Татьяна Вострухова Метод трех вопросов в работе с детьми
Использование метода «Модели три вопроса»
Воспитатель: Вострухова Т. М.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделится с вами практикой работы по применению метода «Модели трех вопросов», использую его для планирования образовательного процесса с учетом потребностей и интересов участников образовательных отношений и привлечения детей к совместному проектированию тематических недель. Метод «Трех вопросов» помогает мне совместно с детьми спланировать содержание и формы работы по теме недели учитывая их интересы и потребности.
Роза Хачатрян Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме :
«Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса»
«О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по своему –
вот высший подвиг цветка!»
Это замечательные слова великого японского поэта о цветах. И я не случайно начала именно с него. Детей часто сравнивают с цветами. И одни, и другие красивы, нежны, трогательны, им нужна забота, ласка, любовь. В своей работе я окружаю детей этой заботой, создавая маленький уютный мир, где им комфортно и спокойно.
Марина Салахова Образовательная технология «Модель трёх вопросов»
Образовательная технология “Модель трёх вопросов”
Образовательная технология «Модель трех вопросов».
Группа №11 воспитатель Салахова М. Ю
Актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.
Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта. Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Метод трех вопросов в ДОУ –
основа взаимодействия детей и взрослых.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем.
Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:
1. Что мы знаем про это?
2. Что хотим узнать?
3. Что надо сделать, чтобы это узнать?
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
В качестве примера привожу план по теме «Земля – наш общий дом».
– Земля – дом для всех людей.
– Земля круглая, как мяч.
– На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.
– В Земле есть уголь и полезные камни.
– На юге жарко, а на севере холодно.
– Почему на Земле бывает утро и вечер?
– Почему на Севере нет лета?
– Как мы держимся на Земле, если она круглая?
– Бывает ли у Земли День рождения?
– Почитать энциклопедию.
– Спросить у родителей.
– По телевизору посмотреть специальную программу.
– Узнать из журналов и газет.
– Узнать ответ в интернете.
– Посмотреть по карте и глобусу.
Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае – это понедельник.
Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.
Далее идет работа в «Центрах активности».
Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.
• Центр математики
– Измерить расстояние между городами
– Запомнить название полезных камней, взвесить их.
– Найти самый тяжелый камень.
• Центр строительства
Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).
• Центр познания
– Рассмотреть глобус.
– Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.
– Подготовить рассказ – сообщение о Земле.
• Центр игровой
– Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.
– Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»
• Центр кулинарии
Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.
• Центр искусства
– Слепить из пластилина глобус.
– Нарисовать карту нашей страны.
– Выполнить аппликацию «Моя планета»
• Центр литературы
– Рассмотреть книги о земле с выставки.
– Выбрать и прочитать рассказ о Земле.
– Сочинить сказку о Земле.
– Сделать газету о Земле.
В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом, каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.
Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:
• самостоятельно ставить вопросы
• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»
• придерживаться выбранной цели
• доводить начатое дело до конца
• согласовывать свои действия с действиями других детей
• использовать полученные знания в разных видах деятельности
• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами
Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Методика работы «Модель трех вопросов»
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что надо сделать, чтобы узнать?
Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае- это понедельник.
Далее идет работа в «Центрах активности» (я писала про них ранее).
В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.
Методический материал для педсовета
На тему ««Модель трех вопросов»
Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.
С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.
Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.
Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:
1-й этап — выбор темы
Исходя из опыта работы по данной образовательной технологии, выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности.
Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор, фасилитатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2-й этап — планирование
Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Для этого также можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о???» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода на картинке с его иллюстрацией.
Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
3-й этап — реализация проекта
Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.
В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.
Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. Таблица — «Паутинка» с видами запланированной деятельности всегда доступна ребенку, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказывая необходимую помощь.
И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта
Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Здесь можно использовать авторский метод ПИН Розы Хачатрян (что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового). Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности.
Работа по основной образовательной программе и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.
Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:
Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта.
Публикация «Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса» размещена в разделах
Но дети растут и важно, чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, умел управлять своим поведением. Осознание своих особенностей и потребностей, умение выбирать виды и способы действия, твердо идти к поставленной цели – это те навыки, без которых не обойтись в любом обществе. Использование в работе предлагаемой модели позволяет сформировать у детей вышеперечисленные навыки, как необходимые социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
тем больше он знает и усвоил,
тем большим количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Другими словами, задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:
– непосредственного общения с каждым ребенком;
– свободного выбора детьми вида деятельности;
– свободного выбора участников деятельности;
– принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;
– развития коммуникативных способностей.
Руководствуясь этими задачами, я начала активный поиск методов и форм работы с детьми. Так 3 года назад появился проект по организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников. В ходе его реализации дети стали проявлять активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В соответствии с собственными интересами дети проявляли инициативу и самостоятельность, ставили много опытов, организовывали интереснейшие наблюдения, экспериментировали всеми возможными цветами и оттенками, жидкостями и другими веществами. Мои дети научились смело ставить задачу (проблему) перед собой, и самостоятельно приходить к её решению, научились делать выводы, подводить итоги. Но «горизонты смещаются вместе с движущимися» (немецкий философ Ханс Георг Гадамер). Передо мной встали новые задачи: – как дать детям больше самостоятельности и возможности выбора,
– как поддержать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности,
– как максимально учесть интересы всех субъектов образовательных отношений?
Находкой стала «Модель трех вопросов», которая, на мой взгляд, поможет решить поставленные задачи и учесть основные принципы дошкольного образования, изложенные в федеральном государственном образовательном стандарте.
У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. « Модель трех вопросов» – уникальная методика, свой опыт работы по которой я представляю в данной методической разработке. Он актуален, так как позволяет реализовать, на мой взгляд, самую сложную задачу индивидуализации дошкольного образования. Он будет полезен всем педагогам, которые стремятся к профессиональному росту и полноценному развитию своих воспитанников, а также родителям.
«У вас есть то, чего нет больше ни у кого, – вы.
Ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение.
Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте,
танцуйте, живите так, как можете лишь вы.
Нил Гейман, английский писатель-фантаст
Цель использования модели «Трех вопросов» в моей педагогической деятельности – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Еще в начале своей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы каждый день в жизни ребенка был интересным, увлекательным, необыкновенным.
– Как учесть все интересы и потребности детей, родителей и педагогов?
Для решения этих вопросов необходимо :
– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями;
– формировать инициативность, самостоятельность, ответственность, предпосылки учебной деятельности
– развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В настоящий момент эту модель я применяю при планировании образовательной деятельности во всех направлениях развития личности ребёнка.
Когда ребенок сам говорит о том, что именно он хочет узнать, интерес уже есть и педагогу важно не погасить его, а дать толчок к поиску ответа, к самостоятельной деятельности, к познавательной активности. Потребность в новых открытиях, впечатлениях заложена в каждом ребёнке – будь то месячный малыш или шестилетний ребёнок. Отличие состоит лишь в том, что на каждом возрастном этапе детская инициатива и интерес имеют свои формы и требуют особых условий для формирования.
Основа предлагаемой модели – таблица, состоящая из 3-х столбцов, которая составляется для каждой темы в рамках образовательной программы :
Что я знаю? Что хочу узнать? Как это сделать?
Сам процесс деятельности состоит из 4-х этапов:
– подготовительный (сбор информации)
– подведение итогов.
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми. Во время изучения темы в таблицу могут вноситься корректировки как самими детьми, так и педагогом, например, если есть необходимость решения задачи, не охваченной детьми, но предписанной образовательной программой.
С чего начинается работа? Накануне новой темы дети отвечают на вопросы педагога в процессе игровой деятельности, беседы, во время режимных моментов, то есть таким образом, чтобы этот процесс не был для них тягостным, специально организованным. Задача воспитателя – зафиксировать ответы детей в таблице. Для этого я привлекаю младшего воспитателя своей группы. Ответы детей могут быть записаны словами или оформлены схематично. Условные обозначения разработаны совместно с детьми. Таблица – основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. Для этого могут быть организованы различные виды деятельности – творческая, экспериментальная, продуктивная, игровая, специально подготовленная образовательная среда. Выбор деятельности для каждого ребенка зависит от того, что именно он хочет узнать. Этот этап также имеет большое значение – важно правильно организовать предметно-пространственную среду, пополнить её необходимым оборудованием, материалом, средствами. Здесь помощниками выступают, родители (законные представители) моих воспитанников. Кроме того, решаются такие важные задачи как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы.
Третий этап – реализация. Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать, вид, способ деятельности, направление, в котором будет двигаться. Педагог выступает как организатор, помощник, двигатель детской деятельности, не лишая их самостоятельности, но и не отпуская в «свободное плавание». Таблица всегда доступна для детей – они активно интересуются деятельностью друг друга, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказываю необходимую помощь. Тем самым обеспечивается решение таких важных задач, как вовлечение родителей в образовательный процесс и его целостная реализация.
Заключительный этап – подведение итогов, который можно рассматривать и как основу для дальнейших действий, – подведение итогов. Здесь я использую как авторский метод «ПИН», который заключался в том, что дети, по окончании своей деятельности, отвечали на вопросы : «Что в ходе эксперимента (наблюдения, исследования) мы узнали:
так и схематичные изображения, которые мы разработали совместно с детьми. Результаты заношу в таблицу. Её анализ снова позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Так, таблица наглядно показывает, кто из детей испытывает трудности и нуждается в поддержке, а кто самостоятельно справляется с поставленными задачами; кто продвигается в своих идеях вперед, а кто предпочитает повторять знакомый опыт и двигаться за другими.
Значимое событие имеет итоговое мероприятие по теме – конкурс, викторина, КВН, концерт. За время работы по теме накапливаются фотографии, поучительные и забавные истории. Совместно с детьми я оформляю выставку, выставляю информацию и отчёты на сайты. Одновременно провожу опрос детей для планирования работы по следующей теме, обеспечивая комплексно-тематический принцип реализации образовательной программы МБДОУ.
В процессе работы таблица была дополнена ещё тремя столбцами – для корректировки в процессе реализации, подведения итогов и планирования индивидуальной работы. Итоговый вариант таблицы выглядит следующим образом :
Что знаю? Что хочу узнать? Как это сделать? Это тоже важно! ПИН Инд. работа
Постоянное обновление предметно – пространственной среды делает каждый день в детском саду необычным, интересным и увлекательным. Разнообразное содержание центров активности в группе помогает ребенку развивать творчество, фантазию, воображение, умение организовать различные виды деятельности. Доступность соответствующих материалов позволяет ребенку самостоятельно планировать свои действия, определять их содержание, достигать результата.
Эффективно реализовать данную методику можно только через создание развивающего образовательного пространства, составной частью которого является предметно – пространственная среда. Именно педагог организует содержательно – насыщенную, информативную предметно – пространственную среду, которая обеспечит комфортное пребывание ребенка в детском саду и успешную, самостоятельно запланированную ребенком, деятельность.
Результатом внедрения методики «Трех вопросов» является развитие у ребенка следующих качеств:
•самостоятельность и инициатива,
•интерес к познавательной деятельности,
•умение планировать свои действия и достигать результата,
•умение самостоятельно придумывать и задавать вопросы, выражать свои мысли, желания, чувства, делать выводы.
Необходимым условием полноценного формирования этих качеств, когда учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, является педагогическое наблюдение. Оно позволяет проследить процесс формирования тех или иных социально – нормативных характеристик и внести необходимые коррективы в планирование воспитательно – образовательной деятельности.
Работа с применением модели «Трёх вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – внимание к деталям. Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок», схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться. На практике я убедилась, что «Модель тех вопросов» актуальна и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогами, сверстниками, родителями, что позволяет сформировать все необходимые навыки, создать предпосылки для учебной деятельности.
Рекомендуемая литература для педагогов
1. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. – Просвещение, 2015.- 128 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.- 102 с.
4. Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. – 2010. N5
Публикация «Образовательная технология „Модель трёх вопросов“» размещена в разделах
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Как узнаем об этом?
Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.
1. Выбор темы.
3. Реализация проекта.
4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.
1. План – утренний групповой сбор.
2. Дело – работа в центрах активности.
3. Анализ – ежедневный сбор информации.
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, мы начинаем работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.
Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.
Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
Например: наша тема «Удивительная бумага». Игровая ситуация – бумажный самолетик.
– Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процесс изготовления и ее применение.
– Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
– Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
– Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
– Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.
– Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая, металлическая.
Мы, помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаги. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксируем их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. В нашем случае мы зафиксировали ответы детей в таблице.
Затем задаем вопрос : «Что мы еще хотим узнать о бумаги?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, мы спрашиваем: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках. Мы использовали картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода. Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования
Заполненная таблица размещается в приемной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома – будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.
Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детей. Мы обеспечиваем детей оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Мы организовываем деятельность детей в центрах активности, направляем и контролируем осуществление проекта, то есть выступаем как организатор, помощник, но не лишаем детей самостоятельности.
Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации.
Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.
Из презентации Миланы дети узнали о происхождении бумажной посуды.
Ратмир рассказал, как можно изготовить бумагу в домашних условиях.
Александра поделилась своей информацией о фольге, что из фольги можно сделать поделки.
Артем рассказал о том, что делают из макулатуры и собирая ее мы спасаем деревья.
Семья Киры собрала информацию о елочной бумажной игрушки прошлого.
Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель – дети – родители – это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.
Наполняемость лэпбука осуществляется нами и исследованиями родителей и детей.
Модель трех вопросов предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности
1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Публикация «Метод трех вопросов в работе с детьми» размещена в разделах
Накануне знакомства детей с новой темой (в пятницу, провожу с детьми беседу, используя вопросы :
Что дети знают о данной теме?
Что хотят узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Например, тема «Транспорт», что делать с этим дальше?
Первое — “Что мы знаем про транспорт?”, выявляю известные детям факты и сведения по тематической неделе. Все ответы, идеи детей фиксирую схематично, знаками. Возле каждой записанной идеи ставлю имя ее автора. Получается своего рода наглядный план работы над темой. Затем записываю высказывания каждого ребенка, подписывая под ним имя автора высказывания, для размещения в приемную родителям.
Когда первый вопрос проработан со всеми детьми, переходим ко второму пункту – “Что мы хотим узнать про транспорт?” Опять дети делятся своим мнением, если дети затрудняются при работе над данным вопросам, то и у меня возникает своя идея, что хочу узнать, тем самым корректируя работу над будущей темой недели, и тоже вношу эту идею, наравне со всеми и фиксирует её.
Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
На основе заинтересованности детей, организую проектную деятельность на неделю, которая способствует внедрению активных методов обучения, направленных на формирование познавательного интереса детей.