МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ТЕАТРЕ

Презентация на тему: «Современная театральная педагогика: методы, приёмы, технологии в работе с детьми».

Введение : 1. Актуальность новой технологии. 2. Цели и задачи. 3. Возможности применения воспитателем ДОУ.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.» (В. А. Сухомлинский)

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика или, шире, Взрослого и Ребенка.

Роль педагога сегодня значительно возрастает. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Однако одной теорией и декларированием идей гуманизации не обойтись. Здесь особое место занимает театральная педагогика.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной деятельности воспитателя обусловлена тем, что: вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с детьми, так и с коллегами. Профессия воспитателя имеет много общего с профессиями актера и режиссера.

Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и воспитатель воздействует на чувства и ум зрителей – детей, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм воспитателя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и воспитатель на занятии должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или детей.

Цели и задачи театральной педагогики для воспитателя: -Развить творческий потенциал педагога. – Сформировать навыки построения занятия и совместной деятельности с ребенком в творческой атмосфере. – Развить творческую психотехнику (артистизм) педагога.

Театральная педагогика – инструмент для создания единого образовательного пространства для педагога и ребенка, так как затрагивает педагогическую деятельность воспитателя и индивидуальное развитие ребенка . Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию , умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь детей творчеством, процессом саморазвития.

Педагогу необходимо знать средства вербальной и невербальной коммуникации, быть раскрепощенным, эмоционально пластичным для объяснения смысла различных фрагментов содержания образования, передачи своих чувств, отношений и понимания реакций детей. Обезличенность предлагаемых воспитателем знаний приводит к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняет.

Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на детей эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах воспитанников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть их воображение. Для педагога владение методами театральной педагогики – это эффективность обучения ребенка.

– Диалогизация педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций со-участия , со-трудничества , со-бытия ; – актерские способности педагога ( владение голосом, мимикой, жестом и др.) повышают интерес детей к личности воспитателя, им становится интересен тот, кто их учит. Заразительность, убедительность, артистизм воспитателя обеспечат ему успех.

– умение воспитателя простроить логику образовательного процесса так, чтобы он был воспринят и понят детьми – ( отрежиссировать ход занятия с точки зрения занимательности, игры), позволят добиться заинтересованности со стороны ребенка не только к предмету обучения, но и к самому процессу постижения материала.

Для ребенка театральная педагогика выражается в приобщении к театрализованной деятельности, которая: – развивает речь и ее выразительность; – развивает социальные навыки (публичность, вербальные и невербальные средства общения, эмпатию , опыт поведения в различных ситуациях общения); – создает условия для творческой активности; – создает условия для общения взрослых и детей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Методы театральной педагогики в начальной школе.

Каждый вид искусства имеет свой выразительный язык. Нельзя представить себе произведения литературы без слов, произведения музыки без звуков и ритма, произведения живописи без цвета. Так и театр не существует без действующего в нём актёра.

Театральное искусство доступно и школе.

Сейчас каждый учитель пытается заинтересовать учеников в обучении, используя для этого все возможные и невозможные методы работы.

Театральные методы работы я использую  во внеклассной работе и на уроках. Это может быть обучение грамоте, математика, природоведение, чтение.

Например, на уроке чтения при изучении темы «Устное народное творчество» дети угадывают различные виды народного фольклора. Одни ребята поют частушки, другие инсценируют отрывок сказки, третьи рассказывают небылицы, загадки, былины, пословицы, поговорки. Дети одеты в национальные русские костюмы, на основе которых рассказывается об одежде того времени, о быте и обычаях русского народа.

Работая в школе, я не сразу пришла к выводу об использовании методов театральной педагогики. Получилось так, что 3 года назад, когда набирала 1 класс, у меня подобрался очень сложный контингент учащихся. В классе на 30 человек оказалось 23 мальчика и 7 девочек. В классе были сироты, три второгодника, много детей из малообеспеченных семей. Половина учащихся требовала логопедического внимания. Не всегда получалось организовать ребят, научить слышать, что говорит учитель. Я пыталась заинтересовать детей, рассказывая им что-либо интересное, но внимание детей сосредотачивалось на 10-12 минут, а потом мои мальчики начинали шуметь. Долго думая, как заинтересовать детей, решила использовать нестандартные формы обучения. Это и использование методов театральной педагогики.

Давно известно, что на уроках чтения читаются по ролям басни, отрывки из детской художественной прозы, заучиваются поэтические произведения. Эти виды работы постоянно встречаются на уроках в начальной школе. Но я стараюсь внести элементы новизны в эти работы. Например, изучая басню «Стрекоза и муравей» И. А. Крылова, мы с учениками, при помощи театральных методов, немного осовременили эту басню, сделав из неё супербоевик, но при этом, не теряя главной мысли и морали басни. Мои мальчишки до этого, ни за что не хотели слушать басню, а тем более учить наизусть. Но рассказав ребятам свою идею про супербоевик, доходило даже до слез, так все хотели получить слова и роли.

Басня начиналась словами из-за кадра :«  Парамаунд            пикчерз

представляет учеников второго класса в занимательном и увлекательном супербоевике по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Это нестандартное начало сразу насторожило и увлекало внимание детей. Роли для ребят также были подобраны соответственно их характеру. Стрекозу играла девочка симпатичная, артистически смелая, но ленивая, которая и учится так себе, перебиваясь с двойки на тройку. А Муравья играл серьёзный мальчик, вдумчивый, трудолюбивый.

С каким увлеченьем, интересом дети участвовали в басне. Все хотели получить какую-нибудь роль, даже самую маленькую. Как они раскрыли себя, свои таланты.

Говоря об уроках чтения, не могу не затронуть народные обряды и праздники. Нужно ли детям давать дополнительную информацию о различных праздниках, обрядах, традициях народов, которые проживают в Крыму? Рассказывая детям о народных обрядах и праздниках, решила свои рассказы подтверждать наглядно, используя элементы традиции. Ведь что такое праздник? Это и взгляд на мир, и духовное воспитание. Праздник дает ощущение свободы, обеспечивает поддержку духовного наследия.

Такие уроки, конкурсы, постановки проводить необходимо. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам предшествует большая и кропотливая работа. Как лучше, интереснее, познавательнее провести урок? Какими должны быть сценарий, оформление сцены или класса? Над этими вопросами работаю постоянно.

Просматривая телепередачи, читая литературу, слушая радио, замечая ту или иную ситуацию между людьми, я уже думаю, как это воплотить в урок, сценарий?

Сначала составляю сценарий определенного урока или праздника. Затем распределяю роли соответственно характеру ребёнка. Затем работаю индивидуально с каждым ребёнком или с группой. Но так, чтобы дети не знали, каким я задумала урок или праздник. Никогда не репетирую заранее весь урок.

Театральные методы работы я использовала также при проведении внеклассного мероприятия «Осенний бал».

Перед праздником были расклеены афиши, рекламы, разнесены пригласительные билеты. Праздник начинался торжественным маршем, под звуки которого в зал были внесены дары осени: многочисленные овощи и фрукты. И, как знак плодородия и богатства осенних полей, был внесён каравай. Участвовал весь класс. Дети читали стихи A. C. Пушкина, Плещеева, Н. Заболоцкого. Все, девочки класса, исполняли танец осенних листьев, (танец, сценическая пластика – это тоже методы театральной педагогики ). На утреннике была фея Осени. Ребят очень поразил «осенний» музыкальный инструмент – саксофон.

Работая с детьми, над методами театральной педагогики, я заметила, как дети стали ориентироваться в окружающей обстановке, проявлять чуткость по отношению друг к другу. У детей развивается смелость, выразительность речи, движений во время выступлений, восприимчивость к произведениям литературы, кино, живописи.

Выпустила я свой «трудный» класс, своих мальчишек. Но именно им я благодарна за то, что они направили меня на путь поиска, на путь решения многих проблем. Именно они натолкнули меня на путь поиска, на путь решения многих проблем. Именно они натолкнули меня на мысль о поступлении на режиссёрское отделение училища культуры, чтобы более профессионально заниматься методами театральной педагогики. И сейчас, закончив училище культуры, по специальности «Режиссер театрализованных представлений» ( а также до этого Ялтинское педагогическое училище и Симферопольский государственный университет – исторический факультет ) смотрю на новый свой набор. На широко открытые глаза новых ребятишек, которые глядят на меня удивлённо, радостно и немного с недоверием. Какие они? Какие у них интересы, увлечения? Захотят ли они пройти вместе со мной путь к знаниям?

Недавно, я провела театральное сказочное представление «Знакомые незнакомцы». Участвовал весь класс. Я постаралась найти в ребёнке хоть малейшие достоинства и раскрыть их через формы театрализации. Если ребёнок умел играть на фортепиано, то он играл, если ребёнок ходит на танцевальный кружок – то он танцевал. Потом, после праздника, я услышала фразу: «Какие талантливые дети в этом классе». Да, я была согласна с этой фразой. Но, дети то у меня самые обыкновенные, просто нужно увлечь и заинтересовать детей, и они раскроются Вам навстречу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *