к Годовому плану
МБДОУ «Д/с № 23»
на 2020 – 2021 гг.
План работы «Школы молодого воспитателя» на 2020-2021 учебный год
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками.
1. Обеспечить наиболее легкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями;
3. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:
План-график работы с молодыми воспитателями
на 2020 -2021 учебный год
Современное образование – один из решающих факторов развития всей страны. Сегодня определены пять основных направлений развития общего образования, а также направления кадровой политики в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства. Для системы образования в целом характерны снижение престижности педагогического образования, «старение» педагогических кадров, недостаточное финансирование проектов по улучшению социального статуса педагогов. Поэтому, привлечение молодых специалистов для работы в системе общего образования поможет решить проблему кадрового обеспечения, соответствующего современным требованиям. Привлечение молодых специалистов, получивших современное профессиональное образование, позволит ускорить внедрение в систему общего образования стандартов второго поколения, современных информационных и коммуникационных, здоровьесберегающих технологий, других педагогических инноваций. Актуальным для руководителей образовательных учреждений при работе с кадрами является создание условий для их адаптации и закрепления в школе, перспектив профессионального роста.
Процесс профессионализации непосредственно связан с личностным становлением, которое способствует становлению статусному (внешнему), и характеризуется изменением взаимоотношений с социумом, формированием профессионального самоопределения.
Таким образом, назрела необходимость создания в структуре методической службы появления «Школы молодого педагога», объединившей молодых учителей со стажем работы до пяти лет.
Как показывает практика, выпускники ВУЗов, колледжей приходят в школу, имея неплохие теоретические знания, но, не имея практики. Зачастую, вчерашние студенты не догадываются – с какими проблемами им придется столкнуться. И, проработав год по специальности, бегут на поиски другой работы. Поэтому так актуально стал вопрос о помощи молодым педагогам и создании «Школы молодых педагогов», как организации, осуществляющей эту помощь.
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и опытный учитель. Ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. И сегодня требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.
С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
«Школа молодого педагога» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии,
важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
«Школа молодого педагога» представляет комплекс семинаров, круглых столов, практикумов. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находок. Итогом учебного года может быть самопрезентация молодых специалистов, где они могут представить результаты своей профессиональной деятельности.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
оказание практической помощи молодым и малоопытным учителям в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства.
Предполагается, что в результате реализации программы молодые специалисты будут способны: 1. Осмыслить свою роль в обществе через знакомство с нормативно-правовой базой, необходимой для работы учителя. 2. Применять различные методические приемы в своей профессиональной деятельности, адекватно адаптируя их к реальным образовательным ситуациям; 3. Проводить анализ и рефлексию деятельности, выявлять причины своих профессиональных затруднений и выбирать методы их устранения; 4. Грамотно спланировать работу по осуществлению связи школы с семьей, центрами дополнительного образования, общественными организациями. 5. Выстроить психологический контакт с педагогическим, ученическим, родительским коллективами. 6. Грамотно презентовать и предъявлять себя, как специалиста и свою профессиональную деятельность через современные формы.
7. Участвовать в профессиональных мероприятиях: конкурсах, семинарах, конференциях. 8. Повышение у молодых педагогов интереса к профессии.
9. Формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем.
Направления работы «Школы молодого педагога»
1. Диагностика затруднений в деятельности молодых учителей, их профессионального уровня и др.;
2. Просветительская деятельность (познания в области педагогики, психологии, методики);
3. Оказание практической помощи в работе с документацией, при составлении рабочей программы, заполнении журнала, планировании урока и др.;
5. Вовлечение в активную деятельность для повышения профессионального уровня через участие в конкурсах, конференциях разного уровня.
6. Ликвидацию трудностей, возникающих в области: правовой грамотности;-организации учебно-воспитательного процесса;-методики преподаваемых предметов;-организации работы с классным коллективом и родителями учащихся;-самопрезентации, раскрытия творческого потенциала.-психологической адаптации молодого педагога.
Основные виды деятельности.1. Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.2. Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.3. Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.4. Посещение уроков молодых специалистов.5. Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.6. Организация разработки молодыми специалистами дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога и классного руководителя, знакомство с нормативной правовой базой образовательного процесса, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие обучающихся, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива. Таким образом, грамотное управление процессом профессиональной адаптации и профессионального становления помогает не только профессиональному росту молодых специалистов, но и содействует развитию учреждения образования. Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в учреждении образования – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.
Для того, что бы этот процесс был успешным необходимо организовать наставничество.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
– помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели.
О ШКОЛЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность структурного подразделения, которое создается в Щербиновском районе при наличии в учреждении молодых специалистов, не имеющих стажа педагогической работы, а так же педагогов со стажем работы до пяти лет.
1.2. Ш МП действует в соответствии с законодательством РФ , в том числе законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением об Управлении образования, приказами Управления образования, настоящим Положением.
2. Цели, задачи и виды деятельности.
2.1. Целью создания ШМП является адаптация начинающих педагогов в коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление.
2.2. Задачами деятельности ШМП являются:
2.3. При решении поставленных перед ней задач ШМП взаимодействует с соответствующими структурами, как в районе, так и за его пределами.
2.4. Основные виды деятельности ШМП:
3. Состав ШМП и организация работы.
3.1. В состав ШМП входят молодые педагоги их наставники и учителя, готовые передавать накопленный опыт.
3.2 . Руководство ШМП осуществляет опытный педагог.
3.3. Руководитель ШМП осуществляет организацию и руководство всеми видами деятельности ШМП и несет ответственность за результаты её работы.
3.4. Вопрос о приеме работника в ШМП должен быть согласован с директором.
3.5. Плановые заседания ШМП проводятся 1 раз в квартал с обязательным присутствием всех молодых специалистов и наставников (далее слушателей).
3.6. План работы ШМП разрабатывается руководителям ШМП и утверждается Советом.
3.7. В ШМП ведется следующая документация:
4. Права и обязанности слушателей ШМП
4.1. С целью выполнения функций, закрепленных данным Положением, ШМП имеет нижеследующие права и обязанности:
4.2. Слушатели ШМП имеют право:
4.3. Слушатели ШМП обязаны:
5. Обязанности администрации школ.
5.1. Районный методический кабинет и администрации школ оказывают ШМП всемерное содействие, предоставляют необходимые материалы и документы, иные сведения необходимые для осуществления деятельности.
Сведения о молодом специалисте
Сведения об учителе – наставнике
План работы с молодыми специалистами
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Срок реализации – 3 года
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Топановой Т. М.
К сожалению, в современных условиях профессионального образования недостаточное внимание уделяется практико – ориентированной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник вуза, колледжа вынужден в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В МБОУ СОШ № 7 процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Современной школе нужен профессиональный компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
Составление планов работы с молодыми специалистами.
План работы информационно-методического центра включает:
* создание оптимальных условий для успешной работы
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
Работа по Программе «Школа молодого педагога» – составная часть методической службы.
обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога; создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
2. Задачи программы:
3. Планируемые результаты
4. Индикативные показатели Программы:
5. Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
5.1. Основные направления работы по реализации Программы
2. Этапы реализации Программы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
I этап (1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»
II этап (2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
III этап (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии
3. Планируемые результаты Программы:
Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
профессионального становления молодого педагога ___________ года работы
(первого; второго; третьего)
в должности «учитель»
(Ф. И. О. молодого педагога)
на __________ учебный год.
Показатели системы оценки
профессиональной деятельности молодого педагога
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.
2. Культура ведения документации.
3. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
4. Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
10. Участие в инновационной работе.
11. Осуществление самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
13. Дисциплинированность и ответственность.
14. Достижения воспитанников.
Анкета для педагога наставника
для анализа промежуточных результатов работы
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.
К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат.
Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:
Анкеты для молодого педагога
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
2. Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?___________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?
– в календарно-тематическом планировании
– в составлении рабочей программы
– в составлении перспективного планирования
– в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
– в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой)_______________________________________________________________
– в проведении организованной образовательной деятельности
– в проведении педагогической диагностики
– в проведении культурно-досуговых мероприятий
– в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников
– в проведении других мероприятий (укажите, каких)_______________________________________________________________
– в общении с коллегами, администрацией
-в общении с воспитанниками
– в общении с родителями воспитанников
– другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
– целесообразно организовать рабочее пространство
– формулировать цели, задачи
– выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)
– мотивировать деятельность воспитанников
– формулировать вопросы проблемного характера
– создавать проблемно-поисковые ситуации
– подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
– активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД
– организовывать сотрудничество между воспитанниками
– организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
– реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
– развивать способности воспитанников
– другое (допишите)________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– практико-ориентированному семинару
– курсам повышения квалификации
– творческим лабораториям
– индивидуальной помощи со стороны наставника
– школе молодого педагога
– другое (допишите)__________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– типы занятий, методика их подготовки и проведения
– методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
– приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
– оценка достижений воспитанников, динамики развития
– психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
– урегулирование конфликтных ситуаций
– формы работы с родителями
– формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
Продолжение приложения 4
Анкета для молодого педагога
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.
1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:
– каждый день;
– один раз в неделю;
– 2–3 раза в месяц;
– вообще не встречались;
2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
– 3,5–2,5 часа в неделю;
– 2–1,5 часа в неделю;
– полчаса в неделю;
3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:
– 60–40 процентов;
– 70–30 процентов;
– 80–20 процентов;
4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
– да, всегда;
– нет, не всегда;
– нет, никогда;
5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?
– да, каждый раз после окончания задания;
– да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
– да, раз в месяц;
6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?
8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________
Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога
Молодой воспитатель: _____________________________________
Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.
посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.
обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы
полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.
В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________навыки, в особенности навыки__________________.
Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества
за _______ учебный год