МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЛАДШАЯ СРЕДНЯЯ И СТАРШИЕ ГРУППЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ О НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

Непосредственно образовательная деятельность основана на одной из специфических детских видов деятельностей, и осуществляется  совместно со взрослыми. Это деятельность направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:

по старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

– сочетание разных видов деятельности или нескольких , не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

– реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

– соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Итоговое или контрольное

Это традиционная классификация.

отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.

Многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический  навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что изложение, закрепление не главная цель педагога и что занятие можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме.

Применение нетрадиционных форм занятий – это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит вoзбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ребенку  по своей природе нравится играть. Другoй причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей  деятельности.  Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается  эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Осмысление педагогическогo процесса  позволяет выявить две  основные функции образования:  функцию передачи сообщения, или выражения смысла (учебного материала пo программе);  функцию oбщения, то есть обеспечение понимания, побуждение к действию, эмоциональное удовлетворение.

Первую функцию современные педагоги осуществляют сравнительно легко, имея фундамент специальных знаний, и методическую литературу и рекомендации. Функции обеспечения понимания,  пробуждение к учебе, эмоциональное удовлетворение в рамках традиционных занятий реализуется слабо. Поэтому нетрадиционные  занятия  и компенсируют этот недостаток.

Значимoстьтаких  занятий обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама пo себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом воспитанников в целом требований   образовательной программы, не сoпряженная в должной степени с твoрческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другoй стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка детей и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных  занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций.

Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы

– Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.

– На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.

–  Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.

–  Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция педагога в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога  не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» воспитанникам, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

Понять главное в нетрадиционном занятии помогают творческие принципы:

– Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.

– Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.

– Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами.

– Принцип избирательности. Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности , наличия у них интересов к занятиям.

– Принцип связи теории с практикой. Предполагает раскрытие практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.

– Принцип добровольности участия в деятельности. Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям.

Руководствуясь такими принципами,  педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения:  отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении, максимальное вовлечение воспитанников в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения на занятии как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Формы проведения нетрадиционных  учебных занятий

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое делоКоллективное рисование, коллективная аппликация

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференцияДети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

, вариантов можно придумать множество.

Любимая детьми опытно-экспериментальная деятельность

22 Занятие – концерт

Несмотря на многообразие таких занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко  сформулировать тему и цель занятия,  каждое  занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на  занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников.  Необходимо  подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала  необходимо осуществлять на занятии с применением  здоровьесберегающих  технологий.

Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке

В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения  занятий  ДОУ значительно усилился.  Это связано с различными преобразованиями,  активном  внедрения в практику  различных педагогических инноваций, авторских программ  и методических рекомендаций.

Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к обучению,  это всегда праздники, когда активны все дети, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.

Ирина Назаренко Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 7 «Радуга» Алтайского края Кулундинского района

Тема: «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДОО»

Непосредственно образовательная деятельность основана на одной из специфических детских видов деятельностей и осуществляется совместно с педагогом. Эта деятельность направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС» размещена в разделах

Классической – по старой классической форме : объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи, т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Итоговое или контрольное.

Это – традиционная классификация.

Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.

Многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический  навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что изложение, закрепление – не главная цель педагога и, что занятие можно построить на основе других целей, по другой дидактической схеме.

Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит активизация познавательного интереса, потому что ребенку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности.  Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается  эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Осмысление педагогического процесса позволяет выявить две   основные функции образования:  функцию передачи сообщения, или выражения смысла (преподавание учебного материала пo программе);  функцию общения, то есть обеспечение понимания, побуждение к действию, эмоциональное удовлетворение.

Первую функцию современные педагоги осуществляют сравнительно легко, имея фундамент специальных знаний, и методическую литературу и рекомендации. Функции обеспечения понимания, пробуждение к учебе, эмоциональное удовлетворение в рамках традиционных занятий реализуется слабо. Поэтому нетрадиционные  занятия и компенсируют этот недостаток.

Значимость таких занятий обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом воспитанников в целом требований  образовательной программы, не сопряженная в должной степени с твoрческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другoй стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка детей и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных  занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны, так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций.

Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы :

– Принцип избирательности. Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности, наличия у них интересов к занятиям.

Руководствуясь такими принципами,  педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения:  отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении.

Необходимы максимальное вовлечение воспитанников в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения – как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Формы проведения нетрадиционных  учебных занятий :

1. Экскурсия. В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

2. Коллективное творческое дело: коллективное рисование, коллективная аппликация и др.

3. Занятие– труд: посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

4. Занятие-игра: «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион «Кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает» и др.

5. Занятие-творчество: мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, поделки из бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

6. Занятия-посиделки: на фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

7. Занятие-сказка: все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

8. Занятие – пресс-конференция: дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки», и он отвечает на вопросы. Затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

9. Занятие-десант: неотложная помощь. ( Например : на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

10. Занятие комментированного обучения: всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Или воспитатель размещает на доске картинки, дети комментируют изображение, составляют рассказ. Вариантов можно придумать множество.

11. Занятие – путешествие: цель – развивать монологическую речь детей. Кто – то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселой математики», по «Красной книге» и др.

12. Занятие – эксперимент: это любимая детьми опытно – экспериментальная деятельность.

13. Занятия – рисунки – сочинения: воспитатель рисует, дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети пишут письмо – рисунок о событии в детском саду.

14. Занятие – конкурс: типа «Что, где, когда?». Это конкурс фантазеров, стихотворений, сказок. Спортивные конкурсы – соревнования.

15. Занятие – игра – школа: школы Космонавтов, Спортсменов, лесных жителей, школа юного пешехода и др.

16. Занятие – концерт.

Несмотря на многообразие таких занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко  сформулировать тему и цель занятия,  каждое  занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на  занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников.   Необходимо  подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала  необходимо осуществлять на занятии с применением  здоровьесберегающих  технологий.

Александра Паламарчук Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Доклад на тему:

«Нетрадиционные формы обучения

Публикация «Нетрадиционные формы обучения дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :

• Игры – соревнования.

( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

• Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

• Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

• Консультации. ( Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

• Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

• Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает – не тает, летает – не летает)

• Диалоги. ( Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

• Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

• Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

• Игры викторины.

( Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Метод моделирования и конструирования.

• Метод вопросов.

• Метод повторения.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Сюрпризные моменты.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы).

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка – Русская народная сказка «Рукавичка»

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Нетрадиционные формы организации обучения

Как известно,
исторически сложившейся и укоренившейся
формой организации обучения в школе
является урок. Именно он в полной мере
отвечает требованиям коллективного
обучения, т.к., во-первых, обеспечивает
четкую организационную структуру и
упорядочение процесса обучения;
во-вторых, облегчает управление процессом
обучения; в-третьих, создает условия
для эмоционального воздействия учителя
на учеников; в-четвертых, обеспечивает
экономичность обучения; в-пятых, делает
возможным процесс обучения систематичным
и последовательным. Безусловно, урок
как форма организации обучения с группой
учащихся одного возраста и постоянного
состава, как занятие, проводящееся по
твердому расписанию и единой для всех
программой обучения, определен и зависит
в первую очередь от цели обучения и
места, которое он занимает в целостной
системе учебного процесса. В этой связи
учеными-дидактами (Ю. К. Бабанским, Ю. Б.
Зотовым, Н. М. Магомедовым, М. И. Махмутовым,
В. А. Онищуком и др.) выделяется четкая
типология уроков, которые активно
используются учебно-воспитательными
учреждениями.

Тем не менее, в
последнее время те инновационные
процессы, которые наблюдаются в
отечественных школах, ориентирующихся
на личность каждого учащегося, пробудили
к жизни массовое стремление учительства
к внедрению в школьную практику таких
форм организации обучения, которые не
являются правилом, традицией или обычаем.
Классификацию нетрадиционных, своеобразных
форм обучения дают Н. М. Магомедов и Л. Я.
Хисматуллина, выделяя следующие из них:

Кроме того,
нетрадиционными формами обучения могут
выступать дискуссии и ее разновидности:
«круглый стол», «заседание экспертной
группы», «форум», «симпозиум», «дебаты»,
«судебное заседание», а также и игровые
формы ведения учебного занятия: конкурс,
турнир, эстафета, «дуэль», КВН, деловая
игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

Ценность этих форм
обучения заключается в последовательной,
частично-поисковой, экспериментальной,
творческо-коллективной и изобретательской
направленности занятий. Помимо этого,
совершенно очевидно, что данные формы
обучения отличаются прежде всего своими
содержательными особенностями. Они
учат школьников полемизировать,
руководить группой, быть рядовым
соучастником, фиксировать ход обсуждения,
отчитываться за работу своей группы,
оценивать работу других групп и ее
членов, самостоятельно организовывать
свою работу. Следует отметить, что данное
содержание, вносимое нетрадиционными
формами организации обучения, неподменяемо
и не может быть построено другими
средствами. Значимость применения этой
группы форм обучения объясняется и
явным воспитательным и развивающим
эффектом: с одной стороны, ученик
выполняет или учится выполнять различные
социальные функции, в связи с чем
обеспечивается процесс социализации
учащихся («социализация – процесс
усвоения и активного воспроизводства
индивидом общественного опыта, в
результате которого он становится
личностью и приобретает необходимые
для жизни людей знания, умения и навыки,
т.е. способность общаться и взаимодействовать
с ними в ходе решения тех или иных задач»
Немов Р. С. Психология. М., 1990. С.82.); с другой
стороны – данные организационные формы
обучения тесно связаны с особенностями
личности ученика при распределении
функций каждого.

Другие
формы организации обучения в школе

В современной
школе настолько сильна традиция
классно-урочной организации обучения,
что многим другим, причем самым
разнообразным, формам учебной работы
стремятся придать урочную форму. Так
появляются урок-игра, урок-путешествие,
урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все
же многие виды полезной деятельности
или невозможно осуществить за партой,
или просто нельзя уложить в 45 минут. Их
и именуют «другими» (в отличие от урока),
иногда дополнительными формами учебной
работы.

Экскурсия — форма
обучения, сопряженная с выходом за
пределы школы для изучения предметов
и явлений в их естественном виде. Задачи
проведения экскурсий разнообразны:
наблюдение за объектами для расширения
познавательной базы, для анализа,
обобщения знаний и знакомства с их
практическим использованием. Разнообразны
и виды экскурсий: наблюдения за процессами,
встречи с людьми, которые выполняют
общественные и государственные функции,
являются носителями народных традиций,
свидетелями исторических фактов.

Экскурсии могут
быть предметными и комплексными
(межпредметными). По тематике они могут
носить историко-краеведческий (экскурсии
в музей), художественно-образовательный
(картинная галерея, памятники архитектуры),
производственный (лаборатории,
предприятия), экономико-правовой характер
(органы власти и управления) и т.д.

Любая экскурсия
должна быть подготовлена педагогом:
выяснена обстановка на месте, проведены
предварительные встречи и инструктаж
тех, кто будет вести экскурсию, определен
маршрут и объекты, подлежащие изучению.
Учащиеся должны получить конкретные
задания и формы отчета об их выполнении.
Результаты экскурсии обязательно
используются в дальнейшем обучении.

Консультации
проводятся для проработки неясных
учащимся или трудных для них вопросов.
Особенно нуждаются в них отстающие в
учении школьники и те ученики, которые
ведут самостоятельный исследовательский
поиск или углубленно изучают какой-либо
предмет, проблему.

По мере необходимости
могут проводиться дополнительные
занятия для группы учащихся, нуждающихся
в помощи или тренировке, а также
индивидуальные дополнительные занятия
и консультации. Однако эти виды занятий
должны быть строго регламентированы,
согласованы с учебной частью, чтобы
избежать увеличения учебных нагрузок,
не превысить лимит часов, утвержденный
Министерством образования.

Особую группу форм
дополнительных занятий по предмету
представляют предметные кружки, научные
общества, творческие объединения
школьников, а также периодически
проводимые конференции, конкурсы,
олимпиады, смотры, декады и т. д.

Неотъемлемой
частью традиционного обучения выступает
домашняя подготовка учащихся. В 60-е годы
прошлого столетия стал пропагандироваться
опыт организации обучения без домашних
заданий, когда вся работа над материалом
завершается на уроке. Опыт не прижился,
ибо домашняя работа не только позволяет
закрепить материал, поупражняться, но
и способствует выработке навыков
самостоятельной познавательной
деятельности. Нужно, однако, напомнить,
что нельзя перекладывать на домашнюю
подготовку то, что необходимо сделать
в классе, под руководством педагога:
введение и анализ основных понятий и
идей, знакомство с новыми процедурами
деятельности. Домашняя подготовка
учащихся должна не подменять, а завершать
работу, выполненную в классе. Домашнее
задание следует дозировать по времени
(от 1 часа в начальных классах до 3 часов
в выпускных), не допуская перегрузки
учащихся; оно должно быть хорошо объяснено
и, как правило, не требует помощи взрослых.

Внеурочные формы
организации обучения должны органически
дополнять урок и составлять систему
работы, предусмотренную тематическими
и календарными планами.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №67 «Виктория»

Нетрадиционные формы занятий

(Материалы из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Есть такая профессия – воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. О СНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. К ЛАССИФИКАЦИЯ

– это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие – это:

– основная форма организации познавательной активности ребенка;

– динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

– элементарная структурообразующая единица процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

– единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные

• занятие – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

• ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

• группа – основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;

• группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

• занятие проводится в заранее определенные часы дня;

• в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);

• заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

• выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

• умение прогнозировать свою деятельность;

• умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

• самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

• логика мышления;

• гибкость мысли;

• скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

• возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

• поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.

«Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

– познавательные рассказы;

– по музыкальной деятельности:

– в программе «Из детства – в отрочество»:

– теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

• Эмоциональная насыщенность окружения.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее).

• Игровые приемы.

• Юмор и шутка.

• Проблемные ситуации и задачи.

• Неясные знания (догадки).

• Предположения (гипотезы).

Представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). ( Исследовательская деятельность детей типа: тает – не тает, летает – не летает, плавает – тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). ( Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Комплексные и интегрированные занятия.

совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» С. М. Ожегова:

совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

«Советский энциклопедический словарь»:

понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Наиболее эффективные методы и приемы на интегрированном занятии:

Требования к структуре интегрированных занятий:

При выборе темы занятия и материалов к нему необходимо  опираться на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

Бинарный (лат. binarius). Двойной, состоящий из двух частей

Прежде всего, выясним содержание понятия: бинарным называют урок (занятие), на котором объединяется деятельность двух педагогов. По обыкновению эту технологию используют в детских садах и школах с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном             подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Педагог, владеющий современными подходами к нетрадиционным формам проведения занятий, сможет более эффективно применить их в своей работе для успешного воспитания и развития дошкольников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *