МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

Методическое обеспечение образовательного процесса – это составление регламента реализации образовательной деятельности с соблюдением правил и норм ее проведения и рекомендаций деятельности педагогов в процессе своей профессиональной работы.

Образовательный процесс на уровне дошкольного образования имеет свои особенности. Они отражаются в методическом обеспечении работы педагогов ДОУ и функционировании дошкольного образовательного учреждения в целом.

Основные средства обучения, включаемые в методическое обеспечение образовательного процесса

К основным средствам обучения, которые обязательно должны быть включены с комплекс методического обучения образовательного процесса, относятся:

Основные направления методической деятельности ДОУ

Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ реализуется по следующим направлениям:

Трофимова Н. О. студент 1 курса факультет экономика и управления Елабужский институт Казанский федеральный университет научный руководитель: Васильев В. Л., к. э. н.

доцент Россия, г. Елабуга

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается важность учебно-методического обеспечения в образовательной организации. Также в статье приведены требования к разработке учебно-методического обеспечения. Учебно-методическое обеспечение является неотъемлемой частью образовательного процесса. Кроме того, оно положительно влияет на подготовку преподавателей.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, образовательный процесс, образовательная организация.

Trofimova N. O.

1 year, Faculty of Economics and Management Elabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Elabuga Scientific adviser: Vasiliev V. L.

Candidate of Economic Sciences, assistant professor CONCEPT AND THE ROLE OF EDUCATIONAL-METHODICAL SUPPORT IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract. The article considers the degree of educational and methodological support in the educational organization. Also in the article are the requirements for the development of educational and methodological support. Educational and methodological support is an integral part of the educational process. In addition, it has a positive effect on teacher training.

Keywords: educational and methodological support, educational process, educational organization.

На сегодняшний день образовательная деятельность является многоаспектным процессом. Она решает задачи обучения и воспитания учащихся, а также формирования личности в образовательной среде. Для корректного решения поставленных задач особое внимание требуется уделять учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Оно является основным механизмом в построении системы образовательной

деятельности. Также учебно-методическое обеспечение способствует повышению эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов.

В образовательном процессе неотъемлемой частью является учебно-методическое обеспечение, вопросам его содержания уделяется много внимания.

Рисунок 1. Требования к разработке учебно-методического

Улучшение качества учебно-методического обеспечения в ОО является одним из основных направлений совершенствования системы подготовки обучающихся.

Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно,

Очевидным является, что существует связь между качеством педагогической деятельности и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса. Любой, даже начинающий преподаватель, должен понимать важность разработки учебно-методического обеспечения для обеспечения образовательного процесса.

Таким образом, создание учебно-методического обеспечения положительно влияют на подготовку специалистов. Преподаватель, работая над созданием учебно-методического обеспечения, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании учебно-методического обеспечения преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

1. Аргунова Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999

2. Васильев В. Л., Ахметшин Э. М., Устюжина О. Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире. Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. 2017. С. 106115.

3. Кишкель Е. Н. Совершенствование методики разработки учебника: Дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.08: Москва, 2012.

4. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. Р ИВШ БГУ, 2001. — 118 с.

УДК 378.02 ББК Ч448.046

ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Необходимость выполнения вузами аккредитационного показателя (100 % обеспеченность дисциплин учебно-методическими комплексами) часто приводит к существенному увеличению нагрузки преподавателей. В статье предлагается вариант разработки обобщенного методического обеспечения для различных основных образовательных программ. Основанием создания общего учебно-методического комплекса является сходство профессиональных компетенций, формируемых в рамках различных направлений подготовки. Представлены этапы создания общего методического обеспечения процесса формирования управленческих компетенций и критерии оптимальности.

Ключевые слова: оптимизация, критерии оптимальности, методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методический комплекс, управленческие компетенции.

Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО привела к появлению в рабочих учебных планах образовательных организаций высшего образования достаточно большого количества дисциплин регионального компонента и дисциплин по выбору, каждая из которых должна быть обеспечена своим УМК. Стремление

образовательных организаций выполнить аккредитационный показатель (100 % дисциплин должны быть обеспечены УМК) приводит к значительной перегрузке преподавателей и, как следствие, формальному отношению к качеству методического обеспечения читаемых дисциплин. Отсюда вытекает необходимость оптимизации методического обеспечения основных образовательных программ.

оптимальности состоянии изучаемой системы, принятия управленческих решений являются таковыми применительно к конкретным условиям, т. е. при изменении условий изменяются и критерии оптимальности.

Методическое обеспечение может быть представлено как процесс и результат этого процесса. Методическое обеспечение как процесс представляет собой вид профессиональной деятельности (в том числе, коллективной) по созданию различной методической продукции, по оказанию методической помощи различным категориям педагогических работников, по выявлению, изучению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта.

Целью методического обеспечения образовательного процесса является создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности преподавателей и педагогических коллективов.

цесса в вузе отмечают, что методическое обеспечение образовательной программы является одним из наиболее ресурсоемких аспектов качества подготовки выпускников. Следовательно, варианты оптимизации методического обеспечения должны обеспечивать приемлемое качество УМК, достигаемое с меньшими затратами ресурсов, в т. ч. временных, чем ранее.

Для оптимизации издержек на методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования создаются обобщенные УМК. Такие УМК создаются для укрупненных групп специальностей или направления подготовки. Самым распространенным вариантом оптимизации методического обеспечения являются УМК для дисциплин блоков общих гуманитарных и социальноэкономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин. При этом обязательным является соблюдение следующих условий: единые требования к объему и содержанию дисциплин; одинаковые (или близкие по смыслу) названия дисциплин в учебных планах; совпадение содержания формируемых общекультурных и профессиональных компетенций; закрепленность за одной кафедрой; возможность использования одного и того же комплекта учебных и учебно-методических материалов.

Под управленческими компетенциями будем понимать интегральное свойство личности, основанное на профессиональных

Для указанных направлений подготовки (за исключением направлений 034400 и 020400) учебный курс менеджмента, в соответствии с ФГОС, представлен дисциплинами базовой части профессионального цикла (табл. 1).

Проектирование базового УМК по формированию управленческих компетенций начинается с анализа профессиональных компетенций для осуществления организационноуправленческой деятельности, приведенных в соответствующих ФГОС (табл. 2).

Профессиональные компетенции (см. табл. 2), подобные по содержанию (независимо от объекта воздействия) формируются в рамках образовательной программы по направлению 080200 «Менеджмент». Поэтому базовый УМК по формированию управленческих компетенций логично разрабатывать на основе УМК этого направления на выпускающей кафедре, реализующей соответствующую ООП. В УралГУФК таким подразделением является кафедра теории и методики педагогического менеджмента. Кроме того, к преподавателям, ведущим дисциплины профессионального цикла, предъявляются требования по наличию базового образования и (или) ученой степени, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин. Ответственным за базовый УМК назначается либо заместитель заведующего кафедрой теории и методики педагогического менеджмента по методической работе, либо один из преподавателей этой кафедры, ведущий одну или несколько дисциплин, входящих в базовый УМК, для студентов указанных направлений подготовки.

ООП разных направлений подготовки дисциплины управленческого цикла представлены на разных курсах, в различной последовательности и объемах изучения, опираются на разные предшествующие дисциплины. Поэтому для разработки качественного методического обеспечения процесса формирования управленческих компетенций потребуется совместная работа преподавателей выпускающих кафедр.

Создание базового УМК начинается с ор-

ганизации профессионально-педагогического взаимодействия. Формируется рабочая группа преподавателей, целью которой является разработка и реализация общего методического замысла формирования управленческих компетенций у студентов различных направлений подготовки. Участники рабочей группы для каждого направления подготовки на основе соответствующих ООП и УМК направления 080200 Менеджмент разрабатывают: рабочие программы учебных дисциплин по менеджменту; практические занятия по формированию определенных умений; фонд оценочных средств для текущего и промежуточного контроля; комплект заданий для самостоятельной работы студентов; балльно-рейтинговую систему оценки учебных достижений; методические указания для студентов по формированию управленческих компетенций.

Содержание профессионального образования должно обеспечивать освоение компетенций, представленных в ФГОС ВПО. Для определения тезауруса дисциплин по формированию управленческих компетенций следует осуществить декомпозицию соответствующих компетенций на необходимые умения и опорные знания. Рабочей группе следует определиться с необходимым и достаточным объемом понятий, структурой и логикой учебного материала дисциплин, входящих в состав базового УМК. Основу содержания этих дисциплин

Направление подготовки Дисциплины базовой части

034300 Физическая культура Менеджмент физической культуры и спорта

040700 Организация работы с молодежью Менеджмент в молодежной политике

100400 Туризм Менеджмент в туристской индустрии

Направление подготовки Профессиональные компетенции для осуществления организационно-управленческой деятельности

080100 Экономика Способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социальноэкономических последствий (ПК-13)

034300 Физическая культура Способность составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20); умение практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21); умение разрабатывать оперативные планы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22); умение составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23); способность обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24)

040700 Организация работы с молодежью Управленческие компетенции (ПК-4): способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики

100400 Туризм Способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7); способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8); умение рассчитывать и оценивать затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9)

должны составлять фундаментальные компоненты, не зависящие от конкретной профессиональной принадлежности будущих бакалавров. Вариативные компоненты, наоборот, призваны отразить специфику будущей профессиональной сферы деятельности обучающихся.

Последующими этапами профессионально-педагогического партнерства являются: апробация материалов базового УМК в учебном процессе; корректировка содержания учебных и учебно-методических материалов; оформление полного комплекта печатной и электронной версии базового УМК; утверждение материалов базового УМК; размещение электронной версии на портале образовательных ресурсов УралГУФК.

Самым затратным (по времени) при формировании базового УМК является анализ и отбор содержания обучения – выявление дидактических единиц, составляющих основу тезауруса дисциплин, входящих в базовый УМК. Построение тезауруса обеспечит возможность объективно отражать содержание инвариантной части учебных дисциплин. Поскольку тезаурус включает понятия различных уровней обобщения, это позволяет не только классифицировать их и на этой основе планировать процесс освоения учебного материала, но и разрабатывать общие для дисциплин базового УМК педагогические тесты, которые дают возможность повысить объективность и качество диагностики структуры управленческих знаний обучающихся.

Выделение универсальных для организационно-управленческой деятельности умений дает возможность включить в базовый УМК определенный набор интерактивных занятий и компетентностно-ориентированных заданий (кейсов, деловых игр, тренингов и др.).

В результате совместной работы преподавателей следует ожидать повышения экономической эффективности образовательных программ; создание оснований мониторинга методического обеспечения образовательных программ, реализуемых в УралГУФК; повышения качества методического обеспечения образовательных программ за счет использования и распространения передового педагогического опыта.

Достигается синергетический эффект за счет объединения усилий преподавателей в разработке методического обеспечения, происходит взаимообогащение их методического опыта. В результате, с одной стороны, эконо-

мятся ресурсы, с другой – повышается качество преподавания, поскольку уменьшается объем работы по созданию методических материалов и появляется возможность сделать эту работу более качественно. Разработка базового УМК позволит достичь экономии труда и времени преподавателей во внеаудиторной нагрузке за счет создания инвариантной части, основанной на УМК направления 080200 «Менеджмент»; экономии ресурсов на комплектование библиотечного фонда Урал-ГУФК, поскольку формируется список основной литературы, общий для всех дисциплин, входящих в базовый УМК. По аналогичным основаниям можно создавать УМК для формирования различных групп компетенций. Подобный вариант оптимизации на базе УМК направления 080200 «Менеджмент» возможен для групп дисциплин, формирующих компетенции в сфере маркетинга, предпринимательской деятельности и др. Такая совместная профессионально-педагогическая деятель-

ность будет отвечать основному критерию оптимальности: минимизации расходования ресурсов (человеческих, временных, финансовых) при достижении заданного результата.

1. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1981. – 432 с.

2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы /Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1982. – 192 с.

3. Батракова, Л. Г. Использование информационных технологий в оптимизации учебного процесса в вузе / Л. Г. Батракова // Ярослав. пед. вестник. – 2012. – Т. 2, № 1. – С. 7-13.

5. Кричевский, А. И. Оптимизация планирования учебно-методической работы вуза / А. И. Кричевский, С. Н. Терещенко // Вестник СамГУ. – 2007. – № 3 (53). – С. 18-29.

6. Мартыненко, О. О. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе / О. О. Мартыненко, И. П. Черная, А. Г. Антонов // Университетское управ-

ление: практика и анализ. – 2005. – № 2. –

7. Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе /

А. Г. Молибог. – М.: Высш. шк., 1971. – 296 с.

8. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 724 с.

9. Сериков, Г. Н. Управление достижением качества образования / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. – Челябинск: ИЦ «Урал. акад.», 2009. -265 с.

10. Силкович, Ю. Н. Оптимизация методов мониторинга методического обеспе-

чения учебного процесса / Ю. Н. Силкович,

11. Сторожева, О. И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук / О. И. Сторожева. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2010. – 26 с.

12. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. – http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1.

Поступила в редакцию 23 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” ________________2014, vol. 6, no. 3, pp. 41-47

WAYS OF OPTIMIZATION OF THE METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY

The necessity to comply with the accreditation indicator (100 % of methodical support for the subjects taught) often causes the increase in academic load. The article offers the variant of a unified teaching pack for a number of educational programs. The unified teaching pack has been developed on the basis of similarity between the professional competencies of different areas of training. The stages of creating the unified teaching pack have been presented as well as the optimality criteria.

Keywords: optimization, optimality criterion, methodical support of educational process, teaching pack.

Received 23 May 2014

Образовательные программы ДОО

Учебно-воспитательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) реализуется на основании программ образования, которые строятся по всем направлениям воспитательной работы и отвечают требованиям федеральных стандартов.

Воспитательная работа в ДОО реализуется по следующим основным направлениям и программам соответственно:

Реализация программ образования в дошкольной организации происходит посредством создания необходимых условий для полноценного развития ребенка, формирования у него общей культуры поведения, навыков социального взаимодействия, развитие психических процессов и физических качеств, усвоение правил безопасности жизнедеятельности, подготовка к дальнейшему обучению и развитию, существованию в общественной среде.

При выборе любой из программ особое внимание уделяется ее воспитательной ценности, использованию художественного слова и ориентации на гармоничное всесторонне развитие ребенка на каждой возрастной стадии его развития.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рисунок 1. Учебно-методическое обеспечение образовательного роцесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Программно-методическое обеспечение образовательного процесса ДОО» 👇

Поставленное программой целевое назначение реализуется за счет активной педагогической работы, мастерства педагога, высокого уровня его интеллектуального развития и профессионального мастерства.

Чтобы достичь целевого назначения реализации программы, необходимо:

Методическая работа дошкольного учреждения образования, прежде всего, ориентирована на оказание помощи воспитателям в реализации своих функций и обеспечении качественной работы учебного заведения.

Методическая работа ДОУ реализуется посредством создания в учебном заведении методической службы. Она включает в себя руководителя ДОУ и методиста, а также совокупность методической литературы, определяющей основы построения образовательного процесса ДОУ и основы его реализации педагогами и иными специалистами. Методист является старшим воспитателем, занимающимся разработкой рекомендаций работы воспитателей и их помощников и оказанием помощи и поддержки их профессиональной деятельности.

«Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ» 👇

Система методической работы строится на основании следующей структуры деятельности:

Каждое направление деятельности включает определенные аспекты содержания методической работы ДОУ, ориентированной на выполнение ее функциональной роли.

При проектировании содержания методической работы ДОУ, важно, определить ее содержание. Выбор должен быть сделан в опоре на результаты практической деятельности дошкольной образовательной организации и конкретные направления работы должны быть подкреплены качественными результатами, уровнем развития воспитанников.

Содержание методической работы должно быть связано с насущными проблемами деятельности дошкольной образовательной организации и работой педагогов ДОУ.

Уровни организации методической работы в ДОУ

Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ реализуется на следующих уровнях:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Структура методической работы ДОО

Методическая работа дошкольной образовательной организации реализуется посредством формирование методического совета. Он представляет собой объединение педагогов, направленное на решение конкретных направлений программной деятельности, исследовательской деятельности, проектирования методических вопросов и задач. В состав методического состава могут входить только высококвалифицированные педагоги, имеющие достаточно обширный опыт работы и творческие организаторские способности.

Внутри методического совета могут создаваться специальные группы, ориентированные на решение какой-то срочной проблемы, реализации краткосрочных проектов.

В состав совета входят, также, аттестационная комиссия ДОО и психолого-медико-педагогический совет.

Методическая работа дошкольного образовательного заведения может быть реализована в следующих формах:

Выбор конкретной формы методической работы определяется, исходя из ее целей и задач.

Методическая работы ДОО имеет системную структуру и организацию.

Методическая работа реализуется поэтапно:

Понятие и сущность методического обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, реализуемого впоследствии на практике.

Методическое обеспечение образовательного процесса представляет собой комплекс, являющийся дидактическим средством по управлению подготовкой педагогического работника, посредством включенной в него учебно-методической информации. Именно методическое обеспечение задаёт структуру образовательному процессу и отображает его основные элементы.

Таким образом, система методического обеспечения образовательного процесса, должна охватывать всё содержание учебного материала, предусмотренного программой и образовательными стандартами.

Основными целями формирования комплекса методического обеспечения образовательного процесса являются:

«Методическое обеспечение образовательного процесса» 👇

Формирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса требует от педагога профессионального и ответственного подхода. Он должен включать в себя все обязательные пункты по каждому разделу методического обеспечения.

Организация работы по разработке методического обеспечения осуществляется на основании учебного плана по учебной дисциплине (курсу, предмету, модулю). В разработке принимает участие не только педагог, но и методические работники образовательного учреждения и специально созданная цикловая комиссия.

Основную ответственность за создание и внедрение методического обеспечения в образовательный процесс, а также за его содержание несет преподаватель-разработчик.

Все материалы, которые педагог предполагает включить в методическое обеспечение образовательного процесса, предварительно проходят обсуждение на заседании цикловой (предметной) комиссии. Контрольно-оценочные и рабочие программы предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебной и методической работе. Комплекты контрольно-оценочных средств и программ промежуточной аттестации предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *