МЕТОДИКА ОСГУДА ШКАЛЫ

Цель:
ознакомиться
с методом количественного и качествен­ного
индексирования значений и выполнить
упражнения на овла­дение методом.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2020 года; проверки требуют 3 правки.

Семантический дифференциал (англ. ) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. ). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. ), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

Семантическим дифференциалом (в узком смысле) называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

Назначение.
Данная методика является реализацией
психосемантического подхода к исследованию
сознания и
личности. Метод семантического
дифференциала при­надлежит
к методам экспериментальной семантики
и является
одним из методов построения семантических
про­странств. Он был разработан в 1952
г. группой американ­ских
психологов во главе с Ч. Осгудом и получил
широкое
применение в исследованиях, связанных
с восприятием
и поведением человека, с анализом
самосозна­ния
и личностных смыслов. Как полагает Ч.
Осгуд, ме­тод
позволяет измерять так называемое
коннотативное
значение
— те
состояния, которые следуют за восприя­тием
символа-раздражителя и необходимо
предшествуют осмысленным
операциям с символами. Наиболее близ­ким
аналогом коннотативного значения в
понятийном ап­парате
отечественной психологии является
понятие личностного
смысла, выражающего пристрастное,
эмоци­онально
ценностное отношение субъекта к себе,
миру, другим
людям. С
помощью этого метода можно измерить
определенные свойства представлений
человека о разнообразных социальных
ценностях, о значимых для него явлениях
культуры, об эмоционально насыщенных
физических стимулах. И наконец, о самом
себе и других людях. Метод
является комбинацией метода кон­тролируемых
ассоциаций и процедур шкалирования.

Ис­следуемый
объект семантического дифференциала
(слово, понятие,
символ в вербальной или невербальной
форме) испытуемый
должен оценить, соотнеся его с точкой
на 5-балльной или 7-балльной шкале, полюса
которой заданы при
помощи антонимов. Оценки понятий по
отдельным шкалам
коррелируют друг с другом, и с помощью
фактор­ного
анализа удается выделить пучки таких
высоко кор­релирующих
шкал, сгруппировать их в факторы.

На
основе факторного анализа шкалы были
сгруппированы
Ч. Осгудом в три основных фактора,
интерпретированных
как «сила», «активность» и «оценка», и
несмотря
на то, что в дальнейшем другие исследователи
в ходе
факторизации демонстрировали возможность
выделения
других факторов, полученные факторы
принято считать универсальными.
Так была показана идентичность полученных
Осгудом структур не только у представителей
различных
культур, но и у больных шизофренией.
Универсальный
трехфакторный семантический дифференциал
не
надо каждый раз строить заново, а можно
использовать уже
полученные результаты группировки шкал
в факто­ры.
В дальнейшем метод нашел свое применение
не толь­ко
в психологии, но и в социологии, искусство
в
семиологии и других гуманитарных
дисциплинах.

Методика
«Личностный семантический дифференциал»
(адаптированная сотрудниками
Психоневрологического
института им. В. М. Бехтерева, 1992) основана
на методе
семантического дифференциала Ч. Осгуда
и является
его частной модификацией. Ее разработка
nредполагала
создание компактного и валидного
инструмента изучения определенных
свойств личности, ее самосознания,
межличностных отношений, который мог
бы быть
применен в клинико-психологической и
психодиагностической
работе.

Стимульный
материал методики личностного
диффе­ренциала
содержит 21 шкалу, отражающую определенные
личностные
характеристики. Шкалы заполняются
обсле­дуемым с инструкцией оценить
самого себя по представ­ленным
шкалам. Эти шкалы соответствуют
классической трехфакторной
модели Ч. Осгуда. Методика предназна­чена
для выявления образа «Я» (реального,
актуально­го,
идеального, профессионального и т. д.),
а также обра­зов других значимых людей
(мать, отец, друг), в том чис­ле
обобщенные и идеальные образы (мужчина,
женщина, идеальный
друг).

Личностный
дифференциал может использоваться во
всех
тех случаях, когда необходимо получить
информацию
о субъективных аспектах отношений
обследуемого к
себе или к другим людям. В этом отношении
методика сопоставима
с двумя категориями психодиагностических
методов — с личностными опросниками и
социометриче­скими
шкалами. От личностных опросников она
отлича­ется
краткостью и прямотой, направленностью
на данные самосознания.
Некоторые традиционные, получаемые с
помощью
опросников характеристики личности
могут быть
получены и с помощью личностного
дифференциа­ла.
Уровень самоуважения, доминантности —
тревожно­сти и экстраверсии —
интроверсии является достаточно важным
показателем в таких клинических задачах,
как диагностика
неврозов, пограничных состояний,
диффе­ренциальная
диагностика, исследование динамики
состо­яния в процессе реабилитации,
контроль эффективности психотерапии
и т. д. Краткость метода позволяет
исполь­зовать
его не только самостоятельно, но и в
комплексе с иными диагностическими
процедурами.

От
социометрических методов личностный
диффе­ренциал
отличается многомерностью характеристик
от­ношений
и большей их обобщенностью. Как метод
полу­чения
взаимных оценок методику можно
рекомендовать к
применению в групповой и семейной
психотерапии.

В
групповой психотерапии личностный
дифферен­циал
может быть использован для исследования
таких сторон
личности и группового процесса в целом,
как по­вышение
уровня принятия членами группы друг
друга, сближение
реальных и ожидаемых оценок, уменьшение
зависимости
от психотерапевта и т. д.

Инструкция:
«Вам
предлагается список из 21 пар противоположных
личностных черт. Оцените, пожалуйста,
наличие у себя этих черт, пользуясь
шкалой 3 2 1 0 1 2 3. Отметьте на бланке
ответов одну из цифр 1, 2, 3 справа
или слева в зависимости от того, насколько
вам свойственна
та или иная черта из пары, или 0, если вы
утрудняетесь
ответить».

Обработка.
Обработка
результатов осуществляется следующим
образом:

Полученные
с помощью личностного дифференциала
баллы
по шкалам «Сила», «Оценка», «Активность»
можно
представлять графически, располагая
полученные образам
результаты на трех осях личностного
семантического
пространства.


МЕТОДИКА ОСГУДА ШКАЛЫ

МЕТОДИКА ОСГУДА ШКАЛЫ

Соседние файлы в папке семантический диффер

Семантический дифференциал

Название метода «семантический дифференциал» (греч. s?mantikos – обозначающий и лат. differentia – разность) пришло в психологию из технических наук. Дифференциалом называют устройство, которое выполняет передаточную функцию крутящего момента (например, в автомобиле). « Семантический» означает принадлежность смысловым характеристикам речи.

Семантический дифференциал (СД) это такая технология, которая позволяет переводить реакции респондента на определенный стимул в оценочное, субъективное отношение к предмету, явлению, событию, которое ассоциируется с этим знаком.

Например, респонденту предлагается оценить свое отношение к слову «дом». Вероятно, у респондента возникнет ассоциативный ряд, связанный с его личностным отношением, жизненным опытом. Это могут быть такие характеристики как: «красивый», «каменный», «где живут родители» – эти значения можно назвать объективными (денотативными). Но значения могут быть и субъективными (коннотативными). Так, например, респонденты могут давать следующие характеристики: «вкусный», «веселый», «детство», «любовь» или «пустой», «грусть», «холод» – все они являются сугубо субъективными, связанными либо с позитивными, либо с негативными ассоциациями при оценке слова «дом».

Механизм, который объясняет эти ассоциации, называют синестезией. Синестезия – это способность человека мыслить по аналогии, когда раздражитель одной модальности провоцирует возникновение ощущений другой модальности. Например, выражения «горячее сердце», «гибкий ум», «стальная воля», «кислая мина», «каменное лицо» связаны с ощущениями определенной модальности (зрительной, вкусовой и т.д.), мы воспринимаем их иносказательно, метафорически производим перенос на оцениваемый предмет. Для примера рассмотрим выражение «стальная воля». Воля, как психологическая характеристика человека, не может быть стальной в прямом значении этого слова. Однако у нас есть воспоминания тактильной модальности: твердой, холодной, несгибаемой, несокрушимой может быть сталь, и мы переносим эти характеристики, связанные с тактильной модальностью на понятие «воля». То есть, мы подразумеваем, что воля такая же твердая как и сталь.

Впервые использовать данное свойство человека для измерения стереотипов аттитюдов в социальной психологии предложил Ч. Осгуд. Он считал, что измерить коннотативное значение слова возможно, и для этого он предложил специальную семибалльную шкалу. Отношение к измеряемым объектам (например, дом) можно расположить в континууме от позитивного полюса до негативного (например, веселый – грустный, добрый – злой) и измерить в семантическом пространстве.

Таким образом, выявляется не только эмоциональное отношение респондента к измеряемому объекту, но и сила, напряженность этого отношения.

Метод семантического дифференциала относится к проективным методам, так как коннотативное значение оцениваемого объекта связано с личностным смыслом, стереотипами, которые эмоционально насыщены, слабо структурированы и мало осознанны.

Процедура проведения эксперимента с помощью этой методики заключается в следующем. Испытуемым предъявляется понятие, и они должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о понятии как семантической единице на шкале, обозначенной прилагательными – антонимами.

В классическом варианте семантического диференциала на каждой шкале нанесено 7 делений: от нуля до +3 в положительном континууме и от нуля до –3 в отрицательном. В табл. 10 представлены шкалы семантического дифференциала.

Шкалы семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда

В исследованиях Ч. Осгуда проводилось шкалирование понятий из разных понятийных групп, затем методом факторного анализа было выделено три основных фактора: «оценка», «сила» и «активность».

К оценочным шкалам относятся такие как: противный – приятный, светлый – темный и др. К шкалам фактора «сила»: слабый – сильный, расслабленный – напряженный и т.д. Фактор «активность» образуют такие шкалы как активный – пассивный, быстрый – медленный и др.

Ч. Осгуд отмечал, что по своей сути, прилагательные – антонимы, которые образуют полюса шкал, являются по своей сути оценочными, поэтому фактор оценки является наиболее веским по сравнению с факторами активности и силы, поэтому последние два не всегда получается выделить.

Универсальное семантическое пространство может как сжиматься (превращаться в одно или двухфакторное), так и расширяться.

Так, например, Бентлер и Лавойе расширили универсальное семантическое пространство, выделив ряд дополнительных факторов «плотность», «упорядоченность», «реальность» и др.

Изменение количества факторов, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения характеризует частный семантический дифференциал. Под частным СД понимается процедура, построенная на оценках респондентами отдельных понятийных групп. Частный СД сохраняет признаки универсального семантического измерения Ч. Осгуда, однако без признаков стабильной трехфакторной структуры («оценка» – «сила» – «активность»)

Например, при шкалировании Ч. Осгудом политических понятий, произошло искажение универсальной факторной структуры и три фактора слились в единый, который можно описать как «доброжелательный динамизм – злобное бессилие».

Одной из модификаций частного СД является личностный семантический дифференциал. Его отличительной чертой является представленность шкал прилагательными, обозначающими личностные характеристики.

Семантический дифференциал может использоваться как самостоятельный метод изучения социальных установок, личностных смыслов и аттитюдов респондентов. Также метод широко используется и как пилотажное исследование для определения семантической нагрузки изучаемых понятий.

Исследование представлений молодежи о семье с помощью семантического дифференциала

Примером использования семантического дифференциала может служить исследование представлений юношей и девушек о родительской и будущей семье О. В. Алмазовой, В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой (2013–2014 гг.).

Респондентам был предложен набор шкал, с помощью которых необходимо было оценить семью родителей и свою будущую супружескую семью. Респондентам были предложены прилагательные – антонимы: «слабый – сильный», «тяжелый – легкий», «пассивный – активный», «холодный – теплый», «мягкий – твердый», «гладкий – шершавый», «простой – сложный», «влажный – сухой», «обыденный – праздничный». Испытуемые должны были выбрать из каждой пары прилагательных наиболее подходящее и оценить его выраженность: 0 баллов – затрудняюсь ответить, 1 – малая выраженность, 2 – средняя выраженность, 3 – сильная выраженность.

Полученные данные позволили авторам сделать интересные выводы. Родительскую семью респонденты описывают как «сильную», «мягкую», «теплую». Своей будущей семье испытуемые дают следующие характеристики: «сильная», «легкая», «активная», «теплая», «мягкая», «праздничная», «гладкая». Таким образом, своей будущей семье молодежь приписывает больше положительных характеристик, ее образ является несколько идеализированным по сравнению с родительской.

Таким образом, семантический дифференциал позволяет измерить коннотативное, связанное с эмоциями, личностным смыслом, опытом человека значение той или иной понятийной единицы, отражающей тот или иной объект (явление) окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Объясните, что значит коннотативное и денотативное значение слова.

2. Раскройте понятие синестезии. Как оно связано с семантическим дифференциалом?

3. Что такое универсальное семантическое пространство?

4. Назовите факторы универсального семантического дифференциала Ч. Осгуда.

5. Чем отличается частный семантический дифференциал от универсального?

6. В чем состоит специфика личностного семантического дифференциала?

1. Баранова, Т. С. Психосемантические методы в социологии. – М.: Социология, 1994. – № 3-4. – С. 55-56.

2. Петренко В. Ф., Митина О. А., Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материалах политического менталитета). – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – С. 55-64.

3. Прохоров, А. О. Семантические пространства психических состояний // Психологический журнал. – 2001. – № 2. – С. 14-26.

4. Родионова, Н. В. Семантический дифференциал // Социология 4М. – 1996. – № 7. – С. 160-183.

5. Шмелев, А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. – М.: МГУ, 1983 – 158 с.

6. Osgood C., Tannenbaum P., Suci G. The measurement of meaning. Urbana., 1957.

Основные теоретические положения

Как
утверждает Ч. Осгуд, метод семантического
дифферен­циала (СД) позволяет измерять
коннотативное
значение,
т. е. состояния,
возникающие между восприятием
стимула-раздражителя
и осмысленной работой с ними. Коннотативное
указывает на нечто субъективное,
индивидуальное и ценностное,
противопоставляется
денотативному
— объективному,
межлич­ностному,
познавательному. Аналогом понятия
«коннотативное значение»
в отечественной психологии может
считаться понятие «личностный
смысл», предложенное А. Н. Леонтьевым.

Будучи
методом экспериментальной семантики,
СД наряду с другими методами (например,
ассоциативный эксперимент, субъ­ективное
шкалирование) применяется для построения
субъектив­ных
семантических пространств, широко
используется в социо­логии,
общей и социальной психологии. Обращение
к нему в психологических исследованиях
оправдано, когда речь идёт, на­пример,
об эмоциональном отношении индивида к
тем или иным объектам, изучаются
стереотипы, социальные представления,
со­циальная категоризация, аттитюды,
рассматриваются ценностные ориентации,
субъективно-личностный смысл, а также
выявляют­ся
имплицитные теории личности.

СД
относится к методам изучения случая,
ибо он позволяет проникать в уникальный
контекст жизни индивида. Метод был
разработан
группой американских исследователей
под руководством
Ч. Осгуда, рассматривавших его как
комбинацию проце­дур
контролируемых ассоциаций и шкалирования.
Метод СД при­влёк внимание отечественных
психологов ещё в конце 1970-х гг. и, как
верно заметил А. М. Эткинд, «давно вошёл
у нас в програм­мы
психологического образования».

Для
того чтобы определить мерность
семантического про­странства, Ч. Осгуд
предложил методом факторного анализа
ус­тановить
минимальное количество ортогональных
измерений, или
осей. Семантическое дифференцирование,
по Осгуду, пред­полагает
последовательное расположение понятия
в многомер­ном
семантическом пространстве посредством
того или иного значения между полюсами
на шкалах. Разница в значениях двух
понятий
представляет собой функцию от многомерной
дистанции между
двумя точками, соответствующими этим
понятиям.

Любое
понятие на операциональном уровне можно
предста­вить в виде точки в семантическом
пространстве. Эта точка в се­мантическом
пространстве может быть охарактеризована
двумя параметрами: направлением и
удалённостью от точки отсчёта (другими
словами, качеством и интенсивностью).
Направление определяется
выбором того или иного качества, а
удалённость зависит
от выбранного значения на шкале. Чем
выше интенсив­ность реакции, тем более
значимо оцениваемое понятие для
ис­пытуемого. Таким образом, каждое
понятие можно оценить на­бором
дифференцирующих оценок по биполярным
шкалам.

Для
дифференцирования испытуемому
предлагается понятие (ряд понятий), а
также набор биполярных шкал, заданных
прила­гательными.
Респондент должен дать оценку
дифференцируемо­му
объекту по каждой из предложенных
биполярных семибалль­ных шкал. В ответ
на слово у респондента возникает
некоторая реакция,
которая обнаруживает определённое
сходство с реакци­ей
поведенческой, своего рода готовность
к поведению, нечто опосредующее поведение.
Ассоциации респондента со стимулом
направляются заданными биполярными
шкалами. Функции этих шкал
таковы: во-первых, они помогают
вербализовать реакцию на
тот или иной стимул, во-вторых, способствуют
концентрации внимания
на определённых свойствах этого стимула,
представ­ляющих
интерес для исследования, наконец, с их
помощью открывается
возможность сравнения оценок, данных
разными рес­пондентами
различным объектам.

Пример
шкал СД: Оцените
объект по предложенным па­рам
противоположных качеств. Обведите
соответствующую цифру в зависимости
от степени выраженности качества.

Выбор
значения 0 означает нейтральность, 1 –
низкую сте­пень
выраженности данного качества у
оцениваемого объекта, 2 – среднюю степень,
3 – высокую.

Шкалы
предъявляются в случайном порядке, т.
е. шкалы од­ного
фактора не должны быть сгруппированы
в блоки. Полюса шкал
не должны создавать у респондента
установки на то, что левый
полюс – всегда соответствует негативному
качеству, а правый
– позитивному. Испытуемому предъявляются
все шкали­руемые объекты одновременно,
и затем предлагается последова­тельно
оценивать их в соответствующих колонках,
т. е. каждый из
них размещается на отдельной странице
с соответствующими шкалами.

В
геометрическом представлении семантическое
пространст­во можно обозначить осями,
которыми выступают факторы
(их три: оценка, сила и активность), а
коннотативные значения объ­ектов
есть координатные точки или векторы.

Осгуд
подвергал шкалированию понятия из
различных сфер и,
проведя факторный и дисперсионный
анализ, выделил веду­щие
факторы (evaluation,
potency, activity – EPA).
Фактор оценки в
данном исследовании играл основную
роль, он объяснял 68,6 % общей
дисперсии, в то время как фактор активности
– 15,5 % и фактор
силы – 12,7 %. Факторная структура «оценка
– сила – ак­тивность» задаёт универсальное
семантическое поле, с помощью которого
можно описать мир субъективных отношений
человека к
элементам его окружения.

Фактор
оценки объединил
шкалы: плохой – хороший, кра­сивый
– уродливый, сладкий – кислый, чистый –
грязный, вкус­ный
– невкусный, полезный – бесполезный,
добрый – злой, при­ятный – неприятный,
сладкий – горький, весёлый – грустный,
божественный – светский, ароматный –
вонючий, честный – не­честный,
справедливый – несправедливый.

Фактор
силы: большой
– маленький, сильный – слабый, тя­жёлый
– лёгкий, толстый – тонкий.

Фактор
активности: быстрый
– медленный, активный -пассивный,
горячий – холодный, острый – тупой, круглый
– уг­ловатый.

Анализировать
полученные данные можно не только с
по­мощью
процедуры факторного анализа, но и
предложенной Ч.
Осгудом формулы, по которой вычисляется
расстояние между объектами
шкалирования, т. е. двумя точками в
семантическом пространстве. Ведь
шкалируемые объекты могут быть
представ­лены в виде семантических
профилей: ломаных линий, соеди­няющих
выборы испытуемых на каждой биполярной
шкале (рис.).


МЕТОДИКА ОСГУДА ШКАЛЫ

d
(х1,
у1)
– разность между координатами двух
точек, которые представляют
значения объектов X
и
V
по
фактору.

Эта
формула позволяет оценивать расстояния
между значе­ниями
различных понятий у одного и того же
индивида или группы
индивидов, сравнивать оценки одного и
того же объекта респондентами, наконец,
выявить изменения в оценках какого-либо
объекта одного испытуемого или группы.

СД
– метод, который даёт возможность получить
искомую информацию,
не используя при этом стандартные
объекты и стандартные
шкалы. Это подразумевает, что «не
существует «теста
СД» как такового», в зависимости от
целей конкретного исследования
подбираются определённые объекты и
определён­ные
шкалы, репрезентативные и релевантные
целям. Кроме того, исследователю
предлагается выбирать шкалы, которые
оказыва­ются адекватными в каждом
отдельном случае. Например чело­века
сложнее оценить по шкале «сладкий –
кислый», но доступ­нее
по шкале «полезный – бесполезный». А
респондентам, не имеющим
специальных знаний в области психологии
или психи­атрии,
шкала «разговорчивый – молчаливый»
будет понятнее, чем
шкала «маниакальный – депрессивный».
Каждый фактор должен
быть представлен несколькими парами
шкал.

При
шкалировании узкого набора понятий
происходит трансформация
трёхмерного пространства «оценка – сила
– ак­тивность» и становится одномерным
или двухмерным, т. е. коли­чество
независимых факторов уменьшается до
двух или одного. Возможен
вариант и увеличения факторов, описывающих
семан­тическое многомерное пространство
индивида или группы в от­ношении
оценки какого-либо объекта.

Такие
варианты СД получили название частных,
в отличие от универсального
– трёхмерного, образованного тремя
факторами «оценка
– сила – активность». Если универсальный
СД позволяет получить обобщённые
эмоционально-оценочные формы
класси­фикации,
то частный СД – классификации по более
узкому (дено­тативному)
основанию. Применяя универсальный СД
на различ­ных
популяциях, мы получим три независимых
фактора «оценка -сила
– активность», а при использовании
частного СД нужно строить
частные семантические пространства
каждый раз, когда мы имеем дело с новой
группой респондентов.

Вариант
частного СД – личностный СД, когда
биполярные или
униполярные шкалы задаются в терминах
личностных осо­бенностей
(черт личности и характера). Процедура
личностного СД
аналогична процедуре универсального:
по ряду шкал оце­нивается ряд объектов.
Объектом оценивания в данном случае
может оказываться респондент или другие
люди. Полученные данные подвергаются
факторному анализу, в результате
выяв­ляются
факторы, которые отражают обыденную
теорию лично­сти
индивида.

Контрольные
вопросы

Для
отработки использования одномерного
частного семан­тического
дифференциала выполните следующие
упражнения в той
последовательности, которая предложена
ниже.

Упражнение
1.
Проведение первого этапа исследования.
Цель
этого этапа исследования заключается
в выборе темы ис­следования.
Для этого методом групповой дискуссии
выберите один
объект или психическое проявление,
мнения студентов о котором необходимо
изучить. Например, 1) характеристики
ти­пичного
учёного, 2) основные свойства сознания
и т. п.

Используя
элементы метода фокус-группы, выделите
основ­ные характеристики или свойства
объекта. Для этого каждый в течение
5 минут записывает по 7-9 характеристик,
затем они проговариваются
вслух в группе и вносятся в общий список.
Ха­рактеристики (не менее 7), набравшие
большее число повторов становятся
основанием для создания шкал СД.

В
случае изучения мнений респондентов
различных выборок (а
не только студентов данной группы) об
изучаемом объекте можно проводить
интервью или анкетирование для сбора
дан­ных,
позволяющих сформировать шкалы СД.

Упражнение
2. Целью
второго этапа служит составление
ча­стного
СД для изучения оценок респондентами
характеристик или
свойств изучаемого объекта. А. Составьте
биполярные шка­лы
частного СД на основе полученных
характеристик на первом этапе. Б.
Используйте стандартную инструкцию
(полный вариант инструкции
Ч. Осгуда приведён в приложении) или на
её основе сформулируйте
свою. В. Проведите самостоятельно по
созданно­му частному СД оценку
характеристик. Г. Проведите линии,
свя­зывающие
ваши выборы по всем характеристикам –
создайте ин­дивидуальный семантический
профиль.

Упражнение
3. Третий
этап исследования служит для созда­ния
группового семантического профиля. Для
этого посчитайте средние
групповые оценки (по группе) для каждой
характеристи­ки, запишите их на доске,
а затем перенесите эти значения в свои
тетради
и наложите на ваш индивидуальный
семантический про­филь.

Упражнение
4. Оцените
степень сходства или различия
ин­дивидуального
и группового семантического профиля.
Для этого воспользуйтесь
формулой из теоретических положений.
Объяс­ните полученные результаты и
сделайте выводы о степени сход­ства
или различия групповых мнений и вашего
об изучаемом объекте.

Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:

Построение семантических пространств и анализ положения объектов в семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:

и во многих других областях.

Построение координат значения

Для построения субъективного семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов (понятий) по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии.

Синестезия — это основа метафорических переносов и оценок, позволяющая, например, оценивать голос как мягкий или жёсткий (то есть по биполярной шкале «мягкий-жёсткий»). Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы. Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки.

Размеры групп испытуемых могут быть чрезвычайно различны: от одного человека (индивидуальное семантическое пространство) до репрезентативных выборок, представляющих большие социальные группы или целые нации. Число объектов и пробных шкал возможно в диапазоне от нескольких десятков до сотен.

Кроме того, в исследованиях часто используются монополярные шкалы, с помощью которых объекты оцениваются по выраженности одного свойства; применение факторного анализа для поиска базисных свойств не требует биполярности. Униполярные шкалы с использованием прилагательных в англоязычной литературе часто называют шкалами Стапеля или шкалами Ликерта по имени исследователей, впервые описавших применение такого типа шкал. В русскоязычной психологической литературе за всеми оценочными шкалами вообще с числом пунктов шкалы больше трёх закрепилось наименование «семантический дифференциал».

Базисные шкалы Ч. Осгуда далеко не всегда являются главными факторами, и размерность семантических пространств также не всегда равна 3. Так, в качестве основных координат в индивидуальном семантическом пространстве встречаются такие наборы, как

приятный — неприятный, опасный — безопасный (размерность 2);

Развитие метода и его варианты

В. Ф. Петренко были выделены следующие факторы: «оценка», «сила», «активность» (Осгудовский базис) и, кроме того, «упорядоченность», «сложность», и ещё один особенный фактор, названный «комфортность».

Общая таблица результатов по семантическому дифференциалу ч. Осгуда (сдо)

0 – КАЧЕСТВО НЕ
ВЫРАЖЕНО;

1 – СЛАБО ВЫРАЖЕНО;

2 – СРЕДНЕ ВЫРАЖЕНО;

3 – СИЛЬНО ВЫРАЖЕНО.

Российские
мультфильмы прошлого века, по мнению
экспертов добрые и дружелюбные, также
большинством указываются такие качества,
как обаятельность, добросовестность,
деятельность, отзывчивость, уверенность,
самостоятельность. Эксперты считают,
что эти мультфильмы больше уступчивые,
чем упрямые, больше открытые, чем
замкнутые, больше решительные, чем
нерешительные, больше энергичные, чем
вялые, больше справедливые, чем
несправедливые, больше спокойные, чем
суетливые, больше общительные, чем
нелюдимые, больше честные, чем неискренние,
и больше невозмутимые, чем раздражительные.

Российские
мультфильмы нового века, экспертная
группа оценивает обаятельными, открытыми,
добрыми, независимыми и деятельными.
Так же большинство считает, что эти
мультфильмы больше сильные, чем слабые,
больше разговорчивые, чем молчаливые,
больше добросовестные, чем безответственные,
больше отзывчивые, чем черствые, больше
решительные, чем нерешительные, больше
энергичные, чем вялые, больше справедливые,
чем несправедливые, больше дружелюбные,
чем враждебные, больше уверенные, чем
неуверенные, больше общительные, чем
необщительные, больше честные, чем
неискренние и больше самостоятельные,
чем несамостоятельные.

Зарубежные
мультфильмы прошлого века, по мнению
экспертов обаятельные, добрые и
дружелюбные, также большинством
указываются такие качества, как открытость
и отзывчивость. Эксперты считают, что
эти мультфильмы больше разговорчивые,
чем молчаливые, больше добросовестные,
чем безответственные, больше уступчивые,
чем упрямые, больше независимые, чем
зависимые, больше деятельные, чем
пассивные, больше решительные, чем
нерешительные, больше энергичные, чем
вялые, больше справедливые, чем
несправедливые, больше спокойные, чем
суетливые, больше уверенные, чем
неуверенные, больше общительные, чем
нелюдимые, больше честные, чем неискренние,
больше самостоятельные, чем несамостоятельные
и больше невозмутимые, чем раздражительные.

Зарубежные
мультфильмы нового века, эксперты
считают больше сильными, чем слабыми,
больше разговорчивыми, чем молчаливыми,
больше открытыми, чем замкнутыми, больше
независимыми, чем зависимыми, больше
деятельными, чем пассивными, больше
энергичными, чем вялыми, больше
несправедливыми, чем справедливыми,
больше напряженными, чем расслабленными,
больше суетливыми, чем спокойными,
больше уверенными, чем неуверенными,
больше общительными, чем нелюдимыми,
больше самостоятельными, чем
несамостоятельными и больше
раздражительными, чем невозмутимыми.

Родители
отдают предпочтение прове­ренным
отечественным классическим мульт­фильмам
или диснеевским мультфильмам ХХ века,
на которых они росли сами. Боль­шинству
родителей не нравятся современные
мультфильмы, однако они все равно их
поку­пают и разрешают смотреть детям,
так как они популярны, динамичны,
красочны, лучше удерживают внимание и
во­обще «нравятся детям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *