Что я буду делать в течение двух лет, кроме преподавания предмета?
Программа устроена таким образом, чтобы дать вам возможность на протяжении двух лет посвятить всё своё рабочее время школе. Мы ждём от вас активного участия во внеурочной деятельности и обеспечиваем свободу разработки новых образовательных форматов для детей, которые окажутся вашими учениками. Ежемесячно вы будете выезжать на общие учебные сессии всех учителей, работающих по программе, чтобы на два дня посвятить себя методическим сессиям, лекциям, обмену опытом и дальнейшему изучению педагогических практик. Вы часто будете вовлечены в деятельность команды программы, рассказывать о своей работе профессиональному сообществу, журналистам и потенциальным участникам.
Во второй год работы часть вашего времени также будет уходить на подготовку к выпуску: определение дальнейшей карьерной траектории и подготовку проекта (в том случае, если вы захотите придумать свою образовательную инициативу и подать её на грантовый конкурс программы).
Как мне помогала программа
В четверг и пятницу у меня были методические дни, без уроков. Дней было два, потому что я вел два предмета. В эти дни у нас бывали онлайн-встречи кураторских групп или методических объединений. А несколько раз нас с коллегами собирали в офлайне.
Кураторские группы. В каждом регионе у участников был свой куратор. На встречах он расспрашивал нас о проблемах и разбирал сложные ситуации. А раз в месяц приезжал в школу и посещал наши уроки. Потом советовал, что можно улучшить. Это помогало держать дисциплину в классе.
На встречах нашей группы мы обсуждали проблемы, делились успехами и неудачами. Это меня хорошо поддерживало.
Методические объединения были по каждому предмету. Например, у историков свое, а у географов свое. На встречах с нами занимался методист, мы задавали друг другу вопросы и обсуждали успехи.
Методист объяснял самые сложные темы по предмету и советовал, как подать их детям. Когда я слушал, какие уроки проводит методист по географии, сам мечтал на них попасть.
Раз в месяц я записывал один свой урок на видео и отправлял методисту. Потом мы разбирали его сильные и слабые стороны. Это было очень полезно: можно было увидеть свой урок глазами ученика и понять, как его улучшить.
По ощущениям, за два года я продвинулся в плане подготовки уроков. Они стали качественнее, плюс у меня накопилась богатая методическая база, где я мог найти нужную информацию.
Встреча в офлайне. До начала 2021 года организаторы хотели собрать всех участников в Москве. Но ковида состоялась только региональная встреча в Новосибирске. Мы пообщались с коллегами и организаторами программы и поделились трудностями и достижениями.
В Москве должны были быть занятия, но их перенесли в онлайн. Методист рассказал много полезных кейсов, которые можно сразу применять в работе. Но я уже слишком устал от онлайн-формата, поэтому занятия дались мне тяжело.
Весной 2021 года наконец случилась очная встреча в Москве. Там собрали участников со всех регионов. Встреча длилась три дня и проходила на базе под Москвой. Нам оплатили перелет туда и обратно и разместили в номерах по три человека. Условия были не самые комфортные, но встреча прошла классно. Там были занятия по мастерству учителя, но для меня самым ценным оказалось общение с коллегами из других регионов.
А летом у нас была еще одна очная встреча на базе отдыха в Калужской области. Там нас настраивали на второй год работы и снова проводили обучение.
Как мы отремонтировали рекреацию
На второй год работы участники программы должны реализовать так называемый Проект второго года. Он должен быть внеурочным и пойти на пользу школе и ученикам.
Я объединился с тремя коллегами из «Учителя для России», и нашим проектом стал ремонт рекреации — такой части коридора, где ученики проводят время на переменах. В школе она была пустая и скучная, а нам захотелось покрасить ее в яркие цвета и наполнить играми и книгами, чтобы ученикам там было интересно.
Чтобы найти деньги, моя коллега варила с учениками мыло, а я отвечал за продажи и выбивал деньги у спонсоров. Рассказываю, как это было и что у нас получилось.
Наше мыло. Идея с мылом родилась так: моя коллега проводила классный час, посвященный Дню матери. И предложила ученикам сделать мамам подарки — сварить мыло ручной работы. Рецепт был простой, а ингредиенты можно было купить на «Озоне».
Детям это понравилось, и перед Новым годом мы решили развить идею: варить мыло на продажу, а на вырученные деньги отремонтировать рекреацию. За работу с мылом отвечала коллега, но в этот момент школа закрылась на карантин, и дети мало участвовали в варке. Так что большую часть мыла коллега сделала сама вместе с другими участниками «Учителя для России». А ученики нарисовали открытки, и потом мы вкладывали их в заказы.
В проекте не участвовали только учителя, которые работали в школе вне программы: они вообще мало интересовались тем, что мы делаем.
Сбор денег. Я занимался продвижением проекта: рассказывал о нем в соцсетях, сделал сайт и организовал доставку и оплату.
Один кусочек мыла стоил 299 ₽, еще у нас были наборы с бомбочками для ванн по Сначала я получал заказы от друзей, но потом проект пошел в массы: люди рассказывали друг другу об идее и некоторые даже просто так отправляли нам деньги. При этом писали много приятных слов, и я получал большое удовольствие от этой работы.
В момент проект был похож на конвейер: мы с коллегами из проекта получали заказы, варили мыло, упаковывали подарки и отправляли через СДЭК по всей России. Так за месяц собрали около 120 000 ₽, но из них 40 000 ₽ ушли на оплату доставки и ингредиентов для мыла. Так что чистая прибыль составила 80 000 ₽.
80 000 ₽ было мало для ремонта, и сначала я решил просто купить на эти деньги книжки, настольные игры и кресла-мешки. Но на всякий случай обратился в компанию «Сибантрацит» — она спонсировала программу в Новосибирской области. Рассказал о нашем проекте и попросил добавить денег. Компания выделила 120 000 ₽, то есть в сумме у нас набралось 200 000 ₽. хватило и на отделку рекреации.
Но «Сибантрацит» перевел деньги на счет школы, а с него очень сложно оплатить бюрократии. Поэтому мне пришлось покупать стройматериалы за свой счет и предоставлять в школу чеки, а она вернула деньги только после ремонта. Борьба с такой бюрократией оказалась самой неприятной частью проекта.
Материалы и ремонт. На полученные деньги мы решили покрасить стены, пол и радиаторы. Сделать новые стенды и грифельную доску, обновить шторы, купить книги, настольные игры и мебель: столики, диваны, пуфы и книжные полки.
Но пока я воевал с бюрократией, наступил февраль 2022 года, Россия подпала под санкции и все резко подорожало. По старым ценам я успел заказать в интернет-магазинах только детские книги: они обошлись в 36 000 ₽, а после февраля уже 75 000 ₽. Но насчет остального пришлось выкручиваться.
Например, я написал знакомой, которая работала у производителя настольных игр Hasbro. Она рассказала руководству про наш проект, и компания просто подарила нам несколько игр. Еще я написал в Hobby World, и они тоже прислали несколько наборов бесплатно.
Вместо полноценной ремонтной бригады мы наняли местного строителя, которого нам порекомендовали в школе. Он работал без договора, но школа закрыла на это глаза, потому что он попросил всего 20 000 ₽. Однако ремонт получился некачественный: стены были плохо выровнены и покрашены как попало.
Мы очень расстроились, а денег на переделку уже не было. Тогда мы решили привлечь к ней детей: устроили для них вечеринку, принесли угощения и пригласили присоединиться к нам, чтобы доделать рекреацию. Откликнулись многие дети и наши коллеги из «Учителя для России» из других школ. Вместе мы за один вечер докрасили рекреацию.
А вот обычные учителя школы нам не помогали. Меня это удивляло: мы с коллегой из программы поработали в школе всего два года и все равно хотели оставить после себя красоту. А они преподавали здесь давно и впереди у них были годы работы. При этом у них не было энтузиазма улучшить.
Реакция коллег не из программы. Мы закончили ремонт в июне 2022 года, перед моим увольнением. Но я успел увидеть, как на переменах дети бежали занимать кресла в рекреации, листали книжки и играли в настольные игры. Меня это очень порадовало.
Огорчила только реакция учителей, которые работали в школе вне программы. Они посчитали, что цвет стен бледный, черная доска смотрится некрасиво, а кресла-мешки сыплются. И были недовольны, что я не посоветовался с ними, когда покупал материалы.
Сейчас я переживаю, что после нашего ухода все станет как было: книжки окажутся в библиотеке, где их никто не читает, настольные игры спрячут, а кресла-мешки унесут. Надеюсь только на ребят из «Учителя для России», которые придут нам на смену. Возможно, они отстоят рекреацию, чтобы у детей остался свободный доступ к книгам и играм. Ведь нашей целью было изменить пространство в школе и сделать его доступным, без ограничений и с доверием к детям.
Как я учился в «Летнем институте»
«Летний институт» — это интенсивный курс педагогической подготовки, разработанный программой «Учитель для России» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Обычно он длится пять недель в июле и августе и проходит на базе отдыха в Калужской области. Но в 2020 году все было онлайн.
В первые четыре недели шли занятия, а в пятую мы участвовали в онлайн-лагере Leto is, где работали с детьми. Потом мы сдали еще один экзамен, защитили проекты и получили дипломы о том, что прошли программу «Профессиональные основы педагогической деятельности».
Занятия вели организаторы программы, выпускники, методисты и приглашенные эксперты. Некоторые дисциплины были прикладные — о том, как планировать уроки и управлять поведением в классе. Плюс мы проходили педагогику, психологию, информационные и образовательные технологии и даже актерское мастерство.
Мне особенно понравился преподаватель по актерскому мастерству: он давал классные упражнения, чтобы мы раскрепостились, нестандартно мыслили и развили дикцию. Например, мы придумывали крылатые выражения и играли в воображаемые крестики-нолики. В общем, учились вести уроки интересно.
Занятия шли по будням целый день, а вечерами мы созванивались с кураторами и делали домашние работы. Тем, кто успешно их сдавал и прослушал больше 95% уроков, полагалась разовая стипендия — 20 000 ₽. Я тоже ее получил. Но я впервые так долго учился онлайн, это было непривычно. К времени заниматься было мало: летние туры я отменил, но подрабатывал водителем и иногда слушал сессии прямо за рулем.
20 000 ₽
стипендия, которую я получил за хорошую учебу в «Летнем институте»
В «Летнем институте» должно было сформироваться сообщество учителей. Обычно участники знакомятся друг с другом, а потом поддерживают связь во время работы. Но онлайн-формата я так и не влился в это сообщество. В «Зуме» проходили неформальные мероприятия вроде маскарада и вечернего вина, но я в них не участвовал. В итоге с ребятами из других регионов потом общался мало.
Зато я часто встречался с теми, кто тоже попал в Новосибирскую область: у нас были похожие ценности и проблемы. Мы рассказывали друг другу о сложностях в классе и перенимали интересные идеи для работы.
На занятиях всегда была позитивная атмосфера. Но мне не хватало живого общения
Летний лагерь Leto is проходил в последнюю неделю института, и там мы общались с реальными школьниками. Обычно лагерь организовывают в офлайне, на базе под Москвой, и приглашают учеников подмосковных школ. Но в 2020 году он проходил в онлайне и дети участвовали со всей России.
Будущих учителей разбили на группы по человек в зависимости от предмета. Каждая группа разрабатывала короткий курс по одной теме. Например, моя группа историков сделала курс «Создай свое государство»: дети придумывали страну, в которой хотят жить. Один учитель помогал выбрать форму правления, другой рассказывал про флаг, третий — про герб, а потом дети их рисовали. Так они узнавали об устройстве государств.
У каждой группы был «ангел» — учитель, который уже отработал в школе первый год. Он помогал организовать работу, давал советы и очень нас поддерживал.
На занятиях присутствовали детей. Удерживать их внимание нам было сложно. Зато было интересно применять навыки, которые мы освоили во время учебы. И в целом дети хорошо отреагировали на курс.
Экзамен и проект. Экзамен проходил в формате и охватывал все, чему мы учились в «Летнем институте». Я посещал все занятия, поэтому быстро ответил на вопросы.
А в проекте нужно было спланировать урок. Я выбрал тему «Многообразие стран мира» для десятого класса. Шаблоны уроков мы разбирали на занятиях, поэтому проект показался мне несложным. Но в итоге я придумал недостаточно разнообразные задания для учеников и за экзамен и проект получил общую оценку 4, а не 5.
Те, кто успешно сдал экзамен и защитил проект, получили дипломы НИУ ВШЭ о педагогической переподготовке. А чтобы преподавать в школах, заключили договор с фондом «Новый учитель».
Потом я узнал, что в 2020 году 4000 человек подавали заявки на участие в программе. До «Летнего института» дошли около 200.
По этому шаблону я планировал свой урок. Потом я пользовался им и в школе
Этот диплом дал мне право работать учителем
Какие еще активности я организовал
Зимой 2022 года я и другие участники программы встречались с руководством электродного завода «Новэз» в Линеве. Руководство хотело, чтобы поселок менялся и развивался, и обещало поддерживать наши инициативы. Мы с коллегой из программы решили этим воспользоваться и организовали в школе соревнования по спортивному ориентированию. Они назывались «Беловские коты». Мы написали на завод, и он предоставил детям подарки и угощения.
Чтобы собрать участников, я рассказал о соревнованиях в чате турстанции района и в чате «Учитель для России в Сибири». В итоге собрались команды из пяти местных школ. А мы организовали бесплатный транспорт, участников наверняка еще больше.
Соревнования прошли в апреле. Маршрут я разработал сам, вокруг школы. В командном зачете мои ребята оказались вторыми, зато победили в личном. Я гордился ими и был рад, что они хорошо выступили, но при этом не забрали все призовые места. Иначе другие участники подумать, что результат подстроен.
Завод подарил победителям хорошие призы: колонки, беспроводные наушники и пауэрбанки.
А в июне 2022 года мы с другой коллегой из программы организовали соревнования по Завод в Линеве предоставил площадку, перекус и воду. На этот раз участвовали шесть школ района и наша тоже собрала команду. Это было сложно, и ребята играли плохо, но старались изо всех сил. Я не смог посмотреть все матчи, потому что было много дел, но был рад, когда к вечеру они прислали мне фото кубка за третье место. Выиграли его в серии пенальти.
Мои ребята на соревновании по мини-футболу
Так выглядел кубок победителей, но на этот раз он достался не нам
✨ Какие этапы программы уже реализованы
Отдельные этапы программы «Десятилетие детства» уже были реализованы в 2020 году. Основными положительными изменениями, которых удалось добиться в рамках программы, считаются:
Но ряд вопросов и проблем требуют дальнейшей доработки, поэтому на них было акцентировано внимание в новом плане, который будет действовать до 2027 года.
Посмотреть доклад о результатах реализации программы до 2020 года
Как я попал в школу в Белове
Обычно к началу «Летнего института» участники уже знают, в какой школе будут работать и какие классы вести. Но моя заявка была в последней волне, так что я определялся со школой уже во время учебы.
Сначала мне предложили место историка в Дзержинске Нижегородской области. Я почитал о городе и даже посмотрел квартиры на «Авито». Но потом было собеседование по «Скайпу» с директором школы. Я честно ей сказал, что по образованию я не историк и опыта преподавания у меня нет. И не стал обещать, что останусь в школе после программы. Директор выбрала другого кандидата, а других вакансий историка не было.
Зато в селе Белово Новосибирской области требовался географ. Я указывал географию как дополнительный предмет, когда не сдал английский. Поэтому мне предложили сдать по ней экзамен и пройти собеседование с другим директором. Я согласился.
На экзамене методист задавала вопросы из ЕГЭ по географии. Но я знал ее хуже истории и времени на подготовку было мало, поэтому экзамен дался мне тяжело. В итоге методист допустила меня к собеседованию, но посоветовала почитать учебники.
На собеседовании директор из Белова тоже спрашивала про опыт и образование, но больше рассказывала сама — о селе, школе и учениках. Мы приятно поговорили, и через пару дней меня пригласили туда работать.
Но школа оказалась очень маленькая, и там предполагалось всего 12 уроков географии в неделю. А для участия в программе нужно было минимум 18 — такая у учителей ставка. Так что мне предложили сдать еще экзамен по информатике и вести по ней 6 уроков в неделю.
Информатики не было в моем списке предметов. Но я знал и даже пробовал поступать в Парижскую школу программирования. Методист задал мне несколько общих вопросов и сказала, что моих знаний достаточно. Так что к концу «Летнего института» я стал готовиться переезжать в Сибирь.
Сколько я зарабатывал
В школе я получал чуть больше 21 000 ₽. Из них 16 000 ₽ — это ставка, а 5000 ₽ — доплата за классное руководство в пятом, а потом и в шестом классе. На втором году работы добавились еще 5000 ₽ за турклуб.
Дополнительно я получал стипендию от программы — 20 000 ₽. И 15 000 ₽ мне переводили на оплату жилья. Я тратил на него 10 000 ₽, и оставалось 45 000 ₽. Думаю, это и должна быть минимальная зарплата учителей в России. Может, тогда больше людей захотят идти в профессию. Но когда я организовывал частные путешествия, зарабатывал больше. Поэтому мне было обидно слышать, когда говорил, что я участвую в программе ради денег.
По выходным я занимался хобби — верстал сайты на «Тильде» или переводил с русского на английский. Сначала это приносило в месяц, но за два года клиентов стало больше — и я стал зарабатывать .
Поначалу я думал, что не смогу тратить в Линеве всю зарплату и деньги с подработок. Но на выходных я ездил в Новосибирск: ходил там в театр, кино и библиотеку, играл на барабанах и в теннис. Несколько раз ездил в Шерегеш кататься на сноуборде и был с друзьями на Алтае, в Томске, на Байкале и в Красноярске. Еще я несколько раз летал к родителям в Вологду. Так деньги и уходили.
Что в работе меня радовало
Я радовался, когда ребятам со мной было интересно. Я выделял у них три состояния: «не слушаю», «слушаю» и «слышу». Последнее было самое классное. Это когда ученики не только слышали, что я говорю, но и осознавали это и проецировали на себя.
Но за два года я добивался такого всего несколько раз. мы проходили миграцию населения и я рассказал ребятам о сталинских репрессиях. Это важная тема, но она слабо освещена в школьной программе. Сначала мы послушали песню «Сохрани мою речь» на стихи Мандельштама, а потом обсудили, что такое репрессии и почему них люди переезжают из региона в регион. И в момент я почувствовал, что мои слова откликаются у ребят. Это было непередаваемое ощущение.
Еще мне нравилось, что в работе учителя было место творчеству. Например, я купил для учеников настольную игру по странам мира и регионам России и играл в нее с детьми на уроках.
А перед зимними каникулами мы организовали квест для всей школы на тему «Как празднуют Новый год в разных странах». Девятиклассники живо обсуждали испытания для квеста и генерировали идеи — это тоже меня порадовало.
А однажды два пятиклассника сделали проект «Мировые достопримечательности в игре „Майнкрафт“» и устроили нам вроде экскурсии. Урок прошел классно.
Еще я радовался, что даю детям нечто большее, чем пересказ глав из учебника. Например, в ноябре я попросил знакомых из разных стран отправить моим ученикам открытки. Откликнулось столько людей, что открыток хватило еще на две школы — в деревнях и Сосновка. Там тоже работали мои коллеги из «Учителя для России».
Получив открытку, каждый ученик рассказывал на уроке о месте, откуда она пришла. Мы собрали послания со всех континентов, кроме Антарктиды. Надеюсь, благодаря этому проекту ребята поняли, какой мир большой и удивительный.
Но больше всего радости доставляли мне занятия в туристическом клубе, который я организовал на второй год работы. Расскажу о нем чуть дальше.
До нас дошла даже открытка из Лас-Вегаса
А еще мы с пятиклассниками сделали креативную елку в классном уголке
Я прошёл Летний институт. Теперь я педагог?
Преподавать вы начнёте уже в грядущем сентябре, однако это не значит, что вы завершили обучение. Летний институт — только первая часть программы переподготовки по педагогике. Его прохождение даёт вам необходимые навыки и право вести новый вид профессиональной деятельности, преподавать в школе.
Ваше обучение продолжается на протяжении двух лет программы в формате ежемесячных сессий, лекций, воркшопов и занятий с методистами.
Из каких этапов состоит отбор в программу?
Отбор участников проходит в четыре этапа. Для начала необходимо заполнить онлайн-заявку, в которой вы подробно расскажете о себе, своём образовании и профессиональном опыте. Второй этап — это видеоинтервью с нашим рекрутером. При успешном прохождении интервью вы получите приглашение на онлайн-тур — третий этап отбора. Финальный этап: проверка уровня владения предметом с методистом. В случае успешного прохождения всех этапов отбора вы получите предварительное предложение о работе и начнёте готовиться к Летнему институту.
✅ Что входит в план
Ключевыми целями программы в области благополучия семей являются снижение количества малообеспеченных семей и влияния бедности на качество жизни детей.
В сфере материального обеспечения российских семей по новому плану предполагается:
По программе планируется упрощение процедуры оформления детских пособий и льгот. К 2027 году 2/3 от общего количества семей смогут получить гарантированные им пособия на основании одного заявления без документов, подтверждающих доходы, и пр.
Также планируется рост получателей мер социальной поддержки семей – с 2479,649 тыс. семей в 2021 году до 2609,299 тыс. семей – в 2024 году.
Что означает включение прививки в Национальный календарь. Особенности российской вакцинации
Жилье для инвалидов и детей-инвалидов. Условия и порядок получения льготной квартиры
Декретные выплаты и пособия на детей. Сколько будут платить в 2021 году
В части здравоохранения отдельное внимание уделяется поддержке детей с онкологией и наличием ограничений по здоровью. Ожидаемым результатом программы является повышение качества оказываемой медицинской помощи. Для этого организуют детские службы реабилитации и увеличат количество специалистов, задействованных в области реабилитации.
Перед программой по сбережению здоровья также стоит задача по созданию условий для роста рождаемости, профилактики болезней и инвалидности среди детей и подростков. Увеличить рождаемость планируется в том числе через более качественную работу по профилактике абортов и увеличению циклов ЭКО для бесплодных пар, которые будут оплачены через ОМС: с 74 тысяч циклов в 2021 году до 80 тысяч циклов – к 2024 году.
Свой вклад в здоровье подрастающего поколения должна внести усовершенствованная система питания в школах. До 2027 года планируется усовершенствовать действующий Национальный календарь прививок и включить в него новые вакцины. На качестве оказываемой медицинской помощи должно положительно сказаться оснащение поликлиник и больниц современным оборудованием и лекарствами.
Меры поддержки детей-сирот
Для детей, оставшихся без попечения родителей, предполагается реформирование системы опеки и попечительства, системы учета нуждающихся в собственной квартире и расширение доступных форм обеспечения сирот жильем.
Задачами образовательного блока программы являются:
В части образования и комплексного развития детей ожидается, что к 2027 году до 80% детей 5-18 лет будут охвачены дополнительными общеобразовательными программами. Ожидается увеличение количества детских культурных мероприятий и проектов по поддержке детского чтения.
Также по программе запланировано увеличение числа школьников, участвующих в различных олимпиадах и конкурсах – до 57% к 2027 году (до 49% – в 2021 году). А доля детей, которые регулярно занимаются спортом, должна составлять к 2024 году абсолютное большинство – 80%.
Права детей-сирот на бюджетные места в вузах. Что учесть абитуриенту для получения льготы в 2021 году
Школьный аттестат по новым правилам. Каких изменений ждать выпускникам и их родителям в 2021 году
Цифровая биография школьника. Какие сведения об ученике будут учитываться в электронном портфолио
В рамках развития инфраструктуры ожидается обеспечение детей и семей с детьми качественными, безопасными и доступными товарами и услугами, создание современных объектов для занятий физкультурой и спортом и развития творческих способностей, развитие детских объединений, популяризация информационной продукции для детей.
Перечень мероприятий по модернизации детской инфраструктуры включает строительство 235 спортивных площадок в 2024 году, ремонт театров, домов культуры и школ искусств. Дополнительная поддержка ожидается для производителей детских товаров и средств реабилитации для инвалидов.
Доступность дошкольных учреждений для детей от 2 месяцев до 3 лет должна достигнуть 100%.
Целью блока по безопасности детей является обеспечение комплексной детской безопасности, соблюдение прав и законных интересов. Для этого планируется формирование у учащихся представления о безопасном образе жизни, знаний основ безопасности дорожного движения, реализация мер по профилактике асоциального поведения, профилактика и сокращение преступности среди детей.
Количество детей, состоящих в объединениях юных инспекторов движения и автомобильных школ, планируется увеличить до 500 тысяч к 2027 году.
Как я снял квартиру
В Белове, где находилась моя школа, жило всего 400 человек и жилье никто не сдавал. Поэтому я искал квартиру в поселке Линево — это в 20 км от села. Между ними три раза в день ходил автобус.
Перед вылетом в Новосибирск я несколько недель мониторил объявления на «Авито». Видел неплохие однушки, но потом их арендовали мои коллеги, которые приехали раньше. Так что я собирался снять убитую, а со временем найти получше.
Но мне повезло: уже в электричке я увидел новое объявление. В нем даже не было фото, но квартира находилась рядом /д станцией и я решил ее посмотреть. Позвонил риелтору, который разместил объявление, и сказал, что приеду через полтора часа.
Дом оказался обычной старой хрущевкой, а у подъезда стояли пьяные мужчины. Они впервые увидели чемодан на колесах и попросили его покатать. Зато сам подъезд показался мне тихим, а на стенах висели картины местных бабушек.
В квартире было чисто, но накурено, а ремонт и мебель оказались очень скромными. Я решил снять ее на первое время и смотреть другие варианты. Аренда стоила 9000 ₽ в месяц, а коммунальные услуги — 1000 ₽. Я заключил договор, заплатил хозяину за первый месяц и еще 4500 ₽ отдал риелтору.
я платил за аренду квартиры в соседнем поселке Линево
Когда я остался в квартире один, почувствовал себя очень одиноко. Но через пару дней освоился, сходил в гости к коллегам и понял, что с квартирой мне повезло. Она расположена в самом центре поселка, до автобусной остановки всего пять минут, а во дворе находится пиццерия. Так что потом я здесь и остался.
Вот такие приятные картины висели в подъезде
А это моя квартира — маленькая однушка
У меня была аккуратная чистая кухня
И довольно современная ванная со стиральной машиной и душевой кабиной
А так выглядел мой дом
Как я подготовлюсь к работе в школе?
В случае успешного прохождения всех этапов отбора мы пригласим вас в Летний институт — первую часть программы профессиональной переподготовки. Это выездной интенсивный курс, включающий в себя мастерство педагога, изучение ФГОС, годового и поурочного планирования, развитие лидерских навыков, практик внимательности, психологических и театральных аспектов профессии. Летний институт также призван подготовить вас к работе в школьной среде и к профессиональной жизни в новом коллективе. Вам предстоит пять недель тесной работы сначала с коучами, методистами и экспертами в сфере образования, а затем и с детьми в рамках лагеря «Территория лета», который мы придумаем и реализуем все вместе.
По итогам Летнего института вы получите финальное предложение о работе.
Кто организует и финансирует программу?
«Учитель для России» — общественный проект. Над его реализацией при поддержке партнёров работает команда. Мы занимаемся презентациями и продвижением программы, отбором участников, распределением по школам, образовательной программой, карьерным развитием и поддержкой учителей на протяжении двух лет участия в программе. Наша главная цель — развитие сообщества неравнодушных педагогов, родителей, администрации школ, представителей СМИ, бизнеса и региональной власти, которые готовы системно работать над тем, чтобы российские дети получили лучшее образование.
Полный список партнёров программы можно найти на нашем сайте.
Как я организовал туристический клуб
Меня расстраивало, что при школе было мало кружков и секций. Уверен, это понравилось. Раньше один учитель вел секцию борьбы и к нему ходило много детей. А потом он уехал и секция закрылась. Так что на второй год работы я организовал туристический клуб.
Все началось с того, что в конце первого года моя коллега из другой деревни поехала с учениками на сплав по реке Бердь. Его организовала районная станция туристов. Я заинтересовался, обратился туда, и станция помогла мне открыть турклуб при школе.
Это пришлось согласовать с директором школы. Но она была не против и даже включила занятия в клубе в программу — получилось 9 часов в неделю. За это мне потом доплачивали 5000 ₽ в месяц.
доплата, которую я получал за организацию турклуба в школе
Я заключил с районной станцией договор, что буду вести турклуб под ее эгидой. И она стала помогать снаряжением: предоставила палатки, спальники, котелки и все, что нужно для походов. В общем, с ней было очень комфортно работать.
В мой клуб записались двенадцать человек, но активно занимались только семеро, из седьмого и восьмого классов. Дети постарше были заняты подготовкой к экзаменам.
Я проводил занятия в кабинете географии и спортзале, а в хорошую погоду на улице. Учил ориентироваться, ставить палатки, вязать узлы и собирать рюкзаки. А потом мы стали заменять такие уроки на походы и поездки.
Например, осенью 2021 года я с шестью детьми поехал на районные соревнования по туризму. Транспорт бесплатно предоставила турстанция. Мы жили в палатке и готовили на костре. В первый вечер мои ребята победили в конкурсе на ночное ориентирование, а на следующий день участвовали в соревновании по ориентированию по карте. Но плохо услышали инструкции и на пять минут опоздали к финишу, так что их результат аннулировали. Дети расстроились, но вынесли хороший урок, а сразу по возвращении уже спрашивали, когда будет следующий поход.
А весной 2022 года мы ездили на сплав по реке и провели три ночи вдали от цивилизации. Детям понравилось, хотя они были без телефонов. Атмосфера была дружеская: все помогали, заботились друг о друге и проявляли свои лучшие качества.
Таких мероприятий было много: мы ездили на скалолазание и боулдеринг, посещали театр и планетарий. Все это доставляло мне и детям большую радость.
Как мне выбрать предмет, который я буду преподавать?
Выбирать нужно тот предмет, который по-настоящему зажигает вас, тот, о котором вы знаете достаточно много, знаниями о котором хотите делиться, — только такой подход к работе является залогом интереса к предмету у детей. При выборе предмета у вас нет ограничений, связанных с вашим образованием или профессиональной подготовкой. К примеру, если вы экономист, но мечтаете преподавать литературу, в которой прекрасно разбираетесь, мы с радостью предложим вам вакансию.
Кто может стать участником программы?
Необходимым требованием для участия является законченное высшее образование на момент начала работы в школе. Это значит, что вы можете подать заявку, являясь студентом выпускного курса. Ваша специальность необязательно должна быть педагогической: мы приветствуем участие в программе специалистов, увлечённых своим предметом и готовых преподавать его глубоко и живо.
Мы также рассматриваем заявки от кандидатов со средним образованием — но только с профессиональным педагогическим. Мы сохраняем единые критерии и этапы отбора для всех кандидатов.
Мы ждём, что вы разделите с нами ценности гуманистической педагогики: вам должна быть близка идея о том, что каждый ребёнок может раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, если взрослый в образовательном процессе будет методично и вдумчиво искать с ним общий язык. Нам также важна ваша готовность при необходимости переехать в новый для себя населённый пункт: программа фокусируется на развитии региональной школы.
Участником программы может стать практикующий педагог: мы всегда рады, когда к нам приходят учителя со сложившимся опытом, заинтересованные в дальнейшем профессиональном развитии. Возрастного ценза, как и требований к предыдущему педагогическому опыту, у программы нет.
В каком регионе я буду работать?
Участие в программе часто предполагает переезд в другой населённый пункт. Мы работаем в восьми регионах России: в Калужской, Воронежской, Тамбовской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе и в Приморском крае. Нам важно сконцентрировать свою работу на регионах: в городах-миллионниках нет серьёзного недостатка в детских досуговых и образовательных возможностях, в то время как в небольшом посёлке школа становится настоящим эпицентром детства.
При распределении участников по школам мы учитываем их географические предпочтения. Кто-то из учителей целенаправленно хочет попробовать работу в сельской школе и пожить среди полей и лесов, а кому-то важно остаться рядом с городской инфраструктурой. Администрация региона и руководство школы готовы помочь новым учителям с поиском жилья, а «Учитель для России» компенсирует средства на съём квартиры (а иногда, если речь идёт о сельской местности, и целого дома) в размере 15 000 рублей в месяц.
Сколько стоит участие в программе?
Участие в программе бесплатное. В течение двух лет работы в школе, помимо официальной зарплаты учителя, вы будете получать стипендию от программы в размере 20 000 рублей. А если для участия в программе вы переедете в новый для себя населённый пункт, то также будете получать компенсацию на проживание в размере 15 000 рублей ежемесячно.
Немного о Линеве и Белове
Коротко расскажу о поселке Линево, где я жил, и о селе Белово — там находилась моя школа.
Линево — поселок городского типа с населением 17,8 тысячи человек. Мне нравилось, что он маленький и там все рядом. В 10 минутах пешком от моего дома было все необходимое — продуктовый, почта, банк, парикмахерская и пункт выдачи «Вайлдберриз».
Вечерами после школы я бегал по территории лыжной базы. Дважды в неделю посещал бассейн, час стоил 210 ₽. Иногда ходил на массаж за в час или на сеанс в кедровой бочке — 20 минут стоили 200 ₽.
Но в окрестностях Линева несколько угольных разрезов, а в самом поселке — завод, который выпускает электроды для доменных печей. Не знаю, в дело, но в воздухе постоянно витала черная пыль. Дома она оседала на всех поверхностях, а после дождя плавала в лужах. Я редко открывал окна и купил очиститель воздуха, но это не помогало.
Белово. Я уже упоминал, что Белово — это маленькое село. Здесь у каждого свое хозяйство: огород, птица, скотина. Летом на дорогах гуляли гуси и куры. Когда я это увидел, захотел даже снять фильм о жителях настоящих российских деревень.
В селе работы не было, и большинство местных ездили работать на птицефабрику или на угольные разрезы. А развлечений в селе всего два — продуктовый магазин и клуб, но пандемии клуб долго не работал. Потом его открыли и там проходили мероприятия в честь государственных праздников, но я на них не бывал.
Еще в нескольких километрах от поселка расположен Беловский водопад. Он даже отмечен в путеводителях по Новосибирской области, и деревенские дети постоянно там играли. Но ко мне приезжал друг и мы съездили на этот водопад — ничего особенного там не нашли.
Чем я смогу заниматься после окончания программы?
Во время второго года участия в программе мы обсудим ваши карьерные предпочтения и вместе разработаем план вашего дальнейшего профессионального развития. Вы сможете продолжить карьеру в сфере образования или за её пределами: остаться работать в школе, запустить собственный образовательный проект при грантовой поддержке программы, работать в сфере управления образованием, заниматься академическими исследованиями, продолжить свой профессиональный путь в сфере бизнеса, присоединиться к команде программы.
Как нас встретили в Сибири
Программа выделила мне на дорогу 10 000 ₽. Этого как раз хватило, чтобы добраться из Вологды в Москву, а оттуда вылететь в Новосибирск. Я прилетел 14 августа 2020 года — в этот день была встреча участников, которых распределили в Новосибирскую область.
На встрече было 30 человек, а длилась она два дня. С нами все хотели познакомиться — в первый день даже приехало местное телевидение и заместитель министра образования НСО.
Организаторы программы бесплатно поселили нас в общежитии РАНХиГС и провели заключительные занятия. Мы разбирали, какие сложности будут в первые недели и месяцы работы. Например, нам сказали, что ноябрь — всегда самый сложный месяц: после первой четверти наступает осенняя хандра и сложно концентрироваться. Так что мы написали себе «письмо в ноябрь» со словами поддержки.
А после встречи все разъехались по своим городам и селам. Мне было страшно отправляться в деревню и работать в совершенно новой сфере. Но я был уверен, что детям понравятся мои уроки, они будут послушно учиться и удивлять своими знаниями. Словом, в электричке от Новосибирска до Белова я ехал в розовых очках.
С этими ребятами я встречаюсь и общаюсь до сих пор. Некоторые работали в моей школе
Как я справлюсь в школе один?
В новой школе вы не окажетесь одни. Мы распределяем участников в школы командами от двух-трёх человек для успешного формирования сообщества и облегчения процесса адаптации. Кроме того, вы поедете работать в коллектив, готовый делиться знаниями и открытый к совместному педагогическому поиску. Мастерство подачи предмета вы будете осваивать при поддержке методиста. Ваш куратор сможет направить вас на пути личностного развития, неизбежного в преподавательской деятельности.
В какой школе я работал
Моя школа очень маленькая, в ней числилось всего 70 учеников. Самый большой класс был восьмой, там училось 10 детей, а самый маленький — одиннадцатый с одной девочкой. Зато в школе была добрая атмосфера, все друг друга знали и много общались.
Но сама школа выглядела грустно. В столовой и спортзале зимой было холодно, хотя везде стояли пластиковые стеклопакеты. В спортзале был старый инвентарь, а волейбольная сетка никуда не годилась.
В кабинете информатики стояло десять компьютеров, но новых было только четыре — остальные тормозили и на них были установлены старые версии Виндоус.
Мне предстояло учить детей пользоваться интернетом, но он был только на шести компьютерах. Так что в больших классах я сажал за каждый по двое детей. На второй год моей работы руководство выдало нам ноутбуки, но они тоже были без интернета, так что проблему это не решило.
В этих условиях я и работал два года.
Спортзал в школе был старенький и облупленный
Как происходит распределение участников по школам?
Мы сотрудничаем со школами Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областей, а также ЯНАО и Приморского края. Директора в этих школах открыты и готовы поддержать наших участников в поиске оптимального подхода к работе с детьми. Выбор школы, в которой вы будете работать в течение двух лет, делаете вы.
После прохождения всех этапов отбора и подписания оффера мы пришлём вам анкету, в которой попросим подробно рассказать о ваших пожеланиях. Мы также встретимся на интервью и обсудим все нюансы: вы расскажете, какой регион или населённый пункт вам по душе, какой вы представляете вашу школу мечты, какой тип лидерства вам близок, что хотите видеть каждый день за окном (это важно).
Вам предложат до трёх вариантов школ, которые соответствуют вашим ожиданиям — и, конечно, в которых открыта вакансия по вашему предмету или специальности. Вы сможете побеседовать с директорами и выбрать ту школу, где вам будет комфортнее и интереснее всего работать на протяжении следующих двух лет. По итогам общения со школами мы определим ту, которую выбрали вы — и которая выбрала вас.
Что за программа «Учитель для России»
Программа «Учитель для России» работает с 2015 года, ее реализует фонд «Новый учитель». В 2022 году в нее входят школы из восьми регионов: Калужской, Тамбовской, Новгородской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской областей, Приморья и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Цель программы — дать детям из глубинки хорошее школьное образование: не хуже, чем в крупных городах. И изменить систему обучения, чтобы дети не зубрили материал, а учились анализировать, принимать решения, просить помощи, работать в команде и быть лидерами. Для этого организаторы привлекают людей разных профессий, учат их преподавать и распределяют в школы.
Часто эти школы находятся в деревнях и селах, куда трудно добираться. И порой там учатся дети из сложных семей: малообеспеченных или неблагополучных. Не все обычные учителя хотят там работать, а участники программы едут ради благого дела.
Кто может участвовать. Вообще, в российские школы не берут учителей без педагогического образования. Но по программе стать преподавателем может каждый, кто пройдет отбор. Заявки принимают и от выпускников педколледжей, и просто от людей с высшим образованием — инженеров, маркетологов, врачей и многих других.
Участники проходят четырехступенчатый отбор, где у них проверяют знания по заявленному предмету, личностные ценности и навыки. Потом идет пятинедельная учеба — так называемый Летний институт. А после него их зачисляют на еще одну программу обучения, от НИУ ВШЭ, и на два года отправляют в школы. По итогам этих двух лет участники получают дипломы о педагогической переподготовке и могут продолжать карьеру в сфере образования.
Условия. Участник должен два года проработать в школе — партнере программы. Все это время ему помогают куратор, методист и ментор. Куратор раз в месяц посещает уроки, проводит и дает советы. Методист прокачивает по предмету. А ментор помогает управлять поведением в классе и обучает преподавательскому мастерству.
На второй год можно реализовать в школе собственный образовательный проект. Например, так появился проект «Одинаково разные» — он помогает детям-мигрантам адаптироваться в российских школах.
Пока длится программа, участник получает стандартную зарплату начинающего учителя — в Новосибирской области это . Дополнительно есть стипендия от программы — 20 000 ₽ в месяц. А тем, кто для участия переехал в другой регион, доплачивают 15 000 ₽ на аренду жилья. В глубинке она как раз недорогая.
Если участник не справляется с работой, он может уйти из программы раньше чем через два года. Его за это никак не накажут.
Спустя два года можно вернуться к прежней работе, а можно продолжить преподавать — в школе или в другой. Но стипендии уже не будет, а жилье придется снимать за свой счет. Правда, у программы есть «грант третьего года» — с ним участники могут остаться в своих школах на третий год, чтобы довести свой класс или завершить начатый проект.
На сайте «Учителя для России» организаторы честно предупреждают, что зарплата в школах будет небольшая
Как вы оцениваете эффективность программы?
Чтобы оценить системный эффект программы, мы анализируем разные показатели и аккумулируем обратную связь об удовлетворённости директоров школ-партнёров, академических и личных результатах детей в конкретном классе, отзывы детей и родителей, уровень сотрудничества между учителями программы и педагогическим коллективом школы-партнёра.
Наше первое большое исследование связано с атмосферой в классах, где преподают участники программы. Гуманистический подход исходит из гипотезы, что чем благоприятнее школьный климат, тем выше включённость (как следствие, и академические результаты) каждого ученика. Атмосферу в классе и эффективность учителей мы измеряем по семи категориям: «поддержка и забота», «вовлечение и уважение», «интерес», «объяснение», «закрепление и систематизация», «требовательность», «управление классом» с помощью анонимного опросника Tripod.
Как я прощался со школой
Когда программа закончилась, я попрощался с учениками на вечеринке, приуроченной к покраске рекреации. А в моем классе устроил финальное чаепитие, где мы оставили друг другу письма с пожеланиями. Еще я предложил ребятам написать себе письма в девятый класс и обещал отправить их в школу, когда придет время.
Особенно грустно было прощаться с ребятами из турклуба. Мы сходили в маленький поход на реку, устроили там пикник и покатались на сапборде. Они спрашивали, с кем им теперь ездить в походы и на соревнования, а я не знал, что ответить. На прощание я сделал им небольшие подарки.
Еще в конце года состоялась встреча с родителями. Мы были мало знакомы, потому что ковида общались в основном в онлайне. Но мне было приятно услышать слова благодарности за работу с их детьми.
Для учителей не из программы мы организовали небольшой праздник с угощением, но на него пришло мало людей. Мы неплохо посидели, но я совсем не чувствовал огорчения, что больше не увижу этих людей.
О центре
«Педагоги России 2023»
“Педагоги России 2023”
Всероссийский фестиваль “Педагог года 2023”
Всероссийский фестиваль “Воспитатель года 2023”
Ежедневно к участию в Фестивалях принимаются работы по самым разным областям педагогической и детской творческой деятельности: проекты, методические разработки, исследовательские работы, сценарии воспитательного или внеурочного мероприятия мастер-классы, презентации, программы работы педагога, статьи, тесты, семинары, тренинги, педсовет, отчеты о работе, эссе, обобщение и обзор методов преподавания, авторская программа и иное мероприятие, а также сочинения, рассказы, стихи, фотографии, видео материалы и т.д.
К участию в Фестивалях приглашаем воспитателей, специалистов ДОУ, педагогов, педагогических работников всех образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений; средних общеобразовательных учреждений; учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; коррекционных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования детей, педагогов-психологов), а также обучающихся старших курсов и выпускников педагогических образовательных учреждений.
Фестивали педагогического портала “Педагоги России 2023” не являются конкурсами, соответственно, оценка работ жюри не производится.
Фестиваль — это смотр педагогических идей, представление и передача педагогического опыта, это встреча-парад талантливых работников образовательного процесса образовательной системы РФ.
Каждый без исключения участник фестиваля награждается именным дипломом.
Для участия в фестивале необходимо:
Отправить заявку на участие:
в фестивале “Педагог года 2023” – подать заявкув фестивале “Воспитатель года 2023” – подать заявкув Блиц-олимпиаде – принять участие
Организатор мероприятий Центра “ПЕДАГОГИ РОССИИ 2023” Всероссийское СМИ “Твори! Участвуй! Побеждай!”Свидетельство о регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР г. Москва)ЭЛ № ФС 77 – 64913.
Организация: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ТИТОВА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВНА
Расчётный счёт: 40802.810.3.55000412711
Банк: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
Корр. счёт: 30101.810.5.00000000653