Экскурсия-это
форма организации или обучения,
предполагающая непосредственное
восприятия объекта.
-по
способу познавательной деятельности:
иллюстративные(дети более пассивно
наблюдают);исследовательская
-по
месту экскурсии в теме:
вводная; текущая; обобщающая
-по
содержанию:
экскурсия на природу; экскурсия на
предприятие; в музей.
Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу Введение
Счастье
– это быть с природой,
видеть
ее, говорить с ней.
Природа
представляет все необходимое для нашего
существования: и воздух, и воду, и пищу,
и одежду, и кров, и многое другое. Но
вместе с тем природа, как добрая мать,
выступает перед нами еще в одной роли,
которую часто недооценивают: она – наша
учительница и воспитательница. Она
влияет на наше духовное развитие.
Природа
оставляет глубокий след в душе ребенка,
воздействуя на его чувства своей
яркостью, многообразием, динамичностью.
В
нашей стране проблема охраны природы
и рационального использования ее
ресурсов находится под пристальным
вниманием. В целях совершенствования
природопользования важно воспитывать
у подрастающего поколения с первых лет
жизни любовь к родной природе, бережное
и заботливое отношение к ней.
Одной
из наиболее эффективных форм ознакомления
детей с природой являются экскурсии.
Поэтому
выбор темы данной работы «Методика
организации и проведения
экскурсий
в природу (в том числе по экологической
тропе) с отработкой правил поведения в
природе» достаточно
актуален.
Следует
учесть, что данная тема уже анализировалась
в работах Герасимовой Т. П., Никоновой
М. А., а также периодических
изданиях и в интернете.
Теоретико-методологическую
базу данной работы составили издания
по исследуемой проблематике, учебная
литература (учебники и учебные пособия,
справочная и энциклопедическая
литература, статьи в журнале «География
в школе», веб-сайты.
При
проведении исследования «Методика
организации и проведения
экскурсий
в природу (в том числе по экологической
тропе) с отработкой правил поведения в
природе» были использованы следующие
методы исследования:
Цель
работы-изучение темы «Методика
организации и проведения экскурсий в
природу (в том числе по экологической
тропе) с отработкой правил поведения в
природе»
Поставленная
цель определяет задачи:
1.
Рассмотреть теоретические подходы к
методике
организации и проведения экскурсий в
природу (в том числе по экологической
тропе) с отработкой правил поведения в
природе;
2.
Составить методические рекомендации
по организации и проведения
Результаты
исследования могут быть применены на
практике.
Цель исследования: выявить систему экскурсий для изучения природы в 3
классе по программе А. А. Плешакова.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников
окружающему миру.
Предмет исследования: экскурсия – как форма изучения природы.
Гипотеза: процесс усвоения знаний по окружающему миру будет более
успешным, если применить систему мини экскурсий (кратких выходов) на природу.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение
учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие
весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию,
она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в
систему уроков и является важной частью учебного процесса.
Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с
реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они
конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся
проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов,
используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет
организовать активную познавательную деятельность учащихся.
На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической
ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование
грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой
они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие
эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему
живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать
между собой.
Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение
позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем
мире, выявлять взаимосвязи.
При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное
место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой
существующей на сегодняшний день программе по естествознанию
Методика проведения экскурсии.
I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее
подготовки. Можно выделить следующую последовательность:
II этап. Проведение экскурсии.
1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого
эмоционального настроя.
2. Коллективная работа на местности.
3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.
4. Обмен полученными сведениями между бригадами.
5. Выводы, обобщение.
III этап. Подведение итогов, анализ.
1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи,
рисунки, собранные материалы).
2. Оценивание работы учащихся и своей работы.
3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и
положительные моменты в последующих экскурсиях.
4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.
Анализ программ по окружающему миру.
Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе
на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой
программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него
вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки
учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.
Во всех этих программах экскурсии отводится значительное место.
Рассмотрим некоторые из них.
Программа З. А. Клепининой “Природа и люди”.
Программа “Природа и люди” сохраняет в обновленном варианте все
положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса
природоведения, вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Ведущими
принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический
принцип – краеведческий, сезонности и другие.
Особое место в программе уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся
по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений
определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе
данной местности. Поэтому учитель вправе произвести перестановку уроков,
корректировку их содержания, заданного в учебниках, максимально приближая
содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям.
Программа А. А. Плешакова “Зеленый дом” – система учебных курсов с
экологической направленностью. Основные задачи курса – систематизация и
расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной
жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к
природе.
Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной
отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать
определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность
определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства
природы и человека.
Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся
наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с
растениями, поведением животных и т.д.
В результате анализа программ и изучения теории по проведению экскурсий в
природе, нами были внесены некоторые дополнения и изменения. Была разработана
система кратких выходов в природу и дополнили уже имеющиеся экскурсии,
предложенные автором программы.
Так как опытная работа проводилась в 3 классе по программе Плешакова А. А., то
и систему разработанных экскурсий мы рассмотрим на примере данного класса.
Из таблицы видно, что практически в каждую тему по окружающему миру были
включены экскурсии. Это помогало учащимся лучше усвоить материал, разнообразить
виды деятельности на уроке, заинтересовать детей.
Приведенные выше экскурсии можно применять в учебной работе на различных
этапах урока – при объяснении нового материала, повторении и закреплении.
Список использованной литературы
- Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания
естествознания в начальной школе. – М.: Издательский центр “Владос”, 2007. - Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2010. - Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр
“Просвещение”, 2000.
Учебная экскурсия в природу – сложная
в методическом и организационном отношении
форма занятий с учащимися, требующая тщательной
подготовки учителя и учащихся.
Методика организации и проведения
учебных экскурсий довольно полно раскрыта в
работах Герасимовой Т. П., Никоновой М. А., Чернова
Е. А, Бибик А. Е. и др.
Изучение литературы показало, что
организация каждой экскурсии включает в себя три
этапа:
Подготовка учителя к проведению
учебной экскурсии в природу включает:
Формируя цель и задачи экскурсии,
учитель исходит, прежде всего, из требований
школьной программы по географии. Необходимо
учитывать время проведения экскурсии, так как
этим определяется подготовленность учащихся к
самостоятельной работе при выполнении
практических заданий, а также возможность сбора
краеведческого материала для тем курса,
подлежащих изучению в дальнейшем.
Для проведения экскурсии в природу
выбирается район, расположенный вблизи школы и
знакомый учащимся. Район должен отвечать
следующим требованиям:
1. Быть разнообразным в
физико-географическом отношении и в то же время
типичным для природной зоны, в которой живут
учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый
рельеф, хорошие обнажения горных пород,
разнообразный почвенно-растительный покров и
наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения
(исключаются труднопроходимые болота, не
обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи,
обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и
жизни учащихся).
В случае отсутствия подобного района
вблизи школы выбирают место более удалённое, но с
минимальной затратой времени на проезд.
Знакомясь с маршрутом на местности,
учитель уточняет географическое положение
остановок, содержание объяснений и заданий
учащимся, форму и объём записей, а также
выполняет эскизы рисунков, которые должны будут
сделать школьники. Необходимо также заранее
выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.
На экскурсии надо стремиться к тому,
чтобы как можно меньше рассказывать и как можно
больше показывать, заставлять детей мыслить и
делать соответствующие выводы. Таким образом,
экскурсия станет новой формой работы со
школьниками.
Когда выбранная территория и объекты
на ней с позиции требований программы оценены,
что будет изучаться обзорно, а что детально,
к выходу в поле готовятся учащиеся.
Успех планируемой учебной экскурсии во многом
зависит от готовности школьников к ней.
Подготовка учащихся к учебным
экскурсиям предполагает, прежде всего,
повторение физико-географических знаний,
которые учащиеся должны применить на экскурсии,
знакомясь с особенностями природы на выбранном
объекте экскурсии. Необходимость опорных
знаний-непременная основа усвоения нового
материала на экскурсии в полевых условиях. В
подготовительный период учащиеся знакомятся с
методикой исследования физико-географических
объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать,
изучаются инструкции и памятки.
Методика проведения учебной экскурсии
зависит от её цели и задач, которые ставит
учитель, от выбранных для изучения краеведческих
объектов. К организации учебных экскурсий
предъявляется некоторые общие требования по
физической географии. Так Чернов Б. А. в число
таких требований включает:
1. Вводная беседа учителя. Её начинают с
обзора окружающей местности (напоминание
учащимся цели и задачи экскурсии), краткой
характеристики природных особенностей
местности и отдельных краеведческих объектов.
Учитель рассказывает, как выделить простейшие
природные комплексы и дать им характеристику,
повторяет методику их описания в дневнике,
напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по
изучению природных объектов по намеченному
плану (каждая бригада изучает отдельный объект
или все звенья идут по замкнутому полигону от
объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются
результаты наблюдений и проведённых
исследований, проверяется правильность
выполнения заданий, напоминается ход выполнения
работы дома: оформления собранных материалов,
завершение записей в дневниках, оформление
отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
Анализ содержания проводимых
учителями географии экскурсий показывает, что
при их проведении не всегда учитывается важная
мировоззренческая идея взаимодействия природы и
общества.
Представляется целесообразным на
учебных экскурсиях по физической географии
ориентировать деятельность учащихся на изучение
изменённой человеком природы, на установление
взаимосвязи в системе “природа – общество –
природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи
с вопросами социальной и экономической
географии. Учёт взаимодействия природы и
общества открывает возможность учителю
наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь
между природными и производственными
комплексами даже на примерах небольших
территорий. Эти объекты доступны для
непосредственного наблюдения и именно на них
можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и
общества, подчёркивая при этом правильное
использование природы и неверное, приводящее к её
разрушению.
Собранный учащимися краеведческий
материал на учебных экскурсиях, а также во время
предварительной теоретической подготовки,
оформляется в виде стендов, альбомов, схем,
таблиц. Как правило, после учебной экскурсии
учащиеся представляют индивидуально –
групповой отчёт, в котором раскрывают содержание
выполненных заданий (исследований) каждым
учащимся и группой в целом.
Кратко остановимся на содержании и
организации учебной экскурсии по географии в 6-м
классе. При изучении конкретных объектов
целесообразно дать задания учащимся по описанию
объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы
на экскурсии – это разрешение несложных
географических задач самими учениками под
руководством учителя. При этом, по существу,
работа шестиклассников приобретает
исследовательский характер.
Подготовка к осенней экскурсии
начинается с первого урока (отводится по 7-10
мин). Перед проведением выделяется урок для
проверки оборудования, знакомства учащихся с
маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся
знакомятся с целями и задачами осенней
экскурсии, приносят тетради для заполнения
полевого дневника, где на каждой странице
записывают задания (они приведены ниже), а
результаты, полученные в ходе выполнения,
заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во
дворе школы. Общая продолжительность экскурсии
от 2 час 30 мин до 3 час.
Задания могут быть следующие:
1. В каком направлении местность от
тебя открытая, в каком закрытая?
2. В каком направлении от тебя находится школа?
1. Какие формы поверхности различаются
на земном шаре?
2. На какой форме поверхности расположен район?
3. Как можно назвать равнину, на которой мы
находимся: холмистой или плоской?
4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой
равнины?
1. Какими породами сложена данная
равнина?
1. Определить на глаз расстояние до
отдельно растущего дерева и проверить себя,
измерив его расстояние шагами или рулеткой.
1. В каком направлении течёт река в
районе экскурсии?
2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы
находимся?
1. Измерить высоту холма (склона)
самодельным нивелиром.
Во время экскурсии в намеченном месте
учитель предлагает учащимся остановиться и
называет номер задания, которое надо выполнить
на этой остановке. В этом случае одна группа
выполняет некоторую часть работ, например,
измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину
и глубину речки с моста, третья – определяет
скорость поверхностного течения. Затем группы
меняются местами, и таким образом все учащиеся в
конце концов выполняют всю программу экскурсии.
В плане экскурсии следует
предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го
класса полезно организовать массовые игры,
которые будут способствовать лучшему отдыху
детей, повышению их работоспособности.
Опыт проведения осенней экскурсии в
начальном курсе физической географии.
На примере методических рекомендаций
по проведению осенней экскурсии покажу, как в
ходе процесса обучения внедрялись в практику
предложения по совершенствованию методики
обучения.
Экскурсия проводилась с учащимися 6-го
класса средней общеобразовательной школы №4 г.
Черепаново Новосибирской области.
Географическое содержание осенней
экскурсии опережает прохождение того учебного
материала, с которым оно связано. Однако это
обстоятельство не вызывает никаких осложнений,
поскольку в экскурсии предусмотрена
преемственность с природоведческой подготовкой
учащихся. Для изучения в программе указан
примерный перечень объектов, но я выбираю объект
экскурсии, сообразуясь с местными условиями.
Дополнительно к основному географическому
содержанию экскурсии повторяются ранее
усвоенные приёмы работы на местности
(ориентирование, измерение расстояния и т.д.)
План проведения экскурсии
Тема: Изучение форм
поверхности, характер залегания пород,
ознакомление с водами, их использованием и
охраной.
Цель: Научить учащихся
самостоятельно работать, приобретать опыт
творческой деятельности через краеведческую
направленность в области географии.
1. Отработать навыки ориентирования по
компасу и Солнцу, сформировать представление о
формах рельефа, горных породах и водах
окрестности г. Черепаново
2. Показать изменения равнины под воздействием
внешних процессов, использование её в
хозяйственной деятельности, воспитывать чувство
любви к родной природе.
3. Развивать наблюдательность, умение
пользоваться приборами, фиксировать природные
объекты и явления.
1. Бригадное снаряжение: лопата, шест,
две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки,
верёвка, нивелир.
2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом,
чистые листы для чертежей, карандаш, резинка,
линейка.
Каждое задание выполняется учащимися
индивидуально.
На последней остановке маршрута подводятся
итоги экскурсии.
А) какие формы рельефа видели вы
сегодня?
Б) каков состав горных пород их слагающих?
В) коротко рассказать об истории формирования
рельефа этого района.
Домашнее задание: закончить
оформление рисунков и составить описание оврага,
пруда, колодца, обнажения. На следующем уроке
сдать отчёты.
1 Этап-подготовительный
-определить
место, маршрут, время, остановки;
-предварительное
посещение места экскурсии для изучения;
-разработать
задания детям и способы фиксации
результатов выполненных заданий;
2
этап:-учитель
сообщает детям задачи;-инструктирует
по технике безопасности;
3
этап:-подвести
итоги работы,
просмотреть
результаты задания, иногда задать д/з.
Подготовка
учителя к проведению учебной экскурсии
в природу включает:
1. Формулировку
цели и задачи экскурсии
2. Выбор
маршрута, ознакомление с ним на местности,
изучение природы района экскурсии и
его достопримечательностей
3.
Определение количества и местоположения
остановок во время экскурсии, составление
индивидуальных и групповых домашних
заданий
4.
Отбор содержания и методов подготовки
учащихся к экскурсии
5.
Определение возможностей использования
материалов экскурсии на уроках чим.
Формируя
цель и задачи экскурсии, учитель исходит,
прежде всего, из требований школьной
программы. Необходимо учитывать время
проведения экскурсии, так как этим
определяется подготовленность учащихся
к самостоятельной работе при выполнении
практических заданий, а также возможность
сбора краеведческого материала для тем
курса, подлежащих изучению в дальнейшем.
Для проведения экскурсии в природу
выбирается район, расположенный вблизи
школы и знакомый учащимся.
К
организации учебных экскурсий
предъявляется некоторые общие требования
1.
Вводная беседа учителя. Её начинают с
обзора окружающей местности (напоминание
учащимся цели и задачи экскурсии),
краткой характеристики природных
особенностей местности и отдельных
краеведческих объектов.
2.
Самостоятельная работа учащихся по
изучению природных объектов по намеченному
плану
3.
Заключительная беседа, на которой
обобщаются результаты наблюдений и
проведённых исследований, проверяется
правильность выполнения заданий,
напоминается ход выполнения работы
дома: оформления собранных материалов.
Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.
1
Необходимо заранее определить тему
экскурсии. Сформировать цели и задачи
2 Произвести выбор места проведения.
Определить маршрут, важно уточнить
места остановок для объяснения,
наблюдения, выполнения практической
работы, для сбора природного материала
За 1-2 дня до экскурсии
учитель должен пройти по маршруту
3 Уточнение содержания
э. Осуществляется выбор методов обучения,
составляются задания для практической
работы учащихся. Для группы 3-5 человек
на ламинированных или целофанированных
карточках.
4 Необходимо
произвести отбор оборудования и
экскурсионного снаряжения.
5 Составления плана
или конспекта экскурсии
Необходимо провести
подготовительную работу с учащимися.
Познакомить учеников с целью, темой,
провести инструктаж, технике безопасности.
Заранее подразделить учащихся на группы
по 3-5 человек. Следует определить форму
отчетности по результатам экскурсии
Проведение
экскурсии в природу.
1
каждую экскурсию необходимо начинать
с характеристики места проведения (лес,
болото, ландшавт, типичные виды растений,
освещение)
2 объяснение учебного
содержания на местах остановок с
демонстрацией изучаемых объектов или
явлений
3. Организация
самостоятельной работы учащихся,
включающей наблюдение и практическое
выполнение заданий
4
оказание консультативной помощи учащимся
при выполнении самостоятельной работы.
Результаты работы
учащихся должны быть оформлены в виде
гербария, коллекции, отчета.
О результатах
учащиеся докладывают на ближайшем
уроке, где подводятся итоги проведенной
экскурсии.
Внеклассная
и внеурочная работа по биологии. Основные
виды внеклассной и внеурочной работы
по биологии, их характеристика.
Внеклассные
занятия
есть форма различной
организации добровольной работы учащихся
вне урока под руководством
учителя для возбуждения и проявления
их познавательных
интересов и творческой самодеятельности.
Цель
ее — удовлетворить
запросы детей, особо интересующихся
биологией
В
процессе внеклассных занятий учащиеся
развивают творческие способности,
инициативу, наблюдательность и
самостоятельность,
приобретают трудовые умения и навыки,
развивают интеллектуальные,
мыслительные способности, вырабатывают
настойчивость и трудолюбие, углубляют
знания о растениях и животных,
развивают интерес к окружающей природе,
учатся применять
полученные знания на практике, у них
формируется естественно-научное
мировоззрение. Расширение кругозора,
углубление знаний.
Виды внеклассной
работы по биологии.
С
учетом количества участников выделяют
массовые, групповые и индивидуальные.
–
внеклассные биологические
экскурсии(однодневные, многодневные),
научные вечера и конференции. Их цель
заинтересовать и проявить внимание к
проблеме.
-выставки работ
учащихся (коллекции, гербарии, приборы,
модели, муляжи, творческие работы)
-натуралистические
компании (день птиц, день земли)
Групповые:
кружки,
факультативы, работа ассистентов
кабинета биологии
-Кружки-как вид
групповой внеклассной работы. Цель
развить интерес учащихся к биологии,
выработать навыки коллективной работы,
сформировать практические умения по
уходу за растениями и животными. Работа
проводится систематически, по определенному
плану и программе, разработанной
учителем. Тематика свободная, определяется
интересами учащихся. Состав учеников
постоянный, но добровольный.
Виды,
которые предложил Верзилин: юннатский
5, юных ботаников 6, юных зоологов 7, юных
физиологов 8. Количество учащихся не
превышает 15-20 человек. Занятия 1 раз в
неделю или 2 в месяц. Экспериментальная
работа и с литературой. Кружки
предназначены для среднего звена,
свободное посещение!
Проводятся
в старших классах в связи с введением
профильного обучения, с ними конкурируют
элективные курсы. Обычно теоретическая
тематика(физиология ФНД, изучение основ
генетики, биотехнологии, селекции)
Направлены на углубление, расширение
знаний и формирование исследовательских
умений.
Группа учащихся
стабильная, занятия по утвержденной
программе. Занятия, темы, посещаемость
фиксируется в журнале. Проведение
оплачивается учителю. Оценки не ставят.
Внеурочная
работа – это
форма организации учащихся для выполнения
вне урока обязательных,
связанных с изучением курса практических
работ по индивидуальным и групповым
заданиям учителя.
Ее содержание
тесно связано
с уроками, результаты оценивает учитель.
Подготовка объектов
для наблюдения. Работа с отстающими.
В
кабинете биологии, уголке живой природы,
на учебно-опытном участке, в природе.
Внеурочная
работа обязательна и оценивается
Внеурочные
работы имеют большое значение для
формирования личности учащегося.
Они развивают
самостоятельность, прививают
интерес к изучаемым биологическим
объектам и явлениям;
школьники овладевают исследовательскими
умениями.
Подготовка учителя
к внеклассной и внеурочной работе
1. Планирование-фиксируется
при составлении перспективного годового
плана или тематического
2
Составление специальных планов и
программ к внеклассной и внеурочной
работе, их форма-удобная для учителя.
3
Изучение лит-ры школьной библиотеки и
составление списка литературы для
внеклассного чтения учащихся.
4.
Осуществить сбор краеведческой литературы
5
Определить формы, виды и тематику
занятий
6
определить возможности применения
результатов на уроках биологии
В
становлении экологически воспитанной
личности младшего школьника особое
место принадлежит внеклассной работе.
Именно в ней у детей формируются моральные
нормы и правила поведения в природе. В
кружках, как правило, наиболее
целенаправленно и плавно строятся
внеклассные занятия. Занятия и учет
интересов учащихся будет способствовать
развитию у членов кружка качеств
натуралиста – естествоиспытателя:
наблюдательности, любознательности,
пытливости и бережного отношения к
природе. При организации работы необходимо
опираться на инициативу и самодеятельность
детей при сохранении руководящей роли
учителя. Эффективность в значительной
степени зависит от правильного
планирования.
Основным
документом
в работе с кружком служит
план учебно–воспитательной работы,
который составляется руководителем на
текущий учебный год в соответствии с
работой кружка.
–
теоретические и практические занятия,
–
подготовка и проведение массовых
мероприятий.
Работа
детей в кружках дает возможность глубже
изучать предмет, использовать результаты
некоторых опытов на уроках, способствует
развитию интереса к предметам естественного
цикла. Кружок не отвлекает учащихся от
основной учебной работы, а наоборот,
помогает им усвоить необходимые знания,
развить определенные знания и навыки.
На кружковых занятиях по природоведению
учащиеся шире и глубже изучают природу,
составляющие ее компоненты и их
отличительные признаки, убеждаются в
связи организмов с окружающей средой,
наглядно видят влияние человека на
природу.
Кружковую работу
с младшими школьниками целесообразно
начинать со 2-3 классов, когда у детей
уже сформировались на житейском и
научном уровне первоначальные
представления о природе, взаимосвязях
в ней, роли человека в природе. При
организации работы кружка следует иметь
в виду, что его название должно быть
эмоционально привлекательным для
школьников, поэтому в его выборе должны
участвовать сами дети. Формируемые в
кружке понятия, представления и значения
связаны с теми, которые школьники
получают на уроках. Работа в кружке
может опережать или продолжать учебную
программу. При этом широта и глубина
знаний школьников могут существенно
превышать полученных на уроке. Это
обусловлено не только тем, что кружковая
работа позволяет выйти за рамки учебной,
но, прежде всего тем, что главным принципом
ее организации является опора на интересы
детей.
Глава 1. Воспитательно – образовательное значение экскурсий в природу
Особая
роль в ознакомлении детей с природой
принадлежит экскурсиям, которые являются
одной из организационных форм обучения.
Они дают возможность в естественной
обстановке знакомить детей с природными
объектами и явлениями, с сезонными
изменениями, с трудом людей, направленным
на преобразование окружающей среды. Во
время экскурсий обучающиеся начинают
познавать мир природы во всем его
многообразии, развитии, отмечать
взаимосвязь явлений.
Многогранный
мир природы пробуждает у школьников
интерес, вызывает удивление. « Искреннее
изумление перед открывшейся тайной
природы, — отмечает B.
А. Сухомлинский, — могучий толчок
для стремительного потока мысли» (4;
с.139) Пытливость ребенка, его
любознательность проявляются в
познавательных вопросах, которые
помогают ему ориентироваться в окружающем
мире, обнаруживать имеющиеся связи и
зависимости. Поэтому педагоги, направляя
деятельность детей, должны стимулировать
их познавательную активность, появление
вопросов, стремление находить на них
ответы, стараться упрочить и углубить
интерес к природе, ее познанию. Одновременно
они учат детей правильно называть
предметы, явления природы, их свойства,
качества, развивают умение выражать
свои впечатления. И в результате детская
речь становится более богатой,
содержательной, связной; дети учатся
описывать то, что наблюдали, рассуждать.
Известно,
что К. Д. Ушинский считал логику природы
самой доступной для ребенка. Организуя
наблюдения, практическую деятельность
воспитанников на экскурсиях, педагог
помогает им устанавливать причинные и
временные связи, зависимости между
фактами и явлениями окружающей природы,
сравнивать, делать выводы и обобщения.
Наблюдение
природы, по образному выражению В. А.
Сухомлинского, является «путешествием
к истокам мышления и речи», поскольку
в этом процессе активно взаимодействуют
чувства, познание, творчество.
Исследования педагогов и психологов
выявили, что целенаправленные наблюдения
способствуют развитию познавательных
способностей (наблюдательности,
любознательности, самостоятельности),
накоплению чувственного опыта и его
осмыслению, исключают возможность
образования формальных знаний, не
опирающихся на достаточную чувственную
основу. Использование сравнений
повышает интерес и наблюдательность,
обеспечивает более активное, прочное
и сознательное усвоение знаний. В
процессе экскурсий у школьников
складываются яркие реалистические
представления о природе, о связях и
некоторых закономерностях, существующих
в ней.
На
экскурсиях детей знакомят не только с
природой, но и с результатами творческой
деятельности человека, преобразующего
окружающий мир. А это способствует
развитию уважения к созидательной
деятельности и желания принять в ней
посильное участие, укрепляет чувство
гордости за свою Родину.