МУЛЬТИФОНОСКОП В ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Бобкова Алена Станиславовна, педагог-психолог МОУ «СОШ№2 г. Коряжмы».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ШКОЛЕ                                                                           В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«Педагогика слепа без психологии,

а психология мертва без педагогики».

(Евгений Александрович Ямбург)

Психологический мониторинг в школе реализует следующие задачи:                                                    •получение максимально полной психологической информации, характеризующей интеллектуально-познавательный, мотивационно-личностный потенциал ребенка, а так же межличностное взаимодействие участников образовательного процесса;                                                                                    •предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;                                                                                                                                         •структурирование системы психолого-педагогических коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.

Для изучения процесса развития УУД необходим диагностический инструмент (методики).

Параметры психологического мониторинга есть единые с 1 по 6 класс, а есть отличающиеся, в зависимости от задач развития:                                                                                                                                    н-р, «Психологический климат в классных коллективах»;

-отличающиеся – н-р, «Адаптация учащихся 1,5 классов».

Периодичность проведения психологического мониторинга – на всех ступенях  обучения.

Психологическим мониторингом охватываем всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

В рамках психологического мониторинга в условиях реализации ФГОС осуществляется психологическое сопровождение различных категорий учащихся (одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, детей с ОВЗ и детей – инвалидов, учащихся СКК VII вида, подростков «группы риска»).

Работа с учащимися СКК VII вида, в режиме психологического мониторинга  позволяет осуществлять:

– систематическую диагностику развития детей в данных классах;                                               – отслеживать эффективность обучения детей по программам СКК VII вида;

– разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить задачи:

– систематическая диагностика развития интеллекта (мыслительных процессов учащихся;

– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;                                                             – формирование адекватной самооценки;                                                                                                    – охрана и укрепление физического и психологического здоровья;                                                     – профилактика неврозов;

– предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

Сегодня большинство педагогов нашей школы считают мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть:

– динамику изменения УУД ученика;

– проанализировать соответствие достижений запланированным результатам,                                     – приводит к пониманию закономерностей возрастного развития;                                                – позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательного процесса;

Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации ФГОС

1. Алехина С. В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования. Пособие для студентов психологического факультета. – М.: МГППУ, 2007.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

3. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва, 2001.

4. Серякина А. В. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО: методическое пособие для образовательных учреждений. Изд-во Саратов:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 346 с.

В настоящее время мониторинг, как вид
деятельности, прочно входит в профессиональную
жизнь школьного психолога. Администрация
использует психологический мониторинг для
оценки качества работы педагогов и
корректировки управленческих решений. В этой
информации чувствует необходимость учитель для
оценки своей профессиональной деятельности и
достижений ученика. Нуждаются в ней и учащиеся,
испытывающие интерес к собственному развитию и
самоопределению, а также родители учащихся,
желающие активно участвовать в жизни школы и
воспитании своих детей.

В систему деятельности под названием
«мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и
распространение информации о состоянии
изучаемого объекта или явления и прогнозе его
развития.

Психологический мониторинг может выполнять
три функции:

Психологический мониторинг, как режим
наблюдения за каким-либо процессом с целью
изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми
результатами, позволяет эффективно
контролировать реализацию образовательной
программы, постоянно изучать состояние социума,
замерять его основные параметры, вовремя снимать
возникающие проблемы.

К психологическому мониторингу должны
предъявляться определенные требования, которые
можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации.
Запрашиваемые данные должны быть максимально
формализованы и легко проверены. Информация
должна быть конкретной и полезной для работников
школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование
обусловлено тем, что отслеживание результатов
функционирования системы предполагает не только
констатацию ее состояния, но и изучение
изменений, которые в ней происходят. Возможность
сравнения появляется только тогда, когда
изучается один и тот же объект на основе
одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает
изучение системы с учетом изменяющихся внешних
условий. Реализация этого принципа предполагает
оценку влияния различных внешних факторов на
работу учебного заведения. Такая оценка может
быть осуществлена только на основе специально
проведенных исследований.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду
получение данных, позволяющих прогнозировать
будущее, возможные изменения в путях достижения
поставленных целей. Этот принцип предполагает
оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое
предполагает получение необходимой и
достаточной информации, исходя из обозначенной
цели деятельности.
Реализация обозначенных принципов
осуществляется в ходе прохождения этапов
психологического мониторинга:
подготовительного, практического и
аналитического.

Психологический мониторинг может
использоваться на разных уровнях:

Разрабатывая психологический мониторинг,
важно помнить о простейших правилах:

Для того, чтобы сделать психологический
мониторинг «принимаемым» и лично значимым для
каждого участника образовательного процесса,
нужно иметь ввиду, что при его исполнении важна
этическая сторона дела. Информация должна быть
разделена на несколько блоков:

При разработке психологического мониторинга
нашей школы несколько лет назад я столкнулась с
проблемой неотработанности понятия
«психологический мониторинг», отсутствием в
современной психологии системы замеров
психологического развития учащихся, классных
коллективов, проблемой анализа полученных
данных, проблемой технического обеспечения
отработки и хранения информации.
При составлении технологической карты (Приложение 1) для
психологического мониторинга были определены
основные показатели статуса учащегося:

При составлении психологического мониторинга
классов (Приложение 2)
учитывались следующие компоненты оценки
развития коллектива:

Информация, полученная с помощью
психологического мониторинга (Приложение
3), востребована на различных уровнях:

В настоящее время психологический мониторинг
становится реально действенным механизмом для
определения эффективности образовательной
деятельности, и что наиболее важно, для выделения
факторов, обеспечивающих или, напротив,
тормозящих достижение максимально возможной
эффективности образовательной деятельности
школы.

1. Битянова М. В центре внимания –
мониторинг // Школьный психолог. – 2011. – №14.
2. Мякинченко Л. П. Настольная книга завуча
школы / Авт.-сост. Л.П. Мякинченко, Т. В. Ушакова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2005.

(СЛАЙД 1,2) Психологическая служба школы –
один из компонентов целостной системы
образования. Целью ее деятельности является
психологическое здоровье детей школьного
возраста; основной задачей – содействие
психическому, психофизическому и личностному
развитию детей на всех возрастных этапах
школьного возраста.

На сегодняшний день психологическое
сопровождение – это особая форма осуществления
социальной и психологической помощи
обучающимся, родителям, педагогам.

(СЛАЙД 3)Одной из актуальных проблем
современной начальной школы является постоянный
рост числа учащихся, испытывающих различного
рода психологические трудности в процессе
школьного обучения. Проблема стоит настолько
остро, что важнейшим направлением работы в
массовой школе становится организация
психологической коррекционно-развивающей
работы с детьми, испытывающими трудности в
обучении и социальной адаптации.

(СЛАЙД 4)В компетенцию и обязанности
школьного психолога входит выявление
особенностей психического развития обучающихся
школы, сформированности у них определенных
психологических новообразований, соответствия
уровня развития умений, знаний, навыков,
личностных и межличностных образований
возрастным ориентирам и др. Поэтому именно
мониторинг в психологическом сопровождении
обучающихся, применяемый по выявлению
психологических причин тех или иных проблем,
трудностей в обучении и воспитании отдельных
учащихся, особенностей развития их интересов и
способностей имеет большое значение в работе
школьной психологи ческой службы.

(СЛАЙД 5) Задача психологического
мониторинга, по определению, состоит в сборе
информации об индивидуально психических
особенностях обучающихся.

(СЛАЙД 6)Мониторинг в психологической
деятельности понимается двояко:

В широком смысле – сближается с
психодиагностическим измерением вообще и может
относиться к любому объекту, поддающемуся
психодиагностическому анализу, выступая, как
выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном –
измерение индивидуально – психодиагностических
свойств личности.

(СЛАЙД 7)В психологическом сопровождении
обучающихся школы мониторинг играет большую
роль, его данные обеспечивают контроль за
динамикой психического развития обучающихся.

Психологический мониторинг в системе
психологической службы школы имеет свои
принципиальные особенности. ( СЛАЙД 8)

В ряде исследований необходимо различать
“научно-исследовательскую” и
“научно-практическую” мониторинговую
деятельность.

Если задача первой – установить определенные
закономерности психического развития, то цель
второй – ответить на конкретный вопрос, выявить
причину психического нарушения. На основе уже
выявленных причин, целью психолога является
разработать рекомендации по психическому
развитию обучающихся. Дать рекомендации
педагогам, работающим с обучающимися.

(СЛАЙД 9)Процедура мониторинговой
деятельности в психологическом сопровождении
обучающихся сложна, объемна, ответственна.

При составлении психологического мониторинга
необходимо четко понимать:

А теперь рассмотрим методы мониторинговой
деятельности: (СЛАЙД 10), они делятся на:

В работе психологической службы школы
применяются методики, которые вы видите на
слайде (СЛАЙД 11)

Остановимся более подробно на некоторых из них:

Мониторинг агрессивности: (СЛАЙД 12)

При его составлении применялась
диагностическая методика агрессивности,
исследовался уровень агрессивности у
обучающихся.

На начальном этапе обследования психолог,
применяя метод наблюдения ,выделяет группу
обучающихся, склонных к агрессии. На них
заполняется карта агрессивности, в которой
подсчитывается общий балл агрессивности,
относящийся к одному из определенных уровней.

Автором методики Романовым выделяется 4 уровня
проявления агрессивности: (СЛАЙД 13)

На следующем слайде вы уже видите мониторинг
количества агрессивных обучающихся в нашей
школе за этот учебный год по этим четырем
уровням. ( СЛАЙД 14)

И на основании этого мониторинга составляется
мониторинг сравнительных показателей
агрессивных обучающихся за годы психологических
обследований. ( СЛАЙД 15)

Когда мы выявили группу обучающихся, склонных к
агрессии, дальше обследуем эту группу более
детально и исследуем ее тоже с помощью методики
Романова “Кто есть кто – когда сердится”. ( СЛАЙД
16) Ребенку предлагается бланк, на котором
указаны члены его семьи. Ребенок сам или с
помощью психолога оценивает проявления
агрессивности в семье. ( Для детей детского дома
делается отдельный бланк)

При заполнении ученику объясняются значения
картинок, например:

На основании этого обследования составляется
мониторинг уровня проявлений агрессивности
членов семьи. Рассмотрим это на примере Петровой
Веры, как она сама оценивает свою агрессию. ( СЛАЙД
17)

В дальнейшем мы уже видим ,какую работу в семье
Веры и с кем из родителей и членов ее семьи нам
нужно осуществлять.

Мониторинг тревожности (СЛАЙД 18)

Составляется на основе теста школьной
тревожности Филипса. Его цель- выявление
проявления уровня тревожности у обучающихся к
школьному обучению.

На основе этого тестирования выделяется 8
факторов тревожности, давайте их рассмотрим (СЛАЙД
19)

1. Общая тревожность в школе – это общее
эмоциональное состояние ребенка, связанное с
различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – это
эмоциональное состояние ребенка, на фоне
которого развиваются его социальные контракты
(прежде всего – со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха –
это неблагоприятный психический фон, не
позволяющий ребенку развивать свои потребности
в успехе, достижении высокого результата и т.п.

4. Страх самовыражения – это негативные
эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных
с необходимостью самораскрытия, предъявления
себя другим, демонстрации своих возможностей. ( СЛАЙД
20)

5. Страх ситуации проверки знаний -это
негативное отношение и переживание тревоги в
ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний,
достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих – это ориентация на значимость
других в оценке своих результатов, поступков и
мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу – низкая физиологическая
сопротивляемость ребенка к стрессу –
особенность, снижающая его приспособляемость к
ситуациям стрессогенного характера, повышающая
вероятность неадекватного, деструктивного
реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями –
это общий негативный эмоциональный фон
отношений со взрослыми в школе, снижающий
успешность обучения ребенка.

Далее по результатам тестирования
составляется мониторинг тревожности
обучающихся (СЛАЙД 21). Здесь вы видите уровень
тревожности обучающихся в нашей школе. А на
следующем слайде уже дается сравнительный
мониторинг по уровню тревожности обучающихся
школы за несколько лет. ( СЛАЙД 22)

Мониторинг развития психических процессов
(СЛАЙД 23)

На следующем слайде мы видим, как проходит
обследование по каждой их методик. ( СЛАЙД 24)

(СЛАЙД 25) На этом слайде вы видите
сравнительный мониторинг развития психических
процессов у обучающихся нашей школы.

А теперь рассмотрим мониторинг леворукости
обучающихся (СЛАЙД 26) В начале своего
выступления я уже останавливалась на методах
определения леворукости обучающихся.

На этом слайде вы видите мониторинг леворуких
обучающихся нашей школы, на начало 2008-2009 учебного
года. ( СЛАЙД 27)

А это уже идет сравнительный мониторинг (СЛАЙД
28)

Мониторинг исследования детского коллектива
(СЛАЙД 29) составляется на основе методики
“Фотография”, (автор И. П. Дереклеева). Детям
предлагается нарисовать фотографию своего
класса, можно заранее приготовить на бланке
круги для рисования. ( СЛАЙД 30). Вы видите
пример фотографии, здесь можно уже оценить: кто
для ребенка является авторитетом, симпатией,
антипатией; какая у него самооценка.

Психолог или педагог, проводящий мониторинг,
должен обратить внимание на то, как нарисован
рисунок.

Дети с заниженной самооценкой обычно себя не
рисуют, а авторитетов размещают в верхнем углу
фото, симпатию – в середине, антипатию могут
отказаться рисовать вообще :

Если ребенок не захочет кого-то рисовать, он
может написать просто его имя.

На основании результатов его исследования
составляется мониторинг исследования детского
коллектива за год (СЛАЙД 31)

А далее уже составляется сравнительный
мониторинг исследования детского коллектива (СЛАЙД
32)

Главное назначение мониторинговой
деятельности в школьной психологической службе
– не сравнение обучающихся друг с другом (хотя
это тоже очень важно), а глубокое проникновение
во внутренний мир конкретного ребенка,
отслеживание психического развития каждого
ученика.(СЛАЙД 33)

Перед психологической службой школы стоит
задача изучения того, как конкретный ребенок
познает и воспринимает сложный мир знаний,
социальных отношений, других людей и самого себя,
как формируется целостная система представлений
и отношений конкретного школьника, как
происходит становление его индивидуальности.
Поэтому измерение той или иной психической
функции или выявление личностной характеристики
ученика так важно. ( СЛАЙД 34)

Анализ теоретико-методологических основ
модернизации образования, в особенности такой
его важнейшей характеристики, как управление, в
значительной степени базируется на современном
понимании мониторинга образования, его
сущности и содержании.

Общепризнанной трактовки понятия “мониторинга”
пока нет ни в психологической, ни в
педагогической литературе. Обычно под
мониторингом понимают “наблюдение, оценку и
прогнозирование состояния окружающей среды”. В
последние годы наблюдается тенденция к
расширению его толкования с выходом за пределы
экологической тематики, и оно становится, по сути
дела, синонимом понятий “систематическое
наблюдение”, “оперативное наблюдение”.

С научно-педагогической точки зрения одной из
сторон деятельности является гностическая
деятельность, в связи с которой в последнее
время стали использовать понятие “педагогический
мониторинг”.

Педагогический мониторинг – это
диагностика, оценка и прогнозирование
педагогического процесса; отслеживание его хода,
результатов, перспектив развития.
Педагогический мониторинг имеет специфический
объект изучения и обеспечивает педагогов,
руководителей образовательного учреждения и
органы управления качественной и своевременной
информацией, необходимой для принятия
управленческих решений.

Частью педагогического мониторинга развития и
обучения в образовательном учреждении является психологической
мониторинг.

Психологический мониторинг представляет
собой систему постоянного отслеживания
посредством психологической диагностики
процесса личностного развития учащегося
(ребенка), создания банка психологических данных
на каждого учащегося (ребенка), проектирование
индивидуальной психологической и
педагогической траектории учащегося (ребенка).

Психологический мониторинг реализует
следующие задачи:

Работа психологической службы ОУ в режиме
психологического мониторинга осуществляется по
следующим направлениям:

Психологический мониторинг – комплексная
технология, объединяющая диагностику,
консультацию, коррекцию в единую эффективную
систему психологических средств, реализуемых в
определенной последовательности, наполняемых
строго отобранным содержанием и позволяющих
гибко и действенно осуществлять психологическое
сопровождение образовательного процесса,
достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга
оценивается процессуальная сторона обучения и
прежде всего качественные характеристики
восприятия и усвоения знаний учащимися.
Следовательно, в качестве показателя
результативности следует рассматривать
динамику психологического развития ребенка (то
есть возникновение и развитие психических
новообразований – познавательной мотивации,
расширения зоны ближайшего развития,
субъективной позиции в деятельности,
произвольности и др.).

Педагогическая и психологическая трактовки
образовательного процесса и результатов
обучения при существенных различиях тесно
взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития
ребенка, не расширяя при этом его
осведомленность и круг практических умений.
Невозможно формировать полноценные знания и
умения, не изменяя при этом уровень психического
развития. Поэтому показатели результативности
образовательного процесса являются по своей
сути психолого-педагогическими.

При помощи психологического мониторинга
отслеживаются следующие психологические
критерии, показатели результативности
образовательного процесса в школе:

Периодичность проведения психологической
диагностики на различных ступенях обучения:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся.
В соответствии со спецификой качественных
изменений в умственном развитии школьников и
закономерностей становления учебной
деятельности можно выделить особые
“показательные” этапы школьного образования.
Психологическая диагностика, проведенная на
этих этапах, позволит выявить качественные
изменения и определить общие тенденции в
умственном развитии и формировании учебной
деятельности у школьников, т.е. наиболее
достоверно представить результаты
образовательного процесса с точки зрения общей
образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу. Задачи
этапа: выявить фоновый уровень умственного
развития и сформированность предпосылок к
участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи
этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление
группы детей, испытывающих различные трудности в
обучении, поведении и самочувствии в школьных
ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап – обучение во втором – третьем
классах начальной школы. Задачи этапа:
выявление особенностей и уровня развития
различных аспектов познавательной деятельности
младших школьников для построения эффективного
обучения и создания условий для развития
школьника.

4 этап – переход из начальной школы в
среднюю. Задачи: выявить изменения в
умственном развитии школьников, определить
общую тенденцию такого развития,
спрогнозировать степень успеха адаптации
учащихся к обучению в средней школе; выделить
учащихся, нуждающихся в коррекции умственного
развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи:
изучение и отслеживание уровня обученности
школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и
познавательное самоопределение. Задачи:
определить умственный “профиль” и изучить
качество и уровень усвоения базовых учебных
предметов учащимися; выявить уровень развития
теоретического и практического интеллекта;
определить приоритетное развитие гуманитарных,
математических и технических способностей;
измерить развитие различных функций интеллекта.

7 этап – итоговый. Задачи: изучить
общий уровень умственного развития и
сформированности учебной деятельности у
выпускников средней школы, проанализировать
качество овладения понятиями и логическими
операциями на материале основных учебных
дисциплин, оценить способность к наглядному и
образному мышлению, а также получить
характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная
мотивация у различных возрастных групп
школьников проявляется по-разному. Чтобы понять
специфику мотивов у школьников разных возрастов,
необходимо соотнести их с особенностями каждого
возраста в целом. Принято выделять три периода:
младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся
начальных классов), средний школьный возраст, или
подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
старший школьный возраст, или возраст ранней
юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная
мотивация будет иметь для этих возрастов свои
особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной
мотивации, необходимо провести изучение ее в
следующих “контрольных” точках возрастов:

3. Диагностика эмоционально-волевая и
личностной сферы. Так как особенности
эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка
в достаточно высокой степени влияют на уровень
адаптации и процесс обучения ребенка в школе,
поэтому особенно целесообразно ее изучение в
“критические” возрастные адаптационные
периоды:

Для реализации поставленных задач должен
использоваться специально подобранный
инструментарий.

Психологический инструментарий должен
подбираться по следующим основным критериям:

Например, при проведении психологической
скрининговой диагностики (в рамках проведения
психологического мониторинга) с учащимися в
адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10
классы) может быть использован следующий
психодиагностический инструментарий:

Комплексное, всестороннее
психолого-педагогическое изучение процесса
личностного развития учащихся (детей)
посредством психологической диагностики
(психодиагностических обследований) включающее
в себя

должно проводится вместе с планомерным
изучение личностного развития ученика (ребенка)
методом экспертного наблюдения (учителя
(воспитатели), родители).

В результате параллельного использования двух
направлений деятельности (психолога –
психодиагностическое обследование, педагога
(воспитателя) – метод экспертного наблюдения)
получаем два ряда данных, отражающих одни и те же
явления, что значительно расширяет возможности
интерпретации результатов. Так, если по оценкам
учителя ребенок недостаточно успешен в обучении,
но при этом хорошо справляется с заданиями
интеллектуальных тестов, это свидетельствует о
том, что потенциальные возможности ребенка
используются не полностью. Диагностика
личностной сферы позволяет уточнить причины
создавшейся ситуации и верно определить
направление коррекции.

Психологическое сопровождение учащегося в
режиме психологического мониторинга дает
возможность:

Итоговый результат психологической
диагностики должен предоставляться на различных
уровнях:

1 уровень – информация для ученика.
Интерпретация выдержана в положительном ключе и
сообщает учащимся об особенностях их мышления,
внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты
служат основой для формирования рефлексии
учащихся (особенно в старших классах), и с их
обсуждения может начинаться индивидуальная
работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь
информация представлена в наиболее развернутой
форме. В зависимости от текущих целей
образовательного процесса учитель может
получить информацию об отдельном ученике, целом
классе или параллели. Результат предоставляется
в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти
комплексные сведения позволяют не только
оценить возможности ученика на текущий момент,
но и своевременно выявить намечающиеся
нарушения.

3 уровень – информация для управленческого
звена (администрации школы, районных и городских
управлений образования). Информация
представлена в наиболее обобщенных результатах,
так, чтобы на их основе можно было составить
целостное представление о качестве
образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из
года в год позволяет увидеть динамику изменения
личностных характеристик ученика (ребенка),
проанализировать соответствие достижений
запланированным результатам, приводит к
пониманию закономерностей возрастного развития,
позволяет прогнозировать ожидаемое состояние
образовательной системы, помогает оценить
успешность проведенных коррекционных
мероприятий.

В рамках психологического мониторинга также
осуществляется психологическое сопровождение
предпрофильного и профильного обучения,
одаренных детей и детей с высоким уровнем
интеллектуального развития, учащихся,
обучающихся в классах коррекционно-развивающего
обучения.

Участие специалистов сопровождения в
классах коррекционно-развивающего обучения уже
не ограничиваться только отбором детей в данные
классы. Работа с данными классами в режиме
психологического мониторинга позволяет
осуществлять:

Работа с одаренными детьми в режиме
психологического мониторинга позволяет решить
такие задачи, как:

Список использованной литературы

  • Лукьянова М. И., Калинина Н. В.
    Психолого-педагогические показатели
    деятельности школы: критерии и диагностика.
    Теория и практика. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  • Поташник М. М. Управление качеством образования.
    – М., 2000.
  • Шишов Е. Е. Школа: мониторинг качества
    образования. – М., 2000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *