МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В настоящее время для современных педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Медицинские центры лечили людей при помощи музыки от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. А Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. С помощью неё можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, человеческий организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс.

На сегодняшний день музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка.

Исследования психологов показывают, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это говорит о том, что ребенок находится вне психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Основными задачами, характеризующими музыкотерапию, являются как формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, так и расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствам музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

По нашему мнению, педагогическая музыкотерапия – это полноценно сформировавшееся психотерапевтическое направление. Технологии и методы, используемые в нем, давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития. Опыт показывает, что многие педагоги-практики используют музыкальные произведения при проведении занятий.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Список использованных источников

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии // Клуб. – 2001. – №6. – с.39.

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология.- М.: изд. « NB МАГИСТР», 1993. – 190 с.

3. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.) / Серия «Психологический практикум» – Ростов н /Д: Феникс, 2005. – 320с.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МЦЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»)

Музыкотерапия как метод психологической коррекции.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для

возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

Термин “музыкотерапия” имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия “музыкотерапия”. Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

История развития музыкотерапии (МТ)

В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине ХХ века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание, сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Österreichische Gesellschaft zur Förderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии — Arbeitsgemeinschaft fur Musiktherapie.

Направления музыкальной терапии

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

Формы музыкальной терапии

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

§  Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

§  Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

§  Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Сфера применения музыкотерапии

Коррекция эмоциональных отклонений

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.

Физиологическое воздействие музыки на человека

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

Механизмы психологического воздействия музыки

Эмоциональная значимость музыки

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л. С. Брусиловского, В. Ю. Завьялова, К. Швабе и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

На психологическом уровне музыка волнует человека, вызывает потрясение.

Назовем это состояние катарсис.

Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным. Лик катарсиса – это счастливое лицо, наполненный светом творческого, счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человек, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию. Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

Мы наблюдаем проявления катарсиса – во время сеанса Импровизации, слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность. Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров – это нереализованная одаренность. Именно это, он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел. Такое личностное приобщение к шедевру, может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.

Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.

Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызывает потрясение, мы видим состояние катарсиса. Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя вызывает тягостные ощущения, феномен кессона.

При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

Кессон – термин, взятый для представления о неприятии чуждого пациенту психологического уровня и его проявлений.

Кессонная болезнь – это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.

Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызвать отрицательные образы – чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Приведем некоторые примеры, музыка Моцарта – и вдруг образы: зима, два мужика пилят дрова и очень устали, Ленин и Крупская сидят у белого рояля, атомный взрыв, эмбрион в банке.

Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии, соответствующей тональности реагирует по законам кессона – она иронически смеется, увидев свинью на коньках в ответ на мелодию Грига. Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящими на снегу.

Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы. Цель музыкотерапевта – избежать кессона и добиться катарсиса.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д.

Анализ данных научной литературы позволил нам ссделать вывод, что музыкотерапия – это система психосоматической регуляции функций организма человека, имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах строится развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка – воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы в направлении музыкотерапии наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крак дельфинов, журчание ручейка.) Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются, а спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, мылышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

1. П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

2. П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».

4. М.И. Глинка. « Детская полька».

5. А. Вивальди. « Зима».

6. П.И. Чайковский «Апрель».

7. Г.В. Свиридов «Музыкальный ящик».

8. Г.В. Свиридов «Веселый марш».

9. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».

10. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.

11. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

12. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

13. Й. Гайдн «Детская симфония», 3-я часть, финал.

14. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».

15. И. Штраус «Сказки Венского леса».

1.«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)2.«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)3.«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)4.«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)5.«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)6.«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю. Энтин, М. Минков)7.«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)8.«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков)9.«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)10.«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)11.«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)12.«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для релаксации.

1. Колыбельные: «Тише. Тише», «Спи-засыпай, маленькая принцесса», «Ла Ле Лю», «Приход весны», «Музыкальная шкатулка», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай».

2. П.И. Чайковский «Октябрь».

3. Ц.А. Кюи Колыбельная.

4. Г.В. Свиридов «Грустная песенка».

5. Н.А. Римский-Корсаков» «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).

6. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.

7. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия».

8. М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль мажор.

9. Л.В. Бетховен Соната №14, 2-я часть.

10. Л.В. Бетховен «Сурок».

11. Ф. Шуберт «Аве Мария».

12. Ф. Шуберт Серенада.

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

2. Дж. Россини «Кошачий дуэт».

3. К. Сен-санс «Куры и петухи».

4. А.Т. Гречанинов «Бабушкин вальс».

5. А.Т. Гречанинов «Материнские ласки».

6. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда. Белка».

7. И. Штраус «Полька пиццикато».

8. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

9. П.И. Чайковский Вальс фа-диез минор.

10. Р. Щедрин. Юмореска.

11. П. И. Чайковский. Танец маленьких лебедей.

12. Л. В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.

13. А. И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Список используемой литературы:

1. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. – М. : Ин-т психологии, 1997.

2. 3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. – № 6.

4.  Готсдинер А. Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993.

5. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М. : Смысл, 2001.

6.  Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск. – 1999

7.  Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. – М. : Музыка, 1991.

8.  Медведева И. Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова; художник Б. Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.

9.  Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.

10. . Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

11.  Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

12.  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Музыка – это великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека. Она является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения.

Музыкотерапия – лечение музыкой.

Музыкотерапия  – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Музыка – это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т.д.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».

Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека. В контексте нашей с вами работы мы можем использовать гармонизирующую силу музыки для развития ребенка и, при необходимости, коррекцию эмоционально- личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.

Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:

Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы. Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке- языке чувственных образов.

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогут уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости.

Я надеюсь, что данная тема заинтересовала вас и может пригодиться в вашей дальнейшей работе.

Памятка по использованию музыкальных композиций

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» — часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?

Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера «Месса ля-минор».

Помогут скрипичная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3. У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет классика: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста

Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является насущной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Х. Джайнотт  и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). Вместе с тем, по данным статистики, частота наличия у детей дошкольного возраста эмоциональных расстройств  растет: распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%, что создает предпосылки для оптимизации научных исследований и поиска новых педагогических технологий для применения их в этой области психологии.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалисты отмечают, что буквально с первых месяцев жизни и до трех лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей на 8-12 %.

Расстройства настроения условно делятся на 2 вида: с усилением эмоциональности (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи) и ее понижением (апатия, эмоциональная тупость).

Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмонедовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.

Как подчеркивает Т. И. Бабаева, условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться». Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно так же отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

· катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

(в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

(в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме работы и каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

используется в работе с детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

В психокоррекционной работе педагогами применяется  Примером может быть синтез музыкального  и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Отвечая на вопрос «Какая музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?» можно с уверенностью ответить, что оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Детям беспокойным и легковозбудимым подойдут «анданте» и «адажио», композиции в медленном темпе. Это могут быть произведения В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Вивальди «Зима» из «Времён года», вторые части сонат, колыбельные. Для детей угнетённых, которые плохо сосут или неритмично дышат, наоборот подойдут более ритмичные мелодии, в темпе «аллегро модерато» или просто «аллегро». Такими произведениями являются произведения Вивальди «Времена года», вальсы Чайковского из его балетов, маршевые мелодии. Музыкально-ритмические движения, как один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях, используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания.

Таким образом, использование музыки в качестве основного и вспомогательного средства при коррекции эмоциональных нарушений, имеет в этой сфере свое положительное значение. Этот метод психокоррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста является актуальным, но вместе с тем требует дальнейшего изучения его применения в работе с дошкольниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *