Людмила Миничева Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ
Принципы, цели и задачи организации методической работы
По мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная па повышение их научно- теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Ирина Сапраненко Организация методической работы в ДОО
Цели и задачи методической работы
Методическая работа является важным условием повышения качества педагогического процесса в ДОО. Пройдя через все формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, но и учатся делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается несколько определений понятия «методическая работа». По мнению А. И Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. К. Ю. Белая считает, что методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.
Публикация «Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Дурова В. П. считает, что методическая работа в дошкольном учреждении в большей степени направляется на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов. Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост. Как считает Фалюшина Л. И., методическая работа – это функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двухстороннем процессе обучения и учения её объекта, направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.
Цель методической работы в ДОУ – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Первостепенная задача методической работы – оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
В качестве принципов организации методической работы, способствующих достижению данной цели – совершенствование профессиональной деятельности – выступают следующие (по Л. И. Ильенко):
– Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учёта современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребёнка в современных сложных условиях жизни, учёта проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
– Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
– Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагогов.
– Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
– Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
– Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приёму образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждения.
– Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.
– Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в образовательном учреждении своей системы методической работы.
И. В. Клемешева, А. И. Тебякина тоже считают, что глобальная цель методической работы – обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения – определяется принципами методической работы, среди многообразия которых можно выделить как ведущие принципы демократизации и гуманитаризации образования.
В. П. Симонов считает основными задачами методической работы следующие:
– повышение профессионального и культурного уровня педагога;
– совершенствование методов и стилей взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности;
– совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий;
– формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда;
– приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Итогом методической деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.
Методическая работа – это целостная,
основанная на достижениях науки, передового
опыта и анализе затруднений педагогов, система
мероприятий, направленная на повышение
мастерства каждого педагога, на обобщение и
развитие творческого потенциала коллектива, на
достижение оптимальных результатов образования,
воспитания и развития детей.
Целью методической работы в МДОУ является
создание оптимальных условий для непрерывного
повышения уровня общей и педагогической
культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для
всестороннего непрерывного развития детей,
качества профессионального развития педагогов
дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей
определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров,
управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и
распространение передового педагогического
опыта педагогов МДОУ
3. Подготовка методического обеспечения для
осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности МДОУ и семье в
обеспечении всестороннего непрерывного
развития воспитанников.
5. Координация деятельности МДОУ с учреждениями
окружающего социума для реализации задач
развития воспитанников и МДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания
условий для обеспечения позитивных изменений в
развитии личности воспитанников через повышение
профессиональной компетентности педагогов.
Подходы к организации методической работы
в ДОУ основаны на:
Направления методической работы
Методический кабинет как центр
методической работы.
Центром всей методической работы ДОУ является
методический кабинет. Ему принадлежит ведущая
роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их
непрерывного саморазвития, обобщении передового
педагогического опыта, повышении компетентности
родителей в вопросах воспитания и обучения
детей. Методический кабинет – это копилка лучших
традиций дошкольного учреждения, поэтому задача
зам. зав. по ВМР – сделать накопленный опыт живым,
доступным, научить педагогов творчески
переносить его в работу с детьми, так
организовать работу этого методического центра,
чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в
своем рабочем кабинете.
Методический кабинет дошкольного учреждения
должен соответствовать таким требованиям как
информативность, доступность, эстетичность,
содержательность, обеспечение мотивации и
активности в развитии.
Реализация информационно – аналитической
функции управления дошкольным учреждением
обуславливает в методическом кабинете
формирование информационного банка данных, где
определяются источники, содержание,
направленность информации.
Модель методического кабинета ДОУ
В методическом кабинете ДОУ постоянно
действуют выставки:
В методическом кабинете также представлены
материалы, отражающие мастерство педагогов:
Таким образом, в рамках выполнения основных
задач методической работы методический кабинет
является центром сбора педагогической
информации, а также творческой лабораторией для
педагогов и родителей.
Информирование педагогов о новых требованиях,
предъявляемых к работе, и последних достижениях
науки и практики.
Своевременное информирование педагогов о
новых разработках в психолого-педагогической
науке и передовой практике, методическом
обеспечении в системе дошкольного образования
является важным условием высокой
результативности
воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов
способствует установке единой педагогической
стратегии развития ДОУ, которая обсуждается,
утверждается и реализуется через основной орган
управления – педагогический совет и служит
основным ресурсом развития коллектива в ДОУ
Обзор видов информации и форм методической
работы представлен в схеме
Обучение и развитие педагогических кадров,
повышение их квалификации.
Задачу обучения и развития педагогов следует
признать основополагающей в управлении
методической работой. При этом традиционная
система информирования и обучения педагогов не
всегда дает ощутимые результаты, т.к. она
ориентирована на коллектив в целом. Поэтому
модель организации и содержания развития
педагогов, повышение их квалификации должна
строится дифференцированно, чтобы были
задействованы внутренние факторы и механизмы
самого педагога, способствующие личностные и
профессионально-нравственному развитию.
Важнейшим условием, обеспечивающим
дифференцированный подход в работе с педкадрами,
является анализ кадрового обеспечения
Наиболее эффективными являются следующие
формы повышения профессионального уровня:
Зам. зав. по воспитательной и методической
работе организует и контролирует работу
педагогов по самообразованию, относящуюся к
активным формам повышения квалификации, и
помогает выбрать тему, приоритеты в формах и
средствах, спрогнозировать результат.
Выявление, изучение, обобщение и
распространение передового педагогического
опыта.
Передовой опыт представляет собой высокое
мастерство педагога и является движущей силой
улучшения воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ, решает определенные цели с
наименьшей затратой времени, с применением
оптимальных форм и методов работы, способствует
достижению более качественных результатов.
ПО – результат творческого поиска педагогов,
где сливается воедино творческое, новаторское и
в тоже время традиционное начало.
На первом этапе осуществляется
предварительное детальное и всестороннее
изучение опыта педагога. Только совокупность
использования различных методов исследования
опыта (наблюдение и анализ образовательного
процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ
педагогической документации, проведение
экспериментальной работы) позволит объективно
оценить и рекомендовать его как передовой.
На втором этапе ППО обобщается, т.е.
описывается. Существует алгоритм описания ППО
комплексом ИПМ (информационно-педагогический
модуль: сообщение, запись пединформации).
Третьим этапом является распространение и
внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют
такие формы работы как педагогические чтения,
открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и
т.д.
Подготовка методического обеспечения для
осуществления педагогического процесса.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности
дошкольного учреждения является методическое
обеспечение методического процесса.
Программно-методический комплекс дошкольного
учреждения отбирается с учетом ориентации на
государственные требования, нормативно-правовой
статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное
направление), особенности и законы психического
развития детей, специфику педагогического и
детского коллективов, определяющих возможность
и целесообразность каждой программы и
технологии.
Через орган самоуправления ДОУ – педсовет для
осуществления образовательного процесса
утверждается программа, наиболее способствующая
условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный
процесс во всех группах ДОУ осуществляется по
комплексной программе, которая соотносится с
социальным заказом и видом ДОУ.
Результативность
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
зависит и от созданий условий для его реализации.
Это обуславливает и обуславливает следующую направленность
методической работы:
1. Организация развивающей предметной среды в
МДОУ, соответствующей содержанию программы,
интересам и потребностям детей разного возраста:
3. обновление содержания методического
обеспечения (технологий, методик) в соответствии
с современными требованиями;
4. разработка режима дня, сетки занятий, графики
работы кружков для каждой возрастной группы;
5. отслеживание баланса двигательной и
интеллектуальной, организованной и
самостоятельной деятельности воспитанников.
Структура, формы и методы методической работы.
Методы методической работы – это
упорядоченные способы деятельности по
достижению целей.
Форма – это внутренняя организация
содержания, конструкция отрезков, циклов
методического процесса, отражающая систему его
компонентов и устойчивых связей.
По формам методическая работа делится на групповые
и индивидуальные.
К групповым формам относятся: участие
педагогов в методических объединениях района,
МДОУ; организация теоретических и научно –
практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным относятся индивидуальные
консультации, беседы, наставничество,
взаимопосещения, самообразование.
Необходимо учиться искусству беседы, её
универсальный характер основывается на том, что
в любой беседе участники должны искусно
приспособиться друг к другу независимо от того, о
чем идет речь.
Для того чтобы сделать правильный выбор для
своего коллектива форм и методов, необходимо
руководствоваться:
Наиболее эффективными формами организации
методической работы являются:
Внешнее повышение квалификации происходит:
Внутреннее повышение квалификации
происходит за счет разнообразных форм
методической работы с педагогами в МДОУ:
В методической работе особое место отводится принципу
индивидуально-дифференцированного подхода к
педагогической деятельности воспитателей и
специалистов. В современных условиях
методическая работа с кадрами должна строится на
диагностической основе, с учетом запросов
каждого педагога.
Осуществление индивидуально-ориентированной
методической работы позволяет развивать
творчество и инициативу педагогического
коллектива путем включения каждого в активную
профессиональную деятельность.
В сфере методической работы представлен
комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества
педагогического коллектива с родителями.
Планирование методической работы.
Планирование осуществляется на аналитической
основе:
Публикация «Организация методической работы в детском саду» размещена в разделах
Методист дошкольного учреждения имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление дошкольным учреждением должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние.
Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.
Организационно-теоретические основы работы методиста
1. Значение методической работы в дошкольном учреждении
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность – это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения.
Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.
Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада, учебного комплекса возникает достаточно ответственная задача – выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно – методического потока.
Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно – методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов в организацию педпроцесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Работа заведующего облегчается, если в штате детского учреждения имеется воспитатель-методист. Заведующий обязан возглавлять и направлять воспитательно-образовательную работу в детском учреждении, методист является его первым помощником.
2. Направления работы методического кабинета
Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т. д.
Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. Предназначенная для этого комната оборудована необходимыми материалами и пособиями по всем разделам воспитательно-образовательной работы с детьми.
Методический кабинет в соответствии с возложенными на него задачами:
– Ведет персональный учет педагогических кадров, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений.
– Координирует и направляет методическую работу с педагогическими кадрами; организует семинары, практикумы, лекции, консультации по наиболее сложным и актуальным вопросам обучения и воспитания. Использует в практике работы с педагогическими кадрами разнообразные активные формы: собеседования, диспуты, конференции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций.
– Проводит групповые, индивидуальные консультации; оказывает помощь в самообразовании педагогических навыков.
В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи методиста, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.
Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд, либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию — по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы.
Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте.
Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей.
Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания — улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.
Также методистом организовываются различные формы методической помощи воспитателям, например: консультации, тематические беседы с воспитателями. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.
Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Трибуной педагогического опыта является педсовет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой.
1. Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении
Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения».
В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса.
Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе.
В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.
Уже в начале учебного года весь педколлектив знает, какие вопросы будут обсуждаться, кто и когда выступает на педсовете, каждый докладчик должен заранее подготовиться к педсовету: разработать конкретный план мероприятий по своей теме.
Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы методиста, направленной на реализацию принятых решений.
Консультации – постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов).
Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу.
В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников.
При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы.
Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя, по какому – либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие: подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести: правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др., помощь воспитателю – методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой – либо деятельности детей, составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач, методов и приемов, используемого материала.
Чтобы все воспитатели посмотрели открытое занятие (или игру, труд, проведение режимных моментов, необходимо его продублировать для тех сотрудников, кто в это время работал с детьми в группах. При этом желательно показать аналогичное занятие, но не копию предыдущего.
Методист руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования методист исходит из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании.
Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов педагогической работы.
Показателем передового опыта является устойчивость положительных, методически обоснованных результатов воспитания и обучения детей.
Таким образом, методист подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития.
Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методобъединений, на конференции.
Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе. Бывает, что систематизированного опыта еще нет, есть только отдельные находки, удачные приемы работы с детьми. В таком случае необходимо четко определить проблему, основную педагогическую идею, по которой опыт будет постепенно накапливаться и обобщаться. При этом методисту не стоит забывать об очень существенном показателе передового опыта – его экономичности, который предполагает достижение положительных результатов при наименьшей затрате времени и сил воспитателя и его подопечных. Нельзя считать передовым тот опыт, который культивирует одну из сторон воспитания за счет других разделов программы и в ущерб им.
К оборудованию педкабинета методист привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи – за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т. д.
Необходимо научить сотрудников культурно работать с пособиями, не терять их, заблаговременно брать и своевременно сдавать, класть на место, ремонтировать инвентарь своими силами или привлекать к этой работе родителей. Если эти правила соблюдаются, все пособия, книги и средства обучения долго служат детскому саду, экономятся денежные ресурсы, время воспитателей, а главное приучают всех к строгому порядку. Однако это не должно мешать их активному использованию в работе с детьми.
Весь материал в педкабинете следует распределить по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заводится картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе должны иметь месть инструктивно – директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Методист своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями.
2. Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методисту в работе с кадрами.
Практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно – воспитательного процесса. Некоторые ниже описанные методы в совокупности со стандартными методами организациями методической работы позволят подбирая конкретные ситуации воспитательного процесса с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.
– В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.
– Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).
– В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.
– Наиболее сложный метод активизации – это ситуации – проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.
– Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.
– Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа. Каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
– Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.
– Обсуждение двух противоположных точек зрения. Методист предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.
– Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.
– Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение методист организует обсуждение всех предложенных моделей.
– Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми.
– Работа с инструктивно – директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.
– Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Методист готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.
– Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Качества, которые требуются сегодня методисту :
1. Размывание традиционных ценностей привело к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому методист должен прояснить свои личные ценности.
2. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому методист обязан определить цели выполняемой работы, собственные цели.
3. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному методисту. Поэтому каждый методист должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
4. Проблемы нередко наваливаются как снежный ком, а средства их решения ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью навыков управления.
5. Конкуренция на рынке услуг делает необходимостью выдвижение новых перспективных идей. Поэтому методисты должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации.
6. Многие методы управления устарели. Поэтому требуются новые, более современные приемы управления, и заведующий должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
7. Большие затраты связаны с использованием труда персонала. Поэтому методисты должны умело использовать имеющиеся трудовые ресурсы.
8. Требуются новые подходы в борьбе с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому от методиста требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
9. Методист должен уметь создать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными.
Методист, обладающий выше перечисленными качествами, сможет наиболее эффективно организовать работу ДОУ.
Методист организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача методиста – организация и проведение методической работы.
Направлениями работы методиста являются : изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций по внедрению педагогического опыта в практику дошкольного учреждения. Также формой методической работы является проведение работы по повышению квалификации педагогических кадров, проведение курсов, семинаров.
Методист должен своевременно оснащать методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой.
Публикация «Организация методической работы в ДОО» размещена в разделах
Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства каждого воспитателя. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Участниками образовательного процесса (Закон Об образовании РФ, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении) являются: дети, педагоги и родители.
Основные задачи методической работы в ДОО :
– выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
– включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить некоторые задачи:
– Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
-Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
-Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
-Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
– Организация работы по изучению нормативных документов.
-Оказание научно-методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, квалификации).
– Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Основными критериями эффективности методической работы кроме уровня педагогического мастерства и активности воспитателей, являются характеристики самого методического процесса :
-системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы;
-дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
– этапность – критерий эффективности методической работы, указывающий на необходимость процессуальности и прохождения последовательно определенных этапов в методической работе.
Система методической работы в ДОУ
Методическая работа в дошкольном учреждении является целостной и основанной на достижениях науки и передового педагогического опыта системой взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет необходимой связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. Задача заведующей и старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства.
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное и др.
Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса. Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ. Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии. Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако стоит отметить, что никакие формы работы сами по себе не могут гарантировать творческого подхода. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
Существуют три уровня педагогического мастерства: – низкий (интуитивный); – средний (поисковый); – высокий (мастерский). В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Целями методической работы с воспитателями среднего уровня являются: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня включает в себя стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности и создание индивидуальной методической системы. При этом упор делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
В наше время все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Умелый методист четко определяет задачи педагогического коллектива, ясно намечает пути в их решении.