МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Образец №1 самоанализа урока по ФГОС в начальной школе

Местоположение урока в теме (как связан с предыдущими, как работает на следующие уроки).

Анализ хода урока:

Использованные методы обучения:

Использованные ИКТ, дидактические и наглядные материалы:

Удалось ли достичь целей урока:

Как реализовалось соблюдение ЗОТ на уроке:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом  осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

В заключении хочется сказать.  очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам  учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта – успешные ученики.

Самоанализ урока по ФГОС в начальной школе

Самоанализ урока стал неотъемлемой частью совершенствования мастерства учителя. Именно самоанализ позволяет выявить возможные проблемы в организации урока, выборе формы, методов и приемов, реализации ЗУН, целеполагании и формировании УУД.  Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС предполагает полномасштабный анализ урока, включающий самые разные аспекты.

Предлагаем варианты самоанализа уроков, который может использоваться для уроков по разным предметам: математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и др. предметам начальной школы.

Образец № 2 самоанализа урока по ФГОС в начальной школе

Этот вариант предполагает более общий самоанализ с упором на целеполагание и достижение поставленных целей.

Для самоанализа можно заполнить следующую анкету:

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: .

Это урок (указать тип урока).

Он включал в себя этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

САМОАНАЛИЗ УРОКА   ПО ФГОС

Каково место данного урока в теме?

Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с

Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

Рационально ли было распределено время на этапы урока?

Логичны ли были “связки” между этапами урока?

Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной

Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро

Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов, ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без “воды”. Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Урок  _____________________________________________________был проведён в  ____   классе.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «___________________________________________________________________________»,

Целью данного урока является:

Были определены задачи педагога:

По типу урока – это урок ___________________________________________________.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  На уроке прослеживалась межпредметная связь: _____________________________________________________________________________.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

ученик получит возможность научиться:

·        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

·        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

·       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·       учиться работать по предложенному учителем плану;

·       использует знако-символические средства при оформлении работы в группах;

·       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·       составляет алгоритм под руководством учителя;

·       слушает и понимает речь других;

·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3. Использование современных образовательных технологий – ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников данного класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока /выполнен, не выполнен/. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учеников.

Оценка результатов проведенного урока

Удалось ли достичь поставленных целей? _________________________________________

Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение __________________________

«Самоанализ урока в контексте требований ФГОС».

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!»

На самом деле всё просто: нужно думать не о том, с какой ноги начинаешь шагать, а о том, куда в конечном итоге нужно прийти, и как это сделать.

Что же такое самоанализ? Если заглянуть в словарь Ожегова, то там написано: “Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.”

Самоанализ урока же по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время урока.

В современной педагогике выделяют несколько  урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.

Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.

Пример и образец самоанализа урока по ФГОС

1. Обозначить  тему урока.

2. Указать тип урока по ФГОС.

3.  Характеристика цели урока и планируемых результатов.

4. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.

5. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ:

6. План урока. Характеристика:

7. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

8. Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

9. Анализ качества отношений между классом и педагогом.

10. Оценка конечного результата:

Сейчас мы с вами  проведём самоанализ урока русского языка в 3 классе по технологической карте, которые находятся у вас на руках.

: Склонение имён существительных.

Урок был проведён по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».

2. Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний.

3. Цель урока – познакомить со  склонением имен существительных.

предметные – дать начальные представления о грамматических нормах русского языка;

личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения.

метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4. Урок я провела в конце 2 четверти. Это первый по счету урок в теме «Склонение имён существительных». Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с мужским, женским и средним родом имён существительных.

5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В классе 4 отличника, 17 ударников и 8 учеников, которые учатся на «3». При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников своего класса.

7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:

– «открытие» ребёнка на общение

– «соучастие» ребёнка в процессе

– «возвышение» ребёнка

Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.

В целом урок я  считаю удавшимся, так как:

Джуманова Ольга Анатольевна

Дисциплина: Техническое оснащение и организация рабочего места

Раздел 1. Техническое оснащение предприятий общественного питания

Тема 1.2.  Механическое оборудование предприятий общественного питания

Цели урока:               обучающая

Обеспечить усвоение обучающимися знаний буквенно – цифровой индексации, устройства, принципа действия, правил безопасной эксплуатации машин для измельчения мяса; а так же разобрать возможные неисправности мясорубок, их причины и способы устранения.

Развивать навыки устной и письменной речи; умение выделять общие и существенные (главные) признаки и понятия; классифицировать их при составлении и заполнении плана – конспекта; делать обобщающие выводы; практические навыки работы с мясорубками; четко формулировать свои мысли; работать в должном темпе.

Воспитывать аккуратность при ведении конспекта; активность в учебной деятельности; самооценку и самоконтроль.

Комбинированный (элементы лекции, беседы, обсуждение проблемных вопросов по теме, постановка пред обучающимися определенной задачи, использование элементов игровой методики и видео-материала).

Лекция с элементами беседы; с применением информациионных технологий.

Устный опрос; самостоятельная работа; работа у доски    со сборочным чертежом; практическая работа; разбор производственных ситуаций.

Золин В. П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания. – 8 – е изд., перераб. и допол. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

мясорубка МИМ – 82;

Плакат № 64. Электронные плакаты

Сборочные чертежи МС 8 – 150; МИМ – 82; МС 2 – 7; № 150 – 152, 155, 156.

Конспект урока на листе.

6.   Возможные неисправности мясорубок, их причины и способы устранения.

Цели и задачи урока ставила с учетом особенностей программных квалификационных требований (квалификационной характеристики) для профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития интеллекта. Данный урок является очередным в разделе «Техническое оснащение предприятий общественного питания». Учебный материал подаётся с учётом изученного ранее, соблюдая преемственность и логическую последовательностью. Тип урока комбинированный. Учебный материал отобран в соответствии с возможностями обучающихся, согласно программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Я использовала групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея урока доведена до обучающихся через проблемную ситуацию. Приём изложения материала в виде рассказа преподавателя, с опорой на наглядность, учебник, презентацию. Цели и задачи реальные, достижимые.

Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. Время каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.

Организационный момент – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Постановка цели – 2 мин.

Актуализация новых знаний – 25 мин.

Пауза – 1 мин.

Внесение полученной информации в таблицу – в течение урока.

Выполнение практического задания – 5 мин.

Закрепление материала – 4 мин.

Итоги – 2 мин.

Рефлексия – 2 мин.

частично-поисковый, словесный, наглядный, иллюстрационный, репродуктивный, дидактический.

Рабочее место обучающихся подготовила заранее. Каждый обучающийся имел необходимые материалы: рабочие тетради, учебники, опорные схемы. Наглядные пособия и раздаточный материал предоставляла по степени необходимости.

Мобилизующему началу урока способствовали развивающие упражнения, шуточный тест по технике безопасности. Конец урока имел логическое завершение в форме подведения итогов, анализа урока, рефлексии, что обеспечило целостность и его завершённость.

На мой взгляд, урок имел высокий темп, благодаря максимально эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Обучающиеся работали активно, выбор заданий дифференцировался. Обучающиеся получали задания, в которых должны были проявить познавательную активность, творчество, креативность при обсуждении и обыгрывании проблемных вопросов, сборке основных узлов мясорубки. На протяжении всего урока была показана межпредметная связь дисциплины с историей, обществознанием, охраной труда, русским языком, кулинарией, товароведением продовольственных товаров, физиологией питания, личной гигиеной работников общественного питания.

Я считаю, план урока выполнен, задачи реализованы.

Содержание урока соответствует требованиям (квалификационной характеристики) для профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. На этапе изучения нового материала в основу изложения учебного материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность изложения. В уроке я учитывала особенности усвоения теоретических знаний обучающимися с нарушением интеллекта (фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний). Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к проблемному вопросу способствовали этому. Урок несёт практическую направленность, поскольку формирует представление обучающихся о возможных способах и методах работы с механическим оборудованием предприятий общественного питания.

Моя задача как преподавателя заключалась в правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную деятельность обучающихся.

Обучающихся такого вида привлекают интересные по форме задания, они быстро вовлекаются в урок, поэтому на этапе ОМ я использовала игровой приём (шуточный тест по ТБ). Проблемный вопрос помог мне чётко сформулировать задачу урока с учётом темы урока. Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный, слабый). Формы работы фронтальные, индивидуальные. Чтобы активизировать познавательную деятельность применяла наглядность, раздаточный материал, презентацию.

В условиях работы с коррекционной группой я уделяла внимание методам стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр), а также поощрение, контроль, обсуждение ошибок. У детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления. Очень важно было использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ иллюстрации, показ образца, показ способа действия). Также в уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа). Проблемное изложение материала было связано с использованием беседы, проблемной ситуации, обобщений, показа приема сборки мясорубки.

Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной группы проводится с целью определить зону ближайшего развития обучающихся. Это фронтальная беседа. Поскольку обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают определённые речевые трудности, очень важно для меня приучить давать полный ответ на вопрос. При проверке и оценке знаний применяю индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам, письменный опрос, опрос у доски.

Качественное освоение материала проверяется на этапе закрепления (работа в группах, работа с текстом и листом – конспектом урока) сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с обучающимися предполагают два уровня сложности.

Учитывая сложность восприятия учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья, для меня является важным спокойный темп речи, чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.

5. Анализ работы обучающихся на уроке.

Среди недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это создание ситуации занимательности, ситуаций успеха. Как следствие обучающиеся проявляли активность, заинтересованность. В процессе формулирования цели урока интерес и активность поддерживался проблемным изложением, опорой на профессиональную направленность. Обучающиеся с недостатками развития плохо владеют научной организацией труда на уроке. Поэтому на уроке отрабатываются навыки самостоятельной работы с книгой, тестами, графическими схемами, конспектами – листа. Слабым местом в усвоении материала на уроке является поверхностное восприятие материала, не способность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать и применять полученные знания. Важнейшим условием хорошего урока для меня является психологический комфорт. В конце уроке обучающиеся показали своё настроение, отношение к уроку через рефлексию. Ребята были настроены позитивно, удовлетворены результатами урока.

6. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Кабинет оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения урока. Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также закрепления наглядности.

На перемене использую режим проветривания. В ходе урока была скрытая физминутка (перемещение в классе, согласен с ответом – встань, работа у доски, выполнение практической сборки мясорубки).

Применение наглядности и презентации соответствовало нормам (текст печатный, цвет чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный). Наглядность демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы.

Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались.

Общие выводы по уроку:

В самоанализе я попыталась осветить структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока.

К недостаткам урока отношу слаборазвитую мелкую моторику пальцев рук обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения практической работы (заполнении таблицы). Для этого считаю необходимым разнообразить методы и приёмы, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Считаю необходимым для повышения самообразования обратить внимание на коррекционную педагогику.

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие “придираются”, выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти “ляп” или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Образец плана самоанализа №3

2. Тема урока:

3. Анализ целей урока

4. Анализ организации урока

5. Анализ содержания

6. Анализ работы учащихся

7. Анализ эмоциональной атмосферы, культура общения.

8. Анализ рефлексии: формы, приемы проведения, результативность.

9. Анализ домашнего задания: характер задания, его взаимосвязь с темой урока.

10. Недостатки урока.

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его “плюсы” и “минусы”. Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Образец № 4

3. Тип урока по ФГОС:

4. Цели урока:

5. Формирование УУД:

6. Планируемые результаты:

7. Оборудование к уроку (характер оборудования, соответствие поставленным целям и УУД, доступность):

8. Место урока в рамках изучаемого раздела по предмету:

9. Какие возрастные и психологические особенности учащихся учтены:

10. Выбранный метод обучения:

11. Способ реализации выбранного метода:

12. Взаимосвязь этапов урока:

13. Деятельность учащихся на уроке (виды деятельности, чередование разных видов, соответствие вида работы поставленным целям, успешность проведения).

14. Создание ситуации успеха (способ, прием, результативность)

15. Соответствие материала принципам ФГОС начальной школы:

16. Использованные формы работы:

17. Итоговая оценка урока:

18. Замечания и недостатки по уроку:

19. Рекомендации на будущее:

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Образец № 4 самоанализа (системный)

1. Общая характеристика класса

2. Характеристика общения в классе

3. Анализ эффективности урока

4. Анализ целей урока

5. Анализ структуры урока

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *