жизнь Природы.

VI. Физкультминутка. ( Дети делают под музыку.)

а) Вводная беседа.

-Прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели».)

-Кто герой произведения? Как автор относится к нему? (Герой произведения мышонок. Наверное, автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково.)

– Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели? ( Предположения детей.)

б) Словарная работа.

В произведениях нам часто встречаются незнакомые слова и выражения, мы всегда можем посмотреть значения слов в толковом словаре. Я выписала вам незнакомые слова из данного текста, давайте их прочитаем. ( Дети читают на доске, значения слов.)

Силосные ямы – строения, где хранят овощи и другие зеленые корма для скота на зиму.

На слуху – на открытом месте.

Травку зубрить – начинают питаться травой.

Матрос- рядовой служитель на судне.

VIII. Чтение рассказа учителем.

Чтение первой главы.( После чтения учитель выдерживает паузу.)

– Прочитайте название второй главы. ( Глава называется «Кораблекрушение»).

IX. Беседа по прочитанному.

– Не стало ли вам страшно за мышонка?

– Подумайте, что может с ним случиться? ( Предположения детей.)

Чтение второй главы.

– Что вы испытали во время чтения этой главы?

Чтение рассказа до конца.

– Что вы думаете об этих ребятах?

– Как вы поступили на их месте?

– Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А как вы считаете?

X. Выборочное чтение.

-Перечитайте эпизоды, которые заставили вас поволноваться за мореплавателя. ( Дети зачитывают отрывки.)

– Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?

– Перечитайте главу «Хвост-цеплялка и шёрстка– невидимка».

– Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка – невидимка?

XI. Работа с иллюстрациями к сказке.

– Найдите отрывок, соответствующий иллюстрации.

(Дети находят и называют страницу учебника и абзац.)

XII. Итог урока.

– Прочитайте пословицу. Можно ли ее соотнести с нашей сказкой?

«Невелика мышка, да зубок остер».

– Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

– Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?

– Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?

На последующем уроке мы продолжим знакомство со сказкой.

Д/З: Подготовить чтение 1-2 главы.

( Учитель выставляет оценки за работу на уроке.)

Урок литературного чтения в 3 классе

Учитель: Мозговая Т. А.

урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Развитие критического мышления».

Стадия вызова. Вступительное слово учителя.

Ох,  так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть.

– Кто услышал о каком писателе я вам рассказала?

А кто знаком с этим писателем? Что вы о нём уже знаете?

На доске подсказка:

Знаток ( чего?)

Любит (кого? Что?)

Злой – добрый

Серьёзный – шутливый

Внимательный – рассеянный

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому.  Писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки помогал ребятам проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить. исателю удалось найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

– Посмотрите на выставку книг. Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?

–  А вот  о ком мы будем читать сегодня, узнаем из загадки:

Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. Кто это? (Мышь)

( показ картинки)

– Что вы знаете о мышах? ( приём «До и После» – запись на доске фиксируется.) Какие чувства вы испытываете, когда видите мышонка или думаете о нём?

1) Стадия вызова.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

/Запись ответов на доске./

– Рассмотрим книгу и только по обложкам , иллюстрациям, названиям глав предположим о чём она? (стратегия «Бортовой журнал»)

– Обратите внимание на слова, которые встречаются в названии глав, уточните свои предположения.

(стратегия «Ключевые слова»)

Предположите жанр произведения.

2) Стадия осмысления.

Стратегия “Чтение текста с остановками”.

1 часть ( до слов «. и пошёл в кусты.»)

– Что вы узнали из этой части?

Как вы теперь предполагаете, о чем далее пойдет речь?

2 часть ( до слов «. я её сейчас.»)

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

– О чем вы прочитали?

– Как будут далее развиваться события?

( проверка предположений после прочтения каждой части)

– Чем закончится рассказ?

– Какие чувства вы испытали? За кого переживали? Кто больше всего понравился из героев?

Прочтите самостоятельно ещё раз первую часть, обратите внимание на незнакомые слова.

порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны

извести – уничтожить, убить

рубнул  –  ударил ножом, срубил

Возврат к стратегии «Бортовой журнал».

– Правильно ли мы предугадали содержание? В чём вы были правы?

– Чего не смогли предугадать?

– Каков жанр этого произведения?

– Это сказки – несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. Сказка – это путешествие мышонка и его приключения. Научно-познавательный рассказ ( несказка) – удивительные подробности из жизни маленькой полевой мышки.

Вверх рука и вниз рука

Потянулись мы слегка.

А теперь играем с вами

Хлопнем только лишь тогда, когда со мной согласны.

Топнем ножкой, тогда когда совсем не согласны.

Тест на усвоение содержания

(+ правильный ответ – хлопок, – неправильный ответ – топнуть ногами)

Ребята пускали по реке лодочки? –

Брат делал их из бумаги. –

На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. +

Мышонок был один и жил под камнем. –

Он был серого цвета.  –

Это был дикий мышонок. +

Мальчик ранил его ножом, когда доставал. +

Ребята решили убить мышонка. –

: 1) подготовить вопросы каждому герою.

2) исследовать поведение героев, речь;

3) дать характеристику главным героям рассказа;

: интервью у героев рассказа.

1. Погружение в проект.

Работают 3 рабочих группы и 3 экспертных группы.

2. Организация деятельности.

Для работы групп даются задания:

Вопросы для экспертных групп.

Вопросы для рабочих групп.

Составьте по одному вопросу для каждого героя: девочке, мальчику, мышонку Пику.

Что бы вы хотели спросить у них после прочтения первой главы?

Прослушав сообщения экспертов, выберите, кто из вас будет задавать вопросы мышонку, мальчику, девочке.

Каждой группе даются карточки – помогайки:

План характеристики героя:

Как подготовить вопросы:

(Стратегия «Ромашка вопросов)

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

3. Осуществление деятельности.

Сначала идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.

Вернувшись в “родную” группу, эксперты в порядке следования  знакомят “родную” группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту.

В «Родных» группах составляется по одному  вопросу каждому герою.

Слайды  11, 12,13.

Идет озвучивание: вопрос – ответ. Группы задают подготовленные вопросы, дети, озвучивающие героев, отвечают на них.

– По  многим рассказам В. Бианки созданы мультфильмы. Посмотрите отрывок из мультфильма «Мышонок Пик»

– Чем отличается словесная сказка от мультипликационной? Совпадают ли действия героев?

– Как вы думаете , что ждёт мышонка впереди?

– Об этом  вы узнаете дома и на следующем уроке.

Прочитать вторую и третью главы с. 75-79 , по желанию подготовьте небольшие сообщения о тех животных, которые в них встретятся.

( возврат к  приёму  «До и После»,  закончить вторую половину)

– Изменились ваши знания о мышах? Что нового вы о них узнали?

– Изменились ли ваши чувства? Почему?

– Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, к своей душе. Слышите? Это рождается новое великое чувство любви ко всему живому. Позвольте ему поселиться в вашей душе навсегда, не гоните его. Вам стало хорошо и тепло.

– Откройте глазки и попробуйте обобщить свои впечатления .

– Над чем же заставил вас задуматься В. Бианки? Что он изменил в вас?

Поднимите одну из  карточек, которые лежат у вас на столах:

– Урок понравился. Задания были понятны и трудностей не вызывали.

– Испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий.

– Урок вызвал интерес и желание ещё раз повторить такую работу.

( закладки от мышонка Пика, на обратной стороне сочинённые хокку по сказке).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *