1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;
2. правовое просвещение родителей и учащихся
Правовое просвещение школьников
Единый урок на тему: Правовое просвещение школьников
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Наиболее актуальными в просветительской работе с учащимися являются следующие задачи:
создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
формирование высокой нравственной культуры;
формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;
укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
Проведение работы по правовому просвещению учащихся возможно при выстраивании грамотной многоуровневой системы правового образования, использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в сети интернет.
В соответствии с основной целью правового просвещения учащихся в качестве основных направлений можно определить просветительское (образовательное), патриотическое, профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.
Эти направления должны присутствовать в планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время: на уроках, лекциях и семинарах, производственной практике, в индивидуальной работе учителей с учениками, кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях.
Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие функции:
информационную — расширяет осведомленность учащихся в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа к получению правовой информации;
разъяснительную — обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в правовых вопросах;
идеологическую — популяризует идеи и концепции, отражающие интересы социальных общностей и групп;
гражданского воспитания — прививает любовь к Родине;
консультативную — распространяет функциональные юридические знания, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Правовое просвещение учащихся — задача актуальная и сложная. Её решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих социальную активность учащихся.
Правовое просвещение – это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
Правовое просвещение и воспитание учащихся – это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей, оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Правовое просвещение учащихся – задача актуальная и сложная. Её решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих социальную активность учащихся.
К условиям реализации правового просвещения в школе, колледже, техникуме можно отнести:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени И. Е. Кулакова»
______________ Чапина В. И.
«02» сентября 2014г.
на 2014-2015 учебный год.
Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна
I. Основные положения программы.
1.1. Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .
Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
1.2. Цель и задачи программы.
формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.4. Привитие навыков избирательного права.5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.
II. Общая характеристика содержания работы
Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.
Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.
предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ).
III. План действий по реализации программы
IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
V. Координация и контроль реализации программы.
Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который
Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.
По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов, других заинтересованных организаций.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Название программы: «АЗБУКА ПРАВА: ИЗУЧАЕМ ВМЕСТЕ»
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
В настоящее время в России наблюдается стремление граждан прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и прав ребенка. Возрастает заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности. Однако в связи с тем, что в нашей стране происходит непрерывный процесс обновления законодательства, формирование правового сознания молодежи, подростков и детей младшего возраста усложняется. Старшие не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов, не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее применением.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования, отличающейся определенной стабильностью, располагающей материальной и кадровой базой и объединяющей вокруг себя, по крайней мере, два поколения граждан страны: детей и их родителей.
В российских школах определенная работа в этом направлении уже ведется:
Но было бы неверным связывать правовое образование исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, социальных партнеров образовательных учреждений, представляющих юридическое сообщество и органы местного самоуправления.
В ходе определения актуальности и значимости разработки программы правового просвещения «Азбука права: изучаем вместе», рассчитанного на учащихся трех звеньев школьного образования – младшего (начальные классы – 1-4 классы), среднего (средние классы – 5-9 классы) и старшего (старшие классы -10-11 классы) – и их родителей.
В результате организованной системы взаимодействий в рамках Программы ее участники смогут:
– определить свое отношение к праву, как общественной ценности;
– составить собственные представления и сформировать личностныеустановки, основанные на современных правовых и моральных ценностяхобщества;
Достижение общих целей Программы предполагает создание соответствующих им образовательных и информационных условий, включающих в себя систематическое проведение:
Предполагается, что в качестве главного организатора деятельности по Программе выступит образовательное учреждение, общее руководство в котором может осуществлять заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, основными организаторами станут классные руководители, экспертами и консультантами – учителя обществознания и права, родители, представители юридического сообщества, органов местного самоуправления и т.д.
Поскольку основная нагрузка по реализации Программы ложится на плечи классных руководителей, не являющихся специалистами в области права, к данной Программе прилагаются подробные методические рекомендации, содержащие по каждой теме всю необходимую информацию (в том числе: отдельные правовые нормы с комментариями специалистов, описание ситуаций, в которых возможно применение тех или иных норм, алгоритмы действий, памятки, образцы оформления документов и т.д.), ссылки на литературу и Интернет-источники, а также описание вариантов методик проведения занятий с учащимися и встреч с родителями. Кроме того, предусмотренная Программой вариативность обеспечивается возможностью выстраивать различную продолжительность работы по каждой теме с учетом потребностей и возможностей конкретной группы учащихся и родителей.
3. Структура и содержание программы
Программа предусматривает обсуждение четырех ключевых тем в течение каждого учебного года. Эти темы могут быть рассмотрены как отдельно на занятиях с учащимися и на встречах с родителями, так и в ходе их совместных обсуждений.
Изучение тем с учащимися и родителями может происходить последовательно, как это предложено в программе, или циклично. Во втором случае к каждой теме или некоторым из них возвращаются повторно (возможно, неоднократно) в течение учебного года.
Количество времени, которое может быть затрачено на рассмотрение той или иной темы варьируется от 2 до 8 академических часов и определяется потребностями конкретной группы учащихся и родителей, а также имеющимися ресурсами (временными, кадровыми и т.д.).
Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, социальные практики, проекты, походы, встречи и т.д.).
По каждой теме предлагается перечень некоторых информационных ресурсов (литература и Интернет-источники), которыми при желании могут воспользоваться участники Программы.
4. Достигнутые результаты
В ходе реализации данной программы нами были достигнуты следующие результаты:
– произошло снижение числа обучающихся, состоящих на всех видах профилактического учета на 25%.
– снизилось количество конфликтных ситуаций в школе;
– произошло увеличение количества обращений родителей за социально-педагогической помощью к администрации гимназии, школьному психологу.
– повысилась познавательная активность обучающихся, увеличилось число участников конкурсов, научно-практических конференций правовой направленности.
8. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н. А. Русакова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 32с.
9. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. I I).
Рекомендуемые сайты Интернета
Необходимость обращения к проблеме современного правового просвещения в школьном образовании является весьма актуальной.
Сегодня перед современной школой стоит основная задача – создание целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, позволяющие оказать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении и подготовить выпускников, способных достаточно легко ориентироваться в этом пространстве, быть активным субъектом правовых отношений, не только знать свои права и обязанности, но и уметь их защитить, применяя все возможные механизмы по правовой защите.
Формирование основ правовых знаний учащихся начинается уже в начальной школе.
Младший школьный возраст – это лучшее время для постижения социальных и нравственных норм, для развития положительных черт личности. Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с этими правилами. Иногда проблема может заключаться в том, что ребенок этого возраста может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен верно оценить свои поступки. Школьника необходимо научить сравнивать, абстрактно анализировать свое поведение. В данной ситуации на помощь ученику приходит учитель, поскольку в условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя в правовой ситуации и принимать верные решения.
Правовое воспитание младших школьников – непростая задача для педагога. Юридические термины сложны для восприятия, поэтому важно грамотно адаптировать тексты правовых первоисточников для учеников начальных классов.
Чем раньше ребенок познакомится с правовыми аспектами государства, тем больше шансов на то, что из него вырастет достойный человек, уважающий права других людей и знающий свои.
В рамках каждой образовательной организации ведется планомерная работа по правовому образованию среди подрастающего поколения с применением различных методик правового просвещения. Список мероприятий данной направленности с каждым годом только увеличивается. М АОУ гимназия №49 г. Тюмени не является исключением из данного правила.
Правовое образование в гимназии начинается с уровня начальной школы, где в рамках интегрированного обществоведческого курса «Окружающий мир» дети знакомятся с отдельными правовыми понятиями, получают общее представление о праве и правах ребенка.
Знакомство с основным законом нашей страны – Конституцией РФ, с документами, защищающими права и свободы человека – Декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, а также с правами и обязанностями школьника и выдержками из Уголовного кодекса РФ, о последствиях мелкого хулиганства происходит в ходе классных часов, тематических бесед.
Уже в начальной школе ученикам нужно знать о том, что:
Эти знания научат школьника пользоваться правами и свободами, знать нормы поведения в обществе, выполнять свои обязанности, приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разнообразных ситуациях, уважать окружающих, бережно относиться к имуществу, своему и чужому.
Правовое воспитание младших школьников включает также формирование патриотизма. Важно, чтобы ребенок гордился принадлежностью к определенной нации, Отчизной, своими предками, знал символику государства, историю родного края.
В качестве методов воспитания правовой культуры в своей практике я использую все виды педагогического и психологического воздействия на детей: беседу, убеждение, поощрение, внушение, принуждение, личный пример (свой или родителей ребенка).
Формы правового обучения в практике работы учителя весьма разнообразны: беседы, презентации, лекции, просмотр видеороликов, использование стенгазет, книг и журналов по праву. Знакомство с правовыми нормами может происходить как непосредственно на уроках, так и во время внеурочных занятий.
Основные правовые знания школьники получают на уроках обществознания в основной и старшей школе, но элементы правового просвещения закладываются уже в канву урока литературного чтения, окружающего мира, музыки или иностранного языка.
Внеурочные занятия мы проводим в форме деловых игр (в этом нам охотно помогают старшеклассники профильного социально-гуманитарного или гуманитарного направления), конкурсов, или в виде заседания суда (например, заседание, посвященное суду над лисой и котом, выманившими деньги у Буратино обманным путем; над ткачихой, поварихой, сватьей бабой Бабарихой, совершившими обманные действия в отношении князя Гвидона и его матери; над мышатами, которые делали «пакости» коту Леопольду и др.). Проводим викторины правовой направленности по сюжетам сказок; классные часы (например, на тему «Права и обязанности маленького гражданина», «Ваши права»), где стараемся разобрать на примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение». Оформляем правовые уголки в классе, что позволяет расширить знания детей о правах человека и ребенка и дать информацию по любым актуальным для них вопросам гражданства и права. Проводили конкурс рисунков на тему: «Права человека – глазами ребёнка».
Еще одно направление работы по гражданско-правовому воспитанию и просвещению – это решение проблемных ситуаций, где школьники уясняют, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми.
Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе и на улице.
Эффективным средством является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.
Учащиеся начальных классов лучше всего усваивают материал, осознают его, участвуя в игровых мероприятиях. В своей деятельности мы довольно часто используем инсценировки сказок, в которых главные герои попадают в сложные правовые ситуации и находят (под руководством педагога) правильные выходы; сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются моменты, связанные с основными правилами поведения в обществе, на примере известных у детей мультсериалов: «Смешарики», «Маша и медведь», «Щенячий патруль», «История игрушек» и т.д.
При этом правовое воспитание младших школьников должно проходить в доброжелательной, доверительной обстановке и учитывать желания и интересы детей. Поэтому в своей деятельности мы стараемся сделать так, чтобы ученики не на бумаге, а на деле почувствовали уважение со стороны педагогов по отношению к ним.
Правовое воспитание в школе способствует росту правосознания и снижает уровень детской преступности. О праве нужно говорить живо и увлекательно, сухое чтение юридического текста не вызывает интереса и не доходит ни до ума, ни до сердца.
Правовое обучение должно воспитывать, иметь профилактическую направленность, подаваться планомерно и дозировано, в соответствии с возрастом.
Правовое воспитание, непрерывное и соответствующее действующей системе права, должно научить наших детей адаптироваться в современных условиях и прогнозировать правовые последствия своих поступков.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое просвещение в рамках школьного начального обучения может быть выстроено по следующим направлениям:
Значительным вкладом в развитие программы правового просвещения может стать его интерактивное направление, предполагающее участие учащихся младших школьников в работе всевозможных интерактивных площадок правовой направленности, таких как интернет-викторины, конкурсы для малышей и т.д.
В заключении хотелось бы отметить, что необходимость направленности образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней на правовое просвещение очевидна. Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности. К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»
Программа рассчитана на два года
Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.
Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.
Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума .
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как
Структура и содержание деятельности:
Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются в течение учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.
– формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
– знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
-воспитание толерантной личности;
– приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
– формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
– умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
– накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);
– получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;
1. « Имею право»
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.
Тематический план родительского лектория:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
– формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
– выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
– знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
– обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
– – приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
– умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
– формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью по возможности (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям, рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
-разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
-углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;
-сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;
-Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.
– Программа «Права и дети в Интернете»
– Сайт правозащитных организаций
– Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
– Проект «Защита прав потребителей в Интернете»
15)http://www.tvoyopravo.narod.ru – Сайт «Твое право»
– Молодежный центр прав человека (Москва)
– Сайт «Учительской газеты»
– Юридический портал «Первый столичный юридический центр»
г. Сыктывкар,2012 г. ( Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н. Л. Струтинскяя)
- Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
- Хасан Б. И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
- Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
- Шнекендорф З. К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.