младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития ответ на тест единый урок

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем Дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (таблица 18.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 18. 2, 18. 3 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ломейко, В. Лях и др.

Таблица 18. 1- Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной деятельности (по Н. Лебедевой)

Вид мышечной
Продол-
Объем движений,
деятельности
житель-
шаги
 
ность, мин
Мальчики
Девочки
Утренняя гимнастика (дома)

400-500
500-700
Гимнастика на уроке (в школе)

200-300
300-400
Физкультпауза на уроках
 
 
 
и при самостоятельной работе

120-150
150-200
Подвижные игры:
 
 
 
на переменах:
 
 
 
Больших

700-1000
800-1200
Малых

400-500
500-600
на уроках физической культуры

1200-3240
на открытом воздухе
60-90
3000-4000
4000-5000
Лыжная тренировка
 
 
(внеклассные занятия)

6840-9120

Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43—57% суточного числа движений.

Таблица 18. 2 – Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)

Физические способности
Среднегодовой прирост
Общий прирост
 
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Скоростные
5,7
6,0
17,2
18,0
Силовые
12,7
8,7
38,0
26,0
Общая выносливость
7,9
5,5
31,6
22,1
Скоростная выносливость
3,4
3,6
13,4
14,4
Силовая выносливость
10,4
7,4
11,7
29,7

Таблица 18. 3- Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7—10 лет (%)

Суставы
Гибкость
 
активная
пассивная
 
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных
4,9
3,2
-1,9
-0,1
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах
5,5
6,2
-8,7
-9,5
Подвижность различных отделов позвоночного столба: — тазобедренный сустав при сгибании туловища
– нижнегрудной поясничный отдел – верхнегрудной отдел – шейный отдел
 
 
18,8
 
 
8,6
 
22,9 17,0
 
 
6,6
 
 
17,2
 
-6,2 22,2

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Тесты с ответами для аттестующихся учителей начальных классов

Тесты с ответами

для аттестующихся учителей начальных классов

В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

1988 г.

1990 г.

1991 г.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

12-летнего возраста.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

с 14 лет;

с 16 лет;

с 18 лет;

с 25 лет.

В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

электронных форм учебной документации;

все ответы верны

Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности учителя?

Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;

Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.

Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;

Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

В особых случаях, при наличии уважительных причин;

Да, по согласованию с администрацией учреждения.

С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;

С достижения детьми возраста семи лет;

с достижения ими возраста шести лет пяти месяцев, но не позже достижения ими возраста семи лет;

с любого возраста детей по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация, итоговая аттестация;

Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ;

Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;

Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестации;

Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

Педагог-новатор в области общего начального образования, автор трудов «Антология гуманной педагогики», «Педагогическая симфония», основоположник педагогики сотрудничества –

Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

трудовая деятельность.

Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников (выбрать правильный ответ):

субъект – объект;

субъект – субъект;

субъект – реакция;

объект – объект.

Что является ключевой характеристикой развития познавательных процессов младших школьников?

Основная роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит

сверстникам, ближайшему окружению.

Выберите и вставьте правильный ответ:

соблюдение учебной дисциплины;

учебный режим.

Какой тип мышления доминирует у первоклассника?

Решение специальных мнемических задач способствует развитию

По мнению А. Леонтьева, ядром личности младшего школьника является:

Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов является

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации ;

Базисный учебный план;

Государственный образовательный стандарт.

Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей – это

Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека – это

принцип личностной ориентированности.

В системе развивающего обучения Д. Эльконина — В. Давыдова акцент делается на:

на развитие творческих способностей;

на формирование предметного мышления младших школьников;

формирование теоретического мышления школьников;

на формирование наглядно-образного мышления младших школьников

Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

система Ш. Амонашвил;.

система проблемного обучения;

система обучения Д. Эльконина — В. Давыдова;

система репродуктивного обучения.

Основным методом обучения в системе обучения Д. Эльконина — В. Давыдова является

Особенностью этого УМК является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью:

В этой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

в системе развивающего обучения Д. Эльконина — В. Давыдова;

в системе развивающего обучения Л. Занкова;

в системе М Монтессори;

в системе вальдорфской педагогики.

Основная идея этого метода- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (Дж. Дьюи ):

интерактивный метод.

Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на

создание безопасных, комфортных условий обучения детей;

на удовлетворение биологических потребностей младших школьников;

на формирование физической культуры младших школьников;

на реализацию инновационных процессов.

При каком условии возможно использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения:

по согласованию с директором школы;

по решению методического объединения;.

при положительных результатах гигиенической экспертизы;

с разрешения курирующего заместителя директора.

Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

50% / 50%,

80% / 20%,

40% / 60%

60% / 90%

К какой медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности?

К основной медицинской группе;

К подготовительной медицинской группе;

К специальной медицинской группе;

Все ответы верны.

Максимальное количество видов деятельности в структуре урока в начальной школе –

не более шести;

не более восьми;

не более четырех;

не более пяти.

В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:

«Литературное чтение».

«Физическая культура».

«Окружающий мир».

Укажите определение, соответствующее понятию «здоровье»:

Состояние полного физического, психического и социального благополучия;

Состояние физического, психического благополучия и отсутствие вредных привычек;

Состояние физического, психического, финансового благополучия;

Учебные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу –

Психология младшего школьного возраста

Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует младший школьный возраст: А) генитальной Б) оральной В) анальнойГ) фаллической Д) латентной

Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младшего школьного возраста: А) памятьБ) мышление В) восприятие Г) речь Д) воображение

Ведущая деятельность младшего школьника: А) предметно-манипулятивная деятельность Б) учебно-познавательная деятельность В) сюжетно-ролевая игра Г) интимно-личностное общение Д) непосредственно-эмоциональное общение

У детей младшего школьного возраста произвольное внимание может длиться: А) 5 мин. Б) 15 мин. В) 45 мин.

Основная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника: А) ребенок – воспитатель Г) ребенок – сверстники 129 Б) ребенок – учитель Д) ребенок-ближайшее окружение В) ребенок – родители

Новообразованиями младшего школьника не являются: А) изменение Я-концепции, определяющее стремление познать себя, подчинение нормам коллективной жизни Б) потребность в общественно-значимой деятельности В) произвольность психических процессов, рефлексия, самоконтроль Г) новый уровень самосознания, потребность в совместной деятельности Д) внутренний план действий

Автор известного теста ориентировочной оценки школьной зрелости: А) А. Анастази Б) Д. Эльконин В) Н. Гуткина Г) И. Йирасек Д) А. Керн

Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из субтестов (исключи лишнее): А) рисунок человека Б) рисунок животного В) срисовывание группы точек Г) списывание графической фразы Д) соединение узора по клеткам

Методика Н. Гуткиной «Домик» предназначена для оценки: А) уровня развития эмоциональной сферы ребенка Б) уровня развития мотивационной сферы ребенка В) уровня развития произвольной сферы ребенка Г) уровня развития интеллектуальной сферы ребенка

Автор методики «Графический диктант»: А) А. Анастази Б) Д. Эльконин В) Н. Гуткина Г) И. Йирасек Д) А. Керн

Норма объема памяти ребенка 7-8 лет: А) свыше 5 единиц Б) свыше 7 единиц В) 3-5 единиц

Около 5 ед.

Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития: А) дошкольникаБ) младшего школьника 130 В) подростка Г) старшеклассника Д) зрелого человека

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует пубертатный период: А) генитальной Б) оральной В) анальной Г) фаллической Д) латентной

Базовое образование в юности (по Э. Эриксону): А) генеративность Б) автономность В) компетентность Г) инициативность Д) идентичность

Ведущая деятельность старшего школьника: А) предметно-манипулятивная деятельность Б) непосредственно-эмоциональное общение В) сюжетно-ролевая игра Г) интимно-личностное общение Д) учебно-профессиональная деятельность

Исключи лишнее из перечня новообразований подростка: А) стремление к взрослости Б) потребность в самоутверждении среди сверстников В) потребность в общественно-значимой деятельности Г) критическое отношение к окружающим Д) самоконтроль

Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника: А) мировоззрение Б) профессиональные интересы В) потребность в самовоспитании Г) самоопределение Д) потребность в самоутверждении среди сверстников

Ведущей деятельностью подростка является: А) учебная деятельность Б) непосредственно-эмоциональное общение В) интимно-личностное общение Г) сюжетно-ролевая игра 131 Д) предметно-орудийная деятельность

Назовите автора монографии «Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков»: А) К. Леонгард Б) А. Личко В) Л. Выготский Г) Б. Зейгарник Д) Анна Фрейд.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) позволяет выявить у подростка и юноши: А) склонность к алкоголизации Б) делинквентность, В) откровенность Г) типы психопатий Д) типы акцентуаций характера.

Кого называют «отцом психологии подросткового возраста»: А) Л. Выготского Б) А. Личко В) Стенли Холла Г) Зигмунда Фрейда Д) И. Кона.

Чем характеризуется пубертатный кризис: А) критическим отношением к окружающим Б) стабилизацией личности и самоопределением В) половым созреванием Г) стремлением к взрослости

Что, по мнению А. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности: А) подростковый период Б) молодость В) юность Г) зрелость Д) старость

Методика «Несуществующее животное» позволяет оценить (исключи лишнее): А) проявления независимости Б) агрессивность В) уровень самооценки Г) уровень ригидности Д) тип темперамента

Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития: 132 А) дошкольника Б) младшего школьника В) подростка Г) старшеклассника Д) зрелого человека

Психология зрелых возрастов (молодость, зрелость, старость)

Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону: А) 40-70 лет Б) 25-60лет В) 30-60лет

Кризис середины жизни приходится на возраст: А) 40лет Б) 30 лет В) 50 лет

Преждевременное старение означает опережение: А) хронологического возраста психологическим Б) психологического возраста биологическим В) биологического возраста хронологическим

Базовое образование зрелого возраста: А) инертность Б) направленность В) продуктивность

Причины кризиса среднего возраста: А) страх смерти Б) депрессия В) уход детей из семьи Г) профессиональное становление

Критерии зрелости (по Б. Ананьеву): А) Гражданская зрелость Г) Соматическая зрелость Б) Умственная зрелостьД) Психологическая зрелость В) Трудовая зрелость

Установите соответствие: Жизненная позиция пожилых людей Стиль поведения 1) конструктивная позиция а) держатся замкнуто, отгораживаются от людей, старостьвоспринимают с негодованием 2) защитная позиция б) позитивно относятся к жизни, 133 из старости проблему не делают, ищут контакты 3) зависимая позиция в) ищут помощи, чувствуют себя несчастными

1-б,2- а, 3- в.

Особенности геронтогенеза: А) Эгоцентризм Б) Усиление чувства неполноценности В) Усиление чувства одиночества Г) Изменение характера Д) Усиление чувства тревоги, недоверия и осторожности

Геронтопсихология – это: А) Психология дошкольника Б) Психология младшего школьника В) Психология взрослого человека Г) Психология преклонного возраста

Назовите возрастные рамки периода поздней зрелости по Э. Эриксону? А) от 50-ти лет Б) от 60-ти лет В) от 65-ти лет

Назовите кризис, характерный для периода поздней зрелости? А) кризис ухода на пенсию Б) кризис зрелости В) кризис окончания активной профессиональной деятельности

Назовите вариант развития, который характеризуется полной потерей психологического будущего: А) смена ведущей деятельности Б) сохранение основного содержания жизни В) доживание

Кто выделил 5 стадий процесса умирания? А) Кюблер-Росс Б) Эриксон В) Стюарт-Гамильтон 14. Какой из пяти стадий умирания характерно смирение и ожидание неизбежного конца? А) торг Б) депрессия В) принятие

Проективная функция методики А. Шмелева, В. Болдыревой «Тест юмористических фраз ТЮФ» заключается в оценке: А) специфики мотивационной сферы личности Б) уровня развития чувства юмора субъекта 134 В) развития воображения и фантазии человека Г) типа личности

Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития: А) дефектология Б) социальная психология В) специальная психология Г) коррекционная психология

Госпитализм характеризуется: А) невозможностью удовлетворения органических потребностей Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве В) недостатком общения со сверстниками

Установи соответствие. 1) тифлопсихология А) психология глухих 2) сурдопсихология Б) психология болезненных свойств личности 3) олигофренопсихология В) психология слепых 4) патопсихология Г) психология умственно отсталых

Дефектология – это: А) отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития Б) отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных условиях существования В) комплексная наука, изучающая особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения

Одаренными называют детей: А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей Г) демонстрирующих высокий коэффициент интеллектуальности

При явлении госпитализма: А) тормозится интеллектуальное развитие Б) тормозится эмоциональное развитие В) искажается «Я-концепция» Г) разрушается физическое благополучие 135 Д) все ответы верны

Общие признаки госпитализма (исключи лишнее):А) потеря в весе Б) апатичность В) сужение сознания Г) уход от контактов с окружающими

Психологический термин «госпитализм» происходит от: А) от лат. hospitalis – гостеприимный Б) от франц. hopital – больница В) от греч. homoios – подобный Г) от лат. hallucinatio – видение, призрак

Лишение человека сенсорных впечатлений называется: А) депривацией Б) экстремальностью В) иллюзией Г) депрессией

Сенсорная депривация способна вызвать: А) галлюцинации Б) эйфорию и раздражительность В) заторможенность, депрессию, апатию Г) сенсорный и эмоциональный голод Д) эйдетические представления

Установи соответствие (по классификации МКБ-9): 1) легкая степень умственной отсталости А) идиотия 2) средняя степень умственной отсталости Б) дебильность 3) тяжелая степень умственной отсталости В) имбецильность

1-б,2-в, 3а.

Особенности возрастного развития младших школьников

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летнихдетей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в7-летнемвозрасте до 2000 мл в10-летнем.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30%ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%,а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 16, 17 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ломейко, В. Лях и др.

1)укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2)овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3)развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4)формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5)выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6)приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7)воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др. ) в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные

в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий. Особенности методики физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.

На одном уроке целесообразно решать не более 2—3задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11лет.

При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.

В возрасте 8—11лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно(6—8с).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с настуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Экспериментальное исследование эффективности организационно педагогических условий игрового метода для воспитания скоростно- силовых качеств младших школьников.

Организация исследования. Исследования проводились в несколько этапов. На первом этапе мы определили две группы учащихся младших классов, одна из которых 2 «А» использовался в качестве экспериментальной, а другая 2«Б» – контрольной. На втором этапе провели контрольные испытания, при помощи которых выявили исходный уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся обеих групп. Наиболее универсальными тестами скоростно-силовой подготовленности является прыжок в длину с места, бег на 30 м сходу и метание набивного мяча весом 1 кг. Критериями оценки скоростно-силовых способностей служат дальность прыжка в см, время пробега дистанции в сек, дальность метания в см. На третьем этапе исследования мы оценили уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся младших классов, используя данные таблицы №1. (Приложение 1) полученные результаты занесли в таблицы. На четвёртом этапе мы проверили методику позволяющую развить скоростно-силовые способностей с использованием выше сказанных педагогических условий игрового метода у младших школьников на уроках физической культуры. На протяжении одного месяцев, т. е с апреля 2017г. по май2017 г. в Большесельской СОШ 2 «А» классе мы на каждом уроке применяли игровой метод, направленные на воспитание скоростно-силовых способностей. Причём, в начале основной части урока (10 мин), мы применяли упражнения, описанные во 2 главе, т. с отягощением весом 40-70% от максимального с продолжительностью отдыха между упражнениями до полного восстановления (до пульса 100 уд/мин), потом проводили обучение различным двигательным действиям, предусмотренным Гос. Программой общеобразовательной школы, и в конце основной части урока (5-8 мин) проводили подвижные игры и игровые задания с проявлением скоростно-силовых способностей. На протяжении всего эксперимента в контрольном 2«Б» классе мы проводили обычные уроки физической культуры по плану комплексной программы 1-11 классов общеобразовательной школы.

На пятом этапе вновь провели контрольные испытания, выявляющие уровень развитии скоростно-силовых способностей: прыжок в длину с места, бег на 30 м с ходу и метание набивного мяча весом 1 кг. Критерии оценки скоростно-силовых способностей остались те же. И, наконец, на шестом этапе обработали полученные данные, занесли их в таблицы, методом математико-статической обработки проверили достоверность проверенных результатов. Мы использовали метод t-критерий Стьюдента. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая предлагаемая нами методика окажется более эффективной для воспитания скоростно-силовых способностей по сравнению с программой общеобразовательной школы. Итогом нашего эксперимента будет являться контрольное выполнение тестов на выявление уровня развития скоростно-силовых способностей.

Приём контрольных нормативов проводился следующим образом: I. Тест: «Бег на 30 метров с ходу». Цель применения теста: определить уровень развития скоростных способностей. Возраст спортсменов: 7-11 лет. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки. Оборудование и материалы: секундомер, помощник, выполняющий отмашку руками. Порядок выполнения теста: учащиеся по парам становятся на лини старта. По команде «На старт! Марш!» начинают бег с максимальной скоростью. Добегая до линии, обозначающей 30 м, помощник выполняет отмашку рук, в это время учитель включает секундомер и фиксирует время пробега дистанции. Дополнительные указания: а) учитель должен стоять на линии финиша с противоположной стороны от помощника, который должен стоять точно напротив линии, обозначающей 30 м; б) помощник выполняет отмашку рук в момент пересечения контрольной отметки. Оценка результатов: фиксируется время пробега дистанции и выставляется оценка по результатам согласно данным таблицы №1 приложения.

Тест: « Метание набивного мяча весом 1 кг». Цель применения теста: определить уровень развития скоростно-силовых способностей. Возраст спортсменов: 7-11 лет. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки. Оборудование и материалы: набивные мячи, рулетка, мел. порядок выполнения теста: стоя лицом по направлению метания в руках набивной мяч весом 1 кг на стартовой линии, согнуть ноги, выполнить замах мячом вниз между ног, резко выпрямить ноги одновременно с выбрасыванием мяча вперёд, чуть вверх. Измеряется результат по линии старта до первого касания мяча земли. Выполняется вторая попытка. Дополнительные указания: а) учитель должен стоять сбоку от зоны метания и контролировать дальность метания; б) нужно внимание при регистрации касания мяча земли. Оценка результатов: тест выполняется дважды. Засчитывается лучший результат и выставляется оценка по результату согласно данным таблицы №1 приложения.

III. Тест: «Прыжок в длину с места». Цель применения теста: определить уровень развития скоростно-силовых способностей. Возраст спортсменов: 7-11 лет. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки. Оборудование и материалы: рулетка, мел. Порядок выполнения теста: И. – стоя, ноги на ширине плеч, пальцы ног позади стартовой линии. Согнуть ноги в коленях, взмахнуть руками назад, оттолкнуться как можно сильнее и прыгнуть вперёд. Измеряется результат. Затем выполняется вторая попытка. Дополнительные указания: а) учителю необходимо стать сбоку и контролировать дальность прыжка; б) нужно внимание при регистрации результатов прыжков, так как различия между ними могут быть значительными. Оценка результатов: тест выполняется дважды. Засчитывается лучший результат. Выставляется оценка согласно таблице №1 приложения.

Список использованных источников

Быков В. – Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. – М. : Академия,2008. -174 с.

Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 381 с.

Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева. – М. , 2005. -106 с.

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пос. для студ. пед. вузов; Д. Фарбер. – М. : Академия, 2007. – 416 с.

Воробьёв В. , Пустозёров А. Лекции по физиологии спорта. – Челябинск: УралГАФК,2011. – 218.

Гойхман П. Трофимов О. Физическая культура в школе. ,ФиС,2006. -379 с.

Гугин А. Уроки физической культуры. – М. : Академия, 2009. -225 с.

Гуревич И. «Физическая культура в школе», журнал 2007-№ 9.

Демидов В. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2005. – № 1. – С. 31-37.

Занимательная физиология: Александр Никольский — М, Книжный Клуб Книговек, Северо-Запад, 2010. – 256 с.

Казначеева В. Теория и методы физического воспитания, М. : Академия, 2006. – 270 с.

Каюров В. Книга учителя физической культуры. – М. : Академия, 2005. – 318 с.

Курамшин Ю. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. – М. : Академия, 2005. – 305 с.

Матвеев Л. Теория и методика физического воспитания: Учебник. – М. : Академия, 2005. – 265 с.

Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / Губа В. , Строева И. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. 2009. № 3. 31-34.

Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Кофмана. – М. : Академия,2006. -372 с.

Озолин Н. Молодому коллеге. : Физкультура и спорт, 2003. – 402 с.

Романенко М. Физкультура. – Киев, 2008. – 260 с.

Смирнов В. , Дубровский В. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. — 608 с.

Теория и методика физической культуры / Под ред. Матвеева. – М. : Физкультура и спорт, 2005. – 230 с.

Филиппов С. Физическое воспитание дошкольников. – М. : Академия, 2005. – 112 с.

Харабуги Г. – Теория и методика физического воспитания: Учебник. – М. : Физкультура и спорт, 2004. – 102 с.

Холодов Ж. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. – М. : Академия, 2003. – 480 с.

Шпак, В. Теория и методика физического воспитания / В. Шпак, А. Синютич. – 2-е изд. , допол. и перер. – Витебск: Издательство ВГУ, 2007. – 168 с.

Янсон Ю. Теория и методы физического воспитания: М. : Академия, 2005. – 420 с.

Поиск по сайту

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).

Задачи физического воспитания.

К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др. ) в ходе двигательной деятельности.

Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I—IV классов входят: 1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т. ); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг); 3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50—100 см с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др. ); 6) танцевальные упражнения; 7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, висы на гимнастической стенке и др. ); 8) упражнения со скакалкой.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о педагогике:

Образовательная мотивация школьников
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Образо.

Урок повторения
Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Проверку домашнего задания чаще всего учителя заключают в логику повторения как один из его моментов. Повторение и.

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector