МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Недирективные методы взаимодействия с детьми

Светлана Рябущенко Недирективные методы взаимодействия с детьми

Недирективные методывзаимодеиствия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками друг друга, учет мнения другого, возможность договориться. В детском саду эти формы взаимодействия подразумевают равные позиции воспитателя и ребёнка, уважение и принятие чувств ребёнка, словесное выражение воспитателем своих чувств. Основа недирективных методов- это уважение к ребёнку, принятие его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребёнку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей- и тех, кто отлично рисует, и тех кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, проявлять инициативу. Задача воспитателя-создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, лучше дать совет, залать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Полноценной развивающей среды и партнёрской позиции взрослого, не достаточно, чтобы поддерживать инициативу. Важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Публикация «Недирективные методы взаимодействия с детьми» размещена в разделах

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.

Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями
Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.

Консультация для родителей «Эффективные методы работы с детьми по развитию мелкой моторики»
Как известно, значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие.

Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ
При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.

Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире.
Имея малый жизненный опыт и особенности развития психологических процессов дошкольник, естественно, видит окружающую его действительность.

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи»
Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью.

Методы и технологии взаимодействия взрослого и ребенка
на базе детского сада «Колокольчик» прошло заседание ресурсного центра «Поисково – познавательная деятельность детей 3-7 лет как основа.

Родительское собрание в форме лекции «Формы и методы взаимодействия с родителями»
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» вступившем в силу 1 сентября 2013г дошкольное образование было впервые определено.

Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Расскажите коллегам и друзьям!

Всего комментариев: 4.

Для просмотра комментариев

Виктория Нарежная Тренинг для педагогов «Методы эффективного взаимодействия с детьми»

Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.

1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.

2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.

3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.

Публикация «Тренинг для педагогов „Методы эффективного взаимодействия с детьми“» размещена в разделах

4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.

Возраст участников: 24-58 лет.

Количество участников: 20 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: просторный зал.

Продолжительность тренинга: 40-50мин

1. Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

2. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

3. « Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

4. « Правило круга». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

5. «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

7. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

– Добрый день. Мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – методы эффективного взаимодействия с детьми. Речь пойдет о дисциплине и послушании. Ведь есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять.

Разогрев (10 минут)

– Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «Профессиональные умения в общении с детьми». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга.

Упражнение «Имена и качества»

Цель: Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга, разогрев перед основной работой.

Время: 3 минуты в зависимости от размеров группы.

Размер группы: 4-20 человек.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий демонстрирует участникам шерстяной клубок. Затем передает его по кругу следующему участнику тренинга, так создается первая коммуникация.

Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор – веселый».

Оставляя в руках нитку, этот участник передает клубок следующему участнику. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор – веселый, а я Александр – активный». Оставляя в руках нитку, участник передает клубок следующему. Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе, передавая клубок с нитками по кругу. Когда клубок вернётся ведущему, он наматывает нить на палец и кидает клубок любому участнику тренинга, говоря при этом комплимент этому человеку. Участник, которому был брошен клубок, наматывает нить на палец и так же бросает клубок и делает комплимент одному из участников. И так до тех пор, пока каждому из участников не будет сделан комплимент. Таким образом, зал постепенно будет накрыт покрывалом из шерсти.

В ходе игры люди становятся раскрепощеннее, им весело, в то же время между ними налаживается связь.

Цель: развитие эмпатии, понимания, сплочение коллектива, разминка, нестандартный способ поделиться на пары.

Инструкция: Встаньте с круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала все должны поднять глаза и пальцем указать на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.

Основная часть (20 минут)

Начнём с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Тогда возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила нарушать?

Юлия Борисовна Гиппенрейтер выделяет 4 основные причины нарушений поведения детей:

– первая – борьба за внимание. Если ребенок не находит нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Взрослые то и дело отрываются от дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это очень уж приятно, но внимание они при этом получают.

Для того, чтобы лучше разобрать данную причину предлагаем пройти следующее упражнение.

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.

– Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

– Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

– вторая причина – борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им становиться особенно трудно, когда к ним обращаются в основном в форме указаний, замечаний, требований. Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том, как это делать.

– Третья причина – желание отомстить. У детей есть много поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, усмешка при других детях, несправедливое наказание и пр. смысл плохого поведения в данном случае: «вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо»

– Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания, кроме этого – не получилось что-то выполнить самостоятельно и при этом не получил поддержки от взрослого, поругался с кем-то из сверстников и пр. Ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».

Гиппенрейтер считает, что при выполнении некоторых правил, можно добиться и поддерживать бесконфликтной дисциплины детей.

Упражнение “Золотые правила”.

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их.

(Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учится осуждать; если ребенка высмеивают, он учится быть робким; если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т. п.)

1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка. Если этого нет – можно говорить о попустительском стиле воспитания.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка: почему им надо много бегать, прыгать, шумно играть, бросать камни, все хватать, разбирать и пр. Ответ прост: все это – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в познании, развитии, движении. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку.

3. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение. (10 мин)

Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

1. Каждому участнику следует вручить небольшой лист бумаги. Формат листа не имеет значения. Это может быть тетрадный листок, фрагмент газетного листа. Бумага требуется не для того, чтобы на ней писать, а всего лишь в качестве материала, так что сгодятся и черновики.

2. Попросите группу сохранять молчание и не задавать вопросов до конца выполнения упражнения.

Психолог: «Сосредоточьте внимание на бумаге в ваших руках. С этого момента смотрите только на этот лист, не обращайте внимания на манипуляции, которые производят с бумагой ваши соседи».

3. Психолог диктует инструкцию, отслеживая, успевают ли участники следовать ей.

– Внимательно смотрите на лист бумаги и никуда больше;

– Слушайте только мой голос и следуйте инструкции;

– Сложите лист пополам;

– Оторвите правый верхний уголок (уголок это значит немного);

– Сложите получившееся еще раз пополам;

– Оторвите второй раз правый верхний уголок;

– Сложите получившееся в третий раз пополам;

– В третий раз, в последний, оторвите правый верхний уголок.

Объясните участникам, что в детском саду, когда мы были совсем маленькими, перед Новым годом почти все из нас вырезали из бумаги «снежинки», приклеивали их на стекла, дарили близким. В руках участников сейчас тоже находится «снежинка».

4. Участники разворачивают «снежинки».

Попросите поднять снежинки над головой в расправленном виде, чтобы все смогли увидеть коллекцию «снежинок».

Вы заметите сами, и это же увидит группа – удивительный красивый эффект – несмотря на то, что задание выполняли вместе, следуя одним и тем же инструкциям, «снежинки» получились совсем разными.

У кого-то в поделке несколько отверстий, у кого-то их вообще нет, а края «снежинок» оборваны. Ни одной одинаковой «снежинки».

Объясните группе, что это удивительное явление, свидетелями которому они только что стали, доказывает индивидуальность, неповторимость, непосредственность каждого из нас.

Упражнение напоминает нам о собственной исключительности, а это еще один повод полюбить себя, ценить мерцающую внутри индивидуальность и оригинальность.

Упражнение “Чемодан, корзина, мясорубка”

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в “мусорную корзину”, т. е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, “докрутить” наклеивалось в лист “мясорубка”. Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Самодиагностика: «Профессиональные умения в общении с детьми»

1) Умение конструировать предстоящее общение с детьми.

2) Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и с подгруппой.

3) Умение вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к деятельности.

4) Умение создать зону успеха каждому ребенку.

5) Умение слушать ребенка.

7) Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка.

8) Умение целенаправленно влиять на ребенка.

9) Умение управлять инициативой в общении.

10) Умение выявлять свой индивидуальный стиль в общении.

11) Умение организовывать общение не «от себя», а «от детей».

Для изучения самооценки профессиональных умений используйте шкалу:

Балл «5» – умения проявляются постоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития.

Балл «4» – умения проявляются не постоянно.

Балл «3» – умения достигают минимально необходимого уровня, но не представляют из себя систему.

Балл «2» – умения выражены слабо.

Балл «1» – умения отсутствуют.

После того, как заполнили карту, полученные данные суммируйте и разделите на количество оценок. Полученный результат позволит вам определить уровень педагогических умений:

5-4 балла – высокий уровень;

4-2,5 балла – средний уровень;

2,5-1 балл – низкий уровень.

Тренинг для педагогов.

Тема: Методы эффективного взаимодействия с детьми.

2.  Упражнение «Слепой и поводырь»

Это упражнение выполняется  в паре. Одному участнику пары завязывают глаза, а другой ведет его на полосу препятствий, кто сможет пройти все препятствия правильно, следовательно, взаимодействие между участниками достигло абсолютного понимания.

Обсуждение: выполняя роль поводыря, вы фактически становились ребенком. Какие чувство вызывала у вас эта роль? Что вы испытывали? В какой роли комфортнее?

Начну с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает из жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Тогда возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях в условиях определенных правил поведения, то почему они норовит эти правила нарушать?

4. Упражнение “Бабочки”.

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.

вторая причина – борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им становиться особенно трудно, когда к ним обращаются  в основном в форме указаний, замечаний, требований.  Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том как это делать.

(можно показать этюд?)

Четвертая причина  – потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания, кроме этого – не получилось что- то выполнить самостоятельно и при этом не получил поддержки от взрослого, поругался с кем – то из сверстников и пр. Ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».

5. Упражнение “Золотые правила”.

(Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)

1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка). Если этого нет- можно говорить о попустительском стиле воспитания.

2. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Найти золотую Сережину в этом поможет идея одного американского психолога о четырех цветовых зонах.

– относительная свобода. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ (сесть за уроки когда захочешь, но выполнить их к 8 часам, съесть сколько хочешь конфт, но только после ужина и пр.). Данная зона очень важно, т.к. она формирует внутреннюю дисциплину.

Входят такие действия ребенка, которые нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сегодня или сейчас допускаются. (например, папа после долгого отсутствия поздно приезжает и ребенку сегодня можно не ложиться спать в 9.00.). Данная зона формирует доверие ребенка к миру.

7. Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по четырем основным зонам (по 2 – 3 действия ребенка).

Полученные результаты анализируются.

Возраст детей: 4 – 5 лет, 6 – 7 лет, 7 – 8 лет, 9 – 10 лет.

3. Требования  не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

4. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

Упражнение «Какие бывают наказания»

Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:

Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта.

Упражнение “Пум – пум – пум”.

Ведущий задумывает признак, который есть у одних участников, и нет у других. Игроки по очереди спрашивают у ведущего: “ Я с пум-пум-пумом?” Ведущий отвечает соответственно “да” или “нет”. Далее идет активное обсуждение, какой же признак был загадан. После нахождения ответа задаются вопросы:

– Как возник ответ? (Тому, кто нашел ответ).

– Какие чувства, состояния возникали у вас, как они изменялись во время поиска ответа?

Валентина Макарова Консультация для родителей «Способы эффективного взаимодействия с ребенком»

Способы эффективного взаимодействия с ребенком.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Публикация «Консультация для родителей „Способы эффективного взаимодействия с ребенком“» размещена в разделах

Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Одно из основных функций семьи – благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье, в основном, зависит от Вас и Ваших эмоций. А климат семьи – индикатор того, как все-таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с Вами: унижен или парит в небесах, ему уютно?

Существуют два стиля родительского воспитания : демократический и контролирующий.

Демократический характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Чтобы эффективно взаимодействовать родителю с ребенком помогут следующие принципы:

1. Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.

2. Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

3. Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.

4. Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

5. Выстроить доверительные отношения с малышом, при этом стараться воспитывать ребенка и без применения наказаний. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить. Необходимо чётко сформулировать требования к ребёнку и разработать систему наказаний и поощрений, которая действовала бы сама по себе, не требовала повышенного тона и угрожающих интонаций. Нужно, чтобы ребёнок чётко понял, какие именно наказания повлекут за собой те или иные его проступки. Важно заранее предупреждать ребёнка, как вы собираетесь наказать его. Таким образом, вы предоставите ребенку выбор — повторить нежелательное действие и понести заслуженное наказание или отказаться от своего намерения.

6. Родителям необходимо установить эмоциональную связь с ребенком, проводить с малышом как можно больше времени.

7. Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.

8. Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Если Вы однажды что-то строго запретили, закрывать на это глаза уже в следующий раз нельзя. Иначе ребёнок не будет доверять Вашим словам, и договариваться с ним будет всё труднее. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.

9. С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми.

10. Использовать разнообразные средства воспитания, определить наиболее эффективные способы для воспитания своего ребенка.

Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.

Внимательное и уважительное отношение к проблемам детей, поможет избежать многих серьёзных проблем в их будущем.

Методы эффективного взаимодействия с дошкольниками.

У вдумчивого педагога, ищущего мотивы тех или иных детских поступков, тысяча «почему». Почему в одном малыше уживается нежность к маме и жестокость к сверстникам? Почему другой в детском саду главный помощник и опора воспитателя, а дома родители не могут уговорить выполнить элементарные просьбы? Ответы на эти и другие вопросы – плод кропотливых наблюдений и глубокого анализа.

Во многом поведение ребёнка опосредовано той социальной ситуацией, в которой он растёт. То есть на настроение и поступки ребёнка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живёт и общается. Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?

Во-первых, обращение к ребёнку должно быть только по имени, необходимо исключить из обращения фамилии, а тем более прозвища. В целом к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечён в различную словесную форму.

Другой момент – чёткое знание возрастных особенностей детей. Например, негативные проявления в поведении малыша 2-3 лет чаще всего вызваны простым незнанием правил и норм. Поэтому детям этого возраста лучше прямо подсказать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. В работе с ними наиболее эффективны прямые методы воздействия – указание, напоминание. Малыши требуют от взрослого проявления чуткости, терпения, чувства заинтересованности.

В старшем дошкольном возрасте помимо установления душевного контакта со взрослым, дети нуждаются и в серьёзном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребёнка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он – пример для других детей. Хороший приём – сравнение поступков ребёнка с поведение сказочного персонажа. Это помогает ребёнку понять – так ли он хорошо поступил. Нужно помнить, что дошкольники очень внушаемы. Поэтому, если ребёнку постоянно говорят, что он плохой, балованный и т.д., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение становится для него стереотипным, т.е. характерным.

Как этого избежать? Обратиться к позитивным качествам ребёнка, вселить в него уверенность, что его уважают и ценят, а успехи замечают. И если хорошие поступки требуют прямого поощрения («Петенька, ты очень красиво расставил машинки на полке», «Машенька, ты быстрее всех переоделась на физкультуру»), то порицание лучше производить косвенно(«Я очень расстраиваюсь, когда дети забывают , что бегать в группе нельзя», «Я печалюсь , когда дети ссорятся»).

Часто первой реакцией на дерзость или непослушание бывает желание наказать ребёнка (сказать ему что-то резкое, посадить на стульчик, лишить игрушки и т.д.). Но мы всегда должны помнить, что наша цель – научить  приемлемому поведению, а наказанием этого не достичь.

Для эффективного взаимодействия с дошкольниками предлагаю попробовать  использовать следующие методы:

Нельзя подавлять ребёнка – сидеть выше его, а тем более стоять. Необходимо общаться на уровне глаз. Показывая пальцем на ребёнка, взрослый унижает его.

Необходимо проявлять открытость в общении (свободно висящие руки по бокам, не сложенные на груди)

Именно голос человека остаётся надолго в памяти. Тон голоса, его громкость передают сообщение. Если кричать на ребёнка, то он это понимает, как сигнал, что взрослый не контролирует происходящее. Твёрдый, тихий, уверенный голос педагога привлекает к себе внимание. Дети хотят общаться и слышать добрый голос.

Метод  ПОЗИТИВНОГО ОЖИДАНИЯ

Хорошие позитивные отношения с ребёнком построить можно только в том случае, если увидеть в нём уникальность. В каждом ребёнке ЧУДО! Ожидайте его. Сыграть такое чувство не получится , дети чутко улавливают кто с ними честен, а кто нет.

Если показывать детям, что верите в их способность вести себя хорошо, что они дороги вам, талантливы- вы станете навсегда добрым другом. Когда ребёнок сомневается в своих возможностях (нарисовать, спеть, навести порядок) скажите, что вы верите в то, что он СПОСОБЕН это сделать, вы в этом уверены.

Когда педагог сосредотачивается на интересах и достоинствах ребёнка, а не на проблемах в поведении- исчезают многие трудности в работе.

Метод  ЛИЧНОГО ПРИМЕРА

Современные дети часто не понимают, почему у взрослых есть свои привилегии. Времена, когда слово взрослого человека было законом и к взрослым относились почтительно только из-за их возраста уже вряд ли вернутся. Необходимо транслировать детям на собственном примере нормы и правила общения. Дети очень хорошо запоминают поступки взрослых, стараются подражать им.  Уважайте ребёнка и он ответит тем же.

Не секрет, что проблемные дети с трудом доверяют людям, а потерять их доверие легко. Если утратить доверие ребёнка, то назад его не вернуть. Дети стремятся к успеху только в том случае, если доверяют взрослому, верят в искренность его слов.

Не торопитесь реагировать на негативное поведение ребёнка мгновенно. Подышите минуту. Это снизит накал вашей негативной реакции и даст время на обдумывание верной оценки ситуации.

Метод  ПРОГНОЗ  БУДУЩЕГО.

Трудные дети живут в настоящем моменте. Они не могут прогнозировать будущее. Создавая ребёнку образ будущего, взрослые помогают увидеть как правильные решения приводят к положительным результатам.

Нельзя предсказывать мрачное будущее: «Если ты будешь так плохо вести себя, тебе по жизни будет плохо» Лучше сказать: «ты сможешь добиться успеха! Если ты постараешься- у тебя всё получится». Дети очень чувствительны к негативным проявлениям.

Лучше всего, если детям разъяснять чего от них хотят в поведении, чем тратить время на разъяснение что запрещено.

Дети должны чаще видеть в жизни примеры позитивного поведения.

Чтобы заставить задуматься, можно сказать: « Ты можешь поступить так или по-другому. Решать тебе».

Метод  ЮМОРА И СМЕХА.

Нельзя, чтобы в работе с трудными детьми исчезло веселье, не было юмора.

Для детей естественно играть и смеяться. Поэтому они доверяют людям, которые готовы смеяться и играть с ними. Чувство юмора поможет добиться результатов даже в том случае, если все остальные способы ни к чему не приводят.

Смех – самый действенный способ борьбы со стрессом. Всегда ищите повод, чтоб посмеяться.

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми

Уважаемый приёмный родитель!

В каждом возрастном периоде у ребёнка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие «неудобные» вопросы. Как отвечать на них, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что происходит с ребёнком? Вы часто ищете решение и не находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности, наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.

Дети 3-6 лет, по мнению учёных, переживают первый возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции «я сам». При этом они:

Как следует общаться с ребёнком:


МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Книга, с которой мы хотели бы вас познакомить начинается так: «Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных!

Методы, используемые с детьми

Давайте сначала посмотрим на некоторые широко используемые методы, которые взрослые применяют для взаимодействия с детьми.

Ругань «Посмотри, как ты ешь! Ты отвратителен!»

Предупреждение «Не залезай сюда – ты можешь упасть».

Мученические высказывания «Видите эти седые волосы – это из-за вас!»

Сарказм «Ты оставила чашку с водой посреди комнаты – блестящее решение!

Пророчества «Увидишь, никто не захочет с тобой дружить!»

Все эти высказывания оставляют ребенка с плохими чувствам и неприятны ему. Чтобы добиться взаимодействия есть альтернатива:


МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Описывайте, что вы видите, или описывайте проблему

ВМЕСТО: «Сколько раз тебе надо говорить мыть руки?» СКАЖИТЕ: «Я вижу мальчика с грязными руками».

ВМЕСТО: «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты выключал свет в ванной. С КАЖИТЕ: «В ванной горит свет».

ВМЕСТО: «Если еще раз увижу, что ты рисуешь на стене – я тебя отшлепаю!» СКАЖИТЕ «Стены существуют не для того, чтобы на них рисовали. Рисовать надо на бумаге».)

ВМЕСТО: «Кто пил молоко и не убрал бутылку в холодильник?» СКАЖИТЕ «Дети, молоко скиснет, если его не убрать в холодильник»

3. Скажите одним словом

ВМЕСТО: «Сколько раз повторять, что пора ложиться спать. А вы все продолжаете играть». С КАЖИТЕ: «Дети, спать!»

ВМЕСТО: «Иди кушать, сколько можно тебя ждать. Суп уже остыл» СКАЖИТЕ: «Кушать!»

4. Говорите о своих чувствах

ВМЕСТО: «Не кричи, ты не выносим!» СКАЖИТЕ: «Я не люблю, когда на меня кричат».

ВМЕСТО: «Ты никогда не убираешь за собой игрушки!» СКАЖИТЕ: «Меня беспокоит, когда игрушки разбросаны по полу – я могу на них наступить».

5. Пишите записки или рисуйте плакаты

ВМЕСТО того, чтобы заставлять ребенка мыть руки, складывать одежду и т.п. можно написать или нарисовать записку: «Сложи меня. Твоя одежда». Нарисуйте плакат на тему «Чистые руки».

Эти навыки с терпеливым искренним участием могут на первое время показаться бесполезными. То, что вы не можете достичь в первое время, не означает, что надо возвращаться к старым способам воспитания. Если у вас при этом возникает раздражение и вы злитесь можно сказать громче или написать записку по этому поводу. Обращайтесь к продвинутым навыкам, включив осознание ребенком существующей проблемы (т.е. повысить его ответственность за существующую проблему, а не брать её на себя).

Отвращение во взгляде родителя или презрительный тон могут глубоко ранить ребенка и словесное выражение о его неаккуратности, безответственности вдвойне его травмирует. Лучше родителю сурово сказать о проблеме, чем переходить к насилию. Учитывайте возраст и способности ребенка, а также имеет ли смысл ваша просьба и насколько она обоснована.

По книге Адель Фабер и Элейн Мазшиш «Как говорить, чтобы дети слушали , и как слушать, чтобы дети говорили».

Адель Фабер и Элейн Мазшиш – самые известные в мире специалисты по общению с детьми, авторы книги, впервые опубликованной в 1980 и переведенной на 24 языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *