Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся. Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в результате работы над проектом переживается ситуация успеха, самореализации. При освоении содержания образования проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создаёт условия для ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых знаний и способов действия.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Они предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В России идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина. Вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. X X в. рассматривалась как «непедагогическая». К этой технологии вновь возник интерес в связи с изменениями в современном образовании.
Цель проектной технологии – самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит та: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».
Е. С. Полат определяетк использованию метода проектов:
К таким методам относятся:
и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности учащихся:
Классификация типов проектов
В настоящее время существуют различные классификации проектов.
По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).
По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.
По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним ребёнком, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые, выполняемые определённой группой детей. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.
По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.
Рассмотрим данный тип проектов более подробно.
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.
Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть проведение праздника, создание научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, оформление туристических буклетов, демонстрация любимых игрушек, создание сайта и т.д.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.
Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью сети Интернет.
По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т. д.; средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.
Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого педагог должен:
При использовании проектной технологии каждый обучающийся:
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика:
Этапы работы над проектом
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Процедуру работы над проектом можно разбить на этапы.
Следует отметить, что оценка результата и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Результат является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию, работая над формированием компетентности решения проблем.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
Поэтому необходимо понимать, что, решая использовать метод проектов, педагог, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
• Что такое «проект» и насколько эта деятельность будет интересной детям?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом?
Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно – ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Список использованных источников:
1. Лазарев В. С. « Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. – №6. – С. 35-43.
2. Метод проектов. Д.п.н., проф. Полат Е. С., ИОСО РАО URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.
5. Ставрова О. Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр», 2005. – 96 с.
Эпиграфом к проектному обучению может служить
следующая китайская пословица:
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Проектный метод входит в жизнь как требование
времени, своего рода ответ системы образования
на социальный заказ государства и родительской
общественности. Метод проектов – один из
интерактивных методов современного обучения. Он
является составной частью учебного процесса.
Практика использования метода проектов
показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе
учиться не только легче и интереснее, но и
значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система
обучения, при которой подросток приобретает
знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения, постепенно
усложняющихся, практических заданий – проектов.
Краткая историческая справка
Проект от лат. “projektus” означает буквально
“выброшенный вперед”. Французское слово “projet”
переводится как “намерение, которое будет
осуществлено в будущем”.
Метод проектов возник в начале прошлого
столетия. Основателями его считаются
американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они
предлагали строить обучение на активной основе,
через практическую деятельность ученика,
ориентируясь на его личный интерес и
практическую востребованность полученных
знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и
приобретает все большую популярность за счет
рационального сочетания теоретических знаний и
их практического применения для решения
конкретных проблем. “ Я знаю, для чего мне надо
все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это
применить” – вот основной тезис современного
понимания метода проектов.
Проектная технология сочетается с любым
учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Цели и задачи проекта в обучении
иностранного языка
Основной целью использования метода проектов в
обучении иностранному языку является
возможность в овладении учащимися
коммуникативной компетенцией, т.е. практическому
овладению иностранным языком.
В понятие коммуникативной компетенции входят:
Кроме того, проектное обучение способствует:
Урок, реализованный методом проектов, может
быть как уроком освоения нового материала, так и
уроком закрепления и отработки навыков решения
учебных задач. Выбор метода научного познания,
который будет использован в учебном
исследовании, зависит от конкретного содержания
урока.
Существуют различные классификации проектов.
Так, Е. С. Полат предлагает пять основных критерий,
по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду
деятельности:
2. По признаку предметно-содержательной
области:
3. По характеру контактов:
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
6. По результатам:
Саймон Хайнес выделяет следующие типы
проектов:
К организации проектов
предъявляют следующие требования:
Этапы работы над проектом:
Особенностью системы выполнения проектов
является совместная творческая работа учителя и
учащегося.
Роль учителя в проектной деятельности
Проектирование в школе невозможно без
организационной и культурной позиции учителя. На
практике это ведет к изменению позиции учителя.
Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной деятельности своих
учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к
проведению уроков ведет к повышению мотивации и
ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся. Роль преподавателя заключается в
постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю
осуществлять более индивидуальный подход к
ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из
авторитетного источника информации
преподаватель становится соучастником
исследовательского, творческого процесса,
наставником, консультантом, организатором
самостоятельной деятельности учащихся. А это и
есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
Роль ученика в проектной
деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из
важнейших составляющих образовательного
процесса. В ходе выполнения проектных заданий
учащийся оказывается вовлеченным в активный
познавательный творческий процесс на основе
методики сотрудничества. Он погружен в процесс
выполнения творческого задания, а вместе с ним и
в процесс получения новых и закрепления старых
знаний по предмету, в рамках которого и
проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет
собственный проект, решая какую-либо
практическую, исследовательскую задачу.
Включаясь, таким образом, в реальную
деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Специфика метода проектов в
преподавании иностранного языка
Специфика использования проектной методики на
уроках иностранного языка вытекает из специфики
самого предмета и из целей и задач, стоящих перед
учителем. Как известно, огромное влияние на
развитие языка какого-либо народа оказывает его
культура. Поэтому, выбирая темы для проектной
деятельности, учителя школ отдают предпочтение
тем темам, которые содержат интересный и ценный
для учащихся культурный, исторический материал о
стране изучаемого языка.
В период выполнения проектов у школьников
развиваются следующие умения:
Как можно применять проектный
метод на уроках английского языка
Важно выделить целесообразные темы курса или
разделы, которые будут вынесены на
“проектирование”. Следует отметить, что проекты
в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и
несколько упрощенными по оформлению, однако это
не умаляет их значимость, а лишь говорит о
соответствии возрастным особенностям
школьников данного возраста.
Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса
интерес учащихся к иностранному языку резко
падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети
не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту
проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му
классу желание учиться сохраняется, но пропадает
интерес к предмету.
Опыт применения метода проектов подтверждает
выводы ученых. Считается, что он является хорошим
стимулом для повышения интереса к иностранному
языку именно в этом возрасте. Проекты несколько
усложняются по форме и по содержанию,
практикуется научный подход к оформлению, при
этом, соответственно, увеличивается время на их
подготовку – они становятся среднесрочными.
За свою работу ученики получают сразу
несколько оценок: за оформление, за содержание,
за защиту; могут быть также учреждены
специальные номинации: “оригинальность”,
“научность”, “актуальность” и т. п. Это
стимулирует интерес, мотивирует на
самостоятельную поисковую деятельность.
Преимущества метода проектов над
традиционными методами обучения иностранному
языку
В традиционной системе акцент делается на
усвоение готовых знаний, а само обучение
происходит за счет эксплуатации памяти. Метод
проектов:
С помощью метода проектов возможно обучить:
Таким образом, использование проектной
деятельности в обучении в современной школе
становится все более актуальной. И не случайно,
ведь при помощи проекта можно реализовать все
воспитательные, образовательные и развивающие
задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать
различные виды деятельности, делая процесс
обучения более увлекательным, более интересным и
поэтому более эффективным.
Использование метода проектов в обучении
иностранным языкам способствует формированию
страноведческой компетенции у школьников и
развитию их коммуникативных способностей.
Метод проектов дает педагогу возможность
нестандартно подойти к урочной и внеурочной
деятельности. Он активно влияет на
интеллектуальную и эмоционально-ценностную
сферы детей. ( Приложение1)
Реализации проектной деятельности
Практической частью реализации проектной
деятельности в нашей школе (с учетом
специфических условий санаторно-лесной школы)
является создание проекта на уроках
иностранного языка в 7 классе при изучении темы
“How Do You Treat The Earth?”. Метод проектов реализуется в
данном случае через групповую работу с
опережающей подготовкой. Целью данного проекта
является создание экологического журнала
“Природа” (компьютерная версия).
Проект “Our Planet The Earth”
Учебная цель: поисковая деятельность учащихся
по сбору информации об основных экологических
проблемах; активизация речевой деятельности
учащихся по теме “Экология. Проблемы окружающей
среды” с использованием изученных
грамматических структур.
Воспитательная цель: формирование гражданской
позиции и чувства сопричастности к проблемам
экологии и окружающей среды и ответственности за
нее.
Участники: учащиеся 7 класса.
Тема: “How Do You Treat The Earth?”
Вид проекта: творческий,
практико-ориентированный;
По содержанию: монопредметный;
По объему: среднесрочный;
Планируемый результат: Создание
презентационных проектов (при защите проекта
используются средства Microsoft Power Point),
представленных в журнале “Природа”
(компьютерная версия).
Работа над творческими проектами включает в
себя три этапа:
Начальный этап (определение широкой темы, выбор
рабочих тем, объединение в группы, составление
плана проектной работы и формулировка цели, сбор
материала).
Основной этап (анализ способов и целей работы в
группах, поиск источников необходимой
информации и сбор материала, анализ, возможных
трудностей).
Заключительный этап (подготовка защиты готовых
проектов и их защита, обсуждение полученных
результатов).
Для более подробного рассмотрения этапов
привожу алгоритм работы:
1 шаг – определение темы. “ Наша планета – в
опасности. Мы в ответе за планету”.
3 шаг – формирование инициативных групп.
4 шаг – сбор информации. (использование
материалов учебника, журналов, Интернета).
5 шаг – переработка информации и обсуждение.
6 шаг – систематизация и подготовка
презентации, формулирование общих выводов по
теме.
7 шаг – подготовка творческих отчётов,
презентация.
8 шаг – вывод и рецензирование.
Список литературы и электронных носителей
информации:
Что такое проектное обучение и где оно применяется
Гид по методу, который возник больше ста лет назад, но при этом эффективно отвечает на вызовы XXI века.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Метод проектов начал широко внедряться ещё в начале XX века. Например, в ходе педагогических экспериментов в СССР 1920-х годов проектное обучение на время полностью вытеснило классно-урочную систему. Но уже в 1931 году сторонников этого подхода обвинили в «разрушении школы», и эксперимент свернули. В наше время проектное обучение снова используется в образовательной практике.
Расскажем, что оно из себя представляет, на каких принципах основано и как применяется.
Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов, — это подход, при котором студенты обучаются в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи. Такая деятельность становится учебным проектом, и в результате него учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создать конечный продукт. Продуктом может быть что угодно в зависимости от темы проекта — например, план мероприятия, технический чертёж, видеоролик, журнал, выращенный в теплице урожай, дизайн помещения, веб-сайт или мобильное приложение, бизнес-план.
Суть проектного обучения — в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как в реальной жизни. Однако учебный проект отличается от обычных рабочих проектов тем, что он призван в первую очередь решать образовательные задачи. А значит, он должен быть не только практически значимым, но и помогать учащимся приобретать новые навыки и компетенции, обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, давать им опыт продуктивной деятельности.
Важно заметить, что создание продукта — это ключевая и необходимая характеристика проектного обучения, отличающая его, например, от проблемно-ориентированного, в котором продукта может и не быть. Правда, что именно считать продуктом учебного проекта — дискуссионный вопрос, и организаторам обучения нередко приходится решать его самостоятельно.
Например, Татьяна Хавенсон, научный руководитель образовательной программы «Доказательное развитие образования» и главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, рассказала, что при внедрении проектного обучения в магистратуру этого Института она и её коллеги условились, что результатом учебного проекта может быть как полностью самостоятельный продукт, так и его значимая часть. Скажем, итоговый продукт научного исследования — это публикация статьи в профильном журнале. Студент может подключиться к исследованию на одном из этапов, и часть общей работы станет его учебным проектом. При этом студент тоже должен создать значимый, ценный продукт — анкету для опроса респондентов, отчёт по анализу рынка, обзор литературы по проблеме и так далее. То есть для большого проекта этот результат промежуточный, а для учебного проекта конкретного студента — конечный.
Считается, что ключевые принципы проектного обучения (как, кстати, и проблемно-ориентированного) проистекают из педагогических идей Джона Дьюи — американского реформатора образования начала XX века. Хотя сам термин «метод проектов» популяризовал его ученик Уильям Килпатрик, издав в 1918 году одноимённую книгу, в экспериментальной Лабораторной школе Дьюи уже до этого применялись исследовательская и проектная деятельности.
Джон Дьюи исходил из того, что в центре образовательного процесса должен находиться ученик, его интересы и потребности. По мнению педагога, лучший педагогический подход — это «обучение деланием», а сами учебные задания должны быть из мира ученика, помогать ему решать реальные жизненные проблемы. При этом Дьюи уделял большое внимание навыкам сотрудничества, активному участию школьников в жизни социума, развитию у них рефлексии и критического мышления. Эти идеи играют важную роль и в современной реализации метода проектов.
Уже в наше время Маастрихтский университет в Нидерландах сформулировал четыре главных принципа эффективного проектного обучения:
Проектный метод применяют во всех сегментах образования — от дошкольного до обучения на рабочем месте. Разумеется, при сохранении ключевых принципов, организация проектной деятельности может видоизменяться в зависимости от возраста и компетентности учащихся. От этих факторов зависят и цели проектного обучения.
Например, Игорь Сергеев в пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся» отмечает, что в школьном образовании проектный метод используется в первую очередь для развития общеучебных умений и навыков. К ним относятся рефлексивные и исследовательские способности, управленческие, коммуникативные и презентационные навыки. Метод проектов стимулирует интерес к предмету, учит детей интегрировать знания из разных предметных областей, приближает обучение к жизни.
В среднем и высшем профессиональном образовании проектное обучение, помимо этого, помогает связывать компетенции учащихся с ожиданиями работодателей. В работе над проектами студенты глубже погружаются в предметную область, получают нужные софт-скиллы и опыт решения профессиональных задач — по сути, готовятся к будущей карьере. По словам Татьяны Хавенсон из Института образования НИУ ВШЭ, ещё одна задача, которую помогает решить проектное обучение, — индивидуализация опыта студентов. Выбирая среди различных проектов свой, учащиеся сами определяют, хотят ли они фокусироваться, например, на чисто прикладных или фундаментальных научных задачах, прокачивать профессиональные компетенции в одном выбранном направлении или пробовать разные.
На онлайн-курсах, обучающих профессиям, тоже широко применяется проектная деятельность под руководством экспертов в соответствующей профессиональной области. Как правило, успешная защита проекта (веб-сайта, дизайн-проекта, киносценария — в зависимости от тематики курса) необходима для получения диплома или сертификата.
Проектную деятельность внедряют и в обучение на рабочем месте — суть в том, что группа сотрудников выбирает проект, важный для их саморазвития и актуальный для компании, и работает над ним в сопровождении специалиста по обучению (бизнес-тренера или T&D-специалиста).
Учебные проекты очень разнообразны, теоретики предлагают множество способов их классификации — по доминирующей деятельности (прикладной, исследовательский, организационный, творческий и так далее), по продолжительности работы над ним, по предметно-содержательной области. Здесь разберём два параметра, которые наиболее важны на практике.
У каждого из этих видов свои преимущества и недостатки. Например, индивидуальные проекты дают учащемуся разносторонний опыт деятельности на всех этапах работы. Кроме того, можно выбрать проект под собственные предпочтения и интересы, развивать личную ответственность. Однако коммуникативный аспект в этом случае исчезает — нет общения с группой.
Групповой проект позволяет формировать навыки сотрудничества, а комбинация в команде сильных сторон разных участников, их идей и взглядов идёт на пользу глубине проработки проекта. При этом может быть сложно оценить вклад каждого участника в общий результат.
Исследователи разделяют эти три вида проектов по их приближённости к реальной жизни. Условные проекты не связаны с внешними заказчиками и не выходят за рамки чисто учебной активности. Типичные примеры условного проекта — бизнес-план вымышленной компании или маркетинговая стратегия придуманного продукта. Условные проекты имеют свои преимущества — такие задания легко адаптировать под уровень компетентности учащихся, да и оценить результаты по заранее определённым критериям тоже несложно.
Реалистичный проект выполняется при участии внешнего заказчика — им может быть подразделение учебной организации или её партнёр из бизнес-индустрии. Заказчик инициирует проект на базе своих реальных рабочих задач и даёт студентам задание — например, разработать прототип продукта. Задача может быть сложной, но это всё ещё безопасная среда, потому что если студенты не выполнят проект или выполнят недостаточно качественно, заказчик ничем не рискует: в реальности у этой задачи низкий приоритет или её уже на самом деле выполнили профессионалы. В таком случае заказчик, по сути, просто предоставляет реальный кейс из практики.
И наконец, реальный проект — самый сложный из всех видов, с самыми высокими ставками. Это настоящая рабочая задача, приоритетная для компании-заказчика. Как правило, студент получает возможность поработать внутри организационной структуры — скажем, входит в команду программистов, разрабатывающих какой-то цифровой продукт. Конечно, вряд ли студенту доверят самые важные и содержательные задачи, но это позволит ему познакомиться с реальным процессом работы.
Помимо грамотного выбора проекта, важно также правильно организовать работу над ним. Для описания проектной деятельности часто используют термин «шесть „П“», обозначающий совокупность шести необходимых этапов и элементов:
Руководителю проектов также необходимо заранее определить критерии оценки и донести их до учащихся. Игорь Сергеев приводит в пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся» такие критерии из практики государственной школы:
Повторимся, что проектное обучение — ученикоцентричный подход, то есть ученик или студент активно участвует в постановке целей, выбирает методы их достижения, планирует свою деятельность, рефлексирует над результатами. В идеале сами учащиеся предлагают темы для учебных проектов, обосновывают их актуальность, распределяют роли (если проект групповой), планируют работу и так далее.
Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором и фасилитатором. Его задача — помочь ученикам отобрать наиболее перспективные темы и организовать самостоятельную продуктивную деятельность. Это требует от учителя развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций.
Вот как роли педагога в проектном обучении обозначает Игорь Сергеев:
Важный вопрос: какой степенью самостоятельности должны обладать учащиеся в работе над проектом? Это зависит как от их возрастных особенностей, так и от владения навыками проектной деятельности. Например, как объясняет Ольга Солдатова, руководитель департамента образовательных программ группы компаний Roscamps и автор онлайн-курса «Проектная деятельность для учителей» от Фонда развития физтех-школ МФТИ, пятиклассники вполне активны и инициативны, но им объективно сложнее планировать своё время и деятельность, чем старшеклассникам. Поэтому чем младше ученики, тем более структурированной должна быть работа над проектом.
Однако и студенты вузов, и взрослые учащиеся онлайн-курсов не всегда готовы к большой самостоятельности в обучении — тем более если они начинают проектную деятельность впервые. Поэтому на первых порах руководителю проектов стоит обеспечить больше организационной поддержки. Главное — соблюдать баланс, не делать за учащихся то, что они способны выполнить сами, и не превращать их из активных деятелей в исполнителей.
«Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс, безусловно, потребует от учителя больше внимания и времени при планировании занятий и подготовке к ним. Но в перспективе принесёт свои плоды: повысится мотивация у учеников, поменяется формат взаимодействия „учитель — ученик“, у учеников появится больше самостоятельности и ответственности, а у учителя — творческого подхода в работе», — считает Ольга Солдатова.
Важно помнить, что идеальных методов обучения не бывает. В разных образовательных контекстах каждый из них может быть как полезен, так и неэффективен и даже вреден.
То же самое относится и к проектному обучению. Скажем, способно ли оно заменить привычные уроки в школе? Скорее всего, нет — без базовых теоретических знаний вряд ли получится найти эффективное решение сложной проблемы. К тому же далеко не все знания и навыки успешно формируются в ходе проектной работы.
Игорь Сергеев приводит в пример школьные предметы, содержание которых в первую очередь связано с науками — русский язык, математику, биологию, химию, физику и другие. Для них, считает Сергеев, проектный метод не заменит систематическое обучение традиционными методами. Поэтому работу над проектами по этим дисциплинам лучше включать не в уроки, а во внеклассную деятельность.
Другая категория учебных дисциплин — предметы менее научного и более прикладного характера, тесно связанные с будущей профессиональной и социальной жизнью учеников. К ним относятся, например, иностранные языки, информатика, обществознание, технология. « Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся», — пишет автор.
Татьяна Хавенсон рассказала о «подводных камнях» иного рода, возникающих в проектном обучении магистров Института образования НИУ ВШЭ. Преимущество здесь отдаётся реальным проектам, важным для заказчиков со стороны компаний или подразделений НИУ ВШЭ. Как отметила Татьяна, такие проекты бывает трудно найти, к тому же организация работы даже над небольшим проектом связана с обязательными формальностями — всегда нужно оформлять договор. Нельзя исключать конфликтные ситуации (вдруг кто-то из студентов не выполнит заказ или сделает некачественный продукт). Поэтому для поиска интересных проектов, организации работы и улаживания разнообразных вопросов вузу, как правило, нужен отдельный проектный офис.
Также, по словам Татьяны, надо учитывать, что студенты могут получить как позитивный, так и негативный опыт в ходе работы над проектами. Они обычно ожидают, что, выполнив задание, научатся чему-то конкретному. Однако кураторы проекта со стороны заказчиков из индустрии далеко не всегда имеют опыт преподавания, да и не стремятся его получить. Поэтому студенту может не хватать объяснений или обратной связи от них в процессе работы. В итоге он может посчитать, что получил от проекта меньше пользы, чем мог бы. Так что о таких вещах в идеале тоже стоит позаботиться перед запуском проектной деятельности — хотя бы проинструктировать заказчиков, а также реалистично описать процесс студентам, чтобы у них не было завышенных ожиданий.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.