Алексеев Дмитрий Витальевич
Учитель ГБОУ школы 65
Технологическая карта урока №81-86
Предмет: Физическая культура
Тема раздела: Легкая атлетика
Тема урока: Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча на дальность
Тип урока: Обучающий
Цель: Обеспечить усвоение методики определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, развивая основные физические качества.
Место проведения: спортивный зал
Пособия: мел, доска, секундомер, свисток, таблица определения функционального состояния сердечно сосудистой системы и карандаши (ручки) на каждого обучающегося.
Ход урока
I. Подготовительная часть (10 мин.)
Организовать детей к уроку
Обратить внимание на форму.
Учить методике определения функционального состояния ссс (пульсометрия) в покое и после нагрузки
Педагог рассказывает о методике подсчёта пульса с одновременным показом.
Педагог предлагает занести результаты карандашом в таблицу. Таблицы на каждого обучающегося подготовлены заранее
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу и движется навстречу колонне, показывая упражнения. Смена упражнения – по команде свистком, голосом и показом.
Подготовить организм к работе в основной части урока
Бег в медленном темпе
Ходьба и перестроение в движении из одной колонны в колонну по четыре для выполнения ОРУ.
Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием.
Сигнал подаётся свистком, затем звучит команда для выполнения следующего задания в ходьбе.
Следить за чётким выполнением команд.
Укреплять мышцы рук, туловища и ног. Формировать правильную осанку
2) Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному.
2) Подсчёт пульса после разминки
Считаем удары пульса за 6 сек и полученное число умножаем на 10.
ФРОНТАЛЬНЫЙ способ организации под музыкальное сопровождение
Дышать носом спокойно и ровно.
Локти не опускать вниз, подбородой поднять, при повороте тянуться за выпрямленной рукой назад
При наклоне тянуться в сторону за рукой, при наклоне с поворотом туловище параллельно полу, смотреть на руку, кисть на себя.
Вперёд не наклоняться. После касания локтём колена развести локти в стороны, держать осанку, живот втянуть, подбородок поднять.
Смена ног прыжком в упоре (придерживаться руками за пол). Слушать музыку и не торопиться
Присесть – выдох, встать –вдох
Дышать ровно, носом.
Движения плавные, спину держать прямо. Вдох носом, выдох через рот.
Подсчитать пульс и занести результаты в таблицу.
II. Основная часть (23 мин.)
Продолжать развивать двигательные качества на полосе препятствий
Формировать навыки дисциплинированного, организованного поведения, умения дружно работать в классном коллективе
1) Бег в медленном темпе
2) Упражнения по станциям:
Первая группа – полуприсед с набивным мячом, выпрямляясь невысоко подбросить и поймать
Вторая группа – прыжки со скакалкой на двух, вращая скакалку вперёд
Третья группа – упражнение по сгибанию-разгибанию рук в упоре сидя от скамейки
Четвёртая группа – упражнение на пресс из И. П. лёжа на спине, руками держаться за рейку, поднимать и опускать ноги
Пятая группа – выпрыгивания вверх отталкиваясь от лавочки со сменой положения ног
Шестая группа – упражнение на пресс из И. П. лёжа на спине, руки за головой
3) Подсчёт пульса после круговой тренировки
Считаем удары пульса за 6 сек, и полученное число умножаем на10.
4) Бег в среднем темпе
Соблюдать дистанцию в беге друг за другом.
Способ организации учащихся ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ Разделить класс на 6 групп и назначить командиров групп из числа сильных обучающихся. Одну группу сформировать из числа детей подготовительной группы здоровья
Под упражнения на пресс положить маты. Работа на каждой станции 30 сек.
Организованный переход на другую станцию против часовой стрелки. Отдых-переход 15сек. Начало и конец упражнения по сигналу свистка.
Для повышения эмоциональности организовать работу под музыку.
Развивать координационные способности посредством эстафет с мячом
Формировать навыки дисциплинированного, организованного поведения, чувства коллективизма, умения дружно работать в классном коллективе
1 эстафета – бег с набивным мячом до поворотной стойки, оббежать её, вернуться обратно, передать мяч следующему и встать последним в свою колонну
2 эстафета – ведение баскетбольного мяча с изменением направления до поворотной стойки и обратно с прередачей мяча из рук в руки следующему участнику
3 эстафета – с 2-мя б/б мячами; ведение б/б мяча правой, левой прижать второй б/б мяч к туловищу, оббежав стойку вести мяч другой рукой, второй мяч держать правой
4 эстафета – ведение б/б мяча рукой, ф/б мяча ногой до стойки и обратно
5 эстафета – ведение футбольного мяча ногами до поворотной стойки и обратно с прередачей следующему участнику.
2) Подсчёт пульса после эстафет
ПОТОЧНЫЙ способ организации учащихся.
Скорость бега соревновательная, индивидуальная для каждого ребёнка
Вести записи результатов эстафет и подводить итоги мелом на доске после каждой эстафеты.
Инвентарь приносят и готовят капитаны команд
По возможности провести 4и 5 эстафеты. В случае невозможности проведения из-за отсутствия времени эстафеты 4-5 не проводить.
Подведение итогов эстафет, используя записи на доске.
III. Заключительная часть (7 мин.)
Восстановление организма после напряженной мышечной работы, подготовка его к последующей учебной деятельности.
физиологическая кривая и её построение
4) Построение с таблицами.
5) Подведение итогов урока, рефлексия:
– Давайте рассмотрим ваши таблицы. На ней получилась кривая. Это и есть график физиологической кривой функционального состояния ссс и правильность распределения нагрузки по частям урока.
Пульс при нагрузке должен подниматься постепенно, достигая своего пика в основной части урока. И снижаться постепенно в заключительной части урока, приходя к исходному уровню.
Соединить полученные точки
Рассказ: ЧСС в покое у здорового человека равна 60-80 уд/мин. Занимаясь физкультурой мы тренируем функциональные возможности сердечно-сосудистой системы.
В оздоровительных целях нагрузка на уроке должна находиться в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин и не превышать 180 уд/мин.
1. Что такое пульсометрия?
Пульсометрия – это измерение числа колебаний стенок артерий в покое и после физических нагрузок.
ЧСС. Не все знают, что частота сердечных сокращений и пульс – это не одно и то же. Первый показатель отражает количество сокращений желудочков сердца за минуту, т.е. сколько раз за этот период желудочки наполнились кровью и вытолкнули ее в аорту и легочную артерию. А пульс – это число колебаний стенок артерий, происходящих из-за сокращений сердца.
3. Для чего нужно измерять пульс?
4. Что влияет на пульс?
· Недосып – н едостаток сна учащает пульс на 5-10 ударов в минуту
· Пульс утренний и вечерний – с утра у людей по природе понижена частота пульса. Поэтому не рекомендуется сравнивать результаты утренних и вечерних тренировок.
· Ежедневная разница – ч астота человеческого пульса меняется изо дня в день. Поэтому не нужно пугаться, если ежедневные показатели колеблются на 2-4 удара в минуту.
· Погода – погода, а точнее температура воздуха сильно сказывается на нашем организме, а соответственно, на частоте пульса. Благодаря охладительным системам человеческого тела, чем жарче погода, тем учащенней пульс.
· Кофеин – к офе или любые другие продукты содержащие кофеин, оказывают влияние на сердце и дестабилизируют частоту сердцебиения на протяжении 24 часов. Сильнее этот эффект сказывается на тех, кто редко употребляет кофе.
· Недостаток воды в организме – о безвоживание способно поднять уровень пульса на 7,5%
· Стресс – с тресс также сильно влияет на пульс, поэтому тяжелый, напряженный день, скорее всего, скажется на тренировке.
5. С помощью каких приборов можно измерить пульс?
· Тонометр (пульс и давление).
· Пульсоксиметр (пульс и сатурацию – насыщение кислородом крови).
· Пульсометр (пульс, настройка тренировки, таймер, часы и т.д. в зависимости от комплектации).
· Фитнес – браслет (пульс, шагомер, длительность тренировок и т.д.).
6. Как измерить пульс без приборов?
Основным методом регистрации пульса являлась пальпация периферических артерий.
7. Алгоритм правильного измерения пульса.
Существует простой алгоритм измерения пульса, которым можно воспользоваться в любых обстоятельствах. Пульсация хорошо прощупывается на запястье, причем одинаково на обеих руках. Для такого измерения нужно соблюдать несколько условий:
· Расположить запястье на уровне сердца на ладони второй руки;
· Нащупать пульс на ладонной стороне по тому краю, где находится большой палец (со стороны мизинца пульс обычно не прослушивается, это связано с расположением лучевой артерии);
· Обхватить пальцами руки запястье так, чтобы указательный палец оказался ближе к лучезапястному суставу;
· Слегка надавить подушечками пальцев на запястье в направлении лучевой кости.
При этом средний и указательный пальцы должны ощущать пульсовую волну – ритмичные колебания стенки артерии. Необходимо засечь время и подсчитать количество ударов за минуту.
Как вариант можно измерить пульс на шее. Для этого нужно найти сонную артерию: провести пальцами от заднего угла нижней челюсти по шее вниз. Однако считается, что определение пульса на руке более комфортно, а его результаты точнее.
8. Как оценивать частоту пульса?
· Нормой считается пульс в состоянии покоя 60-80 ударов в минуту;
· У женщин показатель на 5-10 ударов выше;
· Пульс в положении лежа минимальный, в положении сидя он увеличивается на 4-6 ударов, стоя – на 10-14 ударов в минуту;
· Зимой показатель может быть ниже, чем летом;
· После приема горячей пищи и напитков пульс учащается.
9. Что ещё нужно знать про пульс?
· Частота пульса связана с физической нагрузкой: чем она интенсивнее, тем выше будет показатель. При активных занятиях спортом пульс увеличивается до 150 ударов за минуту. Критичным считается уровень в 200 ударов, при таком показателе нагрузку надо снижать. У спортсменов сердечная мышца более тренированная, поэтому пульс во время занятий растет медленнее, чем у обычного человека.
· Перед тем как проверить пульс на руке или оценить показатели специальных приборов, стоит учесть факторы, влияющие на частоту ударов сердца. Пульс учащается не только из-за физической нагрузки. Такое влияние могут оказать стрессовые ситуации, переедание или сильный голод, употребление алкоголя или курение и даже массаж.
· Поводом для беспокойства может стать отклонение частоты пульса на 10% и более от нормы. Например, при постоянном показателе выше 90 ударов за минуту в возрасте до 30 лет стоит проконсультироваться с кардиологом. Снижение до 50 ударов и ниже также может свидетельствовать о развитии патологических процессов в организме. Падение до 40-35 ударов указывает на реальную угрозу для жизни.
· Измерение пульса позволяет контролировать состояние организма, получать объективные показатели работы сердца и сосудов, своевременно выявлять отклонения. Определить показатели можно самостоятельно вручную или при помощи специальных приборов, которые контролируют пульс в автоматическом режиме с высокой точностью.
10. Какой должна быть норма пульса у детей?
Примерно к первому месяцу, согласно таблице по возрастам, пульса у детей в норме начинает постепенно снижаться. Таким образом, к годику нормальный пульс – 132 удара.
В раннем возрасте
Исходя из информации таблицы, пульс в 2 года в норме около 124 ударов. На него влияют двигательная активность, эмоциональное состояние и прочие факторы. Потому в этом возрасте частота сердцебиения по таблице в норме может быть от 94 до 154 ударов. Эти параметры принято считать нормальными. Они не говорят о развитии какой-либо патологии, хотя и существенно разнятся с усредненными цифрами.
На приеме у педиатра родители спрашивают о том, каким должен быть пульс в 5 лет. Исходя из таблицы по возрасту, эта цифра соответствует пульсу у ребенка 6 лет в норме и достигает примерно 106 ударов. В таблице отмечено предельное расхождение с пульсом у ребенка 5 лет в норме в большую и меньшую сторону.
Каким же должен быть пульс в 13 лет, поможет сориентироваться таблица значений по возрасту. Сердцебиение у подростка 15 лет должно быть почти таким же, как и у взрослого здорового человека. И достигает он в этом возрасте, согласно таблице, 75 ударов.
Важно! Специалисты отмечают, что сейчас особенно важно контролировать сердцебиение подростков. Ведь дисбаланс гормонального фона в это время способен спровоцировать нарушения в работе многих органов.
Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно—сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы—170—180 уд/мин.
При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 мин до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2—3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.
Содержание и порядок записей ясен из названия отдельных граф протокола.
Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:
ü Своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер,
который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);
ü Подготовить протокол для черной записи показателей;
ü Заблаговременно выбрать объект наблюдения—по возможности наиболее
По возможности наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать их пульс): девочки и мальчики; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполнения работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находится в одной и той же свободной основной стойке.
При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.
Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.
наблюдения за пульсом
1. Обучить броску с двух шагов.
2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.
конспект урока по теории физкультуры на тему “Пульсометрия”.
Недосып – недостаток сна учащает пульс на 5-10 ударов в минуту
Ежедневная разница – частота человеческого пульса меняется изо дня в день. Поэтому не нужно пугаться, если ежедневные показатели колеблются на 2-4 удара в минуту.
Кофеин – кофе или любые другие продукты содержащие кофеин, оказывают влияние на сердце и дестабилизируют частоту сердцебиения на протяжении 24 часов. Сильнее этот эффект сказывается на тех, кто редко употребляет кофе.
Недостаток воды в организме – обезвоживание способно поднять уровень пульса на 7,5%
Стресс – стресс также сильно влияет на пульс, поэтому тяжелый, напряженный день, скорее всего, скажется на тренировке.
Технологическая карта урока по физической культуре №31
Технологическая карта урока по физической культуре №27
Технологическая карта урока по физической культуре №28
Технологическая карта урока по физической культуре №29-32
Технологическая карта урока по физической культуре №33
Технологическая карта урока по физической культуре №34
Пульсометрия – метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.
Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. для контроля выбираетс только основная медицинская. Затем в состоянии покоя(например сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. ( Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).
Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:
♦ до начала выполнения упражнений;
♦ сразу после выполненных упражнений;
♦ во время отдыха после выполненных упражнений;
♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя; Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,
когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.
Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% – 70%.
В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% – 130%.
В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% – 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:
♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;
При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления .
Экзаменационный билет № 16
Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.
По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:
1) экстенсивно-интервальный метод;
2) интенсивно-интервальный метод.
По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода
1) с постепенным увеличением длительности работы;
2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;
3) с чередованием длительности работы в каждой серии.
По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:
1. М ЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА
Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.
Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.
2. Б ЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА
Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.
Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.
Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).
Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.
Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:
1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.
Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.
Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.
Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.
При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:
1) Длина тренировочных отрезков;
2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);
3) Интервал отдыха между повторениями;
4) Количество повторений в тренировочной серии;
Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
Понятие и виды планирования
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно- воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования:
· Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
· Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).
· Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
Требования к планированию
1. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.
С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.
Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.
Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.
4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.)
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).
Методическая последовательность планирования.
1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).
Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно- воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть, выполнены занимающимися на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий, и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.
5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.
Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы- конспекты занятий.
Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и, программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются:
а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;
б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта;
б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Технологическая карта занятия отражает проектировочную педагогическую технологию педагога.
Проектирующие признаки ТК:
Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит общепедагогическая позиция автора, которая может лежать в области традиционного, развивающего образования и т. д.
Важной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание критериев и показателей измерения результатов деятельности занимающихся на уроке.
В педагогической технологии должна быть показана не только деятельность педагога, но и учебная деятельность самих учащихся
Пульсометрия на уроке физической культуры в 5 классе.