Урок-конференция – одна из форм организации образовательного процесса, благодаря которой повышается интерес и мотивация учеников к предмету. Несмотря на то, что на таком уроке ученики разделяются на несколько групп, они обязательно должны выполнять работу и самостоятельно. Главная роль отводится учителю.
Итак, при закреплении материала для конференции можно подобрать темы, связанные с углублением полученных знаний. Например, изучено творчество А. С. Пушкина, но ведь начало XIX века не зря называют «Золотым веком русской поэзии». Чтобы у школьников создалось более отчетливое впечатление о поэзии пушкинской поры, к уроку-конференции можно предложить темы, касающиеся жизни и творчества Е. Баратынского, К. Батюшкова, А. Бестужева (Марлинского), А. Одоевского, А. Дельвига и т.д.
Однообразие и рутина в учебном процессе непросто дается не только детям, но и учителям. Ищете идеи и вдохновение, хотите порадовать учеников чем-то интересным или готовитесь к профессиональному конкурсу, где нужно использовать необычные фишки и приемы? Нестандартный урок — вот, что вам нужно. Как же его провести?
Нестандартный урок: копилка необычных форматов
Здесь собраны самые ходовые форматы нестандартных уроков, расположенных от несложных, которые можно придумать буквально за перемену, до более эффектных, требующих объемной подготовки.
Зачем? Цель урока-конференции
Цели, которые преследует урок-конференция, довольно многообразны.
Метапредметные умения и навыки
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов, ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без “воды”. Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!
Актуальность методической разработки обусловлена необходимостью расширения информационного пространства в образовании. Одним из способов расширения информационного пространства является применение различных форм проведения уроков. Данная работа раскрывает возможности такой формы, как урок – конференция. Методическая разработка полезна все учителям и преподавателя математики, которые хотят сделать свои уроки более интересными и продуктивными.
Планирование урока- конференции
Методика проведения урока- конференция
В 21 веке человечество вступило в новую информационную индустрию. Современный человек, идя в ногу со временем, уже не может обойтись без новой достоверной информации, полученной из социальных сетей.
В новую эпоху вступили все социальные институты, коммерческие компании, фирмы и бюджетные организации. Один из социальных институтов – это современная образовательная система, которую нельзя представить без информационных технологии. Если еще 20 лет назад педагогам нельзя было представить без мела, тряпки и доски, то современного педагога 21 века невозможно представить без информационных индустрии и новинок техники.
Новое время диктует необходимость разработать новые методы и новые формы обучения, применить новое материально – техническое оснащения урока. Одна из новых форм обучения – урок –конференция. Эта форма урока помогает усовершенствовать и облегчить труд педагога, дать учащимся как больше новой, современной, систематизированной информации. Уроки – конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем.
Главное их назначение – обобщить материал, углубить знания, учащихся по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это различия в суждениях и мнениях, учащихся по изучаемым темам и служат основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению, и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков – конференций. Они учат обучающихся сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. У учащихся развиваются умения контролировать свои действия, решать проблемную ситуации.
При выборе темы урока – конференции необходимо руководствоваться следующими тенденциями:
– Выявление и решение задачи или проблемы в научной отрасли;
– Инновационные разработки и методика, в какой-либо отрасли;
– Посвящение урока какому – то праздничному событию, знаменательной дате;
– Посвящение исследованиям, в какой-либо конкретной отрасли науки.
Уроки – конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учащихся по изучению большой тему курса.
Нетрудно понять, что такие уроки не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и позволяет им приобретать умения самостоятельно добывать научные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.
1. Планирование урока- конференции
Успех любого мероприятия во многом зависит от процесса планирования. Поэтому, прежде чем проводить урок –конференцию, необходимо составить план работы. В плане выделяют три главных части: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части учитель определяет тему и цели конференции. Они должны быть актуальны для учащихся, в дальнейшем назначается дата и место проведения. Тема урока может быть выбрана по конкретному предмету, а может быть бинарной, то есть содержать в себе суть несколько предметов, схожих по направлению. Цели должны содержать в себе суть программы. Конференция может быть посвященная любой деятельности учащихся. Эту форму можно проводить индивидуально с одной группой, а можно масштабно сделать для нескольких классов.
Когда тему определили и утвердили в педагогическом коллективе, учителя определяют докладчиков и очередность их вступления.
В момент определения докладчиков должен мотивировать учеников, что бы они проявляли самостоятельность.
Во время подготовки докладов и самой презентации, педагог может оказать помощь ученикам. Обязательно он должен ознакомится с текстами докладов учеников до начала проведения конференции.
В период подготовки, учащиеся проявляют самостоятельность, показывают свои знания по предмету, как они умеют правильно подбирать и выбирать материал. Здесь проявляется творческий потенциал учащихся, умения проявлять свои навыки на практике. Ученики учатся самостоятельности мышления, вырабатывают умения выступать перед большой аудиторией, получают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, подбирать таблицы, схемы, графики, воспитывают ответственность перед группой, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.
Залог успеха уроков- конференций заключается:
-в правильном выборе темы с учетом ее программного значения;
-в четком распределении обязанностей между учениками класса;
– в сочетании добровольности в выборе вопроса самими учениками с обязательной подготовки;
– в наличии постоянного учета и контроля учащимися во время подготовки конференции;
-в организации активной деятельности всех учеников класса на самом уроке – конференции.
В основной части проходит само мероприятие. Педагог выступает в роли организатора. Он проверяет аудиторию или кабинет, настраивает аппаратуру. Учащиеся в свою очередь готовят свои доклады и ждут очереди для выступления.
1. Организационный этап (1-2 мин)
2. Актуализация знаний и постановка целей и задач занятий. (2-3 мин)
3. Краткие сообщения студентов. (40-45 мин)
4. Презентация на тему «Великие феномены математики»
5. Итог занятия. (10 мин)
6. Рефлексия. (10 мин)
7. Домашнее задание. ( 1- 2 мин).
В начале конференции создается эмоциональный настрой, атмосфера доверия, сотрудничества и творчества. Ознакомление с тематикой урока начинается со вступительного слова учителя.
Этап актуализация опорных знаний
На конференции нужно постараться обобщить и закрепить знания по теме, расширить представление учеников по ней, вспомнить и кратко обсудить с учащимися предыдущие уроки.
Краткое сообщения студентов и показ презентации
Далее ученики, по заранее выстроенной очереди, читают свои доклады, показывают слайды по их тематики. По ходу конференции докладчики могут задавать вопросы, на которые они должны ответить.
Учащиеся делают вывод о том, что нового узнали на уроке.
В конце урока ученикам нужно обязательно дать домашнее задание. Здесь можно дать задание из книги или дать ученикам задание творческого характера.
В заключительной части выставляются оценки и благодарят учащихся за участие.
На этом этапе ученики узнают мнение учащихся о конференции, как новой форме проведения урока. Могут быть, например, такие вопросы как:
Понравилась ли вам конференция?
Интересна ли была выбранная тема?
Что знали вы поданной теме?
Что узнали нового по данной теме?
2. М ЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА – КОФЕРЕНЦИИ
Тема нашего урока- конференции была выбрана в соответствии с критерием заинтересованности учениками разделами математики.
Название темы урока – конференции – «Великие феномены математики».
Урок проводился для учеников 10-11 класса. На мой взгляд, тема актуальна для учеников этих классов, ведь именно в этом возрасте идет осмысления математического образования.
План урока- конференция
: Великие феномены в математике.
Выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными на предыдущих уроках математики.
-показать другую сторону предмета математика, систематизировать знания по данной теме, научить излагать материал за заданное время, выявить преимущества;
-научиться слушать и слышать, воспитывать творческую активность учеников, эстетическое восприятие;
– умение осмысленно воспроизводить подобранный материал в ходе подготовки конференции, обеспечить условия для развития умений, учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой, развить коммуникативные способности учеников.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран.
Форма урока: Урок – конференция
проверка аппаратуры, рассаживания учеников на места.
Вопросы для настроя на урок:
-Какие феномены математика Вам известны?
– Какие мы применяем в жизни, но не знаем откуда нам это пришло?
Формирование новых понятий и способов действия
Выступление докладчиков и показ презентации.
Формирование навыков умственного труда
Делается опрос у учащихся по вопросам:
Подумать какую тему хотели бы изучить и рассмотреть на следующем уроке – конференции.
Каждый урок для учителя- это игра, в которой он показывает свои творческие способности и навыки. Что бы сделать сценарий урока, он сначала выбирает, в каком жанре он будет проходить, то есть определять структуру урока. Пишет сценарий для представления, то есть план урока, и повторяет текст роли. В нашем случае, у нашего спектакля была структура урока- конференция, в которой приняли участие, как учителя, так и сами ученики. Здесь проявляется творческий потенциал учителя, который написал план урока и выбрал темы для рефератов.
Проявил свою креативность и ученики, подготовили доклады и сделав увлекательную и интересную конференцию. Готовясь к конференции, они более глубоко изучил материал учебника, нашли ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе и интернете, составили по ним собственную точку зрения. В процессе конференции ученики старались сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегая к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. Кроме того, использование презентации и электронных тестов пробудило у них еще большой интерес к предмету и желание участвовать в подготовке и проведении таких форм уроков в дальнейшем.
Таким образом, применение урока – конференции в школе имеют следующие плюс:
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Здесь на помощь приходят так называемые нетрадиционные или нестандартные уроки. Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний, где основным средством является монологическое объяснение при помощи рассказа, беседы, лекции. От учащихся требуется воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения, которые могут быть представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.
Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности педагога и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности имеет развивающую направленность.
Творчество педагога создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая учебное пространство кабинета, состав обучающихся, уровень подготовленности класса. При создании нетрадиционного урока или отдельных его элементов, педагогу следует отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы детей, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения.
Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В соответствии с ФГОС приоритетная роль на учебном занятии отводится деятельности учащихся. Происходит отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. Ф ГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. Это такие уроки как:
В методической литературе можно встретить принципы построения нестандартных уроков. Это отношения взаимопонимания с обучающимися; учение без принуждения; постановка трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствия формы содержанию, принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
При организации и проведении нестандартного урока педагогу необходимо соблюдать следующие условия:
Принципы и условия организации и проведения нетрадиционных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения, что способствует созданию ситуации успеха и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Чем же нетрадиционный урок отличается от стандартного?
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, использовать активную оценку, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
Замысел является самым сложным и ответственным этапом. Он включает следующие составляющие:
При определении временных рамок следует обозначить:
Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)
Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.
Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:
При определении темы урока выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости) тема, урок обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.
Нетрадиционные формы проведения урока применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы.
Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме. В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.
Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.
Этап организации нетрадиционного урока включает следующие составляющие:
Написание сценария – самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать учитель (группа учителей) либо учитель совместно с группой учащихся.
Сценарий должен отражать следующие моменты:
Задания для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.
Критерии оценки работы учащихся на нетрадиционном уроке разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются до урока или в начале урока; оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы); критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы; итоговая отметка обычно включает оценку работы на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценку работы непосредственно на уроке. Стоит отметить, что выставить отметку могут учитель или сами учащиеся. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Например, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы:
– Что получилось, а что нет?
– В чем причины неудач?
При осуществлении анализа необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
На любом уроке сохраняется роль учителя – человека, руководящего учебным процессом, несущим ответственность за результат. Но если на обычном уроке роль учителя центральная, то на нетрадиционном уроке учитель – консультант, соучастник процесса. Конечно, не с каждым классом такая работа получается, и даже не с каждым учеником в классе. Есть дети пассивные, со сниженной мотивацией к учебе, ленивые, безответственные в обычной жизни. Но даже такие дети рано или поздно загораются желанием сделать что-то для своей группы, поучаствовать в чем-либо, проявить себя хоть чуть-чуть. И обычные, и традиционные уроки не всегда проходят гладко и успешно, не всегда дают высокий результат. Данная форма уроков – это поиск путей повышения качества процесса обучения, формирования универсальных учебных действий, а также один из способов повышения самооценки у учащихся.
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.
- Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. – Псков: ПГПИ, 2004.
Успешный урок-конференция основан на:
Урок-шоу — нестандартный урок
Суть формата: занятие, которое построено как популярная телепередача или шоу на YouTube. Его задача — в формате, интересном и понятном ученикам, обсудить какую-либо учебную тему, проблему, область знания.
Что для этого нужно: убедиться, что две ключевые составляющие — формат шоу и учебная тема — хорошо сочетаются между собой.
Например, спор между славянофилами и западниками, поэтами Серебряного века можно преподнести в формате интернет-баттла; обобщить изученный период правления монарха с помощью шоу типа «Вечерний Ургант», приглашая гостей из различных сфер жизни общества. Большую роль в успехе урока будет играть подготовка учеников, поэтому стоит начать ее заранее.
Где применять: на уроках по гуманитарным предметам; в обобщающих уроках или обзорных темах.
Урок-конференция — нестандартный урок
Суть формата: ученики делятся на пары или группы и готовят доклады по разным аспектам изучаемой темы.
Что для этого нужно: чтобы урок не превратился в скучную бубнежку и чтение с листа, и вам, как организатору, и выступающим важно сделать материал интересным.
Продумайте четкие критерии оценивания ответов и необычный сценарий конференции, ставьте дополнительные баллы за самые удачные вопросы аудитории и хорошие конспекты выступлений других команд, предложите сделать творческую презентацию с музыкальным сопровождением, костюмами и т.д.
Где применять: на уроках по любому предмету; для обзорных тем или тех, которые требуют изучения большого объема информации.
Как подготовить урок-конференцию?
Подготовка к такому уроку проходит в несколько этапов, чаще всего в четыре.
Этап 1
На первом этапе учитель выбирает тему урока-конференции и рассматривает целесообразность рассмотрения того или иного материала школьниками. При этом надо иметь в виду, что самые высокие результаты урок-конференция дает у старших школьников, начиная 7 – 8 класса, а в особенности — в 10 – 11. В этом возрасте школьники уже владеют многими необходимыми навыками, их выступления могут и в самом деле быть интересным для широкого круга слушателей. Эти выступления — своего рода мини-проекты, работа над которыми занимает обычно одну – две недели.
Итак, на первом этапе учитель выбирает общую тему и размышляет над тем, какие мини-темы он может предложить ученикам. Это могут быть биографии известных лиц, история открытий, варианты применения физического закона и тому подобное.
Этап 2
На втором этапе учитель подбирает необходимые материалы — те, которые он порекомендует ученикам. По каждой теме он, по возможности, стремится порекомендовать несколько источников, среди них книги, периодические издания и интернет-ресурсы.
Этап 3
На третьем этапе учитель предлагает школьникам темы. Чаще всего педагог сам делит учеников на группы, которые будут готовить свои выступления, но в старших классах можно доверить это самим ученикам. Каждая группа получает свое задание и рекомендации по его выполнению. Можно поручить группам самим выбрать тему из большого списка; можно предложить вытянуть жребий; наконец, учитель сам может предложить тему каждой конкретной группе. Этот вопрос нужно решать в зависимости от возможностей класса и особенностей психологии детей, а также с учётом специфики темы.
Желательно сразу оговорить форму подачи информации от каждой группы и регламент.
Обсуждая форму, следует обратить внимание школьников на то, что скучно слушать сухие факты, что чтение с листа неинтересно, и сразу предложить подготовить рассказ, а не чтение реферата.
Есть смысл также оговорить, что необходим какой-нибудь интерактивный элемент: мини-тест, небольшая викторина, игра на одну-две минуты, какое-то творческое задание для слушателей. Надо также решить, будут ли докладчики выступать с компьютерными презентациями или оформлять стенды, плакаты, стенгазеты.
Этап 4
На четвертом этапе учитель консультирует конкретные группы ребят.
Важно! Следует обратить внимание на то, что в конце урока обязательно должны подводиться итоги.
Однако эти итоги могут быть не окончательными. Если класс достаточно большой и взрослый, доклады едва ли могут быть слишком короткими. Семь, а то и десять минут — это, наверное, минимум по какой-либо серьёзной теме для старшеклассников, а значит, все присутствующие на конференции выступить не смогут. Даже если использовать для этого сдвоенный урок (что, безусловно, будет разумным решением).
Чтобы остальные школьники, которые в этот раз не участвуют в конференции, не скучали, им следует подготовить опросные листы для голосования. На основании этих опросных листов участникам конференции могут добавляться дополнительные баллы или может выдаваться приз зрительских симпатий.
Подготовка к уроку-конференции
Подготовка к уроку-конференции является обязательной. Она включает в себя четыре этапа.
На первом этапе преподаватель определяет тему урока-конференции, ставит задачи и ограничивает время.
Определение темы урока-конференции
При определении темы урока-конференции следует учитывать то, что не рекомендовано первичное рассмотрение характеристик и свойств объектов, законов и теорий, явлений. Их целесообразнее обсуждать на обычном уроке, на том, где можно сочетать рассказ учителя с его беседой с учениками и их работой с учебником.
Вместо этого темой урока-конференции могут быть общие вопросы: истории открытий, описания технологических процессов. Такие вопросы легки для восприятия без посторонней помощи.
На втором этапе преподаватель приступает к прочтению теоретического материала. Использовать можно как библиотеки, так и интернет-ресурсы, а также другие источники, если они являются достоверными.
На третьем этапе преподаватель организует собрание обучающихся – как минимум за 2 недели. На нем нужно будет разделить класс на несколько групп в зависимости от психологических особенностей учеников, так, чтобы они были как можно лучше совместимы друг с другом. А также рассказать о теме урока-конференции, о том, что требуется от присутствующих и предоставить им методические рекомендации и список обязательной и дополнительной научной литературы. Кроме того, готовятся тексты (доклады, рефераты) и другое обеспечение – плакаты, стенды и т.д.
На четвертом этапе преподаватель отвечает на интересующие вопросы в индивидуальном порядке.
Началом урока-конференции является вступительные слова учителя, в частности, сообщение его плана проведения, задач, ограничения по времени. Далее говорят ученики.
В конце подводятся итоги.
Перевернутый урок — нестандартный урок
Суть формата: элементы традиционного урока и домашнего задания меняются местами. Вместо того, чтобы послушать учителя, а дома отработать тему, дети сами изучают теорию, а на занятиях с учителем занимаются практикой. Иногда это используют на обучающих онлайн-курсах и называют методикой «перевернутого класса».
Что для этого нужно: важен подбор материала, который ученикам предстоит освоить самостоятельно. Как правило, это небольшие обучающие видео, понятные конспекты, статьи и пособия.
Если ребенок проигнорирует домашнее задание и придет на урок «пустым», он не сможет включиться в учебный процесс, что тоже важно учитывать.
Где применять: на несложных или дополнительных темах; для развития умения учиться у школьников.
Залог успеха
Чтобы подготовить успешный урок-конференцию, необходимо несколько составляющих.
Еще одним секретом успеха является соответствующее оформление кабинета для проведения такого урока. У выступающих должны быть бейджики, листы в папке. У членов жюри (если они есть) и у учеников, которые не участвуют в выступлении, а заполняют опросники, должны быть опознавательные знаки (хотя бы те же бейджики с надписью «Эксперт»).
Интегрированный урок
Суть формата: урок, который объединяет в себе одновременно несколько школьных предметов и требует от учеников широкого кругозора, знаний в разных областях.
Что для этого нужно: как правило, такие уроки проводят одновременно преподаватели разных предметов, поэтому самое главное — выбрать коллегу, с которым вы будете совпадать по духу, одинаково понимать цель и результаты. Такое занятие можно провести и в традиционном формате, и в нестандартном — подойдут идеи из этой статьи.
Где применять: в темах, объединяющих гуманитарные, естественнонаучные и другие предметы, но не стоит бояться и необычных сочетаний (например, история и химия, математика и литература, русский язык и биология) — может получиться очень интересно!
Первое, что следует сказать, говоря об особенностях урока-конференции – это то, что ученики должны иметь багаж знаний и навыков по работе с научной литературой – как «традиционной», печатной, так и электронной. В противном случае такой урок будет малоэффективным.
Точнее, урок-конференция оправдан, если обучающиеся умеют:
Таким образом, урок-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.
Урок-викторина — нестандартный урок
Суть формата: мероприятие по командам, где в игровой форме ученики демонстрируют свои знания.
Что для этого нужно: вариантов этого формата масса — от «Своей игры» с интерактивной презентацией до творческих вопросов и заданий. Главное — туры викторины должны быть разнообразными и не повторяться.
Немаловажно и грамотное деление ребят на команды, чтобы всем было интересно и комфортно участвовать, не было явного перекоса в сторону той или иной группы.
Где применять: на уроках по любому предмету; на обобщающих уроках или уроках-повторениях.
Урок-квест
Суть формата: ученики делятся на команды и выполняют задания, перемещаясь по станциям. В зависимости от сложности задумки ученики могут соревноваться на скорость, за количество выполненных заданий или посещенных этапов и т.д.
В подготовке к такому уроку не помешает помощь коллег! Она понадобится и в придумывании сюжета, и в разработке этапов и даже в подготовке реквизита.
Где применять: для любого предмета или всех предметов сразу. Можно просто провести квест для параллели как урок-закрепление материала или объединить таким мероприятием всю школу!
К основным целям урока конференции относятся:
Есть несколько видов урока-конференции:
Тематические уроки-конференции необходимы для того, чтобы обобщить информацию, систематизировать ее, а также узнать что-то новое.
Особенностью такого урока-конференции является то, что на нем должно быть много активных учеников – тех, у которых есть доклады и презентации, а также их оппонентов.
Для того чтобы остальные не оставались без дела, нужно предварительно выдать, например, таблицу или, скажем, опросник, в которые потребуется вносить данные. Они будут подтверждением того, что урок-конференция принес пользу всем присутствующим, так как ученики, которые не принимают непосредственного участия, будут вынуждены внимательнее слушать докладчиков и рефератчиков, продуктивнее и оперативнее мыслить.
Тематический урок-конференция может быть уроком-диспутом. Он предполагает выбор конкретной темы, всего лишь 2 – 3 доклада или реферата и дополнения к ним со стороны слушателей. В качестве арбитров можно позвать родителей учеников – так оценка достигнутого будет объективнее.
Спецификой профориентационного урока-конференции можно назвать то, что он требует трудоемкой и длительной подготовки, в том числе экскурсий по учебному заведению и предприятию, на котором студенты смогут начать свою профессиональную деятельность.
Уроки-конференции для прохождения нового курса
Урок-конференция для провождения нового курса подходят для старшеклассников и студентов из-за того, что они, во-первых, намного больше знают, чем ученики средних и, тем более, младших классов и, во-вторых, имеют хоть какие-то представления о своей будущей трудовой деятельности.
Урок-исследование
Суть формата: в начале занятия перед учениками ставится проблемный вопрос или дается незнакомое понятие, а им необходимо решить эту задачу с помощью набора заданий, новой информации, наводящих вопросов и т.д.
Что для этого нужно: учитель должен максимально четко продумать:
Где применять: при изучении тем, не имеющих однозначной трактовки; для развития критического и творческого мышления учеников.
Урок-дебаты
Суть формата: класс делится на две команды, представляющие позиции «за» и «против». Из них по очереди выбирается по одному представителю, которые в течение 1 минуты защищают позицию своей команды по тезису, выдвинутому учителем. Оценивает ответы учеников преподаватель или приглашенное жюри.
Что для этого нужно: важно дать ученикам возможность заранее разделиться на команды и подготовить аргументы как домашнее задание, тогда урок пройдет более интересно и динамично. Учитель должен сформулировать тезисы понятно и лаконично, учитывая уровень класса.
Где применять: на уроках по гуманитарным предметам при изучении проблемных вопросов или тем, допускающих две противоположные позиции.
Что? Примеры тем
Приведем примеры уроков-конференций по разным предметам, проводимых в разных формах.
Пример 1. Предмет: биология. Тема: болезни эндокринной системы; новая тема.
Темы, которые учитель предлагает ученикам, — это сообщения о различных болезнях (например, сахарный диабет, базедова болезнь и другие), всего достаточно 4 или 5 докладов продолжительностью около 5 минут каждый. Докладчиком можно рекомендовать выступать с компьютерной презентацией, а в конце каждого выступления предлагать слушателям мини-тест. Для подготовки доклада стоит создать небольшие группы, по два-три человека, все остальные являются членами экспертной комиссии и заполняют опросники. Оценки, выставленные «экспертами», и оценки, выставленные учителем, суммируются и переводятся в пятибалльную систему по таблице, подготовленной учителем.
Пример 2. Предмет: обществознание. Тема: формы правления; закрепление изученного.
Школьникам предлагаются три темы: монархия, республика, диктатура. Каждая из них разрабатывается небольшой группой из 3-5 человек. Выступает один из них: он защищает свою форму правления. В этом случае уместны элементы театрализованного представления (например, корона на голове у монархиста). Те школьники, которые не принимают участия в подготовке докладов, затем участвуют в диспуте, обсуждая плюсы и минусы всех предложенных форм правления. Регламент на выступление 5-7 минут, остальная часть урока — диспут.
Пример 3. Предмет: география. Тема: атомная энергетика.
Доклады готовят две группы, в которые входят от 5 до 10 человек. Каждая из них выступает либо в защиту атомной энергетики, либо против неё. Внутри каждой группы должно быть выбрано несколько докладчиков, обычно 2-3, каждый из которых рассматривает проблему с какой-либо точки зрения. Например, экономист, эколог, физик и так далее. Регламент выступления каждой группы до 15 минут; желательно использование компьютерных презентаций. Оставшаяся часть урока-конференции — диспут.
Пример 4. Предмет: физика. Тема: инерция, закрепление материала.
Создается несколько пар или мини-групп, их может быть до 10. Каждой предлагается конкретный случай влияния инерции на нашу жизнь или использования этого явления человеком на производстве или для проведения каких-либо работ. Например, могут быть доклады «Почему мы падаем, когда автобус внезапно останавливается?», «Как насадить молоток на древко?» и так далее. Регламент выступления от 3 до 5 минут; те школьники, которые не задействованы в подготовке выступлений, работают с опросником.
Урок-конференция создает широкий простор для работы на любом уроке, решая сразу множество задач. При этом он зрелищен и может быть использован в качестве открытого. Его главный минус — трудоемкость подготовки, высокая подготовленность класса.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.