Санжаровская О. , Донская Н. Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью
Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
Аннотация: статья посвящена описанию методов и приемов коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью. Ключевые слова: инклюзивное обучение, обучающиеся с легкой умственной отсталостью, методы и приемы работы, инновационные педагогические технологии.
В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Наиболее малочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой лёгкой умственной отсталостью.
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К нам в школу поступает ребенок с легкой умственной отсталостью. Мы составляем план работы с ним в инклюзивном обучении:
Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, – его социальная реабилитация.
Задачи, стоящие перед учителем при проведении коррекционных уроков:
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с легкой умственной отсталостью:
Адаптация объема и характера учебного материала:
Приемы работы с детьми с легкой умственной отсталостью:
Практические методы – наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения.
Наглядные методы Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы. В ходе работы на столах должны быть только те предметы, которые необходимы для учебного процесса. Наиболее оптимальное количество для работы с обучающимися начальной школы с легкой умственной отсталостью 2-4 предмета. При этом материал должен быть ярких, насыщенных тонов.
Словесные методы В учебной работе с умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – это использование педагогических технологий.
На уроках с «особенными детьми» можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий:
Из всех педагогических технологий, на наш взгляд, наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении детей с нарушением интеллекта могут быть:
Игровыетехнологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, с использованием компьютерных технологий, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. На своих уроках используем компьютерные презентации для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. На них дети знакомятся с новыми знаниями.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки. На своих уроках используем различные виды гимнастики. Так,
пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Мы считаем, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения «особенные дети» имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Личностные качества педагога, работающего с детьми с легкой умственной отсталостью
Профессионально-нравственные ценности, работающего с детьми с УО
Список литературы: 1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. 3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Ратинова Н. А., Ситковская О. Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: методическое пособие / под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2004. 4. Боровая Л. П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. – 1998. – №6. – С.57 – 64. 5. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». 6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
Библиографическое описание статьи для цитирования:Санжаровская О. М., Донская Н. С. Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью // Образовательный альманах. 2021. № 8 (46). С. 50-53. U RL: https://f.almanah.su/46.pdf.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Основные методики коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.»
Симферополь 2018 г.
Основные методы коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.
В последнее время все чаще и чаще в школу приходят особые дети. Учителя, которые раньше не встречались с такими детьми в недоумении, они растеряны и не знают, как можно помочь такому ребенку. не секрет, что в настоящее время не всякий психолог может помочь детям с РАС. На самом деле существует много методик, способных облегчить состояние ребенка и помочь ему овладеть школьной программой и понять сложный социальный устрой мира.
Можно ли вылечить аутизм? Станет ли ребенок, страдающий аутизмом, нормальным? Что значит «нормальный»? Излечение аутизма – отсутствие поведенческих признаков, которые подходят под определение «аутизм», и достижения уровня интеллигенции, который соответствует возрастной норме. Однако некоторые родители и члены «Всемирной ассоциации людей, больных аутизмом» полагают, что больных аутизмом детей лечить не стоит вообще, что их нужно принимать такими, какими их создала природа. Это значит, что нужно смириться с заболеванием и видеть аутизм как неотъемлемую часть характера и личности ребенка.
Как бы то ни было, но принимать решение «лечить-не лечить» должны родители. Однако решить этот вопрос намного проще, чем выбрать правильный метод лечения.
Существует довольно большое количество методов коррекции аутизма (несколько десятков). У каждого из этих методов есть и противники, и поклонники. Далеко не все методы доказали свою эффективность в полной мере. Некоторые методы пугают своей нелепостью. Однако родители в надежде излечить ребенка могут прибегать к различным, даже самым нелогичным методам.
Специалисты же рекомендуют выбирать методы коррекции, которые все-таки доказали свою эффективность. Ниже будут приведены методы терапий, которые помогут уменьшить прогрессирование и симптомы аутизма.
Данные виды терапии меняются в зависимости от разновидностей тех навыков, которым необходимо обучить ребенка.
Терапии, где ребенок является «ведущим»
С помощью этих видов терапий ребенок сможет научиться общаться с окружающим миром, не боятся его, и начнет развиваться.
Биологические медицинские терапии
Для этих процедур нет противопоказаний. Только хелирование проводят тем детям, у которых имеется отравление тяжелыми металлами.
Более подробно остановимся на двух основных методиках помощи детям с ДАС.
1. T EACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read) Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей
(TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.
Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.
Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.
Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
· Крупная моторика
· Тонкая моторика
· Координация глаз и рук
· Элементарная познавательная деятельность
· Социальные отношения.
АВА (методика модификации поведения).
Доктор Іvar Lovaas и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе используют поведенческие методики для работы с детьми с 1963 года. Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно. Методика предусматривает занятия один на один с последовательной поведенческой перспективой функционирования в обществе.
Классическая модель «стимул – реакция – результат» предусматривает разбивку необходимого навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.
Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются.
Например, если у ребёнка стереотипная тяга к постукиванию руками друг о друга, руки контролируют строжайшим образом – вплоть до фиксации рук в моменты возникновения стереотипии. То есть, это директивное направление в психотерапии, когда взрослый учит ребёнка правильному поведению и корректирует нежелательные проявления, вплоть до жёстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок – всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого.
При всей строгости обучающей программы по методике АВА, отмечу, что только она подходит для тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности.
Эта методика не ждёт, например, когда ребёнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребёнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык. При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков.
В зарубежных странах обучение по систем АВА строится так: с ребёнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (несколько специалистов разной направленности: дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжение одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и таким образом ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребёнком, корректируя свои действия один относительно другого.
Пример одного из упражнений из программы “Язык – понимание”: Дефектолог дает задание (“сделай как я”), поднимает руку, затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: дефектолог поднимает руки вверх и просит «сделай как я”, и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок начинает в 80-90 случаях действовать правильно. Тут же вводится новое задание.
Например, педагог говорит «сделай как я», и хлопает в ладоши. Первые два задания должны быть максимально непохожими. Затем, когда ребенок станет выполнять оба действия без ошибок, их начинают показывать вместе. « Сделай как я» – и педагог хлопает в ладоши, затем поднимает руки вверх. Затем – наоборот: поднимает руки, потом хлопает. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 80% правильных ответов при чередовании двух действий в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и др.
Когда у ребенка в запасе много освоенных стимулов (включая такие полезные для ежедневной жизни, как “иди сюда”, “дай (название предмета)”, “возьми (название предмета)”), начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (дефектологи, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети). В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, “закрой дверь” ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребёнок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить число и интенсивность стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии.
В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии до работы со стимульным материалом по Монтессори. Обратим особое внимание на то, что методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.
Методика АВА требует четкости в использовании поощрений и наказаний, при этом наказания могут быть достаточно строгие, вплоть до физических методов. Например, если ребёнок агрессивен по отношению к педагогу, педагог имеет право фиксировать своими руками руки ребёнка, не давая ему ударить. По согласованию с родителями могут применяться различные методы наказаний и физического воздействия. Например, если у ребёнка патологическая страсть к засовыванию предметов в розетки, система АВА не закрывает розетки заглушками, как это принято в иных методиках.
Система АВА говорит, что когда-нибудь ребёнок обязательно найдёт незакрытую розетку, и всё закончится смертельным исходом. Поэтому ребёнку предоставляют доступ к розетке. Но каждый раз, когда ребёнок тянет руку к розетке, он получает в руку быстрый лёгкий укол специальным гвоздиком-иголочкой. Так постепенно ребёнок начинает связывать, что если тянуться к розетке, будет больно. И ребёнок делает логический вывод: тянусь к розетке- больно. Не тянусь- не больно.
Другой пример (менее экстремальный). Ребёнок с РДА пытается съесть клей из клеящего карандаша каждый раз, когда его видит. Согласно TEACCH мы должны были бы убрать клей из поля зрения ребёнка, а занятия по аппликации и коллажу – исключить.
Согласно методике АВА ребёнка специально заставляют ежедневно делать аппликации и коллажи. Причём каждый раз, когда ребёнок применяет клей правильно, он получает поощрение – сухарик, мини-кусочек конфетки, похвалу, поглаживание. Когда ребёнком клей направляется в рот, взрослый фиксирует руку, вплоть до лёгкого шлепка по руке или, например, может использоваться иной неприятный ребёнку сигнал – лёгкое обрызгивание водой из бутылочки с пульверизатором, свисток, лишение игрушки или выключение музыки, если ребёнку нравится заниматься под музыку.
Если на начальном этапе в качестве поощрений разрешено использовать вкусовые поощрения (кусочки булочки, орешки) и физические нетравматичные наказания, то постепенно эти методы вытесняются нематериальными поощрениями (похвалой, любимой игрой – как поощрениями, изыманием игрушки или отказом от любимой игры – как наказанием). Таким образом, формируется правильное и безопасное поведение.
О чем говорят исследования?
Аутизм. Этот термин используется более полувека, многие понимают его как пожизненный приговор человеку с таким диагнозом. Считалось, что большинство обречены на серьезный или постоянный дефицит общения, игр, отношений с другими и учебы. Очень малая часть людей с аутизмом (менее 5%) в состоянии достичь независимости в действиях, став взрослыми, но и в этой малой группе многие сохраняют, по крайней мере, признаки аутизма. История показывает, что люди с аутизмом требуют продолжительного лечения и поддержки на протяжении всей жизни. Сегодня главное положение состоит в том, что аутизм – это «тяжелая форма пожизненной недееспособности». Считают, что она поддается лечению. Действительно, существует большой выбор лечений, терапий, технологий, которые претендуют помочь (и даже вылечить) и новые методики постоянно появляются. Мы не должны забывать, что помочь детям страдающим нарушениям аутического спектра можно, главное хотеть это сделать и приложить все знания и умения для помощи ребенку.
Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО)
Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести. Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы. Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:
2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции. Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит). Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.
Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:1. Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.
Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью
Коррекция ведется по следующим направлениям:1. Коррекционные занятия, направленные на те процессы, которые возможно скорректировать или скомпенсировать (этим занимается нейропсихолог, логопед, невролог);2. Развитие познавательной сферы, обучение математическим навыкам, письму и чтению, представлениям об окружающем мире (специалисты: нейропсихолог, дефектолог, логопед);3. Адаптация в социуме, обучение самообслуживанию (занимается дефектолог, психолог). Коррекционные и обучающие занятия должны проводиться с ребенком как индивидуально, так и в группах. В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические коррекционные занятия, поскольку в настоящее время, нейропсихологическая коррекция является самой эффективной методикой коррекции. Она учитывает сильные стороны работы мозга ребенка, дает возможность «подтянуть» психические процессы на более высокий уровень развития, а не сводится только к работе с тем, что уже есть у ребенка и его адаптации. Кроме того, нейропсихолог имеет возможность помочь ребенку с любым видом умственной отсталости, конечно, с учетом степени тяжести интеллектуального и моторного дефекта.
Примеры корректирующих упражнений
Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя огромное количество упражнений, направленных на развитие крупной и тонкой моторики, координации, оптимизации тонуса, зрительно-моторной координации, саморегуляции, развитие межполушарных связей и так далее. Важно понимать, что программа упражнений должна составляться строго специалистом, а сами упражнения проводиться им же, либо родителями дома, но под его контролем!Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы так же составляются специалистами по определенной программе, учитывающей огромное количество факторов, и могут включать в себя, например, упражнения на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ, абстрагирование и т.д.), внимания (переключение, распределение и др.), памяти (кратковременной и долговременной) и так далее.
Кто и где проводит коррекционные занятия для детей с УО?
Коррекция детей с УО проводится в следующих местах:
Прогноз коррекции ребенка с УО
Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.
Рекомендации родителям
Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.