МЕТОДИКА “ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ” (М. Рокич)
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
– убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
– убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Применение методики изучения ценностных ориентации.
С этой целью методика может применяться как вспомогательная, дополняющая данные, полученные, с помощью ТАТ и других многосторонних диагностических методов. Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой “последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой “блоков”. Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и “абстрактные” ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость). Разумеется, перечисленными вариантами не исчерпываются все возможности субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентации. Искусство психодиагноста заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность. Более того, если ни одной закономерности выделить не удается, то можно либо говорить о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентации (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо подозревать фальсификацию ответов.2. Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.
Много дополнительной информации можно получить, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования. Одна из возможных дополнительных инструкций – инструкция на “Я-идеальное”: “Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть. Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?” Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я-идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество. Напротив, снижается ранговое место таких ценностей, как любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание, свобода,, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В том же исследовании использовалась еще одна дополнительная инструкция:”Расположите Ценности так, как это сделали бы, по-Вашему, большинство людей”. Характерно, что большинство ценностей при ранжировании по стандартной инструкции (Я-реальное) занимают среднее положение между местом при ранжировании по инструкции “большинство людей” и местом при ранжировании по инструкции “Я-идеальное”. Может быть задан и более абстрактный идеал: “Расположите ценности так, как это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях”. В исследовании, проведенном на студентах МГУ, из числа испытуемых-мужчин 58% описывали совершенного мужчину, для остальных пол не играл роли. Из испытуемых-женщин для 50% пол не играл рол», 40% описывали мужчину и лишь 10% -женщину. В иерархии ценностных ориентации по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в идеале отводится любви, семейной жизни, творчеству, работе. Аналогичная динамика наблюдается и у мужчин, у которых, помимо этого, смешение вверх обнаруживают также аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз – образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость. Интересно, что представления женщин об идеальном мужчине ближе к ценностным ориентациям реальных мужчин, чем мужские идеалы. Ценностные идеалы отличаются большим разнообразием; обобщенные ценностные идеалы мужчин и женщин рисуют’ образ человека, прочно стоящего на ногах, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своего лица. Возможны и другие дополнительные инструкции. Например, можно предложить после стандартной инструкции расположить ценности так, как испытуемый сделал бы это 5 или 10 лет назад, а также через 5 или 10 лет.
Дополнительные вопросы после основной серии теста:
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
Изучение ценностных ориентаций Рокича
Адаптация: Д. А. Леонтьев (1992)
Вам будут предложены два набора по 18 карточек, где написаны ценности – базовые принципы, которыми вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача – разложить их по порядку значимости лично для вас.
Внимательно изучите первый список «Терминальные ценности» и выберите ту ценность, которая для вас наиболее значима – она займет первое место (получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите её на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.
Затем точно так же проранжируйте второй список «Инструментальные ценности».
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.
Методика не является тестом. Результатом ранжирования является ранжированный список ценностей, никакой интерпретации не дается. Выводы предлагается делать самостоятельно, или обратиться к специалисту.
полнота и эмоциональная насыщенность жизни
зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту
физическое и психическое
Красота природы и искусства
переживание прекрасного в природе и в искусстве
духовная и физическая близость с любимым человеком
отсутствие материальных проблем
Наличие хороших и верных друзей
уважение окружающих, коллектива, коллег
возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие
максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей
работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование
самостоятельность, независимость в суждениях и поступках
благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом
возможность заниматься творчеством
внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений
приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения
чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел
хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения
высокие требования к жизни и высокие притязания
оптимизм, чувство юмора
способность действовать самостоятельно, решительно
в себе и других
широта знаний, высокий культурный уровень
чувство долга, умение держать свое слово
умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения
Смелость в отстаивании своего мнения
к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения
умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки
умение настоять на своем, не отступать перед трудностями
трудолюбие, продуктивность в работе