Алина Ганзенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Елена Александровна Булахова
Ирина Воронцова Педагогическая технология — метод проектов
Метод проектов не является новым в педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Ученым было дано определение метода проектов как процесса планирования целесообразной деятельности. Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование.
На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.
Публикация «Педагогическая технология — метод проектов» размещена в разделах
Творческие проекты являются средством интеграции и значимым средством развития ребенка. Метод проектов – это область дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенной области знаний. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (в совместной деятельности детей в детском саду, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. Относительно применения технологии метод проектов в ходе формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста, можно отметить, что в основу положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат (специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, который получается при решении той или иной актуальной практически или личностно значимой для группы или отдельного ребенка проблемы.
Цель метода проектов – направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках непосредственно образовательной деятельности). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности
Проектный метод как инновационная педагогическая технология
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г, в системе дошкольного образования происходят серьё зные изменения: дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – самый главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, коммуникативного, эмоционального. Это период, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире.
Публикация «„Проектный метод как инновационная педагогическая технология“» размещена в разделах
Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 10 лет назад, дети не хотят учиться в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Как же поправить ситуацию?
Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на, формирование у детей потребности к активной созидательной деятельности, развитие творческих способностей.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Раньше на первый план выходила задача развития у ребенка стандартного набора знаний, умений и навыков, а сейчас необходимо формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.
В ФГОС Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Подробнее о некоторых пункты ФГОС ДО, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.
Основные принципы дошкольного образования, заложенные в Стандарте:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьёй;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
• способствует профессиональному развитию педагогических работников;
• создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
– п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Коллективная работа в подгруппах дает детям возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Главное предназначение метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.
Из этого следует, что метод проектов «проецируется» на все образовательные области ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
Проектирование или планирование;
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
• обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;
• развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Дети имеют огромный творческий потенциал, который могут раскрыть, участвуя в проекте. Особенность взросло – детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме проекта : игры, загадки, рисунки. Поделки, чтение художественной литературы раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуре, психолога – делает проект более познавательным и ярким.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.
Дети 3-5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Дети 5-6 лет.
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советы воспитателю по работе над проектом :
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Что может послужить источником темы проекта?
Предпосылки к выбору темы проекта :
1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)
2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.)
3. Что-то внести (вещь, предмет,.)
5. Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)
6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
7. Внести героя.
МБДОУ Детский сад «Рябинка» проектный метод использует очень давно и широко применяет его в работе с детьми. Воспитателями создано множество проектов : «Человек», «Хлеб – всему голова», «Солнце», «Космос», «Родной свой край люби и знай», «Моя семья», «Дорогою добра», «В гостях у сказки», «Погремушки», «Поклонимся великим тем годам», «Музыкальная гостиная» и др.
Мотивацией проекта «Поклонимся великим тем годам» послужило знаменательное событие: 70-летие Победы в ВОВ. Весь коллектив детского сада был задействован в процессе его реализации, использовались самые разнообразные формы работы. Дети посещали ветеранов и тружеников тыла: вручали им юбилейные медали, сделанные своими руками подарки, читали стихи. Побывали у памятника погибшим воинам, где узнали об их бессмертных подвигах, побывали в библиотеке на выставке книг о войне и музее боевой и трудовой славы родного завода: посмотрели фотографии военных лет, попили воды из фронтовой фляжки.
Цикл занятий «Блокада Ленинграда», «Ордена и медали ВОВ», «История Георгиевской ленточки» помог детям понять, что война – это не только подвиг, но и великое терпение.
Дети слушали письма с фронта и складывали знаменитые солдатские треугольники. Выполнили коллективную аппликацию: «Салют Победы». Изготовили поделки из бумаги и картона «Вечный огонь», чтобы подарить ветеранам в день Победы.
На вечере поэзии «Нужно помнить нам» звучали стихи о великом подвиге русского народа в исполнении детей.
В музыкальной гостиной дети с удовольствием слушали «Песни военных лет», подпевали ставшие знакомыми строки.
В группах были организованы выставки рисунков о войне и Победе.
В военном параде лихо маршировали, представляли свои приветствия команды морской пехоты, воздушных и сухопутных войск, соревновались в силе и ловкости.
С воспитателем по физкультуре дети разучили п. и. « Донеси пакет», «Меткий стрелок».
Литературно-музыкальная композиция «Мы память бережно храним» явилась презентацией проекта. Она помогла детям и всем нам очутиться в далеком прошлом, прочувствовать атмосферу тех далеких сороковых. Здесь участвовали не только дети, но и их родители, бывшие воспитанники детского сада.
В наше время интернета стало намного проще работать с использованием проектного метода : масса материала, но к созданию и реализации собственного проекта нужно подходить очень обдуманно, исходя из возможностей педагога и способностей и индивидуальных особенностей детей.
Краткая характеристика метода проектов
Актуальность метода проектов в воспитании очевидна. Это связано с тем, что проектная деятельность способствует развития у детей самостоятельности, мышлению, творческих возможностей, навыков самоорганизации, созидания и сотрудничества. Данные качества личности очень важны для успешной социализации ребенка в современном мире.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс любого образовательного учреждения значительно повышает активность и инициативность детей, уровень их организаторских и коммуникативных способностей, формированию активной гражданской позиции.
С целью воспитания организуются проекты социальной и общественной направленности, совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей,
Основная цель «метода проектов» – воспитание личности, которая будет иметь активную жизненную и гражданскую позицию, знать и соблюдать общепринятые и нравственные нормы поведения.
Задачами методов проектов являются:
Основой метода является развитие у детей познавательных навыков, формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, мыслить критически.
Суть проекта заключается в том, что он направлен на постепенное решение поставленных задач, которые в итоге «приведут» к получению конечного ожидаемого результата. Именно в решении этих задач дети самостоятельно приобретают необходимые знания, совершенствуют уже имеющиеся, а также воспитывают у себя ряд личностных качеств.
Метод проектов всегда подразумевает самостоятельную деятельность, которая осуществляется индивидуально ребенком, либо в составе пары или группы, за определенный промежуток времени.
Как показывает практика, наибольшую результативность имеет проект, который реализуется в группе. В основе проекта заложена определенная проблема или ситуация. Решение проблемной ситуации представляется в виде конечного результата, который должен быть осязаем. Например, если это теоретический проект, то результаты представляются в виде презентации, доклада или отчета. Если же в основе проекта заложена практическая задача, то ее итогом будет конечный продукт, готовый к использованию.
Понятие и сущность «метода проектов»
Метод проектов – это педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию у детей фактических знаний, а на обучение их применениюна практике с целью приобретения новых.
Использование метода проектов в воспитании не является новым в отечественной педагогике. Его первое использование в воспитательно-образовательном процессе было осуществлено в 1905 году. После первого применения, данный метод показал высокие результаты и тем самым зарекомендовал себя с положительной стороны. С этого времени его использование стало внедряться повсеместно в воспитание и обучение детей. Однако в советское время отношение к методу проектов кардинально изменилось, его признали чуждым советской школе и не использовали практически до 80-х годов.
После того, как метод проектов «вернули» в отечественную практику воспитания и обучения, его основным девизом стало: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
В настоящее время к подготовке подрастающего поколения предъявляются достаточно высокие требования. Современная воспитательно-образовательная система направлена на то, чтобы воспитанники ДОУ и учащиеся общеобразовательных школ не просто усвоили конкретную информацию, но и научились применять ее на практике и в повседневной жизни.
Для того, чтобы процесс воспитания был максимально эффективным, способствующим развитию детей, в педагогическую деятельность воспитателя и учителя вводятся новые методы работы. Одним из таких методов и является «метод проектов».
Метод проектов направлен на формирование у детей инициативности, самостоятельности, активности и навыков рефлексии. Дети учатся исследовать, осуществлять поиск необходимой информации, перерабатывать и усваивать ее.
«Реализация «метода проектов» в воспитании» 👇
Результаты проекта принято подразделять на внутренние и внешние.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в собственной практической деятельности.
Внутренним результатом проекта является полученный ребенком опыт определенной деятельности. Именно этот опыт становится достоянием ребенка, на основании него формируются ценности и компетенции, необходимые для успешной жизнедеятельности.
Классификация проектов и их преимущества в воспитании
Выделяют следующие виды проектов:
Выбор вида и типа проекта зависит от условий, имеющихся в образовательном учреждении, поставленных воспитательных целей и задач. Чаще всего перед педагогом стоит вопрос о выборе индивидуальной или групповой форме работы.
Преимущества индивидуального проекта:
Преимущества групповых проектов:
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Этапы организации проектного метода обучения
Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:
Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:
Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:
Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.
Требования к проектному методу обучения
Основные требования к использованию метода проектов:
Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:
Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
- Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
- Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
- Соловьев И. М. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — центр «Академия», 2007.
Сущность проектного метода обучения
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.
Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.
Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик.
Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.
Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).
«Проектный метод обучения» 👇
Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.
Публикация «Метод проектов» размещена в разделах
Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.
С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В. А. Болотов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской).
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О. В. Дыбина, О. В. Киреева, О. Афанасьева, в театрализованной и изобразительной деятельности (О. В. Акулова, Н. Н. Вершинина, Д. И. Воробьева). Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.
Из истории проектного метода
Проектая деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово “projectus”, оно означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.
Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. « Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». « Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В. Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий – проектов. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.
Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.
Дж. Дьюи отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. « Обучение посредством деланья» – вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи В. Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В. Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов :
– учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;
– целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;
– обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.
В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял :
– возбуждение самостоятельности ученика;
-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;
– исследование учеником явления;
-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;
Один из исследователей эвристического метода Г. Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.
Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С. Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас», содействовать явлениям роста индивидуального и группового.
Научно – психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л. С. Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. М. В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись : совместная проектировочная деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.
Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.
В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е. С. Полат).
Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.
В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проектов в образовательном процессе ДОУ (Т. И. Бабаева, И. В. Гарифуллина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.)
Итак: остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.
Проект – есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик).
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Российская педагогическая энциклопедия).
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов. ( В. П. Щеглова).
Метод проектов – представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых (Т. С. Цыбикова).
Метод проектов – это комплексный метод, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности (Т. С. Цыбикова).
Метод проектов – это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат).
Метод проектов – особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.
Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов, приведем определение детского проекта :
Детский совместный проект – объединение детей на основе единой, интересной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые для детей результаты (Бабаева Т. И.).
Общение и совместная деятельность старших дошкольников в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует задачам новых федеральных требований российского образования.