Татьяна Глущенко Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру
Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают:
– опыт общественного поведения в среде сверстников;
– практически усваивают моральные нормы и правила;
– приобщаются в жизни окружающих взрослых;
Юлия Талдаева Игры как средство позитивной социализации дошкольников
В современном обществе, где постоянно происходят изменения социальных, политичеких, экономических условий, особую важность приобретает проблема социально-личностного развития и воспитания дошкольников.
С первых дней своей жизни человек включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Проблема приобщения к окружающему социуму всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности.
Волкова Рамиля Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевую игру»
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. « Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра- это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Социализация детей через игру
Сообщение на МО
это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить , необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, , как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.
Цели и задачи образовательной области «Социализация»:
Через игру осуществляется социализация ребёнка дошкольника. Этот процесс начинается и происходит в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том,Что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
В нашем детском саду используют много приёмов для того, чтобы дети чувствовали себя увереннее в современном обществе.
. А начинается такая работа как всегда с ознакомления с предметом, будь то игра на профессиональную тему или на формирование дружеских взаимоотношений. Это и беседы и дидактические игры, и чтение художественной литературы, экспериментальная и продуктивная деятельность, экскурсии и повседневная жизнь детей в детском саду.
Проводятся экскурсии, где дети воочию видят, где работают их родители, чем занимаются, какую пользу приносит их труд.
Мероприятия совместно с родителями тоже являются фактором социализации наших детей, т.к. они перенимают опыт общения со сверстниками и взрослыми непосредственно от родителей и этот опыт переносится в игру, например, семья, детский сад и т. д.
В играх образовательного содержания ребятишки знакомятся с историей своего края, своей страны, с историей создания предметов, с правилами и нормами поведения в обществе. Учатся применять полученные знания на практике, в частности в игре, таких как «Экскурсовод», «Завод», «Поликлиника», «Больница» и т. д.
Невозможно недооценить значение дидактических игр для формирования предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Наши дети охотно играют с мелкими дидактическими игрушками, которые используют для воплощения замысла сюжетно-ролевой игры и выполняют вспомогательную функцию, например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «Семья».
Организация предметно-игровой среды – необходимое условие формирования игровой деятельности ребёнка. При организации такой среды мы стремились сделать её универсальной, т.е. способствующей удовлетворить требования детей разного пола, разнообразные по содержанию (Семья, Стройка, Магазин, поликлиника и т.д.).
И всё же неоценимая роль по приобщению детей к жизни общества принадлежит игре, творческой игре – основному виду детской деятельности.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью для дошкольника.
Особо значимы и важны для детей творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания и социализации детей дошкольного возраста.
Игра – форма активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребёнок. Малыш вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в ней переплетаются реальность и вымысел.
Игра – подлинно социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в игре происходит формирование положительных личностных качеств и социализация его как члена сообщества людей.
Библиографическое описание
Грецкая, Ю. П. Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3
. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3290/ (дата обращения: 09.10.2023).
121321 3222 44654654564654655555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: социализация, игровые технологии, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие
Процесс социализации начинается еще с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Поэтому социализация в дошкольных образовательных учреждениях является очень актуальной, так как по сути именно в дошкольном возрасте «закладывает фундамент», который потом будет «наращиваться». Именно этому возрастному периоду свойственно интенсивное духовное развитие, в этом возрасте происходит формирование характера, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется отношение к самому себе, к собственной семье и к окружающим людям.
Вопрос социализации изучается многими российскими и зарубежными авторами на всех ступенях обучения.
Составными компонентами понятия «социализация» являются: саморегуляция, то есть становление самосознания и активной жизненной позиции; семья, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные организации и другие институты социализации; освоение опыта общественной жизни; освоение социальных отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
К таким условиям автор относит:
‒ обеспечение личной заинтересованности дошкольника в деятельности и формирование его стремления к участию;
‒ осознание им социальной значимости результатов своей деятельности;
‒ активизация деятельности дошкольника на основе ее планирования;
‒ обращение к имеющемуся у ребенка опыту, когда ему необходимо воспроизвести жизненную ситуацию с опорой на впечатления из его повседневной жизни;
‒ привлечение воспитанников дошкольных образовательных учреждений к обсуждению возможных вариантов участия в деятельности;
‒ развитие навыков самооценки и самоконтроля;
‒ формирование у дошкольников потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи, сопереживания и т. п.
Под социализацией мы будем понимать развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, т. е. своего рода адаптацию к жизни в обществе.
В игре четко прослеживаются особенности мышления и воображения детей, их активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении. Игра является своего рода первой школой общественного воспитания ребенка, то есть «арифметикой социальных отношений» (по Л. С. Выготскому).
На основе теоретического анализа литературы и практического опыта нами были определены следующие условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:
‒ создание предметно-игровой среды, соответствующей возрастным психологическим особенностям воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
‒ организация эмоционально-благоприятной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении;
‒ обогащение опыта социальных навыков поведения через игровую деятельность;
‒ интегрирование игровых технологий с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию, и направленными на социализацию детей дошкольного возраста;
‒ подбор наиболее эффективных игр, направленных на социализацию личности детей дошкольного возраста.
Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать следующие виды игр:
‒ Сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию потенциальных возможностей детей, имеющие важное значение для их психического развития, позволяющие смоделировать социальные отношения в различных обыденных ситуациях и многое другое. Примерами таких игр являются: «Супермаркет», «Больница», «Парикмахерская», «У нас гости», «Школа» и т. д.
‒ Подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает и познает окружающий мир, развивает свой интеллект, фантазию, воображение и формирует социальные качества. Например, «Ловишки», «Пятнашки», «Морская фигура», «Найди и промолчи» и др. (по М. М. Конторовичу и Л. И. Михайловой).
‒ Театрализованные игры, являющиеся одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. Для эффективной работы в этом направлении можно использовать программу по организации театрализованной деятельности «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой, программы «Театр — творчество — дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович и «Театрализованные занятия в ДОУ» М. Д. Маханевой и другие.
‒ Дидактические игры, способствующие социально-нравственному развитию дошкольника: в таком виде игры осуществляется познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. Такими играми, например, являются игры-беседы, игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки (по А. И. Сорокиной). Можно использовать также различные настольно-печатные и словесные игры. Большой популярностью пользуются лото, тематика которых очень разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветы», «Мы считаем», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Геометрические фигуры» и др. В качестве словесных игр можно использовать игры, в которых дети решают игровую задачу, например, «Когда это бывает?», «Какое время года? «Кем быть?», Что было бы, если бы.?», «Бывает — не бывает?» и т. п.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что игровые технологии, как средство социализации воспитанников дошкольного образовательного учреждения, позволяют расширить социальный кругозор, создать простор для проявления их индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Возможности игровой деятельности проявляются в активизации познавательных способностей дошкольников, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, игровая деятельность, окружающий мир, социализация, старший дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, процесс социализации, социализация детей, социально-личностное развитие.
Публикация «Игры как средство позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО все образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
К сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с тем, что дети, с юных лет хорошо владеющие компьютерными технологиями, умеющие обращаться с различными гаджетами, испытывают проблемы в общении, в умении адекватно ориентироваться в социальном окружении.
Самый близкий, интересный, доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности – это игра.
Игра является сознательной целенаправленной деятельностью, специально организованной для решения широкого круга педагогических задач. Она является исторически сложившимся средством воспитания и образования подрастающего поколения и занимает большое место в подготовке детей к жизни в социуме.
Существуют различные виды игр – сюжетно-ролевые, дидактические, строительные, игры-драматизации.
Значительную роль в социально-личностном развитии детей играют дидактические игры, которые можно условно разделить на несколько видов. Но подробнее хотелось бы остановиться на значении словесных игр в социально-личностном воспитании дошкольников.
Когда ребенок появляется на свет, родители сразу же начинают с ним общаться. И хотя осознание того, что ему говорят, появится гораздо позже – словесное общение играет очень важную роль в познании окружающего мира. Подрастая, ребёнок начинает внимательно прислушиваться, следить за словами и мимикой, пытается сам повторять звуки и слова.
Словесные игры являются одним из наиболее эффективных методов воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они строятся на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах и явлениях окружающей жизни, углублять знания о них. Эти игры требуют использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дошкольники учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы и явления, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, формируют умение применять имеющиеся знания в зависимости от ситуации. В игре, сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Потребность в общении испытывают все без исключения дошкольники, несмотря на то, что одни растут замкнутыми молчунами, другие – общительными болтушками. Важно не только разговаривать, рассказывать истории, читать книжки, но и играть.
Словесные игры для детей замечательно подходят для проведения досуга, и для них не требуется ни определенного места или времени, ни дополнительных принадлежностей. Но это отнюдь не пустое развлечение, такие занятия расширяют кругозор малыша, обогащают его словарный запас и дают много полезной информации об окружающей действительности.
Но в современный век гиподинамии нельзя забывать и ещё об одном важном аспекте развития ребёнка – потребности в движении. Очень часто от взрослых можно услышать такую характеристику ребё нка: на месте не посидит. И несмотря на то, что родители чаще вкладывают в эти слова негативный смысл, высокая подвижность является естественной возрастной особенностью дошкольника.
Условием правильного развития детского организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает на рост и развитие нервно — психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах и конечно же здоровья.
Кроме того, различные виды двигательных упражнений являются, к тому же, физиологически обоснованными средствами гармоничного развития ребёнка. Наиболее распространённой формой организации двигательной активности детей являются подвижные игры.
Все дети любят прыгать, бегать, играть в мяч, кататься на велосипеде. Так почему же не сделать это дополнением словесных игр, которые направлены на социально-личностное развитие ребёнка.
Такая активность помогает детям получить необходимую физическую нагрузку, а также научиться активно и на равных общаться с другими детьми, увеличить навык быстрой реакции и многое другое.
Именно объединение словесной и подвижной игры, позволяет не только знакомить ребёнка с окружающим его миром, явлениями, формировать искусство общения, учить проявлять инициативу, принимать решения, воспитывать организаторские способности, но и делать это в наиболее естественной для дошкольника форме. Выполнение движений в этом случае, является не только средством физического развития ребёнка, но источником хорошего настроения, снятия эмоционального напряжения.
Одним из наиболее распространённых примеров такого взаимообогащения словесных и подвижных игр является игра «Съедобное – несъедобное». С одной стороны, ребёнок осваивает предметный мир, закрепляет знания об употреблении в пищу различных предметов, с другой – упражняется в бросании и ловле мяча, развивает ловкость, имеет возможность снять эмоциональное напряжение, связанное с мыслительной деятельностью.
Таким образом, любую словесную игру можно изменить, добавив соответствующие данному возрасту виды движений.
Таким образом, именно интеграция подвижной и словесных игр позволяет сделать процесс социализации ребёнка более позитивным и естественным.
2. Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б, Воробьева О. И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2001. – 72 с.
3. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системе дошкольного образования : сб. науч. статей / под ред. Е. А. Ло-бановой. — Балашов: Николаев, 2012. — 96 с.
4. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт. -сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
Публикация «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
В нашей группе «Вишенка» дети разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для детей, группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.
Поэтому мы определили для себя цель:
Воспитание дружеских отношений в детском коллективе посредством совместных игр, развитие эмоционально-положительного отношения детей к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.
Поставили следующие задачи:
• способствовать развитию игровой деятельности детей;
• сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей;
• создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
• расширить кругозор ребенка посредством игры;
• развивать речевую активность у детей.
В нашей группе, работу по этой теме мы начали с создания специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, с учё том: возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям.
Это было сделано для того, чтобы дети легко могли самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включать в игру сверстников. Особенно большое значение игровой материал и его организация педагогом имеют на этапах младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.
Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми : «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Театр», «ПДД». Ориентировано по гендерному принципу: специфику игровой деятельности мальчиков и девочек. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр было сделано своими руками с самым активным участием родителей: настольный театр «Три поросенка», настольный театр из стаканчиков «Три медведя», настольный театр из картона и прищепок «Бычок- смоляной бочок», вязаный пальчиковый театр «Рукавичка». Активное участие родители приняли в изготовлении атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Магазин» : связали сосиски, пирожные, сшили пельмени. Халат для врача, карточки больных, талончики, подобраны небольшие баночки, наполненные таблетками из бумаги, компьютер. Создана коллекция сюжетно – образных игрушек, отражающих в себе образ одушевлённого существа (мишки, зайцы, котики и т. д.). для постановки определённого сюжета (сказки, жизненной ситуации)
Также предусматриваю наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заместителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (конфеты, деньги, кошельки из бумаги, таблетки и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике оформления атрибутов и игровых материалов. Они должны быть привлекательными для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараюсь научить детей поддерживать порядок в группе и воспитываю бережное отношение к игрушкам.
В своей работе использовала основные принципы организации игры в детском саду. Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми. В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, ибо к игре они не применимы.
Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» – в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.
Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно-ролевую игру, я организую беседу, составление рассказа из личного опыта, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговариваем правила игры, правила поведения во время игры. Далее идёт развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.
Поддерживаю интерес малышей к определённой роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказываю какие-то действия, сообщаю те или иные сведения. В дальнейшем, малыши по настоящему увлечённые ролью, будут играть всерьёз, искренне переживая все чувства своего героя.
Очень важно, чтобы малыши сами ставили игровую задачу, определяли содержание предстоящего игрового действия: накормим куклу кашей, уложим спать и т. п. подвожу малышей к тому, чтобы они самостоятельно находил необходимые для этих действий игрушки или предметы – заместители. Предметы-заместители необходимы для развития фантазии, творчества ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушечных» трудностей малыши преодолеют, тем богаче будет их опыт творчества, которым они уверенно, находчиво и разнообразно смогут воспользоваться во взрослой жизни.
Я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали.
Нам педагогам стоит задать себе вопрос, как часто мы, взрослые, слышим от детей слова – приглашения : «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключени
Публикация «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
– имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность.
Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.
Основные понятия и термины
Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.
Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).
Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.
Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. ( Виноградова Н. А.)
– Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.
– Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.
– Позволяют различать ситуации общения :
– понимать эмоциональное состояние других людей;
– адекватно выстраивать свое поведение;
– владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Результат успешной социализации дошкольника
труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Периоды развития сюжетно–ролевой игры
• До 1 года
• Общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.
• От 1 года до 3 лет
• Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.
• От 3 лет до 6 лет.
• Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.
• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка
• (родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники)
• ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
• (в первую очередь педагоги)
• (сверстники, друзья)
СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ :
1) Положительный образ «Я»
2) Способность к восприятию другого человека
1) Умение устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях
2) Умение реализовывать самоутверждающие способы поведения
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности,
которые используются взрослыми в целях социализации
– В игре ребенок формируется как личность, у него
– формируются качества, от которых впоследствии будет
– зависеть успешность его учебной и трудовой
– деятельности, его отношения с людьми.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:
– главного источника развития;
– импульсов творчества;
– признаков и примет социальной практики;
– богатства микроклимата коллективных отношений;
– активизации процесса познания мира
– Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей.
– Дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры.
– Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе.
– ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий
(в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.
– С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.
1) самодеятельные игры (по инициативе детей) – экспериментирования, сюжетно – самодеятельные.
2) игры с правилами (по инициативе педагога) – обучающие: дидактические, подвижные, досуговые.
3) народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка
– Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
– Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
– Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
– Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером
(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком
лидером, входящим в круг предпочитаемых);
– Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
– Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
– Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
– Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Требования к организации игры
– Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
– Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
-Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.
Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры
– организовать игровое пространство;
– выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);
– анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;
– распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;
– неагрессивно настаивать на своем;
– рефлексировать свои поступки и поведение;
– разрешать межличностные конфликты.
Условия формирования сюжетно-ролевой игры
обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;
подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);
руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;
2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка
3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются.
Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).
Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры.
Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.
Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница»
Цель: Дать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре.
Структура игры :
Больница – больной (ребёнок с куклой) – врач (воспитатель) – пациент (кукла).
Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Больница – пациент (ребёнок с куклой) – врач (ребёнок, очень активный) – медицинская сестра (воспитатель) – пациент (ребёнок с куклой).
Цель: Закрепить на практике работу мед. сестры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии.
Больница – медицинская сестра (ребёнок) – врач (ребёнок) – мама с дочкой (воспитатель с куклой) – большой ребёнок с мамой (ребёнок с куклой) – аптека – аптекарь (ребёнок).
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.
– Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
– Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
– Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
– Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития