МЕТОДИКА ТРЕХ ВОПРОСОВ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мастер-класс по теме

«Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»

на августовской конференции «Свежий ветер»

ТМБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» Смирновой И. В.

Здравствуйте, я Смирнова Ирина Васильевна. Воспитатель первой категории Центра развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

СЛАЙД 1- мое фото с детьми в разных образах

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живому общению. Мне очень хотелось, что – то изменить в этой ситуации.

СЛАЙД 2 – высказывания, каких-нибудь мудрых

Изучив методические разработки Лидии Васильевны Свирской, я заинтересовалась методом «Трех вопросов». Он не только позволяет выявить актуальные знания детей по теме, определить дефициты, но и спланировать деятельность, исходя из их интересов. Ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, а не исполнителем.

СЛАЙД 3 – модель

А теперь давайте перейдем к модели Метода 3-х вопросов. Он состоит из 3-х вопросов:

Таким образом, использование данной модели имеет плюсы для каждого субъекта образовательных отношений:

выражать свои мысли и высказываться,   и слышать друг друга, планировать собственную деятельность.

Родители не только узнают о интересах своего ребенка, но и имеют возможность подключиться, оказав посильную помощь.

Спланировать свою деятельность и деятельность детей, исходя из их базовых знаний и интересов.

В идеале вот так выглядит данная модель, но внедряя ее в практику, я пришла к выводу, что «сухое» применение этого метода приводит к снижению интереса у детей. А как я использую в системе метод 3-х вопросов, постоянно поддерживая детскую мотивацию, вы сейчас узнаете.

СЛАЙД 7 –фото детей с ежом

Сначала я продумала организационный момент для проведении метода: место, время, сигнал о сборе. Так, я провожу его каждую пятницу во второй половине дня в группе. А началось все с создания ситуации. К детям в гости пришел ежик, который хотел, узнать, чем дети занимаются в детском саду. Дети начали рассказывать наперебой ежику о делах группы, но так как обо всем сразу рассказать невозможно, было принято решение оставить ежика в группе. Так появилась традиция: ежик, с помощью песенки сообщал о начале сбора, на котором дети рассказывали ежу: что знают, что хотят узнать, что сделают, чтобы об этом узнать по теме недели. Так как детям хотелось говорить всем и сразу решили установить правила:

1. Говорим по одному и по часовой стрелке.

2. Не перебиваем друг друга.

3. Внимательно выслушивает ответы друг друга.

4. Говорит только тот, у кого в руках какой-либо предмет: мячик, волшебная палочка и т. д.

5. Если нет предмета – передаем ход ответа, дотрагиваясь ладошкой по плечу товарища, или если не знаем ответа, то таким же способом передаем ход.

Ну, вот правила установили. А как определиться с темой недели. Тема недели может исходить как от меня, так и от детей. Если от меня, то я мотивирую детей на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей, у Лидии Васильевны Свирской такой прием называется способ «культурного продавливания». Например, «Мальчики, я слышала ваш разговор о космосе и очень удивилась – вы знаете столько о космосе! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?», в результате чего дети становятся инициаторами проектов, докладов, мастер-классов по теме недели.

СЛАЙД 9 – доклад ученых фото

Ну, а емне надо, чтобы дети выбрали тему недели, которая запланирована планом ДОУ, я заранее размещаю в группе подсказку: иллюстрации, книги, предметы, что проявляет в детях интерес к знаниям и способствует выбору нужной мне темы.

СЛАЙД 10- фото предметной средой

ПРИМЕР: утором я принесла в детский сад журнал и шары с жуками , я думаю не трудно догадаться какую тему выбрали дети.

Как же работать с вопросами? Итак, первый вопрос этой модели «Что знаете?» на примере темы «Насекомые»

СЛАЙД 11-таблица ответов

Сначала дети отвечали на вопросы в форме беседы, чаще присутствовали хоровые ответы, говорили преимущественно одни и те же дети, не соблюдались правила, я, заметила, дети теряют интерес к данной деятельности, на помощь снова пришел ежик, который оказался без иголок. Дети стали не просто наговаривать свои ответы, а при каждом высказывании дарить ежику иголочку. При этом у каждого ребенка была баночка с палочками определенного цвета. Благодаря этому я определила, что знает каждый ребенок, выявила дефициты у детей, не владеющих темой, что помогло мне при выстраивании индивидуальной траектории развития для каждого ребенкаиспользуя дифференцированный подход, выстроить дальнейшую работу

В дальнейшем ежик стал почетным слушателем, дети придумали ему звание «Ученый еж», теперь он является не только сигналом для начала сбора, но и моим помощником, который фиксирует ответы детей. Первые ответы детей я фиксировала на бумаге, но это было неудобно, быстрая запись искажала ответ, под рукой оказался обычный смартфон. Теперь полученную информацию размещаю для родителей в приемной в виде голосового или видео сообщения.

выставка предметов манипуляторов + видео

Чтобы поддерживать интерес детей я разнообразила использование предметов для манипуляции.

Второй вопрос этой модели «Что хотите узнать» помогает мне наметить содержательные блоки интересующей темы.

СЛАЙД 12-таблица ответов

На первом этапе внедрения этой части модели одни дети старались отмалчиваться, другие высказывались не по теме. Мне пришла идея, вывешивать сюжетные картинки из энциклопедий. выставлять интересные предметы и разные «штучки», которые в группу приносят родители. Результат – дети стали задавать вопросы. В них проснулась любознательность, и теперь мои воспитанники хотят узнать все больше и больше.

ВИДЕО – ответов детей

На следующем этапе я решила разнообразить действия детей, не просто задавать вопросы, а схематично зарисовывать, то, что они хотят узнать. И получила свои плюсы:

СЛАЙД 13 – фото рисунков и гусеницы в целом

Для того чтобы мотивировать детей, я придумала гусеницу. Мордашку закрепляю на доске, а туловище в виде кружков раздаю детям. Каждый ребенок зарисовывает свой вопрос, озвучивает его, и вывешивает на доску – получается гусеница, которая висит всю неделю. К концу недели все дети получают ответ на интересующий их вопрос.

ВИДЕО – представления рисунков

Третий вопрос этой модели «Что можно сделать, чтобы узнать?»

СЛАЙД 14 – таблица ответов

При ответе на третий вопрос, дети наговаривают действия, которые будут совершать для нахождения ответов на свои вопросы. Первоначально мы просто говорили. Затем, понимая, что действия дети говорят одни и те же, вне зависимости от темы недели, я предложила им эти действия изобразить схематично. Совместно разработали карточки – символы с изображением разных видов деятельности. Затем определились, какими видами деятельности  можно заняться в том или ином центре активности.

ВИДЕО – представление центров

А какие виды деятельности предлагают дети, я продемонстрирую в конце нашей встречи.

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса.

Слайд – 2-я часть

Я предлагаю вам всем превратиться в детей и поиграть со мной.

Объединение в команды по каплям. Название и девиз.

Определение темы недели по карточкам.  Карточки.

За каждый правильный ответ, вы получаете волшебные шарики.

1 вопрос: Что вы знаете о цветах?

Каждая команда записывает ответы на своем листочке. (листы раздавать) – на выполнение задания 1 минута.

Минута закончилась, каждая команда называет один ответ по очереди. Условие такое – высказанную мысль соперников не повторять!

«Что вы хотите узнать о цветах?

Отвечая  на вопрос, нанизываете бусины, условие прежнее – не повторяться, соблюдать очередность, длительная пауза – переход хода. По типу пинг-понга.

В итоге – самые любознательные те, у кого бусы длиннее.

3 вопрос: Что нужно сделать, чтобы узнать?(5 минут)

Каждая команда должна вырастить свой цветок. Сердцевинка уже есть. Ваша задача: схематично изобразить ответы на третий вопрос, распределив роли. В каждой команде у вас должны быть: докладчик, 2 генератора идей, хранитель времени, шпион, дизайнер, художник.

Время для работы: 5 минут, для презентации: 1-2 минуты

А теперь нам нужно определить команду победителя. Как вы думаете, какая команда победила? Иди докажи (Берет 2 стакана). Круг почета.

Только что мы с вами обыграли один из вариантов применения Метода 3-х вопросов в работе с дошкольниками. А теперь давайте посмотрим, как дети отвечают на третий вопрос.

(ответы детей на 3-й вопрос)

При ответе на этот вопрос я побуждаю детей не только говорить, где можно получить информацию (например: спросить у мамы, посмотреть передачу, прочитать в книге и т. д.), но и при помощи какой деятельности закрепить полученные знания (например: вырезать и наклеить, нарисовать, построить и т. д.) и спланировать свою деятельность.

В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.

Использовать или не использовать модель 3-х вопросов, решать только вам, дорогие коллеги! От нашего мастерства, зависит то, каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет инициативным, мыслящим и любознательным! Все в наших руках! Все спасибо и благодарю за внимание!

Марина Салахова Образовательная технология «Модель трёх вопросов»

Образовательная технология “Модель трёх вопросов”

Образовательная технология «Модель трех вопросов».

Группа №11 воспитатель Салахова М. Ю

Актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.

Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта. Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Публикация «Образовательная технология „Модель трёх вопросов“» размещена в разделах

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.

1. Выбор темы.

3. Реализация проекта.

4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта:

1. План – утренний групповой сбор.

2. Дело – работа в центрах активности.

3. Анализ – ежедневный сбор информации.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, мы начинаем работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.

1-й этап — выбор темы

Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

Например: наша тема «Удивительная бумага». Игровая ситуация – бумажный самолетик.

– Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процесс изготовления и ее применение.

– Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

– Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

– Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

– Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.

– Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая, металлическая.

2-й этап — планирование

Мы, помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаги. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксируем их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. В нашем случае мы зафиксировали ответы детей в таблице.

Затем задаем вопрос : «Что мы еще хотим узнать о бумаги?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, мы спрашиваем: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках. Мы использовали картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода. Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования

ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

Заполненная таблица размещается в приемной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома – будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.

3-й этап — реализация проекта

Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детей. Мы обеспечиваем детей оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Мы организовываем деятельность детей в центрах активности, направляем и контролируем осуществление проекта, то есть выступаем как организатор, помощник, но не лишаем детей самостоятельности.

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации.

Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.

Из презентации Миланы дети узнали о происхождении бумажной посуды.

Ратмир рассказал, как можно изготовить бумагу в домашних условиях.

Александра поделилась своей информацией о фольге, что из фольги можно сделать поделки.

Артем рассказал о том, что делают из макулатуры и собирая ее мы спасаем деревья.

Семья Киры собрала информацию о елочной бумажной игрушки прошлого.

Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель – дети – родители – это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.

Наполняемость лэпбука осуществляется нами и исследованиями родителей и детей.

Модель трех вопросов предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.

2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Методика работы «Модель трех вопросов»

Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем.

Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:

1. Что мы знаем про это?

2. Что хотим узнать?

3. Что надо сделать, чтобы это узнать?

Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом».

Земля – дом для всех людей.

Земля круглая, как мяч.

На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.

В Земле есть уголь и полезные камни.

На юге жарко, а на севере холодно.

Почему на Земле бывает утро и вечер?

Почему на Севере нет лета?

Как мы держимся на Земле, если она круглая?

Бывает ли у Земли День рождения?

Что надо сделать, чтобы узнать?

Спросить у родителей.

По телевизору посмотреть специальную программу.

Узнать из журналов и газет.

Узнать ответ в интернете.

Посмотреть по карте и глобусу.

Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае- это понедельник.

Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.

Далее идет работа в «Центрах активности» (я писала про них ранее).

Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.

Измерить расстояние между городами

Запомнить название полезных камней, взвесить их.

Найти самый тяжелый камень.

Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).

Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.

Подготовить рассказ – сообщение о Земле.

Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»

Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.

Слепить из пластилина глобус.

Нарисовать карту нашей страны.

Выполнить аппликацию «Моя планета»

Рассмотреть книги о земле с выставки.

Выбрать и прочитать рассказ о Земле.

Сочинить сказку о Земле.

Сделать газету о Земле.

В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Методический материал для педсовета

На тему ««Модель трех вопросов»

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:

Исходя из опыта работы по данной образовательной технологии, выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор, фасилитатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Для этого также можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о???» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода на картинке с его иллюстрацией.

Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.

В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.

Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. Таблица — «Паутинка» с видами запланированной деятельности всегда доступна ребенку, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказывая необходимую помощь.

Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Здесь можно использовать авторский метод ПИН Розы Хачатрян (что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового). Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности.

Работа по основной образовательной программе и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта.

Диагностический приём «Три вопроса»

Перед
испытуемым лежит лист формата А 4,
сложенный пополам. На каждой стороне
сложенного листа он должен написать
три вопроса от первого лица. Кому будут
адресованы эти вопросы, зависит от
диагностической задачи, стоящей перед
психологом. Чаще всего эти вопросы
предназначаются:

2) всему человечеству;

3) самому себе;

4) родителям (три
вопроса маме, три вопроса папе);

5) брату, сестре,
ребенку, другу, одноклассникам, учителю
и т.д.

Адресат
вопросов становится ясен психологу из
контекста диагностической беседы. На
четырех листках записываются по три
вопроса четырем адресатам. Всего
получается 12 вопросов.

Вопросы,
обращенные к психологу.
Вопросы,
адресованные психологу, позволяют
выявить скрытое
эмоциональное отношение к процедуре
тестирования.
Это могут быть тревога, агрессия, страхи
и т.д. Уникальность данной процедуры
заключается в том, что она позволяет
выявить не только отношение, но и его
источник. Так, например, вопрос психологу
«Сколько еще можно задавать вопросов?»
показывает не только раздражение
испытываемого, но и специфическую
причину этого чувства – нежелание
раскрываться и субъективное ощущение
назойливости психолога. Потребность
в психологической помощи ─ вторая
категория вопросов. Примером могут
служить следующие вопросы испытуемых:
«Как психология помогает человеку?»,
«Чем занимается психолог?» (вопрос о
потребности в разъяснении, информации).
Такие вопросы, как «Почему я все время
огрызаюсь?», «Почему одни люди счастливы,
а другие несчастны?», «Почему меня не
понимают?», выявляют проблемы, которые
испытуемый готов поднимать в работе.

Вопросы,
обращенные к человечеству.
Инструкция
задать вопросы всему человечеству
позволяет узнать, какое из своих
переживаний подросток воспринимает
как тотальную всеобщую проблему. Эти
вопросы выявляют экзистенциальные
переживания и проблемы подростка. Здесь
проявляются катастрофические ожидания,
страх смерти, страх агрессии, страх
нового и многие другие страхи. Такие
вопросы проясняют не только степень
тотальной тревоги ребенка, но и ее
специфику. Например, один испытуемый
задал такие три вопроса человечеству:
«Когда прекратятся войны на Земле?»;
«Когда вы одумаетесь, люди?» и «Неужели
Земля погибнет?» В целом большинство
вопросов исчерпываются пятью темами:
1) экологические катастрофы; 2) войны; 3)
гибель всего по неясным причинам; 4)
происхождение человека и смысл жизни;
5) эгоцентричность
и неадекватность самооценки. Вопросы,
в которых звучит мотив гибели по неясным
причинам, являются свидетельством
наибольшего неблагополучия подростка.
Такие вопросы свидетельствуют о наличии
неопредмеченной,
разлитой тревоги. В основе этой тревоги
лежат биологическое неблагополучие,
психологические травмы доречевого
периода развития и жесткий запрет на
осознание источника страха. Некоторые
вопросы, задаваемые всему человечеству,
например: «Зачем мы живем?»; «Куда мы
идем?» и т.д., выявляют фрустрированность
подростка в поиске смысла жизни. Обычно
такой тип вопросов возникает у подростков,
которые не смогли включиться в значимую
для себя деятельность, способную стать
ведущей. Бывает так, что вопросы,
обращенные к человечеству, носят
конкретно-ситуативный, эгоцентрический
характер. Приведем примеры неадекватных
вопросов, адресованных человечеству:
«Когда я окончу школу’», «Как уважать
учителей?» и т.д. Это
может свидетельствовать как о
несформированности мышления, так и о
недостаточной сформированности жизненной
перспективы.
Например, подросток окончание школы
осознает как последний временной рубеж
(цель жизни) и не может выйти за пределы
идентичности ученика. Качественный
анализ эгоцентрических вопросов очень
хорошо проясняет специфику основных
проблем подростка. Например, вопрос
подростка «Как уважать учителей?»
свидетельствует о том, что конфликты с
учителями он переживает как тотальную
и всеобщую проблему.

Вопросы,
обращенные к родителям,
показывают психологу, что существуют
детско-родительские и семейные проблемы.
Из задаваемых вопросов можно выделить
три их категории:

1)
конкретные
проблемы
(«Мама, когда ты перестанешь ругаться?»);

2)
проблемы,
связанные
с самой сущности родительской любви
(«Папа, когда ты обратишь на меня
внимание?»; «Мама, любишь ли ты меня?»).
Эти вопросы встречается удивительно
часто. Такие вопросы являются свидетельством
конфликта вокруг независимости. В них
звучит страх потерять любовь и одновременно
стремление к автономии. Проблема в таких
случаях заключается в том, что любовь
в сознании подростка ассоциируется с
зависимостью. Качественный анализ этих
вопросов дает возможность не только
выделить специфику межличностных
отношений подростка в семье, но и найти
связь с другими сферами его жизненных
затруднений.

3)
проблемы,
связанные с
семейными отношениями
(«Когда вы перестанете ссориться?»).

Вопросы
самому себе
облегчают подростку формулировку
конкретного запроса к психологу. Это
задание позволяет подростку взять
частичную ответственность за свою
дальнейшую работу с психологом.
Большинство вопросов этой категории
соответствуют трем критериям определения
психотерапевтической проблемы, так как
в этих вопросах

Вопросы
к самому себе можно разделить на две
категории. Во-первых, это вопросы,
прямо выражающие субъективную проблему
подростка («Почему
у меня нет воли?», «Почему я не могу
сосредоточиться?»). Во-вторых, это чьи-то
чужие вопросы, некритично усвоенные
подростком («Почему
я такой невоспитанный?»). Благодаря
переформулировке,
эти вопросы
быстро превращаются в цели дальнейшего
личностного роста и психологической
коррекции. Например, вопрос самому себе
«Почему я такой невнимательный?» дает
возможность совместно с подростком
строить стратегию дальнейшей коррекционной
работы. Естественно, что переформулировка
должна включать прояснение адекватности
представлений подростка о своих
проблемах. Обычно необходимо сопоставление
результатов, полученных в данном задании,
с остальными вопросами подростка, его
поведением во время процедуры и другими
методиками. Неверно сказать, что это
задание направлено на исследование
самооценки и определение уровня развития
самосознания. Специфика данного метода
заключается в том, что он конкретно
адресуется к проблематичным аспектам
самосознания. Сначала все вопросы
подростков сконцентрированы вокруг
проблемы самооценки. Появление вопросов,
направленных на самопринятие
и самопонимание,
со всей очевидностью свидетельствует
о прогрессе в личностном развитии
подростка.

Обобщение
результатов и выделение основной
проблемы начинаются с выделения самых
оригинальных неформальный
вопросов. Содержание этих вопросов
сопоставляется со всеми остальными для
выяснения повторяющихся или взаимосвязанный
между собой тем. Выделенные темы
превращаются в предмет дополнительной
беседы с подростком, дополнительной
диагностики и коррекционной работы.

Соседние файлы в папке Практ психология

Татьяна Белоусова Методика работы «Модель трех вопросов»

Публикация «Методика работы „Модель трех вопросов“» размещена в разделах

Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

• Центр математики

• Центр строительства

• Центр познания

• Центр игры

• Центр кулинарии

• Центр искусства

• Центр литературы

Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

Роза Хачатрян Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме :

«Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса»

«О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по своему –

вот высший подвиг цветка!»

Это замечательные слова великого японского поэта о цветах. И я не случайно начала именно с него. Детей часто сравнивают с цветами. И одни, и другие красивы, нежны, трогательны, им нужна забота, ласка, любовь. В своей работе я окружаю детей этой заботой, создавая маленький уютный мир, где им комфортно и спокойно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *