МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМИНАР ЗАЩИТА УЧИТЕЛЕЙ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

«Как помочь ребенку в период адаптации. Игры в период адаптации»

При поступлении ребенка в д/с происходит «ломка» стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают стрессовую ситуацию. Возрастная система адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи, ребенок часто болеет.

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

В д/с попытки решения проблемы адаптации в основе сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму д/с. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление  об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в д/с. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы: «Скучно ребенку в д/с? плачет? Ничего страшного, поплачет и престанет». В таких случаях процесс привыкания  затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к д/с.

Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

1.  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в  группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в д/с.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в д/с. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилия  воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней чувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты – они слишком большие. Чтобы ребенку было приятно приходить в д/с, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его уютным, занавески, бордюр по краю стены. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо если в группе есть домик, где ребенок может побыть один.

Желательно рядом с домом разместить живой уголок. Растения благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который бы удовлетворял двигательную потребность детей.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Не выраженные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны  выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет.

Психологи установили, что изодеятельность для детей это возможность выплеснуть свои эмоции на бумагу. Уголок изодеятельности в доступном месте поможет решить проблему, когда он хочет выразить свои чувства. Особое удовлетворение детям доставляет рисование фломастерами-маркерами, оставляющие толстые лини, на прикрепленной стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, выбранный ребенком, поможет понять его психическое состояние.

Умиротворяюще на детей действуют игры с песком, водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимний период желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту ребенка. Для увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливаются аппетит, труднее нормализуется сон. Проблемы со сном не только вызваны напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Такая простая вещь как прикроватная занавеска может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид. В период адаптации надо сохранить временно привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат правилам д/с. ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать отрицательное отношение к новой обстановке.

Ласковое обращение с ребенком помогает быстрее адаптироваться ребенку. Хорошо иметь в группе семейный альбом, где в любой момент ребенок может подойти и увидеть свою маму.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей,  сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и д/с. С родителями необходимо выяснить все особенности ребенка, черты характера, поведения, интересы, склонности.

Целесообразно в первые дни родителям приводить ребенка только на прогулку. Причем желательно приводить и на утреннюю и на вечернюю прогулку, когда родители приходят за детьми. В первые дни целесообразно приводить ребенка позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез у других детей.

Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить посмотреть на группу, познакомить с режимом дня, обсудить, как облегчить период адаптации.

3. Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей  детей, места проведения.

«Иди ко  мне»

Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Материал: Петрушка, погремушки.

Ход игры: Воспитатель приносить Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Выдувание мыльных пузырей»

Ход игры: Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить  пузыри, покачивая  трубочкой, а не дуя в нее. Пытается поймать мыльные пузыри, а потом наступает на пузырь и спрашивает детей, куда делся пузырь. Затем учит детей выдувать пузыри.

Ход игры: Воспитатель держит ребенка за руки, идет по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы в круг.

Взрослый и ребенок вместе прыгают.

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться с ним.

Затем взрослый читает стишок и действует по его содержанию. Ребенок выполняет движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь.

А потом приостановлюсь.

И на землю повалюсь!

Ход игры: Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку, так чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет его, прячется в другое место. В конце игры прячется сам ребенок.

«Солнышко и дождик»

Ход игры: дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко». Воспитатель говорит: «На небе солнышко!» Можно гулять». Дети бегают. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» – бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я –паровоз, а вы –вагончики» дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. « Поехали» – говорит взрослый и все начинают двигаться, затем замедляет ход и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Хоровод с куклой»

Материал: кукла средних размеров.

Ход игры: Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит по очереди подержать куклу. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу.

Ход игры: кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, кукла находит и обнимает детей: «Вот мои ребятки».

Материал: маленькое зеркальце.

Ход игры: Воспитатель  зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Игра с собачкой»

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Ход: На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, веточки) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Материал: обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, пенопласт, пряжа.

Ход игры: Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли любоваться.

Материал: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры: В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому – брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рубку.

После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их, игра начинает сначала.

«Игра с кистями рук»

Ход игры: (выполняя движения, воспитатель просит детей выполнять за ним). Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струя дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком об кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп-хлоп. и т.д.

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить большой палец).

«Покатаемся на лошадке»

Материал: лошадка –качалка.

Ход игры: Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-но» ребенок повторяет тихо: «Нно-но». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук 2н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.

«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

Ход игры: Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

«Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»

материал: воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры: Воспитатель держит на уровне лица вертушку и рожок, показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.

Материал: записная книжка с проволочной спиралью

Ход игры: наклеивают в записной книжке через страницу картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

«Прогулки по очертаниям разных фигур»

Материал: широкая плотная лента.

Ход игры: с помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте, начиная с круга. Взрослый берет малыша за руку, и идет вместе с ним и поет любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним передвигаясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру.

«Вместе с мишкой»

Материал: игрушечный медвежонок

Ход игры: Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, нравится тебе пить из чашки!» «Миша, нравится тебе пить из чашки?» делает вид, что мишку поит чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

«Чертим разные фигуры»

Материал: принадлежности для рисования

Ход игры: Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка», таким образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные фигуры, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета.

«Игра с куклой»

Ход игры: Дайте ребенку его любимую куклу, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, их на место убираем».

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик» девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. « Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Ход игры: дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть?» Позови. Мальчик зовет: «Вова, иди играть» После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

«Мяч в кругу»

Ход игры: дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Все дальше и выше»

Материл: яркий мяч

Ход игры: ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше», малыш ловит мяч. Упражнение повторяется с другим ребенком.

«Бегом к дереву»

Ход игры: В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку? «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое место, отмеченное лентой, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

«Мы топает ногами»

Ход игры: Играющие становятся на расстоянии друг друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Ход игры: ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз. Два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть! После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Ход игры: дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась по кругу. Воспитатель говорит или поет.

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки, дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение групповой сплоченности активизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы.

музыкальный зал в ДОУ.

Прежде, чем мы приступим к тренингу, предлагаю Вам ознакомиться с принципами:

1. Общение по принципу «здесь и теперь».

2. Принцип открытости, искренности.

3. Принцип конфиденциальности.

4. Недопустимость непосредственных оценок человека.

5. Активное участие.

6. Принцип «тренер всегда прав».

Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счету, здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Так же установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми- т.е мы с вами.

Педагоги, как никто другой, чувствуют это на себе, работа педагога связана с детьми, которым нужна, порой, их помощь, но прежде чем помогать детям стать психологически здоровыми, нужно научиться контролировать свое эмоциональное состояние, создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.(слайды 4,5,6 с небольшим интервалом)

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что может привести к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) работу с «трудными» детьми.

И я рада, что сегодня мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поправить свое эмоциональное здоровье, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить радость встречи.

1. Упражнение «Давайте поздороваемся» (

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и

здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо

– 1 хлопок – здороваемся за руку;

– 2 хлопка – здороваемся плечами;

– 3 хлопка – здороваемся спинами

По кругу передается мячик (или иной предмет). Каждый педагог

продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант: делать в

неизвестен. Игра продолжается, пока каждый участник не расскажет о себе.

3. Упражнение «Передай маску»

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на

меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое

выражение, например вот такое. ( На несколько секунд зафиксируйте на лице

А дальше будет так: я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, и передать выражение лица своему соседу слева. Так же делают все остальные.

4. Упражнение «Метафора»

Психолог поднимает стакан с небольшим количеством воды. И задает вопрос: «Уважаемые педагоги, сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

– варианты ответов педагогов

– Я и сама не знаю, – продолжил , – чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в : что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

– Ничего, – ответили педагоги

– Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил

– У вас заболит рука, – ответил один из педагогов.

– Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

– Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, – сказал один педагог.

– Очень хорошо, – невозмутимо продолжал , – однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

– Нет, – был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Педагоги были удивлены и обескуражены.

– Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил

– Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории.

– Вот, – воскликнул , – точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься.

Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Упражнение «Привычки счастливого человека»(слайд 9,муз. Осенний марафон)

Сейчас я предлагаю вам разделиться а две команды, придумайте название команды и выберите капитана. Участникам тренинга раздаются листы ватмана, они делятся на 2 команды

предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие

6. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Танец кистей рук

(слайд 11,муз. Вискас)

( по книге Елены Леоненко и Галины Тимошенко «Психотерапия. Знакомство с собой». Глава 3)

Для нашего упражнения понадобится- нет-нет, совсем не ваше тело! Нам необходимо взять 1 лист 14, сложить его вдвое и еще 2 раза. Теперьвозьмите ножницы и разрежьте листок. Таким образом у нас получится 8 небольших прямоугольников.

на первом листе ручкой или карандащом рисуете, ту часть или те части вашего тела, которые отвечают за ваш , дают вам наибольшую жизненную силу. Будьте спокойны- ваши художественные способности не имеют в данном случае ровным счетом никакого значения.

Когда вы закончите первый рисунок, переверните его пожалуйста и отложите до окончания всей работы.

нарисуйте ту часть тела или части тела, которые обеспечивают вашу внутреннюю и внешнюю безопасность.

Если вам это необходимо, части тела от рисунка к рисунку могут повторяться. Нарисовали? Также переверните и отложите листок в сторону.

– Нарисуте пожалуйста ту часть тела или те части тела, которые отвечают за ваше сотрудничество с окружающим миром.

-Рисуем ту часть тела или те части тела, которые обеспечивают вашу возможность при необходимости сопротивляться окружающему миру.

– на пятом листе нарисуйте ту часть или те части вашего тела, которые отвечают за вашу внутреннюю жизнь, за ваши взаимоотношения с самим собой. Снова отложите перевернутый лист.

– Нарисуйте ту часть тела или те части вашего тела, которые заняты интеграцией всех описанных выше функций и контролем за их осуществлением.

– Нарисуйте ту часть тела или те части тела, которые вы до сих пор еще не рисовали, либо те части, которые вам почему-то важно нарисовать еще раз.

Все. Первая часть работы закончена. Для продолжения самоисследования вам понадобятся ножницы. Уже догадались? Вам предстоит аккуратно вырезать все нарисованное- даже в том случае, если одна и та же часть тела была изображена семь раз- а затем собрать из ВСЕГО вырезанного целого человечка. Если, конечно, вам это удастся. В смысле – если он сумеет оказаться целым.

Спешу обрадовать: это вы и есть. То есть именно так как вы и обращаетесь со своим телом-инструментом. Именно так вы и распределяете работу в своем организме.

Начнем с более или менее конкретных параметров анализа. Их несколько:

1. Человек в норме должен быть действительно целым. Но норма- понятие относительное. Здсь имеется в виду исключительно соответствие здравому смыслу. Возвращаясь к нашей теме, уточним, что под целостностью следует понимать наличие всех существующих в реальности частей тела. Мы разумеется, не подразумеваем обязательность наличия каждого из анатомически присутствующих внутренних органов- вполне достаточно, например, нарисованного туловища, чтобы предположить существование в нем сердца, легких, печени и пр.

. Следующий интересующий нас параметр условно можно назвать . В нашем человечке эта защищенность в норме должна выражаться в очень простом принципе: внутренние части тела должны находится внутри. Напоминаю вам о том, что инструменту совершенно необходимо быть безопасным. А о какой безопасности может идти речь, если наружная оболочка нарушена?!

Если, например, нарисованное вами сердце оказывается больше, чем туловище, где ему положено размещаться, то человечка считать вполне защищенным нельзя. Или, если у вас имеется желудок, но отсутствует и туловище, и отдельно изображенная кожа в этой части тела, то ваш желудок в повседневной жизни оказывается практически беззащитным перед любыми внешними воздействиями. А если желудок у вас нарисован как отвечающий за сопротивление окружающему миру- можно почти с уверенностью сказать, что какие-нибудь заболевания пищеварительной системы у вас имеются. Во всяком случае, желудок- зона вашего максимального риска.

. Следующий значимый для нас параметр- соразмерность частей тела человечка. Здесь все просто- относительны размеры различных частей тела должны быть хоть сколько-нибудь реальными. То есть голова не должна быть больше туловища, правая рука-вдвое короче левой и т.д. Этот параметр тоже имеет отношение в основном к распределению энергии между отдельными частями вашего инструмента под названием «тело».

Следующее, на что придется обратить внимание, – это Имеется в виду совсем не точность анатомических подробностей в изображении. Просто, если человек вместо головы рисует звезду, а вместо кожи- ауру, то никакого отношения собственно к телу эти фигуры не имеют, а значит, составленный из таких «запчастей» инструмент делать то, что ему положено, не сможет. Если у вашего человечка дела обстоят именно так, то можете ли вы быть уверены в реалистичности вашего мировоззрения, намерений, оценки окружающей действительности?

. Следующий параметр анализа вашего человечка- Возможно, что на каждом из семи листов вы нарисовали целую человеческую фигуру. Это обозначает следующее: решать любую возникающую жизненную задачу бросаются одновременно все части вашего тела, и следовательно, стоит заболеть левому мизинцу, как пострадают разом все функции. С точки зрения тела как инструмента, можно сказать, что если функции разделены между частями вашего тела таким же образом, то малейшее недомогание полностью лишает вас какой бы то ни было работоспособности.

И наконец, последний параметр- . Это не значит, что каждая часть тела должна быть нарисована только один раз. Даже два-три носа- вполне нормально. При условии, что и все прочие части тела- или большинство из них- тоже изображены примерно столько же раз.

А вот ситуация, когда у вас две ноги, две руки и шесть голов, явно должна вас насторожить. Для нашего анализа этот параметр значим с точки зрения информации о распределении властных полномочий и об использовании энергетических ресурсов.

Конечно, профессиональный телесно-ориентированный психотерапевт помог бы вам увидеть намного больше информации о вашем человечке. Я же попыталась кратко описать основные направления анализа и несколько способов понять ваши результаты и наметить наиболее важные направления самостоятельной работы и занятия рефлексией.

Рефлексия означает сосредоточение на своих внутренних ощущениях, анализ собственных переживаний.

Самое главное состоит в том, что любая часть тела, нарушающая принципы защищенности, реалистичности, кратности или соразмерности, является зоной вашего так называемого соматического (т.е. телесного ) риска. То есть тем органом или группой органов, для которых весьма вероятна опасность наличия или возникновения какого-либо заболевания. Это и понятно: если в эту часть тела или орган постоянно направлять неоправданно много энергии, если они никак не защищены от окружающего мира, если на них возлагается непосильная нагрузка или ответственность- их физическое состояние неизбежно находится под угрозой.

Значимо для нас, конечно, и соотнесение каждого органа выполняемой им функцией. Например, понятно, что если функцию сотрудничества с окружающим миром у одного человека выполняют руки, а у другого- уши, то это и будут два очень разнообразных способа сотрудничества. Или: если в части тела, обеспечивающей функцию контроля и интеграции, не входят никакие органы чувств, то становится весьма загадочным- а какую же информацию эти «контролирующие органы» обрабатывают для оценки эффективности деятельности всего тела?

Немаловажное значение имеет и детальность прорисовки отдельных частей тела. Как, вы думаете, может относится к своему телу человек, у которого все рисунки сделаны наспех, небрежно, да примерно так же и вырезаны? А если изображено со скрупулезной точностью, а, например, лицо- кое-как?

Словом, очень важно максимально внимательно и вдумчиво подойти к каждому отличию вашего же отражения в зеркале.

8. Упражнение «Любимая работа» (педагогическая зарядка)

(слайд 13 муз. Вых зонтика)

включения участников в работу, снятие мышечных зажимов.

– ох уж эти детки (качаем головой);

– голова кругом (круговые движения головой);

– что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

– но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

– сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);продолж на 2 слайде

– родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

– но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа

– наша работа бесконечна (круговые движения руками);

– но мы любим свою работу (обхват себя руками);

– но мы, воспитатели детского сада «Веснянка» (все вместе), знаем, что вместе мы сила!(взять друг друга за руки и поднять вверх)

Педагоги присаживаются на свои места.

орогие педагоги: как можно чаще отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью! Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа – всего лишь часть жизни!

Наш тренинг подходит к концу, заполните пожалуйста небольшую анкету. До новых встреч!

9. Анкета для педагогов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *