МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Библиографическое описание

Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50749/ (дата обращения: 08.10.2023).

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения, образовательные стандарты, педагог

Система дошкольного образования в России в приоритеты своего развития ставит открытость, вариативность, ориентированность на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. В этой ситуации на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности в детском саду, его взаимодействия с семьями и начальной школой, значительную роль играет эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности ребенка дошкольника.

В настоящее время в России существует система внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые оказывают существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и всего образовательного учреждения в целом. При осуществлении такого процесса методическая работа приобретает все большее значение. Под методической работой понимают систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов.

В состав методической работы входят следующие направления:

‒ методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности),

‒ методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и дальнейшей имплементации апробированных моделей, технологий и методик развития воспитанников).

ФГОС дошкольного образования предусматривает следующие направления методического сопровождения педагогов:

‒ усовершенствование компетентности всех участников образовательного процесса;

‒ обеспечение необходимыми аналитическими и информационными материалами;

‒ педагогическое проектирование;

‒ наблюдение и оценка;

‒ предоставление необходимой помощи участникам образовательного процесса;

‒ обеспечение качества и доступности интернет-услуг.

‒ создание центров творчества и креатива в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

‒ использование интерактивных форм повышения мастерства в профессиональной деятельности педагога.

Современные требования ФГОС приводят к тому, что педагог сталкивается в своей деятельности с рядом трудностей и проблем. Существует необходимость интегрирования новых требований в образовательный процесс. В результате между существующей практикой организации методической деятельности и реальным образовательным процессом возникает некое противоречие. Для решения данного вопроса необходимо индивидуально подходить к образовательному процессу каждого воспитателя, учитывать его индивидуальные возможности и способности, помимо этого обеспечивать необходимое методическое сопровождение образовательного процесса.

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М. М. Паташник рассматривает методическое сопровождение как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают организацию педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей. А. М. Моисеев, как целостную, обоснованную достижениями науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, действий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, воспитателя.

Таким образом, под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Внедрение методического сопровождения в дошкольном учреждении заставляет задуматься над вопросами обучения непосредственно самого педагогического состава, необходимостью понимания достаточности знаний, умений и навыков, компетенций педагогов, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом необходимо учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях.

Как правило, функции методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложены на методиста. К профессиональным задачам методиста относят:

‒ исследовать деятельность воспитателя в ходе образовательного процесса в ДОУ (изучить его возможности, способности, уровень их профессиональной компетентности, качество профессиональной деятельности);

‒ помогать в решении общих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, реализуя и направляя профессиональную деятельность воспитателей;

‒ осуществлять взаимодействие и контроль взаимодействия между воспитателями и с другими субъектами педагогического процесса;

‒ осуществлять работу с материалами, имеющимися в методическом кабинете ДОУ, учитывая запросы педагогического состава;

‒ грамотно применять на практике предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения;

‒ способствовать и содействовать организации процесса самообразования, организовывать повышения квалификации и уровня собственной профессиональной компетенции и педагогического состава.

Как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т. д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией, несформированные навыки саморегуляции. В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности. Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

Новые образовательные стандарты (ФГОС) сегодня определяют состояние педагогической деятельности. Такие образовательные стандарты формируют новый социальный заказ, соответственно перестраиваются и требования к самой системе дошкольного образования. Значительные изменения в современном мире, как в социальной, так и экономической сферах, ставят перед человеком задачу быстрой адаптации, принятия решений при возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности, применять навыки эффективной коммуникации. Главная задача современной образовательной системы — подготовить учащегося и воспитанника, который будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволять ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным. Дошкольное образовательное учреждение, выступая в качестве первой образовательной ступени, отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты предоставляют равные возможности для познания всем детям. Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, методическая работа, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, дошкольное образование, дошкольное учреждение, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно-методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга»

Методическое сопровождение педагогов как способ организации

Старший воспитатель ГБДОУ №1

Шумакова Галина Анатольевна

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала.

Приоритетность данного направления развития образования фиксируется  в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в ФГОС дошкольного образования.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.  Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович,      М. И. Лисина, В. С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника  и, следовательно, повышение качества его образования.

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педагогов, осуществляемое старшим воспитателем.

Являясь важнейшим видом методической работы в системе образования, сопровождение, как комплекс взаимосвязанных действий и процедур, обеспечивает оказание разносторонней помощи педагогам на протяжении всей их профессиональной карьеры, носит индивидуализированный и дифференцированный характер, позволяющий гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью, формировать позитивные профессиональные установки.

Преимущества сопровождения перед другими формами методической работы состоят в том, что оно:

– более индивидуализировано и гибко;

– имеет более тонкую инструментовку;

– в большей степени учитывает динамику профессионального развития как самого педагога, так и того учреждения, в котором он работает;

– более дифференцировано в плане учета специфики внешних и внутренних факторов профессионального развития педагога;

– более многоаспектно;

– имеет постоянный характер, т.е. продолжается в течение всей профессиональной карьеры педагога.

Целью методического сопровождения является создание условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических работников, приведение её в соответствие с современными достижениями науки и практики; формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).

2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов.

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.

4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.

Автор психологической концепции профессионализма Аэлита Капитоновна Маркова выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

При этом структура сопровождения циклична, поскольку каждый этап профессионализма по А. К. Марковой является ступенью к достижению более высоких результатов, что доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя.

На этапе диагностики определяются профессиональные потребности и затруднения педагогов. Для этого методисты изучают учебно-методические комплексы, посещают занятия, проводят собеседования с педагогами и анкетирование. Особое внимание уделяется диагностике (Романюк И. А. Диагностика как метод мониторинговых исследований профессиональной компетентности педагогов дошкольного учебного учреждения: науч. – метод. пособие / И. А. Романюк – Запорожье: ТОВ « ЛИПС» ЛТД, 2011) и самодиагностике профессиональных затруднений и оформлению «Диагностической карты возможностей и затруднений педагогов».

Диагностическая карта отражает все параметры деятельности педагога. Занесение в такую карту данных позволяет самому педагогу контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого материала для обобщения и распространения своего опыта,  повышения квалификации, определения тематики  самообразования.

На основе полученных сведений определяются направления и формы работы с педагогами, и содержание методического сопровождения:

На втором этапе сопровождения педагога составляется план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации,  для этого методист составляет отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей, которая предполагает разные формы:

План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт.  При составлении плана учитывается стаж работы  педагогов, имеющаяся категория, здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов, а так же тематику курсов повышения квалификации, которая для них интересна.

Следует отметить, что второй и третий этап неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.

На основе полученной информации составляется план работы, включающий в себя содержание, формы работы, сроки проведения.

Целью 3 этапа является реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.

В методическом сопровождении для педагогов предлагаются различные формы систематического обучения с учетом стажа профессиональной деятельности, профессиональных интересов и выявленных проблем. Для начинающих педагогов организуется Школа педагогического мастерства. Для презентации и распространения опыта работы организуются ярмарки, конференции, круглые столы, дискуссии, выставки и др.

Особое внимание в методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах в рамках учреждения: «Фестиваль открытых занятий», «Методический день», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др. Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах педагогических достижений районного, городского, всероссийского уровней.

На 4 контрольно-оценочном завершающем этапе методического сопровождения происходит отслеживание результатов профессиональных умений педагогов через опросы, анкетирование родителей, коллег воспитателей, бесед с детьми.

Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование методического  сопровождения на следующий период.

Результатом методического сопровождения в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Волобуева Л. М. 2003. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера.

4. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л. И. Лукина. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2008.

6. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

7. Прохорова, Л. Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ: методическое пособие / Л. Н. Прохорова. – М.: « 5 за знания», 2007.

8. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика, 2012.

Арапова Татьяна Владимировна, методист

ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

«Методическое сопровождение педагогов при подготовке к профессиональным конкурсам»

Для педагогов, решивших принять участие в профессиональных конкурсах, очень важно методическое сопровождение на каждом этапе этого сложного пути.

Победа или успешное выступление педагога в ходе  профессионального конкурса – это, как правило, не только личная заслуга педагога, но и результат слаженной командной работы педагога, методистов и администрации. Администрация учреждения и методическая служба играют большую роль в выборе кандидатов на участие в педагогических конкурсах различного уровня, в повышении уровня мотивации и психолого-педагогической компетентности конкурсантов, их профессионального роста.

Безусловно, легко и интересно работать с «самородками», имеющими устойчивую внутреннюю мотивацию к  своему профессиональному росту, публичному представлению своего опыта и готовому к участию в конкурсной борьбе. Но таких педагогов немного. Для большинства педагогов необходим достаточно продолжительный мотивационный подготовительный период и грамотное методическое сопровождение и поддержка на всех этапах конкурсного испытания.

При подготовке педагога к профессиональным конкурсам проходит самоанализ и структурирование его  педагогической деятельности, подведение определенных промежуточных итогов, публичное представление опыта работы. На каждом этапе этого сложного пути педагог должен ощущать поддержку и помощь со стороны коллектива (творческой группы), это придаст ему уверенности в собственных силах.

При формировании творческой группы администрация учреждения должна уделить особое внимание психологической совместимости ее участников. Для участия в конкурсе требуется взаимодействие единомышленников, способных слышать друг друга, спорить, принимать и оценивать конструктивные предложения членов творческой группы.

Педагоги, участвующие в профессиональных конкурсах различного уровня, оказавшись в среде коллег творческих, креативных, мотивированных, ищущих и генерирующих новые педагогические идеи, сами по-новому способны посмотреть на свою педагогическую деятельность, раскрыть свой потенциал и сделать шаг вперед. Это приводит к профессиональному росту педагога.

С чего начать подготовку к профессиональному педагогическому конкурсу: с самопрезентации, эссе, с подготовки к конкурсному занятию?

Все начинается со знакомства с положением конкурса. Опытный методист совместно с педагогом должны изучить положение, обращая внимание на требования, предъявляемые к  конкурсантам, самопрезентации в ходе конкурсных испытаний, регламент конкурса, экспертный критериальный аппарат. При составлении совместного плана работы особое внимание следует уделять соблюдению сроков отработки того или иного этапа подготовки. Нарушение временных рамок может привести к лимиту времени на финальном этапе подготовки, излишней нервозности и сказаться на результате публичного представления.

В ходе подготовки к конкурсу целесообразно познакомиться с материалами конкурса прошлых лет (если они имеются в открытом доступе). Эти материалы можно расценивать, как мастер-классы, обратив внимание педагога на положительные моменты в презентации своего опыта конкурсантами и возможные риски, которых следует избегать. Знакомство с передовым педагогическим опытом позволит конкурсанту осмыслить и свой педагогический опыт и  поможет его представить в ходе самопрезентации.

В процессе совместной работы методист должен помочь педагогу провести анализ педагогической деятельности, структурировать имеющийся материал, выделить сильные стороны работы педагога, отметить возможные риски и наметить пути их минимизации.

Педагог дополнительного образования при разработке концепции  самопрезентации должен опереться на дополнительную общеобразовательную программу, которую он реализует в детском коллективе. Именно в программе четко сформулированы цели и задачи обучения, формы и методы обучения, используемые технологии и предполагаемые результаты.

Одним из самых важных моментов при разработке занятия (открытого мероприятия) является этап целеполагания, именно он определяет основную  концепцию конкурсного занятия.

Выходя на педагогический профессиональный конкурс, педагог должен свободно ориентироваться в современных педагогических технологиях и владеть ими. Но при разработке конкурсного занятия должен остановить свой выбор на тех методиках и технологиях, которые находятся у него в педагогическом арсенале, которыми он уверенно владеет, привнося элементы творчества и креативности. Нельзя специально для проведения конкурсного занятия использовать новые технологии, в которых педагог не будет чувствовать уверенно и свободна. « Новомодная рубаха с чужого плеча» может оказаться тесной и сковывать действия конкурсанта. Подбор педагогической технологии и целесообразность ее использование для более эффективного достижения образовательной цели при проведении конкурсного занятия можно обсудить с методистом или творческой группой.

При разработке концепции конкурсного занятия, впрочем, как любого другого занятия конкурсант должен руководствоваться принципом педагогической целесообразности. При этом постоянно задавать себе вопрос: «Зачем?». Тогда мы сможем избежать одной из главных ошибок: желания продемонстрировать в ходе одного занятия весь арсенал педагогических приемов, методик и технологий, которыми владеет педагог.

Занятие должно быть информативным и интересным для обучающихся. Тогда они активно включатся в образовательный процесс и преодолеют психологическую зажатость, зачастую возникающую у детей на открытых занятиях. При подготовке к занятию педагог должен продумать несколько вариантов активизации обучающихся и снятия зажатости, на тот случай, если детский коллектив в стрессовой ситуации конкурсного занятия может просто «впасть в ступор».

Занятие должно быть информативным и для членов жюри, позволяющим оценить педагогическое мастерство конкурсанта.

При разработке занятия педагог должен формировать хронометраж времени с учетом продолжительности каждого этапа.

Особое внимание следует уделить рефлексии. Это финальная точка занятия и она не должна быть банальной. При этом следует избегать таких вопросов как: «Понравилось ли вам занятие?» или «Что вы узнали на занятии?». Непредсказуемость детских ответов может отразиться на общем впечатлении от занятия. Желательно рефлексию проводить в игровой форме, но не нарушая общей стилистики занятия.

После завершения этапа создания конспекта занятия и подготовки дидактического материала, необходимо провести пробное занятие для обучающихся схожей возрастной группы и соответствующего уровня подготовки. Это позволит оценить правильность выбора пути: тема – цель – содержание – методика и внести необходимые коррективы. Не рекомендуется проводить занятие с теми учащимися, на которых это занятие будет показано на конкурсе. В детских ответах не будет непосредственных реакций, а будет видна заученность.

Желательно на пробное занятие провести в режиме открытого мероприятия с приглашением коллег-экспертов. Их объективное мнение и конструктивные замечания помогут устранить имеющиеся недочеты и достойно пройти конкурсное испытание.

При подготовке к профессиональному конкурсу следует уделить внимание психологической стессоустойчивости педагога. Конкурсант должен быть готов к разноплановым нестандартным заданиям, уметь собраться в стрессовой ситуации, адекватно воспринимать критические замечания, аргументировано и корректно на них отвечать, стремиться к победе, но быть готовым к тому, что победителем окажется коллега.

Главной целью участия в педагогических конкурсах должна стать не победа, а возможность проверить правильность своего педагогического пути и формирование потребности к дальнейшему педагогическому самосовершенствованию

Что это? Методическое сопровождение педагогов – система, направленная на адаптацию молодых специалистов, недавно приступивших к выполнению своих обязанностей. Это одно из приоритетных направлений современной концепции образования, поскольку очень важно помочь начинающему учителю освоиться в школе и максимально полно проявить свои качества.

Каковы особенности? Методическое сопровождение реализуется в первую очередь через систему наставничества. К начинающему специалисту прикрепляется опытный педагог, который на протяжении учебного года ведет с ним совместную работу: посещает уроки и разбирает их, советует, рекомендует, оказывает всестороннюю методическую поддержку.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

Методическое сопровождение как приоритетное направление системы образования

Методическое сопровождение педагогов призвано обеспечить поддержку специалистам с разным уровнем квалификации благодаря использованию определенного набора мер.


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Для любого образовательного учреждения работа с молодыми специалистами входит в число приоритетных направлений. Благодаря помощи наставника начинающему педагогу проще реализовать свой потенциал, развить личностные качества, навыки в сфере коммуникации и управления.

Выходя на работу, молодые учителя сразу получают тот же набор обязанностей, что и их опытные коллеги. Кроме того, на них ложится аналогичная ответственность, а ребята, родители и остальные педагоги хотят видеть в них высококлассных специалистов.

Практика и социально-педагогические исследования показывают: молодому учителю недостаточно иметь даже очень высокий уровень готовности к работе в сфере педагогики. В любом случае высока вероятность, что личностная и профессиональная адаптация будут проходить сложно и потребуют много времени. Упростить ситуацию можно благодаря грамотному методическому сопровождению педагогов в образовательных организациях.

Начинающие учителя чаще всего сталкиваются с трудностями при обеспечении дисциплины на уроках. Не менее сложными вопросами для них становятся методические аспекты, оформление документации, организация взаимодействия с родителями учеников, выполнение функций классного руководителя.

Дело в том, что на первых этапах работы в школе у молодого специалиста есть необходимый объем знаний, но нет практических навыков. У него пока не сформированы качества, значимые в профессиональном плане.

Налаживая контакт с ребятами, родителями и коллегами, молодой учитель переживает из-за своей несостоятельности, боится не успеть, упустить, забыть. При наиболее неблагоприятном раскладе тревожность перерастает в одну из черт личности, страх становится привычным, а специалист лишается возможности использовать в работе инновации, креативный подход.

Основная задача наставника при методическом сопровождении педагога в ДОУ или в школе – способствовать развитию и саморазвитию молодого коллеги в сфере профессиональной и индивидуальной творческой деятельности. Для этого более опытный учитель систематически оказывает адресную помощь, опираясь на потребности и личностные особенности подопечного.

Функции методического сопровождения педагогов

К функциям научно-методического сопровождения педагогов относятся следующие:


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Благодаря большому количеству реализуемых функций для начинающих педагогов научно-методическое сопровождение оказывается особенно ценным.

Цель и задачи методического сопровождения педагогов

При работе с молодым учителем важнее всего способствовать его адаптации, личностному развитию. Специалист должен научиться успешно решать педагогические задачи, выполнять требования, предъявляемые концепцией модернизации российского образования и жизнью в современном мире в целом.


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Наставничество при методическом сопровождении педагогов помогает:

Ответственность администрации школы по сопровождению педагога

Методическое сопровождение профессиональной деятельности недавно принятых в школу педагогов предполагает определенное распределение обязанностей между сотрудниками образовательного учреждения.

Директор школы должен


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Руководитель школьного методобъединения должен

Школьный психолог проводит консультации, тренинги, если в этом возникает потребность.

В первую очередь приступают к информационному этапу работы, позволяющему ознакомить нового сотрудника с традициями образовательного учреждения, особенностями учебно-воспитательного процесса, уставом школы, правами и обязанностями и прочими аспектами.

На начальном этапе наиболее важной задачей школьного административного персонала становится консультативная помощь недавно принятому в штат учителю.

Далее в процессе организационно-методического сопровождения педагога переходят к изучению его деятельности: на уроки и внеклассные мероприятия приходят представители администрации школы, заведующие кафедрами, наставники. Начинают с анализа одного урока, после чего рассматривают занятия как систему и подготавливают рекомендации, корректируют деятельность молодого специалиста.

Подобный подход позволяет добиться индивидуального роста учителя. При этом во внимание принимаются его личностные и профессиональные характеристики, уровень развития, склад характера. При подобной работе наиболее важную роль играют педагогический такт, уважение к специалисту, а также принципиальность и стремление получить необходимый результат.

Роль наставника в методическом сопровождении молодого педагога

Наставничество является разновидностью индивидуальной работы с учителями, у которых педагогический стаж отсутствует либо не превышает двух лет. Опытный педагог систематически занимается формированием у молодого коллеги навыков и умений, требующихся для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, молодой специалист получает глубокие и всесторонние знания, касающиеся его предмета и методики преподавания.

Опытного педагога могут назначить на роль наставника лишь при условии, что и он, и новый член коллектива согласны на подобное сотрудничество. Обычно наставник выполняет свои функции минимум на протяжении года.

Для начала наставничества в рамках методического сопровождения профессионального развития педагога директор школы издает соответствующий приказ с указанием сроков. Далее работу наставников отслеживают заместитель директора по учебной работе и руководители методобъединений.

Этапы методического сопровождения педагогов

Методическое сопровождение молодого педагога включает в себя следующие этапы.


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Формы работы по сопровождению педагога

Методическое сопровождение профессионального роста молодых педагогов может иметь следующие формы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Используемые в условиях методического сопровождения молодого педагога формы и методы работы дают возможность сформировать необходимый набор таких компетенций, как предметная, методическая, организационная, коммуникативная, а также управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная и проектная.

Вариант работы по сопровождению педагога

Информационно-методическое сопровождение начинающих педагогов выполняется в соответствии со следующим примерным планом:

По данному плану методического сопровождения формируется портфолио педагога. В него включаются собственные разработки уроков и дидактических материалов, дипломы, сертификаты, свидетельства, полученные по итогам участия в конкурсах, мероприятиях, а также после прохождения педагогических курсов. В данный набор также входит собственная копилка разработанных программ дополнительного образования.

Портфолио составляется с учетом структуры заключения для аттестации на первую квалификационную категорию, которую разрешается проходить через три года после начала профессиональной деятельности.

Материал основан на следующих источниках:

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Предложены пути решения профессионального становления начинающего педагога.

Ключевые слова: методическое сопровождение; начинающий учитель; образовательное учреждение; профессиональное становление; профессиональная адаптация; педагогический коллектив.

This article deals with the problems faced by beginning teachers at the beginning of their professional activities and that may cause occupational adaptation. The conditions that contribute to a more effective professional development of novice teachers.

Keywords: methodological support; novice teacher; educational institution; professional development; professional adaptation; teaching staff.

В основную часть методического обеспечения педагога необходимо включить две идеи:

– методическое сопровождение педагога в период профессионального становления;

– создание эффективной среды профессионального развития.

Первая идея должна делать акцент на создании среды, которая позволяет молодому специалисту иметь четкие примеры профессиональной компетентности, определенную среду, способствующая постоянному развитию работы на более высоком уровне сложности. Самое первое, с чего начинается работа с молодыми педагогами — это знакомство с традициями учебного заведения, особенностями учебного процесса, Уставом школы, правами и обязанностями и т. д. Администрация школы, особенно на начальном этапе, должна ежедневно давать советы начинающему специалисту.

Первый год работы школы является особенно важным этапом в профессиональном развитии молодых педагогов. Самый важный экзамен, который выполняет учитель в этот период, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого не может быть полноценного развития профессии, но может также стать очень сложным периодом выгорания, разочарования и неверия в себя и свои силы. Многое, конечно, зависит от самого учителя. Но, можно с точностью сказать, что особое влияние оказывает и сама администрация школы, весь педагогический коллектив, ученики и родители за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

В этот период необходимо оказывать методическую поддержку молодому педагогу в проведении уроков, в построении общения с учениками и их родителями. Когда молодой педагог приходит впервые проводить урок, дисциплину он по неопытности не может удержать, и чаще всего проведенный первый урок не приносит должного удовлетворения. Первые уроки зависят не только от удачно разработанного конспекта, а также от того насколько молодой педагог владеет собой перед классом (мимика, жесты, речь и т. д.). Конечно, такой опыт приходит не сразу, но от этого в большей степени зависит усвоение учебного материала.

Начинающий учитель, приходя в школу, не имея опыта работы, сталкиваются со сложностями, т. к. теория значительно отличается от практики. У многих начинающих специалистов возникает вопрос «Как же преодолеть все трудности и справиться с ними?» Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к кардинальному изменению своих личных интересов, привычек и стереотипов в соответствии со статусом педагога, к работе над самим собой, к развитию в себе профессиональных качеств.

Многие сталкиваются с такой трудностью в своей работе, как: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении нового материала, сложности при постановке вопросов ученикам и. т.д. Также часто испытывали значительные трудности в подборе материала, при разработке урока, внедрении новых технологий.

Объяснение материала — у многих, любимая часть урока, но здесь есть тоже свои сложности. В классе тишина, тщательно и заинтересованно вживаешься в тему урока, ребята слушают. Но урок — это не только восприятие нового, это еще и формирование знаний, умений, навыков и тут наибольшая опасность тебя поджидает: теряете контроль, класс шумит, урок срывается. Это всё потому, что начинающий учитель не имеет полный багаж методов обучения, которые приходят с опытом работы.

Как оказалась на практике, что не меньше трудностей и в воспитательной работе. Молодой педагог, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как трудно для него провести собрание, сбор, организовать дежурство, трудовые дела. Когда организовывают какую — либо деятельность, стараются все сделать сами и думают, что «Дети у меня ничего не умеют». Трудно налаживать отношения с учениками, много эмоциональных решений, нередко возникает психологический барьер, взаимная враждебность.

Иногда возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная, либо большая для начинающего учителя. С этой проблемой могут помочь справиться только опытные педагоги.

Цель методического сопровождения для молодого педагога должна включать создание условий для актуализации и реализации способности педагога к осознанному и проектируемому профессиональному и личностному саморазвитию, готовности к инновациям, созданию индивидуальных педагогической, воспитательной, дидактической систем.

Приведём примерный план работы с начинающим специалистом.

Тем не менее во всех школах ведётся большая умозаключительная работа. Для начинающих педагогов — это хорошая практическая работа, в которая отслеживает участие в конкурсах, мастер — классах, семинарах, а это тоже способствует повышению уровня квалификации.

Чтобы начинающий учитель в условиях современной школы чувствовал себя комфортно, имел желание учить детей, необходимо создавать благоприятные условия: практическое обучение и методическое консультирование более опытными педагогами, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями — мастерами; оказание психологической поддержки представителями администрации, проведение мастер — классов, назначение наставника, мотивирование к участию в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду.

Таким образом, методическое сопровождение оказывает важную роль в самосовершенствовании начинающего педагога, способствует его профессиональному становлению. Эффективность методического сопровождения позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, повышать их профессиональную компетентность.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, начинающий учитель, начинающий специалист, урок, методическое сопровождение, молодой педагог, молодой учитель, профессиональное становление, педагог, профессиональная деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *