Теория физической
культуры и спорта.
Курс лекций для
студентов ФИОСТа НГУ им. П.Ф. Лесгафта
Лекция
5 МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ
Перед
педагогом при решении
воспитательно-образовательных задач
и задач физического развития в процессе
физического воспитания, спортивной
тренировки, физической рекреации и
реабилитации особо важное значение
приобретают способы применения избранных
средств, которые помогут более успешно
и продуктивно их достигнуть. Этот
поиск связан с выбором эффективных
методов обучения двигательных
действий, развития физических качеств
(способностей) и воспитания личностных
свойств.
Встает
вопрос: “Что же следует понимать под
методом и какие их разновидности
применяются в практике?”. Существуют
разные определения методов. Чаще всего
понятие “метод” определяют как
путь достижения поставленной педагогической
цели; как определенный способ применения
каких-либо средств с известной, заранее
намеченной целью; как способ взаимной
деятельности педагога и ученика, с
помощью которого достигается выполнение
поставленных задач; как совокупность
приемов и правил деятельности педагога,
применяемая для решения определенного
круга задач; как определенным образом
упорядоченную деятельность, т.е. систему
целенаправленных действий, приводящих
к достижению результата соответствующего
намеченной цели; как форму освоения
учебного материала и др. Несмотря на
некоторые различия в понимании категории
“метод” можно выделить ряд общих
существенных признаков, присущих многим
из этих определений:
1.
Любой
метод предполагает осознанную цель,
без чего невозможна целенаправленная
деятельность субъекта, т.е. он всегда
целесообразен и характеризуется
плановостью и реализацией определенного
способа деятельности. Способ – это
технологическая сторона метода. В
практике засекречивается не способ
действий, а технология его освоения.
2.
Достижение намеченной цели осуществляется
в процессе деятельности, которая
включает в себя определенную совокупность
действий, порядок и последовательность
которых определяется субъектом
деятельности.
3.
Метод имеет свое предметное содержание.
Он включает в себя инструмент, средство,
необходимое человеку для достижения
цели. Эти средства могут быть
интеллектуальные, практические и
овеществленные (предметные) и др.
4.
Всякий метод предназначен для воздействия
на какой-либо объект, и поэтому для
успеха применяемого метода человеку
надо что-то знать об объекте, о его
свойствах, о ходе изменения его под
влиянием действий над ними. Объектом и
субъектом воздействий при занятиях
физическими упражнениями является
личность учеников, различные ее
сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение,
физические качества и пр.
5.
В
методах проявляются закономерности
обучения, воспитания и развития личности.
Так как они действуют объективно,
независимо от воли людей, то метод,
формируясь на основе этих познанных
законах, выступает как конструктивный
принцип построения определенных
процедур, технологических приемов,
способов действий.
6.
Применение метода должно неизбежно и
закономерно вести к достижению цели,
т.е. намеченному результату.
Хотелось
бы также обратить внимание еще на одну
особенность. Метод применяется, как
правило, для решения не одной-двух, а
для решения определенного типа, класса
задач. К примеру, образовательных или
воспитательных задач.
Если
обобщить все вышеизложенные соображения,
то понятие “метод” в самой общем
виде можно определить следующим образом:
МЕТОД
– это разработанная с учетом педагогических
закономерностей система действии
педагога (учителя, преподавателя,
тренера), целенаправленное применение
которой позволяет организовать
определенным способом теоретическую
и практическую деятельность учащегося,
обеспечивающую освоение им двигательных
действий, направленное развитие
физических качеств и формирование
свойств личности.
В
деятельности учителя физической
культуры, тренера по спорту,
педагога-организатора по
физкультурно-оздоровительной и
рекреационной работе, помимо понятия
“метод” используется и термин
“методический прием”.
Под
МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы
реализации того или иного метода в
конкретной педагогической ситуации.
Прием
– это составная часть метода, выражающая
единичные, одноактные действия
педагога. Внутри каждого метода
используются разнообразные методические
приемы. Поэтому неслучайно иногда методы
рассматривают как определенное сочетание,
совокупность различных приемов. С другой
стороны – при одном и том же методе
реализация его может осуществляться
за счет разных приемов.
Понятие
МЕТОДИКА употребляется в теории
физической культуры в двух смыслах:
• в
узком, как
совокупность различных методов,
обеспечивающих успешность овладения
отдельными упражнениями (бега,
прыжков, метаний, лазания, плавания и
т.д.);
• в
широком, как
совокупность не только методов, приемов,
но и форм организации занятий (методики
физического воспитания – в дошкольных
учреждениях в школе, в вузе и пр.).
В
литературе встречаются также понятия
“методический подход” и “методическое
направление”, которые, к сожалению,
нередко разными авторами излагаются
неоднозначно и противоречиво. Встречаются
и такие случаи, когда в одном месте своей
работы автор к “методическому подходу”
относит то, что в другом именует
“методическим направлением”.
Но
самое главное состоит, пожалуй, в том,
что в этих работах не находит отражения
вопрос: “В каких же отношениях между
собой находятся данные понятия с
понятиями “метод”, “методический
прием”? На основе изучения литературных
источников нами предпринята попытка
рассмотреть содержание этих понятий.
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ПОДХОД представляет собой совокупность
способов воздействии педагога на
занимающихся, выбор которых обусловлен
определенной научной концепцией,
логикой организации и осуществления
процесса обучения, воспитания и развития.
К
примеру, при обучении движениям можно
использовать традиционные и нетрадиционные
подходы (алгоритмический,
адаптивно-программированного обучения
с помощью ЭВМ и др.); при разучивании
двигательных действий и развитии
физических способностей (качеств)
возможны два противоположных подхода:
аналитический (избирательный) и
целостный (интегральный).
МЕТОДИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ – это один из путей в методике
обучения двигательным действиям или
развития физических качеств, ориентирующий
на использование однородных, однотипных
заданий, методов и методических приемов,
позволяющих решить поставленную
задачу за счет воздействия какого- то
одного доминирующего фактора.
К
примеру, при создании максимальных
силовых напряжений в процессе развития
силовых способностей выделяют следующие
методические направления:
• преодоление
непредельных отягощений (сопротивлений)
с предельным числом повторений;
• использование
предельных отягощений с непредельным
числом повторений;
• преодолением
сопротивлений с предельной скоростью
и др.
Для
достижения высокой стабильности и
вариативности двигательных навыков
можно усложнять внешнюю обстановку при
выполнении технических приемов или
применять физические упражнения при
различных состояниях организма ученика,
затрудняющих выполнение техники движений
(на фоне утомления, эмоционального
напряжения, при выключении или ограничении
деятельности какого-либо анализатора).
Наоборот, при частичной перестройке
двигательных навыков, совершенствования
кинематики и динамики отдельных деталей
навыка создаются облегченные условия
выполнения технических действий. Все
рассмотренные выше понятия тесно
взаимосвязаны между собой и дополняют
друг друга. Это можно представить в
виде соответствующей схемы (Рис. 5.1.).
Тема «методы и приемы работы с детьми».
1.1. Понятие «метод» и «прием» в педагогике. стр.3
Понятие метода обучения. стр.4
1.3. Сравнение приема и метода в педагогике. стр.5
2.0. Методы и приемы при воспитании и обучении дошкольников
1.1 Понятие «метод» и «прием» в педагогике.
выбранной темы для реферата: структурировать методы и приемы для совместной работы педагога-воспитателя и ребенка, для каждой возрастной группы. Педагог должен знать и уметь применять методы и приемы в зависимости от ситуации.
: на основе теоретического и практического исследования выявить наиболее характерные особенности методов и приемов в дошкольной педагогике.
– процесс образования и воспитания в дошкольных учреждениях
– организационно-педагогические условия реализации методов и приемов в развитии детей.
1.2 Понятие метода обучения.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.
Первое определение: «Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».
Второе определение: «Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса». В первом определении метод связывается с достижением цели обучения, во втором он понимается шире – как комплекс задач учебного процесса.
Третье определение: «Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия».
В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.
Четвертое определение: «Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания». Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.
В каждом из названных определений акцентируется внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга
В чем же разница между приемом и методом в педагогике?
В педагогическом методе отражается основной принцип организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия всех его участников. По этому принципу методы воспитания и обучения могут быть классифицированы как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, интерактивные, личностно-ориентированные, бинарные, формирующие типы социального поведения.
Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находок
Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека
Отличие приема от метода
классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
• показ способов
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их. Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
– содержания учебного материала;
– возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
– формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
– оснащенности педагогического процесса;
– личности воспитателя
Словесные методы и приемыкратчайший срок передавать детям информациюставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
– важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.
достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту
В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Бианки, В. А. Осеевой и др.) , рассказы педагога из личного опыта.
Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Требования к рассказчику
– Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.
– Выразительность речи.
– Необычность информации.
педагог ставит перед детьми В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина) .
– Этические – воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.
– Познавательные – тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни,с окружающей природой и трудом взрослых.
По дидактическим целям
– Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.
– Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные
(А. И. Сорокина) :
– требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?) ;
– побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?) .
Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения И. Я. Лернера — М. Н. Скаткина:
– объяснительно-иллюстративный метод,
– многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические) .
– подражательные упражнения – к таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.
– конструктивные упражнения – в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.
– творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.
Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы.
Дидактические правила проведения упражнений
3.ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать,
4.показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением,
5.для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования.
6.выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога.
Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат.
Например, воспитатель организует , в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства () различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление.
Выявление скрытых признаков предметов осуществляется с помощью В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега – в воду; опыты с песком и глиной, с воском
– наглядно-практический метод обучения.
представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.) .
. Метод моделирования разработан: Д Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.
В основе метода моделирования: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения
-звуковому анализу слов (Л. Е. Журова) ,
-конструированию (Л. А. Парамонова) ,
-для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева) ,
– воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.(технические игрушки) .
– существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. (календарь природы).
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов
посредством условных знаков символов.
Овладение методами и приемами помогает в развитии основных психических процессов :памяти, внимания, образного мышления детей, их социализации, подготовки к школьному обучению. Применение игровых технологий и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пос. для студентов вузов – М.: Академия, 2008.- 383 с.
Вегнер Л. А. Педагогика способностей.—М.: Знание, 1973,—96с.
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. Лит. 1976-302с.
Сеченов И. М., Избранные произведения, т. 1, М., 1952-198с.
Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956-399с
Методические приемы в разных видах деятельности в раннем возрасте
Методические приемы в разных видах деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Методические приемы в разных видах деятельности в средней группе.
Методические приемы в разных видах деятельности в старшей группе.
Методические приемы в разных видах деятельности в подготовительной группе.
Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.
1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.
Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).
В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.
Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют
К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.
Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.
Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.
Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.
Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.
Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.
Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.
Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.
Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.
Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.
3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).
Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.
Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.
Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.
Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями
Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; – обучение во сне; – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.
Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.