МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯУЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методические приемы в разных видах деятельности в раннем возрасте

Методические приемы в разных видах деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Методические приемы в разных видах деятельности в средней группе.

Методические приемы в разных видах деятельности в старшей группе.

Методические приемы в разных видах деятельности в подготовительной группе.

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил

Лекция. Современные принципы обучения
и отражение их в методическом стандарте.

Методический стандарт – это
общепринятая и закрепившаяся в
практическом опыте норма (образец,
эталон, модель) обучающей деятельности
учителя, в которой есть типичные,
характерные, повторяющиеся и соответствующие
современным достижения науки черты.

Принципы представляют собой основные
правила обучающей деятельности учителя
ин. яз., отражающие существенное и
закономерное в методике.

Методический
приём – элементарный методический
поступок, направленный на решение
совершенно конкретной задачи преподавания
на определённом этапе практического
занятия. Серия следующих друг за другом
приёмов – это и есть технология учебного
процесса.

Индивидуальные технологии – это полная
свобода выбора метода обучения, реализация
целей обучения своим путём.

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов – суждений:

– Как доказать?

– Чем объяснить?

– Вследствие чего?

– В каком случае?

– Каким образом?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

Методические
приемы
чаще всего определяются как «составная
часть методов обучения, т.е. такие
способы учебной работы учителя и
учащихся, которые могут быть выражены
в виде перечня составляющих прием
действий, адекватных специфике изучаемого
материала» (О. Ю. Стрелова). Говоря проще,
методический прием – типологизированный,
регулярно повторяющийся в практике
обучения конкретный способ решения
частных учебных задач.

Под методическими
средствами
обычно понимаются материальные предметы,
используемые при организации процесса
обучения (тексты, картины, видеозаписи,
карты и т.п.)

Еще одним
продуктивным понятием является форма
организации обучения.
Примерами форм организации обучения
являются урок, учебная экскурсия,
ученический проект («большие» формы);
рассказ учителя, групповая работа,
ответы на вопросы к тексту учебника
(«малые» формы, определяющие вариативность
«больших» форм).

Хотя обычно
декларируется, что приемы, средства и
формы обучения являются составной
частью методов, в реальной методической
практике связь классификаций методов
и приемов не всегда прямая. По сути,
конкретные наборы методических приемов,
средств и форм складываются в большей
степени под влиянием традиции, личного
опыта учителя и учащихся и т.п. факторов.
В связи с этим, систематизация рассмотрения
этих понятий в нашем курсе носит в
некоторой степени условный характер.

Последнее
«теоретическое» замечание: знакомство
со сложившимися в методической традиции
описаниями приемов и средств обучения
само по себе недостаточно для успешной
работы учителя. Оно служит лишь отправной
точкой в формировании собственного
«методического арсенала», который
всегда в значительной степени
индивидуализирован. И кроме того, как
отмечалось выше, такое знакомство
создает почву для анализа, обобщения
и распространения частного педагогического
опыта.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть учащиеся для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание. Технология проведения:

: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.

: на парте — чистый лист и ручка. По команде учащиеся приступают к работе. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.

: работы сдаются преподавателю или применяется   вариант самопроверки:

а) преподаватель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Учащиеся отмечают знаками “+” и “—” свои результаты;

б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся;

в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 “плюсиков” — отметка “5”, 5 “плюсиков” — “4”, не менее трех — отметка “3”;

«РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно.  Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач   нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.

Преподаватель проверяет работы учащихся выборочно.

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – “возможно” и “вероятно” ( количество “ветвей” не ограничено), и, наконец, “листья” – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры – плакаты на  стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие:

Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.

«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.         Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ»

Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.

Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:

Что такое приёмы обучения и какими они бывают

Разбираем, как соотносятся между собой приёмы и методы обучения — и какие приёмы помогают сделать обучение эффективнее и интереснее.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

Советские педагоги Николай Верзилин и Вера Корсунская ещё в шестидесятых предложили такое определение приёмов обучения в своём пособии «Общая методика преподавания биологии»:

«Методические приёмы — элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения».

А в учебнике «Современная дидактика» Андрея Хуторского отмечается, что приёмы обучения — это «элементы, которые позволяют составленному из них методу обучения происходить уникально».

Но чтобы не запутаться, для начала стоит определить, что такое метод обучения. Определения, сформулированные разными учёными, сходятся в том, что метод — это способ организованной деятельности учителя и учащегося для достижения целей обучения. Лекция, самостоятельная работа, разбор кейса, деловая игра — это методы обучения, и их существует много.

И как уже упоминалось выше, методы состоят из элементов — методических или дидактических, как их ещё называют, приёмов. Например, метод мозгового штурма составляют такие приёмы: придумывание идей за определённое время, их анализ и выбор самой подходящей под заданные критерии.

В пособии «Педагогика» под редакцией Виталия Сластёнина авторы отмечают, что если метод решает определённую образовательную задачу, то отдельный приём отвечает лишь за часть или этап этого решения. Также авторы учебника добавляют, что один и тот же способ деятельности в разных учебных контекстах может быть как приёмом, так и методом. Например, беседа способна играть роль самостоятельного эвристического метода — учитель, задавая ученику определённые вопросы, помогает ему самостоятельно добыть знание. Но также беседа может быть одним из приёмов в кейс-методе, деловой игре и так далее.

Как отмечают авторы «Российской педагогической энциклопедии» под редакцией Виктора Панова, одни приёмы могут входить в самые разные методы, а другие — быть специфичными для конкретного метода. Вообще, наборы приёмов очень вариативны — они зависят от предмета, содержания учебного материала, предполагаемого уровня его усвоения и так далее. Например, приёмы, составляющие методы обучения иностранному языку, могут быть совсем не похожими на те, с помощью которых преподают физику.

Верзилин и Корсунская рассматривали в первую очередь методику обучения биологии, однако предложенная ими классификация приёмов обучения выглядит цельной и достаточно универсальной. Так, педагоги разделили все методические приёмы на три группы:

Творческий подход к работе помогает учителям, преподавателям и методистам создавать и применять самые разнообразные и уникальные приёмы, способствующие решению образовательных задач.

Андрей Хуторской в своём пособии «Современная дидактика» собрал перечень полезных практических приёмов — с пометкой, что часть из них предложили педагоги Вячеслав Букатов, Анатолий Гин и Александр Колеченко. Приведём для примера некоторые из них.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯУЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Выбирая
методический прием, педагог стремится
сосредоточить внимание ученика на самом
главном, «вынуждая» его видеть, слышать,
ощущать лишь то, что в данный момент
необходимо и ограждая от отвлекающих
деталей.

Множество
приемов родилось в гимнастических залах
на прогрессивных идеях педагогов и
учащихся. Давно осознана и необходимость
их систематизации. В методической
литературе описана группировка приемов
по предметному признаку, по способам
воздействия на учеников, по реакциям
функциональных систем.

К числу наиболее употребительных
относятся:

К
техническим средствам относятся
простейшие измерительные приборы –
секундомер, угломеры; регистрирующая
и записывающая аппаратура (кинокамера,
кино – и видеокамера, динамограф, приборы
срочной информации о параметрах
выполняемых движений).

Целенаправленность
обучения при использовании методических
приемов возрастет, если использовать
их сообразно конкретным двигательным
задачам, которые предстоит решать на
том или ином этапе обучения (соответствующем
этапе овладения двигательным умением
и навыком).

Важным
условием успеха является комплектность
использования приемов в обучении, что
объясняется сложнокоординационной
структурой упражнений на снарядах и со
снарядами (предметами). Именно поэтому,
обучая, к примеру, перевороту боком
используют скамейку или мостик, применяют
«проводку» и физическую помощь,
устанавливают визуальные ориентиры –
меловые отметки на полу для постановки
кистей рук и стоп.

«Желая
запечатлеть что–либо в памяти ученика»,
– отмечал К. Д. Ушинский, педагог должен
позаботиться, чтобы как можно больше
органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство
мускульных усилий и даже, если возможно,
обоняние и вкус приняли участие в акте
«запоминания». Эта мысль выдающегося
педагога вполне относится к сфере
двигательной деятельности в гимнастике.
И, конечно, подобно тому, как в комплексе
анализаторов выделяется главный, так
и в комплексном использовании методических
приемов можно и должно выбирать ведущий,
основной.

Сложность
выработки правильных двигательных
представлений, а на их основе и технических
навыков, движение в которых исчисляются
порой долями секунды, побуждает уделять
большое внимание «Приемам –
подсказкам» (визуальным,
слуховым, тактильным).

Подавать
сигналы – подсказки необходимо с
некоторым упреждением, в расчете на то,
что ветвь «сигнал – осмысление –
ответная реакция» требует времени. Если
подать сигнал о начале рывковых действий
при подъеме махом вперед на брусьях
именно в тот момент, когда учащийся его
фактически должен начать, сигнал
запоздает, что приведет к неудаче.

Формирование
внутренних
«позных» ориентиров на
этапе углубленного разучивания движений
значительно ускоряется, если воспользоваться
такими приемами как «имитация»,
фиксация «пусковых» или «переходных»
рабочих поз тела, «обкрутка» на лонжах,
на руках тренера, на тренажерах
(ренское колесо, центрифуга, лопинг и
т.п.). Наряду с совершенствованием
вестибулярной устойчивости, ориентировки
в пространстве и во времени с помощью
таких приемов вырабатывается важная
способность к жесткой фиксации «мышечного
корсета» передней и задней поверхностей
тела, предупреждающей типичные ошибки
в упражнениях с вращениями.

Не
обойтись без методических приемов при
обучении упражнений с вращениями. Очень
часто ставшая привычной сторона
выполнения вращения не совпадает с
функционально благоприятной. Это
порождает технические ошибки, которые
становятся «тормозом» в овладении более
сложными упражнениями. В таких случаях
важно как можно раньше прервать
конфликтную ситуацию и разучить элемент
с вращением в «свою» сторону.

Определяться
с выбором направления движений в основной
гимнастике приходится при разучивании
так называемых асимметричных упражнений.
Если разучиваемое упражнение может
быть выполнено в правую и левую сторону,
на правой и левой ноге, с опорой на правую
и левую руку (простейшие повороты,
равновесия, перевороты в сторону, опорные
прыжки боком или прогнувшись, то
целесообразно научиться выполнению
движений в обе стороны, избегая
консервативной двигательной асимметрии.

В
учебно–тренировочной и соревновательной
деятельности в гимнастике возникает
немало ситуаций, когда эффективность
обучения тормозит проявление
защитных рефлексов. Подмечено,
что если техническая ошибка является
следствием испуга (срыв со снаряда,
падение, во время выполнения неожиданно
рядом пробежал партнер), искажение
техники становится очень стойким,
устранить которое не всегда удается.
Инстинкт самосохранения может играть
и позитивную роль. С использованием
позитивного влияния защитных рефлексов
построено много механических приемов,
направленных на предотвращение ошибок
или устранения их, пока они не закрепились.
Например, при совершенствовании
переворота назад («фляк») грубую ошибку
– «мягкие ноги» (проявляется в форме
«стрекоссата») удается предотвратить,
если выполнять упражнение из исходного
положения стоя лицом к стене (в полуметре
от нее).

Важную
роль в гимнастике следует придавать
психологическим приемам
стимулирующего, мобилизующего,
вдохновляющего действия:
«заканчивай повторение на удачном
подходе», «повтори элемент после
падения», «выполни упражнение на оценку»,
« используй только три попытки». Последний
прием сдерживает естественное желание
до бесконечности повторять разученный
элемент, приучая всегда быть собранным,
нацеленным на высокое качество исполнения
элемента в рамках трех отведенных на
это попыток.

На
этапе закрепления навыка при разучивании
упражнения большую пользу приносят
приемы воспитывающие способность
к волевому усилию: «страховку
обеспечивает не преподаватель, а тренер»,
«попробуй без страховки», «выполни без
зрительного контроля» и т.п.

На
этапе совершенствования разученного
упражнения опытные педагоги используют
«парадоксальные» приемы.
Например, предлагая ученику выполнить
неудавшееся движение через более
трудный вариант (вместо опорного прыжка
согнув ноги, выполнить прыжок согнувшись,
т.е. с выпрямленными в коленях ногами).
Последнее вынуждает ученика поднимать
выше спину, что облегчает условия для
отталкивания руками («стопор»!).

Большой
педагогический смысл имеет не только
то, о чем говорит ученику наставник, но
многое из того, о чем он сознательно
умалчивает. Педагог «хитрит», когда
требует от ученика при входе в курбет
не сгибать ноги в коленях или отталкиваться
при перевороте вперед прямыми руками.
Он понимает, что по законам биомеханики
это сделать практически невозможно. Но
стоит узаконить небольшое сгибание,
как оно сразу станет утрированным, что
увеличит продолжительность отталкивания
и соответственно снизит его эффективность,
порождая вытекающие из этого технические
ошибки.

Разнообразие
методических подходов к обучению,
отвечающее индивидуальным особенностям
психо–моторных реакций, особенно среди
детей – одно из необходимых условий
успеха. Дети нетерпеливы, не могут долго
концентрировать внимание, часто
отвлекаются от главной темы. Поэтому в
работе с детским контингентом не обойтись
без игровых приемов, состязательности.

Использование
пусть даже самых популярных методических
приемов, как «маленьких технологических
хитростей» педагогов в гимнастике не
может следовать какой–то универсальной
схеме, пригодной во всех случаях и для
всех занимающихся. То, что пригодно
одному занимающемуся и обеспечивает
быстрый успех, для другого может оказаться
бесполезным и даже вредным.

«ХОРОШО – ПЛОХО»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

«ВОПРС К ТЕКСТУ»

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно,  если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: “да”, “нет”, “и да и нет”.

Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, и т. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.

«РАБОТА В ГРУППАХ»

Группы получают одно и то же задание.         В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«ИГРА – ТРЕНИНГ»

1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

«ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»»

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или “-“. На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»

Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.

«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ»

«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся.  вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из  6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).

«РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»

Монологические и «псевдодиалогические» приемы изучения нового материала в традиционной методике обучения истории

Наиболее
разработанными (и обобщенными) в
традиционной методике являются приемы
преподавания,
применяемые учителем при изучении
нового материала в рамках урока.
Подчеркнутые слова не случайны: урок
есть наиболее «устоявшаяся» форма
организации обучения, а наиболее
распространенными формами работы в
рамках урока являются различные варианты
учительского монолога или «псевдодиалога»
(формально это диалог, но реально
активную позицию занимает только
учитель, участие же учащихся строго
«дозируется» учителем).

Традиционным
является разделение этих приемов на
приемы изучения фактического и
теоретического материала, хотя
правильнее, видимо, было бы говорить о
приемах изложения.
Наиболее общими являются следующие
группы приемов:

1. Повествование
– рассказ об исторических событиях или
процессах. Наиболее применимы приемы
этой группы тогда, когда необходимо
создать эмпирическое представление о
какой-либо
временной последовательности.
К вариантам повествования отностся:

– сюжетный
рассказ
– прием, воссоздающий образ динамично
развивающегося единичного исторического
события;

– образное
повествование
– воссоздание в образной форме развития
типичного исторического явления;

– конспективное
повествование
– краткое освещение «неглавных» фактов;
к нему близок также прием информативного
сообщения,
т.е. простого перечисления событий,
имен, дат и т.п.

2. Описание
– в отличие от повествования, в центре
такого изложения не сюжет,
а набор
элементов,
входящих в состав образа какого-либо
исторического явления или процесса.
Выделяют два типичных приема этой
группы:

– картинное
описание,
воссоздающие целостный образ относительно
статичного исторического факта (как
правило – явления или процесса);

– аналитическое
описание,
представляющее собой расчленение
целостного образа на составные части
с целью выяснения его структуры, значения
и взаимосвязи отдельных компонентов.

3. Характеристика
– группа приемов, связанных с рассмотрением
существенных черт объекта изучения
(исторического явления или конкретного
персонажа). К этой группе относят:

– образную
характеристику –
прием
воссоздания образов реальных исторических
деятелей или «типичных представителей»
на основе портретного описания их
внешности, перечисления важнейших
биографических данных, характерных
особенностей поведения и т.п. Прием
образной характеристики относят к
числу приемов «изучения фактического
материала»;


аналитическую
характеристику
– по сути, прием очень близок к
аналитическому описанию; основное
отличие в том, что аналитическая
характеристика применяется для изучения
не фактического, а теоретического
материала;

– сравнительную
характеристику
– выявление черт сходства и различия
событий, явлений, процессов на основе
анализа их признаков;

– обобщающую
характеристику
– краткое перечисление существенных
признаков, причинно-следственных
связей, исторической роли, значения
важнейших исторических фактов, содержания
понятий и т.п. При индуктивном
применении используется, когда закончены,
например, образная характеристика или
аналитическое описание, и требуется
сделать итоговый вывод. При дедуктивном
применении обобщающая характеристика
предваряет изложение новых исторических
фактов, понятий и т.п.

4. Объяснение
– вид
устного изложения, в котором раскрываются
новые понятия, термины, устанавливаются
причинно-следственные связи и зависимости,
закономерности.

5. Рассуждение
– вид изложения, в котором дается
последовательное развитие положений,
доказательств, подводящих учащихся к
выводам. Если в объяснении понятие
раскрывается в «готовом» виде, то
рассуждение как бы «показывает путь
формирования» понятия.

Описанные выше
приемы, как правило, используются для
организации такой методической формы,
как рассказ
учителя.
Однако, следует отметить, что в весьма
похожем виде те же приемы применяются
учениками (при ответах на вопросы, в
ходе бесед, дискуссий и т.п.)

Рассказ учителя
в современной практике, несомненно,
является и самой распространенной, и
самой привычной методической формой.
Однако, хочу предостеречь от чрезмерного
увлечения рассказом: в первую очередь
потому, что для учащегося такая форма
задает, по сути, пассивную позицию.

Наряду с
монологическим рассказом, при изучении
нового материала, его закреплении,
повторении, обобщении и т.п. часто
применяется «псеводиалогическая»
методические формы беседы
(иногда она рассматривется не как форма,
а как группа методических приемов). Как
правило, беседа представляет собой
вопросы учителя, требующие кратких
ответов любого ученика с места.

Основными
разновидностями беседы являются:

– повторительная,
требующая от учеников простой репродукции
изученного ранее (на этом же или прошлых
уроках) материла;

– аналитическая,
применяемая при изучении нового (в
основном теоретического) материала,
требует от учащихся самостоятельно
вывить сущность и значение определенных
понятий, явлений;

При планировании
беседы важно решить следующие задачи:

– разработать
основные вопросы («канва» беседы);

– определить, какие
элементы содержания учителю придется
изложить самому, а какие разумно ожидать
услышать от учеников;

– постараться
предугадать возможные сложности и
повороты в ходе беседы, чтобы подготовить
«наводящие» и уточняющие вопросы и
т.п.

В роли особой
«псевдодиалогической» методической
формы выступает еще так называемое
проблемное
изложение,
чаще всего представляющее собой
сочетание приемов монологического
изложения с элементами проблемно-поисковой
беседы (об этом подробнее см. в работах
Н. Г. Дайри и И. Я. Лернера; о «проблемном
обучении» см. также § 23 учебника Е. Е.
Вяземского и О. Ю. Стреловой).

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал,        «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»

Я                                           П

МЫ                       ДЕЛ

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих силах

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.

Устный «Круглый стол» — метод обучения сообща, сходный с предыдущим, только проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.

Тема 9. Средства обучения.

Лекция. Материальные средства обучения,
определяющие успех в обучении ин. яз.

Материальные средства обучения призваны
помогать учителю в организации и
проведении учебно-воспитательного
процесса. Можно утверждать, что успех
в обучении ин. яз. во многом определяется
умением учителя пользоваться ими.

Средства обучения по их роли в
учебно-воспитательном процессе делятся
на основные и вспомогательные. К основным
средствам обучения относят компоненты
УМК, все другие средства обучения
являются вспомогательными.

Средства обучения по адресу делятся
на средства обучения для учителя и
учащихся.

Средства обучения по каналу связи
делятся на слуховые (звуковые), зрительные,
зрительно-слуховые.

Средства обучения по использованию
техники делятся на технические и
нетехнические.

Учитель должен содержать средства
обучения в рабочем состоянии, регулярно
пользоваться ими на уроке и во внеурочное
время.

Существуют научно-обоснованные критерии
анализа и оценки учебника:

Книга для учителя это вспомогательное
средство организации обучения. В книге
для учителя раскрывается где, когда,
какой из компонентов используется для
решения какой конкретной задачи в той
или иной «точке» учебно-воспитательного
процесса.

Учитель должен внимательно изучить
вводную часть и усвоить основные
положения, соотнести их с общими
методическими рекомендациями программы.
Учитель должен использовать книгу для
учителя творчески. Это означает: находить
наилучший вариант решения вариант
решения поставленной задачи в конкретных
условиях.

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.

Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь?  О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

– фантастической (учащийся выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); – экспериментальной;- изобретательской;- теоретической.

«РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ»

Учащиеся решают учебные задачи с использованием ТСО.

«В СВОЁМ ТЕМПЕ»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

«ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»»

Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

«РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся направляется на .усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *