В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.
Можно ли просто отказаться от всего этого?
Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.
Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?
Базово их шесть. « Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:
«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Как сделать выбор?
Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи. Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).
Кто преподает эти предметы?
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Могут ли вести занятия представители религиозных организаций? На постоянной основе — нет. Учитель несет ответственность за содержание курса, экскурсионные программы в рамках модуля и так далее, а родители имеют полное право отказаться от подобных мероприятий, так как по закону курс «не подразумевает включения в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Как записаться на модуль?
Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.
Что важно помнить?
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
Можно ли будет потом сменить модуль?
Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.
Основы религиозных культур и светской этики
— 3 –Лисова Елена Александровна, родитель«Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, а ведь добро – это источник радости, мир и согласие в душе. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание представлено отдельными уроками в учебном процессе, и это здорово! Я рада, что мой ребёнок посещает такие занятия».
— 4 –Коротких Н. Р., родитель«Знания о православной культуре, полученные в результате апробации комплексного учебного курса, помогут нашим детям в будущем сформировать крепкие моральные устои в своих семьях».
— 5 –Тафинцева Татьяна Михайловна, родитель«Введение такого культурологического курса, как «Основы религиозных культур и светской этики» в школьную программу – это один из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей».
— 1 –Отзыв о курсовой подготовке слушателей курсов по «Основам религиозных культур и светской этики»
Финальной частью курсовой подготовки была защита проектов уроков по выбранной теме по различным модулям с использованием мультимедийных средств. Были представлены исследовательские проекты по темам: « Образ русского богатыря», «Православные храмы», «Роль защитников Отечества», «Праздник Пасхи». Проведение подготовки по новому, но актуальному и необходимому курсу для педагогов Тамбовской области дало новый импульс для творчества и совершенствования профессионального мастерства в обучении и воспитании учащихся начальной школы. Я. Корчак говорил: «К вам пришли дети – робеющие, неумелые. Справишься ли ты с этим? Можно ли всё предвидеть, от всего защитить? Твой мотылёк над бурлящим потоком жизни. Как придать ему твёрдости, а не снижать полёта, как укрепить его крылья, а не подрезать их?». Я думаю, что после такой содержательной подготовки педагог найдёт ответы на все вопросы и со всем справится.
Курсовая подготовка позволила каждому из нас по-новому взглянуть на свой труд, на своё мастерство, научиться тому, чего вчера не знали и не умели. Но всё в наших руках. Пожелаем всем нам успехов.
— 2 –Мое отношение к курсам повышения квалификации по вопросам преподавания ОРКСЭ
Г. Н. Проскурякова Никифоровский районМОУ «Никифоровская СОШ №1»
Я очень хорошо понимаю, что главная задача на этапе подготовки внедрения курса «Основы православной культуры и светской этики» в общеобразовательные учреждения – подготовка учителя, так как именно он транслятор знания, и именно от него зависит отношение родителей, других учителей, детей к введению нового учебного предмета. Как это сделать? Как добиться высоких результатов эксперимента? Эти вопросы остро стояли перед нами до прохождения курсов, но сегодня я с уверенностью могу сказать, что эта задача выполнима.
После окончания курсов я поняла, что главным акцентом в преподавании ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание личности. Думаю, что знаю как научить ребенка продвигаться от элементарных этических норм поведения к более высокому уровню, как учить делать выбор между добром и злом. У каждого педагога всегда есть свой собственный опыт преподавания и воспитания, однако многие педагогические технологии и методики, актуальные для курса «Основы религиозных культур и светской этики», я узнала только на курсах.
Я благодарна педагогам – тренерам, что они не только были для нас преподавателями, они стали для нас людьми готовыми оказать любую методическую и теоретическую помощь в ходе работы по данному предмету.
Введение в образовательный процесс нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики» дело очень важное и нужное. Только на курсах я поняла, что преподавание курса имеет светский характер. Узнала, что в настоящее время знания об исторических и культурных основах религий уже включены в рамки общеобразовательных предметов отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры.
Курсы повышения квалификации дали мне возможность приобрести навыки работы с использованием инновационных методик. Познакомили с кейс-методом. В конце занятий мы получили диск с тематическим и поурочным планированием, методические рекомендации для работы по курсу, и все разработки уроков, которые были наработаны в ходе практических занятий.
Заведующая лабораторией по духовно-нравственному просвещению и воспитанию кафедры управления развитием образовательных систем
Мы в соцсетях
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования “Институт повышения квалификации работников образования”
Дополнительно
For each color, the params below will give default values
Patterns for Layour Style: Boxed
ОРКСЭ, или «Основы религиозных культур и светской этики», — относительно новый для школы предмет, а потому вызывает много вопросов. Можно ли от него отказаться? А на уроке много религии? Рассказывают директор Павел Северинец и педагог начальных классов ГБОУ «Школа № 1679» Оксана Дорошенко.
Павел Северинец отвечает на вопросы, которые родители обычно задают в первую очередь.
Что это за предмет и когда его изучают?
Это достаточно новый предмет, который ввели в программу начальной школы в 2012 году. На нем изучают разные мировые религии и светскую этику, и состоит он из шести параллельных модулей:
Каждый модуль рассчитан на 34 часа и изучается в течение всего 4-го класса. Темы внутри модулей, конечно, различаются, но есть и несколько общих для всех занятий. Например, первый урок любого из них — «Россия — наша Родина».
Обычно занятия проходят один раз в неделю. По расписанию урок ОРКСЭ проходит в одно время у всех классов параллели, поэтому во время занятий дети «перемешиваются» по модулям в зависимости от выбранной темы. Например, если несколько детей из разных классов захотят изучать «Основы православной культуры», то они будут делать это вместе.
Так формируются своеобразные метагруппы.
Сколько модулей обязана предоставить школа
Родители должны выбрать один из шести модулей. При этом школа обязана предоставить на выбор все шесть треков. И даже если какой-то из них захочет посещать только один ребенок, школа все равно должна проводить для него занятие, несмотря на то что это экономически неэффективно, а на самом деле даже затратно.
У нас в школе был случай: только один ребенок выбрал «исламскую культуру», и мы искали возможность, чтобы обеспечить ему преподавателя. Это было организовано за счет сетевого взаимодействия: в другой образовательной организации нашли педагога, который был готов заниматься с нашим учеником по Zoom. Это не единственный вариант: учитель также может высылать ученику записи занятий.
Так сложилось, что модули по основам буддизма и иудаизма не самые популярные в Москве. И если родители все-таки записывают ребенка на один из этих модулей и планируется, что он будет посещать его в одиночестве, директор или заместитель директора могут предложить родителям перезаписать ребенка, например, на «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». В большинстве своем родители готовы согласиться на предложение школы.
Как выбрать подходящий модуль?
Обычно выбор того или иного модуля ОРКСЭ продиктован семейными взглядами и традициями. Чаще всего у нас в школе выбирают «Основы мировых религиозных культур» либо «Основы светской этики».
Школы часто проводят родительские собрания по выбору курса ОРКСЭ, на которые приглашают общественных методистов разных конфессий, то есть священнослужителей, представителей воскресных школ, готовых рассказать о курсах и ответить на вопросы родителей еще до написания заявления о выборе модуля ОРКСЭ. Важно, чтобы родитель сделал выбор осознанно.
Представителей конфессий не приглашают на сами уроки: занятие проводит только учитель
Я никогда не буду препятствовать родителю, если он хочет посетить урок и посмотреть, как он проходит. Редко кто из учителей готов заниматься какой-то «самодеятельностью».
Если изначально выбранный модуль все-таки не устраивает, его можно поменять уже в процессе обучения. Родителям достаточно будет написать заявление на имя директора.
Можно ли отказаться от ОРКСЭ?
От самого курса отказаться нельзя: он обязателен для того, чтобы ребенка аттестовали по программе общего начального образования.
Если родители против изучения религий и настроены радикально, они все равно не могут отказаться от ОРКСЭ. Это курс, который жестко регламентирован Министерством просвещения: он не дополнительный, а обязательный предмет.
В такой ситуации можно просто выбрать «Основы светской этики». Фактически это курс обществознания для 4-го класса: на уроках говорят о том, что такое добро, коллектив, общество.
На встрече с родителями представители школы могут рассказать, какие темы будут изучать на уроках дети, и подчеркнуть, что этот модуль не имеет никакого отношения к любому из вероучений. Пройдя его, ребенок будет успешно аттестован, тем более что курс простой, учебники написаны простым языком и адаптированы для четвероклассников.
Большинство родителей воспринимает этот модуль спокойно: он точно не предполагает никакой религиозной агитации.
Есть ли у уроков ОРКСЭ религиозный уклон?
Все учебники курса прошли экспертизу Российской академии образования, включены в федеральный перечень, большинство из них выпускает издательство «Просвещение». Впрочем, учебник пишется под программу, так что их содержание плюс-минус идентичное.
Если родитель беспокоится о том, чтобы преподавание велось в светском ключе, мы спокойно даем ему учебник для ознакомления. Родитель может взять книгу домой и оценить, насколько она соответствует, на его взгляд, критериям светскости, религиозности или чему-то еще.
Если этого мало, мы встречаемся с родителем, чтобы все подробно обсудить, расставить акценты. Но у государственного регулятора нет вопросов к содержанию и религиозной составляющей пособия, по которому учатся дети, оно уже прошло все экспертизы.
Родителям в итоге остается принять позицию школы, хотя за ними и остается право написать заявление, возмутиться. Вопрос только в том, насколько это действие будет эффективным.
Для детей, которые проходят курсы с религиозной составляющей, компонент вероисповедания вообще не является принципиальным, он не становится предметом обсуждения, анализа или спора.
Кто и как может стать преподавателем ОРКСЭ?
Стать преподавателем ОРКСЭ может любой педагог школы, но чаще всего такую квалификацию получают учителя начальных классов. Все преподаватели проходят переподготовку — общую и специальную, в зависимости от модуля, который они хотели бы преподавать. Мы проводим опрос и принимаем решение направить того или иного учителя на курс переподготовки.
То, насколько легко родители будут относиться к ОРКСЭ, зависит и от личности учителя. Большинство тех, кто преподает ОРКСЭ, — педагоги начальной школы, и там связь «ребенок — учитель» очень важная и серьезная. Родители доверяют педагогу, которого уже хорошо знают, и потому легко отдают ребенка на его курс.
С учителями гуманитарных предметов средней школы, которые тоже могут легко пройти курс переподготовки и успешно преподавать ОРКСЭ, все несколько сложнее. Родители просто меньше доверяют учителю, потому что хуже его знают. Тогда они ориентируются на сам курс и чаще всего выбирают «Основы светской этики».
Зачем нужен этот предмет?
Дети в основном относятся к ОРКСЭ как к общеобразовательному предмету, благодаря которому они могут узнать о культуре нашей многонациональной страны.
Например, мой сын сейчас проходит модуль «Основы мировых религиозных культур». Недавно мы посетили буддистскую общину в Бурятии, где есть дацан, — ребенок знает, что это такое, что в нем делают.
В средней школе дети смогут продолжить изучение культурологического и религиоведческого материала в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Это дополнительная программа, выбирать ее необязательно, но если ребенок захочет учиться по этому курсу дальше, то потом получит соответствующую отметку за него в аттестате за 9-й класс.
«Сохранять на занятиях светский тон бывает непросто»
ОРКСЭ — это целостный предмет, у которого много пересечений с такими дисциплинами, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык» и «Изобразительная деятельность».
Курс «Основы православной культуры» в этом году у нас в школе самый популярный, так что я — один из двух преподавателей, задействованных в преподавании этого модуля.
Курс строится на основе информации из учебников. Я не подбираю темы самостоятельно, но организую материал. Мы с ребятами читаем притчи, разбираем их с точки зрения литературного анализа.
Сейчас в рамках конкурса рисуем храмы, а недавно у нас проходил урок по изучению берестяных грамот. Дети называли их «эсэмэсками из прошлого». А еще удивлялись тому, что на Руси грамотными были и обычные горожане, которые общались друг с другом с помощью красивого старого языка.
Каждую тему мы изучаем в формате игры и беседы. Это не лекция, на которой учитель рассказывает все от А до Я.
Сохранять на занятиях светский тон бывает непросто. Это вопрос постоянного самоконтроля. Я прежде всего педагог и должна помнить, что в нашей профессии всегда, не только на ОРКСЭ, существует грань, которую нельзя переступать. Непросто бывает спокойно перечислять некие факты, не допускать подмены понятий.
Например, когда я говорю о совести, воле, нужно обязательно разделять светское и религиозное понимание. Когда мы говорим, что человек сам контролирует себя, — это светский подход. А с точки зрения религии есть некая сила, которая воздействует на поступки и решения человека. Тут нужно быть осторожной.
Неделю назад у нас проходил урок на тему «Добро и зло». На вопрос, что они сделали доброго за неделю, рук поднялось совсем немного, а вот когда я попросила вспомнить, что плохого сделали им, целый класс захотел поделиться. Договорились, что до следующего занятия они будут стараться запоминать только хорошее. Очень жду, что же они мне расскажут.
«Добро и зло» — общая тема для всех модулей. Но есть и более серьезные занятия
Так, если на «Основах православной культуры» мы изучаем строение православного храма, то на «Основах исламской культуры» рассматривают устройство мечети, на «Основах иудейской культуры» — синагоги, буддийской — дацана соответственно.
На ОРКСЭ мы не ставим оценки: в конце курса дети получают зачеты по проектам, которые они готовят в течение всего года. Оценка — это ведь достаточно субъективно. А как я могу оценивать суждения детей? Поэтому у нас ребята знают, что могут свободно излагать свои мысли, спокойно раскрываться, больше рассказывать о том, что они думают и чувствуют.
Иногда на уроках случаются споры, но они возникают от незнания. Например, мы узнаем из курса, что в славяно-русской Библии — 77 книг, а ребенку дома уже могли рассказать, что их 35. Это не совсем корректная информация, которая тем не менее порождает спор.
Но вполне возможно, что ребенок услышал что-то не то, где-то перепутал. В этом нет ничего страшного. А ситуаций, когда школьник мог бы сказать на уроке что-то вроде «а я не верю в бога», у нас нет: мы не задаем подобные вопросы. Это как раз та грань, которую не надо переступать.
Дети на уроках примеряют на себя роль исследователей. Сейчас мы с учениками, например, работаем над проектом об образах Александра Невского. Ребята изучают описания князя, которые встречаются в летописях, смотрят на его изображения, сами находят информацию, а потом мы вместе ее изучаем.
Скажу однозначно: я не слышала негативных оценок ОРКСЭ. Не слышала, чтобы кто-то говорил, что предмет не нужен или не нравится. Может, это потому, что дети занимаются с интересом, сами рады ходить на занятия, а дома рассказывают что-то новое и интересное родителям.
Тут нет принуждения: родители и дети сами выбирают модули. А мы, педагоги, создаем комфортные условия, сотрудничаем с методической службой и постоянно повышаем квалификацию. Поэтому, думаю, у родителей вопросов и не возникает.