МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:

Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на современном занятии

Пихиенко О. Ю – Методист

МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на современном занятии.

Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий.

Методические рекомендации представляют опыт по использованию ИКТ и Интернет-ресурсов на занятиях объединений в дополнительном образовании.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

Применение информационных технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет педагогу успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Модернизация образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углубленного образования.

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:

– компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

– диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;

– тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;

– лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

– экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний; базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

– прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).

1. Мультимедийные презентации.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания этого занятия, цели, которую ставит педагог. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

2. При закреплении новой темы.

Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к занятиям.

5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

6. Средство эмоциональной разгрузки. Мультимедиа – программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

7. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках педагога, в дополнении со сканером и принтером – это

Мультимедийные флеш-презентации профессионально сочетают в себе текст, видео, звук, анимацию, а также двух или трех мерную графику. Еще одним из преимуществ флеш-презентации является ее интерактивность, пользователь может принимать участие в презентации: выбирать необходимый ему раздел, регулировать громкость презентации, просматривать те или иные видеоматериалы и фрагменты по своему выбору. Для обеспечения этой возможности флеш-презентации снабжаются системой навигации.

Флеш-презентации могут включать в себя:

• анимированные ролики;

• видео ролики;

• графики, диаграммы, схемы, таблицы;

• дополнительные справочные разделы и материалы;

• звуковое оформление;

• визуальные эффекты оформления;

• прочие разделы.

3. Интерактивные пособия, тренажеры, кроссворды. Шаблоны презентаций

Сайт содержит презентации и разработки занятий по различным предметам, видеоуроки, компьютерные программы, шаблоны презентаций.

4. Электронные образовательные ресурсы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не дает заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

Для каждого тематического элемента (ТЭ) имеется три типа электронных учебных модулей

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный

мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объемом несколько Мбайт.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации;

практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

5. Картотека фонов, рамок, клипартов.

1. Методическая работа в системе дополнительного образования./ авт.-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Новоселова Н. Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей // Методист. – 2007. – №8.

2. Проверка «юридической чистоты»!!! Если исключительное право на заявляемое ПО принадлежит вам только на отдельных территориях (например, только на территории Российской Федерации), то Экспертный совет откажет во включении сведений о заявляемом ПО в реестр российского программного обеспечения со ссылкой на несоответствие пункту 5 «а»

3. Подготовьте список использованных при разработке ПО сторонних компонентов с указанием их правообладателей и лицензий их распространения.

4. Проверьте, что использованные при разработке ПО сторонние компоненты:- правомерно используются (на основании открытой лицензии, лицензионного договора/оферты правообладателя компонента и т.п.) и позволяют получить исключительные права на ПО, использующее их в своём составе – пункт 5 «а» Правил;- если ключевые компоненты ПО лицензируются на условиях таких “вирусных” лицензий, как GPL, MPL и т.п., то заявляемое ПО распространяется с учётом требований таких лицензий;- не устанавливают ограничений, препятствующих использованию заявляемого ПО на ВСЕЙ! территории Российской Федерации – пункт 5 «б» Правил;- сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим использование таких компонентов, в пользу «иностранных» поставщиков составляет менее 30% вашей выручки, полученной за истекший календарный год в качестве вознаграждения за предоставление права использования заявляемого ПО на основании лицензионного или иного вида договора – пункт 5 «в» Правил;

6. Информация о процессах разработки и поддержкиДанная проверка должна позволить оценить способности заявителя независимо поддерживать, исправлять ошибки и совершенствовать продукт, используя собственную инфраструктуру и персонал. 1. Подготовьте информацию о процессе разработки: – данные о персонале, задействованном в процессе разработки (количество, квалификация); – фактический почтовый адрес, по которому осуществляется процесс разработки заявляемого ПО; 2. Подготовьте информацию о процессе сопровождения: – о возможных средствах коммуникации со службой поддержки; – о режиме работы службы поддержки; – о персонале, задействованном в процессе сопровождения (количество); – фактический почтовый адрес, по которому осуществляется процесс сопровождения; 3. Подготовьте документацию, содержащую описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки – пункт 11 «е». В качестве ориентира по полному составу процессов жизненного цикла ПО может использоваться стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207—2010 «Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств». В качестве минимально необходимых должны быть описаны следующие процессы: – процессы реализации (разработки) ПО – проектирование, конструирование, сборка, тестирование; – процессы поддержки ПО – менеджмент конфигурации ПО, процесс решения проблем в ПО. 4. Подготовьте информацию о хранении кода и управлении лицензионными ключами. Проверьте, что все технические средства хранения исходного текста и объектного кода программного обеспечения, компиляции исходного текста в объектный код программного обеспечения, необходимые для активации, выпуска, распространения, управления лицензионными ключами программного обеспечения находятся на территории Российской Федерации. Если используете облачные сервисы, уточните, где именно находятся их серверы. Например, популярный сервис GitHub НЕ удовлетворяет этому условию, а GitFlic удовлетворяет. Подготовьте информацию об исходном тексте и объектном коде: – описание программных и технических средств хранения исходного текста и объектного кода программного обеспечения с указанием адреса фактического размещения этих средств; – описание программных и технических средств компиляции исходного текста в объектный код программного обеспечения с указанием адреса фактического размещения этих средств (если такая компиляция осуществляется); – описание программных и технических средств хранения объектного кода программного обеспечения с указанием адреса фактического размещения этих средств (при наличии объектного кода); – документы, подтверждающие, что технические средства хранения исходного текста и объектного кода программного обеспечения, а также технические средства компиляции исходного текста в объектный код программного обеспечения находятся на территории Российской Федерации. Подготовьте информацию о лицензионных ключах (при их использовании): – описание программных и технических средств, необходимых для активации, выпуска, распространения, управления лицензионными ключами программного обеспечения, с указанием адреса фактического размещения этих средств. – документы, подтверждающие, что технические средства, необходимые для активации, выпуска, распространения, управления лицензионными ключами программного обеспечения находятся на территории РФ и контролируются российскими организациями либо гражданами РФ. 5. Проверьте, что графический пользовательский интерфейс программного обеспечения реализован на русском языке (если такой интерфейс используется в ПО).

7. Актуализация информации на официальном сайте!!! Информация на перечисленных ниже страницах всегда должна быть доступна для неавторизованных пользователей. В случае, если какая-то требуемая информация (или страница целиком) перестаёт быть доступной (сайт переехал, структура поменялась, доступ предоставляется только авторизованным пользователям и т.п.), это является поводом для исключения сведений о вашем ПО из Единого Реестра.

1. Подготовьте страницу, содержащую информацию о заявляемом ПО – пункт 4 «ж»

2. Проверьте, что сайт принадлежит вам, как правообладателю ПО. Если сайт не принадлежит правообладателю, подготовьте информацию о том, кто является администратором доменного имени, а также копии документов, на основании которых информация о заявляемом ПО размещается по предоставленной ссылке (например, дилерское соглашение или соглашение об использовании сайта);

3. Проверьте, что страница содержит описание функциональных характеристик ПО;

4. Проверьте, что страница:- для «коробочных» решений содержит информацию, необходимую для установки вашего ПО;- для SaaS-решений – уведомление, что ПО распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются;

5. Проверьте, что страница содержит информацию, необходимую для эксплуатации ПО (например, руководство пользователя).

6. Подготовьте страницу, содержащую информацию о стоимости вашего ПО – пункт 4 «н» Правил. Проверьте, что эта страница содержит:- информацию о стоимости программного обеспечения, либо- информацию о порядке определения цены (указаны конкретные методики расчёта или фраза типа «стоимость ПО рассчитывается индивидуально» и указаны контакты, по которым можно связаться для определения стоимости), либо- сведения о возможности использования ПО на условиях открытой лицензии или иного безвозмездного лицензионного договора, либо- сведения о распространении ПО только среди (под-) ведомственных организаций

Вы готовы к подаче заявления о включении ПО в Единый реестр

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ПРЕДМЕТА ШКОЛЫ.

«Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня  довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы нам помогут новые педагогические технологии, которые  немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование ИКТ на уроках  помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Основной целью применения ИКТ является:

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения  и реализовывает  основные принципы активизации познавательной деятельности:

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке  мультимедийных  технологий, структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Структурная компоновка презентации Power Point развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Выделяются следующие особенности данной технологии: 1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране; 2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами; 3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено. 4. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 5. Повышение производительности урока. 6. Установление межпредметных связей с другими предметами. 7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 8. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же:

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и репродукции различных электронных энциклопедий, видеоролики,  мелодии, презентации на определенную тему, различные тесты, задания  развивающего характера. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого учителями используются развивающие методы и приемы:

При подготовке к урокам  используются электронные ресурсы учебного назначения

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

характер учебного материала

временные затраты в учебном процессе

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

оценка различных вариантов проведения урока

выбор наиболее оптимального метода

создание методической структуры урока

выбор оптимальных  форм организации учебной деятельности учащихся

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс,  но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики, например,  при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В  школе  используются информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Требования к оформлению презентаций.

При подготовке презентации следует помнить, что лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, не в полной мере осмысленных учащимися, т.к. плохое изложение чрезмерного объема информации их может запутать. Презентация сопровождает речь педагога, но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные преподавателем, но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить  на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.

Преподаватель должен быть подготовлен к работе с презентацией: знать ,  владеть  методическими приемами использования данного ресурса на уроке. Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание учащихся, поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, т.к. другая информация не будет ими восприниматься. Грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Преподавателю важно превратить учащегося из зрителя в активного участника учебного процесса. На это обязана работать и презентация – ее структура и содержание должны обеспечивать  и поддерживать взаимодействие педагога и учащихся.

использования презентации зависит от четкости, продуманности  ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е.  представить каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разнести  и на несколько слайдов.

презентации может быть построена как на основе индуктивной, так и дедуктивной схемы. Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания. Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Необходимо помнить, что ученик моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья учащихся и педагогов необходимо придерживаться

Расположение  информации на странице:

–      предпочтительно горизонтальное расположение материала;

–      наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

–        цвет по-разному влияет и на первичное восприятие материала, и на его запоминание, и на здоровье человека (например, зеленый и белый цвета – спокойные, не раздражающие, способствующие  интеллектуальной деятельности; красный цвет привлекает внимание, но оказывает  возбуждающее  психологическое воздействие);

–        необходимо «цветовое равновесие». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если их оформить в одинаковые по цвету рамочки;

–        на одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один – для фона, один-два – для заголовков и один-два – для текста, причем цвета должны сочетаться между собой;

–        для фона лучше  использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона  должны быть подобраны  так, чтобы все надписи читались.

Выбор размера шрифта на слайде определяется, исходя из нескольких условий:

–      размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;

–      освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры;

–      текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация;

–      не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.

Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположение текста, заголовков, картинок, использование  рамок, заливки и пр. обеспечивает  единый стиль в оформлении.  Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной. Это достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.

Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации. С точки зрения  эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 – 10 строк. Текстовая информация  на слайде отражает цель и содержание урока. С точки зрения содержания, текст на слайде – это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр.

Диаграммы и таблицы.

Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности лекции, выступления или доклада. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет большое значение и с точки зрения формирования у учащихся умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть  в педагогической практике они могут рассматриваться как форма, прием представления учебной информации.

Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их

–      текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Следует отметить, что шрифт таблицы может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде;

–      одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта;

–      таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы;

–      с точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде можно разместить не более 3-х круговых диаграмм;

–      тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных;

–      данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы;

–      таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне;

–      при демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться правил: единство стиля подачи материала, удобство восприятия текстовой и наглядной информации.

Схемы в презентации – это возможность образного, абстрактного представления многочисленных рядов, классификаций объектов и связей между их компонентами. Как и диаграммы, схемы выполняют задачу обеспечения образности, наглядности представления содержания теоретического материала, так же, как и таблицы, схемы позволяют комплексно, системно предоставить текстовую информацию. При создании схем на слайде важно учитывать следующее:

–                     на одном слайде размещается одна схема;

–                    схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь;

–                    количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с другой – зрительным восприятием;

–                    текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы необходимо помнить, что  схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с  другими слайдами презентации.

Рисунки чаще всего используются для разъяснения абстрактных понятий теоретического лекционного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлении и должны:

–                    быть четкими и качественными;

–                    соответствовать текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);

–                    разумно  дозироваться в количественном отношении на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).

–                    оформляться грамотно с точки зрения дизайна и отвечать общим требованиям экранного представления информации;

Четко подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного занятия, на его эмоциональный фон.

Анимации и эффекты.

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – это интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами. Следует помнить:

–                    что увиденное сначала, предстает перед нами как образ. Мы реагируем, в первую очередь, на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание;

–                    понимание  закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации;

–                    с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.

Планируя и оценивая презентацию, не следует забывать, что анимации и эффекты – только к месту. Не следует увлекаться чрезмерным использованием анимации, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации. Согласно санитарным нормам и правилам, длительность работы педагогов в кабинетах, оборудованных  персональной компьютерной техникой, не должна превышать 4-х часов. В соответствии с этим определяются следующие требования к качеству изображения:

–                         нормативный размер изображения для классного помещения рассчитывается по формуле: H = L : 5, где H – ширина изображения, L – длина класса в метрах;

–                расстояние от центра экрана до пола должно составлять в кабинетах– 1,5 м.

На основе вышеизложенного,  можно выделить следующие основные требования к презентациям

Критерии технической готовности:

Основные направления и содержание здоровьесберегающей деятельности учителя, применяющего ИКТ  на уроках.

Профилактикой зрительного и общего утомления детей является систематическое проведение учителем начальной школы гимнастики для глаз и осанки, физкультминуток, динамичных. Не стоит пренебрегать паузами во время урока, даже если дети часто вставали со своих мест и перемещались по классу. Практика показывает, что если на несколько секунд  ребенок закроет глаза, услышит музыку или представит себе что-нибудь приятное по просьбе учителя, то ткань урока не будет нарушена и  результативность дальнейшей работы, как правило, возрастает. Вот некоторые из таких упражнений:

(упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Коррегирующая гимнастика для глаз:

Моргайте на каждый вдох и выдох.

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

(облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

(упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

(снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите,   или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

,,Где учителю взять презентации для своего урока?”

Конечно, идеальным вариантом будет демонстрация своих собственных презентаций на уроке – учитель сделает свою презентацию специально для своих учеников, информация для презентации будет отобрана наилучшим образом и т.д. Но где же учителю взять столько сил, времени и знаний, чтобы подготовить хорошие презентации на все уроки?

Здесь на помощь учителю придут его коллеги. Коллеги, которые работают с ним в школе или районе, а еще лучше, коллеги, готовые помогать через интернет.

Презентации, сделанные другими учителями, не всегда содержат всю нужную информацию, но почти всегда их можно отредактировать, “сделать под себя” – убрать лишние слайды или добавить свои.

Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий.

Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма , но и как деятельность ученика, т.е. как форма

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера). Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у современных учеников  велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках  дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение качества  знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог  российской школы, соответствует современным требованиям.

Идти в ногу со временем – веление времени.

Прищепа Ольга Александровна Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

в образовательном процессе дошкольников.

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что предоставляет широкие возможности для коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *