– Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока:«Глубокое проникновение в
культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»
понимаете эти слова?
Сегодня в 21 веке мы используем атомную энергию и летаем в космос, практически
знаем все законы природных явлений, человечество может найти объяснение многому,
что его окружает. Почему же в век высоких технологий и научных открытий нам все же
интересно узнавать о героях мифов, об их подвигах и судьбах? Зачем нам, людям третьего
тысячелетия, изучать какието мифы, придуманные в какието допотопные времена? Ведь
даже языки, на которых дощли до нас эти мифы, называют мертвыми?
Правильно, потому что это не только интересно, но именно на уроках прошлого мы имеем
сегодня свое настоящее. Мы просто не отдаем себе себе отчета в том, насколько глубоко
проникла культура античности в культуру и язык людей! Литература и искусство
зарождались в недрах мифологии. Создавая сказания о богах и героях, человек делал
первые шаги к самопознанию и творчеству. Чтобы понять путь,пройденный человеком за
два тысячелетия новой эры и многомного веков до нее, надо вернуться к началам его
культуры. Как писал А. С. Пушкин: «Каждый образованный европеец должен иметь
достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Вы уже знакомы с
мифами других народов, Яж. Парандовский в своей книге «Мифология»писал: «Мифы
были и есть у каждого народа, это первые попытки понять и объяснить мир, определить в
нем место и роль человека. Но почему древнегреческая мифология, не будучи
единственной, оказала столь глубокое влияние на развитие всей европейской (и не только
европейской) культуры? Она не была древнейшей. Она не была самой
распространенной. Она не была агрессивной, завоевательной. Она прекрасна, но любой
народ будет считать свою мифологию не менее прекрасной, поскольку она ему ближе и
роднее. Главная причина триумфа греческой мифологии ее этическая, нравственная
основа. Населив, как и все, мир страхами и опасениями, греки населили его также
мечтами и надеждами, надеждами не на богов на человека. Эллины уподобили богов
людям, так как увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек, так
добр и благороден, как человек, так сложен и противоречив, как человек. « Много есть на
свете поразительного, но нет ничего поразительнее самого человека». Это сказал великий
древнегреческий трагик Софокл. Величие греков не в том, что они уподобили богов
людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в человеческую природу. Герои
греческой мифологии люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру
в человека и в лучшее будущее. Античная мифология гуманистическая мифология,
верящая в человека, любящая его и прославляющая его. Поэтому век за веком
композиторы и художники, поэты и скульпторы черпают вдохновение в античном
В древнегреческих мифах запечатлено «детство человеческого общества». В своих мифах
эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание жизни.
Мифы Древней Греции много веков вдохновляли поэтов всего мира. В стихах Тютчева,
Брюсова, особенно Пушкина мы можем найти много образов из мифов Эллады.
• Работа над новым материалом.
1) Работа с учебником. Статья «Мифы»
– Откройте учебники на стр.202. Сегодня мы начинаем раздел «Зарубежная литература»,
первая тема этого раздела «Древнегреческие мифы». Вспомним , что такое мифы,
познакомимся с очередным героем мифов — Гераклом и его подвигом.
а)Первичное чтение текста детьми. Прочитайте статью учебника,стр.202. Начнет читать
бРабота с терминологией
– Что такое миф? Дайте определение мифу, воспользовавшись статьей учебника и
Мифы (запись в рабочие листы)
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 47 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
Миф «Скотный двор царя Авгия»
(урок в 6 классе
учитель русского языка и
«специалист высшей категории»,
Клочко Рема Никитична
Тема: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя
Цель: продолжить работу над темой; проанализировать содержание одного
из мифов о Геракле, совершенствовать навыки сопоставительной
работы произведений литературы и изобразительного искусства;
развивать воображение и понимание связи современности с далеким
прошлым; воспитывать интерес к культуре других народов.
Оборудование: репродукции картин П. Батони Геркулес на распутье»,
Д. Рейнодса «Младенец Геракл, удушающий змей». Текст
мифа «Скотный двор царя Авгия».
I. Сообщение целей и задач урока
II. Работа над темой уро
1. Беседа с классом
Каково происхождение Геракла?
Кто были его родители?
Геракл – один из самых популярных героев греческого эпоса,
обладавший необыкновенной физической силой, храбростью,
благородством. В мифах он покоряет грозные силы природы,
уничтожает чудовищ, побеждает вероломных царей, совершая все эти
подвиги во имя благополучия народа.
3. Работа с репродукцией картины П. Батони «Геркулес на распутье»
Учитель. Однажды к Гераклу, когда он уже был в юношеском возрасте и
пас стада в Киферонских горах, пришли две женщины. Одна из них –
Изнеженность, прельщала его жизнью, полной наслаждений, другая –
Добродетель, сулила трудный жизненный путь, но обещала, что этот путь
приведет его к славе. Геракл избрал путь Добродетели. На картине П.
Батони Изнеженность изображена с розой в руке, Добродетель –
строгой одежде Афина со шлемом на голове.
– Почему же жена Зевса Гера преследовала героя с самого рождения и
как она проявляет себя в отношении к нему?
4. Работа с репродукций картины Д. Рейнолдса «Младенец Геракл,
удушающий змей» (рассказ ученика об изображенном на ней моменте).
– Кто такой Еврисфей и как Геракл оказался у него на службе?
– Какие из подвигов Геракла произвели на вас самое сильное
5. Проверка домашнего задания (23 пересказ
Герой – 1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей
храбрости, доблести, самоотверженности; 2. главное действующее лицо
– Можно ли назвать Геракла героем? (метод Микрофон)
Учитель. Можно. Но есть еще одно значение слова «герой»,
распространенное в Древней Греции: «Герой – это сын или потомок
божества и смертного человека; полубог. Обычно герой наделен
сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие
от богов, лишен бессмертия».
Гераклу походят все три определения. Однако какой из совершенных
героем подвигов представляется вам совсем не геройским? (Очищение
конюшен царя Авгия от навоза. Геройское ли это дело?!) Ответим на этот
7. Анализ шестого подвига Геракла. Чтение мифа с сопутствующими
а) Как сочетается в сюжете возвышенное, прекрасное и обыденное,
бытовое, земное? (Авгий, царь Элиды – сын Гелиоса, бога
солнца; необходимость убрать навоз с огромного скотного двора)
б) Какое решение нашел Геракл для выполнения неразрешимой, на
первый взгляд, задачи? Как вы думаете, в чем заключается смысл
существующего в языке выражения «очистить Авгиевы
в) Какие качества героев проявились в этом подвиге?
(Необыкновенная физическая сила, изобретательность и
находчивость, а значит, и ум.)
г) В чем проявилось коварство Авгия и как Геракл отомстил царю
Элиды за неблагодарность? Не напоминает ли это вам какую – то
сказочную историю? (В сказке А. Пушкина «О царе Салтане»
князь Гвидон оборачивается шмелем и мстит Бабарихе)
д) Какое значение имеет это подвиг Геракла для мировой истории?
(Было положено начало Олимпийским играм: после победы на
Авгием Геракл принес жертвы олимпийским богам и учредил
е) Можно ли считать очищение конюшен героическим деянием?
8. Сообщение ученика об Олимпийских играх и их возобновлении в
Опишите внешность Геракла, исходя из содержания мифа.
Прочитать миф о двенадцатом подвиге Геракла.
Начальный и средний уровни компетентности: пересказать данный миф.
Достаточный и высокий уровни компетентности: составить план мифа.
Список использованной литературы
1. Литература. классУчебник для общеобразовательных организаций.
В. Я. Коровина, В. Журавлев, И. Коровин. е издание
М.: Просвещение, 2016
Использованные материалы и Интернетресурсы
1. Репродукция картины П. Батони «Геркулес на распутье»
3. Репродукция картины Д. Рейнольдса «Младенец Геракл, удушающий
Метелкина Анастасия Олеговна,
учитель русского языка и литературы первой категории
КГУ «Школа – гимназия» г. Риддера Восточно-Казахстанской области
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе.
Тема: «Путь к подвигу»
( мифы о Геракле).
Цели: 1) рассмотреть и изучить материал по теме «12 подвигов Геракла»;
2) продолжить работу по формированию нравственных принципов у учащихся;
3) прививать чувства патриотизма, любви к Родине, стремления к справедливости.
Оборудование урока: интерактивная доска, слайд-презентация, раздаточный материал по развитию речи, опорный конспект, дополнительная литература.
Беседа по изученным понятиям:
– Вспомним, что такое миф, мифология, мифологема.
– Кто рассказывал мифы? (Аэды.)
– На какие две группы делятся мифы? (О богах и героях.)
– К какой категории мы отнесем мифы о Геракле?
3. Открытие темы.
– Наша тема – «ПУТЬ К ПОДВИГУ». Давайте рассмотрим эти понятия.
– Что такое путь? (Дорога, жизнь, судьба, движение.)
– Что такое поДВИГ? (Стремление к чему-то, исполнение долга, защита слабых, геройство, патриотизм, любовь к Родине.)
– Кто совершает подвиги? Каким должен быть герой?
– Сегодня мы рассмотрим, что двигало Гераклом, когда он совершал свои подвиги, к чему стремился этот герой, какие качества прославляли люди в своих героях.
4. Биография героя.
– Что вы знаете о рождении Геракла?
– Послушайте, что подготовили для вас ребята. Им был дан материал о рождении нашего героя и предложено самим выбрать значимые вехи его биографии. ( Выступление уч-ся, материал прилагается.)
– Какие качества будущего героя прорисовываются в его биографии? (Учащимся выдается лист для внесения в него качеств героя, которые они услышат в его биографии.)
– Посмотрим, какие качества Геракла вы увидели в его биографии? (Необыкновенная сила, неконтролируемый гнев, учился у лучших учителей, выбрал путь трудов и подвигов = учение пошло на пользу, патриот, жестокость, кровожадность, героически сражается, поддается гипнозу, внушаем, осознает всю тяжесть своего поступка, ищет совета у мудрейших, готов искупить вину.)
– Когда мы изучали «Одиссею» Гомера, вы сказали, что герои похожи на сказочных – один плохой, другой хороший. Создавая портрет Геракла, можем мы сейчас однозначно сказать, какой он человек? Посмотрите, сколько поступков и сколько качеств намешано в нем. Продолжим изучать тему и не забудем ответить на этот вопрос.
– Нам встретилось число 12. Что оно обозначает? Где мы с ним уже встречались?
Я уже пыталась вас натолкнуть на мысль о том, что число непростое, имеет некий смысл. Послушайте, что расскажет о нем____________. ( Выступление уч-ся, материал прилагается.)
– Итак, число 12 несет некое особое, сакральное, значение. Оно не зря появляется в судьбе Геракла дважды: оракул повелевает служить Эврисфею 12 лет и совершить 10 подвигов, но два подвига ему не зачитываются, и их становится 12! Вот тут и возникает мысль о том, что число необычно, не случайно. Что же оно предвещает герою, как вы думаете?
– Да, его ждет новая жизнь, в которой он станет другим, возможно, лучше, возможно, хуже. Но Геракл стремится к этой новой жизни, хочет ее. Где это показано, кто сейчас уже может сказать? Кому он отправлен служить, какой это человек?
– На этот вопрос мы ответим позже, когда послушаем ваши выступления. Дома вы прочитали один из мифов о Геракле. Сейчас я предлагаю вам осмыслить с помощью товарищей все мифы, существенно дополнив свои характеристики героя.
5. Выступления учащихся (СЛАЙДЫ с 11 по 23).
Задание: прослушать сжатый пересказ мифа, отметить в листе-характеристике те качества, которые вы увидели в герое, не повторяясь.
Задание выступающим: кратко пересказать миф, передав главные события и характеристики героя.
6. Подведем итоги.
– Итак, каким предстает перед нами античный герой Геракл?
– Какое слово часто встречалось на слайдах? Что такое ДОЛГ?
Чтение ребятами характеристик.
– Какую роль сыграло число 12 в его жизни?
– Хотите узнать, что было с нашим героем дальше или кто-то знает, читал?
– Послушаем _____________, это было ее дополнительное задание. ( Выступление уч-ся, материал прилагается.)
– Вот так сложилась дальнейшая судьба нашего героя. Легкой была его жизнь?
– А как вы думаете, легко быть героем, знаменитым? Почему?
– А в какой ситуации человек может проявить себя?
7. Осмысление пройденного материала.
– Заключительный этап нашего урока предполагает, как всегда, письменное высказывание по пройденному материалу. Сегодня вопрос такой:
«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГЕРОЕМ?»
Письменные ответы учащихся, работа по материалу для развития речи. ( Лист опорного конспекта прилагается.)
8. Итоги урока, ДЗ.
Опорный конспект по теме «ПУТЬ К ПОДВИГУ (мифы о Геракле)»
Материал для справок:
правильный выбор пути;
патриот своей страны;
ищет совета у мудрейших людей;
поддается гипнозу=слабое место;
помогает жителям окрестных деревень;
осознает всю тяжесть своего поступка;
не стесняется обращаться за помощью;
способен на сильные чувства (скорбь, грусть, боль утраты);
рассчитывает на друзей в тяжелой ситуации;
знает предел своих возможностей;
покорно принимает свою участь;
умение анализировать и признавать ошибки;
не прощает обид;
уверен в себе;
способен подчинить себе, укротить грозных животных;
переживает как обычный человек;
отлично владеет палицей;
умеет вести переговоры;
руки крепкие, как сталь;
железные объятья рук; мускулы как горы; нечеловеческие силы;
помощь богини Афины.
Геракл предстает перед нами____________________
Число «12» предвещало герою____________________ ______________________________________________
Легко ли быть героем? Почему?
Я считаю, что___________________________________ ______________________________________________
Сможете ли вы совершить героический поступок?
Я думаю, что___________________________________ ______________________________________________ Какими качествами должен обладать современный герой?
По моему мнению, современный герой должен обладать такими качествами, как__________________ ______________________________________________
По моему мнению, современный герой должен обладать такими качествами,как_______________________________________________________________________________
повторить понятие «миф»;
дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия;
познакомить с историей олимпийских игр.
1. Орг. момент.
2. Вводная беседа:
– Что такое миф? (Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ.)
– Можно ли мифы назвать сказками?
– Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ.)
– Чем отличается миф от сказки? (Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка – вымысел.)
– Мифы существовали только в Древней Греции? ( Нет, у всех народов.)
– Кто является величайшим героем древнегреческой мифологии?
3. Слово учителя.
– В мифах других народов у Геракла есть «двойники». Из них особенно интересны Эти герои, как и Геркулес, ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали. В звёздную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий.
4. Рассказ учителя о рождении Геракла.
В Микенах правил царь У него телебои (племя, жившее на западе Греции, в Акарнании) похитили стада. Царь объявил тогда, что отдаст свою красавицу – дочь тому, кто вернёт ему стада и отомстит за смерть его сыновей. Герою удалось вернуть стада. Он получил руку Алкмены. Но вскоре он был вынужден отправиться с войском против телебоев. В его отсутствие Зевс, пленённый красой Алкмены, явился к ней, приняв образ Амфитриона. Вскоре вернулся и Амфитрион. И вот от Зевса и Амфитриона должны были родиться у Алкмены два сына-близнеца.
В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на высоком Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал богам:
– Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего,
Но жена Зевса, Царственная Гера, гневавшаяся, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти над всеми персеидами сына Алкмены – она уже прежде рождения ненавидела сына Зевса. Поэтому, скрыв в глубине сердца свою хитрость, Гера сказала:
– Ты говоришь неправду, великий громовержец! Никогда не исполнишь ты своего слова! Дай мне великую нерушимую клятву богов, что тот, который родится сеодняпервым в родще персеидов, будет повелевать своими родственниками.
Овладела разумом Зевса богиня обмана Ата, и, не подозревая хитрости Геры, громовержец дал нерушимую клятву. Тотчас покинула Гера светлый Олимп и на своей золотой колеснице понеслась в Аргос. Там ускорила она рождение сына у богонравной жены персеида и появился на свет в этот день в роде Персея слабый, больной ребёнок, сын Сфенела, Эврисфей. Быстро вернулась Гера на светлый Олимп и сказала великому Зевсу:
– О, мечущий молнии Зевс-отец, выслушай меня! Сейчас родился в славном Аргосе у персеида Сфенела сын Эврисфей. Он первые родился и должен повелевать всеми потомками Персея.
Опечалился великий Зевс, теперь только он понял всё коварство Геры. Он разгневался на богиню овладевшую его разумом; в гневе схватил её Зевс за волосы и низвергнул со светлого Олимпа. Повелитель богов и людей запретил ей являться на Олимп. С тех пор богиня обмана Ата живёт среди людей и временами затмевает их разум.
Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея. Лишь 12 великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой помогать сыну Алкмены. Часто приходилось потом печалиться Зевсу, когда он видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог он нарушить данную Гере клятву.
В один день с рождением Эврисфея и у Алкмены родились близнецы: старший – сын Зевса, названный при рождении , и младший – сын Амфитриона, названный . Алкид и был величайшим сыном Греции. Он назван был позже прорицательницей пифией Гераклом. Под этим именем прославился он, получил бессмертие и был принят в сонм светлых богов Олимпа.
– Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой? (Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения.)
– Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений?
– Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции. Запишите это значение в тетради: «Герой – это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».
– Как вы думаете, на чём основано такое определение? (Герой – необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются редко, объяснить их редкие дарования иначе как божественным происхождением трудно.)
– Получается, что Гераклу подходят все три определения слова «герой».
– Сколько подвигов совершил Геракл?
– Какой из подвигов был самым сложным?
– Почему Геракл оказался на службе у Эврисфея? (Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Он лишился разума, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил своих детей и детей брата Ификла. Когда же припадок прошёл, глубокая скорбь овладела Гераклом. Геракл обратился к с вопросом, что же ему теперь делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться в и 12 лет служитьГеракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все свои приказания передавал через своего вестника
– Один из подвигов Геракла дал «крылатое» выражение « авгиевы конюшни». Оно обозначает сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.
– В чём же заключается подвиг – очистить конюшни от навоза?
6. Чтение мифа вслух.
7. Беседа по прочитанному.
– Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).
– Какие качества Геракла проявились в этом подвиге?
– За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).
– В чём проявилось коварство царя Элиды? (Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу.)
– Как изображена месть Геракла? (Месть страшная, но справедливая).
– Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? (Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учреди Олимпийские игры).
Ученики читают сноску к мифу «Скотный двор царя Авгия» об истории Олимпийских игр.
8. Рассказ учителя об Олимпийских играх.
Древнейшими и самыми знаменитыми из спортивных соревнований являются Олимпийские игры, которые проводились в честь бога Зевса каждые 4 года в священном греческом городе Олимпия.
Первые известные нам игры состоялись в 776 до н.э. и тогда же текст договора о правилах состязаний был записан на бронзовом диске.
В Играх могли принимать участие только греки, варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. Замужним женщинам, за исключением жрицы , запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.
С началом Игр во всех греческих государствах начиналось священное перемирие, длившееся 2 месяца, во время проведения которого прекращались все военные действия; область Олимпии становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием.
Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр. Для тренировок отводилось 10 месяцев. Сами Игры длились 5 дней. В 1-й день приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, проходили жертвоприношения богам. Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й день – состязания мужчин, в 4-й – конные состязания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящён торжественной церемонии вручения наград.
Первым победителем Олимпийских игр считался Коронбос (или Кореб)(776 до н.э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,21м).
С 720 года до н.э. атлеты, до этого выступавшие в набедренных повязках, состязались обнажёнными. Греки высоко ценили победителей олимпиад. Победителю судьи вручали пальмовую ветвь. Имя победителя, имя его отца и отечество объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Кроме того, атлеты награждались венками из ветвей оливкового дерева, по преданию, посаженного самим Гераклом, и им позволялось поставить в Олимпии свою статую.
В 4 веке до н.э. историк предложил вести летоисчисление по Олимпиадам, от одной Олимпиады до другой.
Игры считались священными и посвящались языческим богам; поэтому когда Римская империя, в которую входила и Греция, стала христианской страной, они были запрещены. В апреле 1896 года в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. Инициатором возрождения Олимпийских игр был Пьер де Кубертен.
– Какие детали 6 подвига Геракла вам кажутся сказочными, а какие – достоверными?
(распечатан для каждого обучающегося)
1. Имя жены Зевса, которая ненавидела Геракла.(Гера)
2. Главный бог на Олимпе. ( Зевс)
3. Имя царя, которому Геракл служил 12 лет. ( Эврисфей)
4. Имя царя Элиды, который дал Гераклу задание очистить скотный двор. ( Авгий)
5. Имя родного брата Геракла (Ификл)
6. Имя матери Геракла.(Алкмена)
10. Домашнее задание.
Цели: раскрыть понятия герой в древнегреческой мифологии;формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности;
Работа по теме урока
Вопросы по прочитанному. Игра «Верю-не верю»
Эврисфей дал поручение Гераклу очистить скотный двор Зевса (-)
Геракл очищал двор 12 дней (-)
Геракл сломал стену, окружавшую скотный двор, отвел в него воду из рек. Вода унесла навоз со скотного двора (+)
Царь Элиды отпустил Геракла и отдал ему десятую часть своего стада за хорошо сделанную работу (-)
Самым легким был 12-ый подвиг (-)
12-ый подвиг заключался в том, что Геракл должен был задушить немейского льва (-)
Яблоки росли на зеленом дереве, выращенном богиней земли Герой в подарок Гее (-)
Нерей рассказал где искать сад Гесперид, после того как Геракл победил его (+)
Мать Антея хотела сделать его неуязвимым. Для этого она окунула его в священную реку Стикс. Но, окуная младенца мать держала его за пятку, и пятка осталась единственным уязвимым местом Антея (-)
Атлас хотел перехитрить Геракла: он предложил лично отнести яблоки Эврисфею (+)
После 12 подвига Геракл вернулся в Фивы, где жил с супругой в мире и согласии (-)
Подготовка к усвоению новых знаний
Создание проблемной ситуации
Ученикам предлагается продолжить фразу:
Я считаю, что миф- это
Усвоение новых знаний
Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в тетрадь
Возвращаемся к высказываниям учеников, сверяем определение, данное в учебнике с предложениями учеников.
В результате работы должна появиться следующая запись:
Миф- произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией.
Кто такой Геракл? (величайший герой Греции)
Кого мы можем назвать героем?( 1. герой-человек, совершающий подвиги. 2. Главное действующее лицо литературного произведения)
Есть еще одно значение слова «герой», которое было распространено в Греции. Запишите в тетради: «Герой- это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно наделен сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».
Как вы думаете, на чем основано подобное определение?(герой-необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются редко, объяснить их редкие дарования иначе как божественным происхождением трудно).
Получается Гераклу подходят все три определения слова герой?
Вы знаете сколько подвигов совершил Геракл?
Эврисфей, который властвовал над аргивьянами, позвал Геракла к себе на службу. Он должен был совершить 12 подвигов (их определил Эврисфей), после чего Зевс имел право подарить ему бессмертие.
Рассмотрите изображение 12 подвигов Геракла, которые были сделаны в храме Зевса в Олимпии (V в. до н. э.) (см. рисунок).
Сделайте соответствующие подписи под рисунками.
Или можно посмотреть ролик
Подвиги Геракла: Немейский лев, Лернейская гидра, стимфалийские птицы (1-ый ряд),Критский бык, Керинейская лань, пояс царицы Ипполиты (2-ой ряд), Ериманфский вепрь, кобылицы Диомеда, великан Герион (3-ий ряд), золотые яблоки Гесперид, Кербер, очистка Авгиевых конюшен (4-ый ряд).
Какие качества сделали Геракла величайшим из героев греческой мифологии?( мужество, храбрость, стойкость, выносливость. Все эти качества делают Геракла положительным героем, персонажем выражающим нравственные ценности народа. Значит мы можем судить о том, какие качества ценились древними людьми, какими были их представления о добре и зле, о справедливости)
Каковы взаимоотношения богов и людей? (боги могут спускаться на землю, вступать с людьми в различные отношения. Судьба человека находится в руках богов, поэтому богов почитают)
Какие представления об устройстве мира, о человеке отразились в мифах?(люди и животные живут на земле, боги на горе Олимп. Атлас держит небесный свод)
Зачем Геракл служил 12 лет царю Эврисфею и совершал подвиги?
Почему раны от стрел Геракла были неизлечимы?
Что попросил Геракл в награду у Авгия? Выполнил ли царь обещание?
Кто такие Геспериды и чем они занимались?
Как Гераклу удалось победить Антея?
Кто был отцом Геракла?
Почему добыча яблок названа самым трудным подвигом Геракла?
Какие слова и выражения передают напряжение Геракла, когда он держал небесный свод?
Как Геракл очистил скотный двор? Какие качества проявились в этой ситуации?
Как вы думаете, хорошо ли поступил Авгий? Почему?
Какие подвиги совершил Геракл? Какие из них произвели на вас сильное впечатление?
Нарисуйте иллюстрацию к одному из мифов о Геракле (можно устно)
Что такое миф? Дайте определение слову герой. О каких подвигах Геракла мы сегодня узнали?
Мне понравилось/ мне не понравилось
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия»
Мамутова Айше Ренатовна
Cимферополь, 2017 г.
Познавательные: знать произведение, основные теоретико-литературные понятия; уметь анализировать и делать собственные выводы.
Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.
Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.
Тип урока: изучение нового материала.
Методическое обеспечение: Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. – М.: Просвещение, 2014.
Оборудование: презентация Power Point, мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал, рабочие листы, листы самооценки.
«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны».
Приветствие детей на греческом языке: «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!!»
Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их. Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся!
У вас на партах лежат рабочие листы и листы самооценки. В течение урока мы будем записывать всю информацию на рабочих листах, а на листах самооценки вы будете записывать количество баллов (правильных ответов), которые вы получили за выполненное задание (ответ).
За каждый правильный ответ вы получите кольцо. Тот, кто наберет наибольшее количество колец, в конце урока будет награжден.
«Собери пазлы» (Работа в парах).
Ребята, предлагаю собрать пазл и определить, что изображено на нем (под греческую музыку собирают пазлы). Работаем в парах. Да, верно, это часть географической карты, а именно – Греция.
Но государство не может существовать без прошлого. Посмотрите на слайд, перед вами пантеон богов.
А что же такое пантеон? Давайте запишем это определение в рабочие листы. Пантео́н (греч. Πάνθειον, «(храм) всем богам») – группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии, также храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии.
Каких богов узнали? (слайд с изображениями главных древнегреческих богов)
Откуда мы узнали о жизни (существовании) древнегреческих богов? (из мифов)
Сформулируйте тему нашего урока. ( Мифы Древней Греции)
Запись темы урока в рабочие листы.
Работа с эпиграфом.
Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Правильно. Это очень интересно, ведь изучая прошлое, мы строим настоящее. Культура античности глубоко проникла в культуру и язык современных людей.
А. С. Пушкин писал: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности».
Населив мир страхами и опасениями, греки населили его также мечтами и надеждами, надеждами не на богов – на человека. Эллины уподобили богов людям, так как увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек, так добр и благороден, как человек, так сложен и противоречив, как человек.
Мифы (греч.) – предания, сказания. (запись в рабочие листы)
Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений. (запись в рабочие листы)
Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?
Дома вы изучили статью «Мифы» на с. 176.
Я предлагаю вам выполнить тренировочное упражнение, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете о причинах возникновения мифов.
Задание в рабочих листах. Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус.
Самопроверка. Посмотрите на слайд, проверьте себя. Занесите в лист самооценки количество правильных ответов.
В Древней Элладе родился герой,
Путь его труден и сложен порой
Но лишь в настоящей нелегкой борьбе
Он славу добыл и богам, и себе.
О ком идет речь? (о Геракле)
Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с одним из главных героев древнегреческих мифов — Гераклом.
Сценка о рождении Геракла. Я предлагаю вам посмотреть сценку о рождении Геракла.
Зевс – Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.
Гера – (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.
Зевс – Клянусь, что будет так!
Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Эврисфей.
Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!
Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».
Автор – Когда Гераклу исполнилось 20 лет, он отправился к царю Эврисфею, чтобы совершить 12 подвигов и исполнить волю богов.
Что нового вы узнали о Геракле?
Чтение «Подвиги Геракла» учителем.
Беседа по прочитанному:
В мифах других народов у Геракла есть «двойники». Из них особенно интересны римский Геркулес, вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт. Эти герои, как и Геркулес, ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали. В звёздную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий.
Физкультминутка (под музыку сиртаки).
Всего Геракл совершил 12 подвигов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
Вы самостоятельно прочитаете все подвиги Геракла, а на следующем уроке расскажете тот подвиг, который вам понравился больше всех. А также я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к мифам. Открыли дневники и записали домашнее задание.
СЛУШАЮТ АУДИОЗАПИСЬ МИФА (Исполняет народный артист СССР Николь Караченцев).
А сейчас приготовьтесь прослушать миф о шестом подвиге Геракла, читает народный артист Н. Караченцев. Внимательно следите по тексту, прослушаем начало, продолжение читать будете вы.
Работа в группах (максимальное количество баллов группе – 8. Каждый участник команды может получить до 2-х б., капитаны зарабатывают дополнительные кольца).
Образуйте, пожалуйста, группу из 4 человек. Каждой группе предоставляется индивидуальное задание. Время выполнения – 2-3 мин. После этого лидеры группы отвечают на поставленный вопрос. Та, группа, которая даст полный ответ на поставленный вопрос, получит максимальное количество баллов.
Задания для группы.
Да, вы абсолютно правы. Описанный подвиг Геракла дал жизнь «крылатому» выражение «авгиевы конюшни». Оно обозначает сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.
Скажите, пожалуйста, какие еще крылатые выражения, источниками которых являются мифы Древней Греции, вы знаете? Что они означают? (На доске)
Молодцы! С крылатыми выражениями знакомы!
Словарная работа над значением слова «герой».
Можно ли назвать Геракла героем? (Да, можно.)
Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции. Запишите это значение в рабочие листы: «Герой – это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».
Шестой подвиг Геракла.
А) воды; Б) солнца; В) огня.
А) 15; Б) 12; В) 18 быков, посвящённых богу Гелиосу.
А) солнцу; Б) звезде; В) луне.
А) пятую; Б) третью; В) десятую часть своих стад.
А) мячом; Б) стрелой; В) пикой.
А) 4; Б) 2; В) 3 года.
А) лавром; б) оливами; В) миртом.
А) 8; Б) 13; В) 11 сыновей.
А) змею; Б) пчелу; В) льва.
А) мудростью; Б) силой; В) смекалкой.
Взаимопроверка. Занесите в рабочий лист количество правильных ответов.
В мифах отразилось мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла.
Как вы думаете, какие качества Геракла отражали представления наших предков об идеальном человеке? (ответы детей)
Именно эти качества помогли Гераклу стать положительным героем древних сказаний.
Итак, ребята! Вы большие молодцы! Для того, чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю вам составить синквейн на изученную нами тему.
Акрослово. ( При наличии резервного времени)
У вас на столах есть бумага черного цвета и ручки с белой пастой. Предлагаю вам на этой бумаге написать имя «Геракл» и, используя буквы его имени, дать характеристику сегодняшнему урока.
Г – грандиозно. Е – емко. Р – развлекательно. А – активно. К – креативно, классно. Л – лучезарно.
А теперь подведем итог по листу самооценки. Подсчитайте количество заработанных балов и колец.
За каждый правильный ответ учащиеся получают кольцо (символ Олимпийских игр). А тот, кто наберет наибольшее количество колец, становится абсолютным победителем и получает в подарок оливковый венок.