Приложение 6
Комплекс упражнений, вырабатывающий уклад звуков Л –ЛЬ
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл – Прямо по морю пошёл!
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л.
Приложение 7
Внедрение в практику освоения навыков проведения артикуляционной гимнастики
Приложение 8
Сочинение сказок о весёлом Язычке с использованием любимых артикуляционных упражнений.
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка.
Описание упражнения: вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Я водичку набираю
И ребяток поливаю.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка прокатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.
Я — веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами.
«Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как, работают часики!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Сказка «Спящая красавица»
Давным-давно в одной далекой стране у короля с королевой родилась прекрасная девочка. Они были счастливы этому событию, и мы покажем, как умеем радоваться (Упр-е «Улыбочка»).
Устроили пир на весь мир со сладостями (упр-е «Вкусное варенье»), запивая все ароматным чаем (упр-е «Чашечка»). Пригласили музыкантов, они играли на барабане, гармошке (упр-е «Барабан», «Гармошка»), циркачей (упр-е «Слоник»). К вечеру устроили скачки на лошадях (упр-е «Лошадка»). Время близилось к вечеру (упр-е «Часики») и гости разошлись, а король с королевой уложили колыбель спать свою маленькую принцессу (упр-е «Лопатка», «Блинчик»).
Посадил дед репку за высоким забором (упр-е «Заборчик»). За репкой нужно ухаживать, поэтому дед часто ходил в огород через калитку, то открывая, то закрывая ее (упр-е «Ворота»). Выросла репка большая-пребольшая (упр-е «Надуй щеки»). Дед сначала удивился, потом обрадовался, а затем призадумался: «Что же с такой большой ему репкой делать?» (Выполняются соответствующие мимические упражнения)
Решил дед выкопать репку и принес лопату (упр-е «Лопатка»), но не смог и стал тянуть репку. Тянул-тянул, устал (дуют на кончики пальцев с широкого язычка). Позвал дед бабку, а она в это время пирожки печет (упр-е «Накажем язычок»).
Приложение 2
Семинар для педагогов ДОУ Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.
Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:
Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи — Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие
Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.
К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «часики», «лопатка-иголка».
Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:
А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:
Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.
Темп — это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка, и у взрослого.
Работа организуется следующим образом:
Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.
Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.
Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.
Детям 2 младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).
В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.
В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.
В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим звук И».
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:
Работа воспитателя и логопеда
Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
Теоретическая часть сопровождается презентацией по теме выступления.
Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.
Для того чтобы заинтересовать детей, упражнения объединяются в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
В младших группах в основном используются сказки о прогулках веселого язычка.
В старших группах также используются сказки, но уже более серьезные, например, авторские сказки Т. В. Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок» (презентация картотеки артикуляционных сказок). Можно также использовать стихи, загадки, считалки.
Приложение 1
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Форма деятельности: Непосредственно образовательная деятельность.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Материалы, оборудование: игрушки (Маша и Миша), символы звуков, пособие «Звуковые бусинки», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, осенние вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), лукошко с шишками и орешками, мелкие игрушки со звуком (Ш), мешочек.
Предварительная работа с детьми: Знакомство с деревянными ложками как возможностью воспроизведения различного ритмического рисунка; рассмотрение артикуляционного профиля звука (Ш); работа с пособием «Звуковые бусинки».
Создание условий для самостоятельной работы детей:
Методы, приемы: практические (упражнения, игры), словесные.
— В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Логопед показывает ребенку приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».
— Отправимся с тобой в гости?
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Логопед показывает изображение лесного домика.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
— Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
Ребенок воспроизводит ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.
Логопед достаёт игрушки (Мишу и Машу).
— В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша?
— Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).
— Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
— В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).
— Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).
— Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
— Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).
— Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
— Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).
— Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят, вот так: «Ш – ш – ш».
— Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? Ребенок дает характеристику артикуляции звука с помощью пособия «Звуковые бусинки» (Губы «Окошком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку», ветерок теплый).
— Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
— Найди символ звука (Ш).
Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.
— В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (листопад)
— Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушай, внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):
ша – шо — ша – шат (шо)
аш – уш – уш – уш (аш)
— Назовите первый и последний слог:
ша – шо – шу – ши (ша, ши)
шта – шту – шты – што (шта, што)
— Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
— А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.
Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:
ша – аша – ша – аша
уш – ушу — уш — ушу
— Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.
ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш — иш
Упражнение «Правильно — неправильно».
— На лесных полянках краснеет кислая ягода. Как она называется? (клюква)
— Выложим узор из ягод. Если услышите правильный звук (Ш) выкладываете красную фишку, если неправильный – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.
Логопед чередует правильное – неправильное произношение звука (Ш) в словах. Ребенок выкладывает узор из фишек.
— Что получилось из фишек красного цвета?
На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Ребенок по кусочку изображения называет предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку. Упражнение «Угадай, что за предмет».
— Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадай, что за елочками?
— Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Миши?
Ребенок выбирают и выкладывают картинки со словами:
Определение места звука (Ш) в словах. Упражнение «Разложи по полочкам».
— Давай поможем Мишке навести порядок. Разложи вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.
Ребенок определяет место звука (Ш) в слове и раскладывает картинки по полочкам. Затем называет все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.
Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».
— Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитай, сколько в лукошке шишек и орешек?
Ребенок достает из лукошка шишки (орешки) и считают:
— Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
Упражнение на внимание «Тик-так, Маша, проснись».
— Посмотри, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», ты должен её разбудить, взяв Машу на руки. Проверим, какой ты внимательный и быстрый.
Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.
— Маша и Миша, выучили про тебя чистоговорки. Но сначала тебе необходимо собрать чистоговорки.
Мнемотаблицы разрезаны на карточки (рис. № 4). Ребенок отбирает из перемешанных карточек картинки своей чистоговорки, составляет её и рассказывает (мнемотаблицы № 5,6).
Наша Маша под душем моет шею и уши.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
— А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?
Ребенок проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким голосом, за Мишку – низким голосом).
— Какой звук ты сегодня учился произносить?
— В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?
— Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук (Ш).
— Маше и Мишке понравилось с тобой играть.
Аннотация
Я, учитель-логопед I категории, представляю Вашему вниманию проект по теме: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников». Данный проект направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний по разделу звуковая культура речи, на апробирование инновационных технологий, а также на развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов. Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, логопедов, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Тип проекта: Творческий, познавательный.
Вид проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации: 2018-2019 учебный год.
Участники проекта: Групповой; дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, педагоги ДОУ.
Основная образовательная область: Образовательная область «Речевое развитие».
Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
Есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
Язычок мы укрепим и тогда заговорим
Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения, у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции.
Проблема: Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.
Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.
Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Этапы реализации проекта:
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий, презентаций, конспектов НОД.
I. Работа с воспитателями.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми; апробировать инновационные технологии в воспитании правильного звукопроизношения
II. Сотрудничество с родителями.
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений; осуществить личностно-ориентированный подход в коррекции речевых нарушений.
III. Работа с детьми.
Цель: закрепить умения в использовании практических приемов и средств при проведении артикуляционной гимнастики; выработать правильные артикуляционные позы; совершенствовать навык связной речи; укрепить сотрудничество с родителями средствами совместного творчества
3. Заключительный этап.
Перспективный план работы:
Подготовка дидактических пособий, презентаций, разработка конспектов НОД. Приложение 1.
1) Семинар – практикум для педагогов логопедических групп ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников» Приложение 2.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.
2) Bспользование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – «Антошка», использование авторского пособия «Логокуб». Приложение 3); адаптированные сказки («Репка», «Язычок на прогулке»). Приложение 4.
Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики.
3) Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»;
Цель: апробировать инновационные технологии разработать рекомендации по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения
Цель: профилактика речевых нарушений.
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.
Цель: осуществить личностно-ориентированный подход для коррекции речевых нарушений.
Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.
1. Внедрение в практику освоения навыков проведения артикуляционной гимнастики. Приложение 7.
Цель: закрепить умения в использовании практических приемов и средств при проведении артикуляционной гимнастики.
Цель: выработать правильные артикуляционные позы, развивать подвижности органов артикуляции.
Задания родителям и детям – сочинение своих сказок о весёлом Язычке с использованием любимых артикуляционных упражнений. Приложение 8.
Цель: совершенствовать навыки связной речи, укрепить сотрудничество с родителями средствами совместного творчества
Подводя итоги работы по реализации проекта «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В моей работе был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия, у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики. В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно — логопедическим занятиям благодаря использованию артикуляционной гимнастики в игровых и нетрадиционных методах и приемах. Артикуляционный аппарат детей старшей логопедической группы полностью подготовлен к овладению недостатков звукопроизношения.
Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. В ходе работы был систематизирован практический материал, которым могут воспользоваться педагоги и родители в процессе коррекционной работы с детьми.
- Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
- Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.
- Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.
- Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.
- Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.
- Батяева С. В. Логопедическая сказка. « Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Т. В. Большева «Учимся по сказке». – СПб.: Детство- пресс, 2001.
- О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». С Пб.:Изд. Дом «Литера», 2004.