Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Повышения квалификации» специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации»
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения
Новоселова Светлана Викторовна,
заместитель заведующего по
воспитательной и методической работе
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Асанова Татьяна Алексеевна,
старший преподаватель кафедры
Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений, расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.
Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности.
Важной составляющей управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательно учреждения является методическая работа, непосредственным организатором которой является старший воспитатель или заместитель руководителя по воспитательной и методической работе.
Организатор методической работы и специалисты, осуществляющие функции, связанные с методической работой, объединяются в методическую службу дошкольного образовательного учреждения. Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований, своевременное оказание им методической помощи.
Методическая служба: цели, задачи, подходы
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», методическая служба призвана обеспечить:
Целью методической службы является создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществления непрерывного образования педагогов, развития их творческого потенциала.
Основные задачи методической службы:
Методическая работа основывается на основных методологических подходах к управлению: системном, функциональном, ситуационном, исследовательском, дифференцированном и др.
Системный подход предполагает взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движения в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опору на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе, что лежит в основе ситуационного подхода.
Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: ее цель определяется на основе сбора информации (педагогический анализ), формы, методы, средства обучения отвечают потребностям и особенностям всей системы, а также субъектов обучения, необходимым условием является результативность работы, контроль достижения поставленной цели, педагогический анализ и постановка новой цели.
Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются руководителем по сходным индивидуальным, личностным качествам.
Исследовательский подход предусматривает построение методической работы на диагностической основе, следуя логике построения исследовательской деятельности (констатация, формирование, обсуждение результата).
Важным условием успешной деятельности методической службы дошкольного образовательного учреждения является правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Содержание деятельности методической службы
Принципами построения методической службы являются:
Функции методической службы:
Выделяются два основных направления работы методической службы:
Первое направление связано с реализацией основных функций управления:
Второе направление предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса:
В условиях видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, состав методической службы определяется в зависимости от наличия в штатном расписании тех или иных должностей работников, в обязанности которых входят методические функции. При организации деятельности дошкольных групп в составе образовательных учреждений разных типов структура методической службы может объединять работников нескольких учреждений или функции методической службы образовательного учреждения могут полностью делегироваться методической службе муниципалитета.
Эффективность деятельности методической службы оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов. Критерии эффективности работы:
Эффективность для ребенка:
Эффективность для родителя:
Эффективность для педагога:
Методическая служба является связующим звеном между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующим становлению, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, развитию их личностного потенциала.
Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой, образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами.
Организационная структура методической службы
Организационная структура методической службы может быть линейной, линейно-функциональной, матричной.
Для линейной структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненной ему группы.
В линейно-функциональной организационной структуре управления наряду с иерархией линейного руководства существуют функциональные подразделения, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов.
Организационная структура матричного типа может возникать при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные, творческие группы и подчиняться нескольким руководителям проектов, не имеющих административных полномочий. Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления. Структуры этого типа предъявляют высокие требования к профессионализму руководителя и зрелости коллектива.
От типа организационной структуры методической службы зависит ее эффективность.
Как у любого подразделения, деятельность методической службы регулируется соответствующими документами, имеющими характер локальных нормативных актов, создаваемых на основе существующей нормативно-правовой базы. К рекомендуемой документации методической службы можно отнести:
Методическая работа в ДОУ А. В. Чильдинова старший воспитатель МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Д ОУ предоставляет образовательную услугу. Под качеством образования понимается качество услуг. Соответственно повышение качества услуги является управленческой целью дошкольной организации. Методическая работа в ДОУ
Основная цель управления методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата в инновационной (внедренческой деятельности) Основная цель проектирования методической работы в ДОУ – повышение качества и уровня образовательных услуг. Цели методической работы в ДОУ
В новых условиях методическая служба ДОУ работает над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с Законом об образовании. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо строится система подготовки педагогов. Субъектом методической работы в современных условиях является педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности.
Методическая работа в ДОУ Методическая работа в образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом, на достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей. Управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей (Ю. К. Бабанский).
Факторы, определяющие актуальные векторы методической работы в ДОУ задачи, стоящие перед ДОУ в инновационной (внедренческой) деятельности; результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы ДОУ в целом; количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональную компетентность, готовность к внедрению инноваций ); сложившиеся традиции; приоритеты материальные, моральные, психологические и другие условия.
Проектирование методической деятельности осуществляется с учетом: Программа инновационной деятельности ОУ/Программа развития ДОУ Целевая программа повышения квалификации педагогических работников; Приказы, локальные акты, должностные инструкции; Правовое обеспечение процесса инновационной методической работы, системы повышения квалификации педагогов ОУ; Анализ результатов деятельности предыдущего интервала; Изучение и интерпретация образовательных потребностей педагогов ДОУ.
Алгоритм планирования методической работы Определение целей Формулирование задач на текущий период Прогнозирование ожидаемого результата Определение необходимых и достаточных условий: Ресурсы (кадровые, материальные, финансовые, методические) Построение системы методических мероприятий, обеспечивающих : Отбор инновационного содержания образования. Отбор продуктивных форм методической работы. Осуществление индивидуального подхода к воспитателям Контроль за выполнением плана и методических мероприятий Административный контроль Самоконтроль. Взаимоконтроль Внесение соответствующих корректив в план и деятельность ДОУ
Формы методической работы Для педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, планируются: – проведение проблемно- деловых игр по приоритетным направлениям деятельности образовательного учреждения; – педагогические мастерские; – мастер–классы; работа в составе творческих групп; – педагогические ринги; – педагогические чтения.
Формы методической работы Для совершенствования коммуникативных навыков педагогов планируются семинары-практикумы по основам педагогического общения, как средства гумманизации процесса образования; тренинги по овладению педагогами моделью личностно- ориентированного взаимодействия с педагогами; мастер-классы по организации родительских собраний и других современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Для развития конструктивных навыков и умений педагогов предполагается возможным применение такой формы методической работы, как фестиваль (выставка) методических разработок.
Методическое сопровождение осуществляется на диагностико-прогностической основе через: – систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования, – привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, – создание портфолио каждого педагога, Актуальная задача методической работы – совершенствовать методы индивидуальной работы с педагогами. У каждого педагога свой уровень педагогического мастерства. Важно не только знать этот уровень. Но и подвести педагога к объективной самооценке.
Диагностическая методика изучения затруднений педагогов (автор Я. С. Турбовский) Методика предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. Анкета: Что в Вашей работе получается очень хорошо и каким опытом Вы можете поделиться с коллегами? Что в Вашей работе с детьми получается хорошо? В чем Вы испытываете затруднения?
На основании опроса составляется карта педагогического мастерства коллектива № п/п Вопрос к самооценке организации педагогического процесса Могу поделиться опытом Испытываю затруднения Норма 1 Организация и проведение режимных моментов 2 Подготовка и проведение занятий 3 Подготовка и проведение досуговых мероприятий 4 Разработка и реализация проектов 5 Проведение педагогической диагностики и т.д. Самооценка профессиональных навыков воспитателя № п/п ФИО воспитателя Стаж работы Результаты самооценки по проблемам 1
Методика изучения затруднений педагогов По итогам анкетирования составляется карта педагогического мастерства и на ее основе планируется система методической работы с воспитателями на год. В ней предусматривается: какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, перекрестные посещения, наставничество, работа в паре, консультации и т.д.); у кого из воспитателей и какой опыт будет изучаться и обобщаться; по разработке какой проблемы будет создана творческая группа воспитателей.
Показатели эффективности результата методической работы: результаты развития за отведенное время соответствуют/приближаются оптимальному уровню без перегрузки воспитанников; рациональные затраты времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование (без перегрузки педагогов этими видами деятельности); стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда. повышение профессиональной компетентности педагогов активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; самореализация педагога в профессиональной деятельности. Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу проведенных мероприят ий.
Список литературы: К. Ю. Белая. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование. Формы и методы/методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2012. А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ методическое пособие / А. А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с. Троян, А. Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями : учебное пособие / А. Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.
О методической службе
в ДОУ
Методическая
служба направлена на обновление содержания образования, повышение
профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им
методической помощи
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор
ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она
создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического
коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования,
психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она
содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого
потенциала педагогов.
Целями методической
службы нашего ДОУ являются:
реализация государственной
образовательной политики в рамках образовательного процесса; создание
совокупности условий для эффективного развития ДОУ; обеспечение качества
образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.
обеспечение
теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
создание
условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического
мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
организация
активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в
инновационных процессах;
проведение
мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития
дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Функции методической
службы ДОУ
Играя важную роль в управлении ДОУ,
методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так,
в информационно-аналитическую функцию входят:
анализ собственной деятельности и
работы всего педагогического коллектива;
вычленение факторов и условий,
положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
оценка качества педагогического
процесса в целом, осознание общих и частных задач;
установление преемственности между
прошедшим и новым учебным годом;
анализ актуальных и перспективных
потребностей обучающихся и их родителей в образовательных услугах;
анализ потребностей в развитии ДОУ,
осуществлении инноваций;
поиск идей развития ДОУ,
перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
изучение передового педагогического
опыта.
Важнейшими функциями методической
службы являются прогнозирование и планирование.
прогнозирование целей и задач
деятельности ДОУ
формирование содержания, методов,
средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
проектирование процессов развития
дошкольного учреждения;
проектирование последствий
запланированных инновационных процессов.
Планирующая функция. План – заранее
намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения
работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
определение уровня, на котором
находится состояние работы ДОУ;
четкое представление об ожидаемом
уровне;
выбор оптимальных путей и средств
достижения поставленных задач.
Планирование и прогнозирование можно
определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных
целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и
воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
Структура методической
службы ДОУ
Структура методической службы нашего
детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности
педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать
конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Педагогический совет –
профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения
исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и
объему методической задачи.
Рабочая группа педагогов –
добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во
взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной
тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для
непосредственной работы с детьми.
Временные исследовательские,
проектные или творческие микрогруппы – добровольное профессиональное
объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной
творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и
т. д.).
Также структурными компонентами
методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная
комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогический консилиум.
Три управленческих
уровня методической деятельности
Методическая служба в нашем
дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих
уровней:
На стратегическом
уровне (Педагогический совет) определяется основное направление
деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа,
устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные
формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой
детского сада и т. д.
Тактический
уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные,
исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной
составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном,
которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на
стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются
разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный,
деятельностный и личностный компоненты их профессиональной
компетентности.
Организация деятельности
на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет,
аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и
эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для
общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности:
организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности
педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с
педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической
службы. Как известно, педагог – “профессия дальнего действия”.
Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только
через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее
обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления
о формируемом образе современного человека.
Деятельность
педагогических кадров направлена:
на индивидуально-ориентированное
воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
развитие интеллектуальных,
творческих способностей;
воспитание личности, формирующее
духовно-нравственную сферу человека.
Работа с
педагогическим коллективом
Определение задач методической
службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными
педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные
(формирующие) формы работы, которые позволяют: максимально активизировать
имеющиеся у педагогов знания и опыт; создать благоприятный психологический
климат в коллективе; обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
опробовать педагога в новой роли.
Действенную помощь каждому педагогу
можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает
педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики
профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной
подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности,
личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической
работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным
процесс образования и самообразования педагога.
Критерии эффективности
работы методической службы
С целью оценки деятельности,
внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба
проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается
в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Для этого были определены критерии
эффективности работы методической службы:
положительная динамика качества
обучения и воспитания;
отсутствие отрицательной динамики в
состоянии здоровья воспитанников;
дифференцированный подход к каждому
ребенку;
положительная оценка деятельности
ДОУ, педагогов со стороны родителей;
готовность и желание родителей
участвовать в образовательном процессе;
высокая степень информированности о
состоянии дел в ДОУ среди родителей;
положительный психологический климат
в коллективе;
заинтересованность педагогов в
творчестве и инновациях;
удовлетворенность педагогов
собственной деятельностью;
качественно организованная система
повышения квалификации;
высокий уровень профессиональной
деятельности.
Каждый участник педагогического
процесса должен иметь представление не только о характере собственной
деятельности, но и о том, какие профессиональные знания, умения и навыки ему
необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их
здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и
здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и
комфорта.
Таким образом, выбранная нами модель
методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и
развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком
уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов
родительской общественности.