МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Презентация “Премудрости этикета”

На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование.

А
вы любите сказки? Ведь сказка — это волшебный мир, наполненный невероятными
событиями, превращениями и переживаниями с глубоким смыслом. И, конечно же, у
каждой сказки есть своя мораль, позволяющая слушателю делать правильные выводы.

Давайте
послушаем одну из них и пополним ваши знания об этикете.

В
одной очень далёкой стране жил да был мальчик с необычным именем Этикет.
Однажды ему очень захотелось узнать, что нужно делать для того, чтобы
понравиться людям.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

И
Этикет отправился за советом к доброму волшебнику, который жил по соседству.


Помоги мне понять, что надо сделать, чтобы люди меня заметили и я им
понравился.

Волшебник
немного подумал и ответил:


Тебе надо отправиться в страну, где никто тебя не знает. Как только ты туда
попадёшь, старайся вести себя так, чтобы с тобой было просто и удобно общаться.
Если сумеешь сделать это, то люди обязательно запомнят тебя, ты им обязательно
понравишься.

Этикет
хотел спросить ещё кое-что. Но волшебник взмахнул своей палочкой, и перед нашим
героем появились стол и стул. Этикет решил, что на самом деле сидя
разговаривать удобнее, чем стоя, сел за стол и облокотился на него.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Увидев
это, волшебник сделал ему замечание:


Этикет! Запомни! Нельзя класть локти на стол. Можно положить руки на край стола,
а локти надо прижать к бокам, чтобы не мешать соседям.


Но здесь же никого нет! – воскликнул наш герой, оглядываясь по сторонам.


Но они могли бы быть. Тем более, что в ходе твоего путешествия они обязательно
тебе встретятся и не один раз.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА


Раньше в дворянских семьях, – продолжал свой рассказ волшебник, – для того,
чтобы научить детей правильно сидеть за столом, им вкладывали подмышки книги,
которые надо было удерживать, прижимая локти к бокам. Так у детей
вырабатывалась привычка правильно сидеть за столом.


Как интересно! – воскликнул Этикет. – А какие правила ещё есть?


Ну, например, ты должен всегда, когда сидишь, следить за своей осанкой, –
сказал волшебник. – Расправить плечи и сесть прямо, но не напряжённо, а
естественно. Попробуй, это не так сложно, как кажется.

Этикет
попробовал пару раз сесть прямо и ненапряжённо. Заметив, как старается его
ученик, волшебник сказал:


Придётся подарить тебе волшебное зеркало, которое будет всегда показывать, как
правильно себя вести.

Волшебник
взмахнул палочкой, и тут же перед нашим героем появилось зеркало, в котором он
увидел своё отражение.


Как ты думаешь, почему именно так надо сидеть за столом? – спросил волшебник. –
Потому что такая поза подчёркивает скромность и красоту поведения человека, в
ней проявляется уважение к окружающим людям и умение думать о других. Бери
волшебное зеркало и отправляйся в дорогу. Желаю тебе добрых помыслов и
поступков.

Попрощавшись
со своим учителем, Этикет отправился в путешествие. Через некоторое время
дорога привела нашего героя в город, в котором, как и говорил волшебник, царили
незнакомые для Этикета обычаи и правила.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Только
наш герой собрался пройти через городские ворота, как его сразу же окликнул
стражник.


Куда? – грозно спросил он.


В город, – смущённо ответил Этикет.


Какой экзамен? – удивлённо спросил наш герой.


Экзамен на умение пользоваться столовыми приборами и вести себя за столом, –
ответил стражник, – хотите пройти экзамен?


Хочу, – сказал Этикет.

Тут
же перед нашим героем появился уставленный по всем правилам посудой и столовыми
приборами стол.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА


Запоминай следующие правила, – сказал стражник. – Вся посуда должна стоять по
прямой линии. Всё, что тебе необходимо, должно быть под рукой. То, что
потребуется раньше, нужно ставить дальше от тарелки, так удобнее брать.

Нож
для мяса должен лежать справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним –
рыбный нож и закусочный (он меньше). Слева, в таком же порядке, – вилки.


Ложка должна лежать за тарелкой, ручкой вправо или правее ножа.


Запомнил? – спросил стражник.


Запомнил, – ответил Этикет.


Тогда приступим к экзамену на вход в город. Позовите распорядителя городских
церемоний! – прокричал что есть силы стражник, заставив немного поёжиться
нашего героя.

Это
вам не шуточки ли. Экзамен будет принимать самый настоящий церемониймейстер!

Не
успел Этикет подумать об этом, как перед ним появился экзаменатор.

Этикет
представился ему, подошёл к столу и сел так, как учили его волшебник и волшебное
зеркало.


Просто отлично! – воскликнул экзаменатор. – Ты правильно и красиво сидишь за
столом. Ответь мне, малыш, Этикет задумался над тем, что же ему попросить из
еды.


Вот закажу что-нибудь этакое, а как его есть, совершенно не знаю.

И
тут на помощь нашему герою пришло волшебное зеркало, в котором Этикет увидел
подсказки.
Конечно же, на экзамене шпаргалками пользоваться нехорошо, но у нас же с вами
добрая сказка.


Чтобы скатерть на столе оставалась чистой, можно пользоваться салфетками и подставками
для приборов. Чаще всего за столом люди пользуются ножами, вилками и ложками.

Мясо
едят, пользуясь ножом и вилкой. Нож держат в правой руке, а вилку – в левой.
Мясо режут ножом, придерживая его вилкой, и по кусочку отправляют в рот.

Котлету
или мелко нарезанное мясо можно есть только вилкой, по кусочку отправляя его в
рот.

Рыбу
едят, пользуясь специальным ножом и вилкой или двумя вилками, чтобы с их
помощью отделять кости от мяса. Допускается в левой руке держать кусочек хлеба,
которым можно помогать отделять кости и поддевать рыбу на вилку.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Этикет
запомнил эти правила, отложил в сторону волшебное зеркало и с успехом сдал
экзамен на вход в город. Да настолько успешно, что сам церемониймейстер
пригласил его остаться жить в городе и назвать в честь него правила поведения
человека в различных жизненных ситуациях.

Красивая
и поучительная сказка, не правда ли? Надеемся, она вам понравилась. А теперь
попробуйте ответить на несколько вопросов.

1.
В чём красота этикета?

2.
Почему важно соблюдать правила этикета за столом?

3.
О каких правилах этикета вы хотели бы спросить волшебное зеркало и почему?

05.09.2018.
Тест. О РКиСЭ, 4 класс

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания – 5 балльная. Разбалловка теста – 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Список вопросов теста

Можно или нельзя вести себя следующим образом?

Варианты ответов

Это идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе.

Вопрос 3

Навстречу Маше по школьному коридору шла её учительница Евгения Ивановна и учительница другого класса. Как должна поздороваться Маша?

Вопрос 4

Вставьте пропущенное слово.
В чём же смысл этикета? В соглашении между людьми об одинаковом понимании того, что является привлекательным и приятным в ______ человека.

Вопрос 6

Составьте пословицы и поговорки. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

а гостям рад.

Не можешь – не обещай.

а говори меньше.

Вопрос 7

Прозвенел звонок. В класс вошла учительница. Её руки заняты учебниками и тетрадями. Витя приветливо здоровается с учительницей. Он в это время готовит доску к занятиям. Что, согласно этикету, должен сейчас сделать Витя?

Вопрос 8

Этому французскому монарху однажды захотелось как-то обобщить те правила поведения, которые были приняты при дворе, чтобы избежать их двоякого толкования придворными. Таким образом королевский каприз и подарил всему миру слово «этикет».

Вопрос 9

Какое из утверждений является верным?

Вопрос 10

Какое из утверждений является верным?
1. Мы можем говорить о том, что правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. 
2. Этикет позволяет людям так строить свои отношения, чтобы всем было удобно и приятно.

  • верно 1
  • верно 2

В
начале нашего урока скажите, можно или нельзя вести себя следующим образом:

·       
Толкать
других при входе в транспорт.

·       
Покупать
без очереди что-либо в магазине.

·       
Останавливаться
с друзьями посреди улицы в гуще прохожих.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Все
эти и многие другие правила поведения объединяет всего одно слово – ЭТИКЕТ.

Этикет
– это идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе.

Правила
этикета имеют свою давнюю историю. Впервые само слово «этикет» появилось ещё в
семнадцатом веке при дворе короля Людовика XIV.
Этому французскому монарху однажды захотелось как-то обобщить те правила
поведения, которые были приняты при дворе, чтобы избежать их двоякого
толкования придворными.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

На
одном из приёмов всем придворным были розданы специальные карточки, на которых
были написаны правила того, как необходимо одеваться и вести себя в присутствии
короля. Уже тогда, триста лет назад, эти предписания детально и однозначно
подчиняли определённым правилам поведение человека за столом, форму и
содержание общения в различных житейских ситуациях, внешний вид и манеры.

Эти
карточки с правилами с лёгкой руки Людовика XIV
были названы «этикетками». Таким образом королевский каприз и подарил всему миру
слово «этикет».

Первоначально
такие строгие правила поведения в обществе действовали исключительно при дворе
монарха, причём не только в самой Франции. Каждая уважающая себя династия
считала своим долгом придумать определённые правила поведения при своём дворе и
создать вокруг себя сложный церемониал с определённой степенью торжественности.

В
этих случаях этикет воспринимался как церемониал – официально принятый порядок
действий, обязательных при определённых обстоятельствах.

Причём
некоторые такие церемониалы современному человеку могут показаться довольно
необычными. Например, уже у знакомого нам изобретателя этикета, французского
короля Людовика XIV, существовал
целый отдельный церемониал вставания с постели.

Давайте с вами мысленно перенесёмся на несколько
столетий назад и поглядим на церемониал в спальне «короля-солнца».

Действие происходит в тот утренний час, когда
Людовик XIV обычно просыпается: дворяне, которые пользуются привилегией
присутствовать при пробуждении и одевании короля, один за другим входят в
спальню; туда же направляются принцы, управляющий двором короля, начальник
королевского гардероба и четыре камергера – это люди, которые отвечают за
внутреннее состояние королевских покоев.

Итак, торжественный акт вставания с постели
может начинаться. Король покидает свою знаменитую кровать, которая расположена
точно вдоль оси версальского парка. Ибо так же, как Солнце покоится в центре
небесных просторов, и «король-солнце» должен быть в центре своего двора.

За короткой утренней молитвой следует столь же
непродолжительная процедура утреннего омовения: главный лакей просто льёт
несколько капель духов на королевские руки.

Первый камергер надевает на королевские ноги
туфли и передаёт халат главному камергеру, который возлагает его на плечи
короля. Теперь Его Величество сидит в кресле. Королевский брадобрей снимает с
него ночной колпак и причёсывает волосы, в то время как первый камергер держит
зеркало.

Не спешите смеяться! Все эти детали были чрезвычайно
важны и имели исключительное значение для тех, кто состоял при дворе
французского монарха. Высоким знаком отличия считалось позволение надеть туфли
на ноги короля или помочь ему накинуть халат.

К обладателям таких привилегий другие
придворные относились с нескрываемой завистью. Последовательность, с которой
выполнялись утренние процедуры, была установлена самим королём и никогда не
менялась.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Ну а, например, королевская чета Испании была в
буквальном смысле «неприкасаемой». Однажды, когда королева Мария Луиза ехала
верхом, лошадь понеслась и сбросила всадницу с седла. Королева просто чудом не
разбила свою голову вдребезги!

Два испанских офицера кинулись к ней,
подхватили королеву, высвободили её ноги из стремени. Словом, спасли ей жизнь.

Как вы думаете, такой поступок достоин награды?

«Конечно, да, — скажете вы, — их наверняка
наградили за смелость». И ошибётесь.

После спасения своей королевы отважные офицеры
тут же повернули лошадей и поскакали прочь во весь опор. Они должны были пересечь
границу родной страны, чтобы избежать смертной казни за прикосновение к телу
королевы.

Ведь даже коснуться её ноги, для того чтобы
освободить из стремени, согласно правилам придворного этикета, было ни в коем
случае нельзя! Это могла сделать лишь дама, надевающая королеве туфли. Мария Луиза приложила немало усилий, чтобы
уговорить своего супруга и не дать ему казнить её спасителей, которые теперь
стали преступниками по закону.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Ну а другой испанский монарх Филипп III и вовсе
получил сильные ожоги, уснув сидя перед камином, потому что единственный гранд,
которому была пожалована привилегия двигать королевское кресло, куда-то
отлучился.

Может быть поэтому и была придумана поговорка
сгорел на работе.

Конечно, со временем подобные церемонии
остались далеко в прошлом или существенно упростились, а также стали частью
жизни всего общества, а не только королей и императоров.

И в современном мире, когда говорят о различных
церемониалах, как правило, это связывают уже не с монархами, а, например, с
различными официальными церемониями.

Так, во время открытия каждой Олимпиады
обязательной частью церемониала является парад участников олимпийских сборных.

Ну а если вы хоть раз видели парад на Красной
площади, то могли заметить, что в начале парада министр обороны нашей страны
объезжает войска и приветствует их, слыша в ответ троекратное «Ура!».

Мы
можем говорить о том, что правила этикета создавались и оттачивались на
протяжении веков. Более того, у разных народов есть свои национальные и
культурные особенности. Например, при проведении свадебных обрядов или
праздновании знаменательных дат.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

В
наши дни этикет проявляется в манерах, жестах, речи, поведении людей в
ежедневном быту, на работе, на улице, в общественных местах, в гостях и на
церемониях, приёмах, деловых переговорах и даже в одежде.

Например,
во многих школах есть свои правила о том, как должны одеваться учителя и
ученики, в чём они должны ходить в школу.

Этикет
позволяет людям так строить свои отношения, чтобы всем было удобно и приятно.

Например,
каждому человеку важно быть аккуратным, опрятным, чтобы на него было приятно
смотреть и приятно с ним общаться. Необходимо быть точным и пунктуальным (не
опаздывать), выполнять свои обещания, чтобы не подводить других.

Итак,
в чём же смысл этикета? В соглашении между людьми об одинаковом понимании того,
что является привлекательным и приятным в поведении человека.

Вы,
наверное, слышали выражение «так принято» в том или ином обществе. Это значит,
что люди договорились, условились между собой о соблюдении общих для всех
правил в повседневной жизни и общении. Поэтому данные правила часто называют
условными.

Наиболее
разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века,
закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями
людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

Многие
правила этикета, вобравшие в себя народную мудрость, со временем стали
пословицами и поговорками. Например:

·       
Слушай
больше, а говори меньше.

·       
Пообещал
сделать – сделай. Не можешь – не обещай.

·       
Хоть
не богат, а гостям рад.

·       
Уважая
человека, уважаешь себя.

Эти
правила вошли в повседневную жизнь человека и отражают его воспитанность.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций из школьной жизни и постараемся вывести
из них общие правила этикета.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Прозвенел
звонок. В класс вошла учительница. Её руки заняты учебниками и тетрадями. Витя
приветливо здоровается с учительницей. Он в это время готовит доску к занятиям.

Что,
согласно этикету, должен сейчас сделать Витя?

Конечно
же, помочь учительнице и взять из её рук учебники и тетради.


МУДРОСТЬ ЭТИКЕТА И КРАСОТА ЭТИКЕТА

Следующая
ситуация. Навстречу Маше по школьному коридору шла её учительница Евгения
Ивановна и учительница другого класса.

Как
должна поздороваться Маша?

Маша
должна поздороваться не только с Евгенией Ивановной, но и с другой
учительницей, даже если с ней она не знакома.

Значит,
в любых ситуациях важно помнить о другом человеке, не допускать своего
неуважения к нему, не причинять ему вреда, не ставить его в неловкое положение,
не обижать.

Мы
чаще всего знаем, как надо поступать. А вот поступаем ли так? Правила этикета
не требуют особых усилий, чтобы их узнать или понять. Усилия требуются для
того, чтобы их соблюдать и чтобы они стали привычкой.

В
конце нашего урока попробуйте ответить на несколько вопросов.

1.
Что такое этикет?

2.
Какие правила этикета вы можете назвать?

3.
Почему важно соблюдать правила этикета?

Тема: «Премудрости этикета».

Цели урока по линиям развития личности.

– урок изучения нового материала

– это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтоб быть приятным другим людям.

– официально принятый порядок действий, обязательных при определенных обстоятельствах.

Межпредметные связи – история, этика, культурология, окружающий мир и литература

Овладение морально – этическими нормами поведения через выявление нравственного значения поступков героев сценок. Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сценок. Восприятие прослушанного и рефлексия на содержание (формулирование своей точки зрения о героях, подтверждая её фактами, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию). Умение слушать ответы детей, дополнять и уточнять их ответы. Умение вести диалог, проявляя уважение к другому мнению; полно и точно выражать свои мысли.

1-я линия развития личности:

Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

2-я линия развития личности:

Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных

Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.

Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни.

Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.

Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.

листы и маркеры для групповой работы. персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе, работа в паре, инсценирование ситуаций, игровая технология.

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

– О чём?

– О разном и о прочем.

– О том, что хорошо.

– И хорошо не очень.

– Чего-то знаешь ты.

– А что-то мне известно.

– Поговорим. Вдруг будет интересно .

– Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

– Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас? Составляем план урока:

1. Определяем проблему урока.

2. Вспоминаем то, что знаем.

3. Решаем проблему, открываем новые знания.

4. Применяем новые знания.

Мы живём в общем доме, все мы разные, но планета у нас одна. И как раз потому, что нас так много, и что мы живём все рядом – необходимо жить в мире и согласии, в дружбе и уважении, протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому мы не можем делать всё, что вздумается.

II. Актуализация опорных знаний.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда).  Слайд2

1.        Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. ( Этика)

2.        Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3.        Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. ( Эгоизм)

4.        Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. ( Порок)

5.        Положительное нравственное качество, высокая нравственность. ( Добродетель)

6.        Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. ( Справедливость)

Ш. Целеполагание. Постановка проблемы.

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

Обсудите в парах, что такое этикет? Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает?

Что обозначает это слово? – Ответ можно найти в учебнике на с.30 и в словаре. ( С. И. Ожегов, с. 731)  Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». Выслушиваются ответы детей.

. Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.cлайд3. От французского названия карточек – «этикетка» – и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». Слайд4. В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». Слайд 5. На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.

Работа в группах.

– Пользуясь словарём, объясните значения слов: мораль, нравственность, этика. Слайд6

–  Обсудите в парах, почему эти слова могут употребляться как синонимы. Приведите примеры . Для чего нужен этикет? И почему нужно его соблюдать?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

В чем премудрости этикета?слайд7

-Когда и где требуется знание этикета? Ответы детей.

Конечно, нужно уметь себя вести не только за столом, нужно уметь себя вести в театре, на концерте, в музее, на выставке, на стадионе, в транспорте, дома и вне дома — всегда.слайд8

или культура поведения, — это единое понятие, которое вырабатывается обществом и воспитывается с детства. Он основан на уважении к личности. Каждый должен вести себя так, чтобы не доставлять неудобства и неприятности окружающим — такова цель этикета.

Мы можем говорить о том, что правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов есть свои национальные и культурные особенности. Например, при проведении свадебных обрядов или праздновании знаменательных дат.

Вы, наверное, слышали выражение «так принято» в том или ином обществе. Это значит, что люди договорились, условились между собой о соблюдении общих для всех правил в повседневной жизни и общении. Поэтому данные правила часто называют условными.слайд9

Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

б)Многие правила этикета, вобравшие в себя , со временем стали пословицами и поговорками. Например:

–    Слушай больше, а говори меньше.

–    Пообещал сделать – сделай.

–    Не можешь – не обещай.

–    Хоть не богат, а гостям рад.

–   Уважая человека, уважаешь себя. Работа в парах ,объясняют значение пословиц, приводят свои примеры. Можно вспомнить фразеологизмы.

Эти правила вошли в повседневную жизнь человека и отражают его воспитанность. Давайте рассмотрим несколько ситуаций из школьной жизни и постараемся вывести из них общие правила этикета.слайд10

. Вы учитесь в 4 классе и вы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?

1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: “Здравствуйте, Татьяна Ивановна!”.

2. Мальчик здоровается с девочкой, (

Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: “Здорова, Ларина!”

– Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд11

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет.

– При помощи чего мы, выражаем свои мысли? (через речь)

-А всегда ли наша речь прекрасна?

Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

Обсуждение просмотренного отрывка.

– Почему мы так говорим?

– Все ли вам было понятно в его речи?

– Что вам показалось смешным?

– Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону –Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим. Это

А какие слова независимо от возраста времени года настроения всегда всем понятны и уместны?

Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» – все желания маленького героя исполнялись, как только он стал вежливым. Но вежливость – это не просто «». Это в первую очередь внимание к людям, вы не сказали ни слова – просто придержали тяжёлую дверь в метро, в магазине, пропустили вперёд пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжёлую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких «спасибо» и «пожалуйста» понял, что вы – человек вежливый. Конечно, слова тоже не стоит забывать, но всё же главное поступки. Стоит запомнить простую истину: «Ничто не стоит нам так дёшево не ценится так дорого, как вежливость» Правила вежливости:  будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя, прощайся, научись вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Четыре волшебных слова – ЭТИКЕТА основа. Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА  и СПАСИБО.

Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!» – здоровья желаю. « Благодарю!» – благо дарю

«Извините!» – признаю свою вину. Прошу простить.

«Спасибо!» – спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь гораздо эффективнее.

– Какие еще правила общения вы знаете?

Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. ( Как думаете, почему?) Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. ( Бывает такое?) Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. ( Приходили?) Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики?

В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. ( Вы знали об этом?) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу – таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы».

– Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?

– Каково содержание правил этики (морали)?

– В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку?

– Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе?

– А как могут быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения на «вы» и поведение человека?

– Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника, помогает соблюдать правила уважения старших? Слайд 12

Этика – внутренний смысл нравственных правил поведения – важнее его внешней формы (этикета). ( Вы согласны с этим утверждением?) Однако без знания этикета можно попасть в неловкую ситуацию. ( А если хорошо знать правила этикета?) При встрече с незнакомым человеком мы вначале оцениваем, как он одет, как обращается к нам, какие использует выражения, тон,

интонации, жесты, какое у него выражение лица. Всё это – внешние формы поведения. Например, двое ребят знакомятся во время игры на улице. Обоим интересно друг с другом. Оба знают содержание правила морали, этики: «Нельзя обижать другого». Однако один из ребят не обращает внимания на внешнюю форму поведения – этикет. Он широко зевает, не прикрывая рта, плюёт на пол. ( Вы встречали таких?) В результате второй делает неправильный вывод: «Ему со мной неинтересно, похоже, он хочет меня обидеть». И всё потому, что первый приятель «одел» свои поступки не в те жесты и формы – не знал этикета.

Свой этикет существует и в одежде. Надевая праздничный костюм, человек словно говорит себе: «Сегодня я иду на день рождения к другу, а не просто попить с ним чаю – надо поздравить друга и сделать ему приятный подарок!» Возвращаясь из туристического похода, человек меняет пропахшую дымом костра куртку и джинсы на деловой костюм. Тем самым он напоминает себе, что на работе или в школе нельзя кричать и дурачиться, как в лесу.

Одежда, жесты, особые фразы – всё, что называется формами этикета, – помогают нам соблюдать правила этики, не забывать их смысла и содержания. ( Согласны ли вы с этими правилами?) Можно ли обойтись без внешних форм и условностей? Бывает, что и можно. Но так будет труднее держать себя в руках, поступать как достойный, нравственно воспитанный, культурный человек.

Знание этикета не гарантирует, что поведение человека будет этичным. ( А такие ситуации вы встречали?) Ведь этикет только форма. Может быть и такое: человек всегда говорит другим «вы», но при этом обманывает их и не краснеет за свою ложь. Всё-таки содержание важнее формы.

– Попробуйте назвать несколько форм этикета и привести несколько примеров правильного поведения для каждой из этих форм.

– Что вы думаете о форме одежды? Слайд 13

– А есть ли смысл в нормах, обязывающих вести себя определённым образом, а не иначе? Слайд 14

– Если человек соблюдает правила этикета, означает ли это, что он поступает правильно, достойно?

– Что же важнее: форма или содержание внутреннего мира человека? Слайд 15

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой

А теперь поработаем в группах. Представление групп своих позиций. Обсуждение результатов работы.

– Какие виды этикета встретились в ситуациях? Слайд 16

Ситуации для 1 группы

1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка, и ее все отталкивают. Как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

Ситуации для 2 группы

1. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

2. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации

Ситуации для 3 группы слайд 17

1. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

2. Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?

Проблемный вопрос «Зачем нужна школьная форма!»  «Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе?»

1 группа-«Спикеры»( Утверждающая команда, которая будет приводить свои весомые аргументы в пользу школьной формы)2группа «Спикеры»(отрицающие школьную форму)3группа «Тьютеры»(тренеры внимательно выслушивают  все точки зрения, не вмешиваясь в спор, затем отдают свой голос в поддержку той или иной группы, аргументируя свой выбор.

– Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника, помогает соблюдать правила уважения старших? слайд18

Зачем нужна форма в школе?

– Какой вывод вы можете сделать?

Один из возможных ответов такой: «Внешний вид человека должен соответствовать его внутреннему миру, а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу  ученик надевает школьную форму, на работу взрослые – деловой костюм, в театр или в гости – праздничную одежду».слайд18

– Сравните свой вывод с авторским .

«Этикет – внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда, которыепомогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этики (морали)».

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает выполнить в группах  задания

– Объясните смысл высказываний, приведите примеры из жизни или произведений художественной литературы. Слайд 19

1-я группа: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». ( Блез Паскаль)

2-я группа: «Нравственные правила похожи на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни». ( Пьер Буаст)

3-я группа: «Человек без твёрдых правил почти всегда лишён характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила». ( Никола Шамфор)

VII. Итог урока. Рефлексия.        – Давайте вернёмся к проблеме урока.

– Какую проблему мы поставили в начале урока?

Что мы хотели выяснить?  Что такое этикет?   слайд 20

– Итак, этикет – это внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда, которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этики (морали).

– Что вам захотелось рассказать своим друзьям, о чём поговорить с ними?

Назовите общие для всех правила этикета.

– Какие ситуации в жизни вам вспомнились, когда мы говорили об этикете?

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

«Роза ветров». Выберите «стикер» по цвету и определите свое эмоциональное состояние. Ученики определяются с выбором, Звучит песня «Ветер перемен».

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Вывод- Знание правил этикета и свободное владение ими требуется каждый день — то в виде вежливого обращения, то как внимание, иногда как готовность помочь, как проявление такта в отношениях с людьми.

“Поведение – это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. ( И. Гёте)

«Если не знаете как поступить, поступайте по этикету»

VII. Домашнее задание.слайд21

-Возьми в библиотеке книгу Алины Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Прочитай эти весёлые правила, они помогут тебе вести себя не только правильно, но и красиво.

-Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока.

-Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. И мы проведем конкурс «Коллекция хороших манер».

Закончить сегодняшний урок хочется словами Д. Лихачева «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.»

Спасибо за урок.

Модуль «Основы светской этики»

Тема. « Премудрости этикета!»

Выполнила: учитель начальных классов

Сметанина Ольга Викторовна

МБОУ СОШ №5 г. Нарьян-Мара

: Включить детей в эмоционально – творческую деятельность; расширить и обогатить их знания  о правилах этикета.

Конверты с заданиями, плакат на тему встречи, презентация.

Презентация по ОРКСЭ