I. Введение. Актуальность выбранной темы.
II. Основная часть.
IV.
Список литературы.
I. Введение. Актуальность выбранной темы
Воспитание и обучение человека задача сложная,
всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация
во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен
помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Важными целями образования должны стать: развитие у
учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать
свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к
чужому мнению; умение вести диалог и т.д.
Пожалуй, общепризнанным обстоятельством,
определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что
его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество,
ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и
краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе,
оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях
образования в нашей стране.
Но если образование перестает быть условием
дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы
найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного
стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены
следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности,
интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми
компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в
современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его
конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования
декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и
государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены
несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не
способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования
становится самореализация личности.
Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и
программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о
необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их
определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?
Во-первых, компетентность – это свойство личности,
которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания
и развития. Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования
неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем –
ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее
основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или
специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием
конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для
формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими
и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и
последовательно, и параллельно.
В-третьих, в структуре любой компетентности
выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к
применению знаний и опыт их успешного применения.
Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо
обладать определенными компетентностями.
Проектный метод – метод предполагающий организацию
деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой
идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод
проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на
приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной
практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством
системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов
– это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом
включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную
проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения
проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам»
новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Поэтому активное внедрение метода проектов
представляется исключительно актуальным.
II. Основная часть
1. Из истории проектного обучения.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все
большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее
время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого
являются:
2. Понятие проектного обучения.
Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е.
прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом
подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо
документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых,
исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых
учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения
значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию
построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика,
сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности
учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить,
применить в реальной практической деятельности.
По мнению И. С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск
информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио,
т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе
черновики, дневные планы, отчеты и др.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех
рабочих материалов проекта.
Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то
проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование
совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой –
необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники,
технологии, творческих областей.
Учебный проект определяется как определенным образом
организованная целенаправленная деятельность. Результатом
проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое
знание.
Е. С. Полат определяет основные требования
к использованию метода проектов:
3. Цель проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит
в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
4. Типология проектов.
Для типологии проектов предлагаются следующие
типологические признаки:
Реализация метода проектов и исследовательского
метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых
знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской
деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе,
так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную
работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности
учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового,
творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости
организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно
отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции.
Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от
темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это
исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность
проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно
организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к
структурированию проекта:
5. Методика осуществления учебного проекта.
Выбор темы образовательного проекта
определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который
изначально выступает в роли научного руководителя проекта.
Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в
зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов
предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя
обращения к специальной литературе и источникам.
На каких предметах лучше всего «работает» метод
проектов?
По своей целевой направленности учебные
предметы могут быть разделены на две большие группы.
На уроках этой группы предметов чаще всего, как
показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские
проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская
деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или
исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.
В проектах по этим предметам результат
деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной
деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов,
формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в
границах изучаемого предмета.
Наибольшую ценность по этим предметам
представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности,
так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную
значимость.
Вторая группа предметов, как
предполагает И. С. Сергеев, ориентирована на формирование
компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и
других).
По его мнению, эти предметы не так тесно
связаны со своей научной основой и носят в значительной степени
интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с
окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью
школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки,
информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов
вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую
значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Проектирование учебной деятельности на
основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых
происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование –
каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
6. Защита проекта
Завершается работа над проектом его защитой,
которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в
наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.
На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная
оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно,
положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не
получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа,
совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность:
проявленная, приобретенная, закрепленная – все это, несомненно положительные
результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде
всего, для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка
становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или
его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится
оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы
(усидчивость, находчивость и т.д.).
Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно
быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а
не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем
проектантам задолго до защиты:
В концептуальных подходах к современной
подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его
реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая
модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет
воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше
адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим
условиям. Проектный метод ориентирован на творческую
самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости
целеустремленности.
Введение профилированной старшей школы с
2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор,
имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень
освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое
место, как основной вид учебной деятельности.
Приоритет самостоятельности и субъектности
индивида в современном мире требует укрепления общекультурного
фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный
потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других
задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования
действительности. Востребован специалист, который не будет ждать
инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим,
проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Ученик должен осознать постановку самой
задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных
действий.
IV. Список
литературы
1. Мошнина Р. Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р. Ш.
Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. ” Первое сент.”. – 2009. – 1-15 сент. (№
17). – С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). – c.
14-15.
2. Дьюи Дж. « Школа и общество» (1925) – цит. по
«Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год.
Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское
и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.
3. Килпатрик У. Х. « Метод проектов. Применение
целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по
«Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год.
Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское
и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.
4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе»
(1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04
учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож.
к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. –
с. 12.
5. Стратегия модернизации содержания общего
образования. М., 2001 г.
Чистякова С. Н. и др. Профильное обучение и новые
условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.
7. Сергеев И. С. Как организовать проектную
деятельность учащихся: Практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
8. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С. Полат, М. Ю.
Бухарина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Пахомова Н. Ю.
Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.
11. Чистякова С. Н. и др. Профильное обучение и
новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2018 года; проверки требуют 17 правок.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 1980-х годов.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.
Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Вот как можно начать перечень методов работы для создания проекта:
И так далее.
- Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
- Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
- Соловьев И. М. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — центр «Академия», 2007.