МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ И МЕТАТЕМЫ

Приглашаю вас на мастер-класс по «Метапредметность и межпредметность в образовательном  процессе», под которой подразумевается , направленная на устранение разобщенности знаний школьника, разделённых по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. При этом большое значение имеет формирование знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способах  действий и межпредметных связях.

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

– И я решила, что буду целенаправленно использовать метапредметные и межпредметные связи на уроках и внеурочных занятиях. Главным инструментом в достижении цели стали опыты, наблюдения, эксперименты на  всех уроках и занятиях.

Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках», стоит только захотеть.

– Начиная любое дело, у человека есть  ожидания и опасения. На уроке технологии дети изготовили бабочек. Они у вас на столе. На крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер- класса.

– Обобщите, пожалуйста.

– Спасибо. Приклейте бабочки, это символ нашего мастер-класса. В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

–Хочу отметить, что я часто  использую этот метод, когда начинаю и заканчиваю свой урок с одного и того же приёма, для того, чтобы лучше понять класс и каждого ученика.

Ну, а что же наши бабочки? Яркие, красочные похожи на сказочные цветы. Даже бумажные бабочки чувствуют свою красоту и мечтают взлететь. Давай поможем им исполнить их желание! Проведите опыт, описание у вас на столах.

Выступление члена группы.

-Мы выполнили все в соответствии с инструкцией и вот наши бабочки полетели.

– Такой опыт мы можем провести на уроке технологии, на первых этапах урока, перед изготовлением изделия, каждому ребёнку захочется, чтобы его бабочка полетела. Мы объясняем детям, что это происходит при помощи  простых химических процессов.

– Химия может пригодиться и на уроках математики. Обучающимся предлагается решить задачу. Например (один из вариантов)

Лава, вырвавшаяся из жерла вулкана, 2 ч текла по океану со скоростью 32 км/ч. После этого ей осталось преодолеть расстояние в 2 раза больше. Чему равно расстояние между жерлом вулкана и океаном?

Что же такое вулкан? Дети вам,  конечно, ответят, могут найти в энциклопедии или справочной литературе. А вот опыт мы проведём с вами сейчас вместе. Следуя инструкции, выполните опыт.

– Уважаемые коллеги, для чего мы это делаем, чтобы дети наглядно посмотрели, ведь они редко смотрят научно-популярные фильмы.

Теперь дети видят наглядно, что такое лава, как она выходит через жерло вулкана, и приступаем к решению задачи. На данном примере вы видим связь нескольких дисциплин.

Математика имеет большой потенциал для метапредметности и межпредметности, например,  при решении такой задачи

Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Мы опытным путём рассмотрим  свойства сухого песка, и убедимся,  как сложно путниками в пустыне добираться до пункта назначения.  Берём инструкцию «Сухой песок».

Этот пример показывает связь математики с географией, окружающим миром, историей. Здесь можно дать историческую справку о путешественниках, караванах. И как итог – решение предложенной задачи.

Продолжая решать задачи, попробуем  выучить японский язык.

Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами числовой ряд на японском языке. Я вам предложу задачу, а вы её попробуете решить.

Даётся задача, в которой числительные написаны на японском языке, и расшифровка.

1 (идти), 2 (ни), 3 (сан), 4 (си), 5 (го), 6 (року,) 7 (нети), 8 (хати), 9 (ку), 10 (дзю).

Мама купила дзю яблок. Двое её детей съели по си яблок. Сколько яблок осталось у мамы? (10 – (4+ 4) = 2(яблока)) Решите и вы данную дачу.

Дети с удовольствием выполняют подобные задания. Учитель развивает интерес детей к иностранным языкам.

– Развивать логическое мышление на уроках математики помогает такая головоломка, как

Танграм – это  перекладывание картинок – это всего лишь один из множества видов задач для ума.

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов».

Приступаем к работе с танграмом.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма. В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

Что у нас получилось в результате, сделаем выставку наших работ.

А на уроках русского языка важное место занимает работа с фразеологизмами, я считаю, что обучающимся лучше запомнится тот или иной оборот речи, если его продемонстрировать наглядно, если провести опыт. Например, фразеологизм «Нет дыма без огня» можно опровергнуть. Для проведения опыта, нам вновь нужно обратиться к инструкции.

У нас получилось опровергнуть данный фразеологизм.

На уроках русского языка можно провести ещё один интересный опыт.

Данный опыт можно использовать не только на русском языке и не только при работе со словарными словами. Детям даётся интрига, они с нетерпением ждут её разоблачения. А так же детям нравится исследовать.

– По литературному чтению во 2 классе есть тема «Сравнение художественного и научно-популярного текста» В. Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии).

Можно связать с уроком окружающего мира (биологии). И прежде чем преступить к сравнительному анализу, мы отправляемся в лабораторию. Сегодня на мастер-класс мы пригласили учителя биологии Штатнову Ирину Васильевну.

– Уважаемые коллеги, после такого исследования детям легче понять энциклопедический текст.

Большой потенциал несут в себе уроки изобразительного искусства. При изучении цветового спектра радуги, можно предложить детям опыт по искусственному созданию радуги.

У вас на столах есть инструкция, приступаем к выполнению.

Вот такая радуга получилась.

– Какой красочный опыт у нас получился.

После такого опыта дети будут с удовольствием выполнять задания.

На фоне такой радуги будут замечательно смотреться наши бабочки, я надеюсь, что мастер-класс оправдал ваши ожидания.

– Я считаю, что применяя данные технологии на своих уроках, мы развиваем у детей интерес и тягу к учёбе, подталкиваем к поиску новых путей решения проблем, помогаем задуматься о взаимосвязи живой и неживой природы и человека в целом.

Получил вопрос от учителя

Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва

Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о
метапредметности от учителя английского языка:

Андрей Викторович, здравствуйте!

Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.

Без всякого метапредметного подхода у меня на занятиях ин. языка всегда были 4
основные вида деятельности – чтение, говорение, письмо, аудирование.
Соответственно, в каждом блоке были основные понятия – буквы, правила чтения,
звуки и пр.

В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие
метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось
новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный
урок чтение?

Метапредметность – то, что лежит в основе предметов.

Структурно метапредметность выражается:

1) в ключевом содержании – у нас это фундаментальные образовательные объекты
(ФОО). Во ФГОСах они этого ещё не сделали, фундаментального ядра не выделили.

2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются
метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а
общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х
гг. (исследования Н. А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов
разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и
метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались
общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и
частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не
выделено метапредметное содержание образования.

Теперь о связи предметного и метапредметного.

Когда учитель английского языка изучает с учениками английские (латинские)
буквы, он частично изучает метапредметную основу всех букв вообще. А также –
специфику букв английского алфавита. Соответственно, образовательные результаты
учеников делятся на предметные (специфика букв английских) и метапредметные
(общие свойства букв). Эти два типа получаемых результатов различаются с помощью
специальных заданий для учеников.

Кроме того, ученик на уроках английского осуществляет чтение, говорение, письмо,
аудирование. Здесь также есть предметная и метапредметная составляющие.
Например, чтение метапредметное характеризуется скоростью, внятностью,
осознанностью. А чтение предметное – спецификой английского языка – ударениями,
окончаниями, тем, что пишется одно, а читается другое.

Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том,
что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и
метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались
только предметные результаты.

Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном
проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в
проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf

Спасибо, Андрей Викторович. Поняла, что наша позиция – включать на занятиях
метапредметные и предметные результаты. Смысл – более глубокое обучение.

Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются
тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет
глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном
рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы
рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается
предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не
метапредметность?

А. В. Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.

Если представить объёмную модель образования, то метапредметные основы – они
вертикальные, это корни. А межпредметные – горизонтальные связи между
ветвями-предметами.

Горизонтальная межпредметная связь может быть чисто инструментальная, например,
математика помогает вести деятельность в других предметах – считать,
рассчитывать, выводить, решать задачи. Переносятся методы, подходы. Или какие-то
вопросы рассматриваются на стыке предметов. Межпредметность не обеспечивает
метапредметности, но может являться её предвестником, обоснованием.

Метапредметность имеет другие задачи – целевые, смысловые, ценностные. Это
философская основа предметов. В образовании именно метапредметный подход
способен выводить ученика на его ценностно-смысловую основу, на его миссию.

Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и
деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:

1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.

Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их
составителей) является отделение личностных результатов от предметных и
метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело
в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются
личностными!

12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих
пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что
их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут
и результаты.

У части чиновников вообще иллюзия, что все законы наук они могут написать сами.
Для этого некоторые из них обзавелись учёными степенями. Они думают, что если
издадут приказ или выпустят Фгосы – вот это и будет законом. А в реальности это
не так. Учащиеся, учителя, да и вообще люди – они понимают, что естественно и
реально, а что выдумки и происки управленцев. Поэтому фгосы фгосами, а работают
педагоги всё-равно не по фгосам, а так, как считают нужным.

Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он
всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться.
Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.

Наша научная школа нашла для себя такой поток педагогической истины – это
человекосообразность образования. Образование сообразно человеку. Не Фгосам, не
распоряжениям чиновникам и даже не юридическим законам, а именно самому
человеку. Через человека заказ на образование выдаёт его род, народ,
человечество, вся Вселенная. Если прислушиваться и брать за основу миссию
человека, тогда и цели его образования можно определить, и помочь достичь их.

Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» —
именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности
при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной
области дело

Александр Романов: “Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на
самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике
они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н. А. Лошкарёвой и др.).
Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую
терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности,
которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа)
идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто
неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.” (А. В. Х)

Александр Романов: “Когда учитель английского языка изучает с учениками
английские (латинские) буквы, он частично изучает метапредметную основу всех
букв вообще. А также – специфику букв английского алфавита. Соответственно,
образовательные результаты учеников делятся на предметные (специфика букв
английских) и метапредметные (общие свойства букв). Эти два типа получаемых
результатов различаются с помощью специальных заданий для учеников”. ( Хуторской
А. В.)

Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип
человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку
предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика
сопровождающего обучения.

Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическими и теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского. Они выделяли проблему межпредметных связей как обеспечение системы знаний учащихся о мире. Так, Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». 1 К. Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Из истории возникновения понятий «Метапредметный и межпредметный методы обучения»

Межпредметные связи были направлены на выработку трудовых и деловых умений и навыков. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной, интегрированной основе были предприняты в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шацким, С. Я. Рубинштейном и др. Это направление получило в нашей стране возможность практической реализации и вошло в историю педагогики под именем «трудовой школы». Основным принципом организации процесса обучения в трудовой школе являлся «метод жизненных комплексов ». Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно – воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность. Метапредметные умения и навыки –это освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках физики, химии, биологии, искусства и технологии. Новизна решения проблемы осуществления межпредметных связей заключается в том, что предлагается использовать математику как метапредмет, некую надпредметную оболочку, позволяющую более глубоко и детально изучать учебные дисциплины в средней общеобразовательной школе. Математические знания дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов. Решением межпредметной ситуации становится индивидуальное, необычное видение учеником окружающего мира (в слове, модели, математической функции, графике, программе, схеме).

Необходимые знания по геометрии для проведения лабораторной работы : Высот, медиан, биссектрис, серединных перпендикуляров в треугольнике можно провести по 3 штуки. Высоты, медианы, биссектрисы пересекаются в одной точке. Эти точки называют «замечательными точками треугольника»; Точка пересечения серединных перпендикуляров является центром описанной окружности; точка пересечения биссектрис является центром вписанной окружности; высоты пересекаются в ортоцентре; точка пересечения медиан – является центром тяжести Урок физики в 9-м классе. Лабораторная работа: “Нахождение центра тяжести плоской фигуры “.

Необходимые знания по геометрии для проведения урока: повторение определений sin , cos , tq острого угла в прямоугольном треугольнике. Знать значения углов: Виды преобразований геометрических фигур – центральная симметрия, параллельный перенос, поворот. Понятие о перпендикулярных и параллельных прямых Урок физики в 9-м классе по теме: «Преломление света». α 30º 45º 60º Sinα 1 /2 √ 2 /2 √3/2 С osα √3/2 √ 2 /2 1 /2 Т qα 1 /√3 1 √ 3

Необходимые знания по математике для проведения урока: прямая пропорциональность и график функции, обратная пропорциональность и график функции. Особый интерес для физики представляют формулы, то есть верные равенства, описывающие зависимости между величинами и умение выражать одну величину через другие. Пример с урока : Постройте формулу, описывающую зависимости между величинами. Какая это зависимость? Лыжник идет со скоростью 6 км/ч какое расстояние он пройдет за 2,5 ч? за какое время он пройдет 27 км? Килограмм картошки стоит 6 руб. Сколько надо заплатить за 2,5 кг картошки? Сколько картошки можно купить на 27 руб? Через кран поступает в минуту 6 л воды. Сколько воды поступит через кран за 2,5 мин? За сколько времени через кран поступит 27 л воды? Минутная стрелка поворачивается за 1 мин на угол 6°. На какой угол повернется она за 2,5 мин? За сколько времени повернется минутная стрелка на угол 27°? Урок физики в 9-м классе по теме: «Закон Ома».

Необходимые знания по математике: Отношение величин, пропорциональная зависимость величин; Пропорция и золотое сечение; Центральная симметрия и осевая симметрия; Эти же понятия используются на уроках биологии при изучении строения листьев деревьев, строении скелета животных и человека; Умение составлять пропорциональные соотношения между величинами и находить неизвестный член пропорции широко используется при решении задач по химии по теме «Молярная масса вещества». Урок искусства по теме «Архитектура и история»

Применение призмы в архитектуре

Необходимые знания по математике для урока: Уметь умножать и делить на числа: 10, 100, 1000 и т.д. Уметь сокращать дроби; Умение составлять пропорциональные соотношения между величинами – расстояние на местности и расстояние на схеме; Умение находить неизвестный член пропорции; Урок географии в 6 классе по теме «Географическая и физическая карта местности»

Применение призмы в быту .

Математические знания дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов. Социальное и педагогическое значение метапредметности видится во владении детьми совокупными знаниями, которые избавят ребят от однородности развития. У ребят появляется возможность создать не только собственные модели процессов и явлений, но и определить пути взаимодействия с ними. Отсутствие интегральных знаний порождает узких специалистов, способных лишь к однобоким решениям проблемы.

Систематизация знаний, всестороннее развитие, творческий подход, высокая мотивация к познанию – это возможность, которую предоставляет метапредметное обучение, и в этом его огромная польза. Организация учебного процесса. Установление межпредметных связей в школьных курсах физики, математики и информатики, географии и химии, способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

13.00.02 – ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 – ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 – THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 – THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.022 ИБРАХИМ А. А.

UDC 37.022 IBRAKHIM A. A.

К МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ЧЕРЕЗ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (ИЗ ИСТОРИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ)

TOWARDS METASUBJECT RESULTS THROUGH INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS (FROM THE HISTORY OF INTEGRATED TEACHING)

Статья описывает возможности межпредметного преподавания для достижения метапредметныхрезультатов, зафиксированных в проекте ФГОС ООО (2020), на примере комплексной системы обучения начала XX века; отражены достоинства и некоторые недостатки комплексного обучения для достижения метапредметных результатов.

Ключевые слова: комплексная система обучения, метапредметные результаты, межпредметные связи, ФГОС ООО (2020).

The article describes the possibilities of intersubject teaching to achieve metasubject results, recorded in the draft Federal state educational standard of osonovogo General education (2020), on the example of a comprehensive learning system of the beginning of the XX century; the advantages and some disadvantages of integrated learning for achieving metasubject results are reflected.

Keywords: complex system of education, metasubject results, intersubject communications, FSES BGE (2020).

Современное образование в России, оказавшееся в условиях многочисленных и разнообразных вызовов, пытается ответить на новые вызовы с помощью ФГОС ООО (2020). Последние докарантинные 20 лет усугубили перед учительством и обществом проблемы, многие из которых (индивидуализация обучения, критериальное оценивание, познавательные навыки и др.), ещё были сформулированы в XVII веке Джоном Локком, в XVIII веке И. Г. Песталоцци, а с XIX века их начали решать (например, Л. Н. Толстой, советские педологи, Дж. Дьюи, В. А. Сухомлинский и другие педагоги-новатоы) и которые пробует снять проект ФГОС ООО.

Время, технологический уклад и результат обсуждений, дискуссий и исследований о том, что необходимо развивать, какие навыки важны, сформулировали новые требования к образованию, отражённые в метапредмет-ных результатах, которые, как предполагается, сменят традиционные навыки – чтение, письмо, счёт.

Так называемые ключевые навыки XXI века – коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, творчество – с разными формулировками составляют требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Так, одним из метапредметных результатов считается освоение обучающимися межпредметных понятий, то есть таких понятий, которые «используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира»1. Данная формулировка ставит перед нами вопрос: что считать метапредметным понятием, а что межпредметным?

Включение во ФГОС метапредметности, безусловно, не только идущий вместе со временем, но и передовой шаг, несмотря на отсутствие в настоящее время чёткой, ёмкой, полной и однозначной дефиниции метапредмет-ных результатов и метапредметных умений, а также понимания того, где пролегает граница между метапред-метностью и межпредметностью, которая в настоящее время толкуется как изучение определенных тем на основе двух-трех учебных предметов2.

В пункте проекта ФГОС ООО «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указано, что «метапред-метные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать овладение познавательными универсальными учебными действиями»3. В ФГОС ООО в определении содержится немало противоречий, которые отмечены во время общественного обсуждения текста стандарта4; добавим ещё одно противоречие. Можно предположить, что если учебные действия названы универсальными, тогда, может быть, есть универсальный учебный предмет, из которого получится вытянуть, развернуть эти так называемые универсальные учебные действия. История педагогики и методики преподавания знают попытки найти такой общий, всеобъемлющий механизм, попытки найти универсальный предмет, тему или создать их.

В конце XIX – начале XX вв. (в Советском Союзе до начала 1930-х гг. ) в мире практиковалось комплексное обучение, отражающее стремление к всеобщему синтезу, к объединённому знанию. В основе лежит простая мысль: мир воспринимается человеком в виде комплек-

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 – no. 88. 2020

сов ощущений, представляет собою один сплошной поток сознания, а потому детский ум скорее и легче может постичь явления, когда они изучаются не изолированно, отдельно, а так, как они протекают в окружающей нас жизни, в органической слитности, взаимодействии и развитии. Эта идея рождает вопрос: можно ли этот накопленный опыт комплексного преподавания перенести на сегодняшнюю учебную ситуацию? Если нельзя взять в чистом виде, можно ли их каким-нибудь образом модифицировать, модернизировать, чтобы получить развитые универсальные учебные действия и метапредметные результаты. Важная особенность комплексного обучения

– отсутствие учебных предметов, расписания уроков, специалистов-предметников. В комплексной школе изучались не отвлечённые науки, а замкнутые методические единицы, которые соответствуют жизни. Первый год обучения был связан с последним стройностью композиции и творческой деятельностью учителя.

Комплексное преподавание нередко сводилось к преподаванию по принципу концентрации всей школьной работы вокруг того или иного центра, будь то школьный предмет, идея или явление жизни. Как с методической точки зрения была организована комплексная работа, можно понять по сохранённому в научно-методической литературе описанию комплекса «Вес». Исходный пункт

– падение кусочка мела на пол. Это повод к ознакомлению с законом всемирного тяготения, из которого вытекает вся совокупность движений небесных тел, таким образом физика связывалась с астрономией, потом подключалась химия (молекулярные силы, магнитно-электрические явления и т.п.). На законе всемирного притяжения основано взвешивание тел. Так намечался естественный переход к изучению законов падения тел, веса, плотности, массы тела, приёмов взвешивания, принципов различных приборов взвешивания (весы рычажные, пружинные, гидравлические). С этими понятиями тесно связаны различные системы мер и весов, а это переход к математике – вычисления веса, протяжения, объёма, перевод одних мер в другие. Затем к математике подключалась история: изучались смена одной системы мер другою, начиная с доисторической эпохи, связь древних систем с средневековыми и новейшими, вытеснение метрическою системою разнообразных способов измерения, которые господствовали ранее. Обозначения отдельных единиц меры (локоть, ступня, палец, грамм, метр)

– повод к разъяснению таких процессов в жизни языка, как изменения значений слов, заимствования названий. Изучение родной речи, местных мер и весов протекало под знаком краеведения. Так различные области знаний и навыков сложились вокруг основного стрежня комплекса

Основываясь на этом примере, велико искушение посчитать комплексное обучение метапредметным, но на помощь приходит литература, которое всё ставит на свои места. В романе В. Каверина «Два капитана» эта система преподавания описана с позиций ученика. И так, читаем: «Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель зем-

ного шара: нужно было на карте показать, где она живёт и где её нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать “у-т-к-а” и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда комплексным методом»5.

С современной точки зрения это, безусловно, не метапредметное преподавание, а межпредметное: серьёзные метапредметные связи не устанавливаются, универсальные учебные действия как таковые не развиваются. Однако опора на межпредметные связи служит формированию целостного представления о системе знаний и обеспечивает практическую направленность обучения, а это в свою очередь закреплено в новом проекте ФГОС.

Неоспоримым плюсом комплексного обучения является признание права детей на собственное развитие, на их индивидуальный рост и индивидуальное обучение, или, используя современную терминологию, на индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальную образовательную траекторию. Основное требование -близость образовательного материала детским потребностям и интересам. Это положение комплексной системы созвучно современной идее индивидуализации обучения. Важно было, чтобы учебный материал был доступен детям и ценен по своему общественному значению. В то же время комплексный подход помогал развивать умение видеть изучаемый предмет или изучаемую темы всесторонне, под разными углами, учитывая разные точки зрения. Хотя некоторые метапредметные результаты, -например, «устанавливать связи между элементами, выявлять закономерности и противоречия в наборе фактов, данных, наблюдениях, аргументации или устанавливать приоритеты в деятельности, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменённых ситуаций, установленных ошибок, возникших трудно-стей»6 – могут быть достигнуты и в ходе этого обучения.

Все учебные занятия детей не должны были быть абстрактны и разобщены между собой. В своей школьной работе ребёнок должен был найти возможность осознания своих взаимоотношений с окружающей социальной средой (школа, семья, общество), с животными, растениями, минералами, со всей Вселенной. Никаких специальных занятий по навыкам, по отдельным предметам не проводилось. Считалось, что дети в процессе своих обычных занятий по комплексам приобретают необходимые навыки.

Главными недостатками комплексного обучения при очевидных и многочисленных достоинствах признаны разрозненность, разобщённость поверхностных знаний, отсутствие преемственности между уровнями образования.

Опыт комплексного преподавания в советской и мировой школе при взвешенном отношении к историческим явлениям педагогической, политической, общественной, социальной, экономической может обогатить современную систему обучения проверенными, гармоничными и разнообразными межпредметными связями, приближающими к достижению метапредметных результатов, требуемых ФГОС ООО.

4 Например, публикации в электронных СМИ А. А. Скулачёва А. В. Хуторского и др

5 Цитата по кн. Каверин В. Два капитана. М., Детская литература, 1984. – с. 58.

1. Энциклопедия комплексного преподавания (Под ред. С.В. Иванова). Л. : Брокгауз-Ефрон, 1924 – 1929 (2-я тип. Транспечати НКПС).

1. Encyclopedia of integrated teaching (under the editorship S. V. Ivanov). Leningrad: Brockhaus-Efron, 1924 – 1929.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *