Елена Александровна Булахова
Эксперт по предмету «Педагогика»
Классный руководитель – это учитель в школе, который осуществляет функции организации школьной жизни учащихся; сохранения, укрепления и развития взаимопонимания и взаимодействия учащихся между собой, с родителями и иными участниками образовательного процесса.
Учитель в социокультурной среде
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №1» г. Новоалтайска
Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой, средствами массовой информации, искусством, социально-экономическими ситуациями. Школа дает знания, развивает и воспитывает ребенка.
Но постепенно приходит осознание того, что школа, занимающаяся лишь проблемами обучения, не выполняет в полной мере свою миссию – адаптацию, подготовку и социализацию подрастающего поколения. Отсюда проблемы безнадзорности, алкоголизма, токсикомании, резкое увеличение количества правонарушений среди несовершеннолетних. Необходимо возродить институт воспитания. Причем если десять-пятнадцать лет назад стержнем такой работы могла стать воспитательная система школы, то сегодня нужно искать иные пути, способствующие интеграции воспитательных влияний как внутри, так и за ее пределами. Речь идет о создании воспитывающей среды, которая явится формой адекватного взаимодействия школы и социума; среды, способной помочь ребенку, подростку найти свое место в сообществе и актуализировать свои социально и индивидуально значимые возможности.
Таким образом, социокультурная среда для современного учителя есть совокупность содержательных пространств его деятельности, анализ и построение педагогических ситуаций, в которых выстраиваются качественные связи между участниками событий.
Выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается со времен Платона. Обучающая и воспитывающая среда – это постоянно расширяющая сфера деятельности подрастающего человека.
Огромный вклад в разработку проблем организации педагогической среды внесли: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дью, М. Монтессори, С. Т. Шацкий и многие другие теоретики и практики образования.
Вопрос о взаимодействии педагога с социальным пространством не нов. Педагог всегда включал в образовательный процесс всех субъектов социокультурной среды: родителей, педагогов дополнительного образования, представителей производственной, культурной, просветительской общественности. Но в настоящее время возможности социокультурной среды значительно расширились. Это делает процесс образования и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих моментов. Роль учителя заключается не только в учете этих факторов, но и их интеграции.
Цель работы учителя в социокультурной среде – создание условий для становления человека — гражданина, интегрированного в современное общество,
Деятельность учителя в социокультурной среде должна строиться на следующих принципах:
В деятельности педагога в социокультурной среде я выделяю следующие этапы:
Как же мне удается сделать социокультурную среду позитивной для учащихся?
Во-первых, на этапе диагностики я изучила возможности социокультурной среды моих воспитанников.
Во-вторых, я включаю в нее самых важных участников воспитания – родителей.
Не менее важными помощниками в моей работе являются учреждения культуры города и края и учреждения дополнительного образования.
Большую поддержку в воспитании учащихся мне оказывают промышленные предприятия города.
Важным фактором в формировании социокультурной среды являются социальные акции.
Затем я определила значимость каждого из этих субъектов социокультурной среды посредством ранжирования. Учащиеся класса наиболее значимыми для себя считают: семью, школу, центры досуга и творчества, церковь.
Теперь моя задача – превратить педагогическое действие в педагогическое взаимодействие путем создания воспитательных ситуаций, позволяющих сделать социокультурную среду позитивной для учащихся.
Как я строю свою работу в социокультурной среде, учитывая все выше перечисленные факторы?
Организованная мною работа с родителями, которые помогают в учебно-воспитательном процессе, включает:
Индивидуальные консультации , беседы
С целью повышения культурного уровня учащихся, развития кругозора, воспитания чувства патриотизма осуществляю взаимодействие с культурными учреждениями города и края.
Взаимодействие с культурными и спортивными учреждениями города и края
Сотрудничество с музеями
Сотрудничество с городской детской библиотекой
Встречи с поэтами города Новоалтайска
Посещение театров, кинотеатров, концертов
Посещение бассейна, поездки на лыжную базу
Поездки в краевую библиотеку
С целью профориентации организовываю экскурсии на предприятия города и приглашаю представителей различных профессий на классные часы:
Встречи с представителями различных профессий
Моя цель как педагога и воспитателя – организовать свободное время учащихся, развить их способности, наклонности. Поэтому осуществляется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, секциями, кружками:
образовательные учреждения, секции
Школа искусств (закончили пять человек, обучается один человек)
Курсы при художественном училище
С целью воспитания социальной направленности личности, воспитание чувства патриотизма мы совместно с учащимися участвуем в социальных акциях:
Краевой конкурс «Алтайские россыпи»
Концерт ко дню города
Очистка поймы реки Чесноковки
Уборка школьной территории и бульвара имени Землянова
Участие в национальном кроссе
Участие в митингах против войны и наркомании
Вахта у стелы на бульваре имени Землянова
В результате деятельности в социокультурной среде мы совместно с учащимися добиваемся:
Проводимая мною работа посредством организации учебно-воспитательной работы в школе и в социокультурной среде позволяет выполнить миссию школы и педагога – подготовить своих воспитанников к настоящей взрослой жизни и самореализации в социуме.
Н Н Журба
Социально-культурная деятельность классного руководителя.
Социально-культурная деятельность классного руководителя в современной образовательной школе
Н. Н. Журба
Socio-cultural activities of class teacher in modern educational school
N. N. Zhurba
Аннотация. В статье представлены современные требования к осуществлению деятельности классного руководителя в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования, обоснована актуальность приоритетных задач, поставленных перед классным руководителем в соответствии с обновлением содержания и организации педагогического процесса, особый акцент сделан на деятельностный подход в образовательном процессе, аргументирована необходимость осуществления классным руководителем социально-культурной деятельности, определены цели, задачи, критерий эффективности осуществления социально-культурной деятельности с обучающимися, которую автор статьи рассматривает как активно-деятельностное состояние личности, выражающее положительное отношение и направленность на сотрудничество и взаимодействие с учащимися, психолого-педагогическую вооруженность и наличие профессионально важных умений и навыков организации социально-культурной деятельности, предложена структура готовности классного руководителя к социально-культурной деятельности с обучающимися.
Abstract. The article presents the current requirements for the implementation of class teacher activities in the conditions of realization of Federal
state standards of General education. Relevance of priority tasks of class teacher in accordance with the content updating and organization of the teaching process are discussed. Special focus is placed on active approach in the educational process. The necessity of implementation of class teacher’s socio-cultural activities is argued.
The goals, objectives, criteria of effectiveness implementation of socio-cultural activities with the students are defined, which the author regards as an active-activity state of the individual, expressing the positive attitude and focus on collaboration and cooperation with students, psycho-pedagogical capability and the availability of professionally important skills of the organization socio-cultural activities. The structure of the class teacher’ willingness to socio-cultural activities with the students is suggested.
Ключевые слова: классный руководитель, социально-культурная деятельность, готовность классного руководителя к осуществлению социально-культурной деятельности с обучающимися, деятельностный подход, по-требностно-мотивационный, когнитивно-смысловой, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты.
Keywords: class teacher; socio-cultural activity; willingness of the class teacher to implement socio-cultural activities with pupils; activity ap-
proach, requirement of motivational, cognitive-semantic, operational activity, emotional-volitional and reflexive-evaluative components.
В истории развития человечества до недавнего времени смена материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей.
Передача опыта в процессе воспитания происходила от более старших – к младшим, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.
Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений.
Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать не только по тому, насколько воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать, делать нравственный выбор и принимать решения.
Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно динамичном обществе ближайшего будущего, современный выпускник должен обладать рядом качеств: быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, необходима высокая психологическая мобильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать новое, полезное для развития общества в целом.
Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период.
В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя.
Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.
Сегодня бытует мнение некоторых родителей, что, к сожалению, наша школа недостаточно хорошо готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живет страна.
Мы видим одним из вариантов изменения существующего в школе положения вещей и общественных представлений – это предоставление возможностей для воспитания самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, обеспечение самостоятельной творческой деятельности ребенка в школе, ориентирование его на эту деятельность и вне школы.
Для этого необходимо обратить внимание на осуществление социально-культурной деятельности в школе, выработать новые или дополнить и пересмотреть старые методы обеспечения условий для полноценного творческого и интеллектуального развития детей. Организации их качественного досуга в стенах школы во внеурочное время и ведущая роль отводится классному руководителю, в работе которого сосредоточены инструменты взаимодействия различных специалистов, так или иначе причастных к обучению, воспитанию и социализации одарённых детей, активизации деятельности различных координирующих систем, представленных не только учреждениями дополнительного образования, но и общественными организациями и движениями, а также социальными партнерами.
От результатов педагогических решений классного руководителя в значительной степени зависит эффективная адаптация обучающихся в социокультурном пространстве, успешное развитие их способностей и склонностей, возможности к самореализации.
Ценность такого подхода заключается в том, что соответствующая социально-культурная деятельность имеет адресный и дифференцированный характер и основывается на сложи-
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
вшихся в детском коллективе традициях, системе ценностей и решает такие задачи, как:
– формирование нравственной устойчивости, общественной активности, расширение социального опыта учащихся;
– создание условий для успешной адаптации и социализации личности ребенка через эффективную реализацию форм социально-культурной деятельности;
Это соответствует целям и задачам, указанным в Примерном положении о деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении в условиях реализации современной модели образования МОиН Челябинской области (от 25.09.2012 № 3/3), таким как:
– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
– организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся;
– формирование и развитие коллектива класса, поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
– организация системы гуманистических отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
Учитывая вышесказанное, в структуре готовности классного руководителя к социально-культурной деятельности с детьми выделим потребностно-мотивационный, когнитивно-смысловой, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Потребностно-мотивационный компонент отражает положительное отношение и внутренние побуждения классного руководителя к активному взаимодействию и сотрудничеству с детьми в социально-культурной деятельности во внеучебном пространстве общеобразовательной школы. Когнитивно-смысловой компонент раскрывает понимание и системные представления классного руководителя о своей роли и функциях в обеспечении помощи учащимся в индивидуальном самоопределении, преодолении проблем социализации, самореализации в социально-культурной деятельности. Операционно-деятельностный компонент означает владение эффективными способами выявления причин затруднений учащихся в коммуникациях, создание условий для удовлетворения их психологических потребностей, координации усилий различных специалистов и «поддерживающих систем», взаимодействия с родителями учащихся в проектируемой социально-культурной деятельности. Эмоционально-волевой компонент касается
эмоционального самосознания и волевой сферы личности классного руководителя и указывает не те эмоциональные и волевые проявления, которые целесообразны и допустимы во взаимодействии с учащимися. Рефлексивно-оценочный компонент базируется на осмыслении классным руководителем осуществляемой социально-культурной деятельности с детьми, анализе и оценке достигаемых результатов с позиции поставленных задач и профессиональных требований и регламентов. Немаловажную роль в этом играет умение классного руководителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, стимулировать их творческую активность, что, как показывает опыт, возможно сделать во внеурочное время средствами социокультурной деятельности. Задача взрослого наставника состоит в том, чтобы пробудить интерес детей, предоставить ребятам возможность выбора форм деятельности, создать условия для общественной активности, расширения социального опыта учащихся и успешной адаптации и социализации личности.
В заключение хотелось бы отметить, что работа классного руководителя в современных условиях – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
2. Беляева Л. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная мо-
дель / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013. – № 1
. – С. 68-74.
4. Ильясов Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 12. – С. 5-11.
5. Дьяченко О. М. развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М., 2008. – 182 с.
МБОУ СОШ №14 ИМ. В.Г. Короленко
Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности.
Выполнил: учитель, классный руководитель Ручкина Ольга Валерьевна
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, несёт равные обязанности.
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Актуальность проблемы о роли классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности обусловлена социокультурной, экономической ситуацией в стране. Из года в год изменяется контингент учащихся в школах. Классы становятся многонациональными, изменяется поликультурный состав. Общество требует внимания, чтобы каждый человек нашего государства обладал коммуникативным взаимодействием, был ответственен в свободе личностного выбора. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, – отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, – его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Перед классным руководителем ставятся задачи формирования классного коллектива, создания благоприятного микроклимата в классе, корректировка и регулирование межличностных отношений учащихся. Каждый классный руководитель решает эти задачи по своему, но с каждым днем приходится искать новые формы работы со школьниками. Актуальность исследования процесса формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их осознания себя и своего места в мире.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования в главе « Требования к результатам освоения основной образовательной программы» записано:
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
«Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющие для индивида значимый смысл, это признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Структура гражданской идентичности включает в себя три основных элемента: когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный – понятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых». Гражданская идентичность будет выполнять защитную функцию, функцию самореализации и самовыражения в том случае если у ученика будет единство интересов с данной социальной общностью.
Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Личность формируется в социуме. В формировании личности участвует семья, школа, социальная среда, СМИ, влияет и биологический фактор.
«Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают:
– Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
– Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;
– Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
– Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
– Установка на владение универсальными способами познания мира.
Осуществление задачи формирования гражданской идентичности в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам:
– осознанию учащимися себя гражданами России;
– укреплению российской государственности;
– росту конкурентоспособности российского общества;
– уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам».
Гражданская идентичность – важное качество человека в обществе.
В современной школе классный руководитель – главное звено в воспитании детей. Он сотрудничает со всеми: с семьей, социальным педагогом, психологом, учителями предметниками и т.д. Классный руководитель из года в год обеспечивает и социальную среду ребенка. Ведь каждый из нас посещает библиотеки, выходит с детьми в театры, кинотеатры, в музеи, ездит на экскурсии. Это уже сложившиеся традиции. Но так как каждый класс индивидуален, то приходится изучать и планировать воспитание каждого ребенка в классе, находить индивидуальный подход к каждому ученику, и формировать дружный, «зрелый» коллектив (с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления). Чувство «Мы» позволяет ребенку чувствовать себя уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. Приведу высказывание А. Барбюса: «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования». Работа по формированию коллектива на основе гражданской идентичности должна проводиться последовательно, целенаправленно. И помогают нам в этом наши традиции класса. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции школьного ученического коллектива создают атмосферу взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимопонимания. Они обеспечивают социально-психологические предпосылки для возникновения у личности чувства своей значимости, нужности, востребованности. Всё это обеспечивает устойчивость и, одновременно, динамизм функционирования воспитательной системы, по мнению А. С. Макаренко, «скрепляет» её. Традиции – это обычаи, порядки, правила поведения, возникающие в коллективе, целенаправленно оберегаемые им и передаваемые от одного поколения воспитанников к другому.
Я работаю в школе с 1992 года и имею опыт по формированию классного коллектива. Теперь я могу сказать, что за многие годы в моих классах выработались традиции, и они передаются из поколения в поколение. Основа моей работы как классного руководителя, является воспитательная система. Я опираюсь на системно-деятельностный подход. – методологическая основа поколения. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Для включения ребенка в активную коллективную деятельность необходимо делать так, чтобы ему было интересно. Приведу высказывание Яна Каменского “Дети охотно всегда чем ни-будь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать”.
В нашем классе существуют разные виды традиций: культурно-исторические, спортивно-оздоровительные, школьные и классные традиции. Как классный руководитель я вижу, что каждый ребенок, независимо от своих индивидуальных особенностей, нации, темперамента любит участвовать во внеклассных и межшкольных мероприятиях, поддерживая тем самым традиции, которые выработались годами. Как приятно смотреть на детей, когда они увлечены общим делом, когда у них «загораются глаза» от новых идей. Формирование классного коллектива – задача непростая и главная роль принадлежит классному руководителю. Приведу высказывание Д. Уэбстера «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Каждый день, приходя в школу, классный руководитель выполняет важные задачи:
– является консультантом и помощником для детей;
– является организатором деятельности;
– отслеживает индивидуальное развитие ученика;
– способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
-является ответственным за формирование и оценивание портфолио ученика.
Исходя из данных задач классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Только любовь к детям, сотрудничество, сопереживание, личный пример будет формировать ученика – как ответственного гражданина
Как классный руководитель я строю свою работу по следующим направлениям:
В результате работы по данным направлениям сложились и традиции класса, и я приведу примеры традиций, в результате которых формируется гражданская идентичность школьника. ( табл. 1).
Традиции нашего класса благотворно влияют на каждого ученика. Ребятам доставляет радость участвовать в интереснейших мероприятиях: готовить вечера, праздники, огоньки. С удовольствием они работают на открытых уроках, являются участниками классных часов, обсуждают проблемы за круглым столом. Это формирует у них гражданскую позицию и хочется верить, что они будут достойными гражданами нашего Российского государства.
Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают и воспитывают гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире. Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности велика. Только педагог может правильно помочь каждому ученику сделать свой выбор, самореализоваться. Не стоит пренебрегать сложившимися традициями. Только они помогут формировать у школьника гражданское поведение, быть достойным гражданином своей страны.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Пед. поиск, 2000.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М: Просвещение, 1986.
Примерна программа деятельности классного руководителя по вопросам приобщения учащихся к системе культурных ценностей
Основная цель программы – создание необходимых условий для формирования социально активной и духовно богатой личности, которая относится бережно и уважительно к историческому и культурному наследию своего Отечеству, готовой сохранять и преумножать данные богатства.
Программа, разработанная классным руководителем по приобщению учащихся к системе культурных ценностей, направлена на реализацию таких базовых компонентов как: мировоззренческий, деятельностный, культурологический, поведенческий и личностный.
Реализации программы должна осуществляться с опорой на следующие принципы:
Исходя из поставленной цели, содержание программы классного руководителя направлено на формирование у учащихся курируемого класса:
Каждый педагог сам определяет свою роль во влиянии на ученика. Вклад классного руководителя в развитие растущей личности заключается в том, чтобы помочь ребёнку реализовать свой личностный потенциал, чтобы, оказавшись на перепутье между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, ответственностью и безответственностью, он чувствовал силу своих корней и уверенность, делая выбор в пользу честного и справедливого пути.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области»
Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации. Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки.
Подготовили: Тычинина Г. А,
Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего.
американский писатель , карикатурист
Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия современных школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями.
Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека и формированию современного воспитательного пространства. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, осмыслить свою взаимосвязь с социокультурной и природной средами региона и мира, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение себя и своего места в социокультурном мире.
Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, проблемы формирования и развития образовательной среды и воспитательного пространства необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развивая внутренний потенциал. Воспитательные подходы и системы, создающиеся в настоящее время в образовательных учреждениях, и их содержание образовательной деятельности в целом часто замыкается на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, региона, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого, воспитание и обучение порой не отвечают в полной мере на вызовы современного мира.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское
согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития
человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов,
участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя
гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов и др.;
приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального
сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края, России;
приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе
посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных
клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д.;
моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различные
ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых
принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ
добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы
класса, школы, прилегающей к школе территории;
приобретают первичные навыки использования информационной среды,
телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками из других регионов России.
Сегодня только творческая образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности и успешности личности. Именно в такой среде происходит развитие креативной личности, способной к созиданию.
Таким образом, задачей развития образовательной среды региональных образований является сегодня выстраивание на муниципальном уровне, системы целенаправленной деятельности по созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков, молодежи, через участие в социокультурных акциях, программах, проектах.
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:
* Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
* У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
* Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
* Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентным при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
Важнейшая задача воспитателя, учителя – целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.
Для создания в детском коллективе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки мы должны развивать положительные эмоции у детей, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы мы должны научить детей умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других.
Какие умения необходимо научить у детей вызывать в себе?
* Умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать.
* Умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д.
Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, дети должны научиться с помощью воспитателя, классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в детском коллективе является создание условий для уважения чужого мнения учащимися.
Воспитательные мероприятия должны формировать у детей культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы воспитателя, классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины.
Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав.
Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля меда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения.
Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Поэтому воспитатель должен сделать все возможное для того, чтобы детский коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.
Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы работы с детским коллективом:
1. Тематические классные часы по нравственной тематике;
2. Изучение нравственного наследия мира;
3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;
5. Праздники, сюрпризы, конкурсы;
6. Экскурсии, поездки.
7. Игры и др.
В каждом ребенке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для этого проявления. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат – решающее условие формирования психологически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.
Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что классный руководитель, воспитатель является архитектором детского коллектива, где комфортно каждому. Основная задача классного руководителя заключается в создании атмосферы защищенности в коллективе, целенаправленному планированию ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и в дальнейшем развитии индивидуальности детей.
Только в благоприятной психологической среде мы можем говорить об эффективной воспитательной системе по всем направлениям развития личности ребенка и формировании социокультурной ситуации.
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.65-86 Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М.: Ось 89, 1999.
2. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие дпя специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С. А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2000
4. Карпюк И. А., Чернова М. Б. Воспитательная система школы: Пособие дпя руководителей и педагогов общеобразоват. шк. — Мн.: Университетское, 2002.
5. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А. М. Кондаков //Педагогика – 2008 – №9.15
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты»
В настоящее время все большую значимость приобретает деятельность классного руководителя. Это обусловлено тем, что внеклассную и внеурочную деятельность детей организует классный руководитель, а также осуществляет необходимую воспитательную работу. Именно поэтому к профессиональной компетенции педагога, выдвигаемого на роль классного руководителя, подходят очень ответственно.
Классный руководитель является главным человеком в воспитании и развитии личности учащегося. Его основными функциями являются:
Таким образом, роль классного руководителя в воспитании и развитии детей очень велика. Именно классный руководитель находится в постоянном взаимодействии с учащимися, оказывает на них необходимое педагогическое воздействие, помогает разрешить сложные ситуации (жизненные, школьные, в общении с одноклассниками и т.д.). То есть, помимо преподавания определенного учебного предмета, классный руководитель осуществляет воспитательную работу с учащимися своего класса.
«Деятельность классного руководителя по приобщению учащихся к системе культурных ценностей» 👇
Основные перспективные формы воспитательно-образовательной деятельности классного руководителя:
Таким образом, деятельность классного руководителя очень сложна и многогранна, так как он организует воспитательную работу с учащимися, осуществляет работу с родителями и педагогами, а также с общественностью по вопросам воспитания и развития учащихся.