МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Консультация для воспитателей

Формы, способы, методы и средства работы с детьми

Дарима Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной

реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном

процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью

соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.

Любовь Капитонова Формы работы с детьми и основные педагогические средства

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Что же такое собственно «социально-личностное развитие»?

Это процесс формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности (слайд 2). Следует так же отметить. Что это целенаправленный и контролируемый процесс.

Диана Дубова Методы, средства обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Публикация «Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников» размещена в разделах

К группе методов организации деятельности относятся методы тренировки, приучение, педагогического требования, общественное мнение, поручение, воспитывающих ситуаций. Все они основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью мы сможем благодаря разделения ее на составные части – конкретные действия и поступки, а иногда на еще меньшие части – операции.

В нашем МБДОУ Гэгэтуйский детский сад «Медвежонок» мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Основной формой организации обучения в детском садике является организованная образовательная деятельность (ООД). О ОД организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ «От рождения до школы». Время проведения ООД определяется режимом дня группы, в соответствии с “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

В своей педагогической работе я использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Процесс игровой деятельности детей я строю так, чтобы можно

было опереться на наглядность в обучении, а организованная среда

способствует расширению и обогащению представлений и знаний детей.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне

индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Делится группа на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей

Фронтальная форма организации обучения. При работе со всей группой – это четкое расписание, единое содержание. На фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое

управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;

недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) в нашей группе организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми :

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Использую различные методы :

1. Наглядные: – наблюдение; – рассматривание картин; – демонстрация

мультфильмов, видеофильмов; – некоторые приемы обучения, в отдельных

случаях выступающие в качестве самостоятельных методов : показ образца

задания, способа действия и др.

2. Практические: – упражнения;– игровой метод; элементарные опыты;–

моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во

взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

– рассказы воспитателя;

– рассказы детей;

– чтение художественных произведений детям;

– сочинение сказок, рассказов совместно с детьми.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего

Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов

(приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от поставленных целей и задач.

Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.

Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником через общение, игры. Очень интересно проводятся погружение в мир народного творчества, чтение художественной литературы, детских журналов.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на

• печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);

• электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы,

учебные фильмы на цифровых носителях);

• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

• демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,

• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);

• тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование,

спортивные снаряды, мячи и т. п.).

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

• объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

• печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

• проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т. п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).

Публикация «Формы работы с детьми и основные педагогические средства» размещена в разделах

Таким образом, наша цель – помочь ребенку в развитии собственной индивидуальности, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Основная цель данного процесса – создание позитивной позиции у детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (слайд 3).

Задачами социального развития дошкольников являются следующие:

• Формирование представлений о социальном мире, усвоение норм и ценностей;

• Развитие общения и взаимодействия с окружающими;

• Воспитание социальных чувств;

• Воспитание активной позиции;

• Формирование основ безопасного поведения;

• Формирование позитивных установок к различным видам труды;

• Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Исходя из цели и задач, мы можем выделить области, в которых будет происходить наша работа (слайд 4-6). Таких областей три и в каждой есть свои направления.

Следующий вопрос: какими же формами и методами можно вести данную работу? Как мы уже знаем, форм взаимодействия с дошкольниками четыре (слайд 7) и в каждой из них происходит социально – личностное развитие дошкольников. Чуть позже мы рассмотрим это на примерах.

Для более полного социально-личностного развития ребенка в процессе нужно использовать различные виды детальности и средства, используемые в них (слайд 8).

Прежде чем начинать работу в области социально-личностного развития ребенка, нужно понять, что у каждого возраста есть свои особенности и только исходя из них можно построить грамотный процесс обучения (слайд 9).

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др. ; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении.

В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения.

В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); углублять представления о семье, родственных отношениях; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства.

Исходя из всего вышеперечисленного, я рекомендую вам составлять план-график годовой работы с детьми в области социально-личностного развития (обратите внимание на слайд 10). Данный план является универсальным шаблоном, дальше вы его дополняете конкретными мероприятиями в соответствие с возрастными особенностями вашей группы.

Здесь необходимо выделить обязательные этапы.

* Диагностика детей – ее мы проводим в начале и в конце года, чтобы выявить уровень усвоения детьми программы по социально-личностному развитию.

* Анкетирование родителей и проведение для них собрания по его результатам. Основная работа по развитию ребенка в социуме запланирована у нас на период с октября по апрель.

Но как для родителей, так и для детей, необходимо закрепить материал в наглядном виде, поэтому мы создам папку-передвижку и альбомы, кроме этого я рекомендую проведение совместных мероприятий для детей и родителей, они могут быть приурочены к праздникам. И в конце года проведение обязательного итогового собрания.

Часто спрашивают «Что включить в анкету для родителей?» (слайд 11). Те вопросы, которые вам помогут в работе. Но я советую спросить о том, заметили ли родители изменения в ребенке, ведут ли они с ним работу в домашних условиях?

Давайте более подробно я расскажу годовой план работы по комплексному социально-личностному развитию дошкольников на примере своей группы (слайд 12). Тем самым мы затронем каждую форму взаимодействия с детьми и разберем некоторые средства.

В первую очередь, мы выделяем виды деятельности, в рамках которых будем работать:

* игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;

* элементарный бытовой труд;

Дальше, составим план в рамках каждой формы взаимодействия. В режимных моментах основное внимание уделяется сфере социализации – здесь мы изучаем традиции и культуру нашего народа, нормы, принятые в обществе, проводим наблюдения за работой других людей.

Чем отличается совместная деятельность с педагогом от НОД? Тем, что НОД проводится со всей группой, а здесь мы можем работать с подгруппами, тем самым подходить к вопросу более индивидуально. В этой сфере уже включаются сюжетно-ролевые и дидактические игры, ситуации морального выбора.

Самостоятельная деятельность включает в себя прежде всего игры, продуктивную деятельность и дежурство. Во взаимодействии ребенка с семьей особое внимание родители должны уделять личностному примеру и беседам с детьми. Таким образом, в каждой форме взаимодействия ребенок может развиваться как личность.

Подводя итог (слайд 13, нужно сказать, что воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования поведения. Складывающиеся привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Именно сейчас мы формируем то, каким человеком станет ребенок.

Я рекомендую вам разработать конспект занятия по социально-личностному развитию для детей своей возрастной группы.

МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Воспитатель 1 категории:

Цыдыпова Наталья Владимировна.

Закрепить знания о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения  простейших лабораторных опытов:

– закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

–  Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит. ( вода )

– Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.

(В группу входит девочка в ободке капельки)

Воспитатель: – Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: – Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.

Воспитатель: – Капелька, а зачем ты к нам пришла?

Капелька: – Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

Ребята, давайте поможем капельке найти своих сестричек, и мы узнаем что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки.

1 Уголок природы

почему мы остановились здесь, в уголке природы?

(потому что растениям нужна вода для жизни)

Как мы даем растениям воду?

(Поливаем, моем листья, опрыскиваем)

Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

(Они засохнут, завянут)

чтобы этого не случилось. Не будем забывать о поливе растений. Оставим здесь сестричку – капельку?

(Да!) (Приклеиваем капельку)

Идем дальше, где еще в группе нужна вода?

(В туалетной комнате, в умывальнике)

Для чего нам там вода?

(Чтобы смывать, мыть руки, умываться)

оставим здесь сестричку капельку?

: Куда пойдем дальше? К мойке младшего воспитателя. А здесь где нужна вода?

(Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды).

Здесь оставим сестричку – капельку?

Ну вот, ребята, сколько в нашей группе живет сестричек – капелек, которые приносят нам большую пользу.

Послушайте, я расскажу вам о воде! (Презентация)

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться!

Не наесться! Не напиться!

Смею вам я доложить:

Без  ВОДЫ нам не прожить!

– Вот, сколько пользы приносит нам вода!

Давайте её беречь и зря не разливать!

– Ребята, а вы помните песенки  воды?

– Споем их?

– Как поет вода, когда течет из крана?

– Как кипит в кастрюльке?

– Как капает дождиком?

что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

– не шуметь – этим мы мешаем другим

-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

– закончив наблюдение, сделать вывод.

Все правила вы помните? Ну что ж приступим.

Опыты с водой

Воспитатель: – Сейчас  мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово.   Они все доказывают,  проводя опыты.

-Работаем все вместе.

Дети, что налито в стаканчиках? (Дети называют – молоко, вода).

– Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).

– Почему ты выбрал эту полоску?

-Саша почему ты выбрала эту полоску?

-Какого цвета молоко? (Белого).

– Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. ( Дети прикладывают полоски бумаги.  Ни один цвет полосочек  не совпадает с цветом воды).

-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)

– Какого цвета вода?  (БЕСЦВЕТНАЯ).

Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.

Работа в группе.

У  вас есть ложки. Опустите  одну ложечку в стаканчик с молоком.

-А вторую в стаканчик с водой.

– Видно ли ложечку в стаканчике с молоком?

– А в стаканчике с водой?

-Значит, что мы можем сказать о воде?

– Какая она? (Прозрачная.)

– Сквозь чистую воду мы видим предметы.

-Господа ученые посмотрите сквозь стаканчики.

-Скажи, Саша, какая вода?

Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет .

В стаканчиках  чистая вода.

-Насыпьте ложку соли.

Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.

– Данил, найди карточку с надписью «Соль».

-Что произошло с солью в стаканчике?

– Куда она исчезла?

-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.

– Хотите попробовать?

-А во второй стаканчик положим кусочек сахара рафинада и тоже приклеим  этикетку.

– Что произошло с сахаром?

– Сахара тоже не видно в стаканчике? Что с ним произошло?

-А какая на вкус будет вода в этом стаканчике?

У нас есть еще один стаканчик с чистой водой. Что туда можно насыпать?

-Приклеиваем этикетку «Кофе».

-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)

кофе не следует перемешивать.

В 4 стаканчик  насыпям  рис, приклеим этикетку с надписью «Рис».

– А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)

соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.

(Работа в группе).

-Обратите внимание,  изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).

–Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)

-Рис? ( Рис не окрасил воду.)

Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

– Дети сядьте  на стулья .

– Для этого опыта нам понадобится термос.

– Что такое «Термос»?

-Для чего он нужен?

(Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)

– Я налила в термос горячую воду.

– Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).

– Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)

– Давайте проверим, так ли это?

– Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)

(Подношу стекло и говорю)

– Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.

(Пронести стекло и показать каждому ребенку).

Что вы видите на стекле? Значит, делаем   «Пар – это что? Это вода».

Наташа, что такое пар?

-Скажите все вместе.

Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения. Воспитатель сопровождает текстом: Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку. Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть. Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.* В облака собирается.* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.* Ветерок их подгоняет.* Облака в тучку собираются.* Тучка дождик несет.* А как станет тяжело нести, на землю прольет.* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.* В реки подземные попадут и потекут не спеша.* А как к земле пробьются, родником обернутся.* Ручейками по земле потекут.* А ручейки в озёра, реки впадают. * Погуляет капелька, попутешествует по кругу да обратно вернется. * А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Сейчас, ребята, вам капелька приготовила задание.

Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера. Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует. И в той же последовательности разложите на схеме фотографии. (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности.

3 Итог занятия

Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?

Публикация «Методы, средства обучения» размещена в разделах

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды :

печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);

электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П. И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения :

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных средств обучения : традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.);

сотворчество педагога и обучающегося;

приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Средство повышения качества предшкольной подготовки детей в ДОУ: современные технологии обучения и воспитания.

Последний нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – определяет, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Приоритетным направлением ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка.

Таким образом, проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе на современном этапе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией образования.

У ребенка должен быть определенный запас знаний, умений и навыков, но психологами и педагогами давно уже доказано, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовке к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения. Также важно наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения и целого ряда умений: фантазировать, воображать; работать по образцу; подчиняться разным правилам и социальным нормам, в том числе правилам безопасного поведения, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Необходимы развитые способности к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Поэтому необходимо внедрять в работу современные образовательные технологии.

Что же означает сам термин «технология»? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

На сегодняшний день в нашем дошкольном образовательном учреждении применяются следующие образовательных технологий:

• Проблемное обучение

• Проектная деятельность

• Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам.

• технологии медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные;

• технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

• технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников;

• технологии, направленные на валеологическое просвещение детей и родителей.

• технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования;

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психологически здоровых детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка. Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно должен быть детский психолог, который занимается с детьми, как в коллективе, так и индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка, воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.

В ФГОС ДО прописано, что деятельность детей в детском саду, регламентированная по типу учебной, не соответствует возрастным и психологическим особенностям ребенка дошкольного возраста. Психологически оправданным является использование различных видов детской деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста одним из таких видов деятельности является игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры.

Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка. К сожалению, игра родителями чаще всего рассматривается как развлечение, то есть просто досуг, как избыточный элемент, как пустая трата времени, педагогами же, в основном, – как средство обучения. Но игра для ребенка – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное пробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз. Если даже эта игра по строго обозначенным правилам, все равно непонятно, кто выиграет, и интрига в том, чем все закончится, что будет дальше? Это отличает игру от любой другой деятельности. Такая деятельность очень важна потому, что дает возможность ребенку пробовать себя, проявлять инициативу, совершать выбор и, соответственно, нести за него ответственность.

Игра, в широком смысле слова, охватывает очень много детских деятельностей и имеет позитивное влияние на становление самостоятельности, инициативности и личности ребенка. Все другие занятия не могут заменить того развивающего эффекта, который несет свободная, самостоятельная, инициативная игра.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не надо забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности:

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это выбор темы.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы.

Таким образом, использование современных образовательных технологий будет способствовать повышению качества предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, дети будут успешно проходят адаптацию в 1 классе.