Методы проблемного обучения — это?
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.
Субботкина Зинаида Николаевна – учитель физики-математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 23, г. Астрахань
Аннотация: уровень развития умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в решении проблем. Задача учителя – научить школьника не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать способности школьников. Это развитие обеспечивает возможность самостоятельно овладевать знаниями. Обучение школьников ставить проблемы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. В статье рассмотрена роль проблемного обучения на уроках математики: выделены группы проблемных ситуаций, приведены примеры и даны рекомендации. Ключевые слова: мотивация мыслительной деятельности, критическое мышление, практическое мышление.
APPLICATION OF THE PROBLEM-BASED LEARNING METHOD
IN MATH LESSONS Subbotkina Z. N.
Subbotkina Zinaida Nikolaevna – Teacher of physics-mathematics, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 23, ASTRAKHAN
Abstract: the level of development of mental abilities always determines the ability to think correctly, to achieve success in solving problems. The task of the teacher is to teach the student not only to understand, but also to think. To do this, it is necessary to develop the abilities of students. This development provides an opportunity to master knowledge independently. Teaching students to pose problems is the most important factor in increasing the quality of education, a means of preparing for creativity and work. The article considers the role of problem-based learning in mathematics lessons: groups of problem situations are identified, examples are given, and recommendations are given. Keywords: motivation of mental activity, critical thinking, practical thinking.
1. Познавательные (теоретическое мышление).
2. Оценочные (критическое мышление).
3. Организаторско-производственные (практическое мышление).
Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т. д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия.
1. На каждом уроке возможно привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Можно выделить два этапа формирования понятий:
1) постановка вопросов для изучения фактов, всесторонний анализ явления;
2) выделение существенных признаков предметов и явлений (учитель составляет вопросы, которые помогают раскрыть суть явления, проводит беседу, в результате которой формируются новые понятия).
Сравнение. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема: сравни геометрические фигуры и т. д. Сравнение помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам. Наиболее сложная познавательная проблема, которую решают ученики на уроке, это выдвижение обоснованных гипотез. В процессе выдвижения гипотез важно научить школьников обосновывать предположения, обращать внимание на существенность, достаточность аргументов, из которых вытекает предположение. Чем тверже, глубже обосновано предположение, тем ближе оно к истине.
2. Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, где бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям. Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путем сопоставления найти ошибку. Примеры заданий:
– равным наклонным соответствуют равные наклонные;
– если произведение двух четных чисел четное число, то и сумма этих чисел четное число;
– биссектриса угла в равнобедренном треугольнике есть одновременно его высота и медиана.
Как правило, учителя предлагают учащимся задания, в которых ошибки исключаются. В результате у школьников вырабатывается абсолютное доверие сообщениям, указаниям, заданиям. Чтобы этого избежать. Необходимо развивать у школьников способность к анализу, умению находить ошибки и обосновывать их. Учитель использует различные приемы для поиска ошибок: взаимопроверка, рецензирование и диспут.
3. Учебные организаторско-производственные ситуации способствуют подготовке учащихся к активной деятельности в производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений. На уроках по различным предметам можно и необходимо готовить учащихся к труду, к выбору профессии, учить решать проблемы, которые возникают в процессе практической деятельности. Знания учащихся становятся более глубокими и прочными, обогащаются новыми фактами. Условия повышения эффективности проблемного обучения:
1. На одном уроке учащиеся решают разного вида проблемы.
2. Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.
3. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.
4. Одна проблема должна решаться письменно, т. е. в ее решении принимают участие все учащиеся.
5. Усвоение школьниками программного материала.
6. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения проблемных заданий.
7. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное.
Благодаря созданной проблемной ситуации, восприятие нового материала делается осознанным, целенаправленным, что способствует его глубокому усвоению.
Проблемное обучение способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Список литературы /References
1. Гузеев В. В. Методы обучения и организационные формы уроков. М., 1999.
2. Махмудов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.
3. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение, 1980.
4. Научно-методические основы проблемного обучения в вузе. Изд-во Ростовского университета, 1988.
1. Формирование у учащихся
метапредметных результатов относится
сегодня к важнейшему требованию, определенному
Федеральным государственным образовательным
стандартом второго поколения, которые
предусматривают системно-деятельностный
подход к организации процесса обучения. Он
задает другой подход к уроку, утверждает другие
ценности: урок в частности и обучение в целом
оцениваются с точки зрения деятельности каждого
ученика, учитель же в этих условиях становится
организатором процесса получения знаний, а не
источником информации.
За долгие годы своей работы в школе я
столкнулась со следующими проблемами:
– низкий уровень мотивации;
– снижение или отсутствие интереса к предмету;
– высокий уровень тревожности учащихся;
– быстрая утомляемость на уроках, перегрузка
учащихся;
Одним из путей решения данных проблем я считаю
активизацию познавательной деятельности
учащихся, как на уроках, так и во внеурочное
время.
Активная познавательная деятельность учащихся
на уроках способствует более качественному
усвоению знаний, повышает интерес к предмету,
повышает самооценку детей, что, в свою очередь,
помогает школьникам чувствовать себя в классе
более комфортно.
Активизации познавательной деятельности
учащихся можно добиться средствами современных
педагогических технологий. Одной из таких
технологий является технология проблемного
обучения.
Данная технология не нова. Эффективность
проблемного обучения доказана как в работах
отечественных (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Г. К.
Селевко) так и зарубежных (Дж. Дьюи, Э де Боно,
В. Оконь) ученых.
Для меня в процессе обучения главным является
постановка перед обучающимися небольших проблем
и стремление решить их с детьми.
Сегодня под проблемным обучением понимается
такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое
овладение знаниями, умениями, навыками и
развитие мыслительных способностей (Г. К.
Селевко).
Основная особенность технологии проблемного
обучения заключается в том, что новые знания не
даются в готовом виде. На уроках с применением
технологии проблемного обучения создаются
условия для получения учащимися опыта
формирования таких УУД как сравнение,
сопоставление, обобщение, аналогия, умение
устанавливать взаимосвязи, у учащихся
формируются умения выдвигать гипотезы,
предлагать самостоятельные доказательства.
2. Наиболее эффективны следующие три метода
организации проблемного обучения:
1. Проблемное изложение;
2. Частично-поисковый метод;
3 . Исследовательский метод.
1) Проблемное изложение представляет собой
промежуточный метод, переходный от
объяснительно-иллюстративного типа к собственно
проблемному обучению. При проблемном изложении
учитель сам формулирует проблему, выдвигает
проблемную задачу, излагает сложные пути ее
решения, как бы ведет поиск и выдает результат.
Учащиеся – активные и заинтересованные
слушатели.
2) Частично–поисковый метод предполагает
частичное вовлечение учащихся в процесс поиска.
Проблему формулирует учитель, но в процессе
изложения темы он постоянно обращается к
учащимся с просьбой сформулировать и оценить
гипотезы, предложить методы решения задач, дать
объяснение и сделать вывод по проведенному опыту
и т.д.
3) Исследовательский метод имеет в виду
наивысшую самостоятельность учащихся. Они
самостоятельно формулируют проблему и сами ее
решают.
Самостоятельно проходят все этапы
исследования:
Видение проблемы – формулировка проблемы –
принятие ее к решению как проблемной задачи –
анализ условий – выдвижение гипотезы –
разработка вариантов решения проблемы –
выполнение плана решения – проверка полученного
результата и оценка действий
3. Проблемная ситуация
Главным и характерным признаком проблемного
обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это ситуация конфликта
между знаниями, представляющими собой прошлый
опыт, и незнанием того, как объяснить новые
явления. Это затруднение и является условием
возникновения познавательной потребности
Виды проблемной ситуации:
Рассмотрим подробнее некоторые проблемные
ситуации.
Создание проблемных ситуаций, через
выполнение практических заданий
Тема “Площадь треугольника” (геометрия 8
класс)
Задача: “Три маляра должны покрасить фронтон
дома в форме прямоугольного треугольника со
сторонами 3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки
краски, если на ней написано: площадь покрытия
10г/кв.м.?”
Переведем задачу на математический язык:
“Найдите площадь S прямоугольного
треугольника, если один из катетов 3 м, а
другой – 4 м”.
Первая проблемная ситуация: как вычислить
площадь прямоугольного треугольника, зная
формулу для нахождения площади прямоугольника?”
Учащиеся предлагают различные варианты
решения: достроить данный треугольник до
прямоугольника .
Вычисляют площадь прямоугольника, а затем
находят площадь прямоугольного треугольника.
Вторая проблемная ситуация: всегда ли можем
использовать получившуюся формулу, если
треугольники бывают разной формы?
Задача: “Найти площадь любого
треугольника”.
При помощи наводящих вопросов ученики находят
способ. Они предлагают достроить треугольник до
параллелограмма.
Отвечают на вопрос задачи: площадь любого
треугольника равна половине произведения его
основания на высоту.
Создание проблемных ситуаций через решение
задач на внимание и сравнение
Тема “Сумма углов треугольника” (7 класс):
1)Построить треугольник по трем заданным углам:
2) Два угла треугольника равны 118o и 62o.
Найти величину третьего угла.
Создание проблемных ситуаций через умышленно
допущенные учителем ошибки
Тема “Линейные уравнения с одной
переменной” (6 класс)
Решаю быстро уравнение:
При проверке ответ не сходится. Проблемная
ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.
Создание проблемных ситуаций через
противоречие нового материала старому, уже
известному
Тема “Формулы сокращённого умножения” (7
класс)
Проблемная ситуация создана. Почему разные
результаты?
Пути, которыми учитель может привести учеников
к проблемной ситуации:
Рассмотрим несколько уроков математики, где
были использованы приемы и методы проблемного
обучения.
Тема: “Координатная плоскость” (6 класс)
(подводящий диалог)
В начале урока учитель можно показать классу
хорошо знакомые предметы, например, шахматную
доску, глобус, билет в театр. Учащиеся отвечают на
вопрос: “Что объединяет все эти предметы?”.
Затем предлагается провести параллель между
объектами в географии и математике.
В заключение диалога подводится итог: “Рене
Декарт – великий французский математик,
предложивший использовать две взаимно
перпендикулярные прямые для введения координат
на плоскости, в последствии названные –
декартовой системой координат”.
Тема: “Сумма n-первых членов
арифметической прогрессии” (9 класс) (прием
“яркое пятно)
Начать урок можно с исторической зарисовки о
детстве великого математика Карла Гаусса.
На доске появляется тема урока и условие
задачи:
Дано: –
арифметическая прогрессия,
Вопрос: как связать числа 101 и 50 с данными
“нашей задачи”. Что интересного вы заметили?
Запишите формулу суммы n-первых членов
арифметической прогрессии.
Тема: “Построение треугольника по трем
элементам” (7 класс) (противоречие между
необходимостью и невозможностью)
В начале урока учитель объясняет способы
построения треугольников по трем элементам.
Затем учащимся предлагается ответить на
вопрос: “Всегда ли можно построить треугольник
по указанным трем элементам?”
Дается задание: построить с помощью циркуля и
линейки треугольник со сторонами:
а) 5см; 6см; 7см;
б) 1см; 2см; 3см;
Учащиеся, опираясь на описанный учителем ход
построения, дают положительный ответ в пункте а),
а в пункте б) создается проблемная ситуация с
удивлением и затруднением (между необходимостью
и невозможностью выполнить задание)
Затем учитель ведет побуждающий диалог от
проблемной ситуации:
“Вы смогли выполнить задание? В чем
затруднение?” – “Нет. Окружности не
пересекаются”.
“Почему они не пересекаются? А когда
пересекутся?”
В своей работе я использую следующую типологию
проблемных задач по математике
В своей работе:
1. Применяю сочетание традиционного объяснения
с созданием проблемных ситуаций.
2. Проблемные ситуации в основном применяю при
объяснении нового материала, решении задач
Вывод: Из опыта работы по использованию
проблемного обучения на уроках математики можно
сделать вывод: подготовка проблемного урока –
занятие не простое, трудоемкое, требующее
большой подготовки от учителя к каждому уроку,
умение организовать проблемные ситуации,
активизирующие умственную деятельность
учащихся. Возникает вопрос? Все ли обучение
должно быть проблемным? Я думаю, что проблемное
обучение должно сочетаться с традиционным
усвоением знаний, а главное – обучение должно
быть развивающим!
«КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ №2»
Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Технология проблемного обучения
Усынина Анна Васильевна,
Знание только тогда знание, когда оно добыто
усилием собственной мысли, а не памятью.
Я, как и многие другие учителя математики, в своей педагогической деятельности сталкиваюсь с такими проблемами: несоответствие уровня обученности учеников их реальным возможностям, низкий уровень мотивации, снижение интереса к предмету, быстрая утомляемость на уроках, высокий уровень тревожности обучающихся.
Считаю, что одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках, во внеурочное время. А как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, во внеурочное время? В последнее время этот вопрос стал вопросом №1 для меня – учителя математики. В 2018-2019 учебном году мною была выдвинута гипотеза, была поставлена цель.
если на уроках математики применять технологию проблемного обучения, то это будет способствовать повышению интереса школьников к изучению математики.
исследовать особенности использования технологии проблемного обучения математике в школе.
: процесс обучения школьников математике.
: использование проблемных ситуаций на уроках математики.
охарактеризовать суть проблемного обучения, суть проблемного урока и сделать выводы.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Цель проблемного обучения состоит не только в усвоении обучающимися результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей.
Я выделила такую структура проблемного урока:
Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении. Именно от этапа постановки проблемы зависит весь дальнейший ход открытия нового знания и возникновение у учащихся желания усвоить это новое знание. В качестве проблемной ситуации на уроке математики могут быть:
а) проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными;
б) поиск истины (способа, приёма, правила решения);
в) различные точки зрения на один и тот же вопрос;
г) противоречия практической деятельности.
При создании проблемной ситуации на уроке необходимо учитывать компоненты проблемной ситуации:
-необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
-неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
-возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
При создании проблемной ситуации на уроке следую правилу: чтобы создать проблемную ситуацию перед учащимися ставлю такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями, это задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся.
Проблемные ситуации можно разделить на 2 типа:
Основная цель создания проблемной ситуации заключается в осознании и разрешении этой ситуации в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности учащихся под руководством учителя.
Проблемную ситуацию можно создать:
– на основе домашних заданий;
– на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника;
– при решении занимательных задач;
– при решении задач на внимание и сравнение;
– через противоречие нового материала старому, уже известному;
– через различные способы решения одной задачи;
– через решение задач, связанных с жизнью;
– через умышленно допущенные учителем ошибки.
Необходимо правильно сформулировать проблемный вопрос. Он содержит в себе познавательную трудность, вызывает удивление при сопоставлении нового с ранее известным, а также вызывает неудовлетворённость имеющимися знаниями и умениями. Зачастую проблемный вопрос это и есть цель урока.
Обсуждение проблемы, выдвижение гипотез можно осуществлять в паре, в группе. Так ученики чувствуют себя более комфортнее, не остаётся учеников не работающих на уроке. Необходимо выслушивать и принимать во внимание любые мнения.
Как помочь ученикам в разрешении проблемной ситуации на уроке? Это ни в коем случае не подсказка. Вовремя заданный вспомогательный вопрос, переформулировка проблемного задания, обращение к опыту ребят, показ какого-либо объекта на картинке, организация практического действия – вот неполный перечень того, чем владеет учитель, того, что может натолкнуть на мысль. Иногда и это не приносит успеха, тогда учитель делает вывод, что проблема учащимся не доступна (пока) и откладывает её «на потом».
Когда это происходит на уроке впервые, некоторые ученики бывают так заинтригованы, заинтересованы настолько, что упорно ищут ответ, решение в дополнительной литературе, в интернете, у домочадцев, у старшеклассников после уроков. К следующему учебному дню многие в классе уже знают ответ на вопрос. Такая ситуация повторялась у нас не раз, и с каждым разом все больше учащихся активно искали и находили самостоятельно, без задания учителя, нужную информацию. Так, даже из затруднительного положения, учитель извлекает пользу.
Мною были разработаны и опробированы уроки, где реализовывалась технология проблемного обучения. Эти уроки позволили оживить и активизировать учебный процесс, повысить успеваемость учеников.
Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации на уроке.
(Создание проблемной ситуации через противоречие нового материала старому, уже известному).
Ученики решают простые показательные уравнения: 2=1. Все справляются.
Учитель предлагает решить следующее уравнение: 2
Возникает затруднение, ученики не могут его решить (проблемная ситуация).
Учитель предлагает вспомнить графический способ решения уравнений (помощь учителя). Дети спокойно решают уравнение графическим способом (один ученик у доски) и убеждаются, что корень есть. Некоторые называют приближённое значение корня. Но учитель говорит, что надо записать точное значение корня и показывает как его записывают. Вводится определение логарифма числа.
(Создание проблемной ситуации через умышленно допущенные учителем ошибки).
На доске записаны неравенства: 1меньше -5, -6 больше3, -6 меньше -7. Учитель даёт задание ученикам: проверьте справедливость данных неравенств. Как это сделать? Как сравнить положительное число с отрицательным, отрицательное с отрицательным? (Проблемная ситуация, проблемный вопрос, который является целью урока). Сильные ученики догадаются привлечь координатную прямую для решения проблемы, все работают с координатной прямой (работа в паре), выходят на правило сравнения.
Создание проблемной ситуации через решение задачи, связанной с жизнью).
Учитель предлагает ученикам задачу: Мама Вани заработала 35000 рублей за месяц. Но всю сумму эту она не получит, бухгалтер вычтет подоходный налог 13%. Какую же сумму получит мама Вани?
Дети говорят, что надо вычесть из 35000 ту сумму, которую составляет налог. Но как посчитать сколько вычтут и что такое 13%? (Проблемная ситуация, проблемный вопрос). Дети говорят, что они не знают, что такое процент. Но некоторые слово «процент» слышали и не раз. Вводится понятие процента и решается задача.
В ходе решения учебной проблемы ученику приходится проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, прислушиваться к мнению других, строить с ними отношения.
Ученик на «проблемном» уроке занимает активную позицию: думает, анализирует, рассуждает, аргументирует, опровергает. Следовательно активнее развиваются мышление и речь, творческие способности.
Практика показывает, что ученики лучше усваивают не то, что получили готовым и заучили, а то, что открыли сами и выразили по своему. В этом случае у них формируются более прочные знания и умения, они легко применяют полученные знания в новых ситуациях.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках изучения нового материала и на комбинированных уроках, используя методы обучения: исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения.
Результаты применения технологии проблемного обучения математики
– повысилось качество знаний:
– повысилась результативность участия учеников в предметной олимпиаде, предметных играх:
Данная технология позволяет:
– активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке;
– сформировать стойкую учебную мотивацию, так как идёт учение с увлечением;
– повысить самооценку учащихся, так как при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения;
– развивать навыки самостоятельной работы для получения новых знаний;
– развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
На уроках с применением технологии проблемного обучения у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия. В ходе диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства.
Практика показала, что у технологии проблемного обучения есть и недостаток: зачастую на достижение поставленных целей тратится много времени.
Но с помощью технологии проблемного обучения воспитывается активная личность (формируется инициативность, ответственность, способность к сотрудничеству), решается проблема психологического комфорта на уроке.
«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое» – Н. И. Пирогов.
2. Кудрявцева В. Т. Проблемное обучение. М., Знание, 1991.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., Наука, 1980.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Просвещение, 1991.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
Классификация методов проблемного обучения
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Проблемная ситуация на примерах уроков гуманитарного цикла. Как побудить детей думать и искать решения?
Технология проблемного обучения включает понятие проблемной ситуации, в которой учащиеся, применяя практические или теоретические познания, сталкиваются с ситуацией выбора, хотят решить поставленные задачи, но из-за недостатка данных, вынуждены сами их искать, развивая таким образом активную познавательную деятельность.
Приемы создания проблемной ситуации можно разделить на два способа:
При этом в первом случае результатом деятельности окажется то, что дети могут сами «открыть» понятия и закономерности процесса (чаще применяется на уроках истории, биологии, географии). Во втором варианте самостоятельно формулируют правила и алгоритмы (русский язык, математика, иностранные языки).
Анализ урока
При анализе урока, построенном на создании проблемной ситуации, необходимо отталкиваться от того, что на таком уроке педагог ставит основной своей целью не результат, а наблюдение за тем, как проходит процесс мышления, каким путем дети идут к ключевым смыслам.
Задавая проблему, педагог не должен становиться манипулятором, но и не должен устраняться. Его роль — управляющий процессом. Как это лучше сделать? Находиться рядом с группой, внимательно слушая детей, в конце рефлексии задать вопрос: «Что это нам дает? Куда мы идем дальше?». При этом подсказки допустимы в момент, когда дети «пошли по кругу», и возникла явно тупиковая ситуация.
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.
Идея урока с проблемной ситуацией
На каких этапах урока возможно создание проблемных ситуаций? Оказывается, на любых: сообщение темы, объяснение нового материала, контроль и закрепление.
Пример: История. Реформы Ивана Грозного. Этап опричнины. Учитель приводит противоречивые факты из истории правления Ивана Грозного. Учащиеся делают ошибочный вывод (на основе фактов) о ненависти царя к дворянству и боярству. Учитель углубляет создавшуюся проблемную ситуацию. Задает вопрос: «В интересах какого класса проводил свою политику опричнины Иван IV? Если в интересах бояр и дворян, почему он буквально вырезал целые боярские роды?». Предполагаемый ответ: «Иван Грозный стремился к усилению центральной власти и ослаблению местничества».
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Например, на уроке географии учитель задает вопрос: “Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?”.
Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
4. ” Ага-реакция” — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.
Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
Из недостатков методики можно выделить следующие:
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Подготовка к уроку
Пример логического задания, принимаемого за проблемную ситуацию: урок истории, учитель задает ситуацию: «Раннее новое время, XVI-XVIII век. С началом эпохи великих географических открытий в Европе произошел резкий скачок цен на продукты и товары. Казалось бы, корабли везли пряности, товары и золото, а цены росли. Почему?» Здесь нет необходимого противоречия фактов, необходимого для создания проблемной ситуации. Есть только задание логического характера, на которое будет получен примерный ответ: «Ограбление колоний дало приток в Европу большого количества золота. Происходит рост цен на продукты и товары»
Таким образом, учитель может создать проблемную ситуацию на любом этапе урока. Проблемные ситуации стимулируют учеников выдвигать гипотезы, обсуждать мнения. Чтобы побудить детей добывать знания, учителю необходимо мастерски овладеть приемом создания проблемных ситуаций.
Об авторе: Скобелева Е. Л., учитель МОУ СОШ №8 г. Полевской.