МЕРОПРИЯТИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Тема:   «ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

формирование у школьников нравственного миропонимания.

I. Вводная часть:

1. Сообщение темы классного часа.

Добрый день, уважаемые гости!

Тема разговора в классе сегодня – «Нравственность и ее ценности». Эпиграфом к теме я взяла слова , который утверждал, что «важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».

Примут участие в беседе гости класса (представление гостей).

2. Вступительное слово учителя.

«Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!» – восклицает поэт

И действительно, ничто неподвластно времени. Оно меняет все и всех, непрестанно вносит коррективы в жизнь общества и в представления людей. И часто мы слышим: «Времена уж не те, взгляды не те, вкусы не те». И все же есть то, что существовало во все времена – понятие о нравственном и безнравственном.

По определению толкового словаря «Нравственность – внутренние духовные качества человека, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».

(Ученики задают вопросы к гостям.)

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам.

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово,

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Многие психологи считают, что совесть рождается и складывается примерно к 10-11 годам, когда у человека появляется способность к соотнесению своего «Я» и других людей, возникает способность оценивать себя, свои возможности и поведение.

(Вопросы ребят гостям класса.)

Говорят, что если есть в человеке доброта, то он как человек состоялся.

Скажите, а уместно ли в столь трудное время говорить о сострадании, милосердии, гуманности? Может быть, проще подстроиться под это «злое» (по определению журналистики) время?

О необходимости доброты в любое время очень ярко сказал

В этот век и потерь и открытий,

Век стремительный, злой, непростой,

Доброту мою, люди, примите

И согрейте меня добротой.

(Вопросы ребят гостям.)

СП «ЦВР» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

с элементами игровых упражнений « Вот что значит настоящий верный друг» или Дружба крепкая не сломается.

Веселова Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Сызрань 2017 г.

воспитание нравственных качеств и этического сознания;

беседа, игровые упражнения, работа в группах.

карточки, компьютер, проектор, презентация.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами проведем  интереснейшее занятие . Сейчас вы послушайте стихотворение,которое поможет вам определить тему нашего занятия

Кто в дружбу верит горячо ,

Кто рядом чувствует плечо ,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг ,Всегда в беде поможет друг

Ему протянет руку

Педагог Про кого ребята это стихотворение?

– Дети! Я  приглашаю вас встать в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.

– Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

– определение содержательных рамок занятия;

– формулирование основной цели занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

–  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? (Ответы детей)

– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире?

– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?

(Появляется дом, солнце, игрушки)

– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким?

– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(педагог опутывает нитями из клубка выбранного ребенка. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у сверстников.)

–  Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего сверстника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята делают друг другу комплименты, пожимая руку.)

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.

В пустые клеточки вписывают положительные качества.

Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, эти качества нужны человеку.

Игра-практикум «Коврик мира»

– Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

– С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

– Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее – красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

– На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания.

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

– Вспомните тему нашего занятия.

– Какова была цель занятия?

– Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.

– Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка – три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок – это маленькое солнышко; радость).

– Предлагаю вам для игры словосочетание «нравственно-воспитанный человек». Опрос детей.

– Ребята давайте с вами назовем законы дружбы   СЛАЙД7

Подведение итогов (рефлексия)

– А теперь какое ваше настроение?

– Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наша группа – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

– Всем спасибо за внимание!

Конспект мероприятия по нравственному воспитанию  на тему: «Учимся быть дружными»

– Раскрыть сущность понятия «дружба»;

– Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

– Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

– Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.

Беседы о дружбе, о друзьях; кого можно назвать другом; какими качествами должен обладать друг и т.п.

Я сегодня предлагаю продолжить разговор о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.

Наверное, вопросом, что значит настоящий друг, задаются многие. Ведь очень важно различать друзей и просто знакомых. Не всем можно доверить свои переживания и чувства. И иногда случается так, что доверяешь все свои тайны человеку, которого считаешь лучшим другом или подругой, а в итоге узнаешь, что об этих секретах теперь знают все. Это очень обидно и прискорбно. Так как выбирать друзей?

Для начала надо быть откровенным с самим собой. Спросите у себя, что значит для Вас тот или иной человек? Руководствуясь своими чувствами и привязанностью к тому или иному человеку, выберите несколько людей, с которыми Вам действительно приятно общаться и вместе проводить время. У людей всегда были ценности, которые считались самыми главными в любых отношениях — это доверие, верность, честность, доброта, забота, уважение, любовь, понимание и преданность. Отталкиваясь от этих личностных качеств, можно определить, кто такой настоящий друг.

Итак, друг — это тот, кто видит Ваши сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Также этот человек не будет никогда использовать Ваши слабости простив Вас самих. В этом и заключается вся разница между другом и знакомым человеком. Очень часто знакомые люди становятся источником наших проблем. Это связано с тем, что их благие намерения не всегда приносят нужный результат. От их поступков страдаем мы сами.

Что же делать в этом случае? Желательно сократить общение со знакомыми людьми. Бывает так, что в силу места работы или учебы это просто невозможно сделать. В этом случае можно порекомендовать просто не сообщать этим людям подробности Вашей жизни, любые переживания по тому или иному поводу или планы на будущее. Вот увидите, что количество негатива в Вашей жизни сократится.

Будьте внимательны к поступкам других людей, ведь очень часто в доброжелательных действиях может скрываться обман. Даже человек, которого Вы считаете другом, может за Вашей спиной говорить о Вас плохие вещи. Поэтому следует внимательно отнестись к окружению Вашего друга. Внимательно присмотритесь, как Ваш друг относится не только к Вам, но и другим людям. Может так получиться, что он просто использует людей в своих личных выгодах. Как бы это ни было больно, но такого человека нельзя считать другом. Ведь настоящий друг — это человек, который будет с Вами просто за то, что Вы дружите с ним.

Не стоит себя обманывать и закрывать глаза на негатив, который Вы чувствуете от близкого Вам человека. Этот человек никогда не был и не будет Вашим другом.

А еще чтобы понять, как выбрать друга, надо знать этические нормы дружбы. Вы никогда не задумывались, почему мы ценим друзей и за что любим? Настоящие друзья в любой момент должны Вам помочь, даже если и сами находятся в затруднительном положении. Подумайте, кто из Ваших знакомых всегда может помочь Вам деньгами? Или стремится помочь, даже если Вы еще не попросили о этом? Таких людей немного, но они — настоящие друзья. Может быть, Вы еще не понимаете этого человека и не видите всех тех качеств, которыми он обладает. Присмотритесь к этому человеку. Вы поймете, что дружба с ним приносит Вам только радость и удовольствие.

Также не стоит забывать, что друг — это тот, кто всегда будет Вас защищать. В любой ситуации этот человек будет на Вашей стороне, прощая Ваши ошибки и оплошности. Ваша тайна для этого человека — это святое. Друг никогда не выдаст ее. А еще настоящий друг никогда не перебьет и обязательно дослушает Вас до конца. Подумайте, сколько таких людей Вы можете насчитать в своем окружении. Именно на таких людей надо обратить свое внимание. А вдруг Вы еще сами не понимаете, что Ваш лучший друг или подруга уже находится рядом, но Вы этого человека просто не замечаете?

– Что значит дружить?

– Кого называют другом?

– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.

– Какого она цвета?

– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)

– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)

– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?

– С какой погодой связывается дружба?

– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?

– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.

“Ласковое имя”: каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.

“Подарки друг другу”

Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.

Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.

(Дети воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)

– Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

– Хотели бы вы, чтобы у вас было много-много друзей.

– Как вы думаете, почему  такие разные  существа  смогли подружиться? (на земле много людей и все люди разные, но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы и т.д.).

А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ.

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

– Давай, – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!

– Можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?

– Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?

– Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.

– В дружбе ценится бескорыстие.

Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать ее, т.е. быть благодарным.

Игра «Закончи предложение»

– Я доверяю другу во всем

Упражнение “Мир, любовь и добро”

“Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто впереди меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто позади меня”

Конечно, нам с вами еще нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята!»

Скоро вы уйдете из детского сада в школу. Вот вам мое пожелание:

Дружить друг с другом,

Как птицы – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Рисунок на тему «Я и мои друзья»

Просмотр содержимого документа

«конспект мероприятия по нравственному воспитанию “Учимся быть дружными” »

КЛАССНЫЙ ЧАС: «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. « МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ» Цели: 1. Сформировать представление о нравственных ценностях 2. На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека. 3. Воспитывать культуру поведения. Подготовил: классный руководитель группы Э-12 Маленкова А. В.

Когда добро творить ты не способен, Верни хоть то, что сделано тебе, Пусть для кого- то станешь неудобен, Зато не затеряешься в толпе. Суди себя взыскательно и строго! Приподнимись над выгодой своей, И о себе не думай слишком много, Надменность не в почёте у людей. Эпиграф

У каждого человека, маленького и большого, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей ценностей .

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед или идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?

Нравственность- это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.

Что выбрать: совесть иль покой, Благополучие иль честь, Покорность или бой, Отвагу или лесть?

Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Что такое совесть?

Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком. Совесть- это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

В ком стыд, в том и совесть. ( Русская пословица) Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. ( Л. Ландау) Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. ( Ж. Ж. Руссо) В мире мудрых мыслей

Он всё делает по совести, стыдится поступать несправедливо, не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду. Он сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно в строгом соответствии с ними. Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние. Собирательный образ совестливого человека.

На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.

Однажды у мудреца спросили: -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные? Мудрец ответил: -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы , то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок , то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее. У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам . Мухи и пчёлы

Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие . Доброта

В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку. Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару? Притча

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились .

Многого ли достигла в жизни эта старушка? Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни? Каковы были ее нравственные ценности? Ваше мнение:

Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. Слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Милосердие

Один молодой человек ехал на новой дорогой машине и был в прекрасном настроении. В салоне звучала весёлая музыка. Вдруг, он увидел сидевших на обочине детей. Проскочив на скорости мимо детей , он вдруг услышал, как в дверь машины ударился камень. Молодой человек выскочил из машины и начал трясти одного из мальчиков за шиворот с криком: – Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень? Ты хоть знаешь сколько она стоит?! – Простите меня, ради Бога, – ответил мальчик, -у меня не было намерений причинить вам вред. Дело в том, что мой брат инвалид выпал из коляски, а я не в силах поднять его. Уже несколько часов мы просим помощи , но никто не останавливается. У меня не было другого выхода, как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились. Молодой человек помог усадить инвалида в коляску, пытаясь сдержать слёзы сострадания к нему. Подойдя к машине, он увидел на двери вмятину от камня. Сев в машину он выключил музыку и остаток пути проехал в полной тишине. Он проездил много лет на этой машине, оставив вмятину на дверце, потому что она служила ему напоминанием о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Напоминание

Поэтому, давайте не терять Надежду на то, что рано или поздно на земле снова воцарятся гармония, счастье , спокойствие и миром будет править ДОБРОТА. А для этого каждый из нас должен жить по нравственным правилам людей.

1Всегда и во всем слушайся свою совесть. 2.Не проходи мимо нуждающихся в помощи. 3. Не будь злопамятным, умей прощать. 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен. 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. 6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных. 7. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе. 8. Уважай старших и заботься о младших. 9. Делай людям добро и оно вернется к тебе. Нравственные правила людей:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

На современном этапе развития российского общества, когда социальные, политические и экономические процессы не всегда позитивно воздействуют на мораль, систему ценностей общества, изменение ценностных ориентаций его членов в пользу негативных тенденций, важнейшей является проблема духовно-нравственного воспитания личности.

Значительная часть граждан России, молодежь и дети в частности, делает акцент на материальную сторону жизни, игнорируя духовное. Такие состояния, как доброта и доброжелательность, бескорыстие и милосердие, соучастие и сопереживание, благородство и уважение, к сожалению, ушли на второй план. Реальность такова, что у нынешних детей и молодежи не сформирована потребность в непрерывном духовно-нравственном обогащении.

В противовес массовому информационному потоку, распространяющему бездуховность в обществе, необходимо говорить о духовных ценностях, о нравственном воспитании детей и молодёжи в современном обществе, искать пути и способы повышения духовно-нравственного состояния общества, говорить о нравственном развитии и воспитании ребенка.

Поэтому необходимость возрождения духовно-нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы с обучающимися начальных классов.

Значимость работы обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся как воспитательной компоненты ФГОС.

Сформулированы и охарактеризованы теоретические и практико-ориентированные аспекты процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС, разработана  система мероприятий по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» с 1 по 4 класс, которая может быть взята за основу для использования в образовательных организациях.

Материалы могут быть полезны руководителям общеобразовательных учреждений, заместителям директоров по воспитательной работе, учителям начальных классов, классным руководителям, социальным педагогам, психологам, воспитателям.

Определение сущности понятий «духовность», «нравственность»,  «духовно-нравственное воспитание». С момента возникновения общества до сегодняшнего дня всегда была актуальна проблема его духовно-нравственного состояния. Тысячелетиями народы шли к пониманию морали и нравственности, к отработке и принятию тех правил, норм, законов, которые давали бы каждому члену общества жить в мире и с достоинством.

В российской культуре многие деятели рассматривали проблему духовности человека и общества. Особое внимание воспитанию нравственности и развитию духовности уделяли русские писатели Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. А. П. Чехов, педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, философы и религиозные деятели И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Д. С. Лихачев, патриарх Алексий.

можно трактовать по- всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, церкви, вере; как высокий уровень культуры; как гуманистическую направленность человека.

Исходя из анализа приведенных трактовок духовности следует, что духовность – явление многогранное. Являясь фундаментальным свойством человека, духовность интегрирует в себе потребности и способности человека к самореализации в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости.

Осознание в себе, своей деятельности  духовной сущности, дает человеку свободу бесконечного развития и в то же время накладывает высочайшую ответственность за все происходящее в мире и видение грани, за которую он не имеет право переходить. Эту грань определяет  Духовность это то, что внутри человека, а нравственность — регулятор поведения и проявитель духовности.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Духовность и нравственность – понятия существующие в неразрывном единстве.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

Сформированность духовно-нравственного стержня положительно скажется на развитии ценностно-смысловой сферы сознания школьников. Активизируются внутренние изменения у детей. Их потребности, мотивы, интересы, установки все больше будут соотноситься с признанными и устоявшимися в обществе. К негативным влияниям начнет вырабатываться устойчивое неприятие.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом Требований к результатам освоения основной программы начального общего образования определены цели и задачи программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников».

создание условий для гармоничного духовно-нравственного  развития личности младшего школьника на основе духовных, культурно-исторических

1. Формировать у младших школьников устойчивую систему духовных ценностей;

2. Формировать основы нравственного сознания, умение понимать себя и других, давать правильную оценку своим поступкам и поступкам людей;

3. Расширять и углублять знания учащихся о Родине, своём родном крае, формировать гражданское самосознание и причастность к родным истокам;

4. Формировать уважительное отношение к семье, семейным традициям;

5. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, приобщать к занятиям физкультурой и спортом;

6. Формировать эстетические потребности, ценности, чувства у младших школьников;

7. Воспитывать экологическую культуру младших школьников;

8. Воспитывать потребность в познании, созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству саморазвития;

9. Воспитывать  доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание;

2. Нравственное и духовное воспитание;

3. Приобщение детей к культурному наследию;

4. Популяризация научных знаний;

5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

6. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

7. Экологическое воспитание.

Все направления духовно ­ нравственного воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности младшего школьника на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Сроки реализации программы. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников  рассчитана на 4 года с 1 по 4 класс.

Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся 1-4 классов

По каждому из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов планируется достижение  воспитательных результатов. Достижение планируемых результатов духовно-нравственного воспитания обучающихся по основным направлениям программы,  динамика развития учащихся осуществляется с помощью мониторинговых процедур.

Диагностика развития духовно-нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития.

Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.

1. Методика «Беседа» (Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»  (И. Б. Дерманова)

Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.

1. Методика «Закончи предложение» (Н. Е. Богуславская)

2. Анкета – опросник  «Настоящий друг» (А. С. Прутченков)

3. Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)

4. Методика «Что мы ценим в людях» (Л. М. Фридман)

5. Методика «Как поступать» (И. Б. Дерманова)

Исследование  поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Н. П. Капустина)

2.  Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся (Тест  Е. С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой)

Данные методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного  развития личности каждого ребенка и детского коллектива в целом.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся начальных классов позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру. В целом способствует положительной динамике духовно-нравственного роста личности младшего школьника.

Список использованных источников

Методическая разработка внеклассного мероприятия по

духовно – нравственному воспитанию для 3 класса

«Подари радость другому!»

Актуальность выбранной темы.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране  делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутренне состояние и его качества. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим в программе «Духовно – нравственного воспитание младшего школьника» определено место мероприятию «Подари радость другому!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

Цели: воспитание положительных качеств личности для формирования положительной я – концепции и позитивного отношения к окружающему миру; развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

– показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;

– формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;

– обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть, игры «Паутинка».

4. Динамическая пауза в виде игры «Комплименты».

5 Работа в группах.

Форма мероприятия – беседа с элементами игры.

Ученик получит возможность сформировать:

– положительное отношение к сверстникам;

– стремление жить в гармонии с одноклассниками;

– представление о ценностях жизни.

2. Регулятивные УУД:

– осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

3. Коммуникативные УУД:

– развивать умение разрешать внутренние разногласия;

– учиться высказывать предположение (версию);

– уметь договариваться и разрешать конфликты;

– уметь работать в группах.

4. Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации;

– строить речевое высказывание;

– синтез объекта с выделением существенных признаков;

Оборудование и оформление:

Участники: ученики 3 класса, классный руководитель, родители.

Добрый день, уважаемые родители! Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важной и актуальной теме.

–  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разноцветными, яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. И каждый человек – это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше и быть счастливым.

(На доске появляется мальчик.)

– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?

– Что необходимо ему для радости?

(На доске слова – друзья, дом, солнце, семья)

– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда  мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом или делом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Паутинка» и понять, как чувствует себя человек в неловкой ситуации, и научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя несчастным.

а) Игра  «Паутинка»

– У меня в руках клубочек плохих поступков? (клубок ниток). Каждый из вас назовёт плохой поступок, и мы, распутывая этот клубочек, будем отрывать и выбрасывать все плохое, что мы когда- то, может, неосознанно совершали по отношению к окружающим или были свидетелями плохих поступков. ( Ребята называют плохие поступки, отрывают часть нити такой длины, насколько плохим считают эти поступки)

Обсуждение: –  Ребята, вы понимаете, что на месте нашего человечка может быть каждый из нас? И посмотрите он до сих пор не улыбается, а ведь когда люди улыбаются, значит у них все хорошо и они счастливы.

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у мальчика появилась улыбка на лице и поднялось настроение? (сказать хорошие добрые слова, комплименты и улыбнуться).

б) Игра «Комплименты»

– А давайте мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, говорить добрые слова приветствия, поддержки, так как улыбка и доброе слово могут примирить даже самых заклятых врагов.

(ребята делают комплименты друг другу и родителям, говорят добрые слова, пожимают друг другу руки и улыбаются)

– Скажите, приятнее делать комплименты и дарить улыбку или совершать плохие поступки? (ответы детей).

Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Дина Г.

(Ученица рассказывает стихотворение)

Мне сказали слово злое,Грустно стало на душе,Захотелось мне, не скрою,Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,Злое слово подбирать. Но подумала: любовьюНадо раны врачевать.

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!

А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, а вашими помощниками пусть будут родители. Ребята, у вас есть таблицы, в которых указаны качества, которыми должен обладать человек, и качества, которые мешают человеку жить в мире и согласии друг с другом.

в) Работа в группах

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.

В пустые клеточки с помощью родителей дописывают недостающие положительные качества.

Группы защищают результаты своей работы.

Ребята, а если человек будет обладать всеми этими положительными качествами, он сможет быть радостным и счастливым?

А какие поступки могут сделать окружающих нас людей радостными и счастливыми?

– А давайте тогда назовем все эти качества одним словом? (дети отвечают). Радость.

а) Игра «Волшебная шкатулка»

– Ребята, а что это у меня в руках? (шкатулка) Это не просто шкатулка, а «Волшебная шкатулка». В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много. (достают из шкатулки слова – качества и прикрепляют их на доску).

-Ребята, а давайте сохраним все эти наши положительные качества в этой шкатулке. Это будет сокровищем нашего класса. И каждый может в трудный момент воспользоваться этими качествами или пополнить её содержимое новыми хорошими качествами и добрыми поступками своими или своих друзей, одноклассников.

– Ребята, скажите, а можем, мы теперь сделать нашего мальчика счастливым и радостным? А как? (дети отвечают). У вас на   столе лежат две руки. В каждой руке пять пальчиков. Давайте постараемся с помощью этих ручек развеселить нашего человечка, написав ему самые добрые пожелания на каждом пальчике.

– Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вы из нашей беседы взяли для себя? Поможет ли это нам в дальнейшем?

– Ребята, вы молодцы, вы сегодня доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса? Кто может об этом рассказать друзьям из других классов? (ответы детей). Правильно, мы теперь с вами можем дарить радость окружающим. Ребята, большое вам спасибо за помощь друг другу, за честность, за прекрасное настроение, за подаренную друг другу радость.

5. Итог занятия

Ребята ваши родители приготовили сюрприз. И сейчас вам его подарят.

(Вносят букет из шаров и читают стихи).

Крутится, вертится шарик земной,

Годы, как птицы, летят чередой.

На классный час сегодня мы пришли,

С собою в подарок шары принесли.

В красных шарах выраженье любви,

Мы их с собою сейчас принесли.

Дружбы, любви это пламенный знак,

Мы принесли его в наших сердцах!

В синих шарах – голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему вы.

Чтобы сбывались мечты все у вас-

Этого мы вам желаем сейчас!

В шаре зелёном надежда живёт

В то, что счастливым окажется год,

В то, что на свете не будет войны,

Будут леса и сады зелены!

Чёрный же шар мы с собой не несли

Не потому, что его не нашли,

А потому, что в сердцах у детей

Лишь пожелания солнечных дней!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *